Работа в области культурной политики ведется в Казахстане системно и последовательно уже более пятнадцати лет
Скачать 20.59 Kb.
|
1. Культурная политика государства – основа формирования патриотизма, любви к Родине, ее истории, уважения к народам, ее населяющим. Формирование культурных приоритетов – важная часть подлинного суверенитета государства. Не случайно в философии и социологии приобретает все большую популярность термин «культурный суверенитет» как важная составляющая национального и государственного суверенитета.[7] Всё больше стран осознают важность культурного суверенитета и собственной независимой культурной политики как основы государственного строительства. Осознается это и руководством нашей республики. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 17 января 2014 г., в числе необходимых условий для создания новых возможностей и раскрытия творческого потенциала казахстанцев, Н.А. Назарбаев отметил: «…следует дать новые импульсы развитию всеказахстанской культуры». [9] Работа в области культурной политики ведется в Казахстане системно и последовательно уже более пятнадцати лет. С 2004 года в несколько этапов осуществлялась Государственная программа «Культурное наследие» [8]. Эта программа вызвала большой интерес, как в странах СНГ, так и в мировом сообществе, в 2006 году ее презентация была проведена в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Это, безусловно, свидетельствует о востребованности таких программ. Результаты программы «Культурное наследие» впечатляют. В ее рамках были изданы 230 наименований книг, в т.ч. уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари. Организованы научно-поисковые экспедиции в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и страны Западной Европы, где были обнаружены и приобретены около пяти тысяч рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в научных кругах республики. В качестве примера таких исследований можно привести статью Каргабековой Р.И. «Частные наблюдения и открытия, сделанные в ходе комплексной экспедиции по Монголии в 2010 – 2011 годах». [14, с. 142-151] Хотелось бы надеяться, что эта важная работа будет продолжена, и в ней будет уделено достойное место культурам других народов многонационального Казахстана, а так же будут предусмотрены исследования несторианских, буддийских памятников культуры, многочисленных следов нахождения на территории Казахстана иных народов Великой Степи. Все эти памятники представляют огромный исторический интерес и в то же время подвергаются риску окончательной их утраты. 4 ноября 2014 года Указом Президента Республики Казахстан от № 939 была принята «Концепция культурной политики Республики Казахстан». В этом документе проанализирована ситуация в сфере культуры Казахстана; выявлены её ключевые проблемы; сформулированы модели культурной политики ведущих стран Европы, Азии, Америки; обоснована необходимость долгосрочной концепции культурной политики государства, её цели, задачи и подходы к реализации; названы приоритетные направления развития до 2050 года; обозначены ожидаемые результаты и целевые индикаторы. 2. Такие понятия, как «Мәңгілік Ел», «Великая казахская степь», «независимое государство» – не могут не волновать казахстанцев. Если мы остановимся на каждом из них, понимая глубокий смысл этих слов, то перенесемся к тем годам, когда жили наши предки. С древних времен казахи не хотели зависеть ни от какой-либо другой страны или народа. Об этом свидетельствуют национально-освободительные восстания имевшие место в нашей истории. «Мәңгілік Ел» – как раз-таки одна из заветных мечтаний наших предков. Это мечта-стать независимым государством, имеющим равноправные отношения со странами мира и занимающим достойное место на карте земли. Сегодня же идея «Мәңгілік Ел» выступает в качестве фундаментальной основы национальной идеи [1]. Она призвана определить историческую преемственность и всеобщую связь поколений, без которой нет будущего ни для народа, ни для государства. Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев впервые озвучил идею «Мәңгілік Ел» в достаточно расширенном варианте в своем послании народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050» в декабре 2012 года. Очевидно, что эта идея волновала его и в более ранний период времени, в частности, он обратился к ней на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан, 15 декабря 2010 года [2], что нашло отражение в одноименной Триумфальной арке, названной «новым символом современного Казахстана и триумфом народа Казахстана, смотрящего многовековой мечтой о независимости и суверенитете своей страны», которая была открыта в городе Нур-Султан (тогда: город Астана) 16 декабря 2011 года. Возвращение к идее «Мәңгілік Ел» состоялось 14 декабря 2013 года, когда с участием Первого Президента Казахстана Н.А.Назарбаева состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Обращаясь к участникам встречи, президент страны отметил, что «16 декабря 1991 года в созвездии народов мира зажглась новая звезда – Республика Казахстан, и назвал семь бесценных сокровищ, первым из которых является «наша священная и достойная страна Мәңгілік ел». Более четырнадцати тысяч километров бесспорных границ спаяли нашу Родину в единый монолит. Они стали границами добрососедства со всеми соседними странами». В наиболее полной форме идея «Мәңгілік Ел» прозвучала уже в послании Назарбева «Нұрлы жол – путь в будущее» от 17 января 2014 года, где было четко сказано, что, теперь [3]: «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общего казахского дома, мечта наших предков. За двадцать два года суверенного развития были созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и формируют фундамент будущего нашей страны. Они не взяты из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт казахстанского пути, который выдержал испытание временем. Поэтому отныне идея «Мәңгілік Ел» направлена на объединение усилий национального государства, общества и каждого человека в процессе реализации Стратегии Казахстан-2050». Таким образом, идея Нурсултана Назарбаева «Мәңгілік Ел» стала официальным ключом к изучению политической и исторической философии нашего народа, нашей страны и за ее пределами. Теперь «Мәңгілік Ел» означает: «Вечный народ», «Вечную землю», «Вечную страну» и «Вечную Родину» одновременно [4]. Анализ вышеупомянутой стратегии показывает, что идея «Мәңгілік Ел» определяет достойное будущее народа и причисляет Казахстан к числу успешных и развитых стран. В рамках десяти творческих идей Первый Президент подчеркнул необходимость реализации семи основных направлений комплексных задач: национальное единство и мир; укрепление экономики; социальная защита народа; национальная безопасность страны и культуры; а также языковая проблема – все эти задачи рассматриваются как основные приоритеты идеи «Мәңгілік Ел». Идея «Мангилик Ел» в первую очередь раскрывает духовную связь поколений и пути формирования общественного сознания в эпоху глобализации. В ней разъясняются значения терминов «отечество», «страна» и «мать-земля». Объясняется важность концепции «вечная страна», которая является многовековым историческим курсом государства и политикой саморазвития и самообороны 3. Ассамблея народа Казахстана — учреждение без образования юридического лица, созданное Президентом Республики Казахстан, способствующее разработке и реализации государственной национальной политики. Согласно этому закону [3] целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа. Основными задачами Ассамблеи являются: обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе; укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества; оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина; формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы; обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для достижения цели и задач Ассамблеи; возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана. |