Доклад на тему: «Характеристика новейшей текстуальной стратегии».. ИПЗ. Характеристика новейшей текстуальной стратегии
Скачать 16.63 Kb.
|
Доклад на тему: «Характеристика новейшей текстуальной стратегии». Прежде чем давать определений новейшего времени и понимание данного термина, необходимо иметь представление истоков формирования данного определения. Под текстуальной стратегией в музыкальном исполнительстве предлагается понимать исторически детерминированный метод декодирования музыкального текста с учетом характерного для эпохи разделения элементов музыкальной ткани по зонам композиторской и исполнительской компетенций. Старинная текстуальная стратегия характеризуется обширной зоной исполнительской компетенции, так как нотация того времени была скорее творческим импульсом, чем «приказом», требующим беспрекословного выполнения. Композитор, являясь выразителем художественных норм своей эпохи, понимал, что текст после создания живет автономно, всегда воспроизводится вариантно. Композитор делегировал часть свободы исполнителям, которые были знакомы с азами композиции, умели сообразно правилам и традициям реализовать цифрованный бас, расшифровать длинные ноты и т.д. Помимо этого, исполнители были вольны в выборе инструментального состава, динамических оттенков, штрихов, акцентуации, агогики и пр. параметров. Классико-романтическая текстуальная стратегия является самой распространенной и привычной, так как она лежит в основе исполнения классико-романти-ческого репертуара. Она распространяется на музыку, написанную со времен Венского классицизма и до настоящего времени — в тех сочинениях, где продолжает в основном существовать традиционная система нотации. Для данной текстуальной стратегии свойственна расширенная зона композиторской компетенции, в рамках которой композитор фиксирует высотные и метроритмические параметры каждого звука, дает динамические и штриховые рекомендации, фиксирует мелодику, гармонию, архитектонику, фактуру, оркестровку произведения и т.д. Следовательно, в зону исполнительской компетенции попадает более тонкая градация динамики, микроинтер-валика на нетемперированных инструментах, индивидуальная трактовка темпа и некоторых метроритмических элементов, создание тембральной окраски, агогика и пр. Новейшая текстуальная стратегия вступает в силу, начиная со второй половины ХХ века, в авангардных сочинениях Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, Я. Ксенаки-са, П. Булеза, Э. Брауна и пр. Причем данная стратегия отличается неоднородностью: наполнение композиторской и исполнительских зон определяется в творчестве каждого композитора индивидуально; более того, оно может меняться от сочинения к сочинению. Этот факт затрудняет выработку унифицированного описания новейшей текстуальной стратегии. Переход к новой текстуальной стратегии сопровождается интенсивными поисками новых нотационных решений. За счет использования новых нотационных систем часть параметров, традиционно принадлежавших к зоне композиторской компетенции, оказалась вне фиксации. К ним могут относиться звуковысотные и метроритмические предписания, указание состава исполнителей, структуры музыкальной формы, — эти элементы могут отсутствовать вместе и по отдельности. Зато появились такие параметры композиторской компетенции, которые раньше доверялись исполнителю, но считались не относящимися к музыке, например концертная одежда и обувь музыкантов, их пространственное положение в зале. К параметрам композиторской компетенции прибавились ранее не присутствовавшие ни в одной из зон элементы сценического поведения исполнителей, — такие, как произнесение словесного текста, передвижения исполнителей по сцене, пантомимические, танцевальные и др. пластические движения. Таким образом, чтобы в точности исполнить композиторские параметры и свободно реализовать исполнительские (собственно, интерпретировать сочинение), от исполнителя требуются навыки владения техникой композиции, четкое представление своих эстетических предпочтений, творческая инициатива и ответственность, что роднит новейшую и старинную текстуальные стратегии. Эти стратегии требуют от музыканта отказа от готовых решений, от инерции мышления и невежества. Для успешной интерпретации произведений данных текстуальных стратегий исполнителю нужно внимательно изучать не только сам текст произведения, но и его контекст: будь то старинные трактаты, или философские, или музыковедческое работы современного композитора, авторские записи произведений, комментарии к ним. Выявление текстуальных стратегий подчеркивает качественную неоднородность содержания термина «интерпретация», сложность и изменчивость действенных факторов, составляющих его бытие. |