Лекция 2. Социальные отношения. (фельд) Группа как социально-пси. Группа как социальнопсихологический феномен Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп. Групповая динамика механизмы развития группы.
Скачать 44.42 Kb.
|
Группа как социально-психологический феномен Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп. Групповая динамика - механизмы развития группы. Социально-психологические феномены, возникающие в группе. Групповые нормы и санкции. Лидерство и руководство. Групповая совместимость и сплоченность. Понятие о группе, типологии групп. Характеристика малых групп Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; большие и малые; формальные и неформальные и др. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются но величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая группа — немногочисленная группа людей (от 2 до 30 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: 1. Пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Некоторые американские исследователи считают, что перцептивные аспекты — главное, т. к. они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе. Взаимодействие — активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных. 2. Наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей: 1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы; 2) вторичные цели — более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом); 3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы. 3. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер. 4. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли). 5. Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе. 6. Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы — важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру. Таким образом, группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели. Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят; 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно. По степени организованности малые группы делятся на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э.Мэйо. По его мнению, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э.Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. Кроме этого, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация». Обнаружение самого наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения, поскольку референтная группа — источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, т. к. референтная группа — источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться. По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп. Социально-психологическая характеристика групп по уровню их развития Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства). Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности. Корпорация — это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма. Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.); во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Групповая динамика - механизмы развития группы Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки статичную характеристику: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Термин «групповая динамика» употребляется в трех различных значениях. Во-первых, им обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Во-вторых, значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп. «Групповая динамика» в данном случае - вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. В-третьих, обозначение в отличие от статики группы совокупности тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. Важнейшими из таких процессов являются следующие: - процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится). - процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. - явления групповой жизни, возникающие при развитии совместной деятельности. Вторая часть вопроса: как осуществляется психологическое оформление этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Иными словами, это вопрос о том, как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова. Картина становления группы показана Т.Шибутани при помощи категории «групповое действие». Социально-психологические феномены, возникающие в группе Фацилитация — усиление энергии человека в присутствии других людей. Конформность — подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость — это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм — это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избегания конфликта с ней. Различают а) внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души (внешняя, публичная конформность). Групповая нормализация — формирование усредненного группового стандарта-нормы. Экстреглизация — итогом обсуждения может быть не выработка средней нормы, а приближение общегруппового мнения к одному из полюсов континуума всех групповых мнений. Американцы называют этот феномен «Сдвиг к риску», т. е. решение, принимаемое группой, более рискованное, чем решение, принимаемое индивидуально. Если после групповой дискуссии человек возвращается к той же проблеме, он склонен принимать более рискованные решения, чем до группового обсуждения. Проблема подчинения авторитету (если меняется статус человека по отношению к статусу другого человека, то в результате меняется психологическая позиция человека). Влияние меньшинства (при определенных условиях влияние меньшинства может быть значительно ощутимым). Рассмотрим некоторые феномены несколько подробнее. Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких факторов человек уступает группе? 1. Прежде всего, влияют характеристики самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне. У женщин конформизм выше, чем у мужчин, но не всегда: если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. 2. Влияют характеристики самой проблемы, характеристики стимульного материала: чем сложнее, амбивалентнее стимульный материал, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность к сопротивлению групповому давлению. 3. Влияет размер группы. Вначале предполагали, что увеличение размера группы приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность увеличивается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (8 человек), после чего не растет, но и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как независимые друг от друга, т. е. на конформность действует, прежде всего, количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения, человек более смело сопротивляется групповому давлению. 4. Влияют взаимоотношения человека и группы на уровень конформности Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если человек ищет принятия себя группой, он чаще уступает группе, и наоборот, если не дорожит своей группой, то более смело сопротивляется внутригрупповому давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться мнению группы, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены групповому давлению индивиды со средним статусом, лица полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению. В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Л.Фестингер), современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнения других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния», человек поддается групповому давлению потому, что он хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, хочет избежать конфликтов, избежать санкций при отклонении от принятой нормы, хочет поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой. Чрезмерно выраженный конформизм — явление психологически пагубное. Человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо человек реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует» в данный момент, в угоду «сильным мира сего». Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает: 1) как механизм сплочения человеческих групп, человеческого общества, 2) механизм передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, социальных установок. Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — это родственные свойства личности, это свойства положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста. Чем определяются взаимоотношения человека и группы? С одной стороны, стабильность группового существования влечет за собой унификацию, уподобление, схожесть индивидов, входящих в группу, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов членов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство в группе, т. к. не только люди адаптируются к социальной среде, но и индивиды адаптируют социальную среду к своим взглядам. При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства? Сами по себе меньшинства могут быть разными: 1) меньшинство, чья позиция не отличается по существу от большинства, а лишь является более радикальной; 2) позиция меньшинства противостоит позиции большинства. Для того чтобы меньшинство преобразовало мнение большинства, необходимо: 1) чтобы меньшинство было принято в группе, входило в состав группы, а не отторгнуто, не изгнано из нее; 2) чтобы меньшинство имело возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний: а) вначале у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», б) позже возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Может, существуют причины, внешние объективные причины, которые заставляют «их» говорить «не то»? в) позже этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, если не поступает реальное жизненное подтверждение правоты позиций большинства. Если же в данный момент поступает дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений с уклоном к позиции меньшинства происходит быстрее, причем даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. В случае, если меньшинство изгнано из группы или лишено возможности высказывать свою позицию, групповое мнение большинства долго лидирует в группе. Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности для человека получить неприятности, социальное наказание в случае неподчинения лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится к минимизации неприятностей и наказаний для себя, выбирая стратегию подчинения), какие еще факторы могут усиливать тенденцию к подчинению? В экспериментах американского психолога Мингрема испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 65% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». У людей могут быть два типа психологического состояния взаимодействия между людьми: 1) автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит, 2) человек представляет себя как занимающего определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, феномен «диффузии ответственности» или «атрибуции ответственности», приписывания ее другому лицу, а не себе. Так и в этом эксперименте, многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который занимает более высокий статус, и значит, экспериментатор несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, имеющих более высокий социальный статус, даже если указания этих «высокопоставленных лиц» противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека. Групповые нормы и санкции Групповые нормы – это социальные эталоны должного, с точки зрения группы, поведения. Это правила поведения, включающие оценку и долженствование. Главное в норме – ее предписывающий характер. Они выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни групп, индивидов, общества. Функции норм состоят в том, что они подсказывают разумные и проверенные способы деятельности и поведения в проблемных ситуациях. Нормы обеспечивают стандартность, общепонятность, предсказуемость поведения. Нормы – средство социального контроля и влияния, они приводят к уравновешенности, стабилизации общественной жизни. Все социальные нормы можно разделить на универсальные (обязательные для всех членов общества – нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы) и личностные (индивидуальные). Нравы, обычаи – это стержень нормативной системы. Нравы связаны с фундаментальными устоями общества и потребностями. Табу - это нравы, выраженные в негативной форме. Обычаи – относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в определенных ситуациях. Это своеобразные привычки и действия. Они не оспариваются, относительно неизменны. Некоторые – можно нарушать, но полное нарушение жестко наказывается. Ритуалы – исторически сложившиеся, связанные с мистическими верованиями, стереотипные формы массового поведения, имеющие церемониальный характер. Имеют многочисленные психологические функции, чем и объясняется их живучесть. Укрепление и сплочение группы, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению, средство развлечения и отдыха, удовлетворение эстетических потребностей. Переживание общности мыслей, чувств, ценностей. Нормы нравственности - идеализированные, существуют в форме заповеди, носят эталонный характер. Нормы морали – не абсолютны и даже могут быть безнравственными. В рамках нормативной системы одного человека на осознаваемом и неосознаваемом уровне могут сосуществовать внутренне противоречивые и даже взаимоисключающие моральные нормы. По мнению Л.Колберга, регуляторы человеческого поведения, связанные с соблюдением норм – страх, стыд, вина. Доморальный уровень – страх Конвенциональная мораль (ориентация на нормы, правила – причина – желание сохранять хорошие отношения, пользоваться авторитетом) – стыд (культура стыда – на Востоке) Автономная мораль – логическое обоснование норм, построенное на нравственных принципах – чувство вины. Основа – моральные ценности (культура вины – в Европейских странах). Моральное сознание тесно связано с ответственностью. Распад, отсутствие общепринятых норм обозначается термином «аномия» и на поведенческом уровне выступает как отчужденность (отстранение от окружающего мира, растерянность, бессилие и бессмысленность, рассогласованность чувств, когда они самому человеку перестают казаться нормальными). «Аномия» - такое состояние дезорганизации личности, которое возникает в результате ее дезориентации (социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм – «если я такой честный, то почему я бедный», «я богат, но почему меня ненавидят», либо такой ситуации, когда нормы отсутствуют). Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом. Групповые нормы предусматривают позитивные санкции по отношению к тем, кто им следует (похвала, моральные и материальные вознаграждения). Негативные санкции следуют за нарушение норм – невербальные знаки неодобрения, замечания, угрозы, бойкот, исключение из группы. Боязнь вызвать неодобрение является значимым регулятором поведения. Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности как конформность (подчинение групповому давлению. Она проявляется в стремлении личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.Выделены два типа конформности: уступчивость и интернализация. Под уступчивостью имеется в виду податливость индивида, который демонстрирует внешнее согласие, но остается при внутреннем несогласии, «себе на уме». Интернализация характеризует принятие на веру мнения группы, разделение его. Конформность в некоторой степени присуща всем людям. Даже в тех случаях, когда человек проявляет негативизм по отношению к нормам большинства, это может свидетельствовать лишь о его ориентации на нормы какой-либо другой группы. Лидерство и руководство Проблема лидерства и руководства имеет существенное значение, поскольку эти процессы не просто относятся к проблеме организации групповой деятельности, но также психологически описывают субъекта этой интеграции. В современных условиях эта проблема рассматривается как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Теории происхождения лидерства. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц — возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Среди них были названы такие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако, если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% — дважды, 4-5% — трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Разнобой существовал даже относительно таких черт, как «сила воли» и «ум», что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру и, тем более, существующих у него. Существенным возражением против этой теории явилось замечание Г. Дженнингса о том, что теория черт в большей мере отражала черты экспериментатора, нежели черты лидера. Разочарование в теории черт было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута даже теория «лидера без черт». Но она по существу просто не давала никакого ответа на вопрос о том, откуда же берутся лидеры и каково происхождение самого феномена лидерства. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт не отбрасывалась полностью, но утверждалось, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования. Стиль лидерства. В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. Стили руководства в исследованиях К.Левина, продемонстрированные взрослыми, получили обозначения, с тех пор прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: «авторитарный», «демократический» и «попустительский» (достаточно вольный перевод термина, предложенного Левиным). Демонстрируя свою антифашистскую позицию, Левин употребил термины «авторитарный», «демократический», как имеющие определенный политический смысл. Однако это были своего рода метафоры, в действительности речь шла о психологическом рисунке типа принятия решения, не более того. Никакого политического значения ни один из выявленных стилей руководства, естественно, не имел. Однако принятая терминология вносит ряд трудностей в исследования, именно в силу возможных коннотаций и ассоциаций. Нужно очень точно обозначать всякий раз, что имеется в виду, когда речь идет об «авторитарном», «демократическом» или «попустительском» стиле лидерства. Ряд авторов предлагают вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обозначения, чтобы исключить недоразумения. Вводятся определения «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный) стиль (Журавлев). Поэтому очень важно представить, что обозначает каждый из выделенных К.Левиным стилей лидерства. Было предпринято множество попыток описать указанные стили, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Каждый из трех стилей можно описать по двум характеристикам: формальная сторона и содержательная сторона стиля (см. табл. 3) Естественно, что ни эта схема, ни какая-либо другая не могут охватить все стороны и все проявления стиля лидерства. Можно идти по пути еще большего усложнения схемы, что и делается в практике экспериментальных исследований. Например, названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Были выявлены две важные закономерности механизма и эффекта группового принятия решения и выяснению роли групповой дискуссии в этом процессе: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; 2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Формальная и содержательная стороны стилей руководства
Групповая совместимость и сплоченность В психологической совместимости людей можно выделить несколько уровней. 1. Высший и наиболее сложный уровень совместимости — ценностно-ориентационное единство, совместимость жизненных ценностей, устремлений, идеалов, интересов, убеждений людей (чем более близки устремления, убеждения, ценности, тем легче людям понять друг друга, тем выше совместимость). 2. Согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений человека о своих ролях и функциях в данном союзе (дружеский союз, семейный союз, трудовой союз), (например, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо мало совместимой и конфликтной). Под «ролью» понимается относительно устойчивый шаблон поведения, выработанный в данном обществе для реализации определенной социальной функции, т. е. под ролью в наиболее общем смысле понимается то поведение, которое ожидается от меня другими в ходе выполнения мной определенных функций на таком-то месте и при таких-то обстоятельствах. Несогласованность представлений людей о своих ролях, правах, обязанностях, несогласованность представлений о том, как следует проводить свой досуг, как распределить права и обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек и т. п. может серьезно нарушать взаимоотношения людей, делая их малосовместимыми. 3. Совместимость индивидуально-психологических характеристик людей: а) психофизическая совместимость темпераментов; б) совместимость врожденных качеств психотипов; в) совместимость приобретенных качеств характера; с) сексуальная совместимость (в семейных отношениях играет не последнюю роль). В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми требуются три основных качества характера: 1) способность критически относиться к себе; 2) терпимость к другим; 3) доверие к другим. Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он практически несовместим с другими людьми. Для обеспечения совместимости людей в малых группах в условиях длительной изоляции (полярная экспедиция, экипаж космического корабля или подводной лодки) требуются дополнительные факторы: 1) максимально возможная загруженность людей целенаправленной деятельностью; 2) определенность стоящей задачи и срока совместного существования; 3) возможность уединения каждого из участников; 4) желателен психологический отбор людей по уровню их совместимости. В отечественной социальной психологии принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским, разработавшим «стратометрическую концепцию групповой активности». Основная идея состоит в следующем: всю структуру малой группы можно представить как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев - «страт»: 1. внешний уровень групповой структуры - непосредственные эмоциональные межличностные отношения; 2. «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ) - отношения опосредованы совместной деятельностью, выражением чего является совпадение для членов группы ориентаций на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности; 3. еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность - члены группы разделяют цели групповой деятельности, здесь могут быть выявлены наиболее значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития групповой сплоченности. На первом уровне (В) сплоченность проявляется в развитии эмоциональных контактов. На втором (Б) - происходит дальнейшее сплочение группы, что выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (А) интеграция группы проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. К факторам сплоченности группы относят: - привлекательность членов группы (степень симпатии к ним окружающих); - сходство взглядов членов группы (чаще ценностей и установок); - сходство отношения к групповым целям (соответствие потребностям членов группы); - характер взаимосвязи членов группы (чаще на основе принятия ими общей кооперативной и конкурентной стратегии поведения); - удовлетворенность групповой деятельностью (часть общего удовлетворения трудом); - характер руководства и принятия решений (стиль руководства и участие членов группы в выработке групповых решений); - структурные свойства группы (модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры); - групповая атмосфера (особенности межличностных отношений); - величина группы. С. Кратохвилом были выделены следующие факторы сплоченности: - удовлетворение личных потребностей индивидуумов в группе или при помощи группы; - цели группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; - взаимная зависимость при работе над конкретными задачами; - выгоды, вытекающие из членства в группе, и ожидания несомненной пользы от него; - симпатии между членами группы, их взаимное тяготение; - мотивировка каждым участником своего членства в группе, включая усилия, которые он приложил, чтобы попасть в нее; - дружеская, располагающая атмосфера; - престижность группы и членства в ней; - влияние групповой деятельности: а) притягательность общих действий (интересные, веселые, увлекательные занятия, вызывающие общее переживание положительных эмоций); Групповые приемы усиления сплоченности группы: - соперничество с другой группой или группами; - враждебное, неприязненное отношение общества к группе. Влиять на групповую сплоченность можно через: 1) осознание группой своей социальной роли или своего отличия от других групп; 2) использование групповых символов, знаков, девизов — поскольку факторы идентификации кого-то с категорией «свой» создают условия роста групповой сплоченности; 3) создание, формирование «мы-чувства», когда человек чувствует себя внутри группы, происходит идентификация себя с определенной группой, что делает человека особо чувствительным к воздействию. Этот эффект «мы-чувства» используют политики, играя в «простонародность», принимая манеры поведения в группе, характерные для нее: через слова, интонации, одежду, культурные нормы. |