Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Гипотеза нашего исследования

  • А что обозначает огонь

  • Этот символ в произведении представлен словесным рядом

  • Летние жары

  • Образ огня в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

  • «Что за огненная душа… у этого Мцыри…».

  • Что роднит образы Мцыри и Данко

  • Анкетирование среди учащихся 10-11классов

  • Учитель русского языка и литературы мбоу сош 33 г. Томска Петренко О. А. Цель


    Скачать 2.11 Mb.
    НазваниеУчитель русского языка и литературы мбоу сош 33 г. Томска Петренко О. А. Цель
    Дата08.03.2022
    Размер2.11 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаphpJNBJoE_----7-8.pptx
    ТипДокументы
    #386206

    «Символ огня» (По произведениям М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и М.Горького «Старуха Изергиль»)

    Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 г. Томска Петренко О.А.

    Цель:

    • Сопоставительный анализ символа огня (на примере произведения XIX века М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и произведения XX в. М. Горького «Старуха Изергиль»).

    Задачи:

    • исследовать, как символ «огонь» помогает нам глубже раскрыть образы главных героев;
    • рассмотреть, как символика огня даёт понять трагедию Мцыри;
    • Выявить, как символ огня повлиял на создание героического характера Данко;
    • на основе теоретических выводов провести сопоставить анализ произведений указанных русских писателей;
    • провести анкетирование среди подростков;
    • изучить теоретические источники, помогающие выявить сходные черты героев.

    Введение

    • С древнейших времён огонь завораживал человека. Мифологическая энциклопедия указывает, что «олицетворение огня и культ его, несомненно, вырастали из разных корней: огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; огонь как очищающая и целительная сила; огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи». Практически в мифологических системах всего мира символ огня предстаёт как символ жизни. Наиболее яркий пример того - образ Прометея в греческой мифологии.

    Актуальность темы:

    • в последнее время в нашем обществе падает интерес к героическим характерам и романтическим героям, способным на подвиги.

    Гипотеза нашего исследования

    • Символ огня – основной в создании образов Мцыри и Данко.
    • Романтическая поэма «Мцыри» и рассказ «Старуха Изергиль» наполнены символами.
    • В литературе СИМВОЛ (от греч. symbolon – условный знак) – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становятся символами, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением (крест – символ христианства).
    • Образ огня в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
    • Произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри» своим эпиграфом связано с библейским сюжетом.
    • Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец.

    А что обозначает огонь?

    «Огонь»

    • Символизирует очищение, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам.
    • Огонь и пламя – типичные символы сердца.
    • Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту.
    • Этот символ в произведении представлен словесным рядом:
    • а) образ главного героя
    • («пламенная страсть», «пылающая грудь», «думы пылкие мои»);

    • б) образ огня в природе
    • («в снегах, горящих, как алмаз», «рукою молнии ловил»);

    • в) образ огня как болезнь, смерть
    • («моя рука в огне»);

    • г) образ огня в описании горянки
    • («зной дышал от уст её»);

    • д) образ огня в воспоминаниях Мцыри о Родине
    • («блеск оправленных ножон», «вечерний очаг»).

    Летние жары

    покрыли тенью золотой

    лицо и грудь её, и зной

    дышал от уст её и щёк.

    Образ Мцыри

    • Образ Мцыри - оригинальное создание Лермонтова.
    • Мцыри - свойственно стремление к яркой и полноценной жизни. Жить для него – гореть. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнета и насилия над личностью.
    • Монастырскому миру – символу холода и покоя, символу действительности, враждебной природной естественности и простоте противостоит Мцыри – огонь, символ жажды жизни и свободы.

    Образ огня в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

    • Данко, как и Моисей, известный библейский герой, любил свой народ пламенно. Народ, ради которого они шли на самопожертвование, возроптал, не выдержав трудностей, (в библейской легенде и в легенде М.Горького). Но народ был прощён.
    • В.Г.Белинский сказал: «Что за огненная душа… у этого Мцыри…».
    • Образ Данко, как и образ Мцыри, связан с символом огня. Чтобы спасти людей, он сумел погасить вспыхнувшее в нём негодование. Его сердце – это факел великой любви к людям, а душа пылает не меньше, чем у героя М.Ю.Лермонтова.

    Огонь сердца Данко – это факел, символ жертвенного служения людям, любовь к ним, а сам герой - воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек», который, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...»

    Что роднит образы Мцыри и Данко?

    • Огонь – это главный символ в создании образов Мцыри и Данко. В них огонь – это свобода, любовь, душа, энергия, смелость, которая движет их поступками, жизнь и смерть.
    • Писатели рисуют исключительные характеры, возвеличивают гордых и сильных духом людей, совершивших настоящий подвиг. Оба героя – люди, несущие в мир свободу в разных её проявлениях.

    Заключение

    • Именно три дня, проведённые на свободе, осветили ярким огнём безрадостную жизнь Мцыри, выявили лучшие стороны его личности. А для Данко главным было - спасение людей во имя свободы. Оба они погибают, но своим примером показывают, что люди способны на подвиги, что и доказывают ежедневно в своей работе представители многих специальностей в наши дни.

    Анкетирование среди учащихся 10-11классов


    Вопросы:

    Да

    Нет

    Не знаю

    Стоит ли верить книжным идеалам?

    25%

    46%

    29%

    Есть ли место самопожертвованию в современном мире?

    35%

    31%

    34%

    Есть ли место подвигу в нашей жизни?

    38%

    39%

    23%

    Важны ли духовные ценности для каждого человека?

    43%

    39%

    18%

    Список литературы:

    1. Библия. Изд. «Свет на Востоке», 2000.

    2. Горький А.М. Избранное. М, «Детская литература», 1982.

    3. Заломов П. Мои встречи с Максимом Горьким. «Литературная газета, №51, 1937 г.

    4. Коровин, В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова / В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с. – (Библиотека словесника).

    5. М. Ю. Лермонтов в русской критике: Сборник статей / Сост., вступ. ст. и примеч. К. Н. Ломунова. – М.: Советская Россия, 1985. – 288 с. – (Школьная библиотека).

    6. Мануйлов, В. А. М. Ю. Лермонтов. Биография: пособие для учащихся / В. А. Мануйлов – М.: Просвещение, 1964. – 184 с.: ил.

    Список литературы:

    7. Мифы народов мира в 2-х тт. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - 719 с.

    8. Рогалевич Н.Н. Словарь символов и знаков. – Минск: Харвест, 2004.-328 с.

    9. Русская поэзия 19 - начала 20 веков / П. Николаев, А. Овчаренко и др. - М.: Художественная литература, 1987. - 680 с.

    10. Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. - М.: Просвещение, 1993. - 546 с.

    11. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2000. - 468 с.

    12. Фрэзэр Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 781 с.

    Интернет-ресурсы:

    1. www.biografguru.ru;

    2. http://lermontov.biografy.ru/biografiya-lermontova.html;

    3. www.kostyor.ru/biography/?n=38;

    4. www.lermontov.ouc.ru/;

    5. www.litera.ru/stixiya/authors/lermontov.html;

    6. https://slovo.ws/bio/rus/Lermontov_Mihail_Yurevich/;

    7. www.museum.ru/M1909.

    Спасибо за внимание



    написать администратору сайта