Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.2. Хореографические и танцевальные упражнения Упражнения хореографии

  • Основные позиции ног и рук.

  • Хореографическо–танцевальные упражнения

  • Шаг вальса

  • Вальсовый шаг с поворотом

  • Русский переменный шаг вперед

  • Хореографические прыжки Хореографические прыжки необходимы для освоения вольных упражнений и улучшения координации движений занимающихся.Скачок

  • Прыжок со сменой ног впереди.

  • Комбинации танцевальных шагов.

  • 8.3. Упражнения без предметов «Волны» и волнообразные движения

  • 8.4. Упражнения с предметами

  • 8.4.1. Упражнения со скакалкой

  • 8.4.2. Упражнения с обручем

  • 8.4.3. Упражнения с мячом Упражнения с мячом

  • 8.4.4. Упражнения с булавами

  • 8.4.5. Упражнения с лентой

  • Методические рекомендации

  • Гимнастика 3 ч.. Упражнения художественной гимнастики


    Скачать 318.5 Kb.
    НазваниеУпражнения художественной гимнастики
    АнкорГимнастика 3 ч..doc
    Дата06.01.2018
    Размер318.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГимнастика 3 ч..doc
    ТипГлава
    #13748
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ГЛАВА 8. УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
    8.1. Характеристика упражнений художественной гимнастики
    Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо–физиологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Этими особенностями можно объяснить широкий спектр использования художественной гимнастики в занятиях женских групп разного возраста и подготовленности. От других средств гимнастики упражнения художественной гимнастики отличаются особой динамичностью широкоамплитудных движений и танцевальной манерой исполнения.

    К специфическим локальным задачам, которые удается решить с помощью упражнений художественной гимнастики можно отнести:

    – воспитание двигательной культуры – умения придавать движениям эмоциональную окраску, делать их предельно выразительными;

    – эстетическое воспитание занимающихся на основе связи движений с музыкой и использование танцевально–хореографических элементов;

    Благодаря такой ориентации занятий с использованием соответствующих средств и методов эту разновидность гимнастики именуют «художественной».

    В упражнениях художественной гимнастики можно видеть традиционные строевые, прикладные, общеразвивающие упражнения. Но выполняются они по–особенному. Махи выполняются плавно, мягко. Наклоны, как правило, выполняются пружинящими, волнообразными движениями, хорошо сочетающимися с «отстающей» работой головы, рук.

    Насыщенные хореографическими и танцевальными элементами упражнения художественной гимнастики развивают гибкость, прыгучесть, координацию движений, музыкальный слух и чувство ритма.

    Девушек, занимающихся художественной гимнастикой, отличает красивая осанка, легкость, грациозность походки и изящность движений.

    В зависимости от степени трудности упражнения художественной гимнастики условно подразделяют на: подготовительные и основные.

    К первой группе относятся: разновидности ходьбы, бега, подскоков, общеразвивающие движения, простейшие хореографические и танцевальные элементы.

    Ко второй группе упражнений (основных) относятся более сложные движения, предназначенные главным образом для тех, кто специализируется по художественной гимнастике: упражнения без предметов (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки), упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента), соединения и комбинации упражнений без предмета и с предметами (индивидуальные и групповые).


    8.2. Хореографические и танцевальные упражнения
    Упражнения хореографии представлены элементами классической хореографии у станка и на середине зала.
    Основные позиции ног и рук.

    Основные позиции рук

    Рис. 156 Руки внизу, округленные в локтевых и лучезапястных суставах ладонями вверх (большой палец внутри ладони).
    Рис. 157 Руки вперед, округленные в локтевых и лучезапястных суставах.
    Рис. 158 Руки вперед – в стороны, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).
    Рис. 159 Руки вперед – кверху, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).
    Основные позиции ног

    Рис. 160 I – первая

    Сомкнутая стойка. Пятки соединены, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением нагрузки по всей стопе.
    Рис. 161 II – вторая

    Широкая стойка, носки наружу. Ноги расположены в линию на расстоянии одной стопы с равномерным распределением нагрузки на обе стопы.
    Рис. 162 III – третья

    Сомкнутая стойка, правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу).
    Рис. 163 IV – четвертая

    Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы), носки наружу.
    Рис. 164 V – пятая

    Сомкнутая стойка, правая перед левой (правая пятка сомкнута с носком левой), носки наружу.
    Рис. 165 VI – шестая

    Сомкнутая стойка с соединением носков и пяток.
    Наиболее часто используемые виды передвижений:

    • «мягкий шаг» выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе;

    • «высокий шаг» выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол);

    • «острый шаг» выполняется из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед резко, отрывисто, стопа другой ноги – на носко;

    • «широкий шаг» выполняется выпадом правой (левой) с разноименным движением рук;

    • «перекатный шаг» выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу. Одновременно, сгибая и затем, разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую ногу вперед–книзу;

    • «пружинный шаг» выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

    Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующие терминологические определения. Например, острый бег, пружинный бег, высокий бег. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.
    Хореографическо–танцевальные упражнения

    В художественной гимнастике применяют элементы классического бального танца (галоп, полька, вальс и др.), народных танцев (русский переменный, припадание, веревочка, па–де–баск, ковырялочка, шаг с притопом и др.), историко–бытовых, современных танцев.

    Приставной шаг является наиболее простым танцевальным шагом, позволяющим успешно изучить шаг галопа. Выполняется вперед, в сторону, назад.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, впереди правая, руки на поясе; 1–скользящим движением шаг правой вперед на носок (с переходом на всю ступню), левая сзади на носке; 2–приставляя левую, принять и.п.; 3–4 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем приставной шаг выполняется с движением одной или обеих рук.

    Переменный шаг (так называемый тройной, музыкальный размер 2/4) служит основой шагов польки, русского танца. Изучается в различных сочетаниях.

    Рекомендуемые упражнения:

    1. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед; «И» – приставить левую; 2–шаг правой вперед, левая сзади на носке; 3–4 – то же с левой ноги. Выполняется так же, «пропуская» на счет «И» ногу несколько вперед.

    2. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед на носок; «И» – слегка приседая на правой, небольшой шаг левой на носок; 2–шаг правой, левую отвести назад, руки книзу, затем переводятся вперед–вверх; 3–4 – то же с левой ноги. На счет 3 руки дугами книзу возвращаются в и.п. Выполняется так же с подниманием на счет 2 и 4 прямой или согнутой ноги вперед, с попеременными движениями рук, с поворотами кругом махом ноги.

    Шаг Галопа – это приставной шаг с небольшим прыжком и соединением ног в фазе полета. (муз. размер 2/2). Выполняется обычно вперед и в стороны. В момент безопорного положения туловища и ноги должны быть прямыми, носки – оттянутыми. Шаг галопа удобнее всего выполнять, стоя в парах, взявшись за руки (или руки на поясе).

    Рекомендуемые упражнения:

    1. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; 1–7 – шаги галопа вперед с правой ноги; 8–подскок на правой, левую вперед; 9–16 – шаги галопа вперед с левой ноги.

    2. И.п. – занимающиеся стоят в кругу лицом к центру, взявшись за руки; 1–7 – шаги галопа вправо; 8– подскок на правой, левую в сторону; 9–16– шаги галопа влево.

    Шаг Польки– разновидность переменного шага, выполняемого небольшими прыжками с разворотом плеч в сторону ноги, с которой начиналось выполнение движения (муз. размер 2/4).

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И»– подскок на левой ноге, правая вперед; 1– «И» – 2 небольшими прыжками переменный шаг с правой ноги, левую вперед; 3– «И» – 4 – то же с левой ноги.

    Шаг Мазурки (муз. размер 3/4). Основные разновидности: женский шаг, мужской шаг.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И» – небольшой подскок на левой ноге, правую вперед–книзу; 1– шаг правой вперед, слегка приседая на ней, левую ногу согнуть назад, колено наружу; 2– небольшой подскок на правой, левую несколько больше согнуть назад; 3–подскок на правой, левую выставить вперед–вниз. Продолжить движение с левой ноги.

    Шаг вальса (муз. размер 3/4) выполняется вперед, в стороны, назад, с поворотом.

    Вальсовый шаг вперед: И.п. – на носках, руки на поясе; 1– скользящий шаг правой с небольшим приседанием на ней и последующим подниманием на носок; 2–3 – два небольших шага вперед на носках с левой; 4–6 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем рекомендуется выполнять с движениями рук (вперед–назад, «восьмеркой», одноименной с ногой руки).

    Вальсовый шаг с поворотом (представляет собой сочетание вальсовых шагов вперед и назад с поворотами кругом): И.п. – о.с., руки на поясе; 1– шаг правой вперед – наружу с небольшим приседанием; 2– небольшой шаг левой вперед с поворотом направо кругом на носках; 3–приставить правую назад к левой; 4–слегка приседая, шаг левой назад; 5–шагом правой назад – поворот направо кругом на носках; 6– приставить левую к правой. В дальнейшем выполняется с движениями рук вперед– назад и др.

    Некоторые элементы народного танца:

    Русский переменный шаг вперед (муз. размер 4/4): И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе или в стороны; 1–шаг правой с носка; «И» – шаг левой с носка; 2–шагом правой ноги, слегка приседания на ней, левую скользящим движением продвигать вперед; «И» – левую вперед с поворотом туловища налево на 450; 3–4 – то же с левой ноги.

    Шаг «веревочка» назад: И.п. – о.с., руки на поясе; 1– поднимая и сгибая ногу, поставить ее назад за левой на носок; 2– небольшой подскок на правой со сгибанием левой и постановкой ее назад. После освоения «веревочки» назад изучается шаг «веревочки» с тройным притопом.
    Хореографические прыжки

    Хореографические прыжки необходимы для освоения вольных упражнений и улучшения координации движений занимающихся.

    Скачок выполняется толчком одной ноги со сгибанием другой. Рекомендуемая последовательность освоения скачка:

    1. Ходьба с подниманием согнутой ноги вперед, руки на поясе.

    2. Ходьба на месте с подниманием согнутой ноги вперд с движениями рук вперед и назад.

    3. И.п. – стойка на левой, правая согнута вперед, левая рука впереди, правая сзади; 1 – шаг правой, левую согнуть вперед, правую руку вперед, левую назад; 2– то же шагом левой ногой, руки меняют положение.

    4. То же, что в 3-м, но с выполнением прыжка на ноге, с которой идет шаг (это упражнение и является скачком).

    5. переменный шаг с выполнением скачка на счет 2 и 4.

    Прыжок со сменой ног впереди. Рекомендуемая последовательность упражнений:

    1. И.п. – о. с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1– шаг правой с подниманием на носок и махом левой вперед; 2 – то же шагом левой с махом правой.

    2. И.п. – о.с., левым боком к станку или гимнастической стенке, правая рука в сторону. Шагом левой прыжок со сменой ног впереди с дополнительной опорой левой рукой во время прыжка.

    3. Выполнение прыжка со сменой ног после шага левой с продвижением вперед. Затем то же с другой ноги.

    4. То же, что в упражнении № 3, но со сменой согнутых ног.

    5. Переменный шаг и прыжки на счет 2 и 4 со сменой ног впереди.

    Закрытый прыжок выполняется шагом ноги вперед или назад с прыжком на ней. Другая нога в момент прыжка сгибается вперед, руки поднимаются вперед ладонями книзу, голова опущена.

    1. И.п. – о.с. на носках, руки в стороны; 1– шагом правой закрытый прыжок, левую согнуть вперед; 2– приставляя левую, стать на носки, руки в стороны; 3–4 – выполнить закрытый прыжок шагом левой.

    2. Переменный шаг с закрытыми прыжками на счет «2» и «4».

    Открытый прыжок исполняется шагом ноги вперед с прыжком на ней и одновременным отведением другой ноги назад. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника, смотреть перед собой.

    Рекомендуемые упражнения:

    1. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шаг правой на носок, левую отвести назад, прогнуться; 2 – то же шагом левой, отводя правую назад.

    2. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шагом правой открытый прыжок на ней; 2 – то же шагом левой.

    3. Выполнение открытого прыжка после переменного шага.

    Комбинации танцевальных шагов.

    Выполнение комбинаций танцевальных шагов, меняющихся от занятия к занятию, резко повышает интерес к занятиям, позволяет незаметно поднять физическую нагрузку, улучшить координацию движений. Рекомендуемые комбинации танцевальных шагов:

    1. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой ноги; 5–7 – три легких прыжка с продвижением вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, но галоп начать с левой ноги.

    2. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой; 5–8 – четыре подскока на двух на месте; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги.

    3. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – восемь шагов галопа вперед с правой; 9–16 – то же с левой.

    4. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – четыре шага галопа вперед, начиная с правой; 5–7 – три шага вперед с правой; 8 – притоп левой ногой, слегка поворачивая туловище влево; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги с притопом правой.

    5. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки в кругу, левым боком к центру круга; 1–3 – три шага галопа влево (к центру); 4 – притоп правой ногой; 5–7 – три шага галопа вправо; 8 – отпуская руки, повернуться налево, лицом к центру круга, руки на поясе; 9–11 – три шага вперед с правой ноги; 12 – приставляя левую ногу, хлопок руками перед собой; 13–15 – три шага назад с левой ноги, руки на поясе; 16 – шагом правой ноги назад повернуться направо, принять и.п.

    6. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5–7 – с поворотом направо, не отпуская рук, три шага вперед с правой ноги; 8 – поворот налево с притопом левой ногой; 9–16 – то же, что 1–8, но в другую сторону.

    7. И.п. – то же, что в упражнении № 6; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5 – прыжок вправо; 6 – прыжком вправо левую ногу в сторону с приземлением на правую; 7–8 – повторить то же, что на счет 5–6. Не прерывая движения, повторить то же, но в левую сторону.

    8. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–8 – восемь шагов галопа вправо; 9–16 – с поворотом направо восемь скачков вперед по кругу, не отпуская рук. То же выполнить влево.

    9. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки; 1 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа с правой ноги с поворотом направо кругом, руки во время поворота отпустить. После поворота опять взяться за руки; 5–8 – шаги галопа в том же направлении, но с левой ноги.

    10. И.п. – стоя в парах, лицом друг к другу, взявшись за руки; 1–3 – три шага галопа в сторону направления движения; 4 – поворот плечом назад, отпуская одну руку, и взяться за руки после поворота; 5–7 – три шага галопа в сторону направления движения; 8 – отпуская одну руку, поворот плечом вперед и опять взяться за руки.

    11. И.п. – о.с., руки на поясе, лицом к центру круга; 1–3 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа вправо с поворотом направо, приставляя левую ногу; 5–6 – два прыжка на правой с махом левой в сторону и приставлением ноги; 7–8 – тройной прыжок с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но с продвижением влево.

    12. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – четыре подскока с подниманием согнутой ноги вперед и продвижением вперед.

    13. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–6 – три шага польки вперед с правой; 7–8 – тройной притоп с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но шаг польки с левой ноги, притоп – с правой.

    14. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – шаги польки вперед. Стоящие слева начинают польку с левой ноги, стоящие справа – с правой. Последний шаг польки выполняется с поворотом на счет 8 лицом друг к другу; 9–15 – семь шагов галопа в направлении движения; 16 – небольшим подскоком поворот лицом по направлению движения.

    15. И.п. – о.с., руки на поясе; 1–6 – три шага польки вперед с правой ноги; 7–8 – тройной притоп с левой ноги с поворотом на 360°; 9–16 – то же, что 1–8, но тройной притоп выполняется с правой ноги с поворотом направо на 360°.

    16. И.п. – стоя в парах, взявшись правыми руками снаружи, левые руки вперед; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – партнер, находящийся слева, отпуская левую руку, поднимает правую руку стоящего снаружи вверх, оставаясь на месте. Партнер, стоящий снаружи, подскоками на месте со сгибанием ноги, поворачивается на 360°. По окончании поворота принимается и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, только поворот выполняет гимнастка, стоящая слева.

    17. И.п. – стоя парами, взявшись за руки; 1– 4 – два шага польки с правой ноги; 5–7 – три скачка вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–10 – два подскока на правой ноге с легким ударом об пол левой ногой впереди вначале носком, затем пяткой; 11–12 – тройной притоп на месте с левой ноги; 13–14 – то же, что 9–10, но подскоки выполнить на левой ноге, правая впереди; 15–16 – тройной притоп с правой.

    8.3. Упражнения без предметов
    «Волны» и волнообразные движения

    Волна – сложное целостное двигательное действие, которое характеризуется последовательным сгибательно–разгибательным движением в суставах. Волнообразные движения приучают занимающихся пластично без излишнего напряжения мышц перемещать звенья тела из одного исходного положения в другое. Волны выполняются руками, туловищем. Волна туловищем (рис.166) характеризуется последовательным движением гребня волны, в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Исходные положения для целостной волны с движениями туловища и рук, является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед коленный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы позвоночника, круг руками вперед–книзу выполняется равномерно.
    Рис. 166
    Разновидности волн:

    – поочередная волна руками из положений руки вперед, вверх, вниз;

    – непрерывная волна руками;

    – волна руками в сочетании с равновесиями, поворотами, танцевальными шагами;

    – волна туловищем из седа на пятках;

    – целостная волна в сторону с поворотом направо (налево);

    – целостная волна вперед с поворотом кругом в стойку на носок.

    Взмахи

    Выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом). Для взмахов характерен начальный толчок и продолжение движения по инерции с вовлечением других звеньев тела. При взмахе последовательность движений такая же, как и при «волне», но скорость не постоянна – максимальная в начале и затухающая к концу движения.

    Равновесия

    Сохранение равновесия и положения тела в пространстве при ограниченной опоре – один из важных компонентов техники упражнений художественной гимнастики. Общие закономерности сохранения равновесия изложены в главе 10. Сохранение равновесия зависит от степени развития мышечно–суставной чувствительности, от силы мышц ног и туловища, от умения управлять динамикой мышечных усилий.

    Следует различать: вертикальное равновесие (туловище вертикально), горизонтальное равновесие (туловище горизонтально): переднее равновесие (туловище наклонно вперед), заднее равновесие (туловище наклонно назад); боковое равновесие (туловище наклонно в сторону).

    Наиболее сложными являются упражнения в равновесии, выполняемые с разбега, после прыжков, поворотов.

    Повороты

    Повороты – своеобразные упражнения динамического равновесия. Трудность поворотов заключается в умении правильно рассчитать силу и направление вращательного движения, сохранить устойчивость позы тела во время поворота и вовремя «затормозить» инерцию вращения. Сохранение вертикального положения туловища и головы – важное условие выполнения поворотов.

    Одноименные повороты выполняются на правой ноге – в правую сторону, на левой ноге – в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге – в левую сторону, на левой – в правую, с различным положением свободной ноги, туловища, рук. Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловища в момент поворота.

    Примерные упражнения:

    – повороты на 180, 270, 360° переступанием с ноги на ногу на носках;

    – разноименные повороты на 180 и 360° из II, IV позиций (рис.167, 168);

    – одноименные повороты на 360° переступанием в высоком переднем равновесии;

    – одноименный и разноименный повороты на 360° махом ногой вперед.
    Рис. 167
    Рис. 168
    Прыжки

    Наиболее характерны для художественной гимнастики прыжки с разбега. Главное в прыжках – зафиксировать их форму в фазе полета.
    Рис. 169
    Рис. 170
    Рис. 171
    Рис. 172
    Различают прыжки толчком двумя и толчком одной ногой.

    Прыжки толчком двумя: ноги врозь, прогнувшись, углом, согнув ноги назад и др.

    Прыжки толчком одной:

    1. Прыжок касаясь (одну ногу назад, другую согнуть до касания носком колена прямой ноги) (Рис.169).

    2. Прыжок шагом (шпагат). Более сложные варианты – со сменой ног в фазе полета, с поворотом кругом. Прыжок шагом в сторону.

    3. Перекидной прыжок (рис.170).

    4. Прыжок касаясь кольцом (рис.171).

    5. Прыжок шагом кольцом (рис.172).

    8.4. Упражнения с предметами
    Выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячом, обручем, лентой, булавами) придает большую эмоциональность и насыщенность занятиям. В процессе овладения техникой упражнений с предметами совершенствуют умения управлять движениями рук, и особенно кистей. Умение это имеет большое прикладное значение в овладении профессионально–трудовыми навыками.

    8.4.1. Упражнения со скакалкой
    Упражнения со скакалкой – это прыжки, махи и круги, переводы, броски и ловли.

    Прыжки выполняются с вращением скакалки вперед, назад и в боковой плоскости.

    Формы прыжков могут быть самыми разнообразными на двух, на одной, другая вперед (назад), с ноги на ногу и т.д. Прыжки через скакалку выполняются на носках с мягким приземлением.

    Махи и круги со скакалкой можно выполнять одной или двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. Малые круги выполняются только кистью, средние – выполняются предплечьем и большие – всей рукой от плеча.

    Переводы скакалки выполняются вперед или назад перемахом или круговым движением руки над головой («петлей»).

    При выполнении махов, кругов и переводов нельзя нарушать целостность скакалки, допускать сломанного положения скакалки.

    Музыкальное сопровождение упражнений со скакалкой благоприятно сказывается на развитии выносливости, так как создаваемый эмоциональный фон заметно понижает ощущение усталости и помогает занимающимся выполнять интенсивные прыжковые серии.

    8.4.2. Упражнения с обручем
    Упражнения с обручем развивают подвижность в лучезапястных, плечевых суставах, воспитывают точность двигательных действий.

    Упражнения с обручем – это повороты, вращения, махи и круги, перекаты. Более сложные разновидности – прыжки в обруч и через него, броски и ловли.

    Прыжки в обруч и через него. При выполнении прыжка в вращающийся как скакалка обруч, кисть с обручем прижимается к туловищу на уровне пояса. После «выпрыжки» из обруча – прямая рука с обручем отводится вперед (в сторону) параллельно полу.

    Броски и ловля обруча – сложные в координационном отношении задания. Чтобы обруч сохранил правильное положение в полете, необходимо придать ему нужное направление движения в исходном положении.

    Броски одной рукой выполняются после маха или с вращения. Сложность выполнения бросков зависит от исходного положения – «отхода», от условий ловли и дополнительных движений (например, вращения) во время полета обруча.

    Начинать обучение следует с бросков двумя руками. Броски двумя руками выполняются в наклонной плоскости (вперед–кверху), в горизонтальной плоскости (хватом обруча сбоку или снизу), в вертикальной плоскости (хват обруча снизу). Броски сопровождаются пружинным движением ног.

    Рекомендуемые упражнения:

    – махи обручем по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях; то же, но в сочетании с приставными и переменными шагами;

    – повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной или двумя руками;

    – вращение обруча в боковой плоскости вперед, назад; то же с передачей спиной в другую руку;

    – перекат обруча вперед, дожать его;

    – бросок обруча горизонтально вперед с вращением «на себя», заставляя возвратиться назад;

    – прыжки в обруч и из него, качая обруч вперед и назад, вправо и влево, одной и двумя руками.

    8.4.3. Упражнения с мячом
    Упражнения с мячом – отличное средство для развития ловкости, быстроты и точности оценки расстояния.

    Основные элементы техники упражнений с мячом: броски, ловля, отбивание, перекаты, круги, выкруты, восьмерки.

    Броски и ловли мяча всегда связаны с предварительным и сопровождающим махом. Сопровождающим махом можно придать мячу новое направление. Предварительные и сопровождающие махи не следует разделять, они должны быть тесно связаны с броском и ловлей.

    1. Броски мяча вверх, ловля одной и двумя руками; то же поочередно.

    2. Броски мяча вверх, ловля после удара о пол одной и двумя руками; то же в сочетании с ходьбой, бегом, приседом, приставными, переменными шагами, шагом галопа вперед, назад.

    3. Броски мяча по дуге кверху и книзу в лицевой плоскости, ловля другой рукой; то же в сочетании с выпадами вправо и влево, бегом, шагом галопа вправо, влево, шагом вальса влево и вправо.

    Перекаты мяча выполняются одной рукой на полу в различных стойках. Они должны быть плавными, без толчков. Направление переката создается пальцами. Мяч перекатывают по рукам, начиная с пальцев до локтя, плеча, через грудь или спину. После этого мяч ловят или сбрасывают на пол.

    Восьмерки мячом. Перед изучением восьмерок необходимо овладеть мягкими, плавными движениями с мячом и научиться уверенно ловить мяч хватом сверху.

    При выполнении кругов, выкрутов, восьмерок следует учитывать положительное действие центробежной силы. Поскольку центробежная сила прижимает мяч к руке, при выполнении движений рука остается с внешней стороны.

    8.4.4. Упражнения с булавами

    Особая трудность выполнения упражнений с булавами в необходимости одновременно манипулировать двумя предметами. Фактура предмета позволяет выполнять различные по форме движения. Наиболее характерными являются махи, круги, мельницы, броски и ловли, жонглирования.

    Махи и круги выполняются – одной и двумя руками в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях, в основных и промежуточных направлениях, с поворотами и наклонами туловища. Круги подразделяются – на большие, средние и малые.

    Мельница – цикл движений последовательно выполняемых в различных сочетаниях и направлениях при скрестном положении предплечий.

    Броски булав можно выполнять двумя руками и одной (одну или две булавы одновременно). Броску предшествует энергичный взмах, направляющий полет булав. Броски выполняются на месте, с разбега, в прыжке. Наиболее часто используются броски в лицевой и боковой плоскостях.

    Жонглирование – серия последовательно выполняемых небольших бросков булав, выполняемых одной рукой, с последующей ловлей.

    Перехваты позволяют перейти от движений с булавами в обеих руках к движениям с двумя булавами в одной руке и наоборот. Они выполняются во всех плоскостях и направлениях.

    8.4.5. Упражнения с лентой
    Упражнения формируют умение выполнять широкоамплитудные движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения кистью руки. Технической основой движений с лентой является непрерывность поддержания инерции полета ленты при последовательном выполнении различных рисунков.

    По форме движений различают: махи и круги, восьмерки, змейки, броски.

    Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими, средними и малыми. При выполнении больших махов и кругов палочка ленты и кисть составляют прямую линию. Махи и круги выполняются – в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки.

    Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние, большие и выполняются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь (или наружу). Восьмерки подразделяются – на вертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточных плоскостях. Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные (зубцы горизонтально полу), выполняются по полу и по воздуху. Змейки выполняются быстро движением кисти, при слегка согнутом локте, но с полной амплитудой. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте.

    Броски лентой относятся к сложным движениям. Выполняются – из–за головы согнутой или прямой рукой в лицевой и боковой плоскостях. Возможны броски ленты хватом за палочку, за ленту у основания палочки.

    Методические рекомендации

    Освоение упражнений художественной гимнастики (как с предметами, так и без предметов) осуществляется традиционными методами (целостным и расчлененным).

    Изучение упражнений строится на принципах симметричного (двухстороннего) обучения, начиная с доминантной (ведущей) – обычно правой – стороны.

    Изучению упражнений с предметами предшествует освоению простейших движений без предмета: разновидностей ходьбы, бега, упражнений на расслабление, общеразвивающих упражнений. На последующем этапе одновременно с изучением более сложных движений без предмета (прыжков, поворотов, равновесий, волн, взмахов) осваиваются основные (базовые) навыки владения предметами, а именно: хваты, махи, круги, вращения, броски. В дальнейшем осваиваются отдельные элементы, соединения, комбинации, в которых движения с предметами сочетаются с элементами без предмета.

    Среди методических приемов обучения особое значение придается музыке как специфическому фактору, способствующему освоению ритмической структуры движения, «проводки» по движению, самоконтроля перед зеркалом.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта