Прочесть книгу.. Хелен Анделин Очарование женственности
Скачать 2.42 Mb.
|
Глава 1 термин «неземная любовь» используется в «Очаровании женственности» как олицетворение высшей степени нежной любви мужчины к женщине или женщины к мужчине, любви, которая возносится с уровня посредственности на уровень небесный. Это цветы вместо сорняков и праздничный ужин вместо сухих корочек. Испытывает ли ваш муж подобного рода любовь, когда он говорит, что любит вас, помнит ваш день рождения, приглашает вас на ужин или проявляет щедрость и доброту? Совсем необязательно. Он может делать или говорить все эти вещи из чувства долга, без всякого чувства настоящей любви. Неземная любовь — это не любовь по обязанности, это любовь спонтанная, горячая и нежная. Когда мужчина по-настоящему любит женщину, он испытывает глубокое внутреннее чувство. Временами оно может быть сильным и напряженным, как боль. Иногда он чувствует себя плененным и очарованным, испытывая острое желание защищать и охранять любимую женщину от зла, опасности и трудностей. Тогда внутри него возникает более глубокое, более духовное чувство, подобное преклонению. Но и этих сравнений недостаточно, чтобы описать это многогранное удивительное переживание, называемое любовью. Ниже приведены яркие примеры настоящей любви мужчины к женщине. Джон Алден и Прискилла Иллюстрация неземной любви — рассказ Лонгфелло о Джоне Алдене и Прискилле Мюллен, в котором Джон так говорит о Прискилле: «Нет земли, более священной, и воздуха, более чистого и полезного, чем воздух, который она вдыхает, и земля, которая хранит следы ее ног. Именно здесь, рядом с ней, я хочу остаться навсегда и подобно невидимому покровителю защищать и оберегать ее». Любовь Виктора Гюго Нежное покровительственное чувство любви открывается в словах Виктора Гюго, написанных им об Адели Фуше, женщине, которую он любил в реальной жизни: «Разве я существую для своего собственного счастья? Нет, все мое существование целиком посвящено ей даже независимо от нее. И по какому праву я смею рассчитывать на ее любовь? Какое это имеет значение, раз это не вредит ее счастью? Мой долг — держаться рядом с ней, окружать ее своим присутствием, служить ей преградой от всех опасностей; подставлять свою голову, как камень, с помощью которого она могла бы переходить через реку трудностей; непрестанно вставать между ней и ее скорбями, не требуя вознаграждения и не ожидая компенсации... Увы! Если бы она только позволила мне посвятить свою жизнь тому, чтобы предвосхищать каждое ее желание, каждый ее каприз; если бы она только разрешила мне с благоговением целовать ее прелестные следы; если бы она только согласилась хотя бы иногда опираться на меня посреди трудностей жизни». Вудро Вильсон Возможно, один из самых ярких примеров истинной и стойкой любви мы находим в любовных письмах президента Вудро Вильсона к его супруге Эллен. После семнадцати лет совместной жизни он пишет: «Всем, что я собой представляю, и всем, что я имею в жизни, я обязан тебе. ..Яне мог бы быть тем, кто я есть, если бы я не черпал такого безмятежного счастья из моего союза с тобой. Ты источник удовольствия; и до тех пор, пока ты у меня есть и пока ты тоже счастлива, ко мне ничего не может прийти, кроме добра и силы. О, моя несравненная милая жена, пусть Бог благословит и хранит тебя». А после двадцати восьми лет брака он пишет из Белого дома: «Я обожаю тебя! Ни у одного президента до меня не было такой жены, как ты! Я, безусловно, самый счастливый мужчина на свете». И в другом письме: «Когда я пишу, я не могу думать ни о чем, кроме тебя. Мои дни наполнены не столько беспокойством и глубоким чувством ответственности, сколько они наполнены тобой, моя драгоценная жена, которая, будучи даже вдали от меня, играет главную роль в моей жизни каждый день и каждое мгновение». Эти строки взяты из коллекции их любовных писем, которая называется «Бесценный дар». Каждое из этих писем исполнено любовью, теплотой и интимностью. Некоторые из вас, возможно, считают, что ваши мужья не способны иметь такие чувства или, по крайней мере, не умеют их выражать. Это еще вопрос. Теплые, нежные письма президента Вильсона были сюрпризом для тех, кто знал его лично. Его характер отличался сдержанностью школьного учителя. Каждый мужчина способен быть нежным, романтичным и обожающим, если женщина, которую он любит, пробуждает в нем все эти чувства. Любовь Шах-Джахана к Мумтаз-Махал В городе Агра на севере Индии находится Тадж-Махал, изысканная гробница из белого мрамора, построенная Шах-Джаха-ном в честь своей супруги. Несмотря на то, что гробница была построена в семнадцатом веке, она до сих пор считается одним из самых великолепных зданий в мире и одной из самых роскошных гробниц, которые только существуют. Это памятник истинной любви мужчины к женщине. Описание любви шаха к Мумтаз-Махал я цитирую из книги Элизабет Байленд «Три мудреца Востока». «Молодой индийский правитель нашел в этой персидской девушке воплощение всех своих высоких мечтаний и воображения. Их жизни были настолько тесно переплетены, она была настолько сильным вдохновением для него, что образ одного не отделим от образа другого. Чувства шаха выражены в следующих поэтических строках: „Трону мира он предпочитал наименьший из локонов, который ниспадал на ее изящную шею". В культуре его времени практически не существовало никаких сдерживающих факторов, будь то закон или общественное мнение, которые контролировали бы желания императора из династии великих Моголов в отношении женщин... Он был абсолютно свободен брать женщин, откуда он хотел, и использовать их по своей воле. Тем не менее совершенно очевидно то, что Шах-Джахан никогда не подвергал свою жену соперничеству с другими женщинами. У него было еще две жены, но с ними он состоял в политическом браке, а не в браке любви. Также шах возвел для своей жены прекрасный дворец из белого мрамора, наверное, самое роскошное жилище в мире на то время. Это был изысканный дворец с резными, как кружева, мраморными колоннами и великолепными мозаиками с изображениями птиц и цветов, выполненными из драгоценных камней. Строя дом для своей возлюбленной, император создал воистину уникальное произведение искусства. А на потолке, в который упираются пышные колонны, знаменитая надпись, выполненная золотой краской красивым персидским почерком: „Если существует рай на земле, то он здесь, он здесь, он здесь". Мумтаз умерла в родах, когда появился на свет их четырнадцатый ребенок. В старом персидском манускрипте мы находим следующее описание: „Когда император узнал, что она умрет, он горько заплакал от великой любви, которую он питал к ней, и можно было подумать, что звезды погасли в небе и потоп обрушился на землю. Во дворце поднялся такой сильный плач, как будто наступил день великого суда. Император, рыдая и ударяя себя в грудь, повторял слова поэта Саади: „Как Богу нет покоя в руках расточителя, так терпение в сердце любящего подобно воде в сите". Но скорбь разбудила его талант, который реализовался в наивысшей мере. Он решил, что на могиле его возлюбленной должен быть возложен прекрасный венок любви. Знаменитые здания, как правило, были монументами напыщенных и гордых царей или храмами богов, или памятниками богатых и надменных городов. Но он в красоте белого мрамора впервые выразил истинную любовь мужчины к женщине, не физическое желание, а союз духа с духом. Он не жалел ни сил, ни средств, чтобы довести до совершенства последнее жилище своей возлюбленной королевы. Двадцать тысяч работников трудились над ним в поте лица целых семнадцать лет». Обратите внимание на одну мысль: Мумтаз-Махал принадлежала культуре, которая требовала от женщин, чтобы они были в подчинении и зависимости и знали свое место в женском мире. В этой культуре женщины не господствовали, не требовали равенства и не пытались быть равными с мужчинами. Но она все-таки сумела получить то, к чему стремится каждая женщина, — уважение, почтение и преданную любовь своего мужа. Тадж-Махал, который Шах-Джахан построил для Мумтаз, был самым дорогим подарком любви, который мужчина когда-либо преподносил женщине. Эгоистично ли это? Не думайте, что желание быть любимой с великой нежностью и преданностью эгоистично. Любовь мужа к вам является для него самого источником великой радости. Благодаря своей любви к вам он может быть настоящим мужчиной, и у него есть реальный стимул для того, чтобы преуспеть в жизни, стимул, обеспечивающий ему то, ради чего он мог бы трудиться, жить и, если потребуется, умереть. Пробуждение любви вашего мужа поможет ему обрести счастье и полноту жизни. Если вы этого не делаете, вы лишаете своего мужа одного из его величайших удовольствий в жизни. Вас тоже ожидает награда. Любовь мужа будет центром вашего счастья. Вы сможете более адекватно посвящать себя семье и домашним делам. Любовь улучшит ваше здоровье и обогатит эмоции, поможет вам расцвести и почувствовать себя королевой. Любовь в браке — самый важный элемент его успеха, а счастливый брак — фундамент успешной семьи. Нет ни одного реального шанса создать истинно успешную семью без счастливого брака, основанного на искренней и постоянной любви друг к другу, а это значит, что любовь не только желанна, но обязательна. При счастливом браке растут счастливые дети, которые нормально развиваются и готовятся к будущей жизни. Счастливая семья — это достойный вклад в благосостояние общества, вклад, который приносит мир, а не разногласия, возникающие из-за недостатка любви. Ваша любовь к мужу Истинная форма «небесной любви» может существовать только при условии, если вы любите своего мужа так же сильно, как он любит вас. Поскольку мы обсуждаем только те принципы, которые пробуждают любовь мужа к жене, подумайте, как ваша любовь к нему может стать глубже и сильнее? Обычно женщины отвечают так: «Он должен что-то для этого сделать, стать лучше». Хотя стремление вашего мужа к самосовершенствованию, безусловно, увеличило бы вашу любовь к нему, однако чудо «Очарования женственности» заключается в следующем: Когда вы будете применять наши уроки на практике, вы начнете лучше понимать и больше ценить своего мужа, научи тесь видеть его лучшие стороны и, таким образом, сможете силь нее любить его. Соблюдая принципы «Очарования женственности», вы станете более привлекательной женщиной с милым характером. У вас появится способность любить его сильнее. Когда вы будете помогать ему обретать самоуважение и уверенность в себе и создавать благоприятные условия для счас тливой супружеской и семейной жизни, у него будет больше сти мула совершить что-нибудь достойное в жизни. Он станет муж чиной, которого вы сможете любить легче и полнее. «Небесная любовь» — это то, к чему стремится каждая женщина с тех пор, как Бог сотворил этот мир. Еще в детстве каждая девочка мечтает о романтике, воображая себя прекрасной принцессой, которой страстно добивается принц. Белоснежка и Золушка — любимые героини маленьких девочек. В юности мысли девушки заняты тем, чтобы найти человека, который будет любить и лелеять ее. Нежная и преданная любовь всегда была главной темой великих опер, романов и песен. Романтическая любовь, одна из мощнейших движущих сил в жизни, по праву заслуживает тщательного изучения. В заключение этой главы вы можете спросить: «А что я могу сделать, чтобы пробудить „небесную любовь" в моем муже?» Чтобы это узнать, мы должны изучить принципы, которые пробуждают мужскую любовь. Мы должны изучить качества идеальной с точки зрения мужчины женщины — той, которая пробуждает преклонение, обожание и любовь. Глава 2 Идеальная женщина с точки зрения мужчины Что6ы понять мужскую точку зрения, попытайтесь увидеть и- идеальную женщину глазами мужчины. Его понимание женского совершенства отличается от вашего. Черты, которые мы, женщины, уважаем друг в друге, редко привлекают мужчин. С другой стороны, черты, которые обычная женщина игнорирует или осуждает в другой женщине, иногда оказываются как раз теми характеристиками, которые делают ее привлекательной для мужчин. Женщины часто не видят своего очарования, поэтому им очень трудно понять, что нужно мужчинам. Вы когда-нибудь ломали голову над тем, чтобы понять, что конкретный мужчина находит в конкретной женщине? На ваш взгляд она, возможно, не обладает ничем привлекательным, однако мужчина видит в ней само очарование. Восхищение, которое мужчина испытывает к конкретной женщине, кажется неразрешимой загадкой для остальных представительниц ее пола. Иногда сам мужчина не может объяснить, в чем именно заключается обаяние его любимой. А знакомы ли вам женщины, которые, казалось бы, обладают всеми необходимыми женскими качествами, но при этом остаются отверженными и нелюбимыми? Поэтому, изучая идеальную женщину, помните, что мужчина судит в соответствии со своим набором ценностей. Женщины склонны ценить уравновешенность, талант, интеллектуальные способности и одаренность личности, тогда как мужчины восхищаются женственностью, нежностью, приятным характером, веселым духом и способностью понимать мужчин. Существенная разница — в отношении к внешности. Женщины склонны восхищаться артистической красотой, например, формой лица, формой носа или артистической одеждой. Мужчины, однако, придерживаются совершенно другого представления о том, что делает женщину красивой. Они придают больше значения сиянию ее глаз, чистоте ее улыбки и женственности ее манеры поведения. Две стороны: ангельская и человеческая Идеальная женщина с точки зрения мужчины имеет две стороны: ангельскую и человеческую. Ангельская сторона — ее духовные качества. Это добрый характер, понимание мужчин, домашние навыки и внутреннее счастье. Человеческая сторона имеет дело с внешностью, манерой поведения и женской природой и включает обаяние, лучезарность, хорошее здоровье и детскую искренность. Комбинация ангельской и человеческой сторон создают совершенную женщину с точки зрения мужчины. Они обе необходимы для завоевания искренней любви мужчины. Качества этих двух разных сторон вызывают разные чувства у мужчины. Ангельские качества пробуждают чувство преклонения и дают мужчине ощущение мира и счастья. Человеческие качества очаровывают его и пробуждают нежность, желание защищать и ограждать женщину от зла и опасности. Когда в женщине присутствуют и ангельские, и человеческие качества, она становится для мужчины идеальной женщиной, той, о которой он может заботиться и которую может лелеять. Для иллюстрации ангельской и человеческой сторон в женщине я обращусь к примерам из классической литературы. Хотя эти женщины — вымышленные героини, их пример так же надежен, как и живые примеры, потому что великие писатели отражают в своих героях людей, которых они знают в реальной жизни. Так что женщины, на которых я буду ссылаться, были живыми примерами в жизни авторов. Образы, созданные в прошлом, современны и сегодня. Человеческая природа не меняется. Семья всегда имела одинаковый склад. Вот почему герои из Библии так близки нам сегодня. Давайте теперь обратимся к примерам из классической литературы, чтобы рассмотреть ангельскую и человеческую стороны в женщинах. Дэвид Копперфилд Иллюстрацию ангельских и человеческих качеств мы находим в истории Дэвида Копперфилда, описанной Чарлзом Диккенсом. Наш идеал, однако, представлен не одной женщиной, но двумя, Агнес и Дорой. Агнес Агнес представляет ангельскую сторону нашего идеала, сторону, которая вызывает преклонение. Дэвид Копперфилд знал Агнес с детства. С тех пор, как он увидел ее впервые, она вызывала в нем чувство преклонения. Диккенс так описывает их первую встречу: «Мистер Уикфилд постучал в дверь, находившуюся в углу этой комнаты, обшитой панелью; тотчас же выбежала девочка, приблизительно моя ровесница, и поцеловала его. На лице ее я сразу же уловил то ласковое и безмятежное выражение, какое уже видел внизу на портрете леди. И мне представилось, будто леди на портрете выросла и превратилась в женщину, а оригинал остался ребенком. Хотя лицо девочки было радостным и веселым, но и в нем было какое-то спокойствие, и такое же спокойствие она разливала вокруг, и сама она была словно дух умиротворения и покоя, добрый дух, которого я никогда с тех пор не забывал. И никогда не забуду. Мистер Уикфилд сказал, что это его маленькая хозяйка, его дочь Агнес. Когда я услышал, как он сказал это, и когда увидел, как он держит ее руку, я догадался, какова его единственная цель в жизни. На поясе у Агнес висела миниатюрная плетеная корзиночка, в которой она хранила ключи, и вид у нее был степенный, скромный, подобающий хозяйке такого старинного дома. Мило улыбаясь, она выслушала рассказ отца обо мне и, когда он закон чил его, предложила моей бабушке подняться наверх и посмотреть мою будущую комнату. Мы отправились все вместе, предшествуемые Агнес. Комната была чудесная, старинная — тоже с дубовыми балками, с оконными стеклами ромбической формы, и сюда тоже вела лестница с широкими перилами. Я не могу припомнить, где и когда в детстве, я видел в церкви окно с цветными стеклами. Не помню я и сцен, изображенных на витраже. Но знаю, что, когда я увидел Агнес, поджидавшую нас наверху в полумраке старинной лестницы, я подумал об этом окне; и знаю еще, что с той поры я всегда связывал его мягкий и чистый свет с Агнес Уикфшщ». Дэвид и Агнес стали близкими друзьями. Она была для него источником комфорта, понимания, истинного сочувствия и дружбы. «В любви, в радости и печали, в надежде и разочаровании — словом, во власти любого чувства — сердце мое невольно обращается к ней и там находит свое пристанище и лучшего друга». Агнес всегда имела духовное влияние на Дэвида. Вот как он сам пишет об этом: «Когда я писал Агнес, сидя у открытого окна в чудесный вечер и вспомнил ее ясные спокойные глаза и кроткое лицо, при этом воспоминании такой мир и покой снизошли на мою смятенную и взволнованную душу... что я расплакался». Однако, хотя он и знал Агнес с самого детства, хотя он и преклонялся перед ней с того момента, как впервые ее увидел, и хотя он и чувствовал, что только она одна может дать ему дружбу и понимание, он безумно увлекся не Агнес, а Дорой. Дора Дора представляет человеческую сторону нашего идеала, сторону, которая очаровывает, покоряет и пробуждает необыкновенную нежность в сердце мужчины и желание защищать и ограждать. Дэвид описывает ее следующими словами: «Я видел перед собой существо неземное. Это была фея, сильфида, не знаю кто, — нечто, чего никто никогда не видел и о чем все мечтают... У нее был невыразимо нежный детский голосок, заразительный детский смех, милые очаровательные детские ужимки, и от всего этого юноша мог потерять голову и стать ее рабом. И вся она была так миниатюрна! А потому еще более мне дорога... Когда я увидел, как она прижала цветы к крохотному подбородку с ямочкой, я потерял присутствие духа, дар речи...» Ее детские манеры, ее милые маленькие прихоти и капризы, ее девическое доверие ему, ее абсолютная зависимость от заботы о ней со стороны близких привлекли рыцарское сердце Дэвида. Она пленила его. Женатый на Доре, Дэвид обращается к Агнес Несмотря на то, что Дэвид испытывал подобные чувства к Доре, ему недоставало комфорта, понимания, признания и духовного влияния Агнес. Он говорит Агнес: опереться «на Дору трудновато... я не хочу сказать, что на нее нельзя опереться, потому что она — сама верность и чистота, но... трудновато... Она робкое существо, и ее легко смутить и испугать... Когда вас не было со мной, Агнес, чтобы с самого начала дать мне совет или одобрение, я как будто терял голову и попадал из одного затруднительного положения в другое. Но как только я приходил наконец к вам (а я всегда приходил), на меня нисходил мир, и я обретал счастье». Дора как хозяйка дома Еще одним слабым местом Доры было ведение домашнего хозяйства: «Наше беспорядочное хозяйство осталось без изменений». Дора не умела ни вести хозяйство, ни управляться с деньгами, ни готовить. Дэвид купил ей дорогую кулинарную книгу, но Дора приспособила ее для игры со своей собачкой. Пустота в жизни Дэвида Живя в браке с Дорой, он продолжал ее любить. Она восхищала и удивляла его, и он испытывал к ней самые нежные чувства. Но эта любовь не была полной, и он не был до конца счастлив. «Знакомое тяжелое чувство тяготело надо мной... Пожалуй, оно даже углубилось, но оставалось таким же неясным, как и раньше, и преследовало меня, словно печальный музыкальный мотив, звучавший где-то далеко в ночи. Да, я горячо любил свою жену и был счастлив, но это было не то счастье, о котором я когда-то мечтал, — и мне всегда чего-то не хватало...» Дэвид признается: «Иногда мне хотелось, чтобы моя жена была мне советчиком с характером сильным и решительным, поддерживала меня, направляла и обладала способностью заполнить пустоту, которая, казалось мне, возникала вокруг меня». Дальше в этой истории Дора умирает, и Дэвид обращается к Агнесс. Вступив в брак с Агнес, Давид испытывает настоящий мир и счастье. Она заполняет пустоту в его жизни. Она была превосходной хозяйкой и проявляла истинное понимание по отношению к нему. У них были дети и чудесная семейная жизнь. Он любил ее, но и здесь ему чего-то недоставало. Будучи женат на Агнес, он часто предавался воспоминаниям о Доре. В мыслях о ней он писал: «Привлекательность Доры оставила такое сильное впечатление в моей памяти... Возвращаясь назад, к тому времени, о котором я пишу, я призываю невинный образ, так нежно мною любимый, выйти из тумана прошлого и хотя бы еще раз обратить на меня свой лучистый взор». Однажды его маленькая дочь прибежала к нему с колечком на пальце. «Хорошенькая безделушка с голубыми камешками так связана в моей памяти с ручкой Доры, что вчера, случайно увидев похожее колечко на пальце моей дочери, я почувствовал, как у меня защемило сердце». Чувство, которое Дэвид испытывал к каждой из них Чувство, которое Дэвид испытывал к Агнес, было подобно преклонению. Она оказывала на него духовное влияние. Она приносила ему мир и счастье, а без нее он, казалось, «терял голову и попадал из одного затруднительного положения в другое». Думая о ней, он «не мог удержаться от слез облегчения». Она была частью его самого «как один из элементов моего существа». Чувство, которое Дэвид испытывал к Доре, было другим. Она восхищала и удивляла его. «Это была фея, сильфида, не знаю кто, — нечто, чего никто никогда не видел и о чем все мечтали». Изящество и живость всех ее манер вызывали в нем непреодолимое желание защищать и охранять ее. Я хотела бы подчеркнуть, что Дэвид Копперфилд испытывал два различных типа любви к этим двум женщинам. Он по-своему любил Агнес, но эта любовь была не настолько сильной, чтобы привести его к браку. И хотя этот тип любви приносит мужчинам величайший мир и истинное долговечное счастье, это еще не совершенство любви. Любовь к Доре была сильной, напряженной и истощающей. Когда Дэвид думал о ней, он чувствовал себя в сказочной стране, пленником и рабом. Этот тип любви, однако, тоже не был совершенным. Дэвид не был по-настоящему счастлив, что становится ясно из его слов: «Да, я горячо любил свою жену и был счастлив; но это было не то счастье, о котором я когда-то мечтал». Дэвид Копперфилд никогда так и не испытал полного удовлетворения от любви, поскольку его чувства вдохновлялись двумя разными женщинами. Ни одна из них не была полным идеалом, о котором мы говорим, поэтому ни одна из них не могла вызвать его любовь в полном смысле. Агнес и Дора Если бы Агнес обладала девическим очарованием Доры, ее восхитительной «детской» манерой поведения и ее зависимостью от мужчин, от их защиты и руководства, Дэвид никогда в жизни не женился бы на другой. Его преклонение перед Агнес переросло бы в искреннюю любовь, в желание защищать и охранять. С другой стороны, если бы у Доры было сочувственное понимание, умение ценить его высокие идеалы и глубина характера, которой обладала Агнес, если бы она обеспечила ему уютную семейную атмосферу, безумное чувство Дэвида к ней превратилось бы в вечное восхищение и любовь. Но ни одна из них, к сожалению, не представляет собой полноту нашего идеала. Каждая из них допустила ошибки, каждая из них завоевала и потеряла Дэвида, но в некоторых отношениях каждая из них все же достойна подражания. Анализ характера Агнес Чем обладала Агнес: У Агнес было четыре выдающихся качества, и все они из ангельской области нашего идеала. У нее был целомудренный и милый характер. Дэвид всегда ассоциировал ее с витражным окном в церкви, и она оказывала духовное влияние на него. Одно из величайших испытаний для ее характера наступило тогда, когда Дэвид женился на Доре. Несмотря на то, что сама Агнес любила Дэвида, она не дала места озлоблению или возмущению по отношению к ним, но продолжала свою бескорыстную дружбу с Дэвидом и стала другом для Доры. У нее хватило силы духа, чтобы держать в тайне свою любовь к Дэвиду и жить полноценной жизнью, несмотря на разочарование. Еще одним подтверждением безупречного характера Агнес является ее преданность отцу и жертва ради него. Она понимала мужчин. Она видела духовные потребности и ценила талант Дэвида. Она знала, как радоваться вместе с ним его победам и сочувствовать ему в трудностях. Она была для него источником мира, утешения, моральной поддержки и дружеских отношений. Благодаря своему благородному характеру Агнес обладала особым спокойствием и добрым, кротким духом, что говорит о внутренней умиротворенности — источнике счастья. Она была прекрасной хозяйкой. С самого детства Агнес научилась вести дом. Она заботилась о пище, о доме и об отце, как взрослая женщина. Чего недоставало Агнес: 1. Она была слишком независима. Она была достаточно способной, чтобы самостоятельно справляться со своими проблемами и, казалось, не нуждалась в мужской заботе и защите Дэвида. Она была слишком бескорыстна, что очевидно из слов Дэвида: «Агнес! Вы всегда были моим наставником и моей лучшей поддержкой. Если бы вы думали о себе больше, чем обо мне, когда мы вместе здесь росли, мои мечты были бы прикованы к вам». Ей не хватало девичьих, «детских» качеств, умения доверяться. Ей не хватало женских чарующих манер, которые волнуют сердце мужчины. Анализ характера Доры Чем обладала Дора: У нее был чарующий стиль поведения. В ней была детская искренность. Иногда Дэвид обращался с ней, как с ребенком, она была по-детски доверчивой. У нее были прелестные манеры. То, как она прижимала цветы к своему подбородку с ямочкой, поглаживала лошадей или шлепала свою маленькую собачку, восхищало Дэвида. Она излучала счастье. У нее был веселый нежный смех, приятный нежный голос и самые восхитительные капризы. У нее были сияющие глаза. Она отчаянно нуждалась в мужской защите и руководстве и по-детски доверяла Давиду. Чего недоставало Доре: Она была плохой хозяйкой: не умела вести хозяйство, готовить, управлять домом, контролировать расходы. В ее характере имелись существенные недостатки. Хотя Дора была доброй и целомудренной, но в какой-то мере и эгоистичной. Дэвид хотел, чтобы у его жены были способность и желание поддерживать мужа. Она была слишком увлечена собственными маленькими проблемами, заботами и капризами и не очень-то осознавала мужские нужды. Она не понимала мужчин. Это был ее самый серьезный недостаток. У нее не было проницательности, сочувствия, понимания, признательности или интеллектуальных интересов, чтобы быть хорошим собеседником. Дэвид писал, что ему хотелось бы, чтобы жена больше помогала ему. Много существует таких женщин, как Агнес, женщин с вдохновляющим характером, которые являются прекрасными матерями и хозяйками и которых очень высоко ценят, но если у них отсутствуют человеческие качества, которые восхищают мужчин, им трудно завоевать истинную любовь своих мужей. Есть такие женщины, как Дора, женщины восхитительные и по-детски искренние и доверчивые, но если они слишком эгоистичны, чтобы замечать нужды мужчин или быть хорошими матерями и хозяйками, они могут завоевать только часть любви своих мужей. Нет причин, по которым вы не могли бы быть и Агнес, и Дорой одновременно, потому что ангельские и человеческие качества прекрасно уживаются вместе. И те и другие необходимы для того, чтобы завоевать и сохранить любовь мужчины. Дерюшетта Примером, сочетающим ангельскую и человеческую стороны, может служить Дерюшетта, героиня романа Виктора Гюго «Труженики моря». «Ее присутствие озаряет, приближение греет; она проходит мимо, и вы довольны; она останавливается, и вы счастливы; видеть ее — значит жить; она утренняя заря в образе человеческом; ее призвание — существовать, и этого достаточно, она превращает ваш дом в Эдем, она полна райского обаяния, она дарует радость, сама того не сознавая. Ее улыбка — кто знает отчего? -облегчает ту огромную, тяжелую цепь, которую влачат сообща все смертные; в этом, как хотите, есть нечто божественное. Вот так улыбалась Дерюшетта. Скажем больше: сама Дерюшетта была такой улыбкой... Красота на земле — насущная потребность. Вряд ли найдется на свете более важная обязанность, чем обязанность быть пленительной. Лес впал бы в отчаяние без колибри. Излучать радость, изливать счастье, искриться светом среди мрака, быть позолотой судьбы, быть самой гармонией, самой грацией, самой миловидностью — значит оказывать благодеяние». В другом месте Гюго сравнивает Дерюшетту с кроткой ручной пташкой, порхающей с ветки на ветку, когда она передвигается по дому, из комнату в комнату, останавливаясь «пригладить перышки» — причесать волосы. Слышится нежный шелест и шорох ее одежд и голос, нашептывающий вам что-то неизъяснимое. Крылышек не видно, но слышно щебетанье. Она лазурная мысль, которая сливается с вашими черными мыслями. Весь ее облик дышал добротой и нежностью; вместо семьи и богатства у нее был дядя — месс Летьери, вместо труда — жизнь в свое удовольствие, вместо таланта — несколько песенок, вместо образования — красота, вместо ума — невинность, вместо сердца — неведение; то была она томна, как креолка, то ветренна и резва, то по-детски весела и задорна, то задумчива и грустна. И еще: та, которой суждено материнство, пока не вступит в жизнь, долгое время — дитя, в девушке притаилась девочка, она словно малиновка. На этом этапе вам может показаться, что Дерюшетта была немного скучной. Однако не забывайте, что Виктор Гюго был мужчиной, грубым мужчиной, который писал суровые морские истории и привык выражаться скорее мужским языком, чем женским. Мы должны быть благодарны ему за то, что он оставил нам настоящий мужской взгляд на женственность. Когда молодой священник делал предложение Дерюшетте, он отметил ее ангельские качества: «Я люблю вас... Для меня существует на земле лишь одна женщина: это вы. Мои мысли о вас — молитва. Бог — моя вера, вы моя надежда. Крылья мои — у вас. Вы моя жизнь, а теперь — и мое небо... Вы живое воплощение Божьей благодати». Анализ характерных особенностей Дерюшетты Ангельские качества: Характер. Она была сама безмятежность и добродетель. Она была внимательна к нуждам других людей, так как о ней сказано, что «она дарует радость». Еще одним доказательством ее приятного характера служат слова ее поклонника о том, что она подобна молитве, она святая невинность и живое благословение. Умение вести домашнее хозяйство. Она успешно справлялась со своими домашними обязанностями, так как «она превращает ваш дом в Эдем». Она порхала по дому, останавливаясь поправить свою прическу подобно птичке, которая тщательно ухаживает за своими перышками. 3. Внутреннее счастье. Как и Агнес, Дерюшетта обладала внутренним счастьем, иначе у нее, наверное, не было бы такой способности проливать его на других людей. Человеческие качества: Детская непосредственность. Как у Доры, у Дерюшетты были непосредственные детские манеры. «Та, которой суждено материнство, долгое время — дитя...» Изменчивость. «То была она томна, то ветрена и резва, то по-детски весела и задорна, то задумчива и грустна». Изменчивость — это тоже качество детской непосредственности. Свежий внешний вид. «Она — утренняя заря в облике человеческом». Нежность. Весь ее облик дышал добротой и нежностью. Излучение счастья. Ее самой примечательной особенностью было умение излучать счастье. Это было частью ее характера, манер и действий. Она свежа, как утренняя заря. Она излучает радость. Она проливает свет на мрачные дни. Ее присутствие наполняет дом светом. Ее приближение согревает. Она проходит мимо, и вы довольны. Она останавливается на мгновение, и вы счастливы. Ее улыбка способна облегчать тяжесть огромной цепи, ко торую влачат все смертные, — опасная улыбка, которой и была сама Дерюшетта. Иногда она легкомысленна и энергична. 6. Грациозность. О грациозности еще не упоминалось, но она близка нежности и доброте. Дерюшетта была «само изящество и гармония». Эмилия Еще одним примером, объединяющим ангельские и человеческие качества, является Эмилия из романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». Теккерей описывает Эмилию как добрую, непосредственную, улыбающуюся, нежную, маленькую домашнюю богиню, которая вызывает у мужчин желание преклоняться перед ней. Она «обладала таким добрым, нежным, кротким и великодушным сердцем, что располагала к себе всех, кто только к ней приближался». В другом месте он говорит о ней как о доброй, светящейся улыбкой, нежной, щедрой душе». Теккерей допускает, что не все признают в ней красавицу: «Боюсь, нос у нее несколько короче, чем это желательно, а щеки слишком уж круглы и румяны для героини. Зато ее лицо цвело здоровьем, губы — свежестью улыбки, а глаза сверкали искренней, неподдельной жизнерадостностью, кроме тех, конечно, случаев, когда они наполнялись слезами, что бывало, пожалуй, слишком часто: эта дурочка способна была плакать над мертвой канарейкой, над мышкой, невзначай пойманной котом, над развязкой романа, хотя бы и глупейшего». У Эмилии был приятный, нежный голос. Ей были присущи «маленькие тревоги, страхи, слезы, робкие опасения». Ее бросало в дрожь, когда кто-нибудь проявлял грубость. Иными словами, она была слишком скромной, слишком нежной, слишком доверчивой, слишком слабой и очень женственной, и это побуждало мужчин защищать ее и заботиться о ней. Анализ характера Эмилии Ангельские качества: Характер. Она была очень доброй и имела щедрое сердце.Поскольку мужчины были готовы преклоняться перед ней, она, вероятно, обладала характером, достойным этого преклонения. Привязанность к дому. Теккерей называет ее «маленькой домашней богиней». Человеческие качества: Хорошее здоровье. У нее была самая восхитительная улыбка, и ее лицо сияло здоровым румянцем, глаза сверкали, ее голос был приятным и нежным. Искренние эмоции. Она плакала над умершей канарейкой, над мышкой, пойманной котом, над развязкой романа. Ей были присущи маленькие тревоги, слезы, страхи, робкие опасения. Ее бросало в дрожь, когда кто-нибудь проявлял грубость. Нежность. Она была нежной маленькой домашней богиней, слишком нежной, слишком слабой, очень женственной. Доверчивость. «Она была слишком доверчивой». Это тоже качество детской непосредственности. • Обязательна ли красота? Интересно заметить, что ни один из авторов только что приведенных описаний женщин не придавал особого значения природной красоте. Эмилия, к примеру, была полной и круглолицей с несовершенным носом. «Нос у нее был несколько короче,'чем желательно, а щеки слишком уж круглы и румяны для героини». Лицо Дерюшетты было усеяно веснушками, и ее рот был великоват для совершенства. Авторы настолько далеки от утверждения, что эти молодые обаятельные женщины были красивыми, что, за исключением указания на дефекты, они даже не пытаются давать описание внешности. Что касается Агнес и Доры, они обе были красивыми девушками, поэтому выбор Дэвида основывался на других качествах. Все четыре женщины, которые до сего момента были предметом нашего рассмотрения, являются примерами из классической литературы. Существуют, конечно, и всегда существовали примеры из истории. Один, достойный изучения, — это Мум-таз-Махал, жена Шах-Джахана. И снова я цитирую Елизавет Бай-лэнд, «Три мудреца Востока». Мумтаз-Махал Мумтаз-Махал была необыкновенно привлекательной. Ее блестящие черные волосы ниспадали на плечи двумя восхитительными прядями. Ее большие черные глаза имели совершенную форму; изящно изогнутые брови были похожи на крылья ласточки, а длинные шелковые ресницы дополняли их красоту. Бархатистая кожа была белой, как лилия. Помимо необыкновенной внешней красоты, Мумтаз-Махал обладала следующими качествами: «У нее был непорочный, искренний и благородный ум. Она была дружелюбна и приветлива от природы. Она обладала невероятным терпением, способным выдерживать даже самые тяжелые испытания. Например, перед тем как ее муж взошел на трон, в их жизни был период, когда предпринимались попытки устранить его. Преследуемый императорской армией, он был вынужден кочевать с места на место в поисках безопасности. Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа повсюду, от лесов Телинга-ны до равнин Бенгала, и с упорной добровольной покорностью терпела все трудности и лишения бродячей жизни. Многие из друзей и советников принца покинули его в это время, но Мумтаз-Махал осталась верной и преданной ему до конца». Мумтаз-Махал была мудрой, рассудительной и проницательной женщиной, и шах безгранично доверял ей как в личных, так и государственных делах. Он советовался с ней по многим важным вопросам, и она превосходно справлялась с функцией советника. Она была добра и милосердна. К ней приходили толпы просителей, и она не оставляла без внимания ни одной просьбы. По ее ходатайству многие приговоренные к смертной казни были помилованы и многие снискавшие немилость у императора были прощены. Сироты, вдовы и другие нуждающиеся люди пользовались ее благосклонностью. Мумтаз-Махал оказалась идеальной женой. Она пленила ум своего мужа. Неописуемо красивая, изящная и мудрая, она была совершенным цветком своей одаренной семьи. Когда она прибегала к своим чарам, чтобы склонить мужа на свою сторону, она делала это с таким искусством, что окружающие и не догадывались о ее намерениях. Из истории их жизни очевидно, что эта женщина сильно влияла на своего мужа. Ее женское влияние, возможно, было причиной длительного мира в период правления Шах-Джахана. За долгие 40 лет его царствования имели место всего три войны, да и те были направлены на отражение атак или на подавление мятежей. Общественные дела шли настолько гладко, что летописцы не смогли найти для записи ни одного эпизода кровопролития или жестокости. Его чрезвычайно грамотная внешняя политика тоже была показателем успеха его правления, так же как и его внутреннее судопроизводство. Из исторических записей можно только догадываться, что Мумтаз-Махал принимала участие в формировании характера Шах-Джахана, но то, что она оказала глубочайшее влияние на его жизнь, это совершенно неоспоримый факт, и не потому, что мы располагаем какими-то записями высказываний шаха. Равно нам неизвестно о какой-либо общественной деятельности Мумтаз-Махал. Нашему взору доступен лишь мимолетный, прелестный образ, предстающий как драгоценный камень в изящной оправе величия. |