Гражданская оборона. Гражданская оборона
Скачать 29.83 Kb.
|
«Гражданская оборона» — советская и российская рок-группа, основанная 8 ноября 1984 года в Омске Егором Летовым и Константином Рябиновым, наиболее заметная представительница сибирского панк-рока[2]. Музыка коллектива на начальном этапе представляла из себя панк-рок и постпанк[источник не указан 24 дня] с сильным гаражным влиянием, сохранявшимся на протяжении всего творчества, к концу 1980-х годов эволюционировала в авангардный хардкор-панк с элементами нойз-рока[источник не указан 24 дня], а в 1990-х годах сместилась в сторону психоделического рока. «Гражданская оборона» являлась одной из наиболее влиятельных панк-рок-групп СССР и России. Группа распалась в 2008 году после смерти Егора Летова[3]. Ранний этап творчества (1984—1986) В конце 1982 года Летовым был создан проект-предшественник «Гражданской обороны» — группа «Посев», названная в честь известного диссидентского журналаНародно-трудового союза российских солидаристов. За два с половиной года в рамках проекта было записано десять альбомов. Среди участников проекта были и будущие музыканты «Гражданской обороны»: Константин Рябинов, Андрей Бабенко, Евгений Деев. 8 ноября 1984 года была образована группа «Гражданская оборона». Первый её состав:
В марте 1985 года коллектив покинул Бабенко. Материалом первых двух альбомов («Поганая молодёжь» и «Оптимизм») были ранние сочинения 1982—1985 годов, однако записать эти два альбома группе в 1985 году не удалось по причине преследований её членов со стороны КГБ: Рябинов, несмотря на проблемы с сердцем, был отправлен на армейскую службу, а Летов принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу[4]. Первые два альбома были впоследствии частично реставрированы, частично заново записаны в 1988 году с использованием раритетных дорожек 1985—1987 годов. Летом 1986 года Летов совместно с Евгением Филатовым записал акустический альбом «Гражданской обороны» — «Красный альбом (акустика)» (Игра в бисер перед свиньями), материал которого впоследствии будет переписан Летовым в одиночку и выйдет под названием «Красный альбом». Известность (1987—1990)В 1987 году группа выехала на первый Новосибирский рок-фестиваль (10—13 апреля 1987 года). Помимо Летова в концертный состав группы вошли Олег Лищенко и Евгений Лищенко (оба — дуэт «Пик Клаксон»). В тот момент оргкомитет фестиваля находился в замешательстве: областной комитет комсомола запретил приезд групп «Звуки Му» и «АукцЫон». В программе была «дыра», и президент рок-клуба представил начальству прибывшую в качестве замены омскую команду как «пай-мальчиков». Летов выступил как «Адольф Гитлер» (название совместного проекта Летова и Лищенко). Прежде, чем организаторы опомнились, группа успела отыграть 25 минут. Выступление впечатлило публику. Многочисленные гости фестиваля разнесли легенду о группе по всей стране. Воодушевлённый Летов за май—июнь 1987 года записал пять альбомов «Гражданской обороны»: («Красный альбом» (электрический), «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм», «Некрофилия»). Хотя все пять альбомов и были записаны в одиночестве, в аннотации к ним состав группы указывался так:
Под всеми этими псевдонимами скрывался сам Летов. Мифический «Майор Мешков» получил имя в честь майора КГБ Мешкова Владимира Васильевича, который вел дело против Летова и его соратников, Килгор Траут — это один из любимых Летовым персонажей Курта Воннегута, Лукич — ссылка на Ильича, Егор Дохлый — давний псевдоним Летова. Зимой 1988 года снова практически без посторонней помощи Летов записал ещё три альбома группы: («Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану», «Боевой стимул»). Альбомы записывались в квартирных условиях (позже комната в квартире Летова, где происходила запись альбомов «Гражданской обороны» и других групп, получила название «ГрОб-Records»). Магнитоальбомы распространялись поклонниками самостоятельно. СМИ игнорировали группу, и сам Летов высокомерно относился к вниманию СМИ к своей группе, полагая, что телевидение и радио убивают рок-музыку. Тем не менее, песни «Гражданской обороны» в конце 80-х стали популярны в СССР, и группа могла составить конкуренцию таким признанным в советских СМИ группам, как «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус». Отчасти эта слава поддерживалась из-за проблем Летова с властями — Летову приходилось сидеть в психиатрической лечебнице и скрываться от КГБ вместе с Янкой Дягилевой после скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале. Влияние группыАлександр Кушнир в своей книге «100 магнитоальбомов советского рока» пишет[15]:
«Гражданская оборона» повлияла на формирование «Сибирского андерграунда» (направление панк-музыки, возникшее в Омске, Новосибирске, Тюмени), однако успех коллектива в конце 1980-х годов XX века породил большое количество подражателей и последователей и за пределами Сибири. Для групп, на чьё творчество оказала влияние «Гражданская оборона», были характерны записи в стиле Lo-Fi и, как правило, агрессивно-депрессивная лирика политической, социальной и экзистенциальной направленности. Группами, испытавшими сильное влияние «Гражданской обороны», являются барнаульская группа «Тёплая Трасса», московские группы «Лисичкин Хлеб», «Банда четырёх» и «Соломенные еноты», белорусские коллективы «Красные Звёзды», «Северное Сияние» и электро-панки «Сугробы», а самыми известными последователями стиля «Гражданской обороны» на постсоветском пространстве считается казахстанская группа «Адаптация». Влияние творчества и личности Егора Летова на российскую панк-сцену было настолько велико, что его вступление в Национал-большевистскую партию повлекло аналогичный поступок со стороны ряда групп (в том числе «Банды четырёх», «Красных звёзд» и других). Группы, имеющие отношение к НБП, склонны копировать звучание «Гражданской обороны» образца 1980-х годов. Помимо этого некоторые группы используют название «Гражданской обороны» в проектах, например, «Диагноз 27». В 2010 году альбом «Русское поле экспериментов» занял 25-е место в списке «50 лучших русских альбомов всех времен», составленный журналом «Афиша» по итогам опроса молодых российских музыкантов[16]. Так же в список вошли пластинки сайд-проекта группы «Егор и опизденевшие» «Сто лет одиночества» (9-е место) и «Прыг-скок: Детские песенки» (19-е место)[17]. 6 мая 2013 года на митинге оппозиции в честь годовщины печальных событий на Болотной площади в Москве, журналист Олег Кашин исполнил а капелла «Все идёт по плану»[18]. 4 июля 2013 года на открытии Manchester Internation Festival, группа «Massive Attack» с Элизабет Фрейзер исполнила песни Янки Дягилевой и Егора Летова «Печаль моя светла» и «Все идёт по плану»[19].
|