Главная страница

Тесты по Философии 1-7. Характерной чертой средневековой философии является


Скачать 39.01 Kb.
НазваниеХарактерной чертой средневековой философии является
АнкорТесты по Философии 1-7
Дата12.05.2021
Размер39.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТесты по Философии 1-7.docx
ТипДокументы
#204079

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

Характерной чертой средневековой философии является:


космоцентризм

антропоцентризм

теоцентризм

скептицизм
Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Эсхатологизм

Авторитаризм

Экзегетичность

Сциентизм
Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога

человека

природы

космоса
Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

науке

психологии

этике
Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

монадология

антропоцентризм

феноменология
Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Хроники

Апологии

Евангелия

Апокрифы
Эсхатология – это

Учение о ценностях

Учение о бытии, его фундаментальных принципах

Учение о конечных судьбах мира и человека

Учение о происхождении богов
Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Игумен

Авторитет

Мессия

Инок

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

аскетизм

гедонизм

рационализм

эпикурейство
Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

Диалектика

Дуализм

Монотеизм
Учение о спасении души

Метафизика

Сотериология

Диалектика

Деонтология
Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Фидеизм

Провиденциализм

Креационизм

Монотеизм
Главная задача христианских апологетов состояла в:

В доказательстве бытия Бога

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

В переводе Священного писания на европейские языки

В создании целостного христианского мировоззрения
Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

апологетика

патристика

схоластика

экзегетика
Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Климент Александрийский

Мейстер Экхарт

Августин

Цицерон
«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались:

Православная аксиология и этика

Христианская онтология и космогония

Метафизика каббалы

Средневековая историософия
Схоластика – это:

философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе

учение о происхождении Бога
Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

мистике

схоластике

рационализму

эмпиризму
Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

Диоген Лаэртский

Гераклит Эфесский

Парменид Элейский

Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

К.Маркс

М.Хайдеггер

Ж.П.Сартр



Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

Мистика

Нумерология

Пропедевтика
Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

Демокрита

Гуго Сен-Викторского

Тертуллиана
Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

Новое время

Средние века

Просвещение
Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

космоцентризм

антропоцентризм

провиденциализм

скептицизм
Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

теоцентризм

космоцентризм

природоцентризм
В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Риме

Флоренции

Париже

Милане
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

природоцентризм

теоцентризм

космоцентризм
Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

человек

Бог

природа

космос
Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

природоцентризм

теоцентризм

идеализм
Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

коллективизма

рационализма

иррационализма
Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

индивидуализм

коллективизм

иррационализм

теоцентризм

Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»


Николо Макиавелли

Гуго Сен-Викторский

Пико делла Мирандола

Ансельм Кентерберийский

Представитель философии эпохи Возрождения:


Т.Гоббс

Дж.Бруно

Анаксимандр

Аристотель
Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Фр.Петрарка

Фома Аквинский

Дж.Бруно

К.Птолемей
Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

Савонарола

Петрарка

Фичино

Вазари
Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

комментирование текстов Св. Писания

вера в скорый конец света

отрицание значимости науки
Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

Деизм

Провиденциализм

Теизм
Освобождение от церковного влияния

Экуменизм

Контр-реформация

Секуляризация

Экклезиология
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII ВВ.
Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

Сенсуализм

Скептицизм

Агностицизм
Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

Главенствующую роль в науке играет эксперимент

Познание мира возможно благодаря божественному откровению

Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

Эстетика

Политика

Экономика
Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Ф. Бэкон

Т. Гоббс

Р. Декарт

Г. Лейбниц
Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

Ф.Бэкона

Ж.Ж. Руссо

Дж.Беркли
В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Материалистического монизма

Дуализма

Плюрализма

Агностицизма
Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

Р. Декарт

Фома Аквинский

Вольтер

Ф. Бэкон
Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?

разум – это сила

индукция основа всего

познание исходит из ощущений

если я мыслю, следовательно, я существую
Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р.Декарту

Ф.Бэкону

Дж.Локку

Т.Гоббсу
Основное утверждение эмпиризма

Высший вид познания – интуиция

Всё знание человека основывается на опыте

Мир в принципе не познаваем

Всё подвергать сомнению
Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Гностицизм

Сенсуализм

Рационализм

Интуитивизм
Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»

Р. Декарт

Ф. Бэкон

Дж. Беркли

Вольтер
Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Диалектика

Индукция

Дедукция

Эвристика
Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Естественнонаучное и математическое

Чувственное и рациональное

Эмпирическое и теоретическое

Прикладное и фундаментальное
Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

руководствоваться метафизическими первопринципами

пользоваться дедуктивными методами

нисходить от абстрактного к конкретному

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

Д. Юм

Дж. Локк

И. Кант

Ж.Ж. Руссо
«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

Т. Гоббс

Д. Бруно

Д. Дидро

И. Фихте
Теории «общественного договора» придерживался

Платон

Т. Гоббс

Аристотель

Г. В. Ф. Гегель
Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

Д. Беркли

Г. Лейбниц

Т. Гоббс

И. Кант
Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

Монада

Идея

Апейрон

Материя
Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

Дж.Локк

Т.Гоббс

Ф.Бэкон
Центральная философская проблема Д. Юма

Познание

Материя

Движение

Бытие
Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

Познания

Бытия

Природы
Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

Агностицизм

Клерикализм

Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества
К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

Идею приоритета коллективного над индивидуальным

Идею прав и свобод человека

Идею прогресса
Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

Растворению Бога в природе

Признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе

Утверждении о наличии у Бога двух ипостасей
Представитель философии Французского Просвещения

Ж.-Ж. Руссо

Б. Спиноза

Г. Лейбниц

Т. Кампанелла
«Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал

Ж.-Ж. Руссо

К. Гельвеций

Ж. Ламетри

Вольтер
Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

Власть

Наследственность

Воспитание
Французский философ, сторонник сенсуализма

Локк

Кондильяк

Декарт

Шеллинг
Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

Англия

Германия

Россия

Франция
Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

Пагубности частной собственности

Недопустимости эксплуатации человека человеком

Приоритете общечеловеческих ценностей
Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

Гельвеций

Фихте

Гоббс

Паскаль
Гельвеций. Основные работы: «Об уме» (1758), «О человеке» (1769).

В трактате «Об уме» Гельвеций последовательно отвечает на ряд вопросов, значимых для понимания процесса познания и сути умственных способностей человека. Основу познания, согласно Гельвецию, составляют две психические способности человека: сенсорные процессы — ощущения и восприятия — и память. Ум — это способность замечать и понимать отношения между предметами, но так как он работает с образами или словами (знаками образов), то никогда не выходит за пределы того, что приходит с ощущением — «здесь положен предел, который он никогда не переступает».

Фихте. Основные работы: «Основа общего наукоучения» (1794), «О понятии наукоучения или так называемой философии» (1794), «Несколько лекций о назначении ученого» (1794), «Назначение человека» (1800).

Фихте развивал идеи о том, что мир разумен и целесообразен, и что человек в этом мире существует для того, чтобы осуществить свое нравственное предназначение – разумно действовать. Согласно Фихте, в основе всего существующего лежит абсолютный разум, сверхиндивидуальный субъект. Его сущность заключается в свободной, творческой деятельности, но реализоваться эта деятельность может только через человека, чей разум является конечным воплощением абсолютного разума. Именно через человека разум входит в мир.

Гоббс. Основные труды: «О гражданине», «О человеке», «Левиафан».

Основной мыслью философа являлись безопасность граждан и мир в целом. Проблемы, с которыми сталкивалось общество, были главным элементом в трудах. Основные идеи мыслителя касались именно вопросов человека.

Паскаль. Основные труды: «Мысли».

Французский философ Блез Паскаль в своих «Мыслях» выразил новое, смятенное, трагическое самоощущение человека между двумя безднами - бездной бесконечности и бездной небытия. Человек – это «среднее между всем и ничем», «мыслящий тростник», тем не менее, не отказавшийся окончательно от представлений о своём величии и своей силе: «Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознаёт». Итак, всё наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом - основа нравственности. Наше достоинство - не в овладении пространством, а в умении разумно мыслить. Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель, потому что с помощью пространства Вселенная охватывает и поглощает меня, а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную».

ФРАНЦУЗСКАЯ И АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Метод истинного познания, по Бэкону – это …

1)Дедукция;

2)+Индукция;

3)Традукция.
Что было основной темой в Новое время?

1) +Познание;

2)Природа;

3)Вера.
Кем написан труд «Новая Атлантида»?

1)Мор;

2)Гоббс;

3) +Бэкон.
Кто считается основателем рационализма?

1)Бэкон;

2)+Декарта;

3)Беркли.
Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма – это …

1) +Т. Гоббс;

2)Ф. Бэкон;

3)Р. Декарт.
Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех» - это …

1)Б. Спиноза;

2)Дж. Локк;

3) +Т. Гоббс.
Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой: учение о человеке как о …

1)Воплощенной идее;

2) +Чистой доске;

3)Идолах познания.
Окружающий человека предметный мир, по Спинозе – это …

1)Природа;

2)Материя;

3) +Модусы.
Способ познания, у Спинозы, представляющий адекватное знание – это…

1) +Интуиция;

2)Прозрение;

3)Озарение.
Тенденция в философии 17-18 вв. сводить все законы природы к законам механики называется …

1)Техницизм;

2) +Механицизм;

3)Материализм.
Кому принадлежит фраза: «Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах»?

1)Спиноза;

2)Бэкон;

3) +Руссо.
Для кого характерна дуалистическая позиция?

1) +Декарта;

2)Руссо;

3)Лейбница.
Чем, по Лейбницу, является основа всего мироздания?

1)Модусы;

2)Материя;

3) +Монады.
Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это …

1)Дуализм;

2) +Деизм;

3)Пантеизм.

Кто из философов эпохи Просвещения выдвинул идею поступательного развития общества?

1)Вольтер;

2)Гольбах;

3) +Кондорсе.
Кто из мыслителей эпохи Просвещения дал обоснование концепции «естественной религии»?

1) +Вольтер;

2)Гольбах;

3)Монтескье.



Кто выдвигал «политический строй» в качестве фактора различий между народами?

1)Кондорсе;

2) +Вольтер;

3)Гольбах.
Кто считал, что «Фатальность – это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок»?

1) +Гольбах;

2)Вольтер;

3)Руссо.
Кто из деятелей французского Просвещения был организатором написания 35-томного Энциклопедического словаря?

1)Гольбах;

2)Монтескье;


3) +Дидро.
Кто является автором произведения «Человек-машина»?

1) +Ламетри;

2)Дидро;

3)Руссо.
Кто из философов разрабатывал концепцию влияния географического фактора на общество в качестве главного?

1)Вольтер;

2) +Монтескье;

3)Ламетри.
Просветители 18 в. (Вольтер, Дидро) смотрели на культуру как воплощение…

1)Веры;

2)Чувств;

3) +Разума.
Соотнесите представителей французского Просвещения и их взгляды:



А) Вольтер (7)

1)не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога).

Б) Монтескье (6)

2)в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов.

В) Руссо (5)

3)выступал за полную осознаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств.

Г) Кондильяк (4)

4)человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяют человеческие возможности.

Д) Ламертри (3)

5)считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность.

Е) Дидро (2)

6)видел влияние климата и географии на устройство общества.

Ж) Ж. Мелье (1)

7)видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения.



ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIIIXIX ВВ.

Хронологические рамки немецкой классической философии:


XV в.

XVII в.

+XVIII – XIX вв.

XVI в.

Философ, автор «Критики чистого разума»:


Г.В.Ф.Гегель

+И.Кант

Б.Спиноза

Р.Декарт

Важнейшее философское произведение Иммануила Канта:


«Метафизика»

«Наука логики»

+«Критика практического разума»

«Красота в природе»
Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

природы и человека

«вещей в себе»

+законов разума и его границ

бытия Бога
По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть согласованным с опытом

противоречить законам логики

опираться на очевидные принципы

+быть всеобщим и необходимым
И.Кант считает, что пространство и время:

существуют независимо от нашего сознания

являются формами бытия вещей

это категории материи

+есть врожденные, доопытные формы чувственности
В философии И. Канта «вещь в себе» - это:

Синоним понятий «Бог», «Высший Разум»

То, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается

Неизвестная первопричина мироздания

+То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано
В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

+мире «вещей самих по себе»

мире опыта

о какой-либо части целого

конкретном событии
Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:

они того заслуживают

+ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

поступает добродетельный человек

подсказывают тебе твои внутренние чувства
Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит:

Г.В.Ф. Гегелю

+И. Канту

Ф. Ницше

К. Марксу
По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет:

Природная доброта

+Нравственный долг

Соблюдение общественных норм

Разумность и осмысленность поведения
Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:

+Г.В.Ф.Гегель

И.Кант

Б.Спиноза

Р.Декарт

Философии Г.Гегеля присущ:


пантеизм

бихевиоризм

+панлогизм

атеизм
Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

софистика

+диалектика

монадология

гносеология
Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

природа

Бог

+Абсолютная идея

Человек
Представитель немецкой классической философии:

О.Шпенглер

Г.Зиммель

Б.Рассел

+Л.Фейербах

Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

И. Кант

Л. Фейербах

+Ф. Ницше

Ф. Шеллинг

Представителем материализма является:


Аврелий Августин

В.С. Соловьев

Платон

+Л. Фейербах
Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»:

Гегель

Шеллинг

+Кант

Декарт
Не является характерной особенностью немецкой классической философии:

Стремление к полноте, системной стройности мысли

Рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»

Опора на разум как высший способ познания мира


+Отрицание трансцендентного, божественного бытия
Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете:

Гегель

+Кант

Ламетри

Радищев
Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является:

+Мировой Дух

Природа

Деятельность героев и вождей

Дух народов
Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию:

+Иррационализм

Рационализм

Эмпиризм

Скептицизм
Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания:

+Философия жизни

Неорационализм

Прагматизм

Феноменология
К представителям «философии жизни» относится:

+Ф. Ницше

И. Фихте

К. Поппер

Дж. Локк
Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал:

+А. Шопенгауэр

О. Шпенглер

В. Дильтей

Г. Зиммель
Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира:

Волю к власти

+Волю к жизни

Мировой дух

Жизненный порыв
Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élan vital). Его познание возможно с помощью:

+интуиции

интеллекта

инстинкта

сверхсознания
Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?

+Фридрих Ницше

Мартин Хайдеггер

Анри Бергсон

Людвиг Фейербах
Родоначальник позитивизма:

+Огюст Конт

Фридрих Ницше

Анри Бергсон

Эдмунд Гуссерль
Направление современной философии, являющееся материалистическим:

Неотомизм

+Марксизм

Экзистенциализм

Феноменология
Направление современной западной философии:

Буддизм

+Прагматизм

Томизм

Агностицизм
Иррационалистическое направление в философии XX века:

+Экзистенциализм

Неопозитивизм

Структурализм

Прагматизм
Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает:

Любовь

Познание

+Существование

Развитие
Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма:

Бытие природы

+Индивидуальное бытие человека

Бытие общества

Бытие Абсолютного Духа

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ



К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести:

Стремление к целостному познанию

Нравственно-антропологический характер

+До-систематический, до-логический характер

Эмпирико-сенсуалистический характер
Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в:

+Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

Построении свободного теократического государства

Оправдании Бога, снятии с него ответственности за существующее на земле зло

Воскрешении всех когда-либо живших на земле людей
К характерным особенностям русской философии относится:

Рационализм

+Эмпиризм

Антропологизм

Панлогизм
Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома:

Один

Сет

Гор

+Род
Для древнерусской мысли характерна:

Объективность, безоценочность

+Переоценка внешнего материального бытия

Интерес к общественно-политической проблематике

Абстрактное теоретизирование
Предфилософии Киевской Руси свойственен:

Приоритет натурфилософских построений

+Мистицизм

Нравоучительный характер

Обоснование исключительности русского народа
Датой принятия православия на Руси считается:

944 год

980 год

+988 год

1054 год
Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич:

Новгород

Киев

+Корсунь

Константинополь
Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

+Византии

Золотой Орды

Хазарского каганата

Франции
Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России:

Владимиром Мономахом в 12 веке

+Иваном III в 15 веке

Иваном IV (Грозным) в 16 веке

Петром I в начале 18 века
К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится:

«Задонщина»

«Сказание о Граде Китеже»

+«Слово о законе и благодати»

«Повесть о белоризце-человеке и о монашестве»
Сергий Радонежский был современником:

Ледового побоища

Стояния на Угре

+Куликовской битвы

«Смутного времени»
Знаменитым русским иконописцем является:

Иван Федоров

Максим Грек

Григорий Сковорода

+Феофан Грек
Самая знаменитая икона Андрея Рублева:

«Благовещение»

«Спас Ярое Око»

«Богоматерь Донская»

+«Троица»




«Слово о законе и благодати» написал:


Филофей

Владимир Мономах

+Иларион

Даниил Заточник

Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал:


Владимир Мономах

+Филофей

Дионисий

Сергий Радонежский
Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

+Патриарх Никон

Протопоп Аввакум

Инок Филофей

Иосиф Волоцкий
Основателем русского книгопечатания является:

Ф. Скорина

+И. Федоров

Д. Тверитинов

С. Ушаков
Духовный лидер нестяжателей:

Иосиф Волоцкий

+Нил Сорский

Серапион Владимирский

Юрий Крижанич
Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам:

грамотники

никониане

раскольники

+нестяжатели
Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке:

+«Домострой»

«Великие Минеи Четии»

«Шестоднев»

«Толковая Палея»
Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян):

Александр Герцен

+Юрий Крижанич

Максим Грек

Аввакум
Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»:

Вассиан Патрикеев

Симеон Полоцкий

Михаил Ломоносов

+Феофан Прокопович
Российская Академия наук была основана в:

+1724 году

1755 году

1801 году

1825 году
Сторонником деистического материализма в русской философии был:

+М.В. Ломоносов

Н.И. Новиков

Г.С. Сковорода

А.С. Хомяков
При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

+физического

философского

юридического

медицинского
По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»:

В.Г. Белинский

Г.Р. Державин

Л.Н. Толстой

+Н.И. Новиков
«Русским Сократом» прозвали:

М.В. Ломоносова

Даниила Заточника

+Г.С. Сковороду

Стефана Яворского
Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана:

А.С. Хомяковым

+А.Н. Радищевым

Даниилом Заточником

М.А. Бакуниным
Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

В. Соловьевым

+П. Чаадаевым

А. Хомяковым

А. Герценом
Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале:

Современник

Колокол

+Телескоп

Европеец
К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести:

+Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

Скептицизм по отношению к прошлому и будущему России

Подчиненность исторического процесса воле Бога

Отказ от всех форм насилия, принуждения человека человеком, государством или церковью
Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения:

П.И. Пестель

В.И. Ленин

А.И. Герцен

+П.Я. Чаадаев

Основной идеей западничества является:


Сила власти – царю, сила мнения – народу

Россия должна развиваться по европейскому пути

Прогресс общества связан с развитием монархической власти

Православие, самодержавие, народность
Духовный лидер западников:

В.С. Соловьев

К.С. Аксаков

Ф.М. Достоевский

+А.И. Герцен
Центральная идея философии И.В. Киреевского:

+Цельность духовной жизни

Равенство всех людей

Приоритет государства перед церковью

Любовь ко всему живому
Идейным главой славянофилов являлся:

А.И. Герцен

+А.С. Хомяков

А.Н. Радищев

Л.Н. Толстой

Представителем славянофильства был:


С.Н. Булгаков

Н.Г. Чернышевский

+И.С. Киреевский

Н.И. Новиков
Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

Русских космистов

+Славянофилов

Старообрядцев

Западников
Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

Русских марксистов

Экзистенциалистов

+Славянофилов

Иосифлян
Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает:

Приоритет коллективного над индивидуальным

+Свободное единение людей во Христе

Спасение всех верующих

Общинное устройство общества при отсутствии государственной власти
Подлинным гимном свободе можно признать:

+«Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

«Буддизм в науке» А.И. Герцена

«Живую Вселенную» К.Э. Циолковского

«Апологию сумасшедшего» П.Я. Чаадаева
Слова «красота спасет мир» принадлежат:

В.С. Соловьеву

+Ф.М. Достоевскому

Л.Н. Толстому

М.В. Ломоносову
Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что:

Надо любить детей

+Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни

Дети чище и добрее взрослых

В страданиях детей повинен социальный строй общества
Русский мыслитель, автор романов «Подросток», «Бедные люди», «Идиот», «Бесы»:

Л.Н. Толстой

Н.В. Гоголь

К.Э. Циолковский

+Ф.М. Достоевский

Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым:


Почвенничество

Философия всеединства

Народничество

+Этика ненасилия
Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого

Страдающего убей

Познай самого себя

+Не противься злому

Служи отечеству верой и правдой
Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией:

Индия

Палестина

+Египет

Греция
Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о богочеловечестве» является:

Павел Флоренский

+Владимир Соловьёв

Алексей Лосев

Николай Бердяев
Одна из главных идей философии всеединства:

+Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

Философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизни

Невозможность достоверного познания Абсолюта

Воскрешение всех живших на земле людей
Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В.С. Соловьева, является:

+Любовь между мужчиной и женщиной

Любовь к истине

Любовь матери к ребенку

Любовь к Родине
Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма:

+В.С. Соловьев

Н.А. Бердяев

А.Н. Радищев

Ф.М. Достоевский
Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь

С.Н. Булгаков

А.Л. Чижевский

+П.А. Флоренский

Л. Шестов
Одно из главных произведений С.Н. Булгакова:

«Смысл творчества»

«Оправдание добра»

«Столп и утверждение истины»

+«Свет невечерний»
Представитель русского марксизма:

+Г.В. Плеханов

Н.К. Михайловский

Н.Ф. Федоров

В.С. Соловьёв
Основоположником русского космизма считается:

Александр Радищев

Николай Бердяев

+Николай Фёдоров

Фёдор Достоевский
Представителями «русского космизма» являются:

Н. Бердяев, В. Соловьев

Ф. Достоевский, Л. Толстой

А. Лосев, М. Бахтин

+К. Циолковский, В. Вернадский
Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в:

Объединении всех религий

Воскрешении всех предков

Превращении человечества в лучистую энергию

+Уничтожении страданий на земле
Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной:

Философия жизни

Философия всеединства

+Космизм

Экзистенциализм
Одно из основных правил «космической этики» К.Э. Циолковского:

Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой

Будь милосерден ко всему живому

+Страдающего убей

Возлюби Бога больше, чем самого себя
Основное понятие гносеологии В.И. Вернадского:

Абсолютная истина

+Эмпирическое обобщение

Вещь в себе

Априорная форма чувственности
Ноосфера – это:

+Сфера разума

Сфера жизни

Божественная сфера

Трансцендентная сфера
Основоположник космической экологии и гелиобиологии:

П.А. Флоренский

К.Э. Циолковский

В.И. Вернадский

+А.Л. Чижевский
Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»:

+Николай Бердяев

Владимир Соловьёв

Александр Герцен

Лев Шестов
Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу:

+Н.А. Бердяев

В.С. Соловьев

А.И. Герцен

Н. Федоров
Причина, первоисточник зла в мире по Н.А. Бердяеву:

Несотворенная свобода

+Государственная власть

Стихийные силы природы

Косная материя
Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии:

К.Э. Циолковского

Л. Шестова

+Н.А. Бердяева

Л.Н. Толстого
По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря:

+Вере в Бога

Научному знанию

Смирению

Любви к ближнему
Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное»: являются

Одиночество и страх

Смерть и отчаяние

+Разум и мораль

Вера и любовь



написать администратору сайта