Главная страница
Навигация по странице:

  • Естественно-правовая теория происхождения государства

  • Естественно-правовая теория

  • «Естественно-правовой теории»

  • Недостатки

  • «Естественно-правовая теория происхождения государства». Доклад по гос устройству и праву. Группа эб(эпо)ОСКЛ21


    Скачать 18.57 Kb.
    НазваниеГруппа эб(эпо)ОСКЛ21
    Анкор«Естественно-правовая теория происхождения государства
    Дата02.10.2022
    Размер18.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад по гос устройству и праву.docx
    ТипДокументы
    #709943


    «Естественно-правовая теория происхождения государства»

    Группа: ЭБ(ЭПО)-О/С/КЛ21

    Выполнили: Ольга Тимофеева, Валерия Дик, Евгений Козырев

    (
    I) Некоторые положения этой теории были выдвинуты в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. софистами (Софисты— мудрецы, преподающие философию и другие дисциплины в Древней Греции за деньги). В частности, Гиппий так высказывался о законах, правах человека и государства: «Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». В XVII–XVIII вв. эту теорию взяли на вооружение мыслители, активные борцы с крепостничеством и феодальной монархией. Данную концепцию поддерживали и развивали голландские просветители Г. Гроций и Б. Спиноза, английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.

    Дж.Локк примыкал к решению практических вопросов, политической борьбе, а следовательно, имел более радикальный характер. Он обосновал естественные права человека. Собственно, именно посредством этой идеи (права человека) вся теория естественного права была ориентирована на признание правовой автономии личности, ее самостоятельное существование по отношению к государству, призванному обеспечивать и эти естественные, неотчуждаемые права.

    П. Гольбах резко критиковал идеи божественного происхождения власти, государства и права, считал, что они приводят к губительным социальным последствиям. Гольбах и другие сторонники теории признавали вместо божественной воли волю наций, народов, отдельного человека. Только воля народов, наций, по их мнению, могла предоставлять кому-либо высшую власть.

    Ж-Ж. Руссо освещал вопросы о том, что такое общественный договор, каким должны быть его содержание и назначение и др. Очень знаменит его труд «Об общественном договоре». Главная задача, которую должен решать общественный договор, считал Руссо, – это найти такую форму ассоциации, которая защищает своей силой личность и имущество каждого члена ассоциации и с помощью которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется лишь самому себе, остается таким же свободным, как и прежде. Государство, по его мнению, является продуктом общественного договора, следствием разумной воли народа, человеческим учреждением или изобретением, при этом, создавая государство, каждый человек отдает, ставит под верховное руководство общей воли свою личность, свои силы. Государство, считал Руссо, – «условная личность», жизнь которой заключена в союзе ее членов. Одной их главных ее задач является забота об общем благе, о благе общества, народа.


    Г.Ф. Шершеневич считал безусловно необходимым исследование тех явлений и отношений, которые влияют на содержание правовых норм и на их применение к правовым отношениям. Однако он возражал против замены правовой догматики социологическим правоведением либо естественно-правовыми воззрениями.

    Учение Канта привнесло в понятие естественного права качественно новое содержание: представление о всеобщей воле народа он заменяет категорией всеобщей воли. Естественной право-это право разума, следовательно, от субъективного направления естественного права (индивидуального правосознания) намечается переход к объективному правопониманию. Сам по себе поиск объективного элемента в естественном праве в учении Канта не столь примечателен, поскольку встречается уже у Гроция и Локка, однако естественно-правовые воззрения Канта имеют особое значение.
    (II) Естественно-правовая теория происхождения государства или же теория естественного права - одна из древнейших и наиболее распространенных историко-правовых доктрин. Теория естественного права усматривает главный источник правовых норм в естественной природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя, поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в ряде случаев даже противоречить друг другу. Вариации теории естественного права в разные исторические периоды и у разных философов и мыслителей приобретали категорично различные содержания и идеологическую направленность.

    Данная теория достойна изучения хотя бы за то, что лишь она первично вплотную связала государство и право в контексте их возникновения, говоря также о неотделимости одного от другого с самого момента становления общества.

    Естественно-правовая теория объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

    Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

    Согласно этой теории в процессе развития человечества:

    права одних людей входят в противоречие с правами других людей => нарушается порядок => возникает насилие => для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.

    (III) Достоинства и недостатки «Естественно-правовой теории» происхождения государства

    Достоинства:

    1.Учет авторами психологической составляющей, то есть эмоций человека (страх, инстинкт самосохранения и т.п.)

    2.Подчинение основ государственного устройства моральным идеалам

    3.Отсутствие ссылок на религиозные установки и авторитеты

    4.Признание естественных прав человека и демократический характер теории, который опроверг устои феодального государства и говорила о недопустимости неравенства людей перед законом

    5.Опора на общественную практику

    Недостатки:

    1.Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое - то представление

    2. Теория не отвечает на вопросы, где и когда заключается соглашение, как определяются его участники, кто может его засвидетельствовать

    3.Поскольку договор составляется раньше, чем само государство, он может не иметь юридической силы

    4.Для возникновения государства необходимо несколько объективных предпосылок, экономических и материальных, а объяснить столь сложный процесс наличием одного только договора нельзя

    5.Договор является волей людей, а значит может расторгаться

    6. Теория никак не объясняет того, как десятки и сотни тысяч людей могли бы договариваться между собой по таким принципиальным вопросам. Если нет государства, то и нет властных структур, и столь сложный процесс практически нереально было бы организовать. Ведь в таких больших группах всегда присутствует экономическое неравенство, а для разных слоев характерны разнонаправленные интересы


    написать администратору сайта