Главная страница

Аннотация


Скачать 1.14 Mb.
НазваниеАннотация
Дата26.02.2021
Размер1.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаemotional_treatment.pdf
ТипКнига
#179719
страница2 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
2. Методическиеприемыэмоционально-
образнойтерапии
В самом общем виде предлагаемый метод может быть выражен фор- мулой: чувство - образ - трансформация - чувство. Весь терапевтический процесс по этой схеме может быть представлен как последовательность из десяти шагов.
Первые 5 этапов можно определить как аналитическую стадию работы, когда выявляется основной психологический конфликт, следующие 5 этапов относятся к трансформации эмоционального состояния, конституирующего существующую проблему, и закреплению результата. Но в сложных случаях трансформация может служить лишь этапом аналитической работы. Либо с его помощью создаются промежуточные результаты, служащие ступеньками для достижения окончательного освобождения.
ЭОТ может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Для групповой работы характерно, что терапевтическая работа про- водится с одним из членов группы, по его запросу, но в присутствии группы.
Наблюдая за терапевтическим сеансом, другие участники группы зачастую решают свои проблемы по аналогии с обсуждаемым случаем. Они учатся лучше понимать других людей и самих себя. Такой принцип терапии харак- терен для гештальттерапии, но данный подход отличается от гештальттера- пии рядом важных особенностей, о чем можно прочитать в главе 3. ЭОТ об- ладает преимуществом наглядности, вся структура психологической про- блемы клиента, благодаря своему образному выражению, становится совер- шенно очевидной для наблюдателей. Это служит хорошим способом обуче- ния студентов и психологов-практиков.
2.1
Схематерапевтическойработы
1.
Клиническаябеседа. Как и во всех направлениях терапии, до нача- ла работы по изменению состояния, проводится знакомство, прояснение проблемы, сбор историографических данных, заключение контракта. Все эти принципы терапевтической работы отлично освещены в другой литературе, и мы не будем здесь на этом специально останавливаться. Результатом кли- нической беседы должно быть ясное выделение некоторого значимого сим- птома: чувства или состояния, которое переживается клиентом как нежела- тельное, причиняющее ему страдания. Также выясняется проблемная ситуа- ция, внутри которой этот симптом возникает. В ходе дальнейшей работы мо- гут происходить возвращения к беседе, если какие-то обстоятельства или намерения клиента вдруг оказываются недостаточно понятыми.
Уже на этой стадии у терапевта должна появиться первичная гипотеза о структуре проблемы клиента, то есть об основных импульсах, требующих

17 реализации и препятствиях на их пути. В данной терапии легко могут сосед- ствовать гипотезы, сформированные на основе психоаналитической концеп- ции, теории А.Адлера, гештальттерапии, транзактного анализа Э.Берна, ана- литической психологии К.Юнга, логотерапии В.Франкла и т.д. Это не эклек- тика, а синтез различных идей, позволяющий вскрыть истинную причину возникновения психологической проблемы. Обучающихся данному методу знакомят с разнообразными моделями, объясняющими происхождение про- блем с точки зрения той или иной концепции, а также способам выявления истинной причины, порождающей нежелательные психологические симпто- мы.
2.
Прояснениесимптома. На этом этапе симптом должен быть ясно очерчен и найденыегопсихосоматическиепроявления. То есть если чувст- во недостаточно ясно осознается индивидом, то терапевт старается его уси- лить, проявить здесь и теперь, выяснить его оттенки. Во-вторых, необходимо установить, каким образом это чувство или состояние выражено телесно (где и как). В-третьих, следует установить связь между некоторой конкретной си- туацией и психосоматическим выражением симптома. Этот этап основан на теоретическом положении, что всякое чувство существует в теле, а не где-то в пространстве, что психосоматическое выражение чувства лучше отражает его смысл, чем просто словесное его название. Так например, человек может говорить, что испытывает страх, а психосоматическое его выражение может показать, что речь идет на самом деле о гневе, поскольку оно локализуется в области диафрагмы и ощущается как сильное напряжение. В этом смысле полезно знать возможную локализацию чувств по В.Райху.
Если чувство плохо осознается индивидом, то следует ему предложить живо представить ту ситуацию, в которой он его испытывает, что заставляет его переживать исходное чувство максимально ярко. Однако следует пом- нить, что некоторые прошлые ситуации обладают шокирующим воздействи- ем на индивида, поскольку приглушенное чувство оживает вновь, и он ока- зывается не в силах справиться с этой силой. Существует ряд приемов, по- зволяющих снизить накал страстей, но в то же время не подавлять исходное состояние, чтобы с ним можно было работать. Сюда относится, например, прием диссоциации, когда клиенту предлагается, рассказывать, что происхо- дит с ним самим, наблюдая как бы со стороны.
Необходимость нахождения психосоматических коррелятов чувства задается несколькими причинами. Когда индивид очерчивает, где в теле и как именно испытывает чувство, он лучше его осознает, начинает понимать, что чувство коренится в нем и только в нем. Кроме того, он прибегает для объяснения терапевту своих переживаний к образным выражениям: “сдавли- вают тиски”, “как будто гвоздь раскаленный застрял”, “острым ножом ре- жут”, “комок мешает дышать”, «перед глазами туман», «внутри так тошно,

18 как будто бы куча грязи» и т.д. Это облегчает последующую фазу создания образа данного чувства.
3.
Созданиеобраза. Теперь субъекту предлагается представить данное чувство (симптом) в форме некоторого образа, находящегося перед ним на стуле или просто в пространстве (в некоторых случаях может быть и другая локализация образа: в теле или вокруг тела).
Как правило, используется зрительный образ, но можно подключать и слуховой, и кинестетический каналы. Некоторые клиенты испытывают труд- ности при создании образа своего состояния. Это обычно свидетельствует либо о сопротивлении в осознании своих проблем, либо о первичной напря- женности и недостаточном доверии терапевту, либо о сложившемся убежде- нии, что мыслить можно только формально логически.
С такими клиентами можно предварительно провести тренинг на ре- лаксацию, можно предложить им нарисовать свое чувство, что порой легче, чем просто вообразить. С некоторыми стоит обсудить их тревоги и доверие терапевту, другим необходимо, как в психоанализе, ясно обрисовать их соб- ственное сопротивление.
Полезно сказать клиенту: «Не напрягайтесь. Первое, что возникло в вашем воображении, то и хорошо». Желательно, чтобы образ возникал спон- танно и первый образ и является самым правильным, хотя клиенту он может казаться нелепым. Если клиент долго думает, возникает подозрение, что он подавляет первично возникший образ, и пытается придумать что-то «полу- чше». Тогда образ может оказаться фальшивым, и выражать сопротивление клиента терапии. Но это также можно использовать для обнаружения исти- ны. Например, можно предложить клиенту сказать образу, чтобы он проявил весь свой подлинный потенциал (см. ниже).
4.
Исследованиеобраза. Образ изучается с точки зрения его чувствен- ных характеристик (размер, форма, цвет и т.д.), с точки зрения функций ( что он делает для субъекта) и с точки зрения отношения (как субъект относится к образу и какое отношение к себе он ощущает от образа).
Сам по себе образ также несет огромное количество информации, ко- торую терапевт должен уметь читать. На этой стадии терапевтическая гипо- теза может быть кардинально пересмотрена.
Далеко не все образы поддаются прямой расшифровке, но в сопостав- лении с конкретными знаниями о проблеме клиента и обстоятельствах его жизни, понять их содержание бывает не так уж трудно. Существуют доста- точно известные интерпретации, например, образ змеи, практически всегда соответствует фаллосу. Это показано З.Фрейдом при толковании сновиде- ний, и я неоднократно убеждался в его правоте. Например, одна студентка предложила истолковать ее сон, в котором мать преподносила ей толстую, ленивую, но неядовитую змею. Я спросил, не разговаривала ли мама в по- следнее время с ней о сексе. “Нет, не разговаривала. Но я вышла месяц назад

19 замуж, и мама бегает за мной и все время предлагает мне противозачаточные таблетки”, - ответила она. - “Так вот, - сказал я, - мама и предлагает вам во сне безопасный, неядовитый секс!” Также можно воспользоваться информа- цией, содержащейся в кататимно-имагинативной терапии Лейнера.
Мой опыт терапевтической работы дает дополнительные знания.
Иголки или кинжалы, поражающие сердце, обычно означают болезненные переживания, связанные с любовью. Раскрытые цветы, как правило, связаны с теми или иными актуальными чувствами. Образ болота связан с депрес- сивными переживаниями. Железные или каменные предметы, субъективно локализуемые в голове, соответствуют жестким родительским предписани- ям. Туман или облака обычно символизируют не пролитые слезы. Капканы или железные тиски, мешки с песком могут означать переживание чужого давления или ограничения свободы. Рыцарские доспехи на теле соответст- вуют мышечному панцирю и ограничениям в общении. Дерево, распола- гающееся от ступней до макушки, означает непосредственную витальную силу и уверенность в себе. Скала – образ родителя, который как-то давит или давил на ребенка. Солнце - изобилие энергии и родительскую любовь. При- меры несут дополнительную информацию, хотя они даются со значительны- ми сокращениями и многие детали опускаются.
5.
Проверканафиксацию. Под фиксацией мы подразумеваем нали- чие эмоционально-энергетической связи между образом и состоянием субъ- екта. Если такая связь действительно существует, то какие-либо намеренные изменения образа должны привести к изменениям состояния субъекта (на- пример, увеличение размера образа может привести к усилению негативного состояния и наоборот). Чаще всего такая проверка излишня, но в некоторых случаях она позволяет ярче высветить проблему. Например, одна клиентка жаловалась на страх перед новой аудиторией, этот страх был похож на про- тивную жабу. Сама жаба не вызывала у нее сильных эмоций. Тогда я пред- ложил увеличивать жабу в размерах, в итоге она стала огромной, положила одну лапу на горло клиентке и стала ее душить, так что ей физически стало плохо! Из дальнейшего стало понятно, что это связано с ее старым конфлик- том с отцом, когда в бешенстве он бросился ее душить.
Интерпретация иногда сообщается клиенту, иногда нет. Выгодная сто- рона работы с образами состоит в том, что можно работать, не объясняя кли- енту истинного смысла тех коллизий, которые решаются в работе с образ- ами. Осознание может помочь в работе, но чаще оно мешает, поскольку кли- ент начинает сопротивляться, исходя из сознательных стереотипов. Интер- претация чаще дается после преобразований, тогда она принимается легко и с благодарностью.
6.
Трансформация. Здесь может быть представлена одна из базовых стратегий трансформации образа (подробнее см. ниже). Наиболее часто при- меняются: мысленное действие с образом, передача чувства и взаимодейст-

20 вие с парным образом, парадоксальное разрешение. Трансформациявсегда применяетсявсоответствиисоструктуройпсихологическойпроблемы,
сучетомэкологическойчистотырезультата. Задача трансформации - изменить эмоциональное состояние, порождающее проблему, а не просто выдумать новые образы. Механическое изменение образа не будет иметь ус- пеха.
Навнешнемпланепроизводитсяработанадобразом, анавнут-
реннем - надсостояниемсубъекта. Поэтому всегда нужна искренняя и эмоциональная работа клиента. Настоящее (в смысле терапевтического ре- зультата) преобразование образа происходит с затратой его субъективных усилий, требует некоторого времени (хотя и небольшого) и завершается по- зитивной эмоциональной реакцией. В случае успеха практически всегда кли- ент ощущает значимые психосоматические изменения в состоянии своего организма.
Трансформация образа ведется до тех пор, пока негативный образ не исчезнет полностью или не преобразуется в нечто позитивное. Это правило в сочетании с наблюдением за невербальным поведением клиента позволяет убедиться в реальности производимых изменений. Например, если индивид высвобождает неадекватную агрессию, символизируемую каким-нибудь черным шаром, то исчезновение шара в результате работы будет означать реальное освобождение от этого чувства. Подтверждением этого будет слу- жить ощущение облегчения в области солнечного сплетения, освобождение дыхания, разнообразные признаки оживления и радости, проявляемые кли- ентом. Компенсацией за отказ от агрессии может служить появление проти- воположного по смыслу образа, который клиент примет, как описано в сле- дующем пункте.
7.
Интегрированиеобразасличностью (соматизация). Если получе- но желаемое состояние субъекта, которое выражено в позитивном образе, то необходимо, чтобы последний принял полученный образ в тело или иным способом интегрировался с ним, как с частью своей личности, или установил с ним другого рода позитивные отношения. Этот этап позволяет сделать найденное позитивное состояние устойчивым, принятым самой личностью.
Именно тело сохраняет наши эмоциональные состояния, и принятие образа в себя, в свое тело помогает клиенту ярче ощутить новое состояние и привык- нуть к нему. В некоторых случаях клиент отказывается принять измененный образ, и это служит поводом для дальнейшего разбора его психологических проблем.
8.
Ситуационнаяпроверка. Если субъект представит себе ту ситуа- цию, которая обычно вызывала данное негативное состояние, и при этом со- стояние не возникнет снова, то это может служить критерием успешности трансформации. Практика показывает, что проверка на воображаемой ситуа- ции полностью идентична проверке ситуациями реальными, то, что проис-

21 ходит в воображении, происходит и в жизни. Редкие случаи, когда в вообра- жении индивид решает свою проблему, а в жизни все происходит по- прежнему, свидетельствуют, что клиент обманывает себя и терапевта или существуют дополнительные причины для сохранения страданий, не рас- смотренные в данном сеансе.
9.
Экологическаяпроверка. Следует выяснить, не возникло ли у субъекта нежелательных побочных симптомов. Если нет - можно закрепить результат. Для этого необходимо спросить, нет ли у клиента каких-либо воз- ражений против достигнутых изменений, нет ли каких-то неприятных ощу- щений в тех или иных частях тела и т.д.
10.
Закрепление. Субъекту предлагается поставить внутренний якорь, то есть мысленно договориться с достигнутым состоянием, чтобы оно со- хранилось на необходимый срок. Также можно (как в НЛП) посоветовать представить дорогу своей жизни, будто он идет по ней, сохраняя полученное состояние.
Можно предложить представить ряд будущих ситуаций и их разреше- ние их исходя из достигнутого состояния.
Главное - понять, насколько серьезно и искренне клиент принимает изменения. Некоторые заявляют, что они получили самое желательное для них и ни за что от этого не откажутся. Некоторые соглашаются только для вида.
В моей практике был поразительный случай, когда после длительного сеанса я предложил закрепить полученный результат и спросил клиентку, на какой срок она согласна. “Может быть, на один день”, - не моргнув глазом ответила она (я чуть со стула не упал). С бурным возмущением я спросил, зачем же мы 2 часа работали? Ведь тебя устраивает этот результат?!” - спро- сил я. - “Да, вполне...” - был ответ. - “Тогда договариваемся, что он сохраня- ется минимум на пять лет!” - поднажал я. Она согласилась, и результат дей- ствительно закрепился.
Иногда надо проявить свою волю либо долго разбираться с теми чер- тами характера (с упрямством в данном случае) клиента, которые мешают ему принять желательные изменения.
В конкретной практике часть приведенных выше этапов терапевтиче- ского сеанса можно опускать, когда случай достаточно очевиден. Например, в последнее время я редко пользуюсь проверкой на фиксацию, поскольку сразу понятно, когда образ реален, а когда фальшив. Закрепление тоже нуж- но редко, потому что, если полученное состояние действительно нужно кли- енту, то он его больше не упустит. Если же это происходит, то следует на следующих сеансах обсудить с ним причины этого.
Это только общая схема сеанса. Далее необходимо показать, каким пу- тем образы могут быть изменены и так изменены, чтобы достичь желаемых позитивных результатов.

22
2.2
ОсновныеприемытрансформацииобразоввЭОТ
Охарактеризуем основные методы трансформации образов, приводя- щие к изменению эмоциональных состояний, которые применимы в психо- терапевтической практике, а также некоторые ограничения, на них наклады- ваемые. Прежде всего, следует сказать, что механическое изменение образов ничего не даст, кроме новых иллюзий. В работу следует подключить реаль- ные внутренние силы клиента, трансформация всегда идет через усилие, че- рез интенсивную внутреннюю работу. Через образы ведется работа с глу- бинными эмоциональными конфликтами, и решить их можно, точно так же как в жизни, затрачивая силы на реализацию правильного решения. Другое дело, что, используя образы, мы создаем ситуацию абсолютной безопасности для клиента, но его переживания столь же реальны, как и в жизни. Кроме то- го, в отличие от реальной ситуации, образы способны неожиданно и качест- венно меняться, что вскрывает их истинное содержание. Например, если прикоснуться к страшной паутине, то она может превратиться в серебристый шарик, а если поиграть с грязью, то она может стать прекрасной вазой (см. примеры ниже). Терапевт должен понимать суть происходящих трансформа- ций и направлять усилия клиента по верному пути.
2.2.1.
Созерцание
Самый простой по исполнению метод состоит в том, чтобы сосредото- чить свое внимание на тех или иных негативных качествах образа. Доста- точно в течение 20-30 секунд ( в сложных случаях от одной до пяти минут) созерцатьнекотороенежелательноекачествообраза, чтобы оно посте- пенно исчезло, и вместе с ним исчезает соответствующее негативное состоя- ние.
Опасность может заключаться в том, что при созерцании позитивное качество также может исчезать, и тогда состояние ухудшается.
Пример
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


написать администратору сайта