Главная страница
Навигация по странице:

  • Счастье против удовольствия

  • Как обрести внутреннее счастье

  • 1. Исполняйте домашние обязанности

  • 4. Занимайтесь творческим трудом

  • Должен ли муж любить жену

  • Как влияют на счастье другие люди

  • 8. Нравственная стойкость

  • Вред сексуальной аморальности

  • Как формировать достойный характер

  • Можно ли приобрести хороший характер

  • Прочесть книгу.. Хелен Анделин Очарование женственности


    Скачать 2.42 Mb.
    НазваниеХелен Анделин Очарование женственности
    Дата27.10.2019
    Размер2.42 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрочесть книгу..doc
    ТипДокументы
    #92088
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Глава 15



    Внутреннее умиротворение




    Внутреннее умиротворение — это счастье духа, это состо-яние безмятежности, покоя и душевный мир. У Агнес был такой спокойный, безмятежный и умиротворенный дух.

    Внутреннее умиротворение поможет вам перенести все тя­готы жизни со спокойствием и уравновешенностью. Это не значит, что в жизни у вас не будет проблем и разочарований, просто у вас будет сила преодолеть и разрешить эти проблемы уверенно и спокойно. Внутреннее состояние счастья особенно важно для мужчин. Я знаю по крайней мере двух мужчин, ко­торые посреди бурь проблемного брака и помыслить не могли о примирении, пока их жены не обрели внутреннего умирот­ворения.

    Когда мужчина осознает, что его жена несчастлива, он бу­дет ей сострадать и сочувствовать, если это добрый человек. Он попытается ей помочь и взбодрить. Однако мужчины не любят этого состояния в женщинах. Они считают это значительным не­достатком. Они полагают, что женщина должна обладать внут­ренним счастьем, чтобы распространять вокруг себя радость и освещать своим светом мрачные и темные дни.

    Но что делает людей несчастливыми? Это чувство возникает внутри человека в результате слабости характера, неудач, греха, неспособности выполнить свои обязательства и как следствие сосредоточенности на себе. Мы несчастливы, когда делаем что-то неправильно, когда не можем поступать так, как надо, или каким-то образом нарушаем вечные законы жизни. Мы стано­вимся счастливыми тогда, когда преодолеваем свои слабости, ис­полняем свой долг, отказываемся думать только о себе и живем в гармонии с вечными законами жизни. Мы обсудим эти пути к счастью позже, а пока давайте подыщем определение разницы между счастьем и удовольствием.

    Счастье против удовольствия

    Слово «удовольствие» происходит от слова «довольство». Когда мы испытываем удовольствие, наши органы чувств ис­пытывают довольство, наши глаза, нос, уши, рот и остальные органы чувств удовлетворены. Однако имеются хорошие и дур­ные удовольствия.

    Хорошее удовольствие нам доставляют такие полезные вещи, как солнечный свет, дождь, цветы, сытная еда, смех маленьких детей, прекрасная музыка, красивые произведения искусства, полезный отдых и другие благотворные для жизни вещи. Мы получаем удовольствие от красивой одежды, удобных домов, приятного сада, удобной и красивой мебели и таких современ­ных удобств, как пылесос и стиральные машины. Они обогаща­ют жизнь, но приносят скорее чувство довольства, а не счастья. Это доказано людьми, для которых доступны все мыслимые удо­вольствия, но которые, тем не менее, счастья не знают.

    Дурные удовольствия берут свое начало в грехе и приносят только вред, а не добро. Это сексуальная распущенность и не­воздержанность, пошлая литература, порнографические филь­мы, вредная еда, алкоголь, курение, азартные игры и разгульная жизнь. Они разрушают тело и дух, и от них следует полностью отказаться. Другие источники дурных удовольствий — это лю­бые виды излишества, изобилие материальных богатств и удо­вольствия, которые приводят к пустой трате времени.

    Счастье коренным образом отличается от удовольствий. Если удовольствия происходят от вещей, которые удовлетворя­ют чувства, то счастье может возникнуть даже от неприятных испытаний. Женщина, желающая испытать счастье материнс­тва, сначала проходит через родовые муки, а потом взваливает на себя долгую и изнуряющую ответственность по воспитанию Детей. Отец испытывает усталость и боль труда, чтобы обеспе­чить своих любимых всем необходимым.

    Посвящение высоким целям сопряжено с борьбой и про­тивостоянием. Но с ними приходят новые радости, и не только радость достижений, но и радость силы, обретенной в борьбе и испытаниях. Иногда счастье приходит как последствия страда­ний, печали и боли. Удовольствия можно почерпнуть и в грехе, в то время как радость возникает в результате борьбы с грехом. Никто, живущий в грехе и черпающий удовольствие в нечестии, не может быть счастлив.

    И хотя счастье может быть построено на неприятных пере­живаниях и даже на боли и страдании, ощущение самого счастья противоположно чувству страдания. Счастье — это глубокое ду­ховное чувство, это сочетание мира, радости и безмятежности. Но даже эти понятия не в состоянии точно передать значение этого слова. Описать чувство счастья всегда было трудно.

    Когда апостол Павел пытался объяснить вечное блаженство, ожидающее верных, он сказал: «Написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приго­товил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9).

    То же можно сказать и о земном счастье. Мы не можем осоз­нать его великолепие, не испытав его на себе. Но когда мы его испытываем, его нельзя перепутать ни с чем. Но как обрести внутреннее умиротворение? Что нужно сделать, чтобы достичь внутреннего счастья?

    Как обрести внутреннее счастье

    Иногда можно слышать такое утверждение: «Люди настоль­ко счастливы, насколько они решили быть счастливыми». И хотя в таком позитивном отношении есть определенная доля исти­ны, такое заявление нельзя назвать истиной. Злой человек не может стать счастливым только потому, что решил стать тако­вым. Собственно говоря, никто не может обрести внутреннее умиротворение, внезапно решив быть счастливым. Внутреннее счастье — это чувство, которое нужно заработать.

    Генри Драммонд однажды сказал: «Никто не может обрес­ти радость, просто попросив себе немного. Радость — один из самых спелых плодов христианской жизни, и, как любой дру­гой плод, он должен созреть». Роберт Ингерсолл сказал следую­щее: «Счастье — это росток, цветок и созревший плод добрых и благородных действий. Это не дар от Бога. Его следует зара­ботать».

    Внутреннее счастье приобретается исполнением вечных за­конов. Существуют духовные законы, управляющие счастьем так же, как есть законы, управляющие вселенной. Люди бывают счастливы, потому что следуют законам, на которых строится счастье. И когда они несчастливы, это происходит от нарушения этих самых законов. Каждый человек, исполняющий Божьи за­коны, может обрести внутреннее счастье. Чтобы стать по-насто­ящему счастливым, делайте следующее:

    1. Исполняйте домашние обязанности

    Если вы хотите быть счастливыми, то в первую очередь сле­дует преуспеть в этом стремлении дома в служении мужу в качес­тве понимающей жены, преданной матери и домашней хозяйки. Через успех в этой области вы обретете гармонию с вечными законами, что неминуемо приведет вас к счастью. Вы можете полностью не осознавать, что голубая птица счастья находится в четырех стенах вашего дома. Естественно, что для обретения счастья дома нужно будет приложить усилия. Вам нужно быть готовыми пройти два поприща, то есть делать больше, чем с вас требуется. Если вы исполняете только то, что вы обязаны испол­нять, не ждите большой награды.

    Если вы не достигнете успеха дома, вы неизбежно пожнете несчастье. Когда вы нарушаете вечные законы, вы обязательно пострадаете от последствий этого нарушения. Для женщины неудача в браке означает неудачу в жизни вообще. Даже если вы потерпели неудачу только в одной сфере своей жизни, в соб­ственном доме, вас можно назвать неудачницей. Вы должны пре­успевать во всех трех сферах выполнения своих обязанностей — как жена, мать и хозяйка дома, и тогда можете рассчитывать на награду.

    2. Развивайте свой характер

    Счастье возникает в результате праведной жизни и развития благородного характера. Вы можете убедиться в этом, наблюдая за людьми, которые действительно счастливы. Это честные, бес­корыстные, добрые, ответственные люди, живущие по высоким моральным стандартам. С другой стороны, несчастливые люди так или иначе эгоистичны, ленивы, безответственны и недис­циплинированны. Несчастные люди имеют склонность к амо­ральному образу жизни, это нечестные, жадные, жестокие и, в любом случае, люди с темным характером. Греховность ведет к депрессии, нервозности и психическим заболеваниям.

    Радостно осознавать, что современная психиатрия в своих усилиях избавить людей от болезней духа обращается к религии. Доктор Дж. А. Хэдвилд, один из ведущих психиатров Англии, сказал: «Я убежден, что христианская религия обладает огром­ной силой, способной дать человеку гармонию, умиротворение в разуме и уверенность в душе, ибо именно перечисленные со­стояния могут дать здоровье большому числу психически боль­ных». Библия обещает: «Тот, у которого руки неповинны и сер­дце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, — тот получит благословение от Гос­пода и милость от Бога, Спасителя своего».

    Борьба со слабостями и грехами дается нелегко. Грех вызы­вает зависимость, а потому его можно расценивать как своего рода рабство. Когда мы начинаем бороться с грехами, всегда есть опасность вернуться к старым, порочным привычкам. Пре­одоление греха приносит внутреннее счастье не только потому, что преодолена сама привычка, но и потому, что человек в этой борьбе приобрел силу духа, которая дает новую, дотоле невидан­ную радость. В следующей главе мы поговорим о конкретных слабостях, которые нам нужно преодолеть, и силе, необходимой для развития благородного характера.

    3. Служите другим людям

    Если вы хотите быть счастливой, обязательно нужно занять­ся чем-то достойным. Благотворительная деятельность вне дома может во многом обогатить вас. В первую очередь вы должны служить своей семье, но вы также должны послужить и другим людям ради усовершенствования общества. Если вы ограничи­тесь служением узкому семейному кругу, сосредоточившись на своих детях и своем хозяйстве, ваша жизнь тоже станет узкой, а счастье ограниченным.

    Доктор Макс Левин, психиатр из Нью-Йорка, сказал: «Я го­ворю не как священник, но как психиатр. Не может быть эмо­ционального здоровья там, где отсутствуют моральные стандар­ты и чувство социальной ответственности». Когда вы несете на себе бремя общества и стараетесь помочь окружающему миру стать лучше, в качестве компенсации вы обретете чувство внут­реннего умиротворения.

    4. Занимайтесь творческим трудом

    Знаете ли вы, что работа своими руками, созидание кра­сивых и полезных вещей созидает одновременно и ощущение внутреннего мира? Не думайте, что у вас внутри нет необхо­димой для этого силы. Борис Бали, бывший декан факульте­та изобразительного искусства в Университете Темпла, сказал: «Я уверен, что каждый человек обладает творческим порывом к созиданию прекрасного, и этот порыв можно вызволить на­ружу и использовать с соответствующим вдохновением, а по­давление его приводит к неспособности адаптироваться к окру­жающей среде». В психиатрических лечебницах обычно лечат тем, что дают пациенту возможность что-то сделать своими руками.

    Дома тоже можно применить творческие способности в при­готовлении еды, шитье, украшении дома и заботе о саде. Нет ни­чего творческого в том, чтобы просто скопировать чьи-то идеи в украшении дома, в использовании чужого рецепта, потому что это творческие способности другого человека. Творческие воз­можности можно использовать в области искусств, скульптуры, музыки, создании книг, проектировании, разрешении проблем и практически в каждой сфере нашего бытия. Вы проявляете свои творческие способности, когда предлагаете свои оригинальные идеи или делаете нечто хорошее или красивое в соответствии со своим представлением.

    Когда вы созидаете нечто достойное или прекрасное, как, на­пример, редкое произведение искусства, музыки или литера­туры, внутреннее счастье преображается в глубокое душевное удовлетворение. Когда мы рассуждаем о великой радости, кото­рую испытывает человек в результате своих скромных созида­тельных усилий, представьте, как, должно быть, чувствовал Себя Бог, когда сотворил землю и, посмотрев на творение Своих рук, воскликнул: «Хорошо!»

    5. Примите себя такой, какая вы есть

    Чтобы быть счастливой, примиритесь с собой и дайте себе право на обычные человеческие слабости и ошибки. Не падай­те духом из-за совершенных ошибок. В процессе становления ангелом вы пока остаетесь в человеческом обличий и потому склонны совершать ошибки в своем суждении. Вы можете со­вершать глупости, можете оставить на включенной плите ско­вороду с котлетами, можете глупо потратить деньги, разбить до­рогую вазу, потерять что-то или опоздать на встречу. Не нуж­но расстраиваться из-за этого. Не позволяйте себе волноваться по мелочам и лишать себя мира и покоя. Нельзя быть слишком жесткой к себе. Если вы прощаете других людей, научитесь про­щать и себя.

    Любой бизнесмен заранее готовится к возможной неудаче в бизнесе. Подготовьте и вы себя к тому же. Говорите себе, что каждый год, каждую неделю и даже каждый день вы совершите какие-нибудь ошибки или примете неразумные решения. От­правляясь за покупками, помните, что можете допустить по­купку ненужной вещи. Мы все учимся на собственном опыте, а это значит, что мы совершаем ошибки. Однако принятие себя не означает полное удовлетворение собой, потому что вы не мо­жете довольствоваться тем, какая вы есть. Если вы не станете ис­правляться и совершенствоваться, вы заблокируете свой рост и прогресс.

    6.Цените простые радости

    Чтобы быть счастливой, нужно ценить простые радости жиз­ни, такие, как дождь, солнечный свет и свежевыстиранное, вкус­но пахнущее белье. Но счастливой вас делают не эти маленькие радости, а ваша способность ценить их. Ниже приведено срав­нение между женщиной, которая находит счастье в маленьких радостях жизни, и той, для счастья которой требуется намного больше этого.

    Благодарная женщина будет довольствоваться водой из жес­тяной чашки, в то время как для полного счастья другой жен­щине понадобится тонкий фарфор. Одна женщина будет рада отдыху на ящике на заднем дворе под теплым весенним солн­цем, а другой женщине этого покажется мало, и она потребует плетеную мебель в уютном внутреннем дворе. Благодарное серд­це будет радоваться пению птицы, шелесту листьев или тишине большого леса. Другая найдет радость только в ложе оперного театра. Одной будет радостно при мысли о том, что у нее есть простое одеяние, а другая живет ради дня, когда она пойдет на Пятую авеню, чтобы приобрести себе очередное платье. Одна будет счастлива, отправляясь прогуляться в парк с малышом, а другая видит себя только в пышности великосветских приемов. Первая будет рада самому скромному домику, а другой нужен великолепный современный особняк, обязательно с красивым пейзажем вокруг. Одна женщина получит удовольствие от све­жего запаха дождя, а другой нужны только французские духи. Благодарная женщина, умеющая радоваться простым вещам, ок­ружающим ее, всегда обнаружит рядом с собой источник этой радости.

    7. Ищите знание и мудрость

    Знание находит дверь к счастью, а мудрость открывает ее. Знание идет первым, а затем приходит применение знания, а это и есть мудрость. Поиск мудрости должен быть самым главным стремлением нашей жизни, и приобретенная мудрость — наше бесценное сокровище. Эта мысль выражена в священном Писа­нии (Притчи 3:13-18):

    «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, кото­рый приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Дол­годенствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее пути приятные, и все стези ее мирные. Она древо жизни для тех, которые приобретают ее, и блаженны, которые сохраняют ее!»

    Если знание может принести счастье, тогда отсутствие зна­ния приносит несчастье. Эта мысль выражена доктором Абраха­мом Маслоу, психологом: «Знание, проницательность, истина, реальность и факты — это самые мощные целебные лекарства... Если знание может исцелять, тогда отсутствие знания может приводить к болезни... Мы должны очень серьезно отнестись к тому факту, что слепота приводит к болезням, а знание исцеля­ет. Лжет старая поговорка, которая утверждает, что „не повредит то, чего ты не знаешь". Истина заключается в противополож­ном. Человеку вредит именно то, о чем он не знает. Властвует над вами именно то, чего вы не знаете, а знание дает вам спо­собность управлять собственной жизнью». Хороший пример тому — брачные отношения. Люди, несчастливые в браке, не имеют ни знания, ни мудрости. Когда они приобретают знание и применяют его, они обретают счастье.

    Должен ли муж любить жену?

    Если вам кажется, что вас не любят, вы можете подумать, что вам для полного счастья не хватает именно любви мужа. Любовь мужа действительно важна для счастья женщины в полном понимании этого слова, но не столь важна для ощущения внутреннего счастья, о котором я говорю. Собственно, прежде чем муж сможет полюбить вас по-настоящему, вам нужно обрести внутреннее умиротворение. Мужчины по все­му миру уходят от своих жен именно потому, что их жены несчастливы.

    Если вы обрели внутреннее счастье, но ваш муж вас все равно не любит, значит, чего-то недостает. Такое счастье пол­ным не назовешь. Хорошим примером тому может послужить Агнес Уикфилд. Она была спокойной, и дух ее был умиротво­ренным, но на протяжении почти всей истории она не была счастливой женщиной. Дэвид Копперфилд часто замечал на ее красивом лице признаки печали, не понимая, что то было свидетельство невостребованной любви. Одного компонента счастья не хватало в ее жизни, но умиротворенный дух от это­го не пострадал.

    Как влияют на счастье другие люди и обстоятельства?

    Другие люди — ваш муж, дети, родственники и друзья — мо­гут во многом способствовать вашему счастью, как и благопри­ятные обстоятельства. Но этот компонент совсем не обязателен. Если этого преимущества в вашей жизни нет, если другие люди не способствуют вашему счастью, или если обстоятельства слож­ные, не падайте духом. Вы можете быть счастливой, осуществляя в своей жизни правильные принципы. Если вы обретете счастье без помощи других людей и обстоятельств, это лишь докажет, что вы смелый, благородный и сильный человек.

    Как обрести счастье

    *

    1. Выполняйте свои обязанности по дому.

    2. Развивайте характер.

    3. Служите другим.

    4. Занимайтесь творческой работой.

    5. Примите себя такой, какая вы есть.

    6. Радуйтесь простым вещам.

    7. Приобретайте знание и мудрость.

    Задание

    Оцените себя, чтобы определить, ощущаете ли вы внутрен­нее счастье. Если нет, то в какой сфере жизни и чего вам не хва­тает? Еще раз просмотрите эту главу, чтобы понять, как приоб­рести внутреннее умиротворение.

    Внутреннее счастье — это духовное качество, которое при­дется заработать победой над слабостями и стремлением идти вверх, трудясь над усовершенствованием своего характера. Этот устремление можно сравнить с плаванием вверх по течению. Оно приобретается в результате приложения больших усилий и в преданности своему долгу.

    Глава 16

    Достойный характер






    ужчины хотят иметь женщин с хорошим характером, которых они могли бы поставить на пьедестал и чтить с великим уважением. Они хотят, чтобы женщина была не прос­то хорошей, но и лучше их самих. Они надеются, что она будет добрее, терпеливее, сможет больше прощать, не будет эгоистич­ной и сможет проявить больше твердости в принципиальных вопросах. Если мужчина безрассудный, критичный или слабый, он легко простит себе все эти недостатки. Однако он ожидает от женщины ангельского характера и качеств, полагая, что она должна быть выше таких изъянов.

    Иногда мужчина пытается поколебать пьедестал, на который возведена женщина, считая, что она сделала что-то неправильно. Он может делать это намеренно, чтобы убедиться в том, что она действительно достойна, и ему это не кажется. Другими словами, он ее испытывает. Но какое разочарование постигнет его, если она понизит стандарты, опустится до его уровня, и какая радость, если она останется непоколебимой. Если она останется стоять на пьедестале, значит, она стоит на своем законном месте.

    Когда мужчина видит в женщине прекрасный характер, этот факт оказывает на его чувства к ней очень сильное влияние. Пре­красным примером тому может послужить героиня из класси­ческого романа «Тпе 1лП1е Мпш^ег» сэра Джеймса Бэрри («Ма­ленький священник»). Бэбби была красивой цыганкой с очаро­вательными манерами, но Гэвин, маленький священник, считал ее дикой и даже злой. Он полюбил ее только тогда, когда увидел ее заботливое отношение к одинокой старушке. Об этом расска­зывается в следующем эпизоде.

    Бэбби

    Преподобный Гэвин Дишарт и доктор Макквин приехали в дом Нэнни Уэбстер, чтобы забрать ее в дом престарелых. Нэн­ни страдала от убогости обстановки, в которой она жила, но ей было больно отрываться от дома. Когда мужчины терпеливо и мягко стали убеждать Нэнни поехать с ними, открылась дверь и в комнату вошла Бэбби.

    Здесь тебе не место, — резко сказал Гэвин, когда Нэнни,
    слишком расстроенная, чтобы соображать, упала к ногам цы­
    ганки.

    - Они увозят меня в дом престарелых, — рыдая, сказала старушка, — не отдавай им меня, не отдавай.

    Цыганка обняла ее и поцеловала в опавшие щеки... Никто за долгие годы не целовал Нэнни, но не подумайте, что она была слишком бедна или слишком стара, чтобы быть безразличной к молодым рукам, обнявшим ее. Говорят, что женщины не могут любить друг друга, но это неправда. Женщина не относится к разряду недоразвитых мужчин, она нечто лучшее, и Гэвин и док­тор поняли это, когда увидели, как Нэнни прижалась к девушке, ища защиты. Когда цыганка с пылающими щеками повернулась к двум мужчинам, она казалась матерью, вставшей на защиту своего ребенка.

    Как вы смеете, — закричала она, топнув ногой, а они за­
    дрожали, как злоумышленники...

    Она повернулась к Нэнни:

    • Моя бедная, моя дорогая, — сказала она нежно, — я не
      позволю им забрать тебя. Она торжествующе взглянула на свя­
      щенника и доктора, как человек, заставший их за исполнением
      злого умысла.

    • Уходите, — сказала она, грациозным жестом указывая на
      дверь.

    Тогда Гэвин сказал цыганке твердым голосом:

    Ты имеешь благие намерения, но поступаешь жестоко с
    бедной женщиной, вселяя в нее надежду, осуществить которую не в состоянии. Сочувствие — это не еда и не постель, но именно в них она нуждается.

    - А вы, живущие в роскоши, — парировала девушка, — от­
    сылаете ее в дом для престарелых, чтобы она там получила же­
    лаемое. Я думала о вас лучше.

    Двое мужчин, слабо защищая свои позиции, подхватили сумки Нэнни и пытались подтолкнуть ее к двери.

    • Мы подождем тебя, Нэнни.

    • Да, да, я иду, — сказала Нэнни, отпуская от себя цыган­
      ку, — мне нужно идти, девочка. Не огорчайся из-за меня.




    • Нет, ты никуда не пойдешь. Это они уходят отсюда, —
      сказала Бэбби, — идите, господа, и оставьте нас.

    • Ты сможешь обеспечить Нэнни? — презрительно спросил
      доктор.




    • Да, — ответила Бэбби.

    • А откуда возьмешь деньги? — спросил доктор.

    • А это мое дело и Нэнни. Уходите отсюда, оба. Она больше
      ни в чем нуждаться не будет. Смотрите, сама мысль о том, что вы
      уйдете, возвращает жизнь ее лицу.

    Милосердие Бэбби по отношению к Нэнни превратило пре­зрение Гэвина в любовь. Теперь он видел перед собой другую женщину, которой можно было доверять. Раньше он видел в ней только праздную девушку, дикую и беззаботную. Теперь это была женщина с душой и сердцем, и ее рука была протянута к бедным. Гэвин всегда считал себя милосердным человеком, но милосердие Бэбби превзошло его отношение к нуждающимся. Мы узнаем о других прекрасных качествах Бэбби в следующей главе.

    Кэтрин

    В книге «СарЫш апс! те Кш§5» («Капитаны и короли») автор описывает воздействие ангельского характера на эмоции муж­чины. Во время Гражданской войны друг напротив друга оста­новились два поезда. Джозеф Армо был сильным человеком со сдержанными чувствами, который, казалось, вообще не замечал женщин. Когда поезд напротив остановился, он выглянул из окна и увидел нечто такое, что привлекло его внимание и пле­нило мужское сердце.

    Молодая женщина в чепце и переднике выпрямилась у посте­ли молодого человека, за которым она ухаживала, и на ее щеках были слезы... Казалось, она была без сил от усталости. Она сто­яла, немного ссутулившись, а в руках у нее была окровавленная повязка. Голова ее была высоко поднята, в глазах отсутствующее выражение, сквозь которое проглядывало столько боли... Но ее усталость, ее сутулость, ее явно угасшее молодое жизнелюбие, передник из грубой ткани и чепец не могли скрыть стройности ее тела и красоты лица...

    Джозеф выпрямился и внимательнее всмотрелся в ее лицо. Она не собиралась уступать усталости. Через минуту она пойдет дальше выполнять свое дело. С ней заговорил солдат, которо­го Джозеф видеть не мог, и ее стройное тело опять склонилось над ним. Ее лицо было преисполнено жалости, оно дрожало от сочувствия и живой озабоченности. Потом военный поезд тро­нулся...

    Джозеф открыл окно. Он смотрел на отдаляющиеся огни поезда, который приближался к товарной станции, и вдруг ему захотелось выпрыгнуть из вагона и побежать за уходящим поез­дом. Таким горячим, таким настоятельным, таким бурным было это желание, таким стремительным и пылким, что он потерял рассудок, холодный апломб и натренированный дисциплиной самоконтроль. Но даже находясь в буре чувств он в недоумении спросил себя, что именно так поразило его. Он удивлялся и по­ражался своим чувствам.

    Дело было не в красоте девушки, поразившей его, ибо он ви­дел девушек красивее и моложе, и в полном расцвете... Он ви­дел более радостных, а эта девушка не была радостной ни в коей мере. Он видел девушек более женственных, но их невозможно было сравнивать с этой молодой женщиной, готовой служить и утешать с таким спокойным достоинством, таким бескорыст­ным состраданием, таким решительным желанием.

    «Я потерял рассудок, — подумал он и заставил себя спокой­но улечься, — что для меня может значить женщина, которую я никогда больше не увижу». Затем при одной мысли об этом он почувствовал отчаяние, глубокую печаль, беспощадное стремле­ние и, к своему ужасу, желание.

    Прежде чем мужчиной овладеют такие глубокие чувства, женщина должна приобрести характер, который вдохновит его на такие чувства. Вы можете подумать, что подобные наставле­ния к вам не относятся. Всю жизнь вы воспитывали в себе доб­родетельные качества. Вы честны, добры и великодушны. И во­обще, вы обладаете прекрасным характером. Эти добродетели действительно важны, но характер состоит не только из доброде­телей. Дора была доброй, честной и великодушной девушкой, но Дэвид никогда не любил ее по-настоящему. Существует много добродетелей, однако важнее всего следующие.

    /. Самоконтроль

    Чтобы достичь успеха в жизни, нужно научиться контроли­ровать себя, выполнять принятые на себя обязательства, уметь распоряжаться временем и деньгами, контролировать собствен­ные мысли и слова, сдерживать желания, воспитывать чувства, преодолевать искушения и достигать поставленных целей.

    Величайший человек в истории, поставивший перед Собой самую трудную цель, прежде всего прочего занялся подготовкой Себя к этой миссии. Иисус Христос не начинал Свою миссию до тех пор, пока не побывал в пустыне, где Он постился в течение сорока дней и ночей. За это время Он преодолел искушения са­таны и таким образом одержал над Собой победу, необходимую для исполнения Своей миссии.

    Когда вы принимаете решение усовершенствовать свою жизнь или достичь достойной цели, возникает сопротивление в виде сомнений в себе, отчаяния и искушения отступить. Нужно научиться воздержанности, чтобы преодолеть сопротивление и Двигаться вперед к намеченной цели. Вот ключи, способные по­мочь вам научиться самоконтролю:

    1. Самооценка. Чтобы преодолеть сомнения, которые удер­живают вас от достижения цели, научитесь высоко ценить себя.

    Если вы знаете, кто вы и какую ценность представляете собой в глазах Бога, вы начнете ожидать от себя большего, станете более уверены в себе и вам легче будет контролировать себя. Вы долж­ны видеть в себе положительный образ, чтобы развить в себе не­рушимое чувство собственного достоинства.

    1. Пост и молитва. Это значит воздержание от всякой пищи
      и питья на определенный отрезок времени. Если вы будете де­
      лать это регулярно, то молитвенного поста в течение суток будет
      достаточно. Когда вы контролируете физические потребности
      тела, дух будет в большей степени настроен на Бога. Сопровож­
      дайте пост молитвой и просите у Бога духовной силы для дости­
      жения поставленных целей.

    2. Тренируйте волю. Чтобы добиться полного самоконтроля,
      нужно также тренировать свою волю. Например, каждый день
      делайте одно или более из упражнений, предложенных ниже:

    а) делайте что-нибудь, что вам не нравится делать — при­
    нимайте холодный душ, выполняйте физические упраж­
    нения или ешьте здоровую пищу, которая вам не нравится;

    б) делайте что-нибудь трудное — сложную работу, сядьте
    на диету или трудитесь над выполнением сложной задачи,
    или прекратите пить кофе, есть конфеты и т.п.;

    в) поставьте перед собой конкретные задачи — вставайте в
    половине пятого, выполняйте конкретные виды работ в
    точно заданное время и т.д.

    4. Будьте непоколебимы. В дополнение ко всему этому вам
    нужно набраться решимости. Постоянно помните о поставлен­
    ной цели и решительно выполняйте ее. Никому не позволяйте
    отвлекать или поколебать вас, или заставить попусту тратить
    время. Наберитесь решимости делать то, что необходимо делать.
    Таким образом вы достигнете цели и овладеете искусством са­
    моконтроля.

    2. Бескорыстие

    Бескорыстие — это готовность отказаться от собственных удобств или преимуществ ради благополучия других людей. В истинно бескорыстном поступке должен быть элемент жер-твы. Это отказ от удовольствия, комфорта, преимущества или материального вознаграждения, или действия, которые повлекут для вас волнение или неудобство ради блага кого-то другого.

    Существуют действия, которые можно посчитать бескорыст­ными, но на самом деле они таковыми не являются. Это, на­пример, отказ от вещи, которая вам, по сути, не нужна, или по­ступок, который вам не доставляет ни хлопот, ни издержек. Это могут быть добрые дела, но бескорыстными их назвать нельзя. Добрый поступок бывает бескорыстным тогда, когда он требу­ет самоотдачи или жертвы. Например, вы отдаете другому че­ловеку то, что вам самому очень нравится или в чем вы сами нуждаетесь, но что другому человеку нужнее, чем вам. Либо это ситуация, когда ваша помощь другому человеку доставляет вам много хлопот, волнений или неудобств.

    Бескорыстие отличается от милосердия в следующем: ми­лосердие продиктовано чувством любви и заботы о других лю­дях, и это чувство побуждает нас действовать в нужный момент. Бескорыстие не обязательно продиктовано любовью. Оно может быть добродетелью, которую человек признает в качестве своего морального долга или принципа, которого он придерживается. Бескорыстие — это первый шаг в развитии чувства милосердия в том смысле, что оно помогает нам отказаться от сосредоточен­ности на себе и сфокусироваться на нуждах других людей.

    3. Милосердие

    Милосердие — это наивысшая, самая благородная и сильная форма любви и заботы, которую мы проявляем к другим людям. Оно не имеет границ и доступно представителю любой нации, религии и культуры. В милосердии отражается чистая любовь нашего небесного Отца к каждому из нас. Милосердие — главная цель каждого истинного христианина и тех, кто искренне ищет Бога. Милосердие побуждает нас служить нуждающимся. Одна­ко служение не всегда продиктовано чувством милосердия. Люди могут служить из чувства долга. Тогда такое служение нельзя на­звать делами милосердия. Апостол Павел объяснил это в Первом послании к Коринфянам (13:3): «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви [в оригинале: милосер­дия] не имею, нет мне в том никакой пользы».

    Добродетельная жена, о которой повествуется в Притче 31, была милосердной. В первую очередь она удовлетворяет нуж­ды своих домочадцев: «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся».

    Вы в первую очередь должны исполнить свой долг перед до­машними своими, создав счастливую семью и домашний очаг. Но, кроме этого, вы также должны послужить миру, удовлетво­рив насущные нужды ближних. Мы все отвечаем за разреше­ние проблем в обществе, в котором живем. Достигшие успеха и нравственно благополучные должны помогать менее удачливым и слабым. Ничто так не обогащает жизнь женщины, ничто не делает ее более совершенной женщиной и прекрасной матерью, чем ее заботливое отношение к другим людям вне семейного круга. Вот три ключа к милосердию:

    1. Сострадание. Научитесь ценить человеческую жизнь. Каж­
      дый человек — это чадо Божье, наделенное высочайшим досто­
      инством. Когда вы видите другого человека в депрессии, унынии
      или в страданиях, проявите к нему любовь и позаботьтесь о его
      благосостоянии. Такое чувство сострадания заставит вас сделать
      что-то ради блага этого человека. Это и есть дела милосердия.

    2. Понимание нужд других людей. Выясните, в чем реально
      нуждаются другие люди. Нет никакой заслуги в том, чтобы да­
      вать людям или служить им тем, что им не нужно, не удовлетво­
      ряя в то же время их реальные потребности. Таким же образом
      выясните, когда им нужна помощь. Не подведите их в час, когда
      они в ней так нуждаются.

    3. Жертва. Когда нуждающийся человек оказывается в кри­
      зисной ситуации, ему может понадобиться ваш личная жертва. Часто человек не может ждать, поэтому помощь ему нужно ока­зать вовремя. Может быть, для этого вам потребуется прекра­тить работу и перестроить свое расписание. Но помните: слу­жение другим людям практически всегда сопряжено с личными неудобствами.

    Либо вам придется пожертвовать комфортом, какими-то ве­щами, деньгами или похлопотать и поволноваться ради челове­ка, оказавшегося в нужде. Часто приходится слышать такие заме­чания: «Надеюсь, вас это не побеспокоит» или «Надеюсь, это не причинит вам больших неудобств». На самом деле мы должны желать претерпеть неудобства и беспокойство ради блага других людей. Готовность жертвовать временем, деньгами или личным комфортом для людей, оказавшихся в нужде, — совершенно не­обходимое качество в делах милосердия.

    Однако, оказывая милосердие, вы не должны забывать соб­ственную семью и ее нужды, хотя на какое-то время вы можете отвлечь свое внимание от нее ради других людей. Другие члены вашей семьи тоже могут пойти на жертвы, помогая вам оказы­вать помощь нуждающимся. Пусть они тоже учатся жертвовать. Таким образом и они научатся творить дела милосердия. Вовле­кая их в дела милосердия, вы научите их Евангелию любви.

    В истории «1лп1е Шотеп» («Маленькие женщины») Луизы Мей Элкотт приводится пример семейного милосердия. В рож­дественское утро одна семья приготовила вкусный завтрак из любимых продуктов. В тот самый момент, когда стол был уже накрыт, их мама вернулась после посещения бедных. В одной бедной семье люди заболели, и им очень нужна была еда. Мама попросила дочь помочь ей собрать завтрак, положить его в кор­зину и отнести этой семье. Разочарованные девочки неохотно выполнили поручение матери. Внеся свой вклад в эту жертву, они поняли истинное значение милосердия.

    Миссис Картер

    Однажды моя маленькая дочь стала жаловаться на то, что я Уделяю очень много времени одному важному делу. Она сказала: «Почему ты не можешь быть, как миссис Картер? Она все время находится рядом с детьми». На минутку мне стало больно, я остановилась и задумалась о том, что я делаю. Затем я подумала о миссис Картер. Она действительно была преданной матерью. Она устраивала детям самые красивые дни рождений во всей ок­руге и самые пышные праздники на Рождество. Дети посещали разные занятия, поэтому она постоянно развозила детей на заня­тия и с занятий. Везде, где проводились какие-то мероприятия, ее дети принимали участие. Ее преданность семье не вызывала никаких сомнений. Я тоже хотела бы больше времени посвящать своей семье, как миссис Картер. Но я была уверена, что мое слу­жение другим людям было не менее важным.

    Поэтому я поговорила с моей маленькой дочкой и объясни­ла ей смысл милосердия. Я рассказала ей о трех матерях: мать А любила своих детей, но уставала от семейных забот. Она считала, что вполне заслуживает небольшой отдых от детей, и потому долгие часы посвящала посещению магазинов, игре в гольф и поездкам за город. Дети иногда чувствовали себя одинокими и покинутыми, но они знали, что мама их очень любит.

    Мама Б тоже очень любила своих детей. Большую часть вре­мени она проводила вместе с ними. Она устраивала самые кра­сивые дни рождений для них и самые лучшие праздники на Рож­дество. Она возила их в разные места, играла с ними, водила их на прогулки, или они вместе ездили на велосипедах (я говорила о миссис Картер).

    Мама В, объяснила я дочери, тоже любила своих детей, но она также любила и чужих детей. Она также хотела помогать другим людям в разрешении их проблем. Она проявляла заботу о своих детях, тратила на них много времени и многое делала для их блага. Но она также уделяла какое-то время другим людям, помогая им. Затем я спросила свою дочь, какая из матерей жила христианской жизнью. Она сразу поняла значение милосердия и с тех пор поддерживала меня в благотворительной деятельности, иногда добровольно идя на значительные жертвы.

    Самый большой враг милосердия — наш эгоизм, слишком большая сосредоточенность на самих себе и своем собственном. Мы слишком много думаем о своих детях, своем доме, своем муже и своих проблемах. Но вокруг нас много людей, находящихся в отчаянных обстоятельствах. Они нуждаются в нашей руке помо­щи, наших деньгах, слове мудрости или моральной поддержке. К примеру, я получила письмо от одной мамы, которая вспоми­нала тяжкие дни в прошлом:

    «Оба наших ребенка в раннем детстве часто болели. Болезни сопровождались высокой температурой. У нашей маленькой дочери была болезнь глаз, и она чуть не умерла от высокой температуры и сильных судорог. После этого я боялась оставлять детей одних. Мы смужем отчаянно нуждались хотя бы в небольшом отдыхе, но ни его, ни моя мать не хотели остаться с нашими детьми, боясь ответственности. Мы не могли позволить себе нанять опытную няню, а на молоденькую сиделку я не могла положиться». Очень немногие готовы последовать повелению апостола Павла: «Но­сите бремена друг друга».

    4. Смирение

    Смирение — это свобода от гордости или высокомерия. Смиренный человек осознает свои добродетели, таланты и пре­имущества, но понимает также свои слабости, ошибки и огра­ничения. Он не превозносится, но и не уничижает себя. Он оце­нивает себя правильно.

    Когда вы смиренны, вы не думаете, что вы лучше, умнее или удачливее, чем другие люди. Вы можете быть лучше в одном, но хуже в другом. И хотя у вас могут быть способности, таланты и достижения, которыми вы честно можете гордиться, вы пока не тот, каким можете или должны быть. Каждому человеку всегда есть чему поучиться или что исправить в себе.

    Наш Спаситель показал нам совершенный пример смирения. Он был избранным и безгрешным Сыном Божьим и преодолел все искушения, но жил среди людей и ел с грешниками. Его уче­ники поклонялись Ему, но Он не превозносился над ними, не Демонстрировал Свое превосходство. Более того, в великом сми-Рении Он преклонился перед ними, омыл им ноги и вытер их полотенцем, которым был препоясан. Этим жестом Он показал, что на самом деле означает смирение.

    Смирение также можно понять через сравнение с высокоме­рием или гордыней. Высокомерие — это необоснованное чувс­тво превосходства и неспособность видеть собственные слабости и ограничения. Этот недостаток можно увидеть в следующих об­ластях жизни:

    1. Мирские богатства. Люди, обладающие большим имуще­
      ством и деньгами, часто испытывают от этого гордость. Жен­
      щины, прекрасно и изысканно одевающиеся, имеющие дорогие
      машины и живущие в роскоши, склонны чувствовать себя выше
      других женщин, у которых всего этого нет. Некоторые богатые
      находят удовольствие в демонстрации своих сокровищ перед не­
      имущими. Они испытывают дьявольское удовольствие, унижая
      других и тем самым возвышая себя в собственных глазах. Про­
      славление себя в материальных богатствах, которые обречены
      на тлен, — это высокомерие, которое указывает на серьезный
      нравственный и духовный недостаток.

    2. Знание. Еще одним источником гордости могут быть зна­
      ния специалистов с высшим образованием, людей, владеющим
      какими-либо умениями и навыками, способностями, достигших
      чего-нибудь или обладающих природными дарами и талантами.
      Осознание этих даров или достижений само по себе неплохо, но
      чувство превосходства, возникающее в результате этого, плохо,
      и указывает на отсутствие смирения.

    Люди умные и хорошо образованные редко гордятся сво­ими знаниями и не превозносят себя. Как правило, они доста­точно скромны. Они понимают, что хотя и обладают знаниями, но существуют другие сферы знаний, в которых они несведущи или которые пока не открыты человечеству. Они стоят между прошлым и будущим. Они понимают величие ушедших лю­дей и вклад тех, кто появится в будущем. Знание в будущем преуменьшит современные достижения. Так что люди, обла­дающие знаниями, живут с осознанием своего вклада и собст­венных ограничений. Другие люди обладают в некоторых об­ластях большими познаниями, чем они. Их знания, какими бы обширными они ни были, ограничены какой-то одной конк­ретной сферой.

    3. Праведность. Женщины склонны проявлять высокомерие, гордясь своей праведностью. Например, они проявляют усер­дие в том, чтобы жить чистой, полезной жизнью, руководству­ясь высокими стандартами, преодолевая собственные слабости. Когда вы сравниваете себя с другими людьми, которые, как вам кажется, не стараются жить святой жизнью, у вас возникает ис­кушение почувствовать свое превосходство. Довольно трудно в такой ситуации проявить смирение.

    Чтобы преодолеть подобные тенденции, напоминайте себе, что вы не можете судить о достоинствах других людей или своих собственных. Другие люди могут показаться вам слабыми или безответственными, но они могут быть достойными людьми. У них могут быть скрытые качества, которые не видны на по­верхности или еще не были испытаны на практике. Подумайте об их прошлом. Может быть, они не видели в лице родителей достойный пример для подражания или не получили правиль­ного воспитания. Если бы у них были такие же возможности, как у вас, может быть, они стали бы лучше вас.

    Бог категорически осуждает гордость. Мы читаем в Притчах (6:16-19): «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проли­вающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». Интересно отметить, что Бог называет гордость мерзостью наряду с ложью, злыми замыслами и даже убийством.

    Знаете ли вы, что смирение может исцелить склонность к осуждению и критический настрой? Когда вы смиряетесь перед Богом, когда вы осознаете свою человеческую слабость и несо­вершенство, вы уже не испытываете желания критиковать дру­гих людей и постоянно напоминаете себе, что хотя их недостат­ки могут быть достаточно серьезными, они превосходят вас в каких-то других аспектах жизни. Мы намного больше похожи Друг на друга, чем нам может показаться. Истинное смирение характеризуется терпением, прощением, принятием и благодар­ностью. С такими качествами уже невозможно критически отно­ситься к другим людям.

    Истинное смирение — один из самых важных элементов до­стойного характера. Все истинно великие люди были смирен­ными и скромными личностями, несмотря на свое положение или выдающиеся дары. Они видели себя в истинном свете, при­знавали свое величие и в то же время осознавали свои слабости и ограничения. Никто не может быть настолько великим или благим, чтобы не иметь нужды в смирении.

    5. Ответственность

    Ответственность означает принятие на себя обязательств с готовностью держать отчет за проделанную работу. Например, если вы собираетесь работать секретарем, вам будет дана опре­деленная работа и, предположительно, вы возьмете на себя от­ветственность за ее выполнение. Кроме того, предполагается, что вы выполните эту работу хорошо и вовремя. Человек либо обладает чувством ответственности, либо нет. Это добродетель­ная черта его характера, один из его нравственных принципов.

    Примените это качество к идеальной жене и домохозяйке. Она берет на себя ответственность за ведение домашнего хо­зяйства, то есть приготовление пищи, покупки, уборку, стирку и воспитание детей. Она, как многие женщины, может получать удовольствие от домашней работы. А что если ей эта работа не нравится? Станет ли она оправдывать нежелание исполнить свой долг или найдет человека, который будет выполнять эту работу вместо нее, чтобы она могла заниматься тем, что ей нравится? Дело не в том, нравится ей эта работа или нет. Она берется за нее с чувством ответственности, понимая, что ее нужно выполнить и что это ее святая обязанность. Не важно, насколько неприятен или утомителен для нее этот труд, но ей нужно закатать рукава и приняться за работу без слова жалобы.

    Кто более ответствен за благополучие ребенка, как не мать? Если вы нанимаете для него няню или отдаете в ясли, наемные работники не возьмут на себя ответственность за воспитание вашего ребенка, не станут учить его манерам, формировать ха­рактер или вкладывать в него веру в Бога. Это входит в сферу ответственности матери.

    Но кто несет больше ответственности за чистый, уютный дом, как не жена? Она может попросить помочь ей в этом де­тей или других людей, но ответственность за чистоту и порядок лежит на ней. Неспособность справиться с этой задачей указы­вает на слабость ее характера. Нежелание выполнять эту работу является серьезным нарушением ее долга. Единственным исклю­чением можно считать случаи, когда женщина серьезно больна или психически неуравновешенна. Только тогда следует пред­принять какие-либо меры.

    Это острое чувство ответственности должно распростра­няться, помимо дома, и на общество, школу или церковь. Когда вы принимаетесь за работу в какой-то организации, возьмите на себя ответственность за ее исполнение.

    6. Прилежание

    «Все, что может рука твоя делать, по силам делай» (Еккле­сиаст 9:10).

    Прилежание означает настойчивость или стремление делать дела тщательно и старательно. Прилежание означает качест­венный труд. Противоположностью этого качества можно на­звать лень, небрежность, беспечность или равнодушие.

    В женской работе существует определенное качество. Неко­торые женщины делают хорошо все, за что ни возьмутся. Если вы попросите их принести на церковную благотворительную распродажу кастрюлю, то можете быть уверены, что они при­несут хорошую вещь. Шьют ли они стеганое одеяло, работают ли няней или преподают в воскресной школе, можете рассчиты­вать на них, надеясь, что они хорошо выполнят свое дело. Так же ответственно они подходят к работе по дому, потому что у них есть качество характера, называемое прилежание.

    На другой, полярной стороне стоят женщины ленивые и беспечные. Они делают плохо все, за что ни возьмутся. Они не могут прошить ровную строчку, испечь хороший хлеб или бу­лочки. К своим домашним обязанностям они относятся так же. Возьмитесь за дверную ручку, и она окажется липкой, грязное белье высится у них горой, в раковине горы грязной посуды, в ее доме невозможно найти нужную вещь.

    Между этими двумя крайностями находятся женщины, вполне прилично справляющиеся со своими обязанностями. Они честно стараются исполнить самые важные вещи и не жа­луются на трудности. Однако остерегайтесь посредственности. Есть опасность делать ровно столько, сколько положено. Поэто­му старайтесь делать все как можно прилежнее. Именно приле­жание приносит в вашу жизнь успех и радость.

    7. Терпение

    Терпение означает способность переносить трудности или боль без жалоб, готовность вынести все тяготы и стрессовые си­туации со спокойной стойкостью. Если у вас что-то не получа­ется, вы терпите и спокойно ждете, не проявляя недовольства, не теряя присутствия духа из-за препятствий, отсрочки или не­удачи.

    1). Терпение в отношениях слюдьми. Нет более эффективной школы, где можно научиться терпению в общении с людьми, чем собственный дом и собственная семья. Маленькие дети, на­пример, могут прилепить жвачку к волосам, разлить суп, выма­зать свою обувь и поссориться друг с другом. Подростки остав­ляют свою комнату неубранной, часами сидят на телефоне и не едят то, что им готовят. Муж опаздывает на обед или не выпол­няет свою долю работы по дому. Чтобы выработать терпение в общении с семьей, воспринимайте проблемы как неотъемлемую часть своей жизни, не удивляйтесь и не возмущайтесь ими. Вмес­то того чтобы акцентировать свое внимание на проблемах, не придавайте им большого значения. Например, маленькая девочка пролила лак для ногтей на свою постель и прибежала к маме в слезах. Вместо того чтобы расстроиться, мама терпеливо сказала: «Ну, ничего, бывает и хуже».

    2). Терпение в исполнении своих обязанностей. Мы также на­учаемся терпению в своей работе по дому, готовя еду трижды на дню, занимаясь стиркой, которая никогда не кончается, уборкой, которая повторяется изо дня в день. Дом — это прекрасная школа для развития терпения, ибо, когда вы снова и снова выполняе­те свою работу, вы вырабатываете терпение. Женщины, которые пренебрегают своими домашними обязанностями или выполня­ют их небрежно, жалуются или вовсе отказываются делать это ради карьеры на работе, как правило, нетерпеливы.

    3). Сдержанность в желаниях. Чтобы достичь определенной цели или удовлетворить желание, тоже нужно терпение. Может быть, вы мечтаете о красивом доме, другой мебели, новой одеж­де или отдыхе всей семьей. Все это на данный момент может оказаться невозможным или доступным лишь через какое-то время. Нужно много терпения, чтобы экономить, планировать или жертвовать чем-то ради долгосрочной цели. Мудры те люди, которые имеют терпение ждать.

    Или, может быть, вы хотите выделить какое-то время для себя, для развития своих талантов или удовлетворения каких-либо своих интересов. Если вы работаете на семью, вам может пока­заться, что у вас никогда свободного времени не будет. Вы хотите иметь его сейчас. Но если вы хотите все делать одновременно, одновременно выполняя функции жены, матери, домашней хо­зяйки и делая что-то вне дома, вы будете испытывать дефицит времени и лишите себя радости служения семье. Это немудро. Когда дети вырастут и разъедутся от вас, все ваше время будет в полном вашем распоряжении. Как сказал Шекспир: «Насколько бедны люди, не имеющие терпения ждать».

    Когда у вас появится время, вам все равно нужно будет тер­пение, чтобы достичь высоких целей. Вы сможете развивать свои музыкальные способности, может быть, начнете писать или создавать произведения искусства. Помню, я наблюдала за одной женщиной, которая вязала чудесный коврик вытянутыми петлями. Я спросила, сколько времени уйдет на его заверше­ние. «Около года», — ответила она. Я, не задумываясь, сказала: «У меня не хватит терпения начать то, что я не смогу закончить через пару дней». Примерно через год после того разговора я задумала написать эту книгу. Мне пришлось набраться терпе­ния, потому что на ее написание ушли бесконечные месяцы и Даже годы.

    Учитесь терпению, размышляя о сотворении человечества, создании великих кафедральных соборов, скульптур, картин, музыкальных и литературных произведений, энциклопедий и словарей. В трудах людей прошлого нам оставлено богатое на­следие. Сегодня мы можем видеть большие мосты, сложные сис­темы шоссейных дорог, современные технологии и достижения науки, способные ошеломить своей грандиозностью. Все это со­вершалось с великим терпением.

    Учитесь терпению, наблюдая за тем, как природа достига­ет своих целей. В известняковых пещерах можно увидеть при­чудливой формы сталактиты, созданные капельками воды, сте­кавшей с потолка в течение столетий. Сколько времени нужно для того, чтобы вырос дуб или гигантских размеров сосна? Или сколько времени ушло на образование узких теснин и каньонов в горах Колорадо?

    4). Солнечные дни. В жизни бывают разочарования, периоды уныния и даже горя. Всегда помните, что вы не одиноки. Каж­дый человек переживает мрачные дни. Наберитесь терпения, дайте этому времени пройти и надейтесь, что скоро наступят солнечные дни.

    8. Нравственная стойкость

    Нравственная стойкость — это решимость делать то, что правильно даже в том случае, если это решение вызовет неприят­ные или болезненные последствия, например критику, унижение, потерю друзей, денег, положения и даже нанесение телесных повреждений. Одно дело согласиться с нравственными принци­пами, и совсем другое — быть стойким в осуществлении этих принципов в практической жизни. Нам нужна нравственная стойкость в следующих сферах:

    1). Моральные стандарты и цели. Верность принципам и целям часто требует от нас нравственной стойкости. В пример можно привести молодого человека, который отказывается пить, курить, участвовать в нечестивых мероприятиях и смотреть грязные фильмы. Когда друзья начинают оказывать на него дав­ление, ему нужно большое мужество, чтобы ответить отказом. Молодая женщина может принять решение воздерживаться от сексуальных отношений до брака, но ради сохранения молодого человека может пойти на уступку. Взрослые люди не настолько поддаются воздействию своих сверстников, но и они не защи­щены от этого.

    Одним из прекрасных примеров нравственной устойчивости может послужить Иосиф, которого братья продали в Египет, как об этом рассказывается в Библии. Оторванный от отчего дома в возрасте семнадцати лет, он попал в рабство к египтянам. Бла­годаря усердию и верности он стал в доме Потифара главным управителем. Но когда жена хозяина стала соблазнять его, он не побоялся пожертвовать ее благосклонностью, и ему хвати­ло нравственной устойчивости отклонить ее предложение. В ре­зультате он попал в тюрьму.

    Нам часто нужна моральная устойчивость, чтобы достичь важной цели. В качестве примера можно привести домашнее воспитание детей. Вы можете быть уверены в значимости своих планов, но не все разделяют ваши взгляды. Вы можете столк­нуться со значительной оппозицией со стороны школы или дру­гих родителей, которые не хотят причинять себе лишнего беспо­койства. Если вас волнует отношение к вам других людей, вам понадобится вся ваша моральная устойчивость, чтобы настоять на своем.

    Нравственные принципы вам нужны даже как домашней хо­зяйке. Вы можете захотеть стать более собранной или проводить больше времени с детьми. Но когда другие люди начнут отвле­кать вас, занимая ваше время, или если вам позвонят по телефо­ну, вынуждая тратить драгоценные минуты на пустые разгово­ры, вам нужно будет набраться смелости, чтобы сказать «нет» и прекратить общение, не боясь обидеть позвонившего. Ваша цель должна значить для вас больше, чем мнение о вас других людей.

    Если кто-то подолгу задерживает вас у телефона, нужно твер­до сказать: «Простите, что перебиваю вас, но мне нужно идти». Если кто-то настаивает на своих планах, которые вы не считае­те важными, можете сказать приблизительно следующее: «Мне нужно заняться другими делами» или «Простите, но у меня есть срочное дело».

    2). Защита своих убеждений. Нравственная принципиаль­ность может также понадобиться для защиты ваших убеждений, особенно если они непопулярны или противоречат мнению дру­гих людей. Речь может идти о религии, политических взглядах, подходе к воспитанию, расовых принципах или любых других вопросах, которые могут привести к неприятным последстви­ям. Мы все знаем, как ранние христиане твердо держались своих убеждений перед лицом жестоких преследований и даже смерти. Человечество всегда сражалось и погибало, защищая принципы, в которые верили люди.

    3). Защита обиженных. Предположим, невиновный человек стал объектом слухов и клеветы, его порочат и делают жертвой несправедливости. Всегда легче стоять в сторонке. Зачем вмеши­ваться в дела другого человека? Такое вмешательство может при­вести к нежелательным последствиям и даже испортить вашу ре­путацию. Действительно, нужно иметь нравственную смелость, чтобы вступиться за доброе имя обвиняемого.

    Я не предлагаю вам без необходимости вступать в споры и дела других людей, но если ваш голос может помешать творить несправедливость, тогда наберитесь нравственной смелости, что­бы заступиться за обижаемого. В классической литературе тому есть много примеров. В «Отверженных» Виктора Гюго самая драматическая история произошла тогда, когда Жан Вальжан набрался смелости, для того чтобы открыть свое истинное имя беглого каторжанина, чтобы спасти невиновного человека, кото­рого собирались повесить.

    4). Признавать собственные ошибки. Смелость также пона­добится и в том случае, когда вы совершили безнравственный поступок. Иногда последствия признания в таких проступ­ках могут быть серьезными. Это унижение, позор, наказание, штраф и даже тюремное заключение. Подобная история ста­ла сюжетом классического произведения «Алая буква» амери­канского писателя Натаниэла Хоторна. Преподобному Артуру Динсдейлу не хватило смелости исповедать свой грех с Эстер Принн, в результате чего он дошел до моральной и физической деградации. Если вы совершили безнравственный поступок, на­беритесь смелости признать совершенный грех и очистить себя перед Богом и людьми, несмотря на последствия. Это только несколько случаев, где нам понадобится нравственная смелость. Помните, что более всего нам нужно будет смелости тогда, когда речь идет о правильном и истинном с преодолением страха перед последствиями.

    9. Честность

    Для успешной и высоконравственной жизни исключительно важным качеством является честность. Практически всех нас с детства учили основным нормам честности, так что мы знаем, что нельзя красть, обманывать и клеветать. Однако если мы не нарушаем эти запреты, нас нельзя назвать честными людьми, потому что можно быть нечестным и нарушая очень тонкие нравственные требования.

    Незаметные на первый взгляд нарушения сводятся к тому, что человек говорит неправду о возрасте ребенка, возвращает в магазин купленную вещь, находя различные, не соответствую­щие действительности оправдания, старается купить товар по оптовым ценам обманным путем. Такой человек незаконно пе­реписывает видео и аудиокассеты, использует для себя лживые оправдания, преувеличивает факты, не торопится возвращать деньги или товар, который попал к нему по ошибке, не дает ис­тинного объяснения своим ошибкам или поведению. Мы нечест­ны всегда, когда пытаемся обмануть других людей или пытаемся произвести ложное впечатление, даже если используем для этого особый тон голоса или приподнятую бровь.

    Тонкие формы обмана обычно имеют место тогда, когда речь идет о деньгах, когда мы боимся унижения или каких-либо неудобств. Чтобы побороть в себе склонность к любым формам обмана, нам следует повысить нашу систему ценнос­тей. Говорите себе, что честность дорого обходится, но она того стоит. Будьте готовы заплатить за нее цену деньгами, Дискомфортом или даже унижением. Примите решение жить честной жизнью независимо от цены. Делайте только то, что правильно, и не думайте о последствиях. Какими бы ни были последствия, честность вознаграждается в тысячи раз, вы при­обретаете силу характера и вносите в успех своей жизни ог­ромный вклад.

    10. Целомудрие

    Целомудрие означает сексуальную чистоту, отказ вступать в какие-либо интимные взаимоотношения, кроме законного брака, нежелание иметь нечистые мысли или поступать нечес­тно. Непристойность означает блуд, супружескую измену, го­мосексуализм и любые сексуальные акты вне законных связей. Блуд — это интимные взаимоотношения неженатых людей, а супружеская измена — это вступление женатого человека в сек­суальную связь с кем-то другим. Гомосексуализм означает сексу­альную связь двух людей одного пола.

    Сексуальная аморальность — проблема древняя, она отно­сится к началу времен. Пророки во все века выступали против этого преступления, называя его мерзостью и предупреждая о грозных последствиях такого греха. Люди продолжают вести непристойный образ жизни и в современном обществе, но по­явилась новая опасность: сторонники скверны требуют, чтобы общество признало их грехи как приемлемый образ жизни.

    В наш век появились люди, которые утверждают, что нет ни­чего плохого в сексуальной аморальности, если двое взрослых людей выражают свое согласие на это. Они обвиняют общество в том, что оно пытается вызвать в них чувство вины, и требуют признания их греховной практики, чтобы облегчить боль оби­женной совести. Они игнорируют вред, который они тем самым причиняют и себе, и обществу.

    Вред сексуальной аморальности

    1). Грех в глазах Бога. «Не прелюбодействуй» было написано на каменных скрижалях, данных сынам Израилевым. Это пове­ление много раз повторяется в Писании. Сексуальная распущен­ность считалась серьезным грехом, который в определенный период развития человечества наказывался смертью. В глазах Бога этот грех остается по-прежнему очень серьезным.

    2). Распущенность отвлекает. Сексуальная распущенность отвлекает человека от работы, а женщину — от ее преданности семье. Когда ее интересы и силы сосредоточены на аморальном, она уже не способна достойно выполнять свой долг. В результате она не способна достичь успеха во многих областях жизни.

    3). Испорченные отношения. Связи, установленные вне брака, могут привести к испорченным отношениям и разрушению се­мьи. Были случаи, когда несколько семейных пар организовывали сексуальные оргии, в результате чего многие семьи распадались. Таким образом многим людям был нанесен огромный вред.

    4). Психические болезни. Мы все живем под действием духов­ных законов, которые установил Сам Бог. Когда мы совершаем аморальный поступок, мы вступаем в противоречие с духовны­ми законами, в результате чего у нас возникает чувство вины и нервно-эмоциональный срыв. В связи с этим я опять хочу при­вести высказывание доктора Макса Левина, психиатра, которого я упоминала в предыдущей главе: «Не может быть психического здоровья при отсутствии высоких нравственных стандартов».

    Когда человек совершает аморальные поступки в течение определенного времени, его совесть черствеет и чувство вины приглушается. Очерствевшая совесть уничтожает самые тонкие, самые благородные элементы человеческого духа. Когда совесть человека перестает тревожить его, она уже не действует как пре­дупреждающий сигнал. Человек погрязает в других соблазнах, впадая в один грех за другим.

    5). Утрата Духа Божьего. Люди, совершающие аморальные поступки, отдаляются от Бога и утрачивают Дух Божий. Отчуж­дение от общения с небесным Отцом — ужасающая утрата. Дух Божий необходим абсолютно всем нам для водительства и до­стижения успеха в жизни, для помощи в принятии мудрых ре­чений, разумного планирования и правильного суждения. Ко­гда мы утрачиваем Дух Божий, мы обречены на блуждание по темным путям этой жизни в полном одиночестве. Тогда во всех сферах жизни нас могут ожидать только неудачи.

    6). Вечное наказание. В Первом послании к Коринфянам (6:9) читаем: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не на­следуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... — Царства Бо­жия не наследуют». Как сказано в Книге пророка Малахии (3:5), Иисус Христос в день Своего второго пришествия «будет ско­рым обличителем чародеев и прелюбодеев». Не совсем понятно, почему Бог особенно ненавидит сексуальные грехи, но в Своих возвышенных целях Он неуклонно следует этим твердым при­нципам.

    7). Падение народов. И вновь я цитирую из книги моего мужа «Мап оГ 5гее1 апс! Уегге!» («Человек из стали и бархата»): «Величай­шей угрозой для любой нации является безнравственность и осо­бенно сексуальная распущенность. Как Самсон сдвинул столбы в языческом храме, до основания уничтожив и храм, и находящих­ся в нем людей, так и распущенность приводит к ослаблению, а затем и к полному уничтожению всей цивилизации. Сексуальная распущенность была главной причиной распада Римской импе­рии, Греции, Персии, Вавилона, Содома и Гоморры, других го­родов и цивилизаций. Сегодня именно она в особенной степени угрожает Америке, как и другим странам, вытесняя по своей гло­бальности остальные проблемы. Собственно, именно она вызы­вает остальные проблемы. Следует всеми силами бороться про­тив безнравственности и бежать от нее, как от величайшего врага человечества, хотя бы ради любви к родине и любви к жизни. Она может отнять у нас все самое любимое и дорогое».

    Эта тема имеет самое непосредственное отношение к греху порнографической литературы, чувственной музыки, порно­графических фильмов и пьес. Все это тоже вносит хаос и раз­рушение в человеческий дух. Люди, раскрывающие свою душу для воздействия эротического влияния, преступают духовные законы и вносят в себя диссонанс. Если прекрасная музыка, ли­тература и искусство способны оказывать на человечество бла­гоприятное воздействие и облагораживать наш дух, то дурная литература, музыка и искусство оказывают на него разрушаю­щее действие.

    Этим я завершаю наш разговор о качествах характера. Есть другие добродетели, присущие человеческому характеру. Мы перечислили самые главные. Для того чтобы изучать эту тему дальше, осознайте основные слабости человеческой натуры, свойственные всем людям, все человеческие недостатки, которые задерживают наш прогресс, не позволяя нам радоваться миру, счастью и успехам.

    Человеческие слабости

    В данном разделе я хочу обратить ваше внимание на опреде­ленную категорию человеческих слабостей, а именно, слабостей, свойственных верным. Под верными я имею в виду добрых лю­дей, которые ходят в церковь, платят десятину, ведут честную, порядочную и нравственную жизнь. Это не блудники, они вер­ны своим супругам и любят детей. И все же верные имеют опре­деленные недостатки, которые вызывают проблемы и мешают им достичь успехов во многих областях жизни. Вот самые рас­пространенные слабости:

    1. Лень.

    2. Эгоизм.

    3. Отсутствие дисциплины.

    4. Критическое отношение к другим людям.

    5. Неспособность во всем полагаться на Бога и зависеть от
      Него.

    6. Жадность.

    7. Высокомерие.

    Существуют общечеловеческие слабости, присущие всем нам. Если вы задумаетесь над этим, вы увидите, как эти качества способствуют возникновению многих проблем и удерживают нас от успеха в наиболее важных сферах повседневной жизни.

    Как формировать достойный характер

    Достойный характер приобрести можно так же, как приоб-эетается все достойное, а именно усердием и старанием. Но что асается характера, невозможно достичь сколько-нибудь замет­ных успехов без ежедневной молитвы. Цели слишком высоки, а силы зла слишком могущественны, чтобы мы могли достичь успеха без водительства и силы Духа Святого. Вы можете стать хорошим пианистом, теннисистом или оратором одним своим трудом, но формирование благородного характера без помощи Святого Духа — вещь невозможная.

    Когда вы приглашаете Святого Духа в свою жизнь, вы одно­временно, сами того не осознавая, приобретаете сопутствующие добродетели. Апостол Павел обещал нам: «Плод же духа: лю­бовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Вот почему люди, обращающиеся к Богу, меняются так быстро и уже не чувствуют расположения к злым делам.

    Можно ли приобрести хороший характер?

    Не думайте, что прекрасный характер — вещь недосягаемая. Характер человека можно изменить и преобразить. Он по опре­делению должен развиваться и расти. Мы до конца не знаем, что есть в нашем характере. В большей или меньшей степени наш характер — это зона, до конца не исследованная. Мы хорошо знаем только те качества, которые лежат на поверхности, однако мы воображаем, что знаем себя. Когда наступает кризис, когда мы остаемся один на один с серьезными проблемами, или когда с нашими любимыми случаются несчастья, или же на нас ложится нешуточная ответственность, из глубины нашего естества по­являются такие качества характера, о которых ни мы, ни другие люди даже не подозревали.

    «Но, — скажете вы, — я обыкновенный человек с существен­ными недостатками. Я не могу мечтать о том, чтобы быть вопло­щением различных добродетелей. Я никогда не надеялась со сво­им обычным характером вызывать в людях особое почтение». Но действительно ли вы далеко отстоите от такого почтения? Может быть, вы в прошлом ничего не сделали, что заслуживало бы столь высокое уважение, но как знать, что вы сможете сделать в будущем.

    Посмотрите на миллионы обычных женщин, которые ста­ли самыми выдающимися мамами в мире. Или вспомните жен, которых их мужья черпали вдохновение, помогавшее им до­чь успехов и величия. Когда-то они были обыкновенными молодыми женщинами, в которых никто из посторонних не увидеть благородства характера. Позже они стали велики­ми матерями и женами. В каждой из нас есть семена прекрасно­го характера, нужно только поверить в себя и работать ради его

    формирования.

    Княжна Марья

    В классическом романе «Война и мир» есть пример исклю­чительно добродетельной женщины. Княжна Марья жила со своим престарелым отцом, который вел себя настолько гру­бо, что Марья каждое утро крестилась и молилась, прежде чем приветствовать отца. Каждый день он преподавал ей геометрию. «.. .И видно было, что она ничего не понимает и боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были... У княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах, и только думала о том, как бы ей уйти поскорей из кабинета и у себя на просторе понять задачу.

    Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, делал усилие над собой, чтобы не разгорячиться, и поч­ти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадь. Княжна ошиблась ответом.

    - Ну, как же не дура! — крикнул князь...

    Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, ис­пуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым...»

    Отец старился, и с ним было все труднее, но княжна Марья терпела все это со спокойным духовным смирением, не обвиняя его, но по-прежнему любя. Позже, когда она думала, что он уми-Рает, она села у окна, пытаясь представить, что значит почувст­вовать себя свободной от его гнета, но затем упрекнула себя за такие нечестивые мысли.

    У Марьи были большие, лучистые глаза, но невзрачное лицо и тяжелая поступь. Из-за ее печального болезненного вида мужчины не чувствовали к ней влечения. Она думала, что никогда не выйдет замуж, но вдруг ее жизнь приняла неожи­данный оборот.

    Во время войны, когда они были вынуждены бежать, слуги отказались помочь ей. Она оказалась в трудном и даже опасном положении. Она обратилась в находившийся поблизости полк за помощью. Командир полка Николай Ростов услышал о ее прось­бе и пришел на помощь. Княжна Марья сидела беспомощно в большой гостиной, когда туда вошел Николай.

    «Увидав его русское лицо и по тому, как он вошел, и по пер­вым сказанным им словам признав за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и на­чала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голо­сом. Ростову тотчас представилось что-то романтическое в этой встрече. „Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то стран­ная судьба толкнула меня сюда", — думал Ростов, слушая ее и глядя на нее. „И какая кротость, благородство в ее чертах и вы­ражении!" - думал он, слушая ее робкий рассказ... У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица».

    И далее.

    «Она протянула ему свою тонкую нежную руку и загово­рила голосом, в котором первый раз звучали новые, женские, грудные звуки. Мадемуазель Воипеппе, бывшая в гостиной, с недоумевающим удивлением смотрела на княжну Марью. Сама искусная кокетка, она не могла бы лучше маневрировать при встрече с человеком, которому надо было понравиться... Ежели бы княжна Марья в состоянии была думать в эту минуту, она еще более чем мадемуазель Воипеппе удивилась бы перемене, происшедшей в ней...

    В первый раз вся та чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Все ее внутеннее недовольство собой, работа ее страдания, стремление к обру> покорность, любовь, самопожертвование, — все это све-илось теперь в этих лучистых глазах, тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица.

    Ростов увидал все это так же ясно, как будто он знал всю ее жизнь. Он чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которых он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам...

    Николай был поражен той особенной, нравственной красо­той, которую он в этот раз заметил в ней. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд и главное — эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия».

    После того как они поженились, Марья стала вести дневник, в котором «записывалось все то из детской жизни, что для мате­ри казалось замечательным, выражая характер детей или наво­дя на общие мысли о приемах воспитания. Это были большею частью самые ничтожные мелочи; но они не казались таковыми ни матери, ни отцу, когда он теперь в первый раз читал этот дет­ский дневник... Николай оставил книжку и посмотрел на жену. Лучистые глаза вопросительно (одобрял или не одобрял он днев­ник?) смотрели на него. Не могло быть сомнения не только в одобрении, но в восхищении Николая перед своей женой.

    „Может быть, это не нужно было делать так педантически; может быть и вовсе не нужно", — думал Николай, но это неус­танное, вечное, душевное напряжение, имеющее только целью нравственное добро детей, восхищало его. Ежели бы Николай мог сознавать свое чувство, то он нашел бы, что главным осно­ванием его твердой, нежной и гордой любви к жене было всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным Николаю, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена.

    Он гордился тем, что она так умна, и хорошо осознавал свое ничтожество перед нею в мире духовном, и тем более радовался тому, что она своей душою не только принадлежала ему, но со­ставляла часть его самого.

    - Очень и очень одобряю, мой друг, — сказал он со значи­тельным видом...

    Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть по­койна. На лице ее выступило строгое выражение затаенного, высокого страдания души, тяготившейся телом. Николай пос­мотрел на нее: „Боже мой, что с нами будет, если она умрет, как это мне кажется, когда у нее такое лицо", — подумал он и, встав перед образом, стал читать вечерние молитвы».

    Черты характера

    1г

    1. Сдержанность и умение контролировать себя.

    2. Бескорыстие.

    3. Милосердие.

    4. Смирение.

    5. Ответственность.

    6. Усердие.

    7. Терпение.

    8. Нравственная устойчивость.

    9. Честность.
      10. Целомудрие.

    Задание

    Проведите исследование своего характера. Перечислите сильные и слабые стороны.

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта