Аннотация
Скачать 1.14 Mb.
|
7. Однажды я принимал экзамен у слушателей, уже имевших высшее образование и проходивших в нашем институте повышение квали- фикации. Девушка, сдававшая последней, пожаловалась, что у нее уже три месяца ужасно болит голова. Никакие лекарства не помогают. Я предложил провести терапию. Получив согласие, я, прежде всего, спросил: «Наверное, три месяца на- зад был стресс?» - Да, - ответила она. - Наверное, с молодым человеком? - Да, с молодым человеком. - Может быть тогда лучше расстаться? - Нет, мы это уже пробовали. Мы друг без друга не можем и друг с дру- гом не можем. Мы как два барана сшибаемся лбами... - Хорошо... Пусть вот эта ваша сумочка с длинной ручкой символизи- рует то, из-за чего вы сшибаетесь лбами. Положим ее подальше, Ваша задача ее достать (кладу сумочку так, что ручка легко достижима для клиентки). Но сначала опишите мне, что она для Вас значит. - О, это как нарзан, как источник энергии, это - моя свобода. Я журна- листка, я должна всюду ездить, всюду бывать, а он говорит мне: «Сиди со мной, не смей ездить!» - И как Вы себя чувствуете при этом? 64 - Придавлено (опускает голову). - Понятно. Я буду изображать этого молодого человека, а Ваша задача достать сумочку. (Я кладу ей руку на затылок, и не слишком сильно приги- баю ее голову вниз, одновременно повторяя: «Не смей брать сумочку, сиди со мной, не будь свободна и т.д.») - Как Вы себя чувствуете? - Униженно. Ну точно как с ним... - Найдите выход из этого тупика... Напрягая мышцы шеи, девушка с усилием сопротивлялась давлению. Постепенно я «сдался» и убрал руку. - Так легче? - Легче. Но не то. Хотелось бы, чтобы рука осталась на шее, но не дави- ла. - Хорошо, попробуйте добиться этого результата. (Я повторяю то же самое воздействие.) Некоторое время она раздумывает, затем поднимает руку и начинает поглаживать меня по руке, которая давит ей на затылок. Рука постепенно расслабляется, ее голова выпрямляется, а рука остается на шее, но не давит. - Так лучше… - Но Вы ведь не достали сумочку... - Я просто не могу о ней думать, когда мне так давят на голову. - Попробуйте еще раз. (Снова пригибаю ей голову и твержу тот же текст.) Найдите выход... Подумав, она поднимает одну руку и начинает поглаживать мою руку, давящую на затылок, а второй рукой медленно подтягивает к себе сумочку. Голова ее выпрямляется, глаза сияют. - Спасибо, я все поняла. - А голова не болит? - ( Удивленно) Голова? Нет не болит...Очень легкое ощущение в затыл- ке. - Но ведь человека не переделаешь... (Я намекаю на молодого челове- ка). - Не переделаешь, - ответила она, - но ведь можно и приспособиться... И я понял, что она действительно нашла то решение, которое ей было нужно, а главное - голова, болевшая три месяца, прошла. В этом примере совершаемые действия являются решением межлично- стного конфликта, и найденное решение снимает головную боль. 4.1.1.5 Методвыражениячувства Хитрость этого приема состоит в том, что только чувство является пер- вопричиной боли, только чувство фиксирует в воображении человека тот 65 или иной образ или мысли. Высказывание чувства, которое “застряло” и вы- зывает спазм, снимает спазм и образ тает. Отслеживая, как тает образ, мы можем знать, в какой степени человек освободился от некоторого (обычно негативного) чувства, порождающего его проблемы. Пример 1. Доктор наук, крепкий пожилой мужчина страдал от невы- носимой головной боли. Я предложил ему представить перед собой образ головной боли. С присущим ему чувством юмора он назвал этот образ “зеле- ная камнеедка”. Он сказал, что просто ненавидит ее. Я предложил ему вы- сказать все, что он думает об этой “камнеедке” ей прямо “в лицо”. Это про- должалось 2-3 минуты и хотя он высказывался не вслух, он дал понять все с тем же чувством юмора, что высказывает очень сильные чувства и в сильных выражениях. В результате головная боль почти полностью прошла, изменил- ся даже цвет лица, и он смог приступить к обычной работе. Пример 2. Девушка испытывала сильные боли в области солнечного сплетения. Образ боли был похож на кинжал. Когда она мысленно высказала ему, как он ее измучил, кинжал сначала поржавел, а потом рассыпался в ржавый порошок. Боль тут же прошла. Кстати, образ кинжала, вонзающегося в сердце или другие части тела часто встречается у женщин и обозначает всегда одно и то же: страдания из- за любви к мужчине. Это может быть и несчастная любовь и невозможность избавиться от воспоминаний о бывшем муже и многое другое... Пример 3. В данном случае головная боль выразилась в образе черных тисков, и когда клиентка раскрутила тиски с помощью рукоятки, которая обычно у них имеется, боль в висках прошла, но осталась сильная боль ввер- ху головы, в области родничка. Эта боль уже была похожа на вбитый в голо- ву гвоздь. Попытка просто вытащить его и выкинуть ни к чему не привела. Тогда я предложил ей высказать все, что она чувствует по отношению к это- му гвоздю, ему так сказать “прямо в лицо”. “О я его просто ненавижу!” - вос- кликнула она. Минуты две она сосредоточенно (про себя) высказывала свои чувства, после чего образ гвоздя исчез, и боль полностью прошла. Надо ска- зать, что улучшилось и общее самочувствие клиентки, то она говорила, что не в силах домой доехать с работы и опиралась на спинку стула, чтобы под- держать себя, теперь она выглядела достаточно бодро и энергично и завери- ла, что чувствует себя совсем иначе и вполне уверена, что спокойно доедет домой. Пример 4. Пожилой профессор пожаловался, что у него очень болит затылок. Он решил, что у него поднялось давление, но все-таки не отказался от моей помощи. Образ боли в затылке был похож на красивую доску из гжельского фарфора, профессор очень любил гжель. Когда я спросил, чтобы ему хотелось сделать с этой доской, он сказал, что хотел бы любоваться на нее. Тогда я предложил именно это и делать, в результате чего гжельская доска стала уменьшаться, а боль в затылке стала проходить. Однако, я уло- 66 вил очень грустное выражение в глазах профессора. Я спросил его, не жаль ли ему расставаться с этой доской, и он подтвердил мою догадку. Тогда я спросил его, не приходилось ли ему последнее время расставаться с каким- нибудь значимым для него человеком, с которым не хотелось бы расставать- ся. “Да, пожалуй, можно так сказать”, - ответил он. Я предложил ему выра- зить этому человеку или ранее представленному образу свою благодарность за встречу, попрощаться с ним и отпустить его. Когда он это сделал, то боль полностью прошла, он не был уже грустным, но легкая задумчивость еще долгое время присутствовала на его лице. В этом примере использован и прием действия (любования) и прием выражения чувства. Этот случай наглядно демонстрирует, как психологиче- ские проблемы порождают физическую боль, он также показывает, что осно- ва проблем - спазм (например, схватить и не отпускать то, что все равно уш- ло). Можно даже объяснить, почему боль возникла именно в затылочной об- ласти: ведь здесь находится область зрительной коры! То есть в этой области он хотел удержать прекрасный образ. Пример 6. Студентка пожаловалась на постоянные головные боли с августа месяца. Боль пульсировала в затылке и в какой-то степени в глазах. Почему-то она была похожа на море (позитивный образ!) и ударяла в заты- лок как волны. Я спросил, что ей хочется сделать с этим образом. Она отве- тила, что хотела бы искупаться в море. Я сказал, чтобы она сделала это в своем воображении прямо сейчас. Она сразу же почувствовала облегчение, а через минуту боль прошла окончательно. После этого я высказал предполо- жение, что, она видимо очень хотела поехать на море или сожалеет, что уе- хала оттуда. Она подтвердила, что никогда не была на море, но всегда мечта- ла об этом. «Да она уже все уши нам прожужжала про море», - подтвердил один из студентов группы. В этом примере приводится прием мысленного действия, но он приве- ден в паре с предыдущим примером, в подтверждение того, что боль в за- тылке (и глазах) может быть порождена желанием удержать образ. Он пока- зывает, как нереализованное желание приводит к психосоматическим про- блемам. 4.1.1.6 Методдиалога Когда неясно, что делать с данным образом, то можно поговорить от имени данного образа, как говорят актеры, “войдя в образ”. Впрочем, можно и не входить в образ, а просто мысленно задавать ему вопросы и также слу- шать его ответы, как будто он живое существо. Поскольку образ символизи- рует некоторое ваше, не до конца осознанное чувство или намерение, то вы просто сможете прояснить для себя, что это за чувство или намерение и что можно с этим сделать. Данный метод был предложен еще Фрицем Перлзом, основоположником гештальттерапии. 67 Пример 1. Студентка на семинаре пожаловалась, что у нее болит серд- це. Я предложил ей представить, что ее сердце находится на некотором рас- стоянии от нее, встать на это место и рассказать от имени сердца, что оно чувствует, что делает и чего хочет (это три главных вопроса, на которые сле- дует отвечать в подобных диалогах). Быстро выяснилось, что сердце хочет внимания к себе и ни от кого-нибудь, а от данной студентки. Тогда я пред- ложил ей встать снова на свое место и дать прямо сейчас необходимое вни- мание своему сердцу (если бы оно хотело внимания от кого-то другого, то я все равно предложил ей сначала дать самой это внимание, и уверен, что это- го было бы достаточно). В данном случае сердце тут же перестало болеть, я попросил студентку вернуть воображаемое сердце на свое место и на этом сеанс закончился. Пример 2. Как-то я лечил больную ногу одному пожилому родствен- нику, перед этим она болела три месяца так, что невозможно было наступать на пятку. Образ боли был похож на большой стальной капкан. Поговорив с ним, он узнал, что капкан просто “так привык”. Тогда он вежливо попросил капкан уйти и не стискивать ногу. Именно это и произошло, и нога перестала болеть. Через неделю нога снова заболела, но не так интенсивно. На этот раз образ был похож на стальную подкову на пятке, ее так же попросили уйти, и боль прошла. Через неделю боль вернулась, но еще слабее, теперь это был просто гвоздь. С ним поступили так же, и на этот раз боль ушла навсегда. С тех пор прошло три года, эта нога не болит. Пример 3. Участница моего кружка пожаловалась на то, что у нее бо- лит сердце. Диалог с сердцем сразу же выявил, что оно болит из-за беспо- койства по поводу ее отношений с ее молодым человеком. Когда она про- явила к этому беспокойству добрые чувства и нежность, то беспокойство сразу же прошло, и сердце перестало болеть. Здесь необходим комментарий: большинство беспокойных людей обычно борются со своим беспокойством, в результате чего оно только уси- ливается. Поэтому следует создать образ беспокойства, и парадоксальным образом проявить к нему приязнь и доброту, принять его, а не отталкивать ( см. ниже работу с фобиями по В.Франклу). Советыначинающим. Конечно, начиная работу, можно столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, но при сохранении внутреннего спо- койствия и трезвости вы всегда справитесь с трудностями. Психологи, прой- дя буквально 1-2 занятия на моем кружке, с легкостью начинают снимать го- ловные и сердечные боли своим знакомым и родственникам, даже по теле- фону. Если вы не уверены в себе, то следует договориться с вашим пациен- том или с самим собой (если вы лечите себя), что в случае неудачи вы отме- няете все свои воздействия и возвращаетесь в исходную точку. Помните, что этот метод может быть неэффективен лишь в двух случаях: если головная боль вызвана чисто соматическими причинами или связана с невротическим 68 заболеванием. В таких случаях клиенту следует обратиться к врачу или пси- хотерапевту. 4.1.1.7 Программасамоисцеления Многие, следуя указанным методам и примерам, научились снимать головную и сердечную боль у самих себя. Помните о предупреждениях, вы- сказанных выше, а самое главное никогда не действуйте насильственными способами. То есть не вырывайте образы у себя из головы, не сжигайте их и не закапывайте, не боритесь с ними и не бейте их. Бывают исключения из правила, вы их тоже найдете в примерах. А теперь представим программу самоисцеления шаг за шагом. Жела- тельно, чтобы вы держали список этих шагов у себя на виду, чтобы не рыть- ся в памяти, когда голова болит. Шаг 1. Опишите, в каких местах болит ваша голова и как она болит. Объясняйте это самому себе так, как вы бы объясняли китайцу, который еле- еле говорит по-русски. Возможно, уже на этом этапе вы будете употреблять образные слова типа: «игла пронзила», «тиски сжимают», «плита давит» и т.д. Шаг 2. Представьте образ своей головной боли на некотором расстоя- нии от себя, скажем на стуле, напротив вас. Если вам это не нравится, то представляйте эту вещь прямо в голове. Шаг 3. Изучите этот образ с точки зрения его качеств: большой, тяже- лый, острый, железный, горячий, черный и т.д. Может быть он мягкий, све- тящийся и т.д.? Если и так ясно, что делать, то пропустите этот пункт. Шаг 4. Выясните, кто на самом деле страдает. Этот образ - агрессор, или на самом деле это он страдает от воздействия чего-то другого. Найдите парный образ, страдающего или агрессивного объекта. Если и так ясно, что делать, то пропустите этот пункт. Шаг 5. Этот образ означает вашу часть личности или это кто-то дру- гой? Какие намерения у данного образа? Он хочет вас научить чему-то, хо- чет вас защитить, обвиняет вас в чем-то или еще что-то? Нравится ли вам его намерение? Если трудно понять, что думает и чувствует образ, то следует пересесть на стул, на который он был спроецирован и представить, что вы это он. Войдите в этот образ и поговорите от его имени. Пересаживайтесь то на свой стул, то на его, задавая вопросы и отвечая на них. Если и так ясно, что делать, то пропустите этот пункт. Шаг 6. Что бы вы хотели сами сделать с этим образом, какие чувства ему высказать и т.д.? Вспомните арсенал средств, которые были представле- ны выше: созерцание, мысленное действие, выражение чувств, контрпредпи- сание, энергитизация, парадоксальное разрешение. Какое средство вы выби- раете? Доверяйте первому вашему желанию, следуйте интуиции. 69 Шаг 7. Примените этот прием. Если вы чувствуете улучшение своего состояния, то продолжайте действовать дальше тем же самым способом. До- бейтесь полного исцеления, в противном случае боль может вернуться или останется в виде хронического дискомфорта. Если вы действуете правильно, то состояние не только нормализуется, но проявится в приятных позитивных симптомах. Например, вы почувствуете радость освобождения, в вашу голо- ву как будто подует легкий ветерок, вы ощутите необыкновенную ясность ума или избыток энергии, стремление активно действовать и т.д. Если же вам становится хуже или состояние не меняется, то вам надо поискать другой вариант действий, может быть прямо противоположный то- му, что вы делали сначала. Пробудите свою фантазию, и не бойтесь стран- ных и «глупых» действий. Шаг 8. Если в результате работы вы получили какой-то явно позитив- ный образ, признайте его частью своей личности и позвольте ему войти в ваше тело и слиться с вами. Если это явно не ваша часть личности, то этого делать не надо. Шаг 9. Оцените, полностью ли вас устраивает результат. Если нет, по- ищите способ добиться лучшего. Если да, то мысленно выразите ясное наме- рение, чтобы это состояние оставалось с вами всегда. На этом работу по самоисцелению можно закончить. Не расстраивай- тесь, если у вас не получилось сразу, почитайте снова эту книжку. Поищите новые образы и новые методы, у вас все получится. Если все равно нет, то может быть, причина находится глубже, чем вы думаете, или есть чисто со- матическая причина ваших болей, и вы ее уже знаете. Правда, я в это почти не верю, 95% головных болей происходят по психологическим причинам. В моей практике были всего 1-2 неудачи, но по вине клиентов. Такая же программа может применяться для исцеления сердечных и других болей, но здесь надо быть осторожнее. 4.1.2 РаботасПМС Методы ЭОТ показали свою эффективность и при лечении такого об- щеизвестного женского недомогания как предменструальный болевой син- дром. Хотя это тоже работа с болью, но мы вынесли эту проблему в отдель- ный раздел, поскольку работа с ПМС требует более развернутой терапевти- ческой работы, чем с головной болью. В моей практике было примерно 5 случаев такой работы, все успешные. Некоторые мои ученики также сообща- ли о подобных случаях. Я расскажу о двух последних случаях, которые хо- рошо запомнились. Пример 1. Работа проводилась на тренинге. Студентка пожаловалась на сильные боли внизу живота, связанные с известным периодом, проблема преследовала ее давно. Боль была тянущей, как будто кто-то сдирал ей кожу внутри живота. Я предложил ей представить того, кто это делает на стуле 70 перед собой. Это была она сама, только какая-то злая. Я попросил ее пере- сесть на этот стул и стать злым персонажем, представляя, что она сама оста- лась на прежнем месте. Когда она это сделала, то ее лицо резко перемени- лось, она стала весело смеяться, глаза ее заблестели, она стала раскованной, в ней проявилась игривая женственность. Она явно получала удовольствие от того, что мучила ту, что осталась на первом стуле. В ходе обсуждения выяс- нилось, что злая часть личности клиентки, была ее подавленной сексуально- стью. Мы выяснили причины такого внутреннего конфликта, и девушка по- няла, что он определяется конфликтными отношениями с молодым челове- ком и предубеждениями против мужчин в целом. Когда она разрешила себе не подавлять свою сексуальность, несмотря на проблемы в отношениях с мужчинами и признала ее как свою законную часть, боль внизу живота пол- ностью прошла. Пример 2. Вдохновленная ее примером, другая девушка, на том же се- минаре, решила обсудить такую же проблему. Как выяснилось, ее болевой синдром был связан с тем, что в подростковом возрасте ее мама не оказала ей поддержки в нужный момент, а сказала, что «просто это надо терпеть, все терпят». Она была обижена на маму по этому поводу, она хотела получить от нее «поглаживания». В ходе работы мы применили метод контрпредписания: « у меня нет боли, я ничего не должна терпеть». А также в своем воображе- нии она сама дала поддержку той девочке подростку, которая была испугана первыми проявлениями своей женской природы. Она ощутила облегчение и поняла, что боли больше не будет. |