Главная страница

Хип-хоп как культурный феномен ХХ века. Хип-х0п1. Хипхоп как культурный феномен хх века


Скачать 17.89 Kb.
НазваниеХипхоп как культурный феномен хх века
АнкорХип-хоп как культурный феномен ХХ века
Дата18.07.2022
Размер17.89 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаХип-х0п1.docx
ТипДокументы
#632725

Хип-хоп как культурный феномен ХХ века

XX век является периодом многочисленных новшеств в культуре и искусстве. Изменения в общественном сознании происходили по причине революций, мировых войн, технического прогресса и др. Как известно, искусство является одним из способов отражения действительности. Таким образом в XX веке появляется множество направлений и движений в культуре и искусстве, например, авангардизм, футуризм, супрематизм, экспрессионизм, рок, джаз, хип-хоп и др. Современные культурологи рассматривают хип-хоп, как субкультуру.

Г. В. Осипов и Л. Н. Москвичев толкуют субкультуру, как «понятие, характеризующее культуру социальных или демографических групп, отличающуюся от господствующей культуры» [1, c. 510]. Действительно, субкультуру, как правило развивает молодежь или какой-либо социальный класс. Первоначально, формируется мировоззрение, которое в некоторых случаях выражается через искусство. Одним из результатов формирования, отличающегося от господствующих культурных норм является Хип-хоп.

Рассмотрим историю появления данной субкультуры. Район города Нью Йорк Южный Бронкс, являясь одним из самых криминальных районов мира в 70-е годы XX века, стал местом рождения хип-хопа. Данный период характеризуется, как время борьбы афроамериканцев за свои права (период террористического политического движения «Чёрные пантеры»). Находясь в криминальной среде, афроамериканские подростки бедных слоев населения через творчество пытались представить свои мечты, быт, мировоззрение, идеи. Отличительной чертой первых творческих продуктов была агрессия и недовольство действиями властей.

Одним из основоположников субкультуры стал Лэнс Тейлор (сценический псевдонимом Afrika Bambaataa). Тейлор был членом банды «Чёрные Пики», которая являлась самой большой по численности в городе. Неформальная организация брала на себя функции правопорядка на занимаемой территории, но в тоже время принимала участие в криминальных противостояниях с другими бандами. Следует отметить, что Лэнс Тейлор занимался творчеством и одно из его сочинений выиграло конкурс, после чего он отправляется в Африку, где происходит изменение его мировоззрения. По приезду в Южный Бронкс он собирает команду единомышленников из разных, и на тот период не связанных между собою направлений: би-боев (людей, танцующих Брейк данс), граффитчиков / райтеров (уличных художников), диджеев и начинает продвигать хип-хоп культуру, основанную уже на идеях борьбы против расизма.

Лэнс Тейлор выступает против насилия, также в своем творчестве он закрепляет ценности хип-хопа, которые по его мнению основываются на мире, любви, толерантности и позитивном времяпрепровождением. Благодаря его авторитету и творчеству криминальные группировки перешли на мирные варианты решения конфликтов. Следует сделать вывод, что идеи, цели и мировоззрение представителей хип-хопа трансформировались в гуманистичную сторону, тем самым их творчество возможно спасло жизни враждующих сторон. Действительно, данная субкультура зародилась как протест против власти, затем стала элементом криминальной жизни неблагополучных районов, но в итоге становится инструментом конструктивного диалога между людьми или бандами. Отметим, что творчество представителей хип-хоп культуры следует также считать, как мнение темнокожей части населения на действия властей.

В 80-е - 90-е годы развиваются различные направления данной субкультуры в хореографическом, музыкально-исполнительском, изобразительном видах искусств. Рассмотрим каждое направление отдельно.

Хореография – брейкинг. Является одним из зрелищных и динамичных направлений в Хип-хопе, которое впитало в себя стили танцев различных регионов планеты. Следует отметить, что в основе хип-хоп танца лежат акробатические движение. На развития данного направления повлияли популярные в то время фильмы, с участием легендарного мастера восточных единоборств Брюса Ли. Яркими представителями стиля на первом этапе развития стали «Нью Йорк сити брэйкерс» и «Рокстеди крю».

Музыкально-исполнительское искусство, которое в свою очередь делится на ди-джеинг (инструментальное, звукорежиссерское, композиторское творчество) и рэп (поэзия), неразрывно связанные между собой. Главным представителем и основоположником рэпа является ди-джей Кул Херк, который на своих вечеринках включал ломанные ритмы африканских племён, ямайские мотивы, соул, джаз, тотл тазе, ритм эн блюз, фанк. Позже, на эти же ритмы творческие единомышленники на сцене стали накладывать свои четверостишия и постепенно появился рэп.

Изобразительное искусство – граффити. Т. Н. Курбатова и Р. С. Васильева толкуют данное направления как «визуальное послание в форме несанкционированного рисунка или надписи в городском пространстве, обращенное внутрь граффити сообщества либо рассчитанное на любого случайного реципиента в зависимости от типа коммуникации и мотива создания» [1, с. 25]. Данное направление хип-хопа зародилось и продолжает существовать как противоправное деяние, но следует отметить, что с популяризацией субкультуры проводятся официальные соревнования, конкурсы данного направления уличного искусства. Следует отметить, что некоторые государственные или муниципальные структуры дают официальные разрешения на деятельность рейтеров (авторов граффити), например в рамках благоустройства городской территории, спортивных площадок и т.п. Существует практика найма коммерческими организациями представителей направления для нанесения граффити.

Представители хип-хопа выделяют такое направление субкультуры как «знание» или «философия Хип-хопа». Ими выдвигаются такие тезисы как: саморазвитие и постоянное обучение с помощью старших товарищей, любая дуальность и конфронтация в культуре может быть только полевой и шуточной, одна любовь к Хип-хопу может объединять враждующие народы и даже страны, при грамотной интерпретации. Следует отметить, что не все представители хип-хопа поддерживают вышеуказанные тезисы, выражая противоположные положения в своем творчестве.

Рассмотрев основные направления хип-хопа, мы обратимся к истории развития творческой составляющей данной субкультуры.В конце 80х начале 90х появляются новые жанры музыкально-исполнительского направления хип-хопа, такие как: гангста-рэп, джи-фанк, джаз-рэп, рэп-рок (альтернативная музыка) и другие. Рэп исполнители в данный период обращаются к афроцентристским и политическим темам, также в текстах прослеживается тематика насилия и употребления наркотиков. С развитием цифровых музыкальных инструментов и возможностей звуковой аппаратуры хип-хоп исполнители применяют в своем творчестве «сэмпловость». В США начинается творческая конкуренция между хип-хоп представителями западного и восточного побережий страны, которое положительно повлияло на развитие хип-хоп культуры в плане творчества. Средства массовой информации определили данный период как золотой век хип-хопа.  

Отметим, что творческие разногласия между восточным побережьем и западным переходили в криминальные ситуации (перестрелки, убийства, нападения и т.д.). Отражение данной действительности мы находим в творчестве, например появляется такой жанр как «beef», который представляет из себя музыкальные композиции под названием «diss», содержащие оскорбления и негативное отношение к оппоненту. После убийства Тупака Шакура между враждующими сторонами было подписано мировое соглашение, далее начинают проводиться совместные концертные туры представителей обоих побережий. Хип-хоп артисты начинают зарабатывать деньги на своем творчестве, строить бизнес. 

С началом нового тысячелетия хип-хоп вливается в общую культуру. На концертных площадках вместе с артистами эстрады выступают рэп-артисты, проводятся международные официальные конкурсы граффити, брейк-данс становится дисциплиной олимпийских игр и т. д. Следует отметить, что не все современные представители хип-хоп культуры комерциализируют свое творчество. Они считают, что хип-хоп – это философия жизни, то есть следует жить согласно тезисам «философии хип-хопа», как например, один из родоначальников русскоязычного рэпа Владислав Валов (Шеff) назвал одну из своих композиций «Rap music ради дела, а не ради денег».

Вышесказанное позволяет утверждать, что хип-хоп зародившись на улице в криминальных районах городов США как оппозиционное движение считавшихся в то время маргинальных групп населения, в итоге стал частью общей культуры. Отметим, что в настоящее время ученые социологи, историки, философы, культурологи, искусствоведы, психологи изучают хип-хоп культуру с научной точки зрения. Следовательно, если творчество становится популярным, одобренным обществом, законным, актуальным для изучения науки его следует считать частью господствующей культуры.
 Список литературы

Курбатова Т. Н., Васильева Р. С. Граффити: субкультура или вандализм / Т. Н. Курбатова, Р. С. Васильева // Психология и право. – М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2013. – С. 22-32

Осипов Г. В., Москвичев Л. Н., Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; С69 уч. секр. О. Е. Чернощек. — М. : Норма, 2008. — 608 с.


написать администратору сайта