Главная страница
Навигация по странице:

  • «клиническое»

  • «самоактуализирующаяся тенденция»

  • «реальное Я»

  • Целостность личности

  • Доклад психология. Гуманистическая психология. Гуманистическая психология Определение понятия


    Скачать 0.51 Mb.
    НазваниеГуманистическая психология Определение понятия
    АнкорДоклад психология
    Дата08.11.2021
    Размер0.51 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаГуманистическая психология.pptx
    ТипДокументы
    #266087

    Гуманистическая психология

    Определение понятия


    Гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека.

    Основные предметы анализа


    высшие ценности;
    самоактуализация личности;
    творчество;
    любовь;
    свобода;
    ответственность;
    автономия;
    психическое здоровье;
    межличностные отношения.

    История появления


    Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

    История появления


    К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, Г.Олпорт,В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь и другие.

    Направления теории


    В гуманистической теории личности выделяется два основных направления:
      «клиническое» (ориентировано преимущественно на клинику; представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса);
      «мотивационное» (автор – американец А. Маслоу).

    Врожденные тенденции


    Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции:
      «самоактуализирующаяся тенденция» (содержит в свернутом виде будущие свойства личности);
      «организмический отслеживающий процесс» (механизм контроля за развитием личности).

    Врожденные тенденции


    На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).


    В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:
      «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (Роджерс К., 1994);
      «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала;
      потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).


    Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

    5 уровней мотивации (А. Маслоу)


    Физиологический (потребности в еде и сне);
    Потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);
    Потребности в принадлежности (потребность одного человека в другом);
    Уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
    Потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т. д.).

    5 уровней мотивации (А. Маслоу)


    Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью» (Маслоу А.,1999).

    Гордон Олпорт

    Целостность личности


    Целостность личности достигается тогда, когда конгруэнтность «реального Я» и «идеального Я» приближается к единице. Целостность личности — основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

    Целостность личности


    Целостная личность:

    Целостность личности


      максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»;
      практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям;
      тренирует в себе эмпатию к другим людям, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.

    Целостность личности


    Целостную личность характеризуют:
      эффективное восприятие реальности;
      спонтанность, простота и естественность поведения;
      ориентация на решение проблемы, на дело;
      постоянная «детскость» восприятия;
      частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;
      искреннее желание помочь всему человечеству;
      глубокие межличностные отношения;
      высокие моральные стандарты.

    Заключение


    Таким образом, у гуманистов, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.



    написать администратору сайта