Главная страница
Навигация по странице:

  • В помощь преподавателю детской музыкальной школы. Открытый урок преподавателя исполнительских классов.

  • 1.Что такое Открытый урок преподавателя исполнительских классов ДМШ.

  • 2. Содержание, типы и виды, формы открытого урока. Основные виды и структура учебных занятий, типы и нестандартные формы занятий. Типы занятий

  • Нестандартные формы занятий

  • Виды уроков

  • 3. Тематика, методические параметры открытого урока .Тема урока

  • Методические параметры открытого урока — что это такое Цель и задачи; содержание и структура, план и «сценарий» урока, методы и формы работы с учеником.Цель урока.

  • Методы и приемы реализации поставленных задач.

  • Методы обучения. словесные методы обучения.

  • 4. Структура, план, «сценарий» и хронометраж открытого урока.

  • 5. Как готовиться к проведению открытого урока

  • В помощь преподавателю ДШИ. в помощь преподавателю ДШИ. Холоднова Ирина Владимировна, преподаватель, заместитель директора по учебновоспитательной работе. 2014год. В помощь преподавателю детской музыкальной школы. Открытый урок


    Скачать 80.5 Kb.
    НазваниеХолоднова Ирина Владимировна, преподаватель, заместитель директора по учебновоспитательной работе. 2014год. В помощь преподавателю детской музыкальной школы. Открытый урок
    АнкорВ помощь преподавателю ДШИ
    Дата28.06.2022
    Размер80.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлав помощь преподавателю ДШИ.doc
    ТипУрок
    #618434

    муниципальное учреждение дополнительного образования

    Детская музыкальная школа русского инструментального искусства
    г. Бежецк, Тверская область

    «В помощь преподавателю детской музыкальной школы. Рекомендации по проведению открытого урока преподавателя исполнительских классов».

    Разработчик:

    Холоднова Ирина Владимировна,

    преподаватель, заместитель директора

    по учебно-воспитательной работе.

    2014год.


    В помощь преподавателю детской музыкальной школы. Открытый урок преподавателя исполнительских классов.
    Сущность дарования и

    искусства музыканта-педагога –

    умение выявить и взрастить

    лучшие задатки каждого ученика

    и тем самым способствовать

    развитию и формированию его

    индивидуальности. (М.Фейгин)
    Эстетическое воспитание, о котором всё ещё недостаточно заботится общеобразовательная школа, ложится на музыкальную школу, и в особенности на педагога специального класса. Общая педагогика до недавнего времени мало помогала проблемам музыкальной школы. В наши дни положение радикально меняется - конкретные проблемы педагогики и психологии выдвигаются на первый план, рассматриваются некоторые проблемы индивидуального обучения учащихся, в трудах по методике обучения на различных инструментах утверждается важность индивидуального подхода к каждому ученику. В последнее время начата конкретная реализация этих принципов применительно к ученикам различных уровней развития, введение новых общеобразовательных программ и закрепление их через новый Закон РФ « Об образовании» наглядный тому пример.

    Воспитание и обучение музыканта – сложный, многогранный процесс. Здесь можно различить две стороны, тесно связанные на практике друг с другом:

    - передача педагогом ученику с в о е г о отношения к искусству, своих знаний, умений, приёмов исполнительской работы;

    - раскрытие, выявление и взращивание лучших задатков, заложенных в ученике.

    Педагогическое мастерство проявляется в органичном сочетании этих двух сторон.

    1.Что такое Открытый урок преподавателя исполнительских классов ДМШ.

    Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Урок или учебное занятие является частью образовательного процесса, при котором реализуется весь комплекс образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения в соответствии с требованиями учебной программы.

    Открытый урок — особая форма осуществления профессиональной деятельности музыкантов — педагогов, давно ставшая традиционной во всех звеньях системы музыкального образования в детских музыкальных школах. От текущих классных занятий открытый урок отличается целым рядом особенностей, которые следует хорошо представлять и учитывать при его подготовке и проведении.

    Открытый урок это публичный творческий акт преподавателя, в своем роде — целостное произведение педагогического искусства. В ходе такого урока педагог демонстрирует накопленный опыт, профессиональное мастерство, индивидуальный стиль и методы работы с учащимися, артистические и коммуникативные качества и умения. Открытый урок, таким образом, это и «срез» текущего учебного процесса и вместе с тем — выход преподавателя на максимально высокий уровень своих возможностей. Сказанное выше хочется противопоставить достаточно распространенному среди преподавателей ДМШ представлению об открытом уроке лишь как о способе контроля работы педагога, проверке его компетентности ( как об «экзамене на чин» - по аналогии с рассказом А.П. Чехова). Конечно, открытый урок является формой отчета педагога, обязательной, в частности, для его периодической аттестации, определения квалификационной категории. Но все же, прежде всего, следует относиться к открытому уроку как к ценной и желанной для каждого преподавателя возможности поделиться с коллегами своим опытом, рассказать о находках и достижениях, а также и о наболевших вопросах, профессиональных проблемах, узнать мнения и оценки слушателей. Ведь дело не только в том, что урок вынесен из стен класса на публику, но прежде всего в том, что учитель именно открывает присутствующим свою творческую мастерскую: свои наработки и подходы в той или иной области обучения, методы и способы развития учащихся, решения встречающихся задач, преодоления трудностей и т.п. Такая внутренняя установка перед проведением открытого урока важна не только в содержательном, но и в психологическом плане. Она вытеснит лишнее волнение, поможет сконцентрироваться, а увлеченность и уверенность учителя придаст его высказываниям и действиям убедительность.
    2. Содержание, типы и виды, формы открытого урока.

    Основные виды и структура учебных занятий, типы и нестандартные формы занятий.

    Типы занятий:
    - комбинированные занятия;
    - уроки получения новых знаний;
    - уроки совершенствования знаний, умений, навыков;
    - уроки обобщения и систематизации изученного;
    - уроки контроля и коррекции знаний и навыков;
    - уроки практического применения знаний и умений.

    Нестандартные формы занятий:
    - учебные занятия, выходящие за рамки традиционного урока:
    - изменение временных рамок;
    - изменение места проведения урока;
    - организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством;

    Виды уроков:

    -индивидуальное или групповое занятие в исполнительском классе, направленное на практическое освоение музыкального произведения или его фрагмента;

    -групповое занятие (по всем циклам дисциплин)

    -урок-репетиция по подготовке к концертному выступлению.
    Основным видом открытого урока является занятие преподавателя с учеником (учениками), имеющее определенную тематическую направленность. В процессе такого урока педагог ставит какую-либо конкретную методическую проблему (проблемы) и рассматривает пути, способы её решения. Открытый урок может быть посвящен вопросам работы с учащимися над какими-либо произведениями, раскрытию особенностей разных композиторских стилей, специфике тех или иных жанров. В центе внимания при этом должны быть пути, способы решения связанных с этим исполнительских задач. Преподаватель может поставить во главу угла вопросы развития учащихся: способностей, художественного воображения, музыкального мышления, технического мастерства и т.п. Хочется еще раз подчеркнуть, что именно отчетливо выраженная тематическая направленность отличает открытый урок от обычного классного занятия.

    Отвечающий своему смыслу и цели открытый урок может иметь разные форматы. Педагог может проводить его:

    а) с учеником (учениками) своего класса - это наиболее практикуемый тип урока;

    б) с учеником (учениками) других педагогов (такие уроки, как правило, проводятся опытными преподавателями с большим стажем и профессиональным авторитетом. Это педагоги-мастера, чьи открытые уроки так и называются «мастер-классами».

    Открытый урок может проводиться не только одним, но и двумя преподавателями (иногда и коллективом), работающим по какой-либо единой, составленной ими и апробируемой программе. Так, к примеру, проводят урок преподаватели аккомпанемента или ансамблевой игры: пианист, инструменталист или вокалист. Совместную работу по специальной программе могут также показывать преподаватели исполнительского класса и сольфеджио (музыкальной литературы). В подобном случае открытый урок может быть посвящен такой важной и нелегко решаемой методической проблеме, такой, как: использование теоретических знаний и слуховых представлений в ходе разучивания детьми музыкальных произведений и создание исполнительских интерпретаций.

    Разумеется, приведенные примеры не могут исчерпать возможные варианты видов, содержания, форм открытых уроков, многообразие которых проистекает из индивидуального (коллективного) творчества преподавателей в неисчерпаемой области детской музыкальной педагогики.
    3. Тематика, методические параметры открытого урока.

    Тема урока должна быть выбрана в соответствии с программными требованиями и учетом индивидуальности обучающегося (учебной группы). Объектом может быть одно или несколько музыкальных произведений, или какая-либо проблема по преодолению конкретных трудностей технологического или художественного характера. Выбор темы определяется личным опытом и творческим потенциалом преподавателя, его стремлением анализировать и обобщать свою деятельность - как достижения, так и проблемы, трудности, недостатки. Если учитель раскрывает не только свои сильные стороны, но и делится с коллегами возникающими «трудными» вопросам, не боится упоминать о противоречиях, с которыми он встретился на пути решения тех или иных задач, содержание урока от этого только выигрывает, тема развивается в диалектическом русле. Обдумывая тему предстоящего открытого урока, приходится принимать во внимание целый ряд моментов, соотнося их между собой. Так, избранной теме должен оптимально соответствовать учащийся, с которым предстоит работать на уроке (речь идет, конечно, об ученике своего класса): особенности его личности, контактность, адекватность реакций на указания учителя, нервно- психическая устойчивость и т.п. Следует подумать и о соответствии теме сочинений, выносимых на открытый урок из программы, разучиваемой в настоящее время учеником, о степени их подготовленности. Необходимо учитывать и временные рамки открытого урока, как правило, ограниченного 45 минутами. В этот регламент преподаватель должен уложить содержание урока спокойно, без спешки, кроме того, нужно оставить в конце его 5-10 мин. для упоминавшейся творческой дискуссии с аудиторией.

    Таким образом, избираемая тема открытого урока, с учетом названных и других возможных условий, должна отвечать следующим критериям:

    - иметь методическую направленность, она должна быть сконцентрирована на какой-либо учебной, учебно-воспитательной проблеме (проблемах), задаче (задачах) и предполагать ответы на вопросы о путях, способах их решения;

    - тема должна определяться профессиональными интересами, опытом самого преподавателя прежде всего, в той конкретной области обучения в музыкальной школе, какой посвящена тема. При этом собственный опыт, наработки и т.п. важно соотнести с наблюдениями над работой коллег, с уже существующими методическими подходами и традициями и т.п.;

    - тему будущего открытого урока следует оптимально соотнести с возможностями, степенью подготовленности предполагаемого ученика (учеников);

    - тему следует ясно сформулировать, сама формулировка должна четко очерчивать предмет открытого урока, т.е. ограничить его рамками конкретного комплекса методических вопросов, связанных в нашем случае с учебно- воспитательным процессом в ДМШ.

    Педагоги, уже имеющие опыт проведения открытых уроков, предметно очерчивают, конкретизируют и тем самым ограничивают тему. Таким ограничителем может быть, к примеру, указываемый этап обучения. Целесообразны ограничения, связанные с избранием преподавателем историко- стилевого периода, жанра (жанров), формы музыки, определенных произведений.

    Методические параметры открытого урока — что это такое?

    Цель и задачи; содержание и структура, план и «сценарий» урока, методы и формы работы с учеником.

    Цель урока.

    Описание той конечной цели, которую преследует преподаватель (концертмейстер) при решении проблем технологического или художественного характера и которая должна соответствовать ФГТ и рабочей программы учебной дисциплины.
    Задачи урока.
    Следует указать ряд задач, решение которых в процессе урока позволит, в соответствии с темой урока, приблизиться к освоению художественного целого и направить самостоятельную работу обучающегося.

    Цель это вершина лестницы, а задачи — ступеньки, ведущие к ней. Целевую установку важно ясно представить себе как конечный желаемый результат своего выступления: «Что я хочу получить «на выходе», что донести до слушателей, чего добиться с учеником». В последовательности задач главная цель, в сущности, подразделяется на цепочку промежуточных целей, они конкретизируют, детализируют содержание урока, помогают логично выстроить его, наметив план. Все это необходимо для того, чтобы «держаться своего курса», не отвлекаться на второстепенные опросы не увязнуть в каких — либо возникающих случайностях, не выйти за пределы имеющегося времени. Что касается упомянутого «сценария», то это тот же план — структура, в который учитель включает предполагаемые «кадры»: эпизоды исполнения учеником фрагментов произведения, свои комментарии, вопросы и задания ученику, собственный показ на инструменте, моменты обращения к аудитории и многое другое.
    Методы и приемы реализации поставленных задач.
    Необходимо указать методы и приемы, при помощи которых предполагается решить поставленные на уроке задачи в контексте формируемых данной дисциплиной определенных компетенций; описать взаимосвязь конкретных технологических задач с созданием художественного целого в интерпретации музыкального произведения (могут быть подчеркнуты методы и приемы совершенствования технических средств выразительности, необходимых для создания интерпретации музыкального произведения).
    Методы обучения.

    • словесные методы обучения.

    Рассказ - это главный и основнойспособ изложения учебного материала, применяемое для последовательного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. К рассказу, как к методу обучения предъявляются требования:
    -содержать только достоверные сведения, научно проверенные факты;
    -включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;
    -должен быть эмоциональным;
    - отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам и событиям.

    • практические методы обучения.

    Упражнение это самый распространенный практический метод обучения. Упражнения бывают:
    - воспроизводящимиучащиеся лишь воспроизводят объяснённый преподавателем материал и практические действия;
    - тренировочными – закрепление и углубление знаний путём применения их;
    - творческими- требующими самостоятельных действий, выводов, решения поставленных задач.

    • репродуктивный метод обучения.

    Репродуктивный метод обучения используется для приобретения учащимися умений, и навыков пользоваться полученными знаниями. Признаки репродуктивного метода обучения:
    - преподаватель сам сообщает изученный материал, отвечая на вопросы преподавателя;
    - необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения изученного.

    Репродуктивный метод обучения должен сочетаться с другими методами обучения.

    К методам и формам также относятся:

    -словесное сообщение — с анализом, аргументацией методических положений; - моделирование в ходе урока процесса работы с учащимися, что включает постановку задач, оценку и корректировку результатов;

    - показ учителя на инструменте в разных вариантах («образец», сравнительный показ и показ «от противного», т.е. - «как хорошо, а как неправильно нехорошо»);

    -диалог с учеником, с наводящими вопросами, стимулирующими его инициативу;

    -поощрение

    и другие.

    Предварительное планирование урока обязательно будет дополняться непосредственной импровизацией преподавателя, многое будет подсказывать ситуация, живое общение с учеником и аудиторией.

    4. Структура, план, «сценарий» и хронометраж открытого урока.

    Структура — внутренняя логика взаимосвязи, взаимообусловленность смысловых аспектов содержания урока; план определяет, в какой последовательности они будут раскрываться.

    Основными и устойчивыми составляющими типового открытого урока в любом варианте останутся:

    -методическая преамбула с обоснованием темы, изложением главных целей и задач урока, разъяснением ключевых методических позиций и т.п.;

    -собственно занятие с учеником, в процессе которого методическая часть должна получить конкретизацию и развитие;

    -резюмирующая часть — краткое подведение итогов урока, как правило - с самоанализом результатов и определением перспектив своей дальнейшей работы в данном направлении;

    -общение с коллегами в жанре творческой дискуссии.

    Иногда педагоги включают в открытый урок фрагмент концертного выступления учащегося, скажем, произведение или программа исполняется и в начале и конце урока, для наглядной демонстрации результата (учитель должен быть уверен в убедительности такой демонстрации)
    5. Как готовиться к проведению открытого урока?
    Задачи подготовки к открытому уроку, думается, уже ясны из сказанного в предыдущих разделах работы. Можно дополнить лишь вышесказанное несколькими дополнительными советами. Весьма желательно подготовить письменные тезисы. Эти тезисы можно приложить и к протоколу открытого урока. Иногда преподаватели пишут достаточно подробный текст выступления, что также полезно и может в дальнейшем стать основой письменной методической работы. Однако не следует в ходе урока его читать, это всегда «расхолаживает» аудиторию, которая гораздо лучше воспринимает «живое слово» своего коллеги. Можно рекомендовать за несколько дней до открытого урока провести с учеником небольшую репетицию, однако, не превращая её в «натаскивание». Следует подготовить ученика психологически, постараться снять возможное волнение, объяснив, что ему просто следует собраться и настроиться на интересную творческую исполнительскую работу. Преподавателю необходимо уметь художественно убедительно и ярко исполнять те сочинения, которыми предстоит заниматься на уроке. Нужно ли говорить, что выразительное, артистичное исполнение педагога в ходе открытого урока — одно из важнейших условий успеха!

    Используемая литература:


      1. Беркман Т.Л. «Индивидуальное обучение музыке».

    Москва. Изд. «Просвещение». 1964г.

      1. Беркман Т.Л. «Обучение в музыкальной школе».

    Москва. Изд. «Академии педагогических наук РСФСР». 1958 г.

      1. Сборник методических материалов для преподавателей дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Научно-методический центр СПОМО «Колледж искусств».

    Москва. 2009г.

      1. Фейгин М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога».

    Москва. Изд. «Музыка». 1975г.
    Интернет-ресурсы:

    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность " (http://www.rg.ru/2014/06/04/attestazia-dok.html). 2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями) (http://base.garant.ru/180422/).


    написать администратору сайта