Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.7 Гимнастика спортивной направленности 2.7.1 Акробатический рок-н-ролл

  • Реферат Чеботарь В.В. Характеристика средств общей гимнастики


    Скачать 152.5 Kb.
    НазваниеХарактеристика средств общей гимнастики
    Дата26.01.2022
    Размер152.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат Чеботарь В.В.doc
    ТипРеферат
    #342557
    страница2 из 3
    1   2   3

    2.6 Снарядовая гимнастика

    Среди разных видов гимнастики огромной популярностью у самых широких кругов населения нашей страны пользуется гимнастика спортивная - с исторически определившимися видами гимнастического многоборья.
    Однако исторические тенденции развития гимнастики — процесса как объективного, так и подверженного субъективистским воздействиям (типа приказов, постановлений, нормативов и т.п.) — постепенно вытесняли из круга задач, решаемых гимнастикой, именно задачу оздоровления занимающихся.
    Гимнастика достигла высочайшего уровня сложности упражнений и всего механизма организации совершенствования спортсменов. Виртуозное мастерство лучших гимнастов радует миллионы поклонников этого прекрасного вида спорта. Однако наряду с огромным зрительским интересом к гимнастике само высшее мастерство оказывается доступным лишь относительно ограниченному кругу молодых людей и, к тому же, требует полной самоотдачи тренировочному процессу даже одаренного гимнаста, почти аскетического образа жизни — что не может привлечь к гимнастике подавляющее большинство желающих заниматься ею, кроме профессионально четко ориентированных и способных на достижение высшего мастерства.
    Подготовка гимнастов высокого класса представляет собой сложную многокомпонентную систему, распределяющую главные задачи и способы их решения на взаимосвязанные этапы. Поэтому даже самый начальный специализированный этап подготовки по всем параметрам связан непосредственной зависимостью с целью достижения высшего мастерства. Поэтому практически все нормативные документы по спортивной гимнастике: классификационные программы, правила соревнований, системы оценки работы отдельных тренеров и гимнастов и целых гимнастических коллективов — долгие годы строились и продолжают строиться, исходя из одного критерия: достижения высшего мастерства и победы на крупнейших соревнованиях. Поэтому традиционная спортивная гимнастика перестала быть общедоступной.
    Между тем, именно спортивная гимнастика имеет огромный арсенал разнообразных упражнений, форм и способов организации занятий; она с успехом может использоваться как средство физического воспитания и образования, оздоровления и реабилитации, приобретения жизненно необходимых навыков бытового, профессионального и прикладного значения; применяться с целью агитации и пропаганды здорового образа жизни, привлечения к регулярным занятиям людей разных возрастов и профессий, и - главное — удовлетворения физических, психологических и эстетических потребностей.
    Таким образом, возникло противоречие между тенденциями развития мировой спортивной гимнастики и одной из главных задач гимнастики в составе государственной системы физического воспитания — вовлечения в систематические занятия физическими упражнениями и обеспечение здоровья широких слоев населения страны.
    Для устранения этого противоречия еще в 1984 г. Государственный комитет по физической культуре и спорту ввел особую классификационную программу (категории «Б») по спортивной гимнастике — для низовых коллективов физической культуры: школ, средних и высших специальных учебных заведений, производственных предприятий, армии и флота.
    По цели и принципам построения программы такая — массовая — гимнастика значительно отличается от той, которая нацелена на достижение высшего мастерства. Это отчетливо видно из приводимых ниже принципов составления и разрядных требований классификационной программы категории «Б».
    1. Классификационная программа категории «Б» введена с целью обеспечения доступности занятий спортивной гимнастикой для широких масс молодежи, достижения ими высокого уровня спортивно-технической подготовленности, развития физических качеств и приобретения жизненно важных и прикладных двигательных навыков, привития устойчивого интереса к занятиям спортом и настойчивости в спортивном совершенствовании, решения воспитательных задач.
    2. Классификационная программа категории «Б» содержит следующие спортивные разряды: юношеский, третий, второй, первый.
    3. Программу всех разрядов составляет многоборье:
    в мужской программе 6 видов: акробатика, конь, кольца, опорный прыжок, брусья и перекладина (в юношеском разряде 4 вида: акробатика, опорный прыжок, брусья и перекладина);
    в женской программе 4 вида: опорный прыжок, брусья разновысокие, акробатика (или вольные упражнения — по выбору), бревно.
    4.Гимнасты всех разрядов имеют право выступать в соревнованиях по полному многоборью или по любым из перечисленных выше трем (мужчины) или двум (женщины) видам многоборья. Оба варианта дают право на получение спортивного разряда; в первом случае при результате не менее 80 % от возможной суммы баллов, во втором случае — не менее 85 %.
    5. Все упражнения могут быть выполнены частично или полностью в другую сторону без снижения оценки за дополнительные движения, необходимые для принятия требуемого положения (дополнительные шаги, повороты, махи).
    6. Оценка выполнения упражнений производится в соответствии с правилами соревнований из 10 баллов.
    7. Программы юношеского и третьего разрядов на каждом виде многоборья состоят из двух упражнений, одно из которых по выбору гимнаста выполняется на соревнованиях в соответствии с пунктами 4, 5, 6 настоящего раздела.
    8. Программы второго и первого разрядов состоят из произвольных упражнений, составляемых гимнастами из перечня обязательных для каждого вида многоборья групп элементов (например, любой прыжок переворотом, любой подъем на верхнюю жердь и т.п.). В качестве примеров в программе для каждого разряда приведены по два упражнения, одно из которых по выбору гимнасты могут выполнять на соревнованиях.
    9. За невыполнение обязательных элементов или соединений каждый раз производится сбавка один балл. Но разрешается замена обязательного элемента другим — более сложным элементом той же группы. Одно соединение может удовлетворять сразу несколько требований, например, в первом разряде у мужчин и женщин соединение «рондат — два фляка — сальто» отвечают всем трем требованиям, предъявляемым к акробатическому упражнению.
    10. Для выполнения нормативов и присвоения разрядов устанавливаются следующие требования и уровни соревнований:
    — юношеский и третий разряд: два раза в течение года на первенстве низового коллектива физкультуры;
    — второй и первый разряды:
    а) два раза в течение года на первенстве коллектива физкультуры, в официальных матчевых встречах или мемориалах, или
    б) один раз на первенстве города или городского совета ДСО.
    11. Рекомендуется проведение массовых соревнований по программе категории «Б» с неограниченным допуском участников по любому разряду и комплексным зачетом всех участников в соответствии с разрядными коэффициентами, установленными действующими правилами соревнований.
    Показанный выше подход к составлению программы, ориентированной на массовые занятия спортивной гимнастикой, значительно снижает зависимость ее использования как средства физического воспитания от наличия и степени материально-технической оборудованности, специализированности гимнастической базы, исключает необходимую в «большой» гимнастике многоборность подготовки, предоставляя возможность заниматься тем видом многоборья, который нравится или по ряду признаков подходит конкретному человеку, исключает необходимость частых и продолжительных занятий, больших нагрузок и особого режима жизни, — в целом делает занятия гимнастикой широко доступными.
    В то же время требования, предъявляемые такой классификационной программой, позволяют получить официальное подтверждение достижения определенного уровня совершенства — в виде разрядного удостоверения и значка — что для массового спорта является весьма значимым фактором.
    Одновременно упражнения спортивной гимнастики категории «Б» требуют определенного труда, систематичности занятий. Именно поэтому они совершенствуют функциональные и двигательные способности человека, позволяют увидеть реальные результаты своего труда и получить от этого удовлетворение.
    В целом цепочка «доступность — возможность — интересность — результативность — удовлетворенность» — и дают ту мотивацию, которая приводит человека на занятия, формирует и сохраняет его как активного приверженца физической культуры.
    Это показал и опыт внедрения гимнастики категории «Б»: в учебных заведениях возродились прекратившие было существование секции гимнастики, возникли гимнастические кружки для лиц среднего и даже старшего возрастов, на занятия стали ходить семьями. В организации занятий стали принимать участие ветераны гимнастики, делясь своим огромным опытом и продлевая собственную активность. Пробудился интерес и у специалистов, которые включились в разработку новых форм организации занятий, специальных гимнастических устройств и инвентаря, в изучение влияния массовости гимнастики на занимающихся разных возрастов. Массовый характер приобрели и соревнования.
    Таким образом, внешне преследуя спортивные цели, гимнастика категории «Б» с помощью общедоступных средств повышает функциональные возможности, укрепляет здоровье и обеспечивает психофизическую пригодность как основу полноценного и социально активного члена общества.
    Здесь же зададимся вопросом: почему снарядовую гимнастику относят к видам оздоровительных упражнений? Ведь гимнастические снаряды —это искусственные аппараты и упражнения, выполняемые на них также искусственны и далеки от естественно-бытовых действий, совершаемых ежедневно, да и в обозримых профессиональных видах деятельности они практически не встречаются. Таким образом, на первый взгляд, снарядовые гимнастические упражнения не несут в себе прикладности, которая могла бы расцениваться как оздоровительно-развивающая.
    В действительности все обстоит по-другому. Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в таких условиях, которые уже сами по себе заставляют организм включить в деятельность функциональные резервы (природа дала их ему). Двигательные задания, в качестве которых выступают упражнения на снарядах, требуют развертывания функционального потенциала и проявления значительно больших энергетических затрат, чем это требуют «бытовые» двигательные проявления. Одновременно с этим необходимо осуществлять функциональные затраты в таких сложных координационных формах, которыми организм в «готовом виде» не располагает и поэтому их надо строить (одинаковая по величине частота сердечных сокращений во время бега и кувырков — это далеко не одно и то же). Строительство же двигательных умений и навыков связано с совершенствованием жизненно очень важных способностей к дифференцировкам (различению и в соответствии с этим управлению действиями) пространственных, временных и силовых характеристик своей деятельности, окружающей среды и их взаимосвязей — как естественной основы целесообразности, точности и экономичности деятельности, в целом ее результативности и надежности.
    Этому же способствует повышенный уровень психической деятельности, требующийся не только для «концентрированного» расхода энергии, но и для осознанности цели его, смыслового содержания, выбора путей реализации, контроля, коррекции и оценки частных и конечных результатов.
    И совершенно неверно представление о том, что «неестественные упражнения» не могут сформировать способности и умения, которые окажутся востребованными в условиях обычной жизнедеятельности. Например, навыки выполнения подъема разгибом или других подъемов, сформированных в упражнениях на перекладине, брусьях и кольцах, могут быть использованы при преодолении на руках высоких препятствий; то же справедливо для навыков, выработанных в опорных прыжках (хотя в обыденной жизни их не надо «демонстрировать с оттянутыми носками»).
    Различные вращательные упражнения во всех видах многоборья снарядовой гимнастики совершенствуют всё многообразие вестибулярных реакций и в целом функцию равновесия и все те же способности к дифференцировкам, без чего человек попросту не может нормально существовать в условиях все большей «закрученности» современной жизни (водоворот движения в толпах; качка, рывки, резкие повороты транспорта, мелькание перед глазами огромного количества раздражителей, «убегание» из-под ног опоры и т.п., все быстрее и быстрее...).
    Сочетание разнохарактерных, разных по сложности, физической трудности и психической напряженности упражнений на всех гимнастических снарядах — формирует такой двигательный потенциал (и по составу и по уровню развития), из которого без всякого ущерба для здоровья может быть заимствована не только малая толика для осуществления бытовой и профессиональной деятельности, но и большая его часть для реализации (и выживания!) в экстремальных ситуациях. — Этого не дает ни один вид спорта, в снарядовой гимнастике ловкость насыщенна трудностью.
    Однако надо сознавать и то, что упражнения снарядовой гимнастики не могут обеспечить абсолютного совершенствования. Такое требование и нельзя и не надо ставить перед отдельными видами упражнений; эту задачу в целом решает вся система — физическое воспитание. Поэтому их и дополняют специальными комплексами, круговой тренировкой, сочетанием с другими видами физических упражнений.
    Как это делать — весьма важный вопрос. От владения методикой его решения в конце концов и зависит уровень квалификации специалиста и успешность жизнедеятельности его учеников.

    2.7 Гимнастика спортивной направленности

    2.7.1 Акробатический рок-н-ролл относится к группе сложно-координационных видов спорта, поскольку его основным содержанием является взаимодействия партнеров, оформленное в двигательные композиции с музыкальным сопровождением, — в соответствии с правилами соревнований.
    Акробатический рок-н-ролл представляет собой определенный синтез танца и парных акробатических упражнений. Это предоставляет спортсменам широкие возможности для проявления двигательных способностей в специфических танцевально-акробатических композициях. Собственно танцевальные движения в сочетании с технически сложными акробатическими элементами исполняются в высоком темпе, без пауз и статических поз, с особой характерной окраской, определяемой особенностями музыки «рок-н-ролл». При этом наличие однотипного аккомпанемента вовсе не обедняет этот вид соревнований — так разнообразны выполняемые спортсменами композиции.

    Несмотря на высокую сложность двигательных действий в акробатическом рок-н-ролле, его можно отнести к массовым видам, поскольку в нем выделяют восемь классов, делящих участников соревнований по возрасту и уровню подготовленности. Специальные требования позволяют выбирать соответствующие этим классам доступные программы.
    Специфику акробатического рок-н-ролла определяют следующие характеристики:
    — высокотемповые действия каждого партнера, выполняемые в различных соединениях в темпе 45-52 тактов в минуту;
    — заданный темп движений связан со стилем «рок-н-ролл»;
    — достаточно продолжительные композиции, выполняемые две минуты, требуют длительной и трудоемкой тренировочной работы над связками и целыми упражнениями, предъявляя высокие требования к функциональным системам организма и достаточно хорошо стимулируя их развитие;
    — сложные акробатические элементы в упражнениях акробатического рок-н-ролла выполняются на жестком покрытии, что не исключает получение травм и определяет риск (и невыполнения элементов и травмирования), а в связи с этим затрудняет подготовку, требуя соответствующих этим особенностям средств;
    — строгие требования к возрасту и квалификации занимающихся обеспечивают широкую доступность данного вида гимнастики;
    — соревнования по акробатическому рок-н-роллу проводятся в двух основных видах: среди пар и групповые (когда упражнения одновременно выполняют от 4 до 8 пар) — что значительно расширяет художественно-творческие возможности занимающихся и их тренеров.

    Содержание двигательной деятельности спортсменов в акробатическом рок-н-ролле требует разносторонней подготовленности их, широкого спектра специальных качеств:
    — базовой подготовленности, которая заключается во владении основами танцевальной техники и парной акробатики вольтижного характера;
    — музыкально-ритмическими способностями, включающими дифференцировку тональностей, темпов и ритмов, выполнение в соответствии с этими дифференцировками соответствующих двигательных действий и их сочетаний различной структурной сложности;
    — хореографической подготовленностью, обеспечивающей пластичность и выразительность движений;
    — способностями к взаимодействию с партнером, синхронному или сочетанному выполнению двигательных действий базового характера и конкретно-композиционных соревновательных;
    — достаточной физической подготовленностью, основу которой составляют высокоразвитые скоростно-силовые качества, специальная выносливость, гибкость и вестибулярная тренированность;
    — точность типичных двигательных действий и способность корректировать их по ходу выполнения целой композиции.

    Основное содержание акробатического рок-н-ролла составляют специальные программы. Количество таких программ и специальные требования к их исполнению установлены для каждого класса и возрастной категории выступающих.

    Первая программа — «танцевальная техника» — парная композиция танцевальных движений определенного стиля и характера, без акробатических элементов (за исключением финальной позы), для оценки уровня танцевальной подготовленности внимание акцентируется на технические действия ногами, условно определяемые как «техника ног». Это понятие включает опорные действия или постановку ног, бросковые действия, последовательные сгибания и разгибания малой амплитуды и их соединения, или «пружинки». Обязательным является демонстрация техники «основного хода» и его модификаций в конкретных дорожках танцевальных шагов.
    Оцениваются и «танцевальные фигуры», подразумевающие танцевальные движения партнеров, выполняемые и в паре и самостоятельно. Танцевальные фигуры, насыщенные большим количеством поворотов и вращений, не должны нарушать основной линии танца.

    В зависимости от категории спортсменов данная программа регламентируется продолжительностью: от 55 до 65 секунд. Предлагаемый темп составляет 50—52 тактов в минуту с выделением ударных долей. Например, броски ног — на 1-й и 3-й счеты такта, постановка ног — на слабые доли 2-го и 4-го тактов.
    Критерием оценки «техники ног» является динамичность и легкость исполнения, точность действий по амплитуде, времени и активности, соответствии действий размеру и стилю музыкального сопровождения. Учитывается также четкость линий, синхронность исполнения, хореографичность партнеров и законченность «демонстрируемых рисунков».

    Вторая программа — «обязательная композиция» — выполняется только спортсменами высшей категории. Она также представляет собой танцевальную композицию, но включает оцениваемые четыре акробатических элемента.
    Какие именно элементы должны быть выполнены, определяет за один час до начала соревнований судейская коллегия с помощью жребия. Исходной базой для такого выбора является перечень всех элементов, условно разбитых на три категории трудности.

    Первая, низшая, включает элементы «малой акробатики», относительно простые, например, проходы под ногами, седы на бедре, прыжки через руку.

    Вторая, средняя, содержит базовые акробатические элементы, например, переворот через плечо, «детское сальто» (когда один партнер переворачивает второго, в исходном положении стоявшего в положении наклона вперед ноги врозь, руки вниз-назад между ног, вращением за руки), сальто в руках партнера, сальто назад через партнера, переворот в сторону через спину партнера и др.

    Третья, высшая, состоит из наиболее сложных и рискованных элементов, например, сальто с опорой на руку партнера, сальто вперед с поворотом, пируэт, двойное сальто назад и др.
    Поскольку в названные категории трудности входит большое количество разнообразных элементов, каждая из них может иметь подгруппы, также разделяющие упражнения по сложности. Здесь часто используются условные, образные названия элементов, которые понятны только специалистам: «лассо», «свечка», «горка», «стульчик» и др. Основной список элементов периодически дополняется новыми оригинальными упражнениями.

    Как и в первой программе, продолжительность выполнения обязательных упражнений составляет 55—65 секунд, но, учитывая большую сложность их, темп движений задается меньший — 48—50 тактов в минуту. В отличие от первой программы, здесь оценивается также и качество выполнения обязательных акробатических упражнений.

    Третья программа — «акробатика» — представляет собой композицию, объединяющую танцевальные движения и акробатические элементы (но не более шести). Степень сложности исполняемых элементов зависит от категории мастерства, к которой относится спортивная пара. Несмотря на это, каждый элемент имеет свою исходную, базовую для оценки стоимость, влияющую на окончательную оценку всей композиции. Границы трудности находятся в пределах 0,2—1,5 балла.

    Основу акробатических элементов составляют действия балансового и вольтижного характера, присущие парной акробатике: броски, полеты и ловля партнера, взаимные перемещения, позы с удержанием равновесия в статике и динамике.
    Продолжительность выполнения данной программы — наибольшая и в зависимости от класса соревнований и квалификационной категории участников варьирует в пределах 85—120 секунд при темповых границах 48-50 тактов в минуту. Во всех соревновательных турах, кроме финала, дается общая оценка шести акробатических элементов с учетом качества их исполнения, высоты и амплитуды, рискованности и оригинальности.

    Таким образом, при общей оценке выступления танцевальных пар в акробатическом рок-н-ролле учитываются пять основных показателей:
    - акробатика (количество элементов, качество и техника их исполнения, степень сложности, структурные особенности);
    - «техника ног» (динамичность, точность, основной ход и шаговые вариации, легкость и соответствие музыкальному размеру);
    - танцевальные фигуры (танцевание по «кресту», соблюдение четкости линий, синхронность исполнения, хореографичность исполнителей);
    - композиция (гармоническая связь танцевальных фигур, общий рисунок и динамичность перемещения по площадке, оригинальность движений и их соответствие музыкальному сопровождению);
    - общее впечатление (зрелищность программы, артистичность исполнителей, выразительность действий и внешний вид партнеров).

    В акробатическом рок-н-ролле термин «программа» может отражать не только содержательную сторону, но и относиться к категорийности соревнований или возрастному цензу, например: программа для класса «дебютантов» — где старшему из партнеров должно быть не более 17 лет и в программе не должно быть акробатических элементов, или «международная программа» — где устанавливаются специальные требования к выполнению танцевальных фигур или/и акробатических упражнений, регламентируется темп и продолжительность выполнения композиции.
    Определенная субъективность оценки композиций в акробатическом рок-н-ролле, как и во многих других сложно-координационных видах спорта, требует разностороннего, многофакторного анализа действий спортсменов, их программ и, в связи с этим — большого набора соответствующих критериев. В определенной степени для облегчения судейства итоговые результаты в акробатическом рок-н-ролле определяются по «скейтинг-системе» (ранжированию по местам), подобно оцениванию в бальных танцах или фигурном катании.

    Характерные особенности двигательной деятельности спортсменов, правила выполнения танцевальных композиций, особые ситуации двигательного взаимодействия партнеров, здоровая спортивная конкуренция в акробатическом рок-н-ролле способствуют заинтересованности занимающихся, их гармоничному физическому, двигательному и культурному совершенствованию и, что немаловажно, дальнейшему развитию одного из доступных для масс видов спорта.
    1   2   3


    написать администратору сайта