риторика. риторика (Восстановлен). Греческая риторика общая характеристика, риторика софистов, Сократ и Платон, Риторика Аристотеля, известные греческие ораторы. Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции в v vi вв до н э
Скачать 44.18 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Риторика Группа Пм19Ю171в Студент И.В. Симонова МОСКВА 2020 Вопрос № 1 Греческая риторика: общая характеристика, риторика софистов, Сократ и Платон, «Риторика» Аристотеля, известные греческие ораторы. Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции в V— VI вв. до н.э.? В чем состоит вклад софистов в разработку начал ораторского искусства? Что нового внесли Сократ и его последователи в развитие содержания риторики? Общая характеристика Греческой риторики В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучению мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками – были достойны уважения и почтения. Именно в древней Греции берет свое начало методика преподавания риторических основ. Древние мыслители называли ее «наукой о красноречии». Наука риторика, испокон веков несла в себе идею формирования у человека логического мышления и собственного стиля изложения мыслей. Основная цель – довести информацию до людей в понятном для них виде. Важное значение риторика приобретала в период проведения массовых процессов в суде, на собраниях старейшин. Решение главных государственных проблем не обходилось без красноречивых мыслителей, которые своими выступлениями доводили до сведения собравшихся важные факты, аргументируя каждое свое слово. Риторические приемы используют и сегодня адвокаты, и прокуроры в своих судебных выступлениях. Риторика софистов Профессиональных учителей красноречия называли софистами. Теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор (ок. 490-ок. 420 гг. до н.э.) из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой собеседники в споре защищают противоположные взгляды. Протагор классифицировал выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы. Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий (ок. 483 — ок. 375 гг. до н.э.) из Леонтин, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Отношение к софистам было двойственным. Вначале слово «софист» обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. Софисты учили правилам логического мышления, приемам доказательства и опровержения. Однако очень скоро главными их заботами стали подбор и применение различного рода уловок, с помощью которых можно добиться победы над противником, доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Софисты не представляли собой единой идеологичской или политической группы, это были странствующие философы, обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости (в переводе с древнегреческого софист «мудрец»). Они обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум, приемы логики. Последние они доводили до совершенства. Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов, подчас просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков. Поскольку софисты были несомненными прагматиками в жизненных ситуациях, их учением и особенно их практикой в дальнейшем историческом развитии риторики воспользовались те социальные группы, которым не чужда была прагматика, житейские интересы, меркантильность, эгоистические побуждения. Альтруизм, справедливость себе в ущерб не привлекали софистов. Сократ и Платон Сократ (около 470-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т.н. сократического метода (МАЙЕВТИКА (греческого maieutike, букв - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.). Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу. Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия). Риторика» Аристотеля Великий греческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н. э.), ученик Платона. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, хотя, по словам В. И. Ленина, Аристотель вплотную подходит к материализму". Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть - учение о бытии, практическую часть - учение о человеческой деятельности и поэтическую часть - учение о творчестве. По Аристотелю, существует материя, или пассивная возможность становления; форма (сущность, суть бытия); начало движения; цель. Происходит постоянный переход от «материи» к «форме» и обратно, что связано с активностью формы. Существует нечто общее, постигаемое через чувственно воспринимаемое единичное. Условие познания общего - индуктивное обобщение, которое невозможно без чувственного восприятия, отсюда последний этап в проверке мнения - опыт, который связан с умозаключениями, с наличием фактов и их анализом. Таким образом, для постижения истины необходимо соединять индукцию и дедукцию на основе фактического анализа. Композиция «Риторики» Аристотеля весьма четкая. В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей; вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга - проблемам стиля и построения речи. Аристотель считает, что риторика - искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность - оказывается недостаточной. «Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, (имеет отношение ко всем областям), а также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения». И еще одно определение: «Итак, определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях. Известные греческие ораторы Сократ и Платон, Горгий, Демосфен, Перикл, Фемистокл, Исей, Исократ Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции в V— VI вв. до н.э.? На самом деле, в развитии ораторского мастерства античный период имеет особенное значение – первые предпосылки возникли еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний. Главная причина возникновения ораторского искусства, как такового, – это развитие социальной жизни общества по мере появления новых потребностей у растущей цивилизации. У людей, находящихся у власти, возникала необходимость не только в доказательствах своей силы (чем умнее становился народ, тем меньше его можно было удерживать страхом). В 5 в до н. э. у властей, государственных деятелей и послов появилась необходимость не только в доступном, но и в грамотном, красивом и точном выражении своих мыслей. Именно это подтолкнуло античных мыслителей к зарождению риторики в Древней Греции. В чем состоит вклад софистов в разработку начал ораторского искусства? Заслуга софистов в том, что они проводили практические занятия по подготовке молодежи к жизни и деятельности в качестве профессиональных риторов, а также в том, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Добиться убедительности, как считали софисты, можно искусно составленной речью, для чего следует использовать различные приемы: выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь, используя, например, метафору, антитезу, аллегорию и т.п. Что нового внесли Сократ и его последователи в развитие содержания риторики? Истинным последователем учения Сократа был Платон. По своим воззрениям на Бога, свойство души и ее бессмертие он приближается к христианству. Его сочинения большей частью выполнены в разговорной форме, поэтому названы диалогами. В высшей степени замечательно учение Платона о предсуществовании души. По этому учению всякое представление об истине, знании, справедливости и красоте есть ни что иное, как воспоминание о том, что восприняла душа от созерцания богов во время совместной жизни с ними. Таким образом, истина, красота и прочее есть лишь слабое отражение существовавшего когда-то об этом представления — идеи». Свои занятия Платон вел в Академии — прекрасном здании в одном из предместий Афин, посвященном герою Академу. Киренаики или киренцы, последователи школы, основанной в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую. Представители: Аристипп, Гегесий, Антипатр, Арета Киренская, Аристипп Младший, Феодор из Кирены, Анникерид. Киники – философская школа, возникшая в Древней Греции в 4-5 вв. до н.э. Ее основание связывают с именем мыслителя Антисфена, который являлся последователем Сократа. Самым известным киником стал Диоген, который развил это учение в 3 в. до н.э. Название школы – киники связано с греческим словом «собака», именно такой образ жизни предлагал своим последователям Антисфен, жизнь, сообразуясь с природой и собственным миром. Задача № 1 В основе современного коммуникативного процесса лежат разработанные Аристотелем риторические понятия. Для запоминания и осмысления составьте схему-конспект отрывка из «Риторики» Аристотеля. Основные виды речей по Аристотелю род риторической речи Совещательная род риторической речи Судебная род риторической речи Эпидейктическая цель Склонять или отклонять от решения цель Обвинять или оправдывать цель Хвалить или порицать время, которое имеет ввиду оратор будущее время, которое имеет ввиду оратор прошлое время, которое имеет ввиду оратор настоящее место произнесения речи народное собрание место произнесения речи суд место произнесения речи форум критерии, определяющие характер польза и вред критерии, определяющие характер справедливое и не справедливое критерии, определяющие характер прекрасное и постыдное Задача № 2 2. Прочитайте отрывок из трактата Цицерон «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным. Описано бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато, когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов. Как сказать? - это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине, удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь. Оратор должен заботиться о трех вещах — что сказать, где сказать и как сказать": - "что сказать": необходимо отвлечение от действительности - "где сказать": овладеть вниманием, утвердить свои мнения - "как сказать": произнесение - менять голос в зависимости от ситуации, "красноречие тела", и изложение: обрисовка "высшего красноречия": Отличия речи от философии, софистики, поэзии, истории. Три задачи речи и три стиля: понятие об уместности. Простой род красноречия - аттический оратор не обязан соблюдать ритм и не должен подгонять слова друг к другу. Нет лишь одного достоинства речи - пышности. Мало фигур речи, много шуток: насмешливость и остроты. Умеренный род красноречия - больше всего сладости, уместны любые украшения слов, при помощи таких речей развиваются пространные темы, общие места. Высокий род красноречия - обладает наибольшей мощью и пышностью. Самый лучший оратор. Должен уметь умерить свое богатство средствами двух других родов. Оратор должен обладать научным образованием, чтобы уметь вести спор о разных вещах. Он должен владеть риторической техникой - уметь разрабатывать отдельные части речи. Облик речи - фигуры мысли и слова. Благозвучное соединение слов. «Закономерность следует соблюдать не только в сочетаниях слов, но и в завершениях, ибо в этом состоит указанное нами второе требование слуха. Подробное описание ритма и стоп». |