Реферат. Реферат по истории. Государство и церковь в России в xvixvii в
Скачать 145.88 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ (НИУ МГСУ) Кафедра истории и философии Домашняя работа по теме: Государство и церковь в России в XVI-XVII в. Выполнил: Манский П.Д. (фамилия, и.,о.) Факультет ИСЖ курс 1 группа ИДО-2020-18-Б (институт, курс, группа) Проверил: доцент к.и.н. (научный руководитель) Петров К.Р. (должность, фамилия, и., о.) Москва 2020 г. ОГЛАВЛЕНИЕВведение. 3 1.Положение церкви. 5 2.Централизация культов и церковного управления. 7 3.Реформа Никона и ее последствия. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17 Введение.Объектом изучения данной работы являются взаимоотношения церкви и государства в России в XVI-XVII веках. Взаимоотношения церкви и государства в XVI–XVII вв. устанавливали многие процессы в развитии общества и государства. Со времен царя Ивана IV власть в Московской державе в лице государя носила священный характер, ограничиваясь только христианскими заповедями, церковными укладами и обычаями. В связи с этим православная церковь не претендовала на светское правление, а выступала нравственной противоположностью русскому самодержавную. У церквей и монастырей в распоряжении имелась значительная экономическая мощь, развитое и эффективное хозяйство, они являлись очагами культуры. Монастыри строились как правило в стратегически значимых местах и представляли большое значение в обороне страны. Церковь привлекалась к принятию государственных решений. Так, например, Священный собор как орган церковного управления привлекался к работе земских соборов. Союз государства и церкви явился на весь XVI в. определяющим фактором московской политики. В эту любопытную эпоху 16-17 вв. отношения церкви и государства были довольно запутаны, так как в ходе событий постоянно перекрещивались, переплетались и сходились разные течения, церковные и мирские, сочетаясь иной раз совершенно неожиданным и причудливым образом. Церковь, как главный идеолог, привносила в массы идею, что всякая власть и государева в особенности от Бога и подчинение ей является божественной заповедью, государство же в свою очередь поддерживало и выступало в защиту церкви. С помощью церкви преодолевалась раздробленность, объединялись русские земли. Церковные идеологи принимали участие в разработке мировоззрения самодержавия, представители духовенства аргументировали тезис о божественном происхождении царской власти, но при этом церкви отводилась исключительная роль в стране, сильная церковная власть должна была сохраниться, чтобы повлиять на государственную политику. Государство же власть старалось установить единовластие, что никак не влияло на сохранение самостоятельной политической силы церковной организации. В середине XVII в. начался переломный момент в отношениях между церковью и государством. Актуальность данной работы обусловлена тем, что церковь играет большую роль в социально-экономическом и политическом развитии государства. Целью реферата является изучение взаимоотношение государства и церкви в XVI–XVII веках в России. Для достижения данной цели поставлены задачи: описать положение, которое занимала церковь, рассмотреть централизацию культов и церковного правления, рассмотреть реформу патриарха Никона и понять ее последствия. В работе использовались литературные источники отечественных авторов, периодическая печать и источники в интернете. Положение церкви.Православная церковь выступала большой силой, не только поддерживающей самодержавие, но и соперничающей с ним. Экономическая и идеологическая мощь позволяла церкви чувствовать себя независимой от государства, у церкви было около 1/3 всех земельных угодий и феодальных крестьян. Кроме того, монастыри занимались торговлей и ростовщичеством. Их владения росли, что являлось угрозой для дворянства. В первой половине XVII в. был создан Монастырский приказ для управления церковными угодьями, и они, таким образом, стали подконтрольны государству. Духовенство сформировало новое сословие, которое освобождалось от государственной службы, повинностей и от налогов, а также обладало своим сословным управлением и судом. Духовенство разделилось на белое (приходские попы - священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки, пономари и т.д. - церковнослужители) и черное (монахи), жившее в монастырях. Белому духовенству можно было жениться, но только один раз в течение жизни. Черное духовенство (монахи) давали обет безбрачия. И обусловлено это было не только учениями аскетизма и отречения от мирских забот, но и тем, чтобы не дробить среди наследников-детей церковную и монастырскую землю. Главенствующие церковные посты занимались только монахами. Высшим органом церковного управления и суда являлся московский митрополит, который с 1589 г. принял сан патриарха. Смысл этой акции состоял в том, чтобы если митрополит хотя бы формально повиновался константинопольскому патриарху, то с созданием московской патриархии ее глава – патриарх по своему положению становится наравне с константинопольским патриархом. Другими словами, Русская православная церковь становится полностью независимой (автокефальной) а ее центром в формально-юридическом смысле становится Москва. Патриарх, хоть и избирается Поместным собором, состоявшим из высшей церковной иерархии, но, исходя из восточных православных традиций, пришедших еще с византийских времен, утверждается в своей роли царем. Поэтому учреждение Московской патриархии становилось как бы завершающим актом, утверждавшим независимость Русского централизованного государства. Поместный собор и патриарх стали не только главенствующими органами духовного суда, но их акты являлись источником церковного (канонического) законодательства. Церковному суду подчинялись все церковнослужители и зависимый от церкви народ, кроме дел об измене, «душегубстве, татьбе и разбое с поличным». В ряде таких дел, как развод, преступления против морали, церковному суду подлежали и все светские люди. Православная церковь по факту осуществляла идеологическую деятельность государства, являясь носителем государственной идеологии, поэтому государство по-всякому оказывало поддержку церкви политически, законодательно и материально. Не случайно во всех судебниках и Соборном Уложении 1649 г. преступность против церкви стояли на первом месте, а уклонения от официальных церковных догм («ереси» - своеобразное диссидентство тех времен), совращение в иную религию государство сурово наказывало. Но также государи ревностно оберегали свою власть от церковного вмешательства. В свое время, когда глава церкви митрополит Филипп (Федор Колычев) пытался противостоять опричнине, то по приказу государя Ивана Грозного его лишили сана и посадили в тюрьму, где потом он и умер. Но во времена «смуты» в начале XVII в. роль церкви значительно окрепла. После усечения царской власти, когда правительство «семибоярщины» открыто продавало интересы народа иностранным интервентам, глава Православной церкви патриарх Гермоген призвал к возрождению русской государственности. Патриарх Гермоген, репрессированный «правительством национальной измены» и погибший в феврале 1612 г. от голода в подвале Чудова монастыря, в глазах русского народа явился национальным героем (наравне с Мининым и Пожарским). В укреплении роли церковных властей большую роль сыграло и то, что с 1618 г. (после возвращения из польского плена) страной по факту правил отец юного царя Михаила Романова патриарх Филарет, присвоивший себе даже титул «великого государя» (кстати, получивший впервые свой патриарший сан из рук «тушинского вора» - Лжедмитрия II). Еще одна попытка возвысить власть патриарха над царской предпринималась в середине XVII в. патриархом Никоном (тоже носившим титул «великого государя»). Когда Никон стал патриархом были реализованы реформы, приведшие к расколу церкви. Централизация культов и церковного управления.В то время церковь вошла в новые социально-экономические отношения, но улаживанием экономической базы дело не закончилось. Покончив с удельным феодализмом и подчинившись московской «державе», в церкви необходимо провести централизацию в организациях и культах. Централизацию проводили уже московские князья путем отдельных мер, принимавшихся в процессе борьбы с удельным феодализмом. Меры эти, впрочем, проводились по одной схеме. Централизация церковь привела к том, что она являлась отделением великокняжеской политической охраны, и с охотой шла на поводу у московского самодержца и в чисто церковных проблемах. Не только освобождение святых, но и порядок жизни, поклонения и учения церкви осуществлялись в соответствии с указаниями государя. Так, Стоглавый собор разбирает вопросы, поставленные царем, и принимает по ним свои постановления. Царь Иван IV и представители Боярской думы проводили заседания в Стоглавом соборе, церковном соборе в Москве в январе-феврале 1551 (работа Стоглавого собора завершилась в мае 1551). Свое название он получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, Стоглав. Правительство инициировало созыв Стоглавого собора, таким образом оно стремилось закрепить положение Церкви в борьбе с еретической идеологией. Программа изменений, предложенная Стоглавым собором в виде царских вопросов, определённых, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со значительным переустройством внутри церковной жизни снижение роли церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта доля правительственных суждений была категорически отвергнута большинством Стоглавого собора. Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковного имущества и исключительную юрисдикцию духовенства перед церковным судом. По требованию церковных иерархов правительство аннулировало благодарственные письма, которыми император определял компетенцию духовенства. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли навстречу правительству в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.). Части государственной программы, направленные на укрепление позиций Церкви, не встретили возражений сотен членов совета и были реализованы на практике. Указом Стоглавского храма объединение церковных обрядов и обязанностей осуществлялось по всей России, нормы регламентировались внутри церковной жизни с целью повышения образования и нравственности духовенства и грамотного исполнения ими своих обязанностей (одно из решений предусмотрело создание училищ для подготовки священников); церковными властями контролировалась деятельность книжных писцов и иконописцев и т. п. На протяжении XVI-XVII вв. Стоглав вместе с Кормчей книгой явился главным кодексом правовых норм, определивших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством. Не смотря на изменения церкви из феодально-удельной в московско-дворянской, социальная позиция ее ни в чем не поменялась. По отношению к тяглым крестьянам, находившимся под нею, церковь осталась тем же господствующим органом. Это являлась причиной изобличения ее в самых ярких красках сторонниками боярской партии, одним из ярких представителей которой был Максим Грек. Имитируя библейских пророков, Максим вкладывает в уста господа и богоматери пламенные филиппики против церкви, которая служит богу «красногласным пением, шумом доброгласных колоколов и вонями благоуханными», облекает бога на иконах в золотые ризы и золотой венец, но все это приносит ему «от неправедных и богомерзких лихв, от лихоимания и хищения чужих имений», дары эти «смешаны со слезами сирот и бедных вдовиц и кровями убогих». Еще один автор, аноним, который написал одно рукописное поучение XVI в., может быть подражая «Похвале Глупости», изображает, как на страшном суде господь «повелит отлучити митрополиты и епископы, и попы, и игумены, и дьяконы, и черниця, и черньца» за то, что они, заблудившись в «гордости и в пиры и в сребролюбии», /112/ не научили людей его, и предаст их в «огнь вечный». Тяглые крестьяне со своей стороны пока не протестуют против церковного господства в середине XVI в., не считая единичные явления типа духовно-анархической секты беглого холопа Феодосия Косого, белозерского монаха. По учению Косого, вся церковная огматика и культы храмов, икон, мощей, причастия дело рук человеческих и не имеет ничего общего с божественным откровением, точно так же, как и государственная организация. Христиане не должны быть никому подвластны, не должны воевать, а религия христианства заключается исключительно в любви к ближнему. Это учение, на взгляд Матвея Башкина, общавшегося с Косым и также осужденного за рационалистическую ересь, заключалось в том, чтобы уничтожить кабалу: «Мы Христовых рабов у себя держим, а Христос всех братиею нарицает, а у нас-де на иных и кабалы, на иных беглыя, а на иных нарядныя, а на иных полныя, а я-де благодарю бога моего, у меня-де что было кабал полных (Башкин был боярский сын), то-де есми все изодрал, да держу-де, государь, своих добровольно». Эти редкие проявления протеста были предвестниками колоссального социально-религиозного кризиса, разразившегося в XVII в., когда после смуты окончательно укрепило свою державу «антихристово» дворянское Московское государство. Реформа Никона и ее последствия.Растущая централизация Московской державы требовала централизации церкви. Необходимо было ее унифицировать — ввести одинаковые тексты молитв, тот же самый культ, та же форма магических ритуалов и манипуляций, которые составляют культ. В связи с этим во времена правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие православия в России. За основу изменения приняли практику богослужений в Византии. И. Машков. Царь Александр Михайлович и патриарх Никон О реформе было объявлено на торжественном богослужении в московском Успенском соборе во время так называемой Православной недели 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович одобрил реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. поддержали ее. Но со стороны немаленькой части боярства и купцов, низшего духовенства и крестьян она вызывала протест. В основе протестов приводились общественные противоречия, которые приняли религиозную форму. Это положило начало расколу церкви. Тех, кто не согласился с реформой, назвали раскольниками. В их главе стали протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников употреблялись средства исполнительной власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его соратники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где их сожгли заживо в 1682 г.; иных ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестким противостояние было в Соловецком монастыре, который выдержал осаду со стороны царских войск около восьми лет. В Москве на защиту старой веры стали стрельцы, руководил которыми Никита Пустосвят. Они требовали провести диспут между никонианцами и старообрядцами. Диспут окончился перебранкой, однако староверы ощутили себя победителями. Но победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены. Приверженцы старой веры начали понимать, что надежды на победу в государственном плане у них нет. Увеличилось количество беженцев на окраины государства. Самосожжения стали самой крайней формой протеста. По статистике, за все время, когда существовали старообрядчества количество само сожжённых достигло 20 тысяч. «Горения» длились почти до второй половины XVIII в. и прекратились только в правление Екатерины II. Патриарх Никон постарался утверждать главенство духовной власти над светской, ставил патриаршество выше, чем самодержавие. Он надеялся, что государь не обойдется без него, и в 1658 г. благополучно отрекшийся от патриархата. Шантажист не увенчался успехом. Поместный Собор 1666 г. осудил и порицал Никона. Собор, признавший независимость патриархата в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения Церкви имперской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь. Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось два вида старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти виды разделились на множественные группы. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основоположником молоканства считается бродяга портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию, что отличает их от духоборов. У них она ассоциирует образ «духовного молока», которым «окормляется» человеческая душа. В учении молокан, описанном в книге «Догматы молокан», значимое место уделяется пророчествам второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов. У духобор основным религиозным документом считаются не Библию, а «Книга жизни» — собрание псалмов, которые сочинили сами духоборы. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом. Еще одно из течений старообрядчества - христоверы - учат, что Христос может возродится в каждом верующем; их отличие состоит в крайней мистике и аскетизме. Главной формой богослужения являются «радения», у которых цель - достичь единства со Святым Духом. «Радения» cсопровождаемые танцем, пением, пророчеством и экстазом. От них отделилась группа наиболее восторженных последователей, которые считают мужской и женский состав основным средством нравственного совершенствования. Они получили название «скопцы». Старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками. Церковный Собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревностные последователи старой веры не признают церковь отлучившую их. Раскол не одолен до сих пор. Жалел ли Никон о сделанном? Может быть. На закате своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «и старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь...» Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам, а те уже не могли простить церковь, посягнувшую на «святую веру и старину». Патриарха Никона постигла печальная участь. Великий государь патриарх Никон чистосердечно верил, что его воля выше государевой. Отношения с мягким и податливым Алексеем Михайловичем становились все напряженное, пока, в конце концов, обиды и взаимность претензий не завершилось ссорой. Никон удалился в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь), надеясь, что Алексей будет умолять его о возвращении. Собор 1666-1667 гг. с участием двух восточных патриархов проклял (предал анафеме) староверов, а также Никона лишил сана за самостоятельный уход с патриаршества. Никон был сослан на север в Ферапонтов монастырь. После смерти Алексея Михайловича (1676) гонения на Никона только усилились, его перевели в Кириллов монастырь. Но потом сын Алексея Михайловича царь Федор решил смягчить участь опального и велел отвезти его в Новый Иерусалим. Никон не выдержал этой последней поездки и умер в пути 17 августа 1681 г. «Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой. Самую идею вселенской церкви, во имя которой предпринято было это шумное дело, он понял слишком узко, по-раскольничьи, с внешней обрядовой стороны, и не сумел ни провести в сознание русского церковного общества более широкого взгляда на вселенскую церковь, ни закрепить его каким-либо вселенским соборным постановлением и завершил все дело тем, что в лицо обругал судивших его восточных патриархов султанскими невольниками, бродягами и ворами: ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную <…> Раскол уронил авторитет старины, подняв во имя ее мятеж против церкви, а по связи с ней и против государства. Большая часть русского церковного общества теперь увидела, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязанность. Руководители преобразовательного движения, еще колебавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегченной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой».1 ЗАКЛЮЧЕНИЕПроанализировав источники и исследования, посвященные интересующей тематике, можно сделать вывод, что в XVI-XVII столетиях Православная Церковь фактически выполняла идеологическую функцию государства в XVI и XVII веках, и была носителем государственной идеологии, то есть государства в материальном, политическом и юридическом плане, поэтому государство всячески поддерживало церковь. В целом можно сказать, что церковь - это государство в государстве, обладающее огромным богатством и собственным административным органом, включая патриархат. В конце XVI в. Ей принадлежала 1/3 всей земли в России. Патриарх Никон пытался поставить над царем власть патриархата. Однако, некоторые верующие не были согласны с церковными реформами. Следствием этих преобразований стал церковный раскол. В то время разделение Русской Православной Церкви стало драматической и трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда разногласия заметны и в наши дни. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫЗолотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М., 1981; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви // Карташев А.В. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1992 – 1993; Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LV. Коренев Д.М. Одежда и чинопочитание в источниках русского церковного права второй половины XVI в. // История государства и права. 2010. N 1; Лукьянов С.А. Государство и Церковь в борьбе с "городскими ересями" в Древней и Московской Руси в XIV - XVI вв. // История государства и права. 2010. N 1; Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории. URL: http://www.gumer.infobibliothek.; Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983; Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве XV - XVII вв. М., 1995; История.рф https://histrf.ru/biblioteka/b/tsierkovnaia-rieforma-patriarkha-nikona 1 В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция LV. |