Главная страница
Навигация по странице:

  • Специфика уроков русского языка на современном этапе образования в педагогической литературе

  • Технологические подходы применения творческих заданий по формированию креативного мышления младших школьников на уроках русского языка

  • Использование творческих заданий на уроках русского языка как средство формирования креативного мышления младших школьников. Юшиной ВКР. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение


    Скачать 83.09 Kb.
    НазваниеГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение
    АнкорИспользование творческих заданий на уроках русского языка как средство формирования креативного мышления младших школьников
    Дата03.12.2020
    Размер83.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЮшиной ВКР.docx
    ТипДокументы
    #156671
    страница2 из 3
    1   2   3

    Рис. 1.1 - Стили креативного мышления

    На основе выделенных стилей креативного мышления охарактеризуем уровни и показатели креативного мышления младших школьников.

    1. Низкий уровень.

    У ученика трудности с выполнением заданий на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей. Школьник не заинтересован в предстоящей творческой работе, не стремится участвовать в её коллективных видах, не проявляет инициативу, не участвует в дискуссиях, не делится своими творческими замыслами с товарищами. Задания воспринимает пассивно, а мыслит инертно. Крайне низкая продуктивность. Образы малоинтересны, не проработаны. Учащийся избегает заданий повышенной сложности, не проявляет интереса к проблемно-поисковым типам задач. Он испытывает трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждается в помощи учителя или товарищей. Освоение им способов творческой деятельности идет крайне медленно, поэтому он предпочитает действовать по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид. Навыки саморегуляции проявляются слабо. Ученик чувствует себя некомфортно, неуверенно, боится выступать публично. Восприятие им художественных произведений не отличается живостью и эмоциональностью.

    2. Средний уровень.

    Ученик справляется с заданиями на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей, но не стремится к наибольшему их числу и не способен, если того требует задание, выбрать наиболее удачный вариант решения проблемы. За выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Ищет возможности выразить себя в творчестве, но интерес к нему непостоянен. Образы интересны, детализированы. Успешно взаимодействует с коллективом, но не всегда высказывает свою точку зрения, боясь критики. Школьник предпочитает легким заданиям сложные, но в их решении не всегда настойчив. Интерес к проблемно-поисковым типам задач есть, но он непостоянен. Способен к напряженной деятельности, «погружению» в задание. Учащийся умеет работать самостоятельно, однако это проявляется не всегда. Освоение способов творческой деятельности идет в среднем темпе, успех в освоении не постоянен. Творческий продукт имеет завершенный вид, однако не все детали проработаны. Навыки саморегуляции развиты недостаточно. Эмоции, сопровождающие деятельность, как правило, зависят от многих обстоятельств: окружения, настроения, успеха или неудачи. Восприятие художественных произведений отличается живостью и эмоциональностью.

    3. Высокий уровень.

    Ученику легко даются задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем, генерирование большого количества идей, отдаленных ассоциаций, усовершенствование объекта, нахождение его нового использования. Его творчество самобытно, оригинально, несет отпечаток личности творца. В работе придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. В помощи учителя не нуждается. Школьник находится в постоянном поиске любых возможностей для выхода своей творческой энергии и получает удовлетворение скорее от самого процесса, чем от результата. Стремится рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны. Образы необычны, большое внимание к деталям. Умеет формулировать проблемы, ставить ясные четкие вопросы, приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверять их, мыслить свободно, эффективно взаимодействовать с коллективом, видеть альтернативные пути решения проблемы и выбирать наиболее удачный из них. Учащийся независим, не боится критики, инициативен, настойчив. Восприятие им художественных произведений отличается активностью, живостью и эмоциональностью. Ученик применяет разнообразные виды самостоятельной работы с наибольшей их эффективностью в конкретной ситуации. Освоение способов творческой деятельности идет быстро и легко. Творческий продукт имеет полностью завершенный вид. Навыки саморегуляции достаточно развиты, отсюда высокая продуктивность. Как правило, деятельность сопровождается положительным эмоциональным настроем, состоянием воодушевления, учащийся часто выходит за рамки заданного. Интерес к проблемно-поисковым типам задач постоянен, их решение в приоритете, принципиально самостоятельно.

    Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены понятия креативность, мышление и креативное мышление, а также рассмотрены стили мышления. Соответственно, развитие креативного мышления – первоочередная задача формирования личности, которую должен решать в своей работе с младшими школьниками учитель начальных классов.


      1. Специфика уроков русского языка на современном этапе образования в педагогической литературе


    Урок-основная организационная форма обучения. Прежде чем раскрыть место творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе следует рассмотреть особенности уроков русского языка.

    На современном этапе развития в методике известны разнообразные типы, виды и формы уроков русского языка. Поскольку современный урок многофункционален, в практике чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий несколько равнозначных целей. [16]

    Структура современного урока должна отражать такие важные моменты, как закономерности процесса обучения, с одной стороны, и логику усвоения учеником новых знаний - с другой. Она должна отражать не только обучающую деятельность учителя, но и познавательную деятельность ученика. Исходя из этого основными структурными элементами современного урока, которые отражают эти закономерности, можно считать:

    • актуализацию прежних знаний и способов действий учащихся (не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя);

    • формирование новых понятий и способов действий;

    • применение - формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление).

    Отсюда следует, что если дидактическая структура урока является постоянной и в работе учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации урока, то методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды деятельности на разных этапах урока: ответы учеников, выполнение упражнений, объяснение материала с использованием методов и средств обучения, решение познавательных задач под руководством учителя и самостоятельно.

    Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов в школе. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к родному языку- значит воспитать интерес к нему.

    Русский язык в школе - инструмент познания, мышления, развития, он обладает огромными возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведет к формированию познавательного интереса, развитию любознательности. Творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности, (в конкретном случае - к русскому языку) и способствуют формированию креативного мышления, что в современном мире имеет большую актуальность.

    Творческие задания можно включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализация знания, в ходе практической работы, или закрепления материала, в качестве выполнения домашних заданий. При этом приоритет отдается активным, интерактивным методам: обучающие игры, работа в малых группах, в парах, проекты, введение здоровьесберегающих технологий в процесс урока, творческие задания, приемы «ученик в роли учителя». Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность.

    Творческие задания следует давать систематически, так как нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом все взять и бросить. Сначала (в первом классе) следует давать творческие задания на сугубо добровольных началах. Все ли задания, данные учителем, должны быть выполнены каждым учеником? Вовсе нет. Каждый ученик пусть работает в меру своих сил, поднимаюсь на свою, ему посильную ступеньку. Первые 2-3 работы обычно выполняет 50-60 % учеников (из них 30 % по собственному желанию и заинтересованности, а 30 % по настоянию родителей). Стоит учитывать, что в детстве особую роль в становлении личности человека играет подражание взрослым. Поэтому родители должны оказывать посильную помощь при выполнении, особенно при оформлении домашних творческих работ учащихся.

    После первых работ, видя, как это интересно, красочно, какую похвалу учителя можно заслужить и аплодисменты, и восхищение товарищей, начинают стараться и выполнять творческие задания все. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьет интерес к ним.

    Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, – уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

    Итак, мы представили структуру урока русского языка, его этапы, выяснили значимость применения творческих заданий на уроках русского языка и каким образом следует давать творческие задания учащимся, чтобы интерес к ним не «угасал».


      1. Технологические подходы применения творческих заданий по формированию креативного мышления младших школьников на уроках русского языка


    В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Этот акт не всегда вполне создаваемый, но всегда характеризующиеся высоким накалом положительных эмоций, подъемом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен - даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя.

    Какие же творческие задания можно использовать для формирования креативного мышления в начальной школе?

    1 класс

    Внимание и запоминание у 6-7 летних детей слабые, тем более, если учение их не захватывает. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно. Младшие школьники очень эмоциональны и впечатлительны, не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение, значит, не надо злоупотреблять разного рода соревнованиями, либо сводить соревнования к общей победе.

    С целью формирования креативного мышления можно использовать рифмованные упражнения, грамматические сказки. Ведь дети так чутки к слову, к образу, им всё интересно. Например, мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающая объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто» - пример из старого учебника.

    Кроме рифмовок в 1 классе можно использовать задание «лесенки» в букварный период. Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка» состояла из как можно большего количества «ступенек».

    Сочинять подписи к картинкам ученикам тоже нравиться – это их первые мини-сочинения. Любят первоклассники составлять слова из букв, которые как капельки падают из нарисованной тучки, и из букв какого-либо слова, например: КОНТРАБАС, АПЛОДИСМЕНТЫ. После изучения всех букв учащиеся могут составить свою Азбуку, подбирать слова на определённую тему на каждую букву алфавита. 

    2 класс

    Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.

    С второклассниками мы вместе составляем различные словари: имён мужских и женских, словарик музыкальных терминов и искусства (после походов в театр), словарь разноцветной кисти (для запоминания правописания цветов не только радуги). 

    Еще одним интересным творческим заданием может быть составление детьми кроссвордов со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём.

    Составленные детьми тематические кроссворды затем активно используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

    При изучении темы «Однокоренные слова» на уроке – игре «Путешествие в страну родственных слов» ученики с удовольствием подбирают группы родственных слов (САД: садик, посадка, садовод, садовник, рассада; ЦВЕТ: цветик, цветник, цветок, соцветие, цветение, цветущий, зацвели, расцветали; и др.), оформляя их в красочные рисунки.

    При изучении видов предложений по цели высказывания ученики сами должны придумать и записать вопросительное предложение, которое можно прочитать с различной интонацией, и где на вопрос можно было бы дать несколько различных ответов.

    Например:
    - К вам вчера вечером приезжали гости?
    - Да, приезжали.
    - К вам вчера вечером приезжали гости?
    - Да, гости.
    - К вам вчера вечером приезжали гости?
    - Да, вечером.
    - К вам вчера вечером приезжали гости?
    - Да, вчера.
    - К вам вчера вечером приезжали гости?
    - Да, к нам.

    3-4 класс

    При изучении имён прилагательных и их роли в русском языке полезно давать ученикам сочинить тексты с пропусками, а потом на уроках развития речи третьеклассники обмениваются своими работами и подбирают подходящие по смыслу прилагательные, вставляя их на место пропусков. Например:

    Арбуз.

    На……….столе лежит большой……….арбуз. Вся ……….семья собралась на кухне, чтобы его попробовать. Папа разрезает ……….корку, и нашему взору предстаёт ……….мякоть. К счастью, арбуз оказался ………. . Сердцевина его ……….цвета, а косточки ………. . Мы с удовольствием съели по три ……….куска.

    При завершении изучения темы: «Окончания имён прилагательных» я с учениками играю в игру «Цветные шары», в которой надо подобрать как можно больше имён прилагательных к существительному, написанному на рисунке воздушного шарика, согласуя прилагательные по роду, числу и падежу. Работать можно с учителем группами (если слабый класс), самостоятельно парами, индивидуально. Например, на шарах написано:

    РЕКИ, а ученик подбирает:

    - Большие, быстрые, горные, известные, синие, спокойные, полноводные …

    РУКАМИ: чистыми, золотыми, добрыми, ласковыми, сильными …

    К ЗВЁЗДАМ: далёким, ярким, небесным, кремлёвским, лучистым, рождественским …

    СТРАНУ: дальнюю, африканскую, зарубежную, интересную, соседнюю…

    ЯБЛОКА: сочного, зелёного, хрустящего, червивого, вкусного, мочёного…

    ГРИБУ: съедобному, трухлявому, сушёному, жареному, огромному, белому...

    Для знакомства третьеклассников со значением и правописанием частицы «не с глаголами» предлагается узнать интересные правила. На учебную доску вывешивается плакат, на котором вместо частицы не - прорези. Учащиеся читают первое правило с интересом, второе – с недоумением, третье - с улыбкой и говорят, что я ошиблась, говорят, как надо исправить, перечитывая правила. Учитель вставляет карточки с «не»  в прорези. Например:

    Береги книгу.

    (…) бери книгу грязными руками.

    (…) загибай уголки листов.

    (…) пиши в книге и на книге.

    (…) читай во время еды.

    (…) бросай книгу, где попало.

    Дома ученики сами придумывают различные правила с частицей не: по дорожному движению, поведению во время перемены в школе и т.п.

    Не менее интересным творческим заданием будет являться участие в КВНах по русскому языку. Один из любимых конкурсов: Составление своих сложных слов. Сколько положительных эмоций вызывает у ребят зашифрованный ими же утюг - «бельеглад», или выдуманные для семьи полезные вещи «сумконос», «швабромах» и «носкостир», или нужные в учёбе «задачереш», «самостир», «самочит» и «буквоправ».

    Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению. Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, реализовывают желание ребёнка привлечь к себе внимание своих одноклассников.

    Многие учителя используют как подготовку к сочинению о времени года написание сочинений-миниатюр после прослушивания музыкальных произведений П.Чайковского, М.Глинки, Г.Свиридова, и других композиторов. Можно предложить ученикам прослушать пьесу «Январь» из альбома «Времена года» П.Чайковского, а потом придумать маленький рассказ о зимнем вечере, высказать те мысли, которые навеет музыкальное произведение.

    Такой вид работы ещё труден для учащихся, но я его использование оправдывается результатом, так как помимо формирования креативного мышления, развивается воображение и речь детей. Важно, чтобы в каждом, пусть даже слабом сочинении, учитель сумел за стилистическими и грамматическими ошибками увидеть и отметить перед всем классом интересную мысль, новый подход к оценке того или иного явления.

    На уроках можно использовать сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений.

    Можно вводить на уроках элементы занимательной фразеологии. То, что интересно, всегда легче запомнить.

    Пример фрагмента рассказа с использованием фразеологизмов, в который ученик должен включить не менее 5-7 известных устойчивых сочетаний слов:

    …Ура! Завтра у нас лыжный кросс! Ученик 4 б класса Аджигитов Алексей бежит домой сломя голову. Алёша чувствует себя на лыжах как рыба в воде и поэтому задирает нос. Он назубок знает, кто будет победителем кросса и заранее перемывает косточки своим соперникам, которых собирается разделать под орехКак пить дать!...

    Одно из творческих заданий, которое больше всего любят учащиеся - это изобразительное творчество, поэтому они рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: «уши развесить», «повесить нос», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»).

    Не менее интересным творческим заданием для учащихся 3-4 классов может быть следующее задание: «Помоги учительнице!», составь словарный диктант из глаголов неопределённой формы, которые есть в орфографическом словаре учебника или словарный диктант из 20 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словарика, включи в него 5 имён существительных, 5 глаголов, 5 наречий, 3 имени прилагательных и 2 имени числительных, запиши слова по частям речи.

    Таким образом практически каждый раздел курса русского язык начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Творческие задания помимо того, что формируют креативное мышление у учащихся начальной школы, они также повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.

    Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику, и учителю.
    1   2   3


    написать администратору сайта