Главная страница
Навигация по странице:

  • «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

  • КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине«История мировой культуры» Тема курсовой работы:«Стоунхендж как историко-культурный феномен»

  • Актуальность.

  • Объект курсовой работы: Стоунхендж – кромлех, находящийся в графстве Уилтшир в Англии рядом с городом Солсбери. Предмет исследования

  • Цель работы

  • Историография.

  • Структура работы.

  • Глава I . История изучения Стоунхенджа

  • Этруски. Стоунхендж как историкокультурный феномен


    Скачать 2.12 Mb.
    НазваниеСтоунхендж как историкокультурный феномен
    АнкорЭтруски
    Дата18.05.2022
    Размер2.12 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаtolmachev_mz-121_kursovaya_30_04_2022_redaktsia_konechnaya.docx
    ТипКурсовая
    #537611
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Владимирский государственный университет
    имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)


    Гуманитарный институт
    Кафедра истории, археологии и краеведения


    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине
    «История мировой культуры»

    Тема курсовой работы:

    «Стоунхендж как историко-культурный феномен»

    Выполнил:
    ст. группы МЗ-121
    Толмачев Г.В.
    Проверил:
    канд. ист. наук,
    старший преподаватель,
    Плеханова А.С.
    Содержание

    Введение …………………………………………………....................

    3

    Глава I. История изучения Стоунхенджа ……………………………

    7

    Глава II. Теории возникновения и предназначения Стоунхенджа как историко-культурного феномена ……………………………….


    21

    2.1. Теории возникновения Стоунхенджа ………………….

    21

    2.2. Теории о предназначении Стоунхенджа ……………….

    29

    2.3. Роль Стоунхенджа как историко-культурного феномена

    в современной культуре ……………………………………..

    42

    Заключение ……………………………………………………………

    45

    Список использованных источников и литературы ……………….

    46

    Приложение…………………………………………………………...

    49


    Введение

    Стоунхендж (англ. Stonehenge [ˈstəʊnˌhendʒ]) - каменное мегалитическое сооружение (кромлех1) в графстве Уилтшир (Англия) внесённое в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона, примерно в 3,2 км к западу от Эймсбери и в 13 км к северу от Солсбери.

    Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров2. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. Стоунхендж передан британской короной в управление «Английскому наследию», тогда как ближайшие окрестности принадлежат Национальному фонду. История изучения мегалита насчитывает собой более трех сотен лет, начиная с попыток датировки его построек Иниго Джонсом в XVII веке. А изображения этой постройки можно наблюдать и в более ранний период – в промежуток между 1573 и 1575 годами был создан набросок Стоунхенджа акварелью рукой Лукаса де Хере. Фламандского писателя, художника и поэта, книги которого являются ценным ресурсом для изображения одежды XVI века.
    Актуальность. История изучения Стоунхенджа насчитывает собой около четырехсот лет с момента, когда Иниго Джонс попытался идентифицировать время постройки данного археологического памятника. Стоунхендж стал предметом множества теорий и исследований, а также большого количества баек. Вопросы по поводу происхождения данного объекта остаются открытыми до сих пор, а у ученых так и нет единого мнения для чего использовался Стоунхендж. Исследование Стоунхенджа является актуальным для современной науки, так как данный мегалит хранит в себе множество тайн, изучив которые можно будет составить более точное представление о жизни и обычаях древних бриттов. Так, например, точно неизвестно для чего и как был построен этот грандиозный памятник первобытного искусства, однако его изучение дало понять то, что древние строители имели понятие о небесных явлениях.

    Объект курсовой работы:

    Стоунхендж – кромлех, находящийся в графстве Уилтшир в Англии рядом с городом Солсбери.
    Предмет исследования – Стоунхендж как историко-культурный памятник первобытного искусства.
    Цель работы - рассмотреть Стоунхендж как историко-культурный феномен.

    Для достижения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть историю создания и изучения Стоунхенджа

    2. Изучить и провести сравнительный анализ различных теорий о происхождении и назначении данного мегалитического сооружения.

    3. Анализ влияния Стоунхенджа на современную культуру.

    Историография. Изучением Стоунхенджа занимались многие ученые и исследователи, начиная примерно с XVII. Одной из первых письменных работ, посвященных Стоунхенджу, является книга Иниго Джонса «Самая замечательная древность Великобритании», именуемая в просторечии «Стоун-Хенг», восстановленная». В своей работе он исследовал и описал Стоунхендж с точки зрения его архитектуры и предложил выводы о тех кто мог быть строителем Стоунхенджа.

    В XVIII веке наиболее подробно проблему постройки и предназначения мегалита была раскрыта Уильямом Стьюкли в его работе «Стоунхендж, храм, восстановленный британскими друидами»3. В ней Стьюкли утверждает, что Стоунхендж, благодаря их знаниям и мудрости, построен друидами. Использовался в качестве капища (храма), а так был своеобразным календарем.

    Достаточно ярко исследования Стоунхенджа отражены в работах Джеральда Хокинса, Джона Уайта, Ричарда Аткинсона, а также Питера Брауна. Работая над данной темой, как основные источники я использовал литературу этих авторов. В книгах «Стоунхендж и Эйвбери» Ричарда Аткинсона4 и «Разгадка тайны Стоунхенджа» Дж. Хокинса и Дж. Уайта5, в основном, описывается процесс постройки мегалита, освещаются как исследования, так и версии о том, как и кем мог быть возведён данный мегалит. Книги «Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория двадцатого века» Дж. Хокинса и «Стоунхендж. Загадки Мегалитов» Питера Брауна6 раскрывают предназначение Стоунхенджа, в них подробно изложены теории о предназначении Стоунхенджа, для каких целей он служил людям.

    В настоящее время, современными учеными изучение этого древнего мегалита продолжается, и иногда в своих исследованиях, они находят больше вопросов, чем ответов.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из нескольких частей: введения, основной части (двух глав), заключения, списка литературы и приложения.

    Во введении сформулирована проблема, поставлены цели и задачи, выявлены предмет и объект исследований, указан краткий обзор используемой литературы.

    В первой главе описывается процесс изучения постройки Стоунхенджа и его этапы, а также исследуется возраст мегалита. Во второй главе представлены теории о природе происхождения и назначения мегалитического сооружения, а также влияние Стоунхенджа на современную человеческую культуру.

    В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.

    В список используемой литературы и источников входят: первоисточники, книги (бумажные и электронные), статьи из журналов и периодических изданий, электронные ресурсы.

    В приложении представлены изображения этапов строительства Стоунхенджа, кадры из кинофильмов, фотографии памятника и мероприятий вокруг него.


    Глава I. История изучения Стоунхенджа

    Одно из самых первых зафиксированных исследований этого кромлеха было произведено в первой половине XVII века британским архитектором Иниго Джонсом. В начале века Стоунхендж посетил король Англии Яков I Английский и поразился величием данного монументального сооружения. Он повелел известному архитектору нарисовать план и установить, как было построено сооружение. Записи самого Иниго не дошли до нас, однако в 1655 зять Джонса – Джон Уэбб опубликовал книгу «Самая замечательная древность Великобритании, именуемая в просторечии «Стоун-Хенг», восстановленная», хотя также можно найти информацию о том, что это книга самого Иниго Джонса. В этой книге, очевидно, были опубликованы уже структурированные записки Иниго, так как в самой книге было написано «беспорядочные записки», намекая на то, что Джонс не уделил должного внимания на описание кромлеха.

    В книге можно найти, как описание мегалита, так и изъяснение Джонса по поводу того, кто приложил руку к созданию каменного гиганта. Он похвалил это сооружение за «редкостную выдумку... прекрасные Пропорции», объявил, что оно «изящно по Ордеру... величественно по виду», и перешел рассмотрению различных кандидатов, которые могли быть его предполагаемыми строителями, отметая всех кандидатов (друидов, древних бриттов и Мерлина) в конце рассуждения. Аргументация архитектора строилась на том, что друиды славились своими созидательными наклонностями, но никак не ремесленными; о древних жителях Британии Джонс выразился следующим образом: «Что касается ранних «британцев», то они были «диким и варварским народом, не знавшим вовсе употребления одежды... не обладающим знаниями... чтобы воздвигать величественные здания или же столь замечательные со­оружения, как Стоунхенг...». Про последнего из кандидатов Джонс выразился и вовсе совсем кратко. Он назвал легенду о перенесении камней Мерлином из Ирландии «праздной выдумкой» и поставил на этом точку. В противовес этим претендентам на честь создания Стоунхенджа Иниго поставил древних римлян, утверждая, что строение являлось храмом для поклонения богу неба Целу7.

    Иниго Джонс считал, что Стоунхендж был построен римлянами в те времена, когда они начали интервенцию на земли бриттов. Джонс

    аргументировал свои выводы тем, что римляне на момент высадки в Британии были весьма развитой цивилизацией с понятиями в инженерии, искусстве и многих других областях. Кроме того, автор указывал на то, что подобный стиль построек присущ Риму (очевидно, имелись ввиду храмы похожие на толос из-за круговой постройки), а также, что римляне для постройки Стоунхенджа избрали как архитектурный стиль - Тосканский ордер. Именно эти тезисы были приведены архитектором, как аргументы в пользу римского происхождения мегалита. На вопрос о том, почему же тогда о подобном грандиозном строительстве не было упоминаний у римских историков, Иниго отвечал так: «их Историки вовсе не описывали каждую постройку или деяние Римлян, иначе сколь обширными были бы их труды!».

    Также стоит отметить и то, как автор пояснил назначение кромлеха. Как уже было сказано выше, по мнению Джонса, сооружение было храмом поклонения богу неба Целу. Подтверждением данной гипотезы, по его мнению, было то, что:

    - вокруг Стоунхенджа были найдены им черепа быков либо же волов, а также головы других неназванных животных, которые издревле приносились в жертву богу;

    - строение было круглым, что символизировало круглую форму Земли, сооружение находилось под открытым небом, а сами камни походили формой на языки пламени – проекцией небесной стихии.

    В эпоху Возрождения герцог Бекингемский Джордж Вильерс (20.08.1592г. - 23.08.1628г.) настолько заинтересовался монументом, что начал его изучение. Писатель Джон Обри (1626г. – 1697г.) рассказывает в своей книге «Древности и фольклор»: «...в 1620 году, когда король Джеймс8 был в Вильтоне, герцог приказал начать раскопки в центре Стоунхенджа, и этот подкоп привел к падению огромного камня». Это первое упоминание в литературе об объекте, известном сейчас как громадный центральный трилит9. Обри также сообщает, что во время раскопок: «они нашли большое количество костей оленей и быков, древесных углей, наконечников стрел и некоторые части железных доспехов, изъеденных ржавчиной. Кости человеку». Обри сообщает нам, что, по словам Филиппа, графа Пемброка, каменный алтарь, обнаруженный в центре этого места, был отвезен во дворец Святого Иакова. Другой летописец, Джон Камден, так говорит об этом в своих записях: «место, где были выкопаны кости человека».

    Джон Обри, один из величайших ранних историков Стоунхенджа, родился в Истон-Перси, расположенном неподалеку от Стоунхенджа. Он рассказывает, что в молодости любил заниматься изучением древностей и особенно равнин Солсбери и Стоунхенджа. Он был влиятельным человеком, членом Королевского Лондонского общества и другом самого короля Англии Карла II (Чарльза II). В 1663 году, по поручению Чарльза II, он вновь посетил Стоунхендж и приступил к работе над MonumentaBritannica (1663г.—1693г.), этот труд был нетипичным для своего времени. Автор стремился распространить эмпирические методы исследования на знание о прошлом. Обри предложил метод «сравнительных древностей», основанный на теологической предпосылке. Обри, сопоставляя постройки римлян, германцев и скандинавов, пришёл к выводу, что памятники относятся к более древним временам, и отнёс их ко временам друидов. Обри был одним из первых, кто осознал огромную длительность исторического времени, и пришёл к выводу, что оно выходит за пределы библейской хронологии. С того времени в общей схеме событий стал присутствовать характерный фольклорно-фантазийный друидский элемент. Однако труд Обри Monumenta Britannia (рукопись которого сейчас находится в Бодлеанской библиотеке Оксфорда) никогда не был опубликован из-за недостаточного интереса в то время широкой публики к историческим открытиям. В своей рукописи Обри рассказывает: «Существует несколько книг о Стоунхендже, написанных сведущими людьми. Они сильно отличаются друг от друга, одни предлагают одно, другие – другое...» Обри предположил, что Стоунхендж и другие монументы округлой формы, которые он изучил, «являются храмами друидов». Применяя сравнительный метод в археологии, он писал: «Когда путешественник проезжает на лошади мимо руин монастыря, он узнает по характеру строений часовню, кельи и т. д. и понимает, что это был монастырь, но по одному лишь их виду он не может судить, какого ордена – бенедиктинского, доминиканского и т. п. Отсюда следует вывод, что все монументы, которые я перечислил, были храмами. Из этого я делаю вывод, что друиды были самыми возвышенными жрецами или орденом, а такие древние монументы, как Эйвбери, Стоунхендж, Керринг, Друидд и т. д. были храмами жрецов самого возвышенного ордена друидов, поэтому вполне можно предположить, что Эйвбери, Стоунхендж и т. п. такие же древние, как и те времена...» Обри допускает, что его теория лишь предположение, и делает забавный вывод: «...и хотя я не вывел это на белый свет, я все же вывел это из полной темноты в легкий туман, и в этом эссе пошел дальше, чем кто-либо до меня». Расплывчатость своих суждений он оправдывает следующим замечанием: «Эти древности настолько стары, что ни в каких книгах о них не упоминается, поэтому определить их возраст можно только в сравнении с другими древностями, которые я обнаружил на месте, в этих самых монументах...» Отношение Обри к этому вопросу можно суммировать следующим латинским выражением: «Historia quoquo modo scripta bona est» («Как бы ни писалась история – это хорошо»). Обри конечно же нельзя обвинить в отсутствии юмора, когда он сообщает нам, что первый набросок этого текста «истрепался от времени и постоянного перелистывания, а сейчас мне кажется, что после многих лет забвения я вышел на свет, подобно призраку одного из этих друидов...». У Обри было множество друидских фантазий, например, он заметил, как обычные воробьи часто устраивают свои гнезда в естественных полостях, некоторых изъеденных непогодой сарсенов. В результате он выдвинул идею о том, что в пазах сочленений сарсенов-перемычек Стоунхенджа, возможно, были специально сделаны полости для гнезд священных птиц друидов.

    В 1666г. Обри обнаружил в Стоунхендже 5 необычных ям, заполненных измельченным мелом, которые археолог занес в свои записи. Однако, вплоть до ХХ века данная находка не принималась во внимание последующими исследователями. В настоящий момент насчитывается 56 лунок – 56 меловых ям, расположенных кольцом вдоль внутреннего вала и названных в честь Джона Обри Робертом Ньюолом в 20-х годах прошлого века10. Назначение этих ям непонятно, они относятся к наиболее ранним этапам строительства мегалита. Некоторые исследователи считают, что эти ямы имели какое-то отношение к астрономии и являлись частью огромной обсерватории, коей считают сам кромлех. Хотя Майк Питтс, один из археологов Стоунхенджа, утверждает, что на месте этих лунок вполне могли стоять и другие камни, входившие в состав Стоунхенджа и вынесенные впоследствии. По словам Майка Питтса лунки Обри были засыпаны за тысячелетия до того, как равнину посетил сам британский писатель. Данное утверждение подтверждается тем, что в лунках были найдены более поздние кремированные захоронения. Положение отверстий сегодня обозначено на месте Стоунхенджа белыми дисками, уложенными в землю. 56 лунок размещены по кругу диаметром 87,80 м вдоль внутреннего вала. Они имеют разные размеры: длиной от 60 см до 120 см, шириной от 80 см до 180 см, но расположены они четко на равном расстоянии друг от друга — 4,8 м. Археологи нумеруют их от 1 до 56, считая по часовой стрелке от более позднего Бойного камня на восточной стороне северо-восточного входа (см. Рисунок 1).

    Также не стоит забывать и об исследованиях Уильяма Стьюкли (07.11.1687г. - 03.03.1765г.), которые легли в основу дальнейших изучений мегалита. Стьюкли был известен под прозвищем «Архи-друид», так как приписывал сооружение Стоунхенджа и другие мегалитические сооружения - друидам. Уильям Стьюкли, в середине XVIII века, реконструировал расположение камней, все дальнейшие исследования вносили лишь незначительные коррективы. Работая вместе с известным английским астрономом Эдмундом Галлеем (29.10(08.11).1656г. - 14(25).01.1742г.), он предположил, что строители Стоунхенджа обладали знаниями о магнетизме, и ориентировали памятник по направлению на северный магнитный полюс. Стьюкли воспользовался имеющимися данными по смещению северного магнитного полюса; он полагал, что полюс перемещается с определенной закономерностью (сегодня считают, что северный магнитный полюс перемещается неравномерным образом). Стьюкли пришел к выводу, что Стоунхендж был построен в 460 г. до н. э., что на несколько тысяч лет позднее установленной в настоящее время даты.

    В книге британского астронома Джеральда Хокинса (20.04.1928г. – 26.05.2003г.) «Разгадка тайны Стоунхенджа» говорится, что строительство Стоунхенджа было растянуто на три этапа в период с 1900 годов до н.э. по 1600 годов до н.э., что примерно на тысячелетие позже, чем строительство пирамид в Гизе. Однако по современным результатам радиоуглеродного анализа можно судить, что мегалит из Англии строился примерно в тоже время, что и египетские пирамиды, а именно начиная 2600 годов до н.э. Но его постройка все равно была разделена на три этапа:

    1. Во время строительства Стоунхенджа I (именно так отмечается первый этап строительства. Второй и третий соответственно Стоунхендж II и Стоунхендж III) был устроен огромный земляной вал диаметром около 110 метров. По Хокинсу внешний вал имел 115 метров в диаметре и представлял собой земляную насыпь шириной в 2,5 метра и высотой до 80 см. Что интересно, так это наличие внутри самого вала или рва множественных костей животных – оленей, волов или же быков. Возможно, это указывает на то, что изначально Стоунхендж задумывался, как место, имеющее определенное сакральное значение для древних бриттов, так как животные могли использоваться для жертвоприношений. У вала есть два входа - один широкий, с северо-востока, и поменьше с южной стороны (см. Рисунок 1 и 2). Также именно на этом этапе были вырыты лунки Обри. Как уже было отмечено ранее, есть предположение, что лунки Обри не были описаны самим Обри, так как описанные им ямы были засыпаны за несколько тысяч лет до самого археолога.

    2. На втором этапе постройки по мнению Хокинса за работу взялись бикеры11 (Джеральд Хокинс в своем труде утверждал, что к постройке Стоунхенджа причастны все племена, жившие на территории Британии). Новые строители установили первый ансамбль мегалитов, или «больших камней». По меньшей мере 82 голубых камня, весом до пяти тонн каждый, были установлены двумя небольшими концентрическими кругами на расстоянии примерно 1,8 метра друг от друга и примерно в 10,5 метрах от центра внутреннего кольца. Круги из камней были вообще характерны для культуры бикеров, но ритуальный смысл подобных сооружений для ученых прошлого оставался совершенно не ясным. Двойной круг имел узкий вход с северо-восточной стороны, образованный разрывом между основными камнями и помеченный по обеим сторонам дополнительными камнями. Бикеры, кроме того, расширили старый вход между концами рва и валов примерно на 7,5 метров, срыв там валы и засыпав ров, и вывели от этого входа «Аллею» метров в 12 шириной, окаймленную параллельными валами и рвами. Эта окаймленная валами дорога, теперь почти бесследно исчезнувшая, первоначально тянулась от входа в Стоунхендж на северо-восток, километрах в трех от него сворачивая к реке Эйвон. Аллея, возможно, использовалась для доставки голубых камней от реки к месту постройки. Кроме того, стоит отметить и тот факт, что камни внешнего кольца устанавливались диагонально по отношению к камням внутреннего кольца, из-за чего Стоунхендж приобретал вид колеса с короткими спицами (см. Рисунок 3). Однако, не известно сколько должно было быть таких «спиц» и для чего они были сделаны. Видимо, строительство лучей было брошено внезапно, будучи не доведенными до конца. Сколько лучей намеревались установить строители? Первая оценка, опиравшаяся на их симметрию, дала число 38, но в 1958 г. была обнаружена самая интересная и самая загадочная деталь этого кольца - пустая теперь яма на его юго-западной стороне. Данная яма имеет достаточно большой размер, чтобы внутри нее можно было уместить большой, широкий и плоский камень, похожий на алтарь. Возможно, именно так эта яма и использовалась, учитывая тот факт, что углубление находится на главной Аллее и в центре мегалита. Недалеко от центра находится массивный камень, названный «алтарным»12. Предположительно он мог находиться в этой самой яме. Однако, может быть и так, что яма задумывалась как пустота, используемая для каких-либо иных целей. Как отмечает Хокинс, это значит, что число лучей предполагалось нечетным и близким к 38. По мнению Хокинса Стоунхендж II строился примерно столько же, сколько и Стоунхендж – то есть около ста лет.

    3. Третий этап был построен, судя по всему, племенем уэссекцев13. Данное племя вело широкую торговлю, а также занималось земледелием. Кроме того, Хокинс, ссылаясь на известного британского археолога Ричарда Аткинсона (22.01.1920г. - 10.10.1994г.), говорит о том, что заключительный этап постройки мегалита имел средиземноморское вдохновение. Аткинсон серьезно склоняется к этой теории: он указывает на то, что Стоунхендж уникален не только из-за своей уникальной планировки, но и по той причине, что это единственное сооружение из камня, которое было построено уэссекцами, кроме могильников, речь о которых пойдет ниже. Также автор придает немалое значение резьбе средиземноморского образца, которая была обнаружена на найденных топорах и кинжалах в захоронениях Стоунхенджа.
      Именно по этой причине Аткинсон утверждает, что Стоунхендж не является продолжением развития какой-либо местной строительной традиции и не очередным творением в ряду, а, как он выразился, "это Афина, явившаяся в полном вооружении из головы какого-то родителя и не знавшая детства". На основе этих рассуждений автор задает вопрос о том, что могла ли столь продуманная постройка возникнуть из ничего, говоря при этом о высоком техническом развитии и не менее тонких высокоразвитых идеях? Начатый двойной круг из голубых камней был разобран, а на практически том же месте были воздвигнуты камни из сарсена. Общее их кол-во около 81шт. Новые камни были добыты в тех же каменоломнях, что и Пяточный камень предыдущими строителями – в Малборо-Даунс. Новые камни были поставлены по совершенно иному принципу. Во-первых, вокруг центра сооружения была построена подкова из пяти трилитов (данный термин был введен в научный оборот в XVIII Стьюкли применительно к мегалитам специально для Стоунхенджа). Во-вторых, «подкова» была окружена 30-тью просто стоящими вертикально камнями, между которыми лежали горизонтально перекладины из камней. Подкова своим «входом» совпадала точно с осью старой постройки, которая шла от центра к точке восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Стоит отметить, что данный факт является одним из аргументов теории о том, что Стоунхендж является обсерваторией древних бриттов. Именно подкова из трилитов, кольцо с поперечными плитами и Пяточный камень являют нам тот Стоунхендж, который можно наблюдать в наши дни и который наблюдали исследователи прошлых веков. И, по мнению Хокинса, именно этот облик Стоунхенджа является его практически конечным видом.

    Нельзя обойти вниманием размеры и занимательные детали трилитов. Трилиты имели разную высоту – 6,0, 6,5 и 7,2 метра (включая перекладину), увеличивающуюся от северных концов подковы к ее середине. Центральный трилит был самым большим элементом во всей гигантской структуре Стоунхенджа. Его восточный камень имел длину (пока не упал и не разбился) 7,5 метра, а западный - 8,7 метра. Разница в их длине компенсировалось тем, что западный камень вкопали глубже. Восточный уходил в землю только на 1,2 метра; такая глубина была опасно мала, и строители, несомненно, это понимали, так как они оставили в нижней его части большой выступ, чтобы камень стоял прочнее (см. Рисунок 4).

    В настоящее время существуют несколько предположений о том, как древние жители острова могли воздвигнуть столь грандиозное и огромное сооружение. В наше время были проведены эксперименты, доказавшие, что десять древних людей могли перевозить камень весом в одну тонну с постоянной скоростью 1,6 км/ч. Так, Институтом археологии Университетского колледжа Лондона была проведена акция, в которой приняли участие десять студентов.

    «Все, что мы действительно можем сказать из подобных экспериментов, — это минимальное количество вовлеченных людей», — сказал организатор мероприятия Барни Харрис, доктор философии, студент Института археологии UCL, рассказал Live Science. «Мои предварительные расчеты привели меня к выводу, что потребуется немного больше людей. В том случае, когда я думал, что потребуется как минимум 15 человек, на самом деле нужно было только 10 человек».

    В своей книге «Стоунхендж и Эйвбери» археолог Ричард Аткинсон подробно описал методы земляных работ строителей прошлого, а также привел два рисунка с подробностями того, как при помощи системы блоков и рычагов доисторические люди могли и, скорее всего, воздвигали Стоунхендж (см. Рисунки 5, 6). Земляные сооружения, большие и маленькие, все, кажется, были построены с помощью простейших инструментов. Мел был разрыхлен «кирками», сделанными из рогов благородного оленя, многие из которых были найдены брошенными на дне канавы. Они использовались не как современная кирка, а как клин с рукояткой, кончик «кирки» вбивался в мягкую породу ударами молотка по задней части рукоятки, который затем поднимался, чтобы разбить мел на фрагменты14. Современные эксперименты с копиями этих древних инструментов показали, что двое мужчин, работающих по очереди, могут выкопать около четырех кубических ярдов (3 кубических метра) твердого мела в день, и что для каждой пары землекопов потребуется от двух до десяти носителей носильщиков, в зависимости от глубины канавы, чтобы убирать щебень в корзины и сбросить сбрасывать его там, где это необходимо.

    В эксперименте 1954 году копия голубого камня весом 14 тонн была помещена на простые деревянные сани и ее можно было просто поднять с уклоном примерно в 4°, группой из 32 школьников. Когда сани катались на роликах, а не просто по траве, численность буксировочной группы сократилась до 14 человек; и, несомненно, она могло быть уменьшена до 10, если бы были доступны ролики лучшего и большего размера. При такой скорости самому тяжелому камню в Стоунхендже весом около 50 тонн потребовалось бы не менее 100 человек, чтобы тащить его на роликах по ровной земле, и еще не менее 100 человек, чтобы положить ролики перед санями и не дать им сдвинуться в бок15.

    Так на современном плане Стоунхенджа мы можем видеть:

    1 - алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса;

    2 - курган без могил;

    3 - курган без могил;

    4 - упавший камень 4,9 метров в длину (Slaughter Stone — эшафот);

    5 - Пяточный камень (Heel Stone);

    6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане начала XIX века их положение указано иначе);

    7 - ров (канава);

    8 - внутренний вал;

    9 - внешний вал;

    10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон; сейчас эти валы едва различимы;

    11 - кольцо из 30-ти ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны;

    12 - кольцо из 30-ти ям, т. н. Z лунки;

    13 - кольцо из 56-ти ям, известные как лунки Обри (Aubrey holes);

    14 - малый южный вход (см. Рисунок 7).

    Таким образом, история самого Стоунхенджа насчитывает много сотен лет и представляет собой пищу для размышлений, а история изучения данного памятника насчитывает чуть больше четырех сотен лет, начиная с записей Иниго Джонса. Так что еще многое предстоит узнать о методах, которые были применены при постройке Стоунхенджа, его истории и его назначения.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта