Графика. Виды графики.. Графика. Виды графики
Скачать 99.73 Kb.
|
Урок изобразительного искусства в 6 классе. Тема: Графика. Виды графики. Цели и задачи: познакомить с понятием графика, различными видами графики и графическими материалами, пробуждая возможный творческий потенциал; сформировать представление о печатной графике, видах техники исполнения работ; развивать пространственное воображение и неординарное мышление; воспитывать интерес к изобразительному искусству. Вид урока: практикум. Методы урока: словесно-наглядный, диалогический, репродуктивный. Оборудование: мультимедийная презентация, работы методического фонда, открытки, марки, плакаты, упаковки различных товаров, пастель, уголь, сангина, перьевые ручки, набор плакатных перьев, тушь; музыкальное сопровождение урока; листья деревьев, травинки, гуашь, кисти, бумага, клеенка, тряпочка. Ход урока I. Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Проверка готовности учащихся к уроку II. Введение. -Если мы посмотрим во круг нас, то увидим удивительный мир, замечательный, тонкий, воздушный, нежный и прекрасный. Он состоит из множества пятен, штрихов, линий и точек. Если приглядимся то каждый предмет имеет свою пластику, форму и структуру. Художники всех времен и народов любили изображать этот загадочный и неповторимый мир на листе бумаги, при помощи угля, карандаша, акварели и других материалов и дали название этому виду изобразительного искусства Графика. - Итак, тема нашего урока:Графика. Виды графики. III. Изучение нового материала. - Для начала давайте разберемся, что такое «графика». Графика (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.(1)слайд Графика — древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших ху- дожников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения — все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр — народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников. По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.(2)слайд Станковая графика Станковое искусство - род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в живописи — картины; в графике — эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения. Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок. Эстамп - оттиск на бумаге. Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выставочные коллекции и экспозиции.(3)слайд Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкования литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги.(4)слайд Газетно-журнальная графика - иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий, специфический массовый вид - карикатура.(5)слайд Прикладная графика - промышленная графика (товарные ярлыки, фирменные знаки, издательские марки, упаковка, различные рекламные издания), почтовые марки, экслибрисы, денежные знаки, информационные материалы (буклеты, программы, проспекты). Прикладная графика вносит художественное начало в оформление предметов утилитарного характера.(6) слайд Плакат - вид торговой и театральной рекламы и политической агитации.(7) слайд Наряду с традиционной, рисованной или печатной, но так или иначе возникающей под рукой художника, появилась компьютерная графика. Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.(8) слайд Особую, самостоятельную область образует Графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия).(9) слайд По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Графика. Уникальная Графика - рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец. Печатная Графика дает возможность получить определенный тираж относительно равноценных, идентичных художественных произведений - оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску. (10) слайд В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравирования), различаются такие разновидности ("техники") печатной Графики: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах. В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации используется печатание. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского слова graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.(11) слайд Виды гравюры: • плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне; • выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона; • углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона.(12) слайд В зависимости от материала, из которого создается печатная форма, различают разные виды гравюры(13) слайд • Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на литографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году.(14) • Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина.(15) • Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями.(16) • Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).(17) • Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак). • Офорт. Название произошло от французского слова «крепкая вода». Эта техника изобретена в XVI веке. Замечательным мастером офорта был Рембрандт, создавший около двухсот таких гравюр. Техника этого вида гравюры очень сложна. Медная или цинковая пластинка полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластине острой стальной иглой. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает процарапанные места, потому что их уже не защищает лак, и образуются углубления. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск. Если в гравюрах на дереве и линолеуме углубленные места на оттиске остаются белыми, то в офорте, наоборот, углубленные места на оттиске – черные, все остальное – белое..(18) • Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски. • Меццо-тинто - вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.(19) • Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.(20) Главное средство графики - рисунок (пластика - в скульптуре, цвет - в живописи). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью. Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Рисунок (как художественно- выразительное средство) используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он применяется в более чистом виде. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.(21) Средства выразительности графики — контурная линия, штрих, контур, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль. Техники рисунка(22) • Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). В зависимости от формы наконечника пера получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, аккуратности, самодисциплины. • Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. Распространен твердый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличие от натурального рисовального угля палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углем разнообразна, так как углем можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. • Сангина - палочки без оправы различных красно-коричневых тонов. В отличие от натуральной, искусственная сангина производится из каолина и окислов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется теплого красно- коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. • Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрес- сованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочками) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. "Чистая пастель" выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой. • Соус - жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, колонковые и других. На грани живописи и графики находится не только пастельная техника, но и техника акварели и гуаши. • Акварель - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Ее основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного образа) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом. Акварель сочетают с белилами, гуашью, темперой, пастелью и другими материалами. • Гуашь - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе - бумаге, картону, полотну, шелку. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмешивать белила. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воздействию - к пастели. В настоящее время гуашь используют для выполнения оригиналов плакатов, книжной и прикладной графики, эскизов и декоративных работ. Красочные материалы и техники определяются видом графики. Основные отличия графики от живописи: • преобладание линии в графике (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким-либо инструментом - будь то резец, карандаш или кисть, либо создается соседствующими пятнами - ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши; • графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого, контраст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения; • графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то она похожа на музыку - ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль; • графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания; • графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.). V. Практическая работа. (23) Выполнить практическое задание в технике «печатная графика». Выбери понравившиеся тебе стебельки, листочки. Помести на вспомогательный лист бумаги. Найди лучшее расположение растений на листе. Возьми большую кисть и покрой поверхность 1-го растения густой краской. Наложи на чистый лист бумаги краской вниз. Сверху прикрой чистым листом. Аккуратно нажми на бумагу сверху. Отпечаток готов! На листе можно добавлять оттиски, создавая оригинальные композиции. VI. Итог урока. 1. Выставка работ, выполненных на уроке, обсуждение, оценки за отпечатки 2. Вопросы к классу: а) Почему рисунок считают основой изобразительного искусства? б) Какие особенности отличают графику от живописи? в) Посмотрите на слайд и попробуйте определить каким графическим материалом выполнен каждый рисунок?(24) – На следующем уроке мы овладеем еще одной интереснейшей техникой. Домашнее задание(25) Опережающее домашнее задание (индивидуально). Подготовить сообщение на тему «Силуэт». Всем: 1. Найти в книгах, журналах графические работы, принести на урок. Подготовить плотную бумагу для рисования, черную гуашь, маркер, ножницы, лист черной бумаги. Слайд 20. - Спасибо за работу на уроке, мне было приятно с вами работать! До свидания. |