Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Теории возникновения Стоунхенджа

  • 2.2. Теории о предназначении Стоунхенджа

  • Этруски. Стоунхендж как историкокультурный феномен


    Скачать 2.12 Mb.
    НазваниеСтоунхендж как историкокультурный феномен
    АнкорЭтруски
    Дата18.05.2022
    Размер2.12 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаtolmachev_mz-121_kursovaya_30_04_2022_redaktsia_konechnaya.docx
    ТипКурсовая
    #537611
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Глава II. Теории возникновения и предназначения Стоунхенджа как историко-культурного феномена

    2.1. Теории возникновения Стоунхенджа

    История появления Стоунхенджа еще в античные времена была забыта. Ни греческие, ни римские авторы ничего не упоминают о данном мегалите. Когда римляне, практичные и деловитые завоеватели, явились в Британию, Стоунхендж не пробудил в их душах ни малейшего благоговения - ведь в Риме были храмы, а в Египте - пирамиды, находившиеся в гораздо лучшем состоянии, чем эта группа тесаных камней. Более того, есть основания полагать, что римляне откололи куски от некоторых из его камней, возможно они опасались, что это место может стать оплотом восстания.

    Интерес к «постройке гигантов» был проявлен только в средневековье. Точно неизвестно, кто мог быть первым человеком, зафиксировавшим происхождение Стоунхенджа. По разным источникам в период с VI по IX века жили три человека, которые записали свои версии о Стоунхендже:

    - Это мог быть Гилдас (Гильда) Мудрый, однако написанные им жития относятся не ранее чем к XI веку, хотя по летописям Гильда умер в 570 году. Этот персонаж британской культуры является легендарным и факт его существования находится под вопросом у многих исследователей.

    - По некоторым свидетельствам о том, что мегалит построен великанами в VI веке пел валлийский бард Аневрин – автор одной из "Четырех древних валлийских книг". Она была создана в конце XIII в. и, по преданию, составлена из поэм Аневрина. К числу трех других древних книг Уэльса относятся Кармартенская Книга, Книга Талесина и Гергестская Книга.

    - Также существует мнение о том, что это мог быть Ненний - валлийский историк VIIIIX века, автор «Истории бриттов» (лат. Historia brittonum), где описывается история Британии от заселения острова до эпохи короля Артура (VI век) и приводятся отдельные данные по более поздним периодам. Не понятно, описывал ли Ненний именно Стоунхендж, так как им описан некий памятник, воздвигнутый в честь убитых знатных бриттов, а именно таков сюжет о воздвижении Стоунхенджа Мерлином, когда знаменитый маг перенес каменные глыбы из Ирландии в память о британцах, убитых саксами.

    Однако можно точно сказать, что уже к XII веку Стоунхендж был окутан мифами и легендами, как о его происхождении, так и о его предназначении.

    Наиболее полно изложил историю строения Гальфрид (Джеффри) Монмутский – автор книги «История королей Британии» (в английском полном переводе А. Томпсона под редакцией Дж. А. Джайлза и артуровские отрывки на английском языке перевел сам Дж. А. Джайлз), священник и писатель мифотворец. Вот, как им описан перенос Стоунхенджа с горы Киллариус, что в Ирландии: Однажды король (Амвросий Аврелий дядя короля Артура, брат Утера) явился в Солсбери, «где графы и князья, которых предательски зарезал проклятый Хенгист, лежат погребенные», и был «преисполнен жалости, и хлынули у него слезы… и наконец задумался он… как бы лучше почтить это место… зеленый дерн которого укрыл стольких благородных воинов». На что Мерлин ответил: «Если вы желаете увековечить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов (Стоунхендж), которое находится на горе Киллариус в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же как это сделано там, они тут встанут навеки»16. В хронике отмечено, что Аврелий рассмеялся, услышав идею волшебника о переносе камней из Ирландии в Британию: «Как можно перевезти такие огромные камни из такой далекой страны, если в Британии нет камней, пригодных для работы?» Мерлин ответил: «Я умоляю ваше величество воздержаться от напрасного смеха, ибо то, что я говорю, лишено тщеславия. Это мистические камни, обладающие целебными свойствами. Великаны древности привезли их с самого дальнего побережья Африки и поместили в Ирландии. Когда они жили в этой стране, их целью было делать в них ванны, когда их принимали с какой-либо болезнью, потому что их метод состоял в том, чтобы мыть камни и класть больных в воду, которая безошибочно исцеляла их. С таким же успехом они излечивали и раны, добавляя только применение некоторых трав. Там нет камня, который не имел бы какой-нибудь целебной силы». Далее говорится о походе бриттов на территорию Ирландии и их решимость объявить местным жителям войну, если те попробуют задержать их в подобном мероприятии: «Когда бритты услышали об этом, они решили послать за камнями и объявить войну жителям Ирландии, если они предложат задержать их. И чтобы завершить это дело, они выбрали Утера Пендрагона (отец короля Артура), которого должны были сопровождать пятнадцать тысяч человек. Они также выбрали самого Мерлина, под чьим руководством должно было уладиться все дело. Собравшись с флотом, они отплыли и при попутном ветре прибыли в Ирландию»17.

    Стоит отметить и мистическую составляющую легенды. В своей работе Гальфрид утверждает, что камни были привезены из Африки

    таинственными гигантами и обладают лечебной силой. Это можно объяснить тем, что долгое время Африка была загадочным и непонятным местом для жителей Европы. Так, Плиний в 1 веке н.э. сказал: «Из Африки всегда приходит что-то новое».

    Также нужно обратить внимание на тот факт, что Мерлин не перенес камни с горы на равнину, используя свои чары, хотя это было ему под силу. Однако, задолго до трактата Гальфрида в устных легендах говорилось, что именно чарами великий маг переместил гигантские глыбы на их нынешнее местоположение. Возможно, что данная трактовка событий указывает на сохранение отголосков памяти человеческого труда в постройке Стоунхенджа. Также, можно проследить связь Мерлина и Стоунхенджа, исключая из логической цепочки машины. В одной из уэлльских триад говорится о том, что Британия до прихода людей называлась «Клас Мэрддин» или же «Удел Мерлина». Часть мифологов склонятся к мнению, что Мерлин является отождествлением, а возможно и искаженным именем, древнего кельтского бога неба – Мэрддина. Данному богу поклонялись в каменных капищах, что и связывает имя Мерлина – королевского мага с постройкой Стоунхенджа.

    Не поддается сомнению тот факт, что после принятия христианства местное население еще долго испытывало определенный благоговейный трепет перед разного рода суевериями и предрассудками. Примером может послужить синод в Арле в 452 году, когда было вынесено осуждение тем, кто еще почитает деревья, камни и источники.

    Хотя это и легенда, но некоторые моменты в ней заслуживают внимания. Так, например, Гальфрид указывает на то, что Стоунхендж был построен в качестве надгробия знатным мужам Британии. Это отчасти так: действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рве найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780 – 410 годами до нашей эры. По сообщениям информационных агентств, профессор археологии из Университета города Шеффилда Майк Паркер Персон, который руководит проектом Stonehenge Riverside Archaeological Project, отметил, что, по его мнению, Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мёртвых. Хотя нужно указать на то, что все-таки были найдены и более древние захоронения. Проведя раскопки, ученые установили, что всего в Стоунхендже было захоронено около 240 человек, которые подверглись кремации перед преданием праха земле. Археологи считают, что велика вероятность того, что здесь были похоронены представители или местной элиты, или же правящей династии. А это соответствует тому, что говорил Гальфрид в своем труде. При помощи метода радиоуглеродного анализа ученые установили возраст найденных костей: часть останков относится к 2570 - 2340 годам до нашей эры, а первая часть праха, которая была обнаружена в самой старой части Стоунхенджа, датирована 3030 - 2880 годами до нашей эры.

    Так же существует легенда о том, что Стоунхендж является гробницей предводительницы племени иценов18 Боудикки (лат. Боадеция). Муж Боудикки, вождь иценов Простуаг, чтобы сохранить свою власть и автономию племени признал верховную власть Римской империи и, чтобы обезопасить свою семью, наравне со своими дочерьми назначил наследником царствующего императора Римской Империи Нерона (так как по закону Рима власть могла передаваться только по мужской линии). Но, после смерти Простуага земли племени и все имущество было конфисковано в пользу Империи, а Боудикка была лишена своего титула. Опираясь на труды Тацита, можно узнать о том, что сама Боудикка была прилюдно выпорота, а обе ее дочери стали жертвами насилия.

    Впоследствии римлянами была начата наступательная кампания на острове Англси, где устроили себе пристанище друиды и бриттские бунтовщики. Ицены, при поддержке соседних племен подняли восстание. Племя, помимо борьбы за свободу, желало отомстить за поруганную честь дочерей своего вождя и за его униженную супругу. Существует описание того как перед началом восстания Боудикка гадала и принесла жертвы богине победы, что указывает на ее связь со жрицами и придает её личности больше мистики. Восстание приобрело небывалый размах, и ицены уничтожили такие города, Камулодун (нынешний Колчестер) и Лондиний(современный Лондон). Восстание иценов было подавлено римским военачальником Гаем Светонием Паулином в сражении при Рокстере. Тацит говорит, что перед своей последней битвой, Боудикка произнесла речь перед своими войсками в которой она говорила, что боги благоволят им и позволят разбить войска римлян, как прежде они разбили один легион. Просила считать ее не царицей, мстящей за утерянные ею земли, а лишь женщиной, что желает отомстить за поруганное целомудрие ее дочерей, за отнятую римлянами свободу ее племени и за избитое и униженное плетьми ее тело. Она призывала людей к тому, на что была готова сама – скорее умереть, жить под пятой завоевателей.

    Согласно Тациту, царица не смогла вынести того, что ее войско было уничтожено, а семьи воинов зарезаны. Не желая сдаваться в плен, она приняла яд. Однако Дион Кассий (древнеримский историк II-III в.в. н.э.) пишет, что царица не принимала яд, а умерла смертью от болезни вскоре после финального разгрома восставших племен. Но оба историка сходятся в том, что похороны бывшей царицы были пышными и богатыми, что соответствует ее статусу и делам. На месте ее героической смерти бритты воздвигли монументальное сооружение - Стоунхендж, желая увековечить в летах подвиг Боудикки.

    Стоит отметить, что и эта легенда не является легендой полностью. Как уже было сказано ранее, на территории Стоунхенджа было найдено множество захоронений (по большей части останки были кремированы и похоронены в специальных урнах), которые захоранивались на разных этапах истории. Это можно объяснить тем, что для жителей Англии Стоунхендж ассоциировался именно с местом для погребения мертвых. Причем раскопки показывают, что здесь, вероятнее всего, находятся погребения либо правящей династии, либо элиты общества.

    Помимо этих легенд, существуют и другие, описывающие появление всего мегалита или его части. Так, например, среди местного населения Эймсбери существует легенда о появлении Пяточного камня: говорят, что в этих местах от дьявола прятался молодой монах. Однако укрыться от взгляда воплощения зла ему не удалось, и он начал бежать, спасая свою жизнь. Дьявол кинул в неуклюжего монаха камень, но лишь повредил ему ногу, попав в пятку. Именно поэтому камень называется Пяточным.

    И все же, самыми популярными и наиболее известными легендами о происхождении Стоунхенджа являются те, что повествуют о том, как могучий волшебник Мерлин помог бриттам возвести грандиозное сооружение или же перенес уже построенный великанами мегалит из Ирландии. А также легенда о захороненной под гигантскими камнями древней языческой царицы. Хотя стоит заметить, что захоронения найденный на территории памятника намного старше тех, которые описаны в мифах и легендах. Скорее всего легенды о происхождении этой постройки несут в себе определенную память народа о том, как происходило строительство. Так как, что в легенде о подвиге Боудикки, что в трактате Гальфрида Монмутского, говорится о том, что именно люди возвели огромные каменные глыбы на том месте, где они стоят сейчас. А мистицизм в этих историях может являться следствием того, что за тенью времен и отсутствием интереса к данной теме долгое время, люди стали видеть в подобного рода вещах определенную связь с высшими силами. Также подобное отношение могло возникнуть вследствие того, что определенное время мегалит мог использоваться друидами для изучения движения небесных тел.

    2.2. Теории о предназначении Стоунхенджа

    Как уже было сказано ранее, в настоящее время непонятно то, с какой целью был построен Стоунхендж. На этот счет существует огромное количество мнений, начиная от вполне реалистичных теория о том, что это мегалитическое сооружение является обсерваторией древних людей, и заканчивая желтой прессой, псевдонаучной литературой и высказываниями о том, что Стоунхендж является лишь самой крупной аферой XX века для поднятия престижа Великобритании. Теории о том для чего же был построен Стоунхендж начали выдвигаться еще со времен Гальфрида Монмутского, однако уже к концу XIX века были выдвинуты все наиболее вероятные теории о природе предназначения каменного строения.

    «К 1896 году, похоже, больше не осталось теорий о природе и назначении Стоунхенджа, которые не были бы опубликованы. Хатчинсон в книге «Доисторический человек и животные» перечислил главные из них:

    - Храм Солнца.

    - Храм Змеи.

    - Усыпальница Будды.

    - Планетарий или астрономическая модель планет.

    - Календарь в камне для отсчета солнечного года.

    - Гигантские виселицы, на которых побежденные предводители бриттов были казнены в честь саксонского бога Одина.

    - Мемориал, созданный Аврелием в память представителей британской знати, предательски убитых саксонцем Хенгистом на пиру.»19

    Однако есть и другие теории о предназначении этих каменных глыб:

    - Храм богу неба Целу.

    - Гробница языческой королевы Боадеции.

    В настоящее время наиболее популярными мнениями на этот счет являются те, в которых говорится о том, что:

    1. Стоунхендж - это огромная обсерватория древних людей.

    2. Стоунхендж является каменным календарем.

    3. Стоунхендж - это гробница.

    4. Стоунхендж - это место сборищ древних бриттов, на которое в определенное время племена приходили с разных стоянок, принося различные яства.

    5. Стоунхендж является памятью о предках и определенным символом идентичности, взятым со старого места обитания племен.

    6. Стоунхендж - это капище кельтских друидов.

    Одной из наиболее популярных и известных теорий о том, для чего был построен Стоунхендж, является теория о его назначении как обсерватории или открытого планетария. Одним из наиболее весомых аргументов в пользу этой теории можно назвать то, что в день летнего солнцестояния выход главной Авеню совпадает с восходом Солнца и его лучи совпадают с вершиной Пяточного камня (см. Рисунок 8). Но это далеко не все аргументы в пользу данной гипотезы.

    Наиболее значимую деятельность по этой теории провел Джеральд Хокинс, хотя и до него велись исследования о том, как Стоунхендж связан с космическими телами. В своей книге «Стоунхендж. Обсерватория каменного века» Хокинс приводит ряд доказательств в пользу этой теории. В ходе исследований Хокинс выяснил, что Стоунхендж также является своего рода счетно-вычислительной машиной, с помощью которой можно точно определить фазы луны, лунные и солнечные затмения и полнолуния. Это открытие астроном сделал при помощи ЭВМ, задав ей азимуты, которые, по его мнению, складывались из голубых камнем мегалита. Особое внимание он уделил парным голубым камням двойного кольца и главным лучам, отходящим от трилитов. Получив направления, характерные для 1500 года до нашей эры, Хокинс установил направления на Солнце (восход и заход в день летнего солнцестояния - +240, а также восход и заход в день зимнего солнцестояния - -240), направления Луны и цифры для захода Луны в дни солнцестояний20. Внутренний круг Стоунхенджа, по его мнению, (30 лунок) символизировал 30 дней, а 56 лунок Обри являли собой года (см. Рисунок 9). Хокинс определил 11 ключевых точек Стоунхенджа, задающих не менее 16 направлений крайних положений Солнца и Луны.

    Однако, исследования Хокинса были встречены научным сообществом скептически и должного одобрения не получили. В доказательство этого, в лондонской газете «Times» была опубликована критичная рецензия на его статью «Разгадка Стоунхенджа». Но по выражению самого астронома «отзыв был весьма положительным, точным, четким». Рецензия заканчивалась такой фразой: «аргументы профессора Хокинса не могут окончательно убедить археологов, но он дал им гораздо больше пищи для размышлений чем любой другой астроном»21. Но несмотря на это, выводы самого Хокинса получили большой резонанс, в настоящее время они являются, можно сказать, «фундаментом» одной из основных теорий о предназначении Стоунхенджа и имеют множество приверженцев.
    Предположение о том, что Стоунхендж – это календарь древних, не является новым. Четкое выравнивание Стоунхенджа по-зимнему и летнему солнцестоянию побудило людей предположить, что на этом месте был какой-то календарь. Одним из первых в отношении этой теории начал высказываться Уильям Стьюкли. Но, как именно использовалась эта календарная система, ученые и исследователи до сих пор не сошлись во мнениях и, по сути, это остается загадкой.

    Недавно британский археолог Тим Дарвелл (профессор Борнмутского университета в Великобритании) опубликовал в журнале «Antiquity» свои исследования с 2020г. по изучению этого вопроса. Исследователь понял, как вели отсчет при помощи мегалита. По его предположению, 30 сарсеновых камней представляли собой один солнечный месяц. Месяц был разделен на десятидневные «недели». Начало каждой такой «недели» обозначалось камнем заметно меньшего размера. 12 месяцев по 30 дней составляли 360 дней, а остальные 5 дней, обозначающие завершения солнечного года, отмечали с помощью пяти структур трилитов в форме подковы. Они расположены на видном месте в центре памятника. Благодаря четырем камням, расположенным снаружи, дополнительный день можно было добавлять каждые четыре года (см. Рисунок 10).

    Идея календаря, состоящего из 30-тидневных циклов с дополнительным «вставочным» месяцем из пяти дней в настоящее время может казаться непривычной, однако она неоднократно возникала в земной истории и получила свое воплощение в самых разных местах, например, в Древнем Египте примерно с 2700 года до н.э. Подобного рода солнечные календари возникали также в Восточном Средиземноморье примерно в это же самое время. Эти примеры навели Дарвилла на мысль, что пять центральных трилитов в Стоунхендже могли означать пятидневное празднование середины зимы, и эта мысль подкрепляется еще и тем фактом, что самый высокий камень в монументе, часть одного из трилитов, указывает на восход солнца в день зимнего солнцестояния. Сходство календарных систем наводит на мысль о том, что система календаря в Стоунхендже могла быть позаимствована у совершенно другой культуры. Косвенным доказательством этого может еще послужить тот факт, что проведенный анализ захоронений близ Эймсбери показывает, что некоторые вещи из этих захоронений были принесены из другой культуры. Именно об этом говорили Аткинсон и Хокинс. Первый отмечал, что подобная идея вряд ли могла зародиться из ниоткуда, а последний говорил о том, что одно из племен строителей имело связи с другими цивилизациями той эпохи.
    Существует предположение о том, что Стоунхендж был построен и задуман, как гробница. Версий того, чьей гробницей мог служить этот комплекс несколько, и они перекликаются между собой по своему содержанию:

    1. Языческой королевы Боадеции.

    2. Знати бриттов, вероломно убитых.

    3. Это могло быть место для захоронения местной аристократии и правящей династии.

    Эта теория имеет место быть, так как на территории памятника было найдено множество человеческих останков, подверженных кремации. Возможно, что Стоунхендж действительно строился с целью вмещать в себя останки правящей элиты общества, потому как по данным проекта Stonehenge Riverside Project на всех этапах строительства сооружения на его территории хоронили людей. Радиоуглеродное датирование и раскопки выявили, что рядом с каменным сооружением некогда существовало обширное селение. Кроме того, стало известно, что за 500 лет количество захоронений неуклонно росло и это убедило исследователей, что данное место использовалось долгое время и служило кладбищем для представителей некой правящей династии. Вот, что по этому поводу говорит Майк Пирсон: «Сейчас очевидно, что захоронения были важной составляющей Стоунхенджа на всех основных этапах. Стоунхендж служил местом погребений с самого начала и до своего расцвета в середине третьего тысячелетия до нашей эры». В ходе раскопок одной из могил было обнаружено навершие, оно напоминает навершие булавы или дубинки. По словам профессора, эта находка – подтверждение теории о том, что мегалит является некрополем для правящей фамилии, булава издавна служила в Англии символом власти и до сих пор используется в этом качестве в Палате общин. По словам ученого, здесь хоронили своих представителей 30 - 40 поколений правящей семьи. На территории Стоунхенджа было сожжено и захоронено 240 трупов, сообщают ученые.
    Версию о том, что Стоунхендж был местом определенного рода массовых собраний, выдвигает профессор университета Кардиффа Ричард Магуик. По его словам, тот факт, что к Стоунхенджу издалека вели огромное количество животных разных пород, показывает нам необычайную важность подобных собраний. Возможно, отмечает профессор Магуик, такие сборища были аналогами культурно-массовых мероприятий, направленных на объединение жителей острова. Подтверждающим фактом этой информации, являются останки свиней, которые были найдены на территории Стоунхенджа. В общей сложности были найдены сохранившиеся останки 131 животного. Анализ этих костей показал, что некоторым из них более 4500 тысяч лет. Также анализ показал, что свиньи относятся к разным породам и выращены в разных уголках современной Великобритании. Точно можно сказать, что среди останков свиней были обнаружены свиньи из Шотландии, с северо-востока Англии и из Западного Уэльса. Как известно, свинина была главным блюдом на праздничном столе у бриттов, но на заклание отдавали и другой скот, который также был приведен с собой и выращен в разных местах. Это доказывает не только то, что Стоунхендж был местом массового паломничества, но и тот факт, что люди, населявшие отдаленные уголки Британии тысячи лет назад, поддерживали постоянные связи друг с другом и регулярно путешествовали на значительные расстояния. По словам профессора Магуика, найти свиней поблизости от места массовых пиршеств явно не было проблемой, рядом со Стоунхенджем было раскопано четыре поселения эпохи позднего неолита, около 2800-2400 годов до нашей эры, и тот факт, что животных специально вели (или везли) с собой издалека, за сотни километров, показывает исключительную важность мероприятия и значительные усилия, которые прилагали посетители торжеств. Кроме того, можно предположить, что на подобных мероприятиях существовало определенное негласное правило, подразумевавшее то, что гости не должны были приходить с пустыми руками и то, что еда, отданная на общий стол, должна была быть выращена руками принесших ее людей.
    Теорию о том, что древние бритты взяли камни Стоунхенджа из другого места в качестве памяти по своим предкам и как символ идентичности во время переселения, высказал в рамках проекта «Камни Стоунхенджа» профессор университетского колледжа Лондона Майкл Пирсон. В ходе исследований этого проекта было установлено, что часть камней современного Стоунхенджа была перенесена из района Пресели с площадки Ваун-Маун – графство Пембрукшир, Западный Уэльс. Там было обнаружено кольцо диаметром 110 метров, а также изотопный анализ камней Стоунхенджа указывал на то, что они старше, чем сам памятник примерно на 900 лет. Кольцо Ваун-Маун по размерам соответствует внешнему кругу Стоунхенджа, а один из камней этого памятника имеет точно такое же поперечное сечение, как и яма на территории Ваун-Мауна, а оба памятника были выравнены на восход в день летнего солнцестояния. Кроме того, камни обоих памятников являются породой серо-голубого песчаника, залежи которого есть в районе Пресели, но отсутствуют около Стоунхенджа. Также стоит отметить, что район Пресели изначально был заселен более густо нежели район Стоунхенджа, и лишь впоследствии люди перебрались из Пресели. Версию о переселении древних людей из Уэльса в современное графство Уилтшир, где расположен Стоунхендж, подтверждают анализы ДНК останков из древних захоронений.

    Из этого можно сделать вывод о том, что легенда Гальфрида из «Истории королей Британии» может быть не такой уж и мифической и может нести в себе еще больше истины, чем принято считать. В своей статье Пирсон указывает, что эта территория юго-запада Уэльса, во времена средневекового писателя, относилась к Ирландии. То есть в легенде сохранилась память не только о рукотворном происхождении Стоунхенджа, но и о том, что изначально этот памятник находился в совершенно другом месте, а расстояние между холмами Пресели и долиной Солсбери около 240 километров.

    По мнению исследователей проекта, гипотезу о том, что Стоунхендж был построен для предков, можно расширить, чтобы объяснить значение голубых камней как маркеров наследственной идентичности, которые изначально образовывали круг или монумент в Пресели. То есть, Стоунхендж является своеобразной данью памяти своим предкам и знаком культурной самоидентичности древних бриттов, перекочевавших с холмов Пресели в долину Солсбери. Вот что говорит сам Пирсон: «Складывается впечатление, что потом они просто взяли и исчезли. Вероятно, большая часть населения мигрировала, захватив с собой камни - символ их идентичности».
    Версия о том, что Стоунхендж являлся местом сбора кельтских друидов для проведения различных ритуалов, была высказана еще Джоном Обри, и впоследствии ее поддержал Уильям Стьюкли и в XVIII веке.

    Стьюкли слишком сильно верил в друидское происхождение Стоунхенджа, за это, как уже было упомянуто ранее, современники дали Стьюкли прозвище «Архидруид». В 1740 году он опубликовал научный труд «Стоунхендж – храм, возвращенный британским друидам». В этой работе исследователь утверждал, что Стоунхендж – «Драконтий», то есть храм кельтских друидов, посвященный змее. Стьюкли также яро утверждал, что именно друиды причастны к постройке этого мегалита, так как, по его мнению, мудрость друидов во сто крат превосходит мудрость современных ему ученых: «Предки наши, друиды британские, довели свои знания, несмотря ни на что, до таких высот, кои устыдить должны наших современников, моргающих под лучами Солнца знаний и религии».

    В настоящее время у теории строительства Стоунхенджа друидами есть несколько доказательств:

    - Наличие алтарного камня в центре всего сооружения. Это массивная каменная плита, на которой можно было совершать кровавые жертвоприношения богам или гадать.

    - Совпадение вершины Пяточного камня с лучами Солнца во время восхода в дни солнцестояний. Конечно, можно спросить, а какое имеют отношение друиды к астрономии? Но на начальных стадиях формирования человеческого общества религия и наука были неразрывно связаны, а друиды также наблюдали за движением небесных тел и различными небесными явлениями. А полученные наблюдения и знания друиды применяли в своих обрядах.

    Однако друиды и сами не знали о том, кто построил Стоунхендж. Да, Стоунхендж мог использоваться в качестве капища для поклонения языческим богам, но построен он был гораздо раньше. Между кельтскими друидами и окончанием строительства мегалита была огромная разница во времени, так как окончание постройки приходится на середину первого тысячелетия до нашей эры, а первые упоминания о друидах начинаются примерно с IV века до нашей эры, в сочинениях древнеримских и греческих авторов. «Записки о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря, возможно, самый полный источник информации о друидах. В своем труде он указывает на то, что знаний и мудрости друидов было недостаточно для того, чтобы понять истинную природу тайны строительства Стоунхенджа. Кроме того, друиды предпочитали собираться в особых рощах, так как именно в первозданной природе они черпали силу.
    Так же, в 60-х годах XVII века английским писателем членом Лондонского королевского общества Уолтером Чарлтоном (02.02.1619г. – 24.04.1707г.) была выдвинута теория о том, что Стоунхендж был построен датчанами и использовался ими в качестве места собраний и инаугурации королей. Доводом в пользу своего тезиса доктор привел то, что в Дании стоят похожие сооружения. Так писал Чарлтон в подтверждение своей теории: «Сравнив со тщанием Стоунхенг с прочими древностями схожей природы в Дании, я теперь полагаю его возведенным датчанами, когда они наш народ подчинили. По большому счету, если даже и построен он был не как королевский двор или место выборов и коронации, по некоторому странному обычаю, эпоха была именно та»22. Эта теория нашла отклик в умах некоторых современников Чартона. Вот что по этому поводу писал Джон Драйден23 в своей поэме:

    …смогли вы дать

    Подсказку Людям в том, кто Камни те сумел поднять.

    И вам благодаря датчане (хоть быстро власти здесь лишились)

    Гораздо дольше саксов в землях сих продлились.

    Стоунхенг, который все считали Храмом, вы назвали

    Троном, где наши Короли, посланцы Бога,

    свои короны принимали24

    Джон Драйден, «Chorea Gigantum»25
    Практически каждая теория, выдвинутая в адрес мегалита, может быть подтверждена определенными фактами. Как было написано выше, не исключаются идеи Хокинса о том, что это древняя обсерватория. А в этом году были опубликованы доказательства того, что Стоунхендж является солнечным календарем. Так же есть подтверждения и тех гипотез, которые трактуют это гигантское сооружение как некрополь для правящей фамилии, а также тех, которые утверждают, что Стоунхендж - это знак культурной идентичности и символ единения бриттских племен между собой.

    Однако не стоит забывать и о том, что помимо научных объяснений и теорий о природе происхождения и назначения этой таинственной постройки, есть и откровенная антинаука, желтая пресса и масса псевдонаучной литературы, которая преподносит нам различные фантастические теории появления и сути Стоунхенджа.

    Наиболее известная «антитеория» о появлении Стоунхенджа относится к XX веку. В ней утверждается, что Стоунхендж построен в прошлом веке. Она базируется на критике реставрации памятника в период с 1901 по 1965 года. При масштабной реставрации, целью которой было сохранить саморазрушающийся памятник древности для будущих поколений, были использованы краны, самолеты и другая строительная техника. Присутствие такой техники при реставрации трактуется некоторыми исследователями не как реставрация, а как строительство монумента. Также одним из аргументов в пользу того, что Стоунхендж лишь гигантская афера ХХ века, сторонники этой теории считают наличие бетона и других скрепляющих растворов, которые в одно время можно было увидеть при детальном рассмотрении камней. Однако наличие этих растворов объясняется тем, что ими скрепляли поперечные каменные балки и стоячие камни, чтобы те не падали.

    На основании вышеизложенного можно сказать, что в настоящее время нет точного и однозначного ответа на вопрос о том, для чего же был построен Стоунхендж. Однако вдумайтесь в следующие слова:

    «Каждая новая выдвигаемая теория регулярно подвергается критике, и так будет продолжаться до скончания времен. Каждое новое поколение считает себя умнее предыдущего. Достигнув большего прогресса в своих исследованиях, оно может лучше истолковывать те вопросы, которые для их отцов и дедов казались труднообъяснимыми. Случилось так, что о часто посещаемом Стоунхендже написано больше книг, чем обо всех других мегалитических сооружениях мира, вместе взятых. Такая литература о Стоунхендже, как наиболее известном из всех мегалитов, может заполнить полки небольшой библиотеки». Как ни удивительно, но вышеприведенный комментарий был написан не современным исследователем Стоунхенджа, а еще А. Вильямом Лонгом в 1876 году26.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта