Аннотация
Скачать 1.14 Mb.
|
1. Молодая женщина жаловалась на постоянную весеннюю аллергию, особенно в холодную погоду. При этом в носу она ощущала невы- носимое щекотание и бесконечно чихала. Я предложил ей представить это ощущение перед собой на стуле. Она засмеялась и сказала, что это какой-то чертенок, который щекочет ей в носу. Выяснилось, что он делал это, чтобы с ним поиграли, обратили на него внимание. Сразу стало понятно, что это об- раз ее детского начала, которое хочет играть. Легко выяснилось, что в детст- ве ей запрещалось быть ребенком в полном смысле слова. Она всегда была серьезной и правильной, она не могла просто играть, она должна была делать правильные дела. Она даже ни разу не испачкалась за все детство. До сих пор она была убеждена, что взрослые - это правильные и положительные люди, в отличие от детей. Естественно, я предложил ей принять этого хулиганистого ребенка и разрешить играть столько, сколько ему хочется... Ей было очень трудно это принять: мешали родительские предписания, которые мы “сгрузили” на дру- гой стул. Ее правая нога “почему-то” дергалась, но она сдерживала ее левой. Я спросил, что хочет сделать ее нога? Она ответила, что это неприлично. Все-таки мне удалось спровоцировать, чтобы она пнула хорошенько стул с родительскими запретами! После этого она смогла подружиться с “чертен- 43 ком”, тут же что-то стало происходить с ее носом, как будто в нем потекла теплая вода, и это было приятно... Я не мог проследить отдаленные результа- ты, но уверен в успехе, поскольку сходных случаев было достаточно много, и всегда причиной подобной аллергии было подавление естественных дет- ских реакций. Пример 2. Клиентом была молодая студентка, посещавшая мой мастер класс, ее личная история и проблематика были мне уже достаточно извест- ны. Основная коллизия состояла в том, что долгое время в раннем детстве она воспитывалась у бабушки, в отличие от последующих детей, она «мсти- ла» родителям непослушанием и «безобразиями». В ответ они постоянно критиковали ее, что порождало в ней чувство вины и желание исчезнуть из этой вселенной так, чтобы и следа от нее не осталось. В этот день она пришла на занятия в весьма эмоционально неблагопо- лучном состоянии. Она в очередной раз поскандалила со своей матерью, вы- сказав ей свои претензии, той стало физически плохо, и теперь девушка не- навидела саму себя, клялась, что больше никогда не огорчит своих родите- лей, поступится своими чувствами, но их больше ни за что не огорчит. Одна- ко, вопрос ее состоял в том, почему она все время дает себе это слово, а по- том опять устраивает им неприятности. Легко было установить, что страдала она только потому, что в детстве чувствовала себя отвергнутой. Поэтому я предложил ей представить ту ма- ленькую девочку, какой она была, когда лишилась родительской любви. Также я предложил ей взять на себя заботу об этом ребенке. Она категориче- ски не хотела этого делать, считая, что заботиться об этой девочке должны ее родители, а они не хотят этого делать. Она сама была совершенно равно- душна к ребенку и говорила, что эта девочка ей не нужна. Возникла тупиковая ситуация, но я воспользовался тем состоянием, в котором находилась студентка (утилизация симптома). Я сказал, что она са- ма только что уверяла всех присутствующих, что все готова сделать, чтобы ее родители были счастливы, хочет помочь им. Пусть тогда она возьмет на себя заботы об этой девочке, чтобы облегчить им жизнь. Она ответила, что это существенно облегчит им жизнь и она согласна. В воображении она прижала эту девочку к себе и выразила ей любовь и желание заботится о ней. Мгновенно ее состояние переменилось, все ее ожесточение исчезло и изме- нилось на выражение нежности и счастья. Она больше не обижалась на сво- их родителей и больше не желала себе смерти и наказания. Она почувствова- ла себя взрослой и поняла, что прежние ее реакции были слишком детскими. Она сказала, что испытывает желание жить и сможет позаботится об этой девочке. Некоторые наблюдатели плакали. На следующем семинаре она выразила мне благодарность и удивленно спрашивала: «Что вы такое со мной сделали Николай Дмитриевич? Я раньше не любила жизнь, а сейчас я полна счастья и любви к жизни. Раньше я гуляла 44 среди уродливо обрезанных деревьев около заглохшего пруда и получала удовольствие от этого мрачного места, сейчас мне там совершенно неинте- ресно...» Однако, в дальнейшем мы еще возвращались к данной тематике, но по другим поводам. 2.3 Дополнительныеприемы Ряд приемов работы с образами имеет специальное назначение, кото- рое определяется смыслом психологической проблемы, которая решается. 2.3.1 Поигратьсгрязью Некоторые проблемы связаны со страхом испачкаться, или со скрытым стыдом по поводу непозволительных с точки зрения Супер-Эго чувств. Эти проблемы могут быть связаны с анальным периодом развития ребенка, с ро- дительскими запретами относительно грязи или секса и другими ситуация- ми. По ходу разбора психологической проблемы мы можем натолкнуться на чувство, символическим образом которого является грязная лужа или куча навоза. Клиент при этом обычно встает в тупик и не знает, что дальше де- лать. Мы предлагаем, и даже настаиваем, чтобы он в воображении погрузил свои руки в эту грязь и поиграл с нею, как бы ему не казалось это против- ным. В ходе этой игры, клиент парадоксальным образом испытывает очень приятные ощущения, а образ грязи неожиданно преобразуется во что-то кра- сивое, часто раскрывающее смысл самой проблемы. Пример1. Девушка в ходе работы испытывала неприятное чувство, связанное с конфликтными отношениями с отцом, оно символизировалось кучей навоза. Я настоял на том, чтобы она поиграла с этой кучей, несмотря на внутреннее сопротивление. Она сделала это, ощутила удивительно прият- ные чувства, а образ кучи навоза превратился в небольшой стог приятно пахнущего сена, на котором сидел ее отец! Я спросил, что она теперь хотела сказать отцу. Поколебавшись, и сдерживая слезы, она вдруг сказала ему, как она его любит. Это было яркой концовкой сеанса. Отсюда ясно, что наш сеанс помог ей осознать, что она сама скрывал от себя чувства любви к отцу, которых стыдилась и воспринимала их как грязные, что и порождало их конфликты с отцом. Явно психоаналитическая тема. Пример 2. Другая девушка в ходе сеанса пришла к образу грязи, от ко- торой не могла отделаться. Я предложил ей поиграть с грязью, в результате чего она превратилась во что-то очень приятное и теплое, влившееся в ее те- ло. В ходе обсуждения она вспомнила, что еще в детстве отвергала свою женственность, потому что у нее был дефект ноги, который потом вылечили, но ощущение своей неполноценности как женщины в какой-то степени оста- лось. После сеанса она почувствовала, что эта проблема теперь решена. 2.3.2 Вдыхатьпустоту 45 Этот прием позволяет вернуть те чувства, которые были вытеснены клиентом. Терапевты часто сталкиваются с жалобами на чувство пустоты, оно обычно связано с ощущениями слабости, апатии, безнадежности, отсут- ствия энергии и т.д. Оно означает, что клиент что-то важное вытеснил из своей жизни, поэтому первый шаг состоит в том, чтобы вернуть эти чувства. В противном случае контакт с этими чувствами будет потерян, и их невоз- можно ни осознать, ни переработать. Клиенту предлагается представить пустоту наглядно, какой бы огром- ной она ни казалась. Потом предлагается медленно вдыхать ее носом, пред- ставляя, что она постепенно входит в тело, превращаясь во что-то реальное. Дышать надо до тех пор, пока клиент не вдохнет всю пустоту полностью. После чего его следует спросить о тех изменениях, которые он ощущает в своем психосоматическом состоянии. Пример. Однажды на занятия в мастер-класс пришла моя бывшая уче- ница. Она спросила, правильно ли она действовала в работе со своей клиент- кой. Та ощущала неприятную пустоту в своей спине на уровне легких. При- менив метод вдыхания пустоты, она ощутила, что пустота заполнилась. Но одновременно испытала приступ сильного страха, сказала, что моя ученица колдует над ней, и отказалась от дальнейшей работы. Я предположил, что в детстве та испытала какой-то сильный страх, который потом вытеснила, а при вдыхании пустоты он вернулся. Ученица подтвердила эту догадку, она сказала, что действительно в детстве клиентки был драматический эпизод. В первом классе она заболела воспалением легких, вылечить ее никак не уда- валось, тогда мать пригласила на помощь какого-то «колдуна». «Колдун» вселил в девочку жуткий страх, ей стало только хуже, для лечения ее при- шлось отправить в больницу, жизнь ее спасли с трудом. В свете этих данных, все стало понятно. К ней вернулись все пережи- вания того периода, в силу закона переноса, она обвинила в колдовстве мою ученицу и не смогла переработать свой страх. Я сказал, что ученица должна была быстро все это понять и объяснить клиентке, что это чувства из про- шлого, вытесненные давным-давно, но теперь их можно преодолеть, но для этого надо продолжать работу. Не знаю, чем закончилась эта история, но она поучительна в смысле демонстрации силы данного метода и закона вытесне- ния. 2.3.3 Разрешитьобразупроявитьсвойпотенциал Этот прием позволяет выявить истинные чувства, скрытые за внешне невинным образом. Обращаясь к этому образу, клиент мысленно говорит, что разрешает (именно такое слово!) образу проявить свой скрытый потен- циал. Пример 1. Студентка на занятиях мастер-класса пожаловалась, что у нее сильно болит живот. Боль выразилась в образе грудного ребенка. Понять это было трудно, но гипотез было много, например, можно было предполо- 46 жить нежелательную беременность. Но, чтобы не путаться и не задавать не- скромных вопросов, я предложил ей сказать ребенку, что она позволяет ему проявить весь свой скрытый потенциал. Результат превзошел ожидания. Она даже вздрогнула от ужаса, потому что ребенок вырос и превратился в боль- шого мужчину со страшными красными глазами и когтями. Я спросил, не было ли в ее недавней жизни какого-то конфликта с мужчиной. Она под- твердила, что у нее имеется нерешенная проблема такого рода. Некоторый солидный человек, от которого она зависит по работе, несколько дней назад проявил к ней определенный интерес, а ей это не нравится. Но она боится поговорить с ним на эту тему откровенно. Я предложил ей сказать этому об- разу, то, что она хочет сказать тому мужчине, вслух или про себя, как она сама выберет. Она поговорила с ним про себя, и образ мужчины перестал быть страшным и «ушел». В тот же момент боль в животе абсолютно про- шла, что поразило девушку. А я объяснил, что сильные страхи часто накап- ливаются именно внизу живота. Через неделю она рассказала, что смогла спокойно поговорить с тем человеком, все разрешилось очень хорошо. Пример 2. Этот прием может применяться и к предыдущей проблеме, то есть к ощущению пустоты. Студентка жаловалась на чувство апатии, по- терю смысла жизни. Это ощущение было похоже на космическую пустоту. Почему-то я почувствовал, что вдыхать пустоту будет мало перспективным приемом, поэтому предложил ей сказать этой пустоте, что она разрешает проявиться тому, что в ней скрыто. Она была поражена, она увидела, как в пустоте открылась маленькая дверца, и из нее выглянуло какое-то существо со звездочкой в руке, которое было ей бесконечно дорого. Тут она вспомни- ла, что в детстве, а оно было довольно несчастным, она думала, что хотела бы не просто умереть, но исчезнуть так, чтобы ни следа не осталось от нее во всем космосе. Понятно, что это было суицидальным намерением, хотя оно не осуществилось, но она вытеснила какую-то важнейшую часть своей лично- сти. Теперь она была полна раскаяния и смогла заново принять эту часть са- мой себя, после чего ощутила себя наполненной смыслом. Я опускаю детали, более того, это была уже не первая работа с ней, но важен сам эпизод иллю- стрирующий возможности метода. 2.3.4 Высвободитьэнергиючувства Многие чувства необходимо просто выпустить, отказаться от них, тем не менее, клиент не знает, как это сделать, хотя уже согласен с терапевтом, что они больше не нужны и только создают проблемы. Для этой задачи су- ществует ряд техник, которые можно предложить клиенту на выбор. Если речь идет об агрессии, то можно воспользоваться уже известными в психоте- рапии методами отреагирования, например, можно предложить клиенту бить подушку, боксерскую грушу или пойти в лес и долго там кричать и бить что- то в воздухе. Эмоционально-образная терапия имеет в своем арсенале до- полнительные средства, которые предоставляет воображение. Оказывается, 47 что можно наблюдать за самим собой со стороны, как этот воображаемый персонаж колотит пол, кричит и т.д. Это не менее эффективно, чем отреаги- рование с помощью реальных ударов и криков, а по исполнению более дос- тупно. Процесс нужно вести до кульминации, пока не произойдет катарсис ( см. примеры ниже). Другой прием, состоит в том, чтобы высвобождать энергию чувства из того самого места тела, где оно «застряло» с помощью воображаемого звука, который можно «включить» на полную мощность. Клиента сначала следует спросить, с каким звуком ассоциируется это чувство. Иногда он говорит, что это жуткий скрежет или визг такой пронзительный, что его просто невоз- можно издать и т.п. Тем не менее, можно предложить ему издавать этот звук в воображении (это важное преимущество воображения), так, чтобы он ис- ходил из того самого места и уходил в открытое пространство, исчезая в нем. Процесс необходимо вести до того момента, пока все чувство полностью не выйдет из тела и это не подтвердится теми или иными психосоматическими ощущениями, например, у клиента может освободиться дыхание. Если метод звука не нравится клиенту, то можно представлять как из «этого места» ис- ходит какая-то энергия и тоже исчезает в пространстве. Можно выражать его словами, это могут быть грубые и злые слова, но они должны уноситься и исчезать в пространстве. Некоторые клиенты верят в принцип «народной магии», что выпущен- ное зло может воздействовать на кого-то другого и, исходя из моральных за- претов, предпочитают копить это зло в себе. Необходимо разоблачать это заблуждение, я объясняю клиентам, что зло существует только до тех пор, пока они отождествлены с ним, держат его в себе и поддерживают его суще- ствование своей нормальной энергией. Если же они отпускают это чувство, то оно больше не может существовать, оно просто энтропирует, разлагается на составляющие компоненты, поскольку никто более не хранит его и не на- капливает, не подпитывает его своей энергией. Еще одна трудность, с которой может столкнуться терапевт, состоит в том, что, сколько бы чувство ни выражалось, оно не кончается. В результате клиент испытывает истощение, не имеющее результата. Тогда следует пред- положить, что он не хочет до конца расстаться со своим чувством, а только это и является реальной задачей. Необходимо сказать ему об этом и обсудить причины. Например, клиент мог когда-то решить, что «вот это» он никогда не простит, пока он не изменит свое решение, результат не будет достигнут. Можно представлять, как это чувство взрывается в безопасном месте. Можно представлять, что это чувство растворяется и уносится потоком во- ды, тает под воздействием тепла или солнечных лучей, выветривается пото- ком воздуха и т.д. Можно просто мысленно попрощаться с этим чувством и отпустить его с нежностью и т.д. См. примеры ниже. 2.3.5 Признатьважностьобраза 48 Этот прием вызывает удивление, но он очень эффективен для ряда случаев. Обычно чувство, символизируемое проблемным образом, отверга- ется самим клиентом. Он также не признает, что сам создает это чувство. Ко- гда он признает важность этого чувства (например, гнева, вины или страха) для себя, то он оказывается способным контролировать это чувство, он пере- стает сопротивляться чувству и успокаивается, чувство исчезает или транс- формируется в нечто позитивное. Клиента просят много раз повторить обра- зу как он важен для него, до тех пор, пока он не изменится в лучшую сторо- ну. 2.3.6 Созерцатьдождь Полезно при необходимости высвободить невыплаканные слезы (см. примеры ниже). Клиенту предлагается представить дождь и смотреть, как он идет до тех пор, пока он не кончится сам собой, пока не выглянет солнышко. Часто клиенты говорят об образах тумана, облаков, туч в этом случае почти всегда я предлагаю им представить как из тумана или туч идет дождь. Ино- гда он идет с грозой, что говорит о том, что к слезам примешивается гнев. Пример. Молодой человек жаловался на бессонницу. Она была похо- жа на туман, а сон был похож на каплю. Я предложил ему представить, как из тумана идет дождь, он сначала удивился, а потом действительно это уви- дел. Еще он увидел, как идет под дождем, находит под деревом сухое место, ложится там и засыпает. Мы довели процесс до того, чтобы дождь прошел. Выяснили причины невыплаканных слез, но это уже неважно, его сон вос- становился. Резюме. На этом можно закончить описание основных этапов и приемов транс- формации образов, хотя существуют различные модификации каждого из перечисленных методов и другие вспомогательные процедуры. Этот метод вполне совместим и с другими терапевтическими подходами, он не исключа- ет, а предполагает подробное собеседование и изучение структуры пробле- мы, а также прояснение тех или иных моментов для клиента чисто дидакти- ческими средствами. ГЛАВА 3. Преимуществаиособенностиметода. 3.1 Преимуществаметода Главное: работа с образами позволяет не только что-то осознать, но и изменить «это». Мы считаем задачу трансформации приоритетной, поэтому интерпретации часто даются после проведения желательных изменений. 1. Чувство, связанное с проблемной ситуацией, наиболее точно отра- жает фиксированную энергию, которая не может быть реализована по тем или иным причинам. 2. Соматически выраженное чувство наиболее правдиво показывает суть проблемы. Слова могут обмануть, тело - никогда. 49 3. Переживание проблемы через образы убедительнее для клиента, чем вербальные высказывания. Действия с образами легче приводит к инсайту. Неожиданные изменения образов обладают очевидной доказательностью. 4. Проецирование образа на пустой стул или просто в пространство создает диссоциацию субъекта и выраженного в образе чувства. Это облег- чает работу по преобразованию чувства. 5. Образная символизация чувства придает ему статус чего-то объек- тивно существующего. Клиент ощущает насущную необходимость что-то с этим сделать, преодолеть воздействие этого реально действующего фактора. В противном случае он ощущает, что “это” будет и дальше его преследовать. Это мощный мотивирующий фактор. 6. Образ дает много дополнительной информации о сущности пробле- мы, которую может творчески использовать психотерапевт. После опреде- ленной практики он научается мгновенно понимать истинный смысл обра- зов, и его предложения по работе с ними определяются этим пониманием. 7. Значимые образы наиболее точно соответствуют бессознательным процессам, субъективное воздействие на образы прямым образом отражается на содержании бессознательного. 8. Множество приемов работы с образами позволяют терапевту иметь широкое поле для преобразования исходного состояния. Оригинальные на- работки в этой области создают возможности быстрых и эффективных изме- нений. 9. Ход изменения образов в работе (а также, соответствующих эмоцио- нальных состояний) позволяет точно контролировать результативность рабо- ты. Терапевт может вести процесс до качественного изменения состояния, когда проблема действительно и полностью решается. 10. Соматизация позитивных образов позволяет надежно закреплять результаты работы. Таким образом, клиент отождествляется с достигнутым позитивным состоянием. |