Главная страница
Навигация по странице:

  • Ходжа Ахмед Яссави посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений.

  • Х.А.Яссауи. Ходжа Ахмед Яссауи


    Скачать 2.49 Mb.
    НазваниеХоджа Ахмед Яссауи
    Дата01.02.2022
    Размер2.49 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаХ.А.Яссауи.pptx
    ТипБиография
    #348619

    Ходжа Ахме́д Яссауи́


    в народе также известен

    как Хазрет Султан 

     суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. По происхождению считается тюрком. Он писал на чагатайском языке

    Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переехала в город Яссы (современный Туркестан). Там его учителем был Арыстан-Баб. Когда его учитель умер, он направился вБухару и стал учеником Юсуфа Хамадани

    Ходжа Ахмед Яссави посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений.

     Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.

    Произведения Ходжа Ахмеда Яссави  - стихи, диваны, рисаля - были широко популярны среди местных жителей. Он выступал не только как духовный наставник, но и как мудрый государственный деятель. В своих духовных проповедях, стихах и трактатах он откликался на злободневность, когда чувствовал, что может сказать народу свое откровенное слово. Ходжа Ахмед Яссави призывал народ быть терпимым к людям иной веры:

    Ходжа Ахмед Яссави был не только религиозным деятелем, но и замечательным поэтом, философом. Он тонко подмечал все стороны окружающей его действительности. Его волновало все: и мирская жизнь, и судьба правителей, и судьба самого народа.

    Ходжа Ахмет Яссауи был первым талантли­вым тюркским поэтом, написавшим свои произ­ведения на огузско-кыпчакском диалекте. Среди наиболее известных его произведений являются «Диван-и хикмет» («Книга мудрости»), «Мират-ул Кулуб» («Зеркало души») [4], «Пакыр-нама» («Сказание о бедном» (бедный на персидскоя языке, означает дервиш). Но наиболее извест­ной и дошедшой до нас в нескольких вариантах является «Диван-и хикмет» («Книга мудрости») Ходжа Ахмета Яссави, которая написана на старотюркском языке с кыпчакским диалектом и относится к общему наследию тюркоязычных народов. В этом произведении обобщены основ­ные положения ясавийского тариката. «Диван-и хикмет» Ходжа Ахмета Яссауи проповедовал ислам и способствовал укреплению мусульман­ства в народе. Среди тюркоязычных народов «Диван-и хикмет» называли «Корани тюрки», так как они восприняли Коран через «Диван-и хикмет» Ходжа Ахмеда Яссауи, поэтому тюрки стали называть его «Хазрет Султан» - «Святой Султан», а Туркестан второй Меккой. Хикметы Ходжа Ахмеда Яссави не только проповедовали ислам, но и призывали тюркоязычные народы к духовному единению, суверенитету.

    Исторические документы свидетельствуют, что «Диван-и Хикмет» Ходжа Ахмета Яссауи переписывался множество раз, редактирова­лось, дополнялось. Рукописи «Диван-и Хикмет» хранятся в основном в библиотеках Ташкента, Санкт-Петербурга, Стамбула. В хранилищах ру­кописей Санкт-Петербургского отделения Ин­ститута Востоковедения Российской Академии наук находятся 23 списка «Диван-и Хикмет», относящихся к XVIII-XIX векам. Ташкентские списки хранятся в рукописном собрании Инсти­тута Востоковедения Академии наук Узбекиста­на, в Институте рукописей (56 экземпляров). В основном списки относятся к XIX веку. Кроме рукописных списков, в Казани издавались стихи Ходжа Ахмета Яссауи арабской графикой. Наи­более полное издание содержит 149 «Хикметов», датируемых 1896, 1905 гг. В настоящее время «Хикметы» Ходжа Ахмета Яссауи сохранились во многочисленных списка

    В «Диван-и хикмете» большое внимание уде -ляется толкованию четырех позиций: шариата, тариката, хакиката, магрифата. По мнению Ах­мета Яссауи, без шариата, тариката, магрифата невозможен хакикат (т.е. приближение к Алла­ху). Само определение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотда­чи вплоть до готовности пожертвовать жизнью. Яссауи призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обе­спечит блаженство в загробном мире. Он призы­вает людей к справедливости, честности, добро­те. Благодаря ему, тюркский язык был введен в литературный обиход. Народные проповедники, именуемые «баба», распространяли учение Яссави в Туркестане, Азербайджане, Малой Азии, в Анадолы, в районе Волги, Хорасане и т.д. Яссави определил русло развития народной струи в но­воисламской цивилизации тюркских народов. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, тенгрианско-шаманистким, зороастрийским. В этом процессе значительную роль сыграло яссавийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного, ду­ховного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Благода­ря Яссауи суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яс-сауи тюркские народы молились Тенгри, после него - стали верить в Аллаха. С помощью суфиз­ма тюркские народы познали восточную филосо­фию, философию мировой религии.


    написать администратору сайта