Государственноправовой режим. Понятия и виды.
Скачать 47.61 Kb.
|
2.Легитимность власти - необходимая предпосылка оформления политического режима.Слово "демократия" происходит от греческих слов "демос" - народ и "кратия" - власть или правление. Таким образом, демократию можно определить как власть, правление народа. Однако концепция демократии более сложная, чем определение этого термина. Основанная, на ранних истоках самого слова концепция демократии как "правления народа" покоится на принципе, что народ в целом считается основой политической жизни. Он является основным источником власти, и его интересы и благосостояние - это главная цель государства. При демократическом режиме политическая власть легитимизируется (становится законной), только если она исходит от людей. Она может исходить только от свободного решения народа в целом и по отдельности, когда каждый человек может принимать свободные политические решения. Свобода - это основное предварительное условие самой концепции самоуправления. Существует два способа проявления легитимизации. Первый, при котором люди никогда не отдают принадлежащую им власть, чтобы самим создавать и переделывать форму правления. Второй, когда люди постоянно передают власть официальным лицам и институтам, действующим от их имени, но эти власти становятся им подотчетны.3[4] Концепция демократии сконцентрирована на принципе суверенности народа или "народном суверенитете". В соответствии с принципами народного суверенитета власть исходит от людей к представителям власти, а не сверху вниз. Важным признаком демократии являются свободные, справедливые и регулярные выборы с всеобщим правом голосования для взрослых, но сами по себе свободные выборы не обеспечивают демократию. Демократическая система может быть охарактеризована свободным и открытым обменом идеями и мнениями. В своем лучшем варианте, демократия обеспечивает внутренний мир при постоянном конфликте интересов и мнений. Концепция демократии, в своем основном значении, включает правление большинства и уважение к меньшинству, потому что они тоже являются частью народа в целом. Имея статус части народа, меньшинства всегда получат справедливое отношение. Государство является менее демократичным, если какая-либо часть народа исключается из общего правления или если часть людей несправедливо ущемлены в своих интересах. Как слово "демократия" употребляется неправильно. Многие страны, считающие себя демократичными, не соответствуют вышеперечисленным критериям. Это может происходить из-за неправильного понимания концепции или из-за умышленного искажения ее принципов. Эти термины могут быть использованы для того, чтобы: - прикрыть деспотичные режимы, которые манипулируют и взывают к чувствам, но которые топчут основные права народа, например, демагогия; - скрыть деспотизм, когда политическое участие и выборы превращаются в показательные шоу и инициируются правительством, чтобы достичь предопределенных результатов, например, притворная демократия; - включать только некоторые элементы демократии в искаженном виде, например, правление большинства становится тиранией большинства, электоральной диктатурой или автократией; - призывать риторику "воли народа", не используя демократические процедуры, чтобы выявить, в чем заключается воля народа, например власть мафии, "диктатура пролетариата"; - неправильное представление чьих-либо интересов (части народа), которые могут иметь поддержку, как если бы они были эквивалентом всеобщего благосостояния. Демократические политические системы, несмотря на разные цели, можно разделить на те, где в центре стоит личность (личностная), и на те, где общество (общественная). Эти две категории по-разному понимают "личную свободу" и "общественную свободу". Личная свобода означает, что личность может действовать самостоятельно. Общественная свобода подразумевает, что общество людей как независимое политическое образование может само собой управлять. На практике любая демократия может сочетать в себе две эти теории. Для того чтобы в самом основании общества не возникало напряжения, в основе демократии должна быть положена свобода личности или суверенность народа в целом, так как и то и другое необходимо для демократии. Демократия должна поддерживать принципы самоопределения человека и в равной степени самоопределения народа в целом. Эти два понятия не должны исключать одно другое, хотя одно из них всегда будет преобладать. 4[5] Демократию называют либеральной, если главенствующее место в ней занимают статус и свободы личности. И наоборот, если в демократии преобладает статус общества, такую демократию называют нелиберальной. Термин "либеральный" происходит от лат.слова "либер", что означает "свободный". Либерализм как политическая теория учит, что главная цель государства и политики - защитить самостоятельность и права человека, начиная с права на жизнь. В либеральном типе демократии приоритет отдан личности, и его/ее права выходят на первое место. Права человека имеют приоритет даже перед правами общества. Нелиберальный тип демократии принимает и поддерживает права и интересы членов общества в принятии политических решений и участии в политической жизни общества (например: право голосовать, право на политические объединения, свобода слова и свобода собрания для достижения политических целей). Оно может, тем не менее, поддерживать некоторые права и свободы, характерные для либеральных обществ, - свобода слова и вероисповедания, самовыражение, право на частное пространство. На практике нелиберальная демократия содержит больше противоречий и расхождений между составляющими политической системы, чем либеральная демократия. Нелиберальные демократии бывают следующих категорий: - классические республики с демократическими элементами, такими, как общественное участие и представительство, но главной целью является достижение и поддержание общественного блага; - социальные демократии, при которых обеспечение благосостояния составляющих групп (например, детей, работающих или стариков) является высшей целью - противопоставляется набирающей силу индивидуальной теории; - общественные содружества - политическая система понимается как общее дело всех граждан, а статус каждого гражданина определяется принадлежностью к общему содружеству; - современные электоральные демократии, при которых единственным компонентом демократии остаются выборы, которые считаются свободными. Ни настоящая свобода, ни настоящая власть не могут существовать при условии серьезного противостояния индивидуализма и коллективизма. Только если политическая система соединяет и личностную и общественную теории, такая система соответствует критериям концепции демократии. Само определение демократии сочетает личностное и общественное самосознание. Демократия только тогда может считаться стабильной, когда представляет собой хорошо сбалансированную систему либерального и нелиберального типа. Такая демократия не впадает в крайности индивидуализма и коллективизма, потому что их нельзя сравнить с демократическим самоуправлением. Основная концепция демократии определяет характеристики политической системы. Либеральные или нелиберальные системы являются "типами" демократии. Но эта концепция и эти типы не включают все типы и элементы, чтобы создать действующую политическую систему. В зависимости от того, какие элементы были выбраны, разные "типы" демократии по ходу истории будут выходить на первый план или установятся в свободном порядке. Ниже перечислены альтернативные типы демократии, которые представляют разные политические конфигурации того, как люди делегируют свою власть. (На практике элементы ниже перечисленных типов демократии смешаны между собой, и их комбинации отличаются от страны к стране).[55] а) Прямая или представительная демократия - прямая демократия - граждане правят напрямую, обычно через общие собрания; - репрезентативная демократия - граждане выбирают тех, кто будет управлять. б) Мажоритарная или консоциальная демократия - мажоритарная - большая часть всех законов принимается простым большинством самим народом либо законодательным собранием; - консоциальная или супермажоритарная - законы не могут быть приняты без согласия либо преобладающего (супер) большинства (две трети или три четвертых) законодательного собрания или выраженных общественных групп (например - этнических групп). В некоторых случаях такие условия заканчиваются тем, что власть разделяется между двумя и более этническими или культурными группами. в) Состязательная или консенсусная демократия. - состязательная - процессы принятия политических решений проходят таким образом, чтобы обеспечить борьбу между расходящимися интересами и целями, в этой борьбе могут быть победившие и проигравшие; - консенсусная (согласительная) - процессы принятия политических решений гармонизируют расходящиеся интересы и цели, подводят их к взаимно приемлемому согласию. г) Централизированные и децентрализированные демократии - централизированные - единственное правительство превыше всего; оно может руководить подотчетными местными и региональными компонентами или может обойтись без них и руководить напрямую; - децентрализированные - каждое из двух и более правительств (или уровней правительства) обладает достаточной властью для определенных целей, но ни одно из них не преобладает во всех областях сразу. В некоторых случаях они разделяют сферы ответственности (например федеральная система). Перед демократией стоят цели, многие из которых стоят также и перед другими политическими режимами. Среди этих целей есть такие, которые хотя и существуют при других политических системах, имеют большее значение для демократии. Другие присущи только демократии и являются дополнительными, относящимися только к либеральной демократии. Одним из доводов за демократию является то, что при ней эти ценности получают свою реализацию наиболее полно, чем при других политических системах. Это: защита жизни граждан, территориальная целостность, правосудие и общественное благо. Демократия не только более полно реализует ценности, общие с другими политическими системами, но и имеет ряд целей, присущих только ей. Это:- Защита прав и свобод граждан Участие рядовых граждан в управлении обществом Свободный обмен информацией Прозрачность деятельности правительства Защита от злоупотреблений и самоуправства властей Динамизм политической системы. Цели и ценности либеральной демократии Значимость и достоинство каждого гражданина - основополагающие ценности либеральной демократии Защита прав отдельных граждан Способствование раскрытию индивидуальных возможностей граждан Гражданское общество Рыночная экономика6 Разрешение конфликтов между соблюдением прав личности и общественным благом Создание открытого общества. Цели и ценности нелиберальных демократий Стабильность Воспитание у личности чувства принадлежности к социуму Ощущение принадлежности к своей национальности, одной из многих составляющих народ демократической страны Любовь и стремление сохранить свою малую родину Общественная и личная мораль Стремление к достижению консенсуса Аргументы против демократии[4] Интеллектуальный, исторический опыт, нерешенные проблемы демократических обществ выдвинули значительные аргументы против демократии. В силу того, что эти аргументы являются значимой критикой этого строя, они указывают на возможные патологии демократии, с которыми приходится бороться для того, чтобы направлять общественные процессы по правильному пути. Демократия способствует тирании низов общества. В современном мире, так как демократия основана на власти большинства, а большое количество избирателей относится к малообеспеченным слоям общества и представляет собой представителей доминирующей национальности, демократия может привести к политике обслуживания исключительно интересов этих классов и национальности в ущерб интересам других слоев общества и общественному благу. - Демократия закрывает реальных носителей власти. Даже если демократические институты функционируют исправно, реальная власть в обществе может быть не зависима от них и скрыта от глаз общественности. Отвлекая общественное внимание от реальных центров власти, демократические процессы могут служить ширмой последним и легализировать их. - Демократия идеализирует человеческую природу. Демократия основана на нереалистическом подходе к человеку. Люди не равны в своих физических и интеллектуальных способностях. Не равны они и в своих политических возможностях. Демократия недостаточно учитывает последствия этого неравенства в политических процессах. Таким образом, с одной стороны может отказывать в реализации и подавлять индивидуальные способности личностей, наиболее способных к политическому лидерству, с другой стороны, переоценивать возможности других представителей общества. - Демократия -- угроза порядку в обществе. Народ потенциально склонен к созданию беспорядков, и вера в народ как высший источник политической власти и результативность его участия в процессе принятия решений в государстве создает угрозу социальной и политической стабильности. - Демократия разрушает традиции. Занимаясь сегодняшними проблемами, народ при демократии может не учитывать или отрицать накопленный опыт прошлых поколений, прервать непрерывные процессы в истории общества, на которых основана человеческая цивилизация. - Демократия подрывает авторитет власти. Постоянно не доверяя представителям власти, непрерывно контролируя и критикуя их действия, народ может подорвать уважение к власти и эффективность ее деятельности. - Демократия - угроза правосудию. Акцент при демократии на защиту прав, например имущественных, без адекватного регулирования пользования этими правами может привести к неравному распределению власти и ресурсов. - Демократия способствует разрушению компетентности в органах власти. Упор на эгалитаризм и восхваление возможностей человека из народа может привести к отрицанию значения профессионализма в политике и к ошибочной точке зрения, что каждый имеет равные с экспертами способности к разумным политическим суждениям. - Демократия - препятствие реализации эффективных решений в обществе. Обилие общественных и государственных институтов, принимающих участие в формировании решений, может в случаях необходимости принятия немедленных решений затормозить или заблокировать этот процесс. - Демократические институты слишком дороги в содержании. Экономические и социальные ресурсы, требующиеся для поддержания функционирования демократических институтов в государстве, могут быть столь большими, что затрата их может уменьшить ресурсы, необходимые для борьбы с бедностью и другими социальными проблемами. - При демократии обесцениваются заслуги и достоинства личности. В крайнем своем проявлении идея равенства может привести в обществе к заниженным критериям оценки личности, к пренебрежению к незаурядным личностям, к антиинтеллектуализму, восхвалению посредственностей. - Демократия - угроза свободе личности. К этой угрозе при демократии могут привести следующие силы, действующие в обществе: общественное мнение, воля большинства, равенство граждан, дегуманизация общества. - Демократия ограничивает созидательные силы в обществе. Массовая культура, ассоциируемая с выражением демократических художественных взглядов, принимается как эталон и норма, задавливая все отклонения от нее. - Демократия препятствует инновациям. а). Акцент при демократии на утилитаризм и прагматические ценности препятствует инновациям. б). Вера в то, что демократия есть финальная стадия развития человеческого общества, порождает самодовольство и самоуспокоенность, которые препятствуют политическому творчеству, поиску альтернатив и исправлению недостатков демократической системы. Какими бы ни были привлекательными преимущества демократии, могут возникнуть условия, при которых народ сочтет демократию не лучшим строем в государстве. Граждане могут решить, что разумно было бы терпеть недемократические институты и практику или позволить недемократические действия демократическим институтам власти. Существуют веские причины приостановить действие демократических механизмов или задержать их применение в жизни общества.789 |