Гроза. Гроза А. Н. Островского является самым популярным произведением этого писателя. Данная пьеса определена Островским как социальнобытовая драма
Скачать 14.93 Kb.
|
«Гроза» А. Н. Островского является самым популярным произведением этого писателя. Данная пьеса определена Островским как социально-бытовая драма. Но несмотря на простоту жанра, произведение имеет более глубокую мысль и цели. Катерина, героиня пьесы, была воспитана в беззаботном детстве и с раннего возраста проявляла любовь к Богу. Но счастливая жизнь сменилась после замужества деспотичными старыми устоями домостроя, при которых невозможно жить честным и светлым людям. Катерине были чужды законы, царившие в доме Кабановых. Кабаниха же была полностью проникнута староверческими убеждениями: только она могла свободно лицемерить, хладнокровно держать в страхе всю семью, давать наставления и читать мораль. Весь город Калинин был подобен старухе Кабановой. При такой обстановке в человеке уничтожается всё живое. Сначала может показаться, что главными противостоящими силами основного конфликта являются Катерина и Кабаниха как самый яркий пример борьбы «века минувшего» и «века нынешнего». Да, так оно и есть, но частично: данный конфликт заметен и понятен любому читателю, но под ним скрывается ещё один, более глубокий и важный. Любовный конфликт занял немаловажную роль в развитии основного конфликта. Ведь именно из-за Бориса Катерина взвалила на свои плечи тяжелейшие сомнения и решения. В Борисе Екатерине нравилось то, что он не похож на других. Хоть чувство и вспыхнули довольно быстро, но с такой же скоростью они разбились вдребезги при осознании натуры Бориса. Ради него Катерина взяла на душу грех, тайно встречаясь и проводя с ним время, но Борис оказывается таким же жалким и низким, как все остальные. Ведь Екатерина хотела признаться мужу в своих чувствах, чтобы отношения с Борисом больше не доставляли ей страданий, но он этого не хотел, да и приехал он в Калинин только ради получения наследства путём налаживания отношений с дядей. Помогает в понимание самого основного конфликта спор между Диким и Кулигиным. Стоит заметить, что Дикой – типичный купец-самодур, живущий бранью и обманом, а Кулигин – представитель прогрессивных взглядов, который несмотря на своё нищенское существование стремился сделать обществу как можно больше пользы. «Жестокие нравы в нашем городе», - заявляет Кулигин, показывая, что знает всё, что творится в городке, но бороться с этим он не может. Гроза - это также возмущение и деспотическое правление, это обобщенная фигура деспотии, естества, связей людей. Кулигин же предлагает построить громоотвод, что со стороны символизма означало бы шанс на спасение и избавление от этих мучений. Но Дикой даже слушать не хотел его и считал это всё вздором. Это означало, что всё общество само себя добровольно обрекло на гибель в этой чёрной бездне мрака, греха и обскурантизма. Катерина хочет быть самой собой, свободной и чистой, но в Калинове так жить невозможно. Именно так и появился основной конфликт этой пьесы – конфликт в самой героине. Катерине нужно было принимать решения, но иного пути у неё не было, так как перед ней стоял тяжёлый выбор: либо жить так, как она хочет, пусть и в греху, либо вовсе не жить. Не выдержав такого натиска, она решает этот вопрос, пойдя на тяжелейший грех, то есть убив себя, ведь она просто не смогла принять этот мир с его порядками. Но в этом поступке можно увидеть и протест этому прогнившему миру с его устаревшими устоями. В пьесе «Гроза» несколько конфликтных ситуаций: конфликт между старым и новым, между человеком и обществом. Всё это выливается в конфликт с самим собой, в борьбу желаний и реалий. Подобный исход приводит читателя к потрясению и катарсису. Это и отличает драму Островского от других известных произведений. |