Государство. Государственно-муниципальное и общественное призрение в Великом. Государственномуниципальное и общественное призрение в Великом княжестве Литовском (xiiixviii вв.)
Скачать 37.87 Kb.
|
ТЕМА: Государственно-муниципальное и общественное призрение в Великом княжестве Литовском (XIII-XVIII вв.).1. Становление и развитие государственно-муниципального и частного (светского) призрения в ВКЛ. С образованием и укреплением ВКЛ парадигма помощи и поддержки, которая действовала на белорусских землях в составе Древней Руси, изменяется. Для этого периода истории социальной работы характерны четыре основные формы (системы) помощи и поддержки: · церковно-монастырская система, существующая в условиях, когда православие на белорусских землях постепенно теряет позиции господствующей религии и ведущее значение приобретает поликонфессиональность; · светская (частная) благотворительность, где основную роль играют представители белорусско-литовской, а затем и польской знати; · общинное призрение нуждающихся на селе, которое выросло из общеславянских архаических форм помощи и взаимопомощи и в новых условиях получило дальнейшее развитие; · и, наконец, такая форма помощи нуждающимся, которую условно можно определить как государственно-муниципальная система призрения. Она вырастает и крепнет на основе традиций княжеского нищепитательства и широкого развития в ВКЛ городского самоуправления (магдебургий и муниципалитетов). Одной из особенностей возникновения и существования этих двух систем стало то, что они выросли на традициях полоцкой демократии, которые не угасли в ВКЛ. Как отмечает известный российский досоветский историк, профессор М.К. Любавский, в Литовско-Русском государстве, которое «в своем территориальном образовании на сто с лишком лет опередило другое русское государство - Московское, преобладало управление местное, проникнутое автономическими тенденциями, а земли сохраняли в нем свою прежнюю обособленность и самобытность, и все государство было проникнуто началами федерализма». Все это не только создавало благодатную почву для распространения и утверждения на белорусских землях различных религиозных конфессий, которые, соперничая между собой за сферы влияния, сделали немало полезного в социальной поддержке нуждающихся, для развития частной благотворительности с ее социокультурной спецификой, но и оставили свой след на становление тенденций помощи со стороны государственной власти, органов местного самоуправления. Основные направления деятельности государства и общества в названной сфере были те же, что и в Западной Европе - профилактика бедности и борьба с проявлениями социальной патологии. Бедность могли вызывать различные причины: неумелое ведение хозяйства, неблагоприятные климатические условия, пожары, войны, эпидемии и т.п. К одной из первых законодательных мер в ВКЛ против обнищания населения следует отнести статьи «Уставы замков, держав и дворов» Сигизмунда Августа, которые предусматривали в голодные годы льготы крестьянам «как в данинах разных, так и в работе и в подводах», а также «потерпевшим от пожара, эпидемии и падежа скота». «Балочная устава» (1557) расширяла круг клиентелы, нуждающейся в помощи, и предписывала освобождать от наказания и взыскания тех крестьян, которые не уплатили податей и оброков «за пожогою, за вымеретьем або за хворобою всего дому, за голодом, за побитьем граду и за убожеством». Одним из подтверждений того, что законодательство ВКЛ в деле социальной помощи нуждающимся находилось на уровне тогдашнего общеевропейского, стала, например, ст. 10 разд. XI Статута 1529 г., которая запрещала продажу в рабство свободного человека в голодные годы, когда нищенство имело наибольшее распространение. а ст. 11 разд. XI предоставляла свободу челяди, которую во времена голода не мог прокормить хозяин. Этого в те времена не было в нормативно-правовых актах других государств. Таким образом, в отличие от России, где к середине XVII в. появляется некая кредитная система, позволяющая в период массового голода физически и экономически выжить человеку, на Беларуси законодательные нормы такого плана укоренилась раньше и были более гуманны, о чем, например, свидетельствует тот факт, что формально «отпуск на волю» осуществлялся без оговаривания «дополнительных условий». К профилактическим мерам против обнищания населения следует отнести и практику выдачи охранных грамот («железных листов») великого князя Литовского на срок до трех лет шляхтичам, купцам (т. е. тем, кто составлял опору существующей власти) и, что характерно, «иным людям обедневшим, кроме евреев», чего, опять-таки, в то время не было в законодательстве многих стран. Были предусмотрены меры и по защите своих прав беднейших слоев населения в ходе отправления судопроизводства. Так, человеку убогому, вдове или бедному суд, несмотря на то, что услуги адвокатов были платными, мог назначить защитника (прокуратора) бесплатно (ст. 57, разд. IV). Да и система наказаний, по сравнению с той, которая существовала в других европейских странах по отношению к маргинальным слоям населения, представляется более гуманной. Это, например, выражалось в отказе от уголовного наказания детей и подростков, отказе от смертной казни для беременных женщин, большей ответственности за преступления против женщин, установление юридической ответственности шляхтича за убийство простого человека, детоубийство и т. п. Гуманизм, как известно, предполагает и ответственность за соблюдение норм поведения в обществе. В ВКЛ, как и в Западной Европе, появляется ряд законов, запрещавших профессиональное нищенство. К одним из первых попыток белорусско-литовского феодального государства ограничить нищенство и бродяжничество следует отнести статьи Судебника Казимира IV Ягеллончика 1468 г. Статутов ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг., а в последующем - специальный Указ Короля Польского и великого князя Литовского Яна Казимира 1653 г. о нищих. Со временем роль государственной и муниципальных властей в борьбе с проявлениями социальных патологий возрастает. Это было обусловлено распространением профессионального нищенства как феномена социальной нестабильности, что характерно как для Западной Европы, так и для России того времени. В отличие от России с ее стремлением к централизованной системе помощи и поддержки, в ВКЛ основная нагрузка в профилактике и борьбе с нищенством ложится на местные органы самоуправления, что свидетельствует о приверженности к западным образцам. В этом видится одна из основных отличительных особенностей развития истории процесса социальной помощи в России и на Беларуси в тот период. В ВКЛ вплоть до последней четверти XVIII в. (т. е, до вхождения территории Беларуси в состав Российской империи) в деле социальной помощи нуждающимся, профилактики и преодоления феномена социальной патологии роль муниципалитетов, других местных органов власти продолжала оставаться весьма значительной в отношении к самым различным категориям населения. Магистраты брали на себя заботу об устройстве шпиталей и богаделен, которые, как и в России, во многом содержались за счет частных пожертвований. В задачи городских органов самоуправления в соответствии с широко распространенным на территории Беларуси Магдебургским правом (более 40 городов), кроме всего прочего, входила закупка и снабжение жителей хлебом во время голода из «местких скрынь» (общественных кладовых). За выполнением этих и других обязанностей магистратов следила королевская власть. Целый ряд статей «Белорусской конституции» (Статут 1588 г.) и других более ранних нормативно-правовых актов предусматривал защиту прав сирот и малолетних. Так, впервые возраст вменяемости (7 лет) указан в ст. 1 Судебника 1468 г. подготовленного и действующего на территории ВКЛ, что свидетельствовало о следовании общеевропейским правовым традициям с учетом местных условий. Статут ВКЛ 1529 г. определил, что «ест лета дорослые: младенцу осмнадцат лет, а девце пятнадцат лет» (ст. 18, разд. II) и в целом ряде других статей (ст. 5 II разд., стст. 1—2, 5 III разд. и др.) юридически закрепил права несовершеннолетних. Статуты ВКЛ разрешали родителям лишать своих детей наследства лишь в том случае, если они оскорбили отца или мать словом или действием. Позднее на территории Беларуси появились специальные «сиротские суды». Они учреждались при магистратах (с 1864 г. при окружных судах) и представляли собой сословные органы, ведавшие опекунскими делами купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот (с 1818 г. личных дворян, если они не имели земельной собственности). В обязанности этих судов входило слежение за состоянием опеки и разбор жалоб на опекунов. Существовала и дворянская опека. Законодательство ВКЛ предусматривало и меры по оказанию помощи в профессиональном обучении детей низших слоев общества. В первой половине XVI в. «Устава замков, держав и дворов» Сигизмунда Августа предписывала «брать у крестьян сыновей и отдавать в наученье ремеслу с тем, чтобы они потом могли оказаться полезными для замков и дворов господарских». ВКЛ было одним из немногих государств мира, где женщины обладали значительными правами. Статуты ВКЛ предусматривали компенсацию шляхтянке за нанесение ей ран или словесного оскорбления (бесчестье), а штраф за убийство (головщизна) был вдвое выше, чем для мужчин того же сословия. За изнасилование женщины или девушки независимо от ее сословного положения насильник подвергался смертной казни («горлом маеть каран быти»). Ст. 9 III разд. Статута ВКЛ 1529 г. предусматривала право дочерей шляхты на наследование родового имущества. Но основным правом женщин привилегированных сословий было право на приданое и «вено»— обеспечение мужем на своих имениях и другом имуществе суммы, в два раза превышающей размер полученного приданого. Запись «вено» была узаконена еще привилеем литовским боярам 1413 г и сохранялась в Статутах ВКЛ. Таким образом, знатные шляхтянки, права которых в силу ряда социокультурных особенностей ВКЛ поддерживались властью, играли значительную роль в жизни литовско-белорусского государства. Не обошло законодательство ВКЛ и такую маргинальную категорию, как аномальные лица. Анализ Статутов ВКЛ и других юридических источников, показывает, что слепые, глухие, немые были юридически правоспособны, являлись одним из основных объектов социальной помощи и поддержки. Их права с течением времени расширялись и оформлялись юридически. Статут ВКЛ 1588 г. довольно подробно и своеобразно регламентировал вопросы, связанные с правовым положением сумасшедших (ст. 35 разд. XI). Если умалишенный принадлежал к состоятельным людям, то надсмотр за ним с надежной изоляцией от общества поручался родственникам, знакомым и слугам. Убогие сумасшедшие подлежали содержанию в местах заключения. Церковь (особенно православная) стремилась к ресоциализации аномальных лиц присущими ей средствами. «Больные, беснующиеся и безумные», как отмечает С. Герберштейн, не были избавлены от причастия в православных храмах. Что же касается проблем лечения бедных больных, то Статут 1588 г., например, упоминает «барберов» (ст. 7 разд. XII). Так назывались парикмахеры, которые одновременно были и лекарями. Одновременно на Беларуси распространялись и научные идеи помощи аномальным лицам. Так, в процессе контактов с прогрессивными мыслителями ВКЛ и Речи Посполитой А. Добжанским, П. Кохлевским и др., Я.А. Коменский внедрял свои идеи о необходимости обучать даже «тупых и злых от природы», глухих и слепых, умственно отсталых и вообще трудно поддающихся воспитанию. В эпоху Просвещения для этого сложились наиболее благоприятные условия, продолжалось накопление и анализ научно-медицинских и психолого-педагогических знаний об аномальных людях, о целесообразности их специального воспитания, обучения и других видах социальной помощи. Основанный в 1579 г. Виленский университет проделал значительную работу по исследованию различных аномалий в развитии человека. Т.о., система государственно-муниципального призрения в ВКЛ была приближена к западноевропейской. Она развивалась в разных направлениях, не ограничивала поликонфессионального социального служения и светской благотворительности. Роль местных органов власти в деле призрения нуждающихся оставалась преобладающей вплоть до вхождения территории Беларуси в состав Российской империи. 2. Общинное призрение в сельской местности В сельской местности, где проживало подавляющее большинство населения ВКЛ, вопросы социальной помощи нуждающимся регулировались инструкциями местных шляхетских сеймиков и постановлениями сейма Речи Посполитой. Одним их основополагающих стал акт о воспрещении бездомным хлопам переходить с места на место. Забота о них поручалась хозяевам, которые «wyprowadzac sie nie powinien». В России подобные законодательные акты на государственном уровне были приняты при Петре 1 в начале XVIII в. Как отмечал М.В. Довнар-Запольский, «толпы крепостных российских крестьян проникали в ВКЛ, привлеченные возможностью свободной жизни». Количество нищих в белорусских селах, особенно в годы «пандемических явлений», значительно возрастало (как и везде в мире). Кроме того, росту нищенства способствовал произвол набиравших силу великопольских и местных начальников, которые облагали крестьян значительными налогами и сборами. Роль такой древнейшей формы помощи нуждающимся, как милостыня, в системе социальной помощи и взаимопомощи в белорусском селе в названный период продолжала оставаться весьма значительной. Милостыня была не только путем спасения, указанным религией, за которым следует помилование, но и некое социокультурное деяние, направленное на совершенствование общественных отношений. «Народная благотворительность, — отмечает белорусский исследователь В.П. Грицкевич, — была прежде всего обусловлена социальными факторами и самими жизненными обстоятельствами. При тогдашней неустойчивости производства голод повторялся периодически. Каждое поколение переживало общий голод не раз и не два в течение жизни. Каждый понимал, что завтра может наступить его черед ходить по миру и просить. Люди надеялись, что другие вернут им то, что они в свое время отдали голодным... Не было праздника, на котором нищим не отводилось бы места за столом. Сопровождались раздачей милостыни также поминки и крестины ...». В деле профилактики бедности и обнищания в белорусских сельских общинах широко использовалась такая издревле известная у восточных славян форма трудовой взаимопомощи, как «толока» - выполнение определенной хозяйственной работы общинниками в одном из крестьянских дворов (общественная обработка земли беспомощных стариков, вдов и малолетних сирот, оказание помощи погорельцам в строительстве дома, подвоз стройматериалов или выделение подвод для этой цели, обеспечение соломой для крыши, строительные работы и т. д.). Толока как порождение соседской общины была одним из важнейших социальных институтов, призванным обеспечить нормальное функционирование крестьянских хозяйств на основе помощи и взаимопомощи. Типы толоки были весьма разнообразны и варьировались в зависимости от вида хозяйственной работы и от формы организации взаимопомощи: навозная, дровяная, строительная, сенокосная, уборочная и т. п. В своей основе толока оставалась неизменной на протяжении многих веков и воспринималась каждым новым поколением как необходимая, позитивная традиция, непоколебимая человеческая ценность. До наших дней в белорусских селах сохранились древние обычаи взаимопомощи, закрепленные как стереотип социального поведения на сознательном и бессознательном уровнях. Один из них, например, «бонда», который заключается в угощении близких и односельчан «свежыной», а также хлебом, плодами, овощами нового урожая. Роль общины как органа местного самоуправления на селе в профилактике бедности, помощи нуждающимся и в борьбе с проявлениями социальной патологии по сравнению с языческой эпохой возросла и продолжала оставаться весьма значительной вплоть до конца XIX в. Одним из ее органов была «копа» (от старославянского «капъ» — изображение бога, идола, позаимствовано из тюркских языков; позднее в социальном смысле — «общество»)- средневековое общинное собрание на Беларуси и Украине, которое рассматривало внутренние вопросы крестьянской общины (в т.ч. вопросы призрения и помощи нуждающимся, борьбы с различными проявлениями социальной патологии, причинения вреда, чародейство и т. п.), выполняло роль народного суда. Судопроизводство имело две формы: обычную и чрезвычайную. Обычно копа собиралась в определенном месте — на коповищах, майданах по инициативе заинтересованных лип в заранее определенное время, которое чаще приурочивалось к религиозным праздникам. Судьями могли быть все хозяева в данной местности, чаще 10—20 чел. Присутствовали «старцы» и представители государственной или помещичьей администрации (виж, возный), которые следили за правильностью исполнения норм копного права. Чрезвычайная копа собиралась в случаях убийства, поджога, нападения и определенного места сбора не имела. Обиженный поднимал «гвалт» и все взрослые должны были бежать к месту случившегося, где и происходила копа (копный суд). Никто не имел права отказываться от этого под страхом быть обвиненным копою. Все были судьями и имели равный голос в принятии решения. Если злоумышленнику удавалось скрыться, вся копа шла по горячему следу, а если преступник удирал в соседнюю волость, все затраты возлагались на ее жителей. Решение копы не подлежало апелляции и выполнялось немедленно (в т. ч. и смертная казнь), сразу же по рассмотрению дела и одобрения его присутствующими на собрании сельчанами. Копа, например, могла приговорить закоренелых пьяниц к покаянию, приковыванию к позорному столбу, прогонке с бутылкой на шее по селу или «хлысты» (наказание лозовыми прутьями). Копа была широко распространена в ВКЛ и действовала на территории Беларуси вплоть до XVIII в. Одним из основных объектов в сфере социально-помогающей деятельности белорусской крестьянской общины были одинокие старики. Институт старцев закрепился еще в архаический период как общинно-родовая форма помощи и в ВКЛ получил дальнейшее развитие. Отношение к старикам в белорусских селах, где рано сформировался культ мудрой старости, было подчеркнуто уважительным, как бы ни было это обременительным для окружающих. Не случайно «старцами» называли выборных лиц крестьянского самоуправления. Они следили за порядком в селах, участвовали в копных судах, распределяли повинности среди жителей и т. п. Постепенно определились и основные формы общинного призрения одиноких стариков: поочередное кормление по домам; отдача призреваемого на полное содержание одного из членов сельского общества; выдача пособий (в основном «натурой»); специальный отвод земли по решению сельского общества («косячки» для заготовки сена и т. п.); помещение в богоугодные заведения. В социально-знаковой оппозиции по отношению к здоровым и работоспособным членам общины находились не только старики, но и дети, которые хотя и относились к разным социовозрастным группам, но объединялись по общему признаку «сиротства». Поэтому многие из общинных форм призрения стариков, применялись и к детям (поочередное кормление малолетних сирот по домам, отдача призреваемого приемным родителям, общинное призрение «гадаванца» или «выхаванца», который имел хозяйство и т. п.). Специфической формой сословной взаимопомощи, социального патронажа детей можно считать распространенный на белорусских землях в XVI — начале XVIII вв. обычай «дядькования», когда шляхта за определенную, чаще натуральную плату («покормное» и «дядьковое») отдавала своих детей в возрасте 4—5 лет на 3—5 лет на воспитание в крестьянские семьи. В ходе «дядькования» решались прежде всего следующие социально-педагогические задачи: воспитание у детей физических и духовных качеств (трудолюбия, силы, неприхотливости в еде, одежде; любовь к родной земле, милосердие и т. д.), свойственных простому народу, а также умения выживать в трудных ситуациях, основываясь на принципах помощи и взаимопомощи. Дядькование сохранялось в некоторых местах Беларуси вплоть до середины XIX в.. Призрению подлежали не только убогие, престарелые, сироты, но и вдовы. В рамках сельской общины на них распространялись фактически те же льготы, как на сирот или стариков. Юридически их права были закреплены в Судебнике Казимира IV Ягеллончика (1468), специальной «Ухвале» Панской Рады (1509), Статутах ВКЛ и постоянно расширялись. Таким образом, в названный период в ВКЛ развиваются начатки государственно-муниципального и общинного призрения аномальных лиц, их лечения, обучения и воспитания, что нашло отражение в юридических документах и материалах по истории ВКЛ. 3. Борьба с проявлениями социальной патологии Законодательство ВКЛ, местные органы городского и сельского самоуправления значительное внимание уделяли вопросам профилактики и борьбы с такими проявлениями социальной патологии, как пьянство, проституция и инфатицид. Борьба по ограничению пьянства и незаконного производства спиртных напитков составляла одну из важных задач центральной и местных властей. Литвин Михалон в трактате «О нравах татар, литовцев и москвитян» (1550) отмечает широкое распространение в Литве пьянства, когда «крестьяне, забросив сельские работы, сходятся в кабаках». Уже Статут ВКЛ 1529 г., пытаясь ограничить незаконное производство и продажу спиртных напитков, требовал от воевод отбирать корчмы. Термин «кормчество» — тайная беспатентная продажа спиртных напитков — был широко распространен в ВКЛ. Статут свидетельствует, что корчмы принадлежали не только лицам светским, но и духовным. С появлением и быстрым распространением в Европе водки (XVII в.) началось Zechjahrhundert (столетие пьянства). От «Эуропы» не отставала белорусская знать, а за ними местечковая шляхта. Во многих местностях ВКЛ стали рушиться вековые традиции воздержания от алкоголя. Под влиянием петровских реформ, как отмечает Могилевская хроника, «начали курить и нюхать табачный напиток публично, и только в Могилеве есть такой старосветский закон, чтобы от Могилева до Смоленска под страхом смерти никто не отваживался провозить ни табака, ни водки» [206, с. 337], что свидетельствует о стойкости укоренившейся здесь антиалкогольной традиции. В Речи Посполитой продажа шляхтой крестьянам алкогольных напитков постепенно принимала принудительный характер, поощрялось пьянство. На уровне государства и органов местного самоуправления были предусмотрены и меры борьбы с проституцией. Со временем в ВКЛ меры наказания за проституцию и вовлечение в нее, супружескую неверность («чужеложество»), в частности, для дворян, становились все более суровыми, чему немало способствовал авторитет церкви. Сводничество в ВКЛ считалось уголовным преступлением. Статут 1588 г. предписывал воеводам, старостам и местным урядникам выявлять сводников и сводниц, рассматривать их действия как покушение на благопристойные нравы семьи и общества, наказывать отрезанием ушей, носа, губ и изгнанием из населенного пункта. Шляхтичи же (белорусские дворяне), особенно под воздействием алкогольных напитков, развратничали в открытую и насиловали понравившихся им женщин, хотя Статут ВКЛ 1588 г. предусматривал за насильственное вступление в половую связь с женщиной строгие наказания вплоть до смертной казни (ст. 12 разд. XI). Со временем наказания за распутную жизнь становились все либеральнее, хотя формально «закон о соблазнителях» и сохранял свое действие. В Речи Посполитой второй половины XVIII в. за семейную измену особенно не преследовали. Сам королевский двор (как, впрочем, и двор Екатерины II, королевские дворы Европы, как это было отмечено выше) был не только образцом роскоши, но и внебрачных связей, разводов и разврата. Королевские и магнатские балы создавали благоприятные условия для интимных, внебрачных связей. Как и в Европе, на территории Беларуси развивалась открытая проституция (как в публичных домах, так и уличная), несмотря на ряд запретов и ограничений. Не обошло законодательство ВКЛ и такую проблему, как инфатицид. Так, ст. 60 разд. X Статута 1588 г. «О наказании таких распутных женщин, которые бы погубили своих детей или чужих» предписывает, что «таковые, как тот, кто подрядился это сделать, должны быть сами наказаны смертью». Подобные меры уже давно существовали в Западной Европе, в России они были введены лишь в 1715 г. указом Петра I. Таким образом, изменения в теории и практике становления и развития социальной помощи на территории Беларуси в XIII—XVIII вв. происходили в контексте развития государственно-муниципального и общинного призрения в ВКЛ, более приближенных к нуждам населения и конкретному человеку, чем набиравшее в то время силу централизованное призрение в тогдашней России. 4. Частная благотворительность, филантропия и меценатство на белорусских землях Уже в первые годы существования ВКЛ стала активно развиваться светская или, как ее определяли исследователи XIX в. частная благотворительность, что поощрялось государством в лице великокняжеской власти, местными органами самоуправления и церковью. Возникновение и развитие частной благотворительности было связано с расслоением общества на классы, когда появилась возможность безвозмездно отчуждать часть доходов богатых в пользу бедных. Светская благотворительность выражалась в мерах помощи в период голода, эпидемий и других пандемических обстоятельств, устройстве «шпиталей» для престарелых и инвалидов, меценатстве и т. п. В качестве основных субъектов помощи выступали, прежде всего, представители белорусской магнатской знати таких древних родов, как Радзивиллы, Пацы, Четвертинские, Острожские, Олельковичи и др.; шляхта, священнослужители и мещане. Их деятельность на почве милосердия и благотворения при самом, иной раз, широком спектре мотивации (от идеальных до амбициозных мотивов), носила в большинстве случаев характер добровольности и истинного бескорыстия, была наполнена высоким гражданским смыслом, что, впрочем, не исключало использования частной благотворительности как средства политической борьбы, повышения социального статуса субъектов благотворения. Основные направления развития частной благотворительности были обусловлены социально-экономическими, идеологическими, военными и социокультурными потребностями, а также потребностями государства и общества в развитии тех или иных направлений социальной помоги нуждающимся. Многовекторность частной благотворительности распространялась от создания специальных благотворительных учреждений помощи и поддержки различным категориям нуждающихся до помощи в образовании, просвещении, профессиональной подготовке и т. п. Особенности развития института частной благотворительности на белорусских землях во многом были обусловлены влиянием на него межконфессионального соперничества, что обусловило акцент на развитие просвещения и культуры. Можно утверждать, что почти вся культура эпохи Возрождения и Реформации была создана благодаря меценатам. Принято выделять следующие формы меценатской деятельности: патронат или финансовая, моральная, юридическая поддержка творчества; собирание художественных коллекций, библиотек; разные типы фундаций, дарственных грамот в пользу как частных лиц, так и религиозных, общественных, культурных учреждений, которые способствовали их культурной и общественной деятельности. Пример подавали первые лица государства. Так, выделял личные средства на развитие культуры на белорусских землях польский король Сигизмунд II Август, создавший в Вильно картинную галерею и богатую библиотеку (1546), которая в 1552 г. насчитывала уже 1273 тома, в том числе и сочинение Н. Коперника «Об обращении небесных тел» До Сигизмунда заметную деятельность в области благотворительности проводила польская королева и жена великого князя Литовского Ягайло Ядвига, которая в 1397 г. при Пражском Карловом университете основала бурсу для студентов из литовских земель, выделив на ее содержание значительный капитал.. Членами различных православных братств, чья деятельность на ниве благотворения в XVI—XVII вв. общеизвестна, были князья Острожские, Олельковичи, Радзивиллы, Сапеги, Сангушки, Паскевичи, Пацы и представители других знатных белорусских магнатских родов. Например, К.К. Острожский, который родился и провел детство в Турове, основал братские школы в Слуцке и Турове (1572), Острожскую типографию, где работал первопечатник И. Федоров. Виленские братчики издавали свои книги в типографии князя Острожского в Ивье и Вильно. Отмеченные гуманистическим, демократическим отношением к судьбе человека в его земной среде, идеи белорусских просветителей, представителей радикально-гуманистической мысли нашли свое отражение и в деле совершенствования нормативно-правовых актов ВКЛ. В Статуте ВКЛ 1588 г. отдавалось должное и частной благотворительности. Статут дал значительный толчок развитию частной благотворительности. Благодаря материальной поддержке белорусских магнатов видные протестантские ученые, просветители, поселившись в их владениях в Несвиже, Слуцке, Бресте, Сморгони, Глубоком и многих других городах и местечках Беларуси, развернули свою просветительно-образовательную работу среди населения. С. Будного пригласил в белорусский город Клецк принявший в 1553 г. кальвинизм канцлер ВКЛ и виленский воевода Н. Радзивилл (Черный). Именно в Клецке С. Будный подготовил к печати свой знаменитый «Катехизис», вышедший в свет в 1562 г. на деньги Радзивилла в принадлежащей ему же Несвижской типографии. Это была первая печатная белорусская книга на территории, которую ныне занимает наша республика. Она появилась на два года ранее, чем «Апостол» И. Федорова, и использовалась в качестве школьного учебника. Видному государственному и общественному деятелю ВКЛ А. Б. Воловичу, который (как Н. Радзивилл) финансировал издательскую деятельность С. Будного в Несвиже, белорусский просветитель посвятил свою книгу «Об оправдании грешного человека перед богом» (1562). Вообще же в XVI—XVIII вв. на территории Беларуси действовало 19 частных типографий, издано около 400 наименований книг. Расцвет благотворительного движения на Беларуси приходится на времена подъема дворянской волны гуманизма. В период Возрождения и Реформации поместья многих белорусских магнатов становятся реформационно-гумани-стическими центрами, вокруг которых группируются литераторы и общественные деятели. Так, особое внимание род Радзивиллов уделял развитию просвещения и образования. Его поддерживали в этом перешедшие в протестантизм рода Ходкевичей, Сапегов, Зеновичей, Глебовичей и др. Во второй половине XVI в. Радзивиллы создали ряд школ в своих частных владениях, при некоторых из них существовали бурсы (общежития) для детей из бедных семей. С середины XVI в. все большее значение приобретает дворянская благотворительность, особенно ее светские направления. В XVI—XVIII вв. в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, куда входили и земли Беларуси, благотворительностью в образовании сирот и детей из бедных семей все больше стали заниматься жены богатых людей. Украинский мемуарист Я. Охотский, англичанин В. О'Конор, польский мемуарист А. Машиньский пишут, что многие магнатки брали из волостей к себе в дом на воспитание девочек из семей обедневшей шляхты, где воспитанницы вместе с родными дочерьми обучались грамоте в домашней школе, брали уроки танцев и этикета, их обеспечивали одеждой и питанием, а по достижении совершеннолетия выдавали замуж с немалым приданым. На территории Беларуси в XIII — середине XVIII в. наиболее распространенной формой светской благотворительности, призрения нищих, бездомных, престарелых, больных, вдов и сирот стала организация и материальная поддержка «шпиталей». Так, в Могилеве, по подсчетам Ф. Журдо, в середине XVIII в. было свыше 30 шпиталей или по одному на каждую тысячу городских жителей. Их устраивали магнаты, церковь и братства, магистры, цехи ремесленников и т.д. Существенную помощь призреваемым в шпиталях оказывали частные благотворители. В конце XVIII в. шпитали потеряли свое первоначальное значение. Одни из них превратились в богадельни, другие сохранили функции приюта и больницы, третьи стали больницами. От прежних шпиталей у них осталось одно лишь название. Таким образом, система государственно-муниципального призрения в ВКЛ была приближена к западноевропейским образцам, развивалась по различным направлениям и предусматривала ряд мер поддержки, защиты и контроля, не ограничивая развитие поликонфессионального социального служения и светской благотворительности. Статуты ВКЛ, другие нормативно-правовые акты, постановления муниципальных органов содержали ряд требований и норм по предупреждению бедности, защите прав социально-уязвимых и маргинальных слоев населения, а также предусматривали наказания за асоциальное поведение, что сыграло значительную роль в профилактике и борьбе с такими проявлениями социальной патологии, как профессиональное нищенство, алкоголизм, проституция, детская беспризорность, бродяжничество и т. п. Светская благотворительность была активно поддержана государством и обществом, поскольку в ней виделся выход в решении тех вопросов помощи и поддержки, которое тогда не в состоянии было решить государство. Роль местных органов власти в деле призрения нуждающихся оставалась преобладающей вплоть до вхождения территории Беларуси в состав России, что внесло в этот процесс свои коррективы, и, несмотря на ряд трудностей, связанных с утверждением новой парадигмы и практики, объективно способствовало развитию и совершенствованию на интегративной основе системы социальной помощи в социокультурной среде двух братских народов в новых условиях. |