Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Практико-ориентированное исследование формирования креативного мышления младших школьников через использование творческих заданий на уроках русского языка

  • 2.1 Методика практико-ориентированного исследования по формированию креативного мышления младших школьников с использованием творческих заданий на уроках русского языка

  • Таблица 2.1 – Сформированность креативного мышления младших школьников

  • Таблица 2.2 - Этапы констатирующего эксперимента

  • Склонность к риску

  • Любознательность

  • Использование творческих заданий на уроках русского языка как средство формирования креативного мышления младших школьников. Юшиной ВКР. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение


    Скачать 83.09 Kb.
    НазваниеГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение
    АнкорИспользование творческих заданий на уроках русского языка как средство формирования креативного мышления младших школьников
    Дата03.12.2020
    Размер83.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЮшиной ВКР.docx
    ТипДокументы
    #156671
    страница3 из 3
    1   2   3

    Вывод по 1 главе
    В данной главе были рассмотрены понятия "креативность", "мышление" и "креативное мышление", а также рассмотрены стили мышления. Соответственно, развитие креативного мышления – первоочередная задача формирования личности, которую должен решать в своей работе с младшими школьниками учитель начальных классов.

    А также была представлена структура урока русского языка, его этапы. Мы выяснили значимость применения творческих заданий на уроках русского языка и каким образом следует давать творческие задания учащимся, чтобы интерес к ним не «угасал».

    А также в этой главе мы выяснили, что практически каждый раздел курса русского язык начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Творческие задания помимо того, что формируют креативное мышление у учащихся начальной школы, они также повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.
    2. Практико-ориентированное исследование формирования креативного мышления младших школьников через использование творческих заданий на уроках русского языка
    2.1 Методика практико-ориентированного исследования по формированию креативного мышления младших школьников с использованием творческих заданий на уроках русского языка
    Для реализации цели, задач и гипотезы в данном параграфе была осуществлена экспериментальная работа.

    Исследование было проведено в МБУ «Школа №5» г.о.Тольятти. Для осуществления эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группа – 2 «Б» - 20 человек, экспериментальная группа - 2 «В» - 20 человек.

    Исследование осуществлялось в период прохождения преддипломной практики и состояло из трех этапов:

    1. констатирующий эксперимент – осуществлялось изучение методики исследования, особенностей процедуры проведения, способов анализа и интерпретация полученных результатов;

    1. формирующий эксперимент – осуществлялось проектирование и апробация комплекса занятий по русскому языку с использованием творческих заданий как средство формирования креативного мышления младших школьников;

    2. контрольный эксперимент – осуществлялось определением креативного мышления младших школьников, по результатам формирующего эксперимента и анализ результатов исследования.

    Цель констатирующего этапа эксперимента - заключалась в организации и проведении диагностического исследования по выявлению уровня сформированности креативного мышления младших школьников.

    При организации исследования учитывались требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:

    1. Последовательность выполнения работы.

    2. Следование инструкции.

    3. Создание комфортных условий для проведения эксперимента.

    4. Анализ и обобщение полученных данных.

    На диагностическом этапе исследования, с целью уточнения показателей коррекции уровня сформированности креативного мышления младших школьников были определены следующие критерии:

    1. Когнитивно-эмоциональный: способность мыслить нешаблонно, придумывать больше идей, образов, способность мыслить нешаблонно, придумывать больше образов, идей.

    2. Личностно-креативный: активизация творческого потенциала, использование воображения, самостоятельности.

    3. Мотивационно-ценностный: стремление к творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта.

    В соответствии с критериями, были выделены уровни и показатели сформированности креативного мышления младших школьников, которые представлены в таблице 2.1:

    Таблица 2.1 – Сформированность креативного мышления младших школьников


    Уровни

    Показатели

    Высокий

    - легко решает задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем;

    - его творчество самобытно, оригинально, несет отпечаток личности творца;

    - придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели.

    Средний


    - с трудом справляется с заданиями на выделение признаков, с заданиями на поиск различных вариантов получения результата; не способен, если того требует задание, выбрать наиболее удачный вариант решения проблемы;

    - ищет возможности выразить себя в творчестве, но интерес к нему непостоянен;

    - за выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая.

    Низкий

    - имеет трудности с выполнением заданий на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей;

    - не проявляет интереса к предстоящей творческой работе;

    - задания воспринимает пассивно, а также крайне низкая продуктивность.


    Констатирующий эксперимент был осуществлен с помощью апробированных в педагогике и психологии методов исследования: анкетирование, тестирование и наблюдение (Таблица 2.2):

    Таблица 2.2 - Этапы констатирующего эксперимента

    Критерии

    Метод

    Методика

    Когнитивно-эмоциональный

    Тестирование

    Тест креативности Вильямса (модифицированный Е. Туник)

    Личностно-креативный

    Тестирование

    1. Методика словесных субтестов (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрова; 2–4 классы);

    Мотивационно-ценностный

    Наблюдение

    Методика «Неоконченные предложения» (М. Ньюттена в модификации А.Б. Орлова)


    Первым действием исследования было проведено тестирование креативности Вильямса (модифицированный Е. Туник)

    (Приложение 2).

    Целью тестирования являлось определение четырех особенностей креативной личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). 

    Описание задания: Учащимся было предложено среди коротких предложений найти такие, которые определенно подходят им лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят им лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения, которые не подходят им совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых они не могут прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

    Ключ анкетирования:

    Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
    • положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
    • отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
    • все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
    • все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
    Любознательность
     (ответы, оцениваемые в 2 балла)
    • положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
    • отрицательные ответы: 28;
    • все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
    Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
    • положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
    • отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
    • все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
    Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
    • положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
    •отрицательные: 14, 20, 39;
    • все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

    В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.

    Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

    Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

    Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

    Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

    Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

    Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

    Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

    Бланк ответов и протокол исследования учащихся представлен в (приложении 3,4).


    1   2   3


    написать администратору сайта