Храм, как образ мира. Храм как образ мира (планировка, сакральный смысл) Что такое храм
Скачать 27.1 Kb.
|
Выполнили студенты 1-го курса, группы 6221д.: Быков Данил и Коленкина Екатерина Храм как образ мира (планировка, сакральный смысл)Что такое храм?В настоящее время в России насчитывается около 30 тысяч храмов. Православные храмы расположены не только в России. Значительная их часть расположена на территории Белоруссии, Украины, США и Германии. В зависимости от исторических условий существования христианства в той или иной стране, а также от символики, храмы в различных странах, в том числе и в России, могут иметь различную форму. Они могут быть представлены в виде круга (который традиционно является символом вечности), креста (как символа спасения Иисуса Христа и всех верующих), прямоугольника (традиционный символ ковчега спасения), куба (символа вселенной) или иной фигуры. Что такое храм? С позиций христианства храм –это, прежде всего, Дом Божий, то есть место собрания христиан воедино и место, где происходит встреча верующих с Иисусом Христом, присутствующим в Своем Теле и Крови. Храм является местом единения человека с Богом. Слово «храм» происходит от старорусского слова «хоромы» (красивое, нарядное здание, отличающееся от других зданий). До XIII века «хоромами» называли только языческие храмы. Христианский храм называют церковью, а главный храм в городе называют собором. Если под храмом понимается здание, в котором совершаются богослужения, то церковь –это не только здание. Церковь в христианстве более широкое понятие, чем храм1. Церковь – это объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная церковь, Католическая церковь, Протестантские церкви (напр. лютеранская, англиканская)2. Устройство православных храмовМежду тем храмы существенно отличаются от обычных зданий не только архитектурным обликом (часто весьма разнообразным), но и назначением, внутренней планировкой, конструкциями, используемыми строительными материалами, специфическими требованиями к освящению, акустике, вентиляции, а также канонами и традициями, при-нятыми при строительстве православных храмов. Но главным отличием является то, что все элементы этих зданий глубоко символичны3. Обычно храмы называют в честь священных событий или именами святых угодников. Большинство строится так, чтобы их основания в плане имело форму креста. Крест —это главный символ христианства и напоминание о том, что на кресте распяли Христа и именно он спас людей от дьявола, победив смерть и даровав людям вечную жизнь. Рассмотрим устройство храма на примере храма покрова на Нерли. Храм делится на три пространственные зоны: алтарь, собственно храм и притвор, которые символизируют трехчастную структуру мира, Вселенную в христианской понимании. Так алтарь символизирует место пребывания Бога, непостижимое для человека. Средняя часть храма, отделенная алтарной преградой, рассматривается как символ бытия небесного – сферы, где живут ангелы и праведные люди в потустороннем мире. Наконец, притвор символизирует окружающий человека земной мир, подчиненный законам времени и пространства. Храм, как модель мира, строго сориентирован по сторонам горизонта. К востоку, т.е. к свету, к светлому раю, обращена главная часть храма – алтарь, а его западная часть соответственно отождествляется со страной мрака, холода и смерти. Также храмы строят в виде вытянутого здания, похожего по форме на корабль, что ассоциируется с Ноевым ковчегом. Это служит напоминанием о том, что Церковь является надежным пристанищем для христиан. Не менее часто храмы имеют круглую форму, символизирующую вечность. Восьмиугольная форма обозначает путеводную звезду для прихожан. Некоторые храмы комбинируют несколько вышеперечисленных форм. Древней классической формой православного храма считается куб. Сверху храм венчает купол, который изображает собой небо. На нем устанавливают церковную главку, купол которой символизирует или пламя свечи (в форме луковицы—рис. 1), или духовную борьбу церкви со злом (в виде шлема—рис. 1,а). Ярко раскрашенный разными цветами купол обозначает прелести рая (храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве—рис. 1, е). Цвет купола также имеет символическое значение: золотые купола—у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам, синие купола со звездами —у храмов, посвященных Пресвятой Богородице, а зеленые купола — у храмов, посвященных Пресвятой Троице (рис.1,в,г,д,з). 1.Церкви: а—одноглавая; б —двуглавая; в—трехглавая; г—пятиглавая; д —семиглавая; е—девятиглавая; ж—двенадцати-главая; з —тринадцати-главая; и—двадцатипяти-главая. Купола—в виде шлема; (карт. б, в, г, д, е, ж, з, и) —в виде луковицы; в—синий купол со звездами (Пресвятая Богородица); д—золотой купол (Христос); г —зеленые купола (Пресвятая Троица); е—разноцветные купола (Прелести Рая). Церковную главку венчает главный символ христианства —крест, служащий для прославления церкви. Часто на православных храмах можно видеть несколько церковных глав. Если на храме имеется одна глава, она символизирует Христа, если две —они символизируют два начала Христа, человеческое и божественное. Три главы обозначают Святую Троицу. Храмы по сравнению с обычными сооружениями обладают особой сакральной функцией. Считается, что храм —место соединения небесного мира и земного. Поэтому необходимо строго соблюдать традиции в устройстве храмов и учитывать их при проведении восстановительных работ4. Особенности храмовПод храмом понимается, как правило, более крупное монументальное сооружение, имеющее более богатое убранство; Главным отличием православного храма от церкви является то, что в храме могут находиться сразу несколько алтарей (жертвенников) с престолами. Обряд литургии в храме может проводиться несколько раз в течение дня (один раз на каждом алтаре с престолом разными священниками). Церковь же имеет всегда всего один подобный алтарь, и литургия служится только один раз в день; Храмы, в отличие от церквей, чаще всего строились на центральных знаковых местах поселения, часто посещаемых людьми. Считается, что у храма должно быть более трех куполов, а вместо потолка внутри он должен иметь купол, символизирующий небо. Однако эти признаки не являются строгими: бывает, у храма есть всего один купол, а у церкви—тринадцать5. Первые русские храмыПервые христианские храмы на Руси появились при святой княгине Ольге. Это были деревянные Никольский храм и собор святой Софии Премудрости Божией в Киеве. Но древние храмы из дерева, конечно же, не сохранились, до нас дошли построенные не ранее XVII в. — в основном на севере России (Кижский погост в Карелии, памятники Кенозерья в Архангельской обл. и др.). Самый знаменитый из древнерусских деревянных ансамблей — Кижский погост. Он состоит из Преображенской (1714) и Покровской церквей (1764) и стоящей между ними колокольни (1874), окруженных деревянной оградой. Двадцатидвух-главая Преображенская церковь удивительно соразмерна и величественна. Строительство ее связывают с именем мастера Нестора: по преданию, закончив работу, забросил он топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой». Церковь вся срублена из дерева. Сложнейшая постройка возведена с таким техническим совершенством, что по праву считается вершиной русского плотницкого мастерства6. В X-XII вв. на Руси в основном сложился определённый тип города – построения, ограждённого крепостными стенами, земляным валом и рвом с водой. В детинице, или кремле, как называли внутреннее ядро города, сосредоточились главные сооружения, и первым среди них была соборная церковь, возвышавшаяся на главной площади. Для древней Руси собор – не только главный храм города, где совершали богослужение высшие духовные лица, это ещё и главное общественное здание. Здесь обычно «сажали на стол» князей, принимали иностранных послов, здесь хранилась городская казна, сюда в случае наступления неприятеля стекались городские жители в поисках последнего убежища от врага. Соборный храм города – это символ его независимости. Именно в саборном храме хранились главные святыни города. Таким храмом для Киевской Руси стал собор в честь Софии – Премудрости Божией, возведённый великим князем Ярославом Мудрым по образу и подобию Софийского храма в столице Византии Константинополе7. Таким образом, посещая храм, верующий воспринимает саму идею истории, получает представление о её закономерностях и целях. Именно в храме в наиболее полном виде воплощён своеобразный художественный хронотоп христианской культуры мира8. Список используемых публикацийЕремина, Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания [Электронный ресурс] / Еремина Т. С. — Москва : Прогресс-Традиция, 2002. — 508 с. Королёв, М.В. Особенности обследования и восстановления зданий православных храмов [Электронный ресурс] : монография / М.В. Королёв ; Л.И. Черкасова ; А.В. Остякова. — Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. — 202 c. Плужникова, Н. Н. Православная культура России [Электронный ресурс] : Учебное пособие для студентов / Плужникова Н. Н. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 107 с. Терещенко, Т.Н. Знаменитые русские храмы [Электронный ресурс] : энциклопедия / ; сост. Т.Н. Терещенко. — Москва : Белый город, Даръ, 2014. — 32 c. Толковый словарь Ожегова Э. П. Кириллов Храм как образ мира. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия 1 Плужникова, Н. Н. Православная культура России [Электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов / Плужникова Н. Н. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. — с. 45 2 Толковый словарь Ожегова 3 Королёв, М.В. Особенности обследования и восстановления зданий православных храмов [Электронный ресурс]: монография / М.В. Королёв ; Л.И. Черкасова ; А.В. Остякова. — Москва : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. — с. 12. 4 Королёв, М.В. Особенности обследования и восстановления зданий православных храмов [Электронный ресурс]: монография / М.В. Королёв ; Л.И. Черкасова ; А.В. Остякова. — Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. — С. 19- 21. 5 Королёв, М.В. Особенности обследования и восстановления зданий православных храмов [Электронный ресурс]: монография / М.В. Королёв ; Л.И. Черкасова ; А.В. Остякова. — Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2016. — С. 22 6 Терещенко, Т.Н. Знаменитые русские храмы [Электронный ресурс]: энциклопедия /; сост. Т.Н. Терещенко. — Москва : Белый город, Даръ, 2014. — С. 3. 7 Еремина, Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания [Электронный ресурс] / Еремина Т. С. — Москва : Прогресс-Традиция, 2002. — С. 26. 8 Э. П. Кириллов Храм как образ мира. Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия. — С.6. |