Аннотация
Скачать 1.14 Mb.
|
Н.Д. Линде ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ ( теорияипрактика) Москва, 2004 2 АННОТАЦИЯ Эта книга рассчитана, прежде всего, на психологов-практиков, психо- терапевтов, студентов психологических вузов, но может быть интересна и самым обычным людям, которые интересуются практической психологией и возможностями оказания психологической помощи самим себе и другим людям. Эмоционально-образная терапия – это сравнительно новое и ориги- нальное направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быст- рых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выра- жено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. С теоретической точки зрения эмоции являются проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий, например, страх заставляет человека сжиматься, а гнев – нападать. “Застрявшие” эмоции не реализуются в действии, но порож- дают многие негативные последствия, в том числе психосоматические сим- птомы и другие хронические проблемы. Нами были обнаружены и система- тизированы многочисленные приемы работы с образами, позволяющие вы- явить структуру психологической проблемы и решить ее с помощью внут- ренней работы. Это направление позволяет использовать теоретические и практиче- ские открытия различных психотерапевтических школ, начиная с психоана- лиза и заканчивая нейро-лингвистическим программированием. 3 - СОДЕРЖАНИЕ - ГЛАВА 1. Теоретическиеосновыэмоциональ- но-образнойтерапии ГЛАВА 2. Методическиеприемыэмоциональ- но-образнойтерапии 2.1 Схематерапевтическойработы 2.1.1 Клиническаябеседа 2.1.2 Прояснениесимптома 2.1.3 Созданиеобраза 2.1.4 Исследованиеобраза 2.1.5 Проверканафиксацию 2.1.6 Трансформация 2.1.7 Интегрированиеобразасличностью (соматизация) 2.1.8 Ситуационнаяпроверка 2.1.9 Экологическаяпроверка 2.1.10 Закрепление 2.2 ОсновныеприемытрансформацииобразоввЭОТ 2.2.1. Созерцание 2.2.2 Мысленноедействие 2.2.3 Диалогсобразом 2.2.4 Взаимодействиепротивоположностей 2.2.5 Заменаобраза 2.2.6 Передачачувства 2.2.7 Прослеживаниесудьбыобраза 2.2.8 Свободноефантазирование 2.2.9 Расширениеосознания 2.2.10 Волшебство 2.2.11 “ Возвращениеподарка” 2.2.12 Конверсиянегативнойэнергии 2.2.13 “ Разжиманиелапки” 2.2.14 Парадоксальноеразрешение 2.2.15 Контрпредписание 2.2.16“ Выращивание” частиличности (илиэнергитизация) 2.2.17 “ Перераспределениеакций” 2.2.18 Организация новыхотношенийсчастьюличности 2.3 Дополнительныеприемы 2.3.1 Поигратьсгрязью 2.3.1 Вдыхатьпустоту 2.3.3 Разрешитьобразупроявитьсвойпотенциал 4 2.3.4 Высвободитьэнергиючувства 2.3.5 Признатьважностьобраза 2.3.6 Созерцатьдождь ГЛАВА 3. Преимуществаиособенностиметода 3.1 Преимуществаметода. 3.2 Дополнительныеправила 3.3 Отличияотблизкихтерапевтическихшкол ГЛАВА 4. Эмоционально-образнаятерапияна практике. 4.1 ЭОТвисцелениипсихосоматическихзаболева- ний . 4.1.1. Исцелениеголовных, сердечныхидругихболей 4.1.1.1 Методсозерцания 4.1.1.2 Методпрослушиванияболи 4.1.1.3 Методобонянияболи 4.1.1.4 Методмысленногодействия 4.1.1.5 Методвыражениячувства 4.1.1.6 Методдиалога 4.1.1.7 Программасамоисцеления 4.1.2 РаботасПМС 4.1.3 РаботасаллергиейвЭОТ 4.1.4 Другиепсихосоматическиепроблемы 4.1.4. 1 Хроническийринит 4.1.4.2 Бронхиальнаяастма 4.1.4.3 Язважелудка 4.2 ЭОТвлечениифобий 4.2.1 Модельтравмы 4.2.2 МодельВ.Франкла 4.2.3. Модельродительскихпредписаний 4.2.4 Модель «несчастноговнутреннегоребенка» илискры- тогосуицида 4.2.5 Модель «обратногожелания» 4.2.6 Истерическиефобии 4.3 ЭОТвработесчувствомпотерииэмоциональ- нойзависимостью. 4.4 ЭОТвразрешенииконфликтов 4.5 ЭОТвработесгневом 4.5.1 Методотреагирования 4.5.2 Методвоображаемогодвойника 5 4.5.3 Методэнергитизации 4.5.4 Методконверсииагрессивнойэнергии 4.5.5 Методвысвобождениягневачерезвоображаемыйзвук илипотокэнергии 4.6 ЭОТвработесдепрессивнымисостояниями 4. 7 Работаспоследствиямитяжелойтравмы 4.8 Работаспоследствиямиродовойтравмы ГЛАВА 5. Упражнениядлягрупповыхиинди- видуальныхзанятий, используемыевЭОТ 5.1 Введение 5. 2 Цикл упражнений на релаксацию 5. 2.1 Расслаблениепосистемейоги 5.2.2 Упражнение «Уютноеместо» 5. 3 Упражнениямногоцелевые 5.3.1 Упражнение 1. «Рисуноктела» 5.3.2 Упражнение 2. «Путешествиеподнуморя» 5.4 Упражнениядляработыстелеснымвыражением эмоциональныхпроблем 5.4.1 Общиерекомендацииповыполнениюупражнений 5.4.2 Упражнение 1. «Звучаниетела» 5.4.3 Упражнение 2. «Эмоциитела» 5.4.4 Упражнение 3. «Дыханиетела» 5.4.5 Упражнение 4. «Потокводывтеле» 5.4.6 Упражнение 5. «Светтела» 5.4.7 Упражнение 6. «Тело - цветок» 5.4.8 Упражнение 7. «Внутреннеепространство» 5.4.9 Упражнение 8. «Промываниеэнергиями» 5.4.10 Упражнение 9. «Энергияроста» 5.4.11 Упражнение 10. «Маятниктела» 5.5 Циклупражненийдляработысэмоциональными проблемами 5.5. 1 Упражнение 1 «Возвращениечувств» 5.5.2 Упражнение 2 «Возвращениесердца» 5.5.3 Упражнение 3. «Знакомствосгневом» 5.5.4 Упражнение 4. «Устрахаглазавелики» 5.5.5 Упражнение 4. «Круградости» 5.5.6 Упражнение 5. «Кругсчастья» 5.5.7 Упражнение 6. «Кругживойжизни» 5.5.8 Упражнение 7. «Кругэнергии» 5.5.9 Упражнение 8. «Путешествиевмрачнуюстрану» 6 5.5.10 Упражнение 9. «Обвинения» 5.5.11 Упражнение 10. «Чувствовины» 5.5.12 Упражнение 12. «Апатия, чувствопустоты» 5.5. 13 Упражнение 13. «Чувствонеуверенности» 5.6 Цикл упражнений на экзистенциальные темы 5.6.1 Упражнение 1. «Поисксмыслажизни» 5.6.2 Упражнение 2 «Прекращениевечнойборьбы» 5.6.3 Упражнение 3 «Бытьздесьитеперь» 5.6.4 Упражнение 4. «Отпуститьстрадания» 5.6.5 Упражнение 5. «Свободноеплавание» 5.6.6 Упражнение 6. «Отказотуникальности» 5.6.7 Упражнение 7 «Компаниядрузей» 5.6.8 Упражнение 8. «Обретениесемьи» 5.6.9 Упражнение 9 «Дерево» 5.6.10 Упражнение 10 «Чувстводолга» 5.6.11 Упражнение 11. «Излучениедоброты» Краткийсловарьобразов Рекомендуемаялитература 7 ГЛАВА 1. Теоретическиеосновыэмоционально- образнойтерапии Самое первое положение данной теории состоит в том, что человек яв- ляется энергетической системой (впрочем, это утверждал еще психоанализ). Эмоциональные процессы служат выражением психической энергии и тол- кают индивида к тем или иным действиям. Эти действия направлены на реа- лизацию тех или иных желаний индивида, но энергию для их осуществления несут в себе эмоции. Действия могут состоять как из движений тела, направ- ленных на достижение цели, так и из нейрогуморальных сдвигов во внутрен- ней среде организма, так и из защитных мышечных напряжений. Люди стремятся испытывать положительные эмоциональные состоя- ния, которые служат основой адекватных реакций, ясного, логичного мыш- ления, способности к творческому решению. В светской культуре оптималь- ное эмоциональное состояние называется счастьем, в индуизме – самадхи, в буддизме – просветлением, в христианской традиции – благодатью. Счастье – это переживание абсолютной психологической свободы, определяемой как ощущение ничем не ограниченных возможностей. В этом состоянии человек получает избыточное количество энергии, он просто переполнен энергией, и в силу этого, добрыми чувствами. Все дела даются легко и не утомляют его. Окружающий мир воспринимается как комфортное и безопасное место, дру- гие люди не вызывают ощущения угрозы, к ним направлены теплые и дру- желюбные чувства. Какой бы запрос не выдвигает клиент, он в итоге сводится к тому, что он хочет испытывать такое или чем-то похожее позитивное состояние. Прав- да обычно запрос формулируется в отрицательной форме: “хочу избавиться от негативного состояния, негативных мыслей, негативного поведения, не- желательных психосоматических симптомов”. Однако, теория и постоянная практика показывают, что и негативные мысли, и негативное поведение и негативные психосоматические реакции, имеют своим источником то или иное негативное эмоциональное состояние. Поэтому задача должна ставить- ся так: найти исходное нежелательное эмоциональное состояние и, несмотря на обстоятельства жизни, изменить его на позитивное или нейтральное. Эта задача кажется иногда неразрешимой, более того, как бы неэтич- ной. Люди убеждены, что чувствовать те или иные эмоции их заставляют об- стоятельства. Например, умер горячо любимый муж, как же можно не горе- вать по этому поводу, это как-то даже бессовестно! Или, человек страдает от неразделенной любви, что же, надо разлюбить? Или, когда-то изнасиловали, избили, оскорбили, разве это можно забыть или не переживать по этому слу- чаю? Если вы согласны, что изменить чувства нельзя или менять их нехоро- 8 шо, то вы обрекаете любую терапию на неудачу. В этом случае можно толь- ко создавать искусственные адаптивные формы поведения, которые позво- ляют как-то приспособиться к плохому состоянию, но не решить проблему. На самом деле можно и нужно работать с самим эмоциональным со- стоянием, преобразовывать его, сопровождая этот процесс какими-то разъ- яснениями, но ключевым методом для такого прямого (иногда косвенного) воздействия является трансформация образа данной эмоции. Практика пока- зывает, что вербальное воздействие на эмоциональные комплексы весьма затруднительно. Эмоции представляют собой содержание нашего бессозна- тельного, хотя они могут осознаваться, но по природе своей являются про- цессами иррациональными. Слова же являются содержанием сознания, по- этому они слабо связаны с бессознательным. Слова проходят тщательную переработку и фильтрацию в сознании, их воздействие на иррациональный мир эмоций ограничено. Образы же, продуцируемые, например, в сновиде- ниях, являются языком бессознательного, как говорил К.Юнг. Они тесно связаны с эмоциями, если создаются индивидом согласно определенной ме- тодике. Поэтому преобразование образов, происходящее в соответствии с некоторыми правилами и законами психологии, меняет эмоциональное со- стояние и в корне решает исходную проблему. Как это делается, будет опи- сано ниже. Каждое эмоциональное состояние позволяет извлекать на свет те или иные формы поведения. То есть предварительно существующие эмоцио- нальные состояния предопределяют возможные поведенческие реакции и мысли, которые могут быть реализованы индивидом, исходя из этих состоя- ний. Так, если индивид находится в состоянии страха, то это состояние не позволяет извлечь реакции веселого смеха и мысли о своей успешности. Гнев позволяет вести себя агрессивно, нападать. Радость позволяет смеяться и развлекаться, по-доброму общаться. Печаль позволяет жаловаться, плакать, уходить от общения, жалеть себя и т.д. Трудно себе представить адаптацию, когда человек, испытывающий гнев, будет проявлять веселые и добрые ре- акции. Это будет неискреннее поведение, и все это заметят, даже, если он справится с задачей имитации другого состояния. Если же позитивное со- стояние достигнуто, то нужные реакции возникнут сами, без всякого допол- нительного обучения. Кроме того, каждое эмоциональное состояние имеет свое психосома- тическое выражение. Эмоции существуют в теле, а не летают где-то по воз- духу. Каждое состояние непроизвольно отражается в тех или иных мышеч- ных реакциях, напряжении групп мышц или расслаблении, выделении тех или иных нервных медиаторов, усилении или ослаблении дыхания, измене- нии сердцебиений, сужении и расширении сосудов и т.д. Счастье характери- зуется отсутствием избыточных мышечных напряжений, поэтому свое тело человек ощущает легким, как бы несуществующим, внутри которого свобод- 9 но перемещается энергия. Негативные эмоциональные состояния порождают те или иные напряжения в теле, служащие для их сдерживания. Тело пере- стает ощущаться легким, в тех или иных местах ощущается чувство тяжести и скованности. Тело теряет гибкость, мягкость, естественную грациозность движений. Чем более выражено негативное состояние, тем больше напряже- ний, тем больше человек ощущает, что закован в тяжелый железный или ка- менный панцирь. Энергия перестает свободно и легко перемещаться по телу, но концентрируется в тех или иных органах, а в других ощущается ее не- хватка. Эмоциональные реакции протекают медленно, туго, как бы преодо- левая инерцию тяжелых частей личности. В то же время могут происходить и бурные вспышки эмоций, когда их энергия прорывает плотину, стоящую на их пути, тогда поведение человека становится неадекватным, иррациональным и опасным как для окружающих, так и для него самого. Поводом для взрыва может послужить какой-нибудь пустяк, “последняя капля”, индивид чувствует, что более терпеть не в силах и ведет себя так, как будто сорвался с цепи. Такой результат может ожидать человека, который подавляет свои эмоции, если же он вытесняет их, то он ощущает бессилие, апатию, потерю смысла и пустоту. Чувство пустоты мо- жет фиксироваться в том или ином месте тела, если вытеснению подверглись локальные чувства, либо повсеместно, если человек вытеснил всего себя. Также может возникать ощущение деперсонализации, когда индивиду ка- жется, что события происходят не с ним, а с кем-то другим, а он смотрит на это со стороны. Часто вместо вытеснения или подавления человек применяет прием замораживания чувств и испытывает ощущение холода, льда в тех или иных местах тела. Он сохраняет спокойствие, но не может установить ни с кем те- плых, душевных отношений. Поведение его строго и формалистично, лише- но доверия и ощущения подлинного контакта, он избегает любого проявле- ния спонтанных и искренних эмоций. В груди у него как будто засел какой- то твердый и холодный кусок льда, мешающий общаться, дышать и даже свободно двигаться. Перечисленные выше бессознательные психические приемы (подавле- ние, вытеснение и замораживание) служат лишь одной цели, чтобы опасные с точки зрения индивида чувства были нейтрализованы, так или иначе уда- лены из его внутреннего мира. Но эти методы не приводят к полному избав- лению от нежелательных переживаний, скорее наоборот, они порождают до- полнительные проблемы. После этого необходимо создать дополнительные адаптивные механизмы, приспособиться к напряжениям и ограничениям, которые возникают по причине первичных действий. Например, для подавления нежелательных эмоциональных импульсов необходимо создать мышечные напряжения, которые должны противодейст- вовать прорыву этой энергии к реализации соответствующих движений. 10 Также необходимо сдерживать дыхание, поскольку общее снижение энерге- тического уровня позволяет ослабить и нежелательные импульсы. Кроме то- го, следует снизить способность испытывать какие-то типы эмоций, создав какие-то чисто психологические защиты, например, проецируя собственные чувства на других людей или даже объекты. Сквозь эти приспособления все равно будут видны скрываемые чувства, например, вместо злости, на лице будет написана угрюмость, но окружающие будут это замечать. В результате будет страдать способность данного индивида к общению, что приведет к дополнительным затруднениям в учебе, работе, дружбе, любовных отноше- ниях. От этого будут возникать новые переживания, с которыми тоже необ- ходимо будет справляться, создавая все новые вытеснения и адаптации. Та- ким образом, проблема будет обрастать все новыми деталями, и захватывать все новые территории психической деятельности. Если суметь добраться до исходной причины, породившей этот клубок проблем и каким-то образом устранить глубинный конфликт, то вся система психологических “наростов” будет устранена. Все патогенные адаптации рассыплются как карточный домик, или как царство Кощея, в момент, когда сказочный герой сломает кончик волшебной иглы. Игла очень удачно сим- волизирует тот первичный импульс, который все породил, и был потом ус- пешно запрятан в яйцо, потом в утку, потом в зайца, потом в сундук и т.д. Можно длительное время бороться с внешними слоями проблемы, но к удивлению терапевта, все достижения вновь и вновь будут исчезать без сле- да, а старые симптомы, которые являются проявлениями адаптаций, возни- кать вновь и вновь. Это будет продолжаться до тех пор, пока не совершится ключевое изменение, после чего все симптомы потеряют всякий смысл. Различных дисфункциональных и даже уродливых адаптаций может быть много, практически столько же, сколько описано различных психиче- ских заболеваний в учебниках психиатрии. Болезнь это ведь тоже адаптация, но обычно это адаптация к каким-то прошлым психологическим травмам или к сегодняшним невыносимым условиям, это адаптация к тем сильным чувствам, которые не могут найти выхода и реализации, но вместе с тем не энтропируют, а сохраняются в неизменном виде или постоянно вновь проду- цируются и накапливаются. Здоровые люди также создают подобные адап- тации, которые не имеют такой остро выраженной формы как у больных. Эти адаптации создают дополнительные проблемы, но не приводят к серьез- ной дезадаптации, подрывающей основы нормальной жизнедеятельности индивида. “Болезни” так называемых больных людей это продолжение и развитие психологических проблем людей “здоровых”. Не существует не- проходимой грани между нормой и патологией. “Болезнь” развивается, когда личность зашла в тупик, из которого не находит выхода, а не потому что у нее внезапно изменилась биохимия мозга. Кризис наступает, когда рацио- нальные и терпимые адаптации уже не спасают, слом происходит внезапно, 11 но личность шла к нему закономерно. Исключение составляют случаи вне- запного сильного стрессового воздействия, к которому нет возможности нормально адаптироваться. В виду обилия различных форм адаптации, мы не будем их рассматри- вать подробно, но некоторые варианты будут представлены в приложении. Здесь же мы рассмотрим структуру первичной проблемы, которая приводит к порождению всей системы защит, вытеснений и подавлений, новых защит и т.д. Важно пояснить, что мы исповедуем принцип естественности, считая естественными состояние здоровья и радости. Поэтому во всех случаях, мы работаем над тем, чтобы вернуть человека к естественности, избавив его от ненужных адаптаций и защит. Только обретя свободу и естественность, че- ловек может решить те задачи, пасуя перед решением которых, он и создает патологические приспособления в собственной психике. Любая психологическая проблема, с которой сталкивается личность, может быть представлена как фиксация индивида на достижении некоторой недостижимой цели. Это может быть желание что-то получить, или желание что-то оттолкнуть, или и то и другое одновременно, или желание достичь двух несовместимых целей, или избежать и того и другого нежелательного варианта. Проблема становится проблемой только тогда, когда желание не может быть удовлетворено, но не может энтропировать. Ребенок может безутешно рыдать, когда его воздушный шарик улетел. Если такое случилось со взрос- лым человеком, то его желание тоже легко улетучивается вместе с шариком. Взрослый человек перестает продуцировать эмоциональную энергию, на- правленную на удержание шарика, энергия возвращается назад в его орга- низм, и он успокаивается. Однако, у взрослых людей есть свои желания, ко- торые не “рассасываются” от того, что “шарик” улетел. Для дальнейшего важно понимать, что желание всегда предстает в форме эмоции или чувства, толкающего к каким-то действиям. Когда чело- век говорит “я тебя люблю”, это чувство, но оно является реализацией жела- ния. Чувство несет энергию, без чувства или эмоции не может быть совер- шено никакого действия. Когда эта энергия не реализуется в достижении це- ли, человек страдает, то есть ощущает получаемый им ущерб от напрасно растрачиваемой энергии. Если он не перестает продуцировать чувство, на- правленное на достижение недостижимого, то страдание становится хрони- ческим. Если преграда является чем-то внешним по отношению к личности и в принципе может быть преодолена, а желание не патологическое, то это про- блема объективная. Это может быть социальная, экономическая, научная, политическая и т.д. проблема. Она разрешается внешним и объективным об- разом, то есть с помощью преодоления препятствия и удовлетворения жела- 12 ния. Для этого иногда надо заработать деньги, иногда что-то изобрести, ино- гда прибегнуть к дипломатии и т.д. Проблема становится психологической только тогда, когда причины неудачи кроются в психике самого индивида, то есть преграда, мешающая достижению цели, тоже имеет психологическую природу или, когда прегра- да объективна, но в принципе непреодолима. Преграды психологического рода рассматривал еще З.Фрейд, с его точки зрения это моральные запреты, исходящие от Супер-Эго. Но существуют психологические барьеры и друго- го рода. Например, хочется чего-то добиться, но комплекс неполноценности « говорит», что это невозможно. Примером внешней преграды, которая не- преодолима, может служить случай смерти близкого человека, смириться с чем человек не хочет. Понятно, что решить такие проблемы внешним обра- зом, то есть, преодолевая преграду, обходя или ломая ее, невозможно. Необ- ходима работа внутреннего плана, которая целиком протекает в виртуальной реальности, базовой формой которой являются образы, относящиеся к вос- поминаниям из прошлого, или к фантазиям о будущем. Психологическая проблема может быть представлена в виде одной из пяти приводимых ниже схем. На всех рисунках кружок означает некоторый объект, желаемый или отвергаемый индивидом, вертикальный прямоуголь- ник - преграду, а стрелка - желание индивида, либо негативное давление со стороны объекта на субъекта (что может быть названо и отрицательным же- ланием субъекта). Как мы уже говорили, жела ние субъективно выступает в фор ме того или иного чувства. Именно чувство (эмоция) привязывает че ловека к тому или иному объекту и именно чувство является выраже нием той энергии, которая направ ляется индивидуумом либо на дос тижение недостижимой цели, либо на отвержение нежеланного объек та или состояния, либо одновре менно на достижение и отверже ние, либо на стремление одновре менно к двум 13 желанным объектам, либо на отвержение двух возможных выборов ( голосую против всех). Такое проблемное состояние во всех случаях является тупиковым. Ес- ли актуализированные при этом чувства сильны, происходит ряд нежела- тельных последствий, о которых мы уже говорили выше. Ключевым факто- ром является энергетическая мощь запертых чувств и способ адаптации, вы- бранный индивидом. Пока что мы разбирали только первый вариант, то есть тот случай, ко- гда субъект хочет, но не может достичь цели. Второй случай, когда субъект отвергает некоторый объект, но не может от него отделаться, касается друго- го ряда психологических конфликтов. Например, субъект может мучаться от навязчивых мыслей или действий, от которых стремится отделаться, но чем больше он этим занимается, тем сильнее они его преследуют. Или, его муча- ют травматические воспоминания о тяжелой потере, или унижении. Женщи- на, которую изнасиловали, постоянно прокручивает в голове эти травматиче- ские события, обвиняя себя в каких-то ошибках, это становится постоянным страданием. Остальные три варианта описания проблем являются некоторыми ком- бинациями первых двух. Два первых варианта структуры психологических проблем указаны еще в философии буддизма. Как говорится в этом учении, существуют две причины страданий: когда человек не может получить же- лаемого, и когда он не может избавиться от нежелательного. Известен общий рецепт буддизма: не будешь иметь желаний, не будешь иметь страданий. Но тут мы должны сделать важные пояснения. Речь в эмоционально-образной терапии не идет о том, чтобы добиться идеального освобождения от любых желаний, но только от тех, которые вы- зывают страдания. На самом деле, у каждого из нас есть множество нор- мальных желаний, которые могут быть нормально удовлетворены. Самый простой пример – потребность в дыхании. У большинства людей эта потреб- ность удовлетворяется легко и просто, не вызывая ни каких трудностей, так что они ее даже не замечают. Однако, в том случае, когда дыхание затрудне- но из-за простуды или астмы, то каждый начинает понимать, насколько важ- на эта потребность. Задача состоит, конечно, не в том, чтобы перестать же- лать дышать свободно, а в том, чтобы избавится от преграды, мешающей свободному дыханию. Эта преграда может быть основана на скрытых или подавленных эмоциях, если высвободить эти эмоции или адекватно преобра- зовать их, то дыхание само освободится, как неоднократно происходило в наших сеансах (смотрите примеры ниже). Поэтому каждый раз, работая с психологической проблемой, следует оценивать, какое решение будет эколо- гически более правильным: избавлять ли клиента от эмоциональной зависи- мости от желаемой цели, или от эмоциональной зависимости от преграды. 14 Еще один пример. Девушка мечтала создать семью, иметь любимого человека, но была убеждена, что ее никто не полюбит, потому что она некра- сива. Это не соответствовало действительности, но она так считала, посколь- ку ее отец в детстве, отрицательно отзывался о ее фигуре, кроме того, он ни- когда не обнимал ее и т.д. Она просила от терапевта, чтобы он помог ей во- обще избавиться от ее сексуальных желаний, чтобы жить спокойно. Понят- но, что этот запрос был невыполним, она уже дошла до глубокой депрессии, подавляя свои естественные чувства. Поэтому терапевт отказался заключать такой контракт и сосредоточил усилия на том, чтобы дискредитировать от- цовские утверждения, что было нелегко сделать, потому что она его любила. Однако, когда работа была выполнена, депрессия прошла, она встретила сво- его молодого человека и сейчас замужем. Чтобы ясно описать наше представление о структуре психологической проблемы, мы используем следующую метафору. В Индии так ловят обезь- ян: выдалбливают тыкву, кладут внутрь приманку, оставив маленькую ды- рочку, обезьяна просовывает в нее лапку, хватает приманку, а вынуть кула- чок не может, потому что он шире отверстия. Охотник подходит и спокойно ее ловит, потому что она не догадывается разжать кулачок. Так и люди, они в своем воображении уже схватили приманку, а другой рукой – преграду, и вот они пойманы! Каждый раз следует думать, какую «лапку» клиенту следует разжать. Иногда таких «лапок» может быть много, но исходная проблема все-таки одна, когда она решается, то все остальное происходит само собой, потому что «обезьянка» теперь свободна. Отсюда вывод: основа психическо- го здоровья – внутренняя свобода. Охарактеризуем теперь оставшиеся варианты образования психологи- ческих проблем. Третий вариант состоит в том, что человек одновременно стремится к достижению цели и избегает ее, что на рисунке выражено двумя разнонаправленными стрелками. Например, абитуриент хочет сдавать экза- мен, но боится этого. Или, молодой человек хочет объясниться с девушкой и тоже боится. Или, человек стремится к успеху и одновременно хочет потер- петь неудачу. В подобных случаях терапевт работает против тех эмоций, ко- торые блокируют успехи и нормальные потребности личности. Четвертый вариант это ситуация выбора между достаточно равноцен- ными, но несовместимыми желаниями. Философ Буридан придумал задачу про осла, на равном расстоянии, от которого лежат две равноценные охапки сена. По идее осел должен был умереть с голоду. Хотя такая ситуация кажет- ся смешной, но в жизни похожие случаи встречаются не так уж редко. На- пример, встречаются коллизии, когда девушка так долго выбирает между двумя претендентами на ее руку, что теряет обоих. Проблема выбора сложна для решения тем, что целиком зависит от субъективных оценок самого клиента. Терапевт не имеет права выбирать за него, но он может помочь клиенту прояснить собственный выбор. В некото- 15 рых случаях один из выборов может быть очевидно вредным для клиента, вот тогда следует помочь ему от него освободится. Иногда следует подтолк- нуть клиента к поиску совсем других решений, лежащих вне той плоскости, на которой разыгрывается драма выбора. Пятый вариант структуры проблемы особенно тяжело сказывается на психическом здоровье субъекта. Поскольку это выбор не между приятными вариантами, а выбор между большим и меньшим злом. Человеку представ- ляются возможными только два варианта, и оба нежелательны. Например, девушка, хотела бы расстаться с мужчиной, жизнь с которым представляется ей невыносимой, но для этого ей необходимо вернуться к отцу, отношения с которым стали невыносимыми еще в детстве. Или, подросток ненавидит своих родителей, которые давят на него, но уйти из дома и жить самостоя- тельно он не может, потому что у него нет для этого средств, квартиры, до- кументов, навыков такой жизни и т.д. Часто невроз и даже полное сумасше- ствие развивается именно в подобных ситуациях, от ощущения безвыходно- сти. Психическая болезнь дает хоть какой-то выход и позволяет наказать тех, кто, по мнению субъекта, виноват перед ним. Эта проблематика также очень трудна для терапии, поскольку и тера- певт не может обычно предложить приемлемый выход. В некоторых случаях одна из ситуаций может быть лишь иллюзорно мучительной, в этом случае можно избавить клиента от этой зависимости. Может быть, что он оказыва- ется в подобной ситуации, потому что он бессознательно стремился попасть в ситуацию безвыходности. Тогда следует избавлять его от подобного жела- ния. В независимости от того, с каким вариантом проблематики сталкивается терапевт, суть психологической работы во всех случаях состоит в том, чтобы избавить индивида от причиняющей ему страдания зависимости от объекта. В различных школах и традициях психотерапии эта цель достигается раз- личными средствами. В данном случае предлагается работать непосредст- венно с чувством или эмоциональным состоянием, которое создает зависи- мость, через нахождение и трансформацию его образного выражения. Для большинства форм терапии работа с эмоциональными состояния- ми и чувствами представляет собой значительные трудности. Осознание, из- менение поведения и мышления, отреагирование и т.д., к которым прибега- ют традиционные формы терапии, недостаточно эффективны, если речь идет о коррекции эмоциональных состояний. Однако, выразив чувство через тот или иной образ, мы можем легко преобразовывать чувство, мысленно транс- формируя образ, в то время как непосредственно влиять на свое эмоцио- нальное состояние индивид практически не может. Если изменение состоя- ния достигнуто, то индивид обретает свободу относительно проблемной си- туации, способен продуцировать самые разные способы поведения и по- новому осмысливает эту ситуацию. 16 ГЛАВА |