Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.7.3 Спортивный фитнесс

  • Список использованной литературы

  • Реферат Чеботарь В.В. Характеристика средств общей гимнастики


    Скачать 152.5 Kb.
    НазваниеХарактеристика средств общей гимнастики
    Дата26.01.2022
    Размер152.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат Чеботарь В.В.doc
    ТипРеферат
    #342557
    страница3 из 3
    1   2   3

    2.7.2 Групповая гимнастика «Евротим»

    В настоящее время происходит расширение форм физкультурно-спортивной активности, которые не требуют особых способностей и качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому и более доступных для широких масс населения. Такие формы нацелены на сочетание оздоровления и физического совершенствования с применением соревнований.

    Одним из таких молодых видов массового спорта стала «Групповая европейская гимнастика» или «Евротим». Ее появление явилось результатом поиска вида гимнастики массового характера, отличающегося относительной доступностью, разнообразием видов упражнения и командным характером их выполнения. Сочетание таких признаков в «Евротиме» и определило ее быстрое распространение и популярность, особенно в западноевропейских странах.

    Первый чемпионат по европейской гимнастике состоялся в мае 1996 г. в Финляндии, последующие проводятся раз в два года. Инициатором разработки и распространения этого вида гимнастики является Европейский гимнастический союз, под патронажем которого и осуществляется организационное управление групповой гимнастикой.

    Помимо приоритета Европейского гимнастического союза в определении названия данного вида гимнастики безусловно сыграло свою роль и содержание ее, предусматривающее групповые совместные действия участников в каждом виде упражнений.
    Суть данного вида гимнастики выражается в:
    — способе выполнения упражнений — поточных действиях (один за другим), без пауз при выполнении прыжковых упражнений или одновременном согласованном выполнении упражнений на снарядах или вольных;
    — возможности помощи и страховки, которые оказывают партнеры и тренеры выступающих участников;
    — допустимости взаимозамены участников команды в отдельных видах упражнений, обеспечивающей активность запасных участников;
    — суммировании вклада каждого участника команды в общем результате выступления в соревновании.

    Это существенно отличает «групповую» гимнастику от традиционной снарядовой, акробатики и художественной гимнастики, где всегда (даже в массовых соревнованиях — и это очень плохо) в командный результат включаются только лучшие результаты.
    Специфику «Евротима» характеризуют следующие признаки:
    1) сложно-координационный характер упражнений, выполняемых на разных снарядах и широкий диапазон трудности индивидуальных и групповых действий;
    2) разнообразие движений, включаемых в соревновательные упражнения, и видов многоборья;
    3) скоростно-силовой характер упражнений, особенно мощных отталкиваниях руками и ногами, а также поворотов и вращений;
    4) определенная психологическая напряженность при выполнении упражнений, связанная с безопорными, полетными фазами упражнений и вращениями в них, а также поточностью быстрых самих по себе упражнений (когда задержки каждого следующего участника запрещены), которая добавляет трудности в определении момента начала упражнения, «незаконченностью» упражнения приземлением, а необходимостью выхода из зоны снаряда и освобождения ее следующему гимнасту, соблюдении дистанции;
    5) синхронизация деятельности, которая выражается в согласовании действий участников групповой композиции, точном взаимодействии участников прыжковых серий, сочетании действий с обязательным музыкальным сопровождением;
    6) строгая регламентация программ соревнований (упражнений), условий их и правил судейства.

    Таким образом, исходя из специфики групповой гимнастики, можно определить основные требования к подготовленности спортсменов и одновременно отметить те ее стороны, которые стимулируются в процессе занятий:
    а) достаточные физические кондиции, позволяющие выполнить скоростно-силовую работу, сочетая ее с большой амплитудой движений в суставах;
    б) широкая двигательная база, выражаемая в специальном двигательном опыте выполнения вращений, равновесий, прыжков (разных видов отталкиваний руками и ногами), а также четкости и артистичности исполнения;
    в) танцевально-хореографическая подготовленность, определяющая успех в групповых вольных упражнениях с предметом и без него;
    г) специальная техника выполнения различных упражнений.

    Особенности организации и судейства соревнований по групповой гимнастике заключаются в том, что команды, представляющие спортивные клубы, могут включать от 6 до 12 участников, причем, состоять либо из мужчин, либо из женщин, или быть смешанными — включать по 50 % тех и других, но оцениваются они по одним и тем же правилам.

    К участию в соревнованиях допускаются спортсмены не моложе 14 лет. Судейство осуществляют: арбитр, четыре судьи и два помощника. Судейство проводится закрытым способом (представлением арбитру судейской записки с оценкой, выставляемой участнику, без показа ее зрителям) с последующим выведением средней окончательной оценки и ее обнародованием.

    Базовая оценка для судейства — 10 баллов, в которые входят:
    до 3,0 балла — за трудность упражнения,
    до 2,0 балла — за композицию,
    до 4,8 балла — за исполнение
    до 0,2 балла надбавки — за оригинальность и сложность. Оценка производится с точностью до 0,01 балла.
    Программа включает три обязательных упражнения, которые выполняются под инструментальную музыку.
    Вообще, в групповой гимнастике возможно использование и предъявление на соревнованиях пяти видов упражнений:

    1-й вид — групповая композиция вольных упражнений без предмета под инструментальную музыку. Упражнение должно быть динамичным, соответствовать ритму музыкального сопровождения, включать перемещения и перестроения при максимальном использовании прямоугольной площадки со сторонами 14 и 20 м. Основой композиции являются простые телодвижения, но включаются и обязательные элементы: равновесия, волны, повороты, вращения (не меньше, чем на 360°), акробатические прыжки. Эти элементы должны логично вписываться в целостную композицию. При этом трудность упражнений не ставится главной целью. Наибольшие требования предъявляются к согласованности работы всех участников композиции, как к единому ансамблю исполнителей. Командные действия должны быть точными, технически правильными, элементы, соединения и в целом вся композиция должны выполняться выразительно, артистично. Зрелищность данного вида упражнений усиливается красивой и оригинальной формой одежды участников и специальной атрибутикой. Упражнения выполняются в пределах 2—4 минут.

    2-й вид — прыжки на акробатической дорожке (тоже под музыкальное сопровождение). Последовательно выполняются три серии акробатических прыжков, каждая из которых состоит из трех или более элементов и отличается характером вращений и поворотов и направлением их: вперед, назад, комбинированные. Все прыжки подразделяются по трудности и занесены в таблицу, ориентирующую участников и судей соревнований.
    Каждая серия прыжков выполняется, как сказано выше, — поточным способом, без пауз между прыжками участников. Стартом для начала разбега очередного участника является момент окончания предыдущим спортсменом не упражнения, а разбега, и начало собственно акробатических действий. Таким образом, все участники команды последовательно сменяют друг друга, а двое из них постоянно находятся в активном движении.
    При выполнении акробатических прыжков обязательная страховка, которую осуществляют либо два тренера, либо два участника команды из состава запасных.
    При оценке данных упражнений в первую очередь внимание обращается не на трудность, а на исполнительское мастерство, ритмичность и согласованность действий членов команды.
    В каждой серии прыжков могут принимать участие не менее 6 гимнастов, что дает возможность спортсменам заменять друг друга.

    3-й вид — прыжки с мини-батута. Команда из 6 человек выполняет с разбега (до 15 м) три различных прыжка, отталкиваясь от сетки мини-батута. Один из прыжков должен быть одинаковым для всех участников команды, а два других — по выбору, но с последовательным увеличением сложности. Один из прыжков также должен быть опорным — т.е. с отталкиванием руками о промежуточную опору, в качестве которой используются гимнастические снаряды: конь, стол, плинт. При этом высота снаряда может варьировать в пределах 120—190 см.

    От акробатических прыжков на дорожке прыжки с мини-батута отличаются большей продолжительностью фазы полета, большей амплитудой безопорной фазы, своеобразными условиями отталкивания и более сложными структурами двигательных действий.

    В полете гимнасты выполняют различные по направлениям, плоскости и количеству вращения, которые должны закончиться четким приземлением. После выполнения прыжка гимнаст должен освободить место приземления максимально быстро, чтобы не помешать закончить упражнение следующему участнику (начинающему разбег в момент отталкивания от батута партнера по команде).
    Такие условия соревнований создают и зрелищность, но в то же время и определенную психологическую напряженность, требуя от участников особого внимания, способности оценивать ситуацию по временным, пространственным и ритмическим характеристикам.

    4-й вид — групповая композиция вольных упражнений с предметами. Все основные требования к данной композиции не отличаются от тех, что предъявляются к первому виду — упражнениям без предмета. Но есть и свои особенности, определяемые конструкцией используемого предмета и возможностями выполнения с ним определенных действий, которые могут быть весьма различны в упражнениях с мячами, обручами, скакалками, лентами, вымпелами и т.п. При этом каких-либо требований, определяющих жесткие стандартные параметры используемых предметов, нет, и каждый волен конструировать новые предметы или видоизменять традиционные, менять их размеры и т.д.

    Естественно, для выполнения таких упражнений с предметами нужно иметь соответствующие технические манипуляционные навыки: бросать и ловить их, вращать, перебрасывать, перекатывать с одной части тела на другую, причем, сочетая эти действия с вращениями, поворотами, динамическими и статическими равновесиями — что требует достаточно серьезной специальной подготовки.
    На общую оценку данной композиции, помимо качества выполнения движений, влияют согласованность действий участников команды, их соответствие характеру и ритму музыкального сопровождения, а также выразительность выполнения каждого элемента и композиции в целом.

    5-й вид — групповые упражнения на снарядах. Одновременное выполнение гимнастами соединений элементов на 2—4 снарядах представляет собой особый вид групповой гимнастики. Например, на четырех мужских или женских брусьях выполняются под музыку три серии связок, каждая из которых состоит не менее чем из трех элементов. Обычно это различные висы и упоры, махи, подъемы, спады, стойки и соскоки — характерные для данного снаряда. Причем, особых требований к наличию трудных элементов не предъявляется. Основное внимание при оценке обращается на динамичность, синхронность и оригинальность построения связок.

    В соответствии с регламентом соревнований каждая команда может выступать в трех видах программы при обязательном выполнении групповых вольных упражнений. В спортивной практике традиционно выбираются: групповые упражнения, акробатические прыжки и прыжки с мини-батута. Это дает возможность учитывать при подготовке к соревнованиям индивидуальные наклонности занимающихся и в то же время оценку на соревнованиях проводить, имея возможность сравнивать подготовленность участников по некоторому общему (правда, не утвержденному, но имеющемуся у каждого судьи) стандарту, основанному на общности условий выполнения упражнений в одних и тех же для всех участников видах многоборья.

    Для групповой европейской гимнастики свойственна фестивальная форма проведения соревнований, показательных и конкурсных выступлений, обычно приуроченных к гимнастрадам и праздникам гимнастики. Это важно, поскольку, помимо самого соревновательного действа здесь разворачивается мощная агитационная работа и популяризация гимнастики среди очень большого, как правило, количества зрителей, которые приходят на «Евротим» и становятся ее активными поклонниками.

    2.7.3 Спортивный фитнесс

    Система «Фитнесс» несет в себе элементы состязательной направленности и поэтому может быть представлена как одна из форм спортивной деятельности.
    В последнее время распространилась одна из спортивно-конкурсных форм фитнесса. Данная спортивная форма привлекает прежде всего юниорок — девушек 14—18 лет и взрослых — 19—35 лет. Она включает элементы культуризма (телесного позирования), двигательную композицию, сходную с гимнастическими вольными упражнениями, а также определенное двигательное задание для оценки физической подготовленности участниц. Такой набор заданий и условий проявления (демонстрации) качеств конкурсантками определяют специфику соревновательной деятельности и характер построения тренировочного процесса.

    Соревнования по фитнессу — довольно зрелищная форма, не требующая установления каких-либо рекордов и задействования функциональных резервов организма.
    В основе «спортивного фитнесса» лежит система силовой тренировки, которая включает: работу на тренажерах, упражнения атлетической гимнастики с отягощениями, предметами, на снарядах; в большом объеме применяются упражнения локального характера для коррекции фигуры и совершенствования специальной выносливости и ловкости.

    Особое место занимает специальная подготовка к выполнению композиции вольных упражнений; она требует двигательной танцевально-хореографической базы, владения доступными акробатическими прыжками и гимнастическими элементами, характерными для вольных упражнений (равновесий, стоек, махов, поворотов и т.п.).

    В спортивном фитнессе важен и аспект телесного позирования в форме бодибилдинга. Он требует наращивания мышечной массы отдельных групп мышц и «конструирования» фигуры и поэтому связан с особым режимом и рационами питания.

    Программа спортивного фитнесса включает 4 раунда — выхода на подиум участниц, предварительно разделенных на две категории по ростовому признаку (до 160 см и выше).

    Первый раунд — «бикини» — позволяет субъективно оценить общее гармоническое развитие участницы и отдельные пропорции тела, сравнивая их фигуры в процессе выполнения четырех поз: лицом к жюри, правым боком, левым боком и спиной. Жюри выносит решение закрытым способом, расставляя участниц по местам (рангам).

    Второй раунд заключается в выполнении произвольной композиции вольных упражнений с музыкальным сопровождением, продолжительностью от 1,5 до 2 минут. Композиция может выполняться как с предметом, так и без предмета. При этом гимнастические элементы (наклоны, седы, махи, упоры, шпагаты и др.) участницы чередуют с акробатическими прыжками, поворотами и вращениями, а также с разновидностями передвижений (шагом, бегом, подскоками, танцевальными дорожками).

    В отличие от гимнастических вольных упражнений, в данной композиции не требуется выполнения сложных элементов и проявления особого технического мастерства. Акцент делается на демонстрации фигуры участницы и ее силовых возможностей, хотя оригинальность и выразительность упражнений имеют свое значение при оценке результатов раунда.
    В связи с этим участницы, имеющие более высокий уровень гимнастической подготовленности в данном виде упражнений, имеют больше шансов на успех. Этот вид упражнений вносит определенную динамику в программу соревнований и повышает ее зрелищность.

    Третий раунд посвящен проявлению физических возможностей участниц в виде конкретного двигательного задания (например, «тяга руками и туловищем» на станке с оценкой метража перемещения рычагов тренажера за определенное время или «до отказа»).
    Такой способ оценки физических возможностей участниц вносит определенное разнообразие в программу соревнований, создает положительный эмоциональный фон, подобно игровой форме состязаний.

    Четвертый раунд - заключительный, с оценкой всех участниц в повторном позировании, демонстрация отдельных поз позволяет сравнить конкурсанток, как и в первом раунде, по объему и рельефности мышечных групп, общей гармоничности и умению демонстрировать свой имидж.

    Суммируя оценки за каждый раунд, жюри выносит окончательное решение и определяет конкурсное место каждой участницы. Такой вид соревнований-конкурсов по доступности можно отнести к массовым, но при этом следует иметь в виду, что от участниц требуется достаточно высокий уровень гимнастической подготовленности, а это связано с целенаправленным тренировочным процессом и применением специальных средств гимнастики спортивной направленности.

    Заключение

    Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности.

    Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их коллективных действий. Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метание, лазание, упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании, поднимании и переноски груза и др.) формируют необходимые навыки. Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья, перекладина) развивают силу, ловкость и высокую координацию движений. Прыжки опорные и простые тренируют органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др. В России развивается основная гимнастика (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (производственная гимнастика, профессионально-прикладная, спортивно-прикладная и др.), спортивная гимнастика, художественная гимнастика и спортивная акробатика.

    Список использованной литературы

    1. http://www.sport.iatp.org.ua

    2. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. - Киров, 1995 г.

    3. Вострокнутов В.С. Формирование основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ (методическая разработка). - Москва., Изд. Регион, 2000.

    4. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Москва: Изд. Регион, 1999.

    5. Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития в Челябинской области (тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых и студентов). - Челябинск, УралГАФК, 2000.

    6. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с
    1   2   3


    написать администратору сайта