Главная страница

Аннотация


Скачать 1.14 Mb.
НазваниеАннотация
Дата26.02.2021
Размер1.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаemotional_treatment.pdf
ТипКнига
#179719
страница3 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
. У одной женщины после лекции почему-то заболело сердце.
Я предложил ей представить, на что эта боль похожа. “Боль похожа на не- большую белую кнопку”, - ответила она. Удивившись, что боль выражена явно позитивным цветом, я все же попросил клиентку сосредоточиться и внимательно смотреть на эту белую кнопку. “Кнопка уменьшается в разме- рах, а боль растет”, - сообщила она. Тогда я попросил уточнить образ боли.

Ну, как же вы не понимаете? Как кнопка дверного звонка - белая кнопка и вокруг черный обод.” - “А-а, - понимающе протянул я, - смотрите тогда на черный обод и очень внимательно смотрите!” Через 20 секунд она сообщила мне, что черный обод растворился, а кнопка увеличилась до размеров тарел- ки, сердечная боль при этом совершенно прошла. Я предложил ей принять эту “тарелку” как часть своей личности, и на этом сеанс завершился.

23
Из этого сеанса с очевидностью следует, что необходимо как-то разли- чать негативные и позитивные характеристики образа.
Во-первых, важнейшей характеристикой является цвет. Позитивными цветами по моему опыту являются: белый, прозрачный, серый-искрящийся, голубой, синий, золотистый, серебристый, все цвета, соответствующие при- родным реалиям (например, зеленая трава, черная земля и т.д.). Негативны- ми цветами являются: черный, коричневый, грязно-зеленый, грязно-желтый, серый как дым и др. Красный, желтый, зеленый и другие тона должны оста- ваться под подозрением и их субъективный смысл должен уточняться в опы- те.
Во-вторых, позитивными следует считать все зрительные признаки, ас- социативно вызывающие приятное кинестетическое чувство: ощущение лег- кости, нежности, свежести, гладкости и т.д. Негативными же - вызывающие неприятные кинестетические ощущения: тяжести, липкости, жжения, давле- ния, колющие ощущения и т.д.
В-третьих, негативными могут быть все те признаки, которые неприят- ны субъекту и усиление которых приводит к усилению нежелательного со- стояния.
С другой стороны негативные по смыслу образы могут быть таковыми в силу субъективного отношения клиента к ним, но по своему потенциалу они позитивны. Например, образ черного чертенка вроде бы негативен, но скорее всего он символизирует внутреннего ребенка клиента, которого тот отвергает, например, считает хулиганом, безобразником. Поэтому эмоцио- нально-образная терапия занимает гуманистическую позицию по отношению и к негативным образам, которые можно превратить в позитивные теми или иными способами (см. примеры ниже).
Созерцание имеет смысловой оттенок зрительной сосредоточенности, но такими же эффективными могут быть и методы слуховой и кинестетиче- ской внимательности к соответствующим качествам образа. Например, мож- но внимательно слушать воображаемое звучание боли или испытываемого чувства горечи. Результат аналогичен тому, что мы получаем в зрительной модальности. То есть, неприятный вначале звук постепенно исчезает, либо превращается в приятный, а соответствующее ему состояние также возвра- щается к естественному и позитивному.
Можно воспользоваться даже воображаемым обонянием. Например, очень эффективно его можно применять при сильных сердечных болях. Со- средоточенное обоняние собственной сердечной боли приводит к стойкой и очень реалистичной иллюзии запаха. Например, одна молодая женщина, ко- торая испытала сильную сердечную боль на тренинге, где я также участво- вал, при применении этого метода настойчиво спрашивала, не пахнет ли па- леной резиной в аудитории. При дальнейшем обонянии (примерно 3-5 ми- нут) этот запах рассеялся и боль прошла.

24
Этот метод включает бессознательные механизмы саморегуляции и очень эффективен при простых психосоматических проблемах, но может применяться и в сложных случаях, если человек достаточно тренирован. Од- нако он требует упорства, поскольку в первые мгновения созерцания нега- тивные переживания могут усиливаться, поскольку болевая точка попадает в фокус внимания, но затем они постепенно будут уменьшаться и исчезнут.
2.2.2
Мысленноедействие
Это самый очевидный ход, который склонны использовать клиенты даже без специальной инструкции, они пытаются что-то изменить в наблю- даемом образе, мысленно отбросив его, уничтожив, спрятав где-то. Такие насильственные действия практически никогда не приводят к успеху, по- скольку не помогают решить проблему, а служат аналогом способов психо- логической защиты от осознания этой проблемы. Если вы выбрасываете об- раз, то вы пытаетесь вытеснить связанные с ним чувства. Если вы его зака- пываете, то занимаетесь подавлением. Если сжигаете, то уничтожаете чувст- во с помощью агрессии. Любопытно, что подобные действия рекомендуются
«
народной мистикой», но они абсолютно неадекватны и даже вредны с точки зрения эмоционально-образной терапии, потому что они не решают пробле- му, а принуждают человека применять к самому себе дополнительные фор- мы насилия, тратить свою энергию зря, загоняют недуги вглубь души. Если в вас есть какие-то негативные качества или состояния, то они имеют для вас функциональное значение, пока вы не решите проблему, они будут воспро- изводиться, а вы будете затрачивать все новые и новые усилия на их удале- ние, подавление и уничтожение. Наконец, эти методы попросту глупы, по- скольку черные образы в теле обычно соответствуют спазмам, которые не пропускают энергию. Спазмы следует расслабить, а вырывать их из тела бес- смысленно, вы напрягаете для этого другие мышцы, создаете дополнитель- ные спазмы и проблемы.
Избранный способ действий должен соответствовать структуре психо- логического конфликта и часто эффективным методом оказывается именно тот, который по смыслу прямо противоположен привычному способу дейст- вий, не приводившему к успеху.
Тем не менее, прежде всего, следует спросить клиента, а что ему само- му хочется с “этим” сделать, и во многих случаях найденное клиентом дей- ствие оказывается вполне адекватным или служит ориентиром для более правильного действия.
Пример 1. На обучающем семинаре участники пытались применить данный метод, работая в парах, клиент - терапевт. В одной из пар клиент по- жаловался, что часто испытывает сильное напряжение в области солнечного сплетения. Образ этого напряжения представлял собой толстый вертикально стоящий канат с узлом наверху. Сначала они с терапевтом использовали тра- диционно-насильственные методы: мысленно сжигали этот канат, резали его

25 и так далее. Ничего не помогало. Наконец они догадались очень осторожно развязать узел. Это получилось, и как только узел был развязан, весь канат как по волшебству упал расслабленно как обычная веревка, напряжение в солнечном сплетении тут же прошло, оно не восстановилось и через неделю.
Пример 2. Молодая женщина, подвергшаяся в 14 лет жестокому изна- силованию, страдала от приступов депрессии и кошмарных сновидений. Я попросил ее рассказать, как это произошло. “Что ты чувствуешь прямо сей- час?” - спросил я после завершения ужасного рассказа. - “Отвращение,” - от- ветила она. Я попросил ее создать образ этого чувства. “Это существо как будто целиком состоит из грязи, и у него красные глаза,” - был ответ. “Что тебе хочется с ним сделать?” - “Хочется вымыть его.” - “Сделай это.” - “А я уже сделала. Ой, оно стало такое беленькое, чистое и у него голубые глаза!”
Мне стало очевидно, что это ее собственный автопортрет и что до сих пор она относилась к себе как к грязному существу, вызывающему отвраще- ние. Поэтому дальнейшую работу я сосредоточил на аспекте самопринятия и самоподдержки, работая посредством полученного образа. Состояние кли- ентки резко изменилось, и она ушла, сияя, продолжая мысленно ласково бе- седовать с вновь обретенной самостью.
Набор возможных действий практически безграничен, но терапевт должен следить за тем, чтобы эти действия вели к разрешению первичного конфликта либо еще четче раскрывали суть проблемы перед клиентом. По мере выполнения действия необходимо проверять, как изменяется образ и интегрированное с ним психосоматическое состояние. Позитивное измене- ние того и другого говорит о верном пути, в противном случае следует поис- кать иные варианты работы.
2.2.3
Диалогсобразом
Можно поговорить с образом как реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента те или иные функции или воплощает те или иные чувства. Клиент может задавать вопросы образу и отвечать от его имени или просто войти в роль образа и произнести монолог, раскрывающий чувства и намерения образа. Для проведения диалога мы используем прием пустого стула (как в гештальттерапии или психодраме), на который проецируется об- раз чувства. Клиент пересаживается на этот стул и говорит от имени образа, но может и «услышать голос» образа не пересаживаясь. Такая работа требует раскрепощения фантазии, как в играх детей, когда они говорят от имени ку- кол или солдатиков.
Диалог чаще всего играет проясняющую роль, помогая выбрать пра- вильную стратегию действий, правильно сформировать или проверить гипо- тезу терапевта, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи. Результатом диалога может быть новая дого- воренность с некоторой частью личности клиента.

26
Пример. Один студент пожаловался на то, что последнее время ощу- щает потерю энергии. Эту потерю он испытывал как некоторое напряжение в плечевом поясе и давление на голову. Я попросил его представить образ то- го, что так его угнетало. В воображении это представилось ему как черный ящик, отделенный барьером. Я посоветовал поговорить с ящиком; молодой человек попросил ящик уйти, но тот ответил, что готов это сделать, но меша- ет барьер. Тогда юноша заговорил с барьером, который в ходе диалога стал таять и исчез, после чего молодой человек переключился снова на диалог с черным ящиком, и тот тоже постепенно растаял. Студент тут же ощутил прилив недостающей энергии, она все прибывала и прибывала… Психоло- гическое состояние резко улучшилось, и он ощутил, что способен сам спра- виться со своими задачами.
Со стороны это может выглядеть странно, неправдоподобно, однако черный ящик воплощал для студента беспомощность при решении некото- рых проблем, а барьер - страх перед этой беспомощностью, играющий роль психологической защиты. Поговорив с защитой, он снял ее, а после снятия защиты исчезла и беспомощность.
Аналогичный метод применяется и в гештальттерапии, например, при анализе сновидений: клиент говорит от имени тех образов, которые встреча- лись в сновидении. Только в этом случае главной и конечной целью является осознание, потому что гештальттерапия сохраняет родовую связь с психо- анализом. В нашем случае этот этап также признается как очень важный, при этом клиент обычно усаживается на стул, куда спроецирован образ, и от его имени отвечает на вопросы терапевта. Важнейший вопрос касается намере- ний “образа” (зачем он создает у клиента те или иные симптомы). Когда это становится ясным, легче решить задачу устранения конфликта. Многих удивляет, что в итоге “злой и плохой” образ становится позитивным и его можно принять как эффективно работающую часть своей личности, как не доступный ранее ресурс.
Исключение составляют те случаи, когда конфронтирующий образ оз- начает другую личность или внешнюю ситуацию, тогда следует искать иные пути решения. Если образ явно означает врага, нанесшего психологическую травму, то его следует победить каким-то допустимым образом (см. примеры ниже).
2.2.4
Взаимодействиепротивоположностей
Один из ключевых принципов гештальттерапии - все наши проблемы связаны с наличием противоположных сил, которые взаимоопределяют друг друга, поддерживают существование друг друга. Обычно индивид отождест- вляется с одной из этих сил, а другую даже не осознает. Например, человек может считать себя беспомощным, не видя собственной агрессивности. По- чему он не признает одну из сторон внутреннего конфликта и отталкивает ее

27 от себя, не умея воспользоваться ее энергией? Об этом следует задуматься терапевту.
Усредненное состояние от этих сил является нормальным, или при- родным состоянием личности. «Плохие» силы возникают как результат разо- рванности, расщепления исходного состояния. Вернуть все в исходную точ- ку в результате взаимодействия и интеграции этих сил - в этом задача тера- пии.
Поэтому, если клиент представил образ, выражающий некоторое чув- ство или состояние, можно попросить его представить и противоположный по смыслу образ, взаимодействующий с первым. Например, если человек боится чего-либо, можно выделить образ того, что пугает (образ страха) и образ той части личности, которая боится (образ страшащегося), образ нена- видящего и ненавидимого, образ депрессивного и образ подавляющего и т.д.
После этого можно осуществить взаимодействие парных образов друг с дру- гом.
Пример 1. Молодая женщина, страдающая фобией на транспорт, ис- пытывала сильные негативные чувства к самой себе, переживая свою непол- ноценность, не позволяющую ей вести активный образ жизни. Ей было предложено создать образ той части личности, которую она ненавидит. Им оказалось нечто маленькое, мутно-серое и плаксивое. Образ части, испыты- вающей ненависть, был похож на большой шар стального цвета, как морская мина с черными штырями во все стороны.
Когда она позволила обеим частям свободно пообщаться друг с дру- гом, обмениваясь энергией, образ мины постепенно высветлился и совсем исчез, а ненавидимая часть превратилась в две веселые, немного золотистые части. У женщины возникло ощущение, что эти части играют друг с другом, она ощутила, что они необыкновенно дороги ей, и поняла, что это ее дети.
Она была потрясена фактом, что, оказывается, ненавидела своих детей!
Понятно, что именно дети в ее подсознании были тем фактором, что мешал ей вести активный образ жизни, за это она подсознательно ненавиде- ла их, но одновременно и любила! Они “держали” ее дома, а она очень стре- милась от них уйти, но, будучи хорошей матерью и любя детей, подавляла свое желание, в результате чего желание уйти, трансформировалось в страх уйти, в фобию транспорта. После сеанса ее состояние значительно улучши- лось.
Пример 2. Молодая женщина жаловалась на страх перед большим ко- личеством незнакомых людей, страх этот был похож на противную жабу.
Представив, что жаба растет в размерах (см. пример, приведенный выше), она даже ощутила некоторое физическое удушье, будто жаба положила ей лапу на горло. Никакие действия не помогали победить жабу. Тогда я пред- ложил ей представить в другом месте (на втором стуле) ту часть личности, на которую эта жаба воздействует. Ею оказалась маленькая девочка, как Дюй-

28 мовочка. Когда клиентка стала оказывать положительное воздействие на ма- ленькую девочку, помогая ей расти, жаба стала уменьшаться и терять силу…
Предупреждение. Если одна из конфликтующих сторон явно имеет позитивный характер, то лучше не допускать ее непосредственного контакта с негативной частью, а лучше работать на усиление и развитие позитивной части, при этом негативная часть будет терять силу и исчезнет.
Пример 3. Молодая женщина жаловалась на постоянные боли в облас- ти шеи. Образ боли был похож на черного кота, вцепившегося в шею. Как и обычно, я предложил представить этого кота на некотором расстоянии (в данном случае на столе, чтобы диссоциировать субъекта и его проблему).
Там же я предложил представить ту часть ее личности, на которую нападал этот кот. Спонтанно возникший образ представлял собой коричневатую пал- ку. Когда было предложено этим образам взаимодействовать между собой, кот накинулся на палку и стал ее грызть, палка стала утончаться и ломаться.
Клиентка почувствовала себя хуже. Тут же я предложил изменить тактику и мысленно укреплять эту палку. Палка восстановилась и накинулась на кота, она лупила его до тех пор, пока кот не исчез полностью. Палка стала светя- щейся и явно более крепкой и здоровой. Состояние клиентки в корне пере- менилось к лучшему, боли прошли, она распрямилась, почувствовала прилив сил. Когда я предложил ей принять эту палку в себя как часть своей лично- сти, то палка как бы сама легла вдоль позвоночника. Как выяснилось, много лет назад у женщины была травма позвоночника...
2.2.5
Заменаобраза
В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий не- гативное чувство, а потом найти позитивный образ, который мог бы адек- ватно заменить его, после чего принять позитивный образ и отказаться от негативного.
Пример. Женщина испытывала чувство вины, от которого не могла избавиться. Это чувство было похоже на черные камушки, которые давили ей на голову. Сначала она представила эти камушки на стуле, а затем на со- седнем стуле - золотые частички, которые должны быть вместо них по зако- нам природы. Затем она приняла эти частицы в себя, в то место, где ранее давил камень, и образ камня совершенно исчез. Она сразу же почувствовала себя лучше и поняла, что, постоянно наказывая себя за совершенную в про- шлом ошибку, никому лучше не делала. До этого она никоим образом не же- лала расставаться с саморазрушительным чувством, считая, что так и должно быть.
Прием замены очень эффективен в тех случаях, когда нежелательное состояние само консервирует себя, продуцируя соответствующие мысли и отношения. До тех пор пока это состояние не будет заменено, клиент будет оказывать сильное сопротивление. Его обычно надо уговаривать, для того чтобы он пошел на очевидно позитивную замену. Я предлагаю сделать это

29

для эксперимента”, “на время”, чтобы посмотреть, подходит ли это. Как только замена совершена, мнение клиента меняется волшебным образом.
Однако необходимо быть уверенным, что предлагаемая замена действитель- но та, что нужна ему.
2.2.6
Передачачувства
Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать или эмоционально рассказать образу о тех неприятных чувствах, которые он в вас вызывает. По мере передачи негативный образ постепенно тает, а с ним исчезает и нега- тивное состояние. В некотором смысле этот метод можно рассматривать как вариант плавно протекающего, управляемого катарсиса, контролируемого с помощью динамики образа. Застрявшие чувства высвобождаются, и напря- жение исчезает.
Пример 1. Доктор наук, крепкий пожилой мужчина страдал от невы- носимой головной боли. Я предложил ему представить перед собой образ головной боли. С присущим ему чувством юмора он назвал этот образ “зеле- ная камнеедка”. Я предложил ему высказать все, что он думает об этой “кам- неедке” ей прямо “в лицо”. Это продолжалось 2-3 минуты, и хотя высказы- вался не вслух, он дал понять все с тем же чувством юмора, что выражая очень сильные чувства очень образно. В результате головная боль почти полностью прошла, изменился даже цвет лица, и он смог приступить к обычной работе.
Пример
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


написать администратору сайта