Характеристика психологии как науки 5 Вступление. Из истории "донаучной" психологии (1 14). 5 Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый
Скачать 6.8 Mb.
|
Тема 18. Развитие личности. (наверх)Положа руку на сердце, мы говорили о развитии личности постоянно. Когда мы начинали то говорили: личность рождается дважды. Первое рождение - это структурирование мотивов. Первое направление - это прежде всего развитие мотивационной сферы человека. Здесь остаёмся общими психологами, но обращаемся и к психологии возрастной. Затем второе рождение личности грубо это осознание её мотивов, а следовательно определённое представление о себе. Это второе направление именуют развитие самосознания. И наконец. Вот развивается человек мотивационно, развивается представление о себе. И можно сказать об актуальном генезе личности, о том как происходит, о конкретном решение личностной проблемы. Это в строгом смысле личностный рост. Таким образом тему можно уточнить. Не просто развитие личности, а развитие мотивационной сферы личности. А шире для возрастной психологии это проблема периодизации психического развития вообще. Оправдывающее обстоятельство. В курсе общей психологии не стоит задача точно подробно описывать все периоды возрастного развития личности. В этом курсе надо понять некоторые основания, по которым вообще выделяют период в психическом и мотивационном личностном развитии. Вновь воспользуемся различением природное/социальное/собственно личностное. Какие только природные признаки не выделяются в качестве критериев психического развития. Это всегда созревание394 организма. Скажем, становление сексуальной сферы или на ранних этапах сформированность зубов. А касаемся мы той классификации, где выделяются ключевые возрастные периоды. Младенчество, младший школьник и т.д. Иногда эти периоды у авторов несколько по разному называются или ставятся иначе возрастные границы. Мы будем различия помечать, но возрастные границы интересуют не в первую очередь. Вторая группа критериев – социальные. Наверное, удобно начать с Л.С.Выготского – родоначальника не только психологии вообще, но возрастной и педагогической. И у него находим когда решается проблема психического возраста такое понятие, как социальная ситуация развития395. По сути Выготский имеет ввиду ближайшие жизненные условия для появления психических новообразований396. Причём эти жизненные условия вызвали появление новообразований. А затем добавляет, что эти новообразования изменяют социальную ситуацию и создают предпосылки для дальнейшего развития, для перехода на следующий уровень. У ученика Выготского - Леонтьева это понятие преобразуется в ведущую деятельность – это та, в которой появляются и развиваются психические и личностные особенности субъекта. Определяется треям аспектами. Прежде всего, это условие для возникновение нового, для дальнейшего развития. Во-вторых, внутри этой деятельности развиваются отдельные психические процессы (в игре дошкольника – воображение, в учении младшего школьника – постепенно, отвлеченное абстрактное мышление и т.д.).. В-третьих, внутри ведущей деятельность образуются новые черты (новообразования в личности в данный период). Вслед упомянем имя Д.Б.Эльконина. Прекрасно знал ребёнка, симпатичный, Маслоу бы сказал – самоактуализирующаяся личность397. Он считает возможным использовать ведущую деятельность как критерий выделения стадий психического развития (и конечно мотивационного развития). Когда-то человек входит в два мира - других людей (социальный, мир общения с другими). И второй мир культуры, материальной, знаний и т.д. Для Эльконина это разделение социального и культурного тоже ключ к тому, как выделять ведущие деятельности. Конкретный пример. В младенчестве ведущая деятельность – это эмоциональное общение, единство с матерью. Это первая ситуация развития. Но ведь ребенка окружают, скажем, игрушки. Появится другая деятельность, которая станет ведущей. В младенчестве – общение с матерьб. А в раннем детстве – манипуляция с игрушками. И таким образом на каждом этапе своя ведущая деятельность. Есть и личностные критерии. И третья группа будет представлена всего одним автором – Э.Эриксон. Он в отличие от Даниила Борисовича рассмотрел всю жизнь человека, а не только её первые этапы, которые заканчиваются школьным обучением. Эриксон создаёт концепцию, суть которой в том, чтобы выделить стадии развития, которые как бы выходят за рамки природы. Развитие не есть созревание. Развитие организма (психики, психического субъекта) связано с развитием личности. Эриксон выделяет стадии по следующему критерию: личностный выбор (типовая ситуация требующая выбора). Знаменитое «Быть или не быть?». Пошёл по позитивному или негативному пути. Позитивный или негативный исход ситуации. Скажем, в младенчестве Эриксон выделяет в этом периоде позитивный и негативный исход. Основная проблема здесь – это встреча с миром. И проблема – примет тебя мир или нет. И тогда Эриксон скажет: позитивный исход – базовое доверие к миру (будем говорить о важности, значимости эмоциональных контактов с матерью, но значение периода более серьёзное). Либо негативный исход – недоверие к миру. Уже от этого первого периода многое зависит в дальнейшем.
Блестящая телеигра «Что где когда». Что такое личностный поступок? Личностный поступок это критическое испытание культурных предметов и испытание себя. Имеем ли мы ввиду социокультурные правила дорожного движения, создание произведений искусства и т.д. И тогда где необходим личностный поступок? На пределе возможностей применения этих предметов и возможностей их испытателя (как Солженицын, который представлял себе сферу, на пределе которой начинал личностную работу поиска и создания новых слов). Когда? В процессе жизни, в ходе решения проблем человек переживает катастрофу, более гладко и точно - утрату средств, утрату понимания себя. И выжить в этой катастрофе в личностном смысле как раз и позволяет обращение к культурным предметам. Например, тот самый Робинзон Крузо, потерпевший катастрофу и спасший и сохранивший себя потому что спасал и искал новые возможности применения оставшихся вместе с ним культурных предметов. Те вещи, которые он вынес с корабля потом применял самыми различными способами. Диагност скажет, что это было выполнение упражнения на дивергентность. Нет, поправим диагноста, он личностно растёт, он развивает культуру и себя в ней. Вот он сидит и прошло несколько лет и надежд вернуться к современным людям у него фактически уже нет. Он, например может сказать «Я создаю воссоздаю культурные предметы.» Нескромно, хотя и так. Но ведь фактически неизветсно, пригодятся ли его предметы другим или нет. И тогда более точно для него будет сказать «Я есть культурный предмет.» Личность – это средство испытания культуры, но и она сама является культурным предметом. В этот же момент он видит корабль, который вернёт его на Родину. И Робинзон вернется на Родину гражданином мира. |