Аннотация солнце солнце встает. АННОТАЦИЯ 28.04.22 Солнце. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
Скачать 2.1 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Ростовский колледж искусств» Аннотация к песне «Солнце, солнце встает» Музыка П. Чеснокова Слова А. Федорова Студентки I курса Кропивницкой Софии Класс преподавателя Марченко Инны Витальевны г. Ростов-на-Дону 2022 год Павел Григорьевич Чесноков родился 25 октября 1877 года в селе Ивановском Звенигородского уезда Московской губернии. Уже в детстве у него обнаружился замечательный голос и яркие музыкальные способности. В пятилетнем возрасте Павел начал петь в церковном хоре, регентом которого был его отец. Это помогло ему поступить в знаменитое Синодальное училище церковного пения, ставшее колыбелью многих выдающихся деятелей отечественной хоровой культуры. Здесь его учителями были В.С. Орлов и С.В. Смоленский. Окончив училище с золотой медалью (в 1895 году), Чесноков четыре года частным образом занимался композицией с С.И. Танеевым, попутно работая преподавателем хорового пения в женских пансионах и гимназиях. В 1903 году он стал регентом хора при церкви св. Троицы на Покровке («на Грязях»). В течение многих лет Чесноков, продолжая работу в Москве (в эти годы он регентствовал также в церкви Козьмы и Дамиана на Скобелевской площади), часто ездил по России: выступал как дирижёр духовных концертов, проводил занятия на различных регентских и регентско-учительских курсах, участвовал в работе регентских съездов. Именно регентское дело было главным в жизни и творчестве прославленного мастера церковного пения. Но сам он никогда не был удовлетворён собой, а потому в 1913 году, будучи уже широко известным всей поющей России 36-летний композитор духовной музыки поступил в Московскую консерваторию. Здесь он занимался композицией и дирижированием с М.М. Ипполитовым-Ивановым а инструментовкой с С.И. Василенко. Своё сорокалетие в 1917 году Чесноков ознаменовал окончанием консерватории по классу свободного сочинения (с серебряной медалью), имея в творческом портфеле около 50-ти опусов духовной и светской музыки. И в том же году именно Чесноков со своим хором удостоился чести участвовать в интронизации патриарха Тихона. Последующая деятельность мастера была наполнена мучительными попытками найти себе место в новой, круто изменившейся жизни: дирижёр и художественный руководитель различных московских хоров (но нигде - надолго) преподаватель музыкального училища и Народной хоровой академии (бывшего Синодального училища), профессор Московской консерватории. До 1931 года он был регентом в Храме Христа Спасителя, а в 1932 году становится первым заведующим кафедрой хорового дирижирования консерватории. В 1933 году была закончена и в 1940 году опубликована (и в течение нескольких часов распродана) книга Чеснокова «Хор и управление им» - единственный капитальный методический труд прославленного хорового деятеля. В нём обобщался многолетний бесценный опыт самого автора и его коллег-синодалов. Последние годы жизни композитора были наиболее драматичными Душевные страдания все чаще заглушались алкоголем. В конце концов сердце не выдержало, и один из проникновеннейших лириков русской духовной музыки нашёл себе упокоение на старом московском Ваганьковском кладбище. Среди сочинений Чеснокова есть романсы и детские песни (достаточно вспомнить очаровательный цикл «Галины песенки»), есть фортепианная музыка а среди студенческих работ - инструментальные произведения и симфонические наброски. Но больше всего опусов написано в жанре хоровой музыки: хоры а сарреllа и с сопровождением, обработки народных песен, переложения и редакции Главнейшую же часть его наследия составляет духовная музыка. Входя в плеяду композиторов так называемой новой московской школы церковной музыки, Чесноков всё-таки заметно отличается от них. Подобно Кастальскому, сконструировавшему особую (отчасти умозрительную) «народно-ладовую систему» и применявшему её в своих светских и духовных сочинениях, Чесноков «построил», а точнее - сынтонировал свою систему, построенную на легко узнаваемых мелодических и гармонических оборотах русской городской песни и бытового романса конца ХІХ века. Замечательная особенность музыки Чеснокова -её простота и доступность ее узнаваемость и сердечная близость. Она восхищает и возвышает, воспитывает вкус и исправляет нравы, пробуждает души и окрыляет сердца. Пройдя вместе с землей, ее породившей, долгий и непростой путь, музыка эта и сегодня звучит всё также светло и искренне. Потому что, как было сказано в некрологе памяти композитора, помещенном в «Журнале Московской Патриархии» в апреле 1944 года «не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошении и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего». Список произведений: «Теплится зорька», «Минувшие дни», «Лес», «Эльфы», «Альпы», «Не цветочек в поле вянет», «Ночь», «Дума за думой», «За рекою за быстройi» и др. П. Г.Чесноков писал очень много духовной музыки. Это такие произведения как: «Благослови, душа моя»(ор. 10, № I), «Единородный Сыне» (ор. 10, №2), «Во Царствии Твоем» (тенор соло с хором — ор. 8 № 1), «Приидите, поклонимся» (ор. 8, №2), «Достойно есть» (ор. 7, №3) “О Тебе радуется» (знаменного роспева — ор. 27, № 8), «Хвалите Господа с небес» и др. Слова произведения «Солнце, солнце встаёт» написал Александр Федоров. Александр Федоров - русский поэт, драматург, прозаик. Родился в семье сапожника, выходца из крестьян. В раннем детстве остался сиротой, учился в реальном училище, из которого был исключен из-за столкновения с директором. Жил в Москве, Уфе и Одессе; играл на театральной сцене, работал в газетах. С 1888 года - занимается исключительно литературной деятельностью, помещая произведения в периодике. Выпустил три книги: «Стихотворения» (1894, 1898, 1903 гг.), сборник «Сонеты» (1907 г.), отмеченные влиянием А. Бунина, который положительно отозвался о стихах Федорова. Известны рассказы Федорова - «Осенняя паутина» - 1917 г., «Королева» - 1910 г.; драматургические пьесы «Катастрофа» - 1899 г., «Старый дом» - 1902 г. В 1920 г. А. Федоров эмигрировал в Болгарию, где преподавал русский языки литературу в гимназиях. Опубликовал «Антологию болгарской поэзии» - 1924 г. В 1927 г. перевел на русский язык и опубликовал классическое стихотворение Ивана Вазова «Ополченцы на Шипке». Стал одним из учредителей и председателем Союза русских писателей и журналистов в Болгарии (1930 г.) В 1942 г. написал поэму «Неопалимая купина», в которой выражал уверенность в победе СССР над фашистской Германией. Скончался и похоронен в Софии. В России переиздавался только роман Федорова «Степь казацкая». Поэтическое творчество мало использовалось в хоровых произведениях русских композиторов. Анализ произведения Литературный текст изложен в стихотворной форме. Основная тема данного произведения–это то, как солнце встаёт и пробуждает природу. Главный образ, который раскрывается в песне утро, рассвет, пробуждение. Солнце солнце, встаёт! Над горою крутой засверкал, задрожал солнце луч золотой. Пробежал по реке в темный лес заглянул, И от всюду пошёл в жизни радостный гул. Солнце солнце, встаёт! Зашептались кусты… И от счастья в лугах прослезились цветы. Размер стиха четырехстопный анапест. Произведение написано для четырехголосного однородного женского хора. Форма — простая трехчастная, репризная. Основная тональность Es dur. Первая часть (1-16 т.) начинается ярким forte, первое предложение представляет собой хоровое вступление на словах «Солнце, солнце встает», состоит из 4 т. Второе предложение состоит из 6 т., т.к. в нем присутствуют элементы гармонического развития – отклонения в другие тональности и заканчивается в тональности доминанты – B dur. Динамика – нарастание от piano до forte – рисует картину восходящего солнца. Вторая часть (17-27 т.) начинается в тональности Ges dur, заканчивается на доминанте тональности B dur, представляет собой период из двух предложений. Постепенно нарастает динамика от piano до forte. Третья часть (28-41 т.) – реприза, звучит в основной тональности. Заключение (42-46т.). Темп подвижный (не очень скоро) – соответствует поэтическому тексту, описывающему пробуждение природы. Несмотря на то, что в некоторых моментах динамика усиливается, темп не меняется и сохраняется до конца произведения. Размер сочинения – 2/4, дирижируется по двухдольной сетке. Размер, так же, как и темп, не меняется на протяжении всего произведения. Голосоведение преобладает плавное, но встречаются и скачки: S1,2: 19-20 такты – ч.4 , 20-21 такты – ч.4 , 21-22 такты – ч.4 , 32-33 такты – ч.4 ; А1; 5-6 такты – ч.4 , 14-15 такты – м.6 ,19-20 такты – ч.4 , 20-21 такты – ч.4 , 21-22 такты – ч.4 , 30-31 такты – ч.4 , 33 такт – ч.4 ; А2; 19-20 такты – ч.4 , 20-21 такты – ч.4 , 21-22 такты – ч.4 . Дыхание общехоровое, берется по фразам. В партитуре использованы такие длительности, как восьмые, четвертные, четвертные с точкой, в конце второй части (на слове «гул») - половинная, залигованная с четвертной. Интервалика разнообразная, преимущественно тесное расположение голосов. Атака звука мягкая. Звуковедение – legato, несмотря на очень яркий характер этого произведения. Диапазон всего хора: Диапазон 1 сопрано: Диапазон 2 сопрано: Диапазон 1 альтов: Диапазон 2 альтов: Нужно обратить внимание на дикцию и орфоэпию. Трудности могут вызывать: Слова со свистящими: солнце, встает, засверкал, задрожал, солнца, золотой, лес, заглянул, отовсюду, жизнерадостный, зашептались, кусты, счастья, прослезились; Слова с «р»: горою, крутой, засверкал, задрожал, пробежал, реке, жизнерадостный, прослезились; Шипящие: задрожал, луч, пробежал, пошел, жизнерадостный, зашептались, счастья. Следует помнить, что встречаются различия в произношении и написании в следующих словах: Солнце сонце Горою гарою Задрожал задражал Золотой залатой Пробежал прабижал Реке рике Заглянул заглинул Зашептались зашиптались Счастья щастья Прослезились праслизились Трудности могут вызывать: 1. Октавный унисон между партиями (33такт) 2. Широкие ходы 3.Хроматические и полутоновые ходы 4. Повтор одного и того же звука. Дирижерские трудности: Необходимо показать яркое (на forte) вступление, затем постепенное нарастание динамики от p до f, точный показ ауфтактов, точное снятие концов фраз. Также неоходимо передать яркий, восторженный характер произведения. Роль сопровождения: Роль аккомпанемента – гармоническая поддержка партий хора. Это или выдержанные аккорды, или арпеджио. i |