Главная страница
Навигация по странице:

  • Известно, что на протяжении столетий как в России, так и в других странах, храмы брали на себя некоторые функции музеев.

  • Любой предмет, входящий в убранство действующего храма, характеризуется теми же свойствами, что и музейный предмет: - информативностью

  • - экспрессивностью и аттрактивностью.

  • Основные типы их можно свести к следующему перечню

  • Традиционно художественный музей воспринимается как храм искусства

  • Храм как прообраз музея: Древняя Греция

  • Храм как прообраз музея: Средневековье

  • Музеи. Храмы как прообразы художественных музеев


    Скачать 21.8 Kb.
    НазваниеХрамы как прообразы художественных музеев
    АнкорМузеи
    Дата13.03.2023
    Размер21.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmuzei.tekst.docx
    ТипДоклад
    #983879

    Доклад

    На тему

    «Храмы как прообразы художественных музеев»

    Подготовила Канева А.И.

    Группа ЗБИИ-201АБ

    Существует общая привычка: относиться к выставочному пространству как к ангару, вмещающему экспонаты; как к пустоте, потенциально нагруженной художественным содержанием. Эта любопытная смычка праздного любопытства и пренебрежения отдаляет зрителя от понимания того, что само это помещение становится творческой единицей, ядром сильных художественных идей, отчего всё, что в ней находится, наделяется художественной ценностью.

    Галерея очищает любой объект от того налета смыслов, с которыми он ассоциировался ранее. Обнаружив в выставочном пространстве оброненный кем-то комикс, начинаешь верить в его принадлежность к поп-арту, в то время как огнетушитель в углу превращается в хитрую концептуальную шараду.

    Такое отношение к искусству напоминает сакральное почтение. Это справедливо, ведь в некотором роде музей вместе с полотнами и скульптурами подобен церкви, украшенной мощами святых.

    Музей или храм?

    Для большинства стран и народов такого вопроса не существует: музей и церковь мирно уживаются под одной крышей, в одном "экспозиционном пространстве". У верующих не возникает стремления во что бы то ни стало отобрать у музеев крупнейшие произведения мировой архитектуры или водворить в храмы памятники религиозной живописи из Лувра и Прадо - историко-культурное, общечеловеческое значение этих памятников, обуславливающее необходимость их музеефикации и особого охранения, не вызывают здесь сомнений. Но сложность и неоднозначность нашей истории и истории нашего музейного дела сегодня привели к тому, что сама правомерность существования музеефицированных церквей поставлена под вопрос.

    Известно, что на протяжении столетий как в России, так и в других странах, храмы брали на себя некоторые функции музеев.

    Они становились хранилищами не только религиозных, но и гражданских, государственных реликвий (например, военных трофеев, знамен, мемориальных предметов), и люди могли приходить в церковь не только для молитвы, но и для приобщения к этим реликвиям. Храмы сосредоточивали в своих интерьерах произведения высокого искусства, и объектом благоговейного поклонения постепенно становились не только их трансцендентные прообразы, но и прекрасные формы и краски - источники эстетического наслаждения. Наконец, церкви собирали подчас бесценные коллекции памятников культового искусства, хранилищами и выставочными залами которых становились церковные ризницы.

    В многочисленных путеводителях, исторических описаниях, статьях по церковной археологии, появившихся во второй половине XIX в., мы находим описания церквей и монастырей, рассматриваемых по преимуществу, как историко-культурные памятники. С этого момента образованная часть русского общества начинает осознавать, что значение древних святынь земли русской шире их исключительно культовой сути. Путеводители и "родиноведческие" описания конца Х1Х-начала XX в. настоятельно приглашают своих читателей посетить ту или иную церковь для ознакомления с ее историей, архитектурой, хранящимися в ней историческими или художественными ценностями, то есть приглашают взглянуть на храм как на музей.

    Своей крайней точки это отношение к храму как к музею, к хранилищу памяти достигает в философских "проектах" Н.Ф.Федорова. Согласно идее философа, в своем изначальном смысле и назначении музей и храм близки, почти тождественны. Музей некогда "был храмом, то есть силою регулирующею, поддерживающею жизнь предков (по крайней мере в представлении людей"), цели того и другого совпадали. "Необъятность и мощь, и жизнь изощрялся сын человеческий изобразить в храме пластично, живописно, иконописно, прибегал к звуку, к слову, к письму, и, наконец, в самом себе, в живущих изображал умерших; и, таким образом, совокупная молитва превращалась в храмовую службу «Так же, как музей является образом, мира так и храм, по мысли Н.Ф.Федорова, "был первым изображением мира".

    Если вдуматься в сами принципы построения интерьера православного храма, мы увидим, что этот интерьер всегда в основе своей экспозиционенсовременном понимании этого слова. Он построен по законам музея и театра одновременно. Интерьер как храма, так и музея наполнен произведениями искусства и реликвиями; смысл их нахождения здесь и там заключается в особой духовной ценности этих предметов, особом значении, которое имеют они для приходящих сюда.

    Любой предмет, входящий в убранство действующего храма, характеризуется теми же свойствами, что и музейный предмет:

    - информативностью (ибо любая часть интерьера -от архитектуры до самой маленькой лужицы - является лишь знаком, за которым стоит целый комплекс явлений, идей, символов),

    - экспрессивностью и аттрактивностью. Цель помещения этих предметов в интерьере - обеспечение для приходящих возможности общения с ними (вернее, с тем, что за ними стоит), т.е. коммуникация; само расположение их подчинено определенному замыслу, одной идее, средствами выражения которой служат как сами предметы, так и их взаимное расположение, а также дополняющее их оформление (в церкви это киоты, покровы, цветы)

    Музеи-храмы 20-х гг. представляли собой совершенно особый тип музея-хранителя истории и искусства "уходящего культа". Они были многочисленны и отличались поразительным многообразием форм экспозиционных решений, соотношений культового и историко-культурного элементов.

    Основные типы их можно свести к следующему перечню:

    - действующий храм, в определенные дни и часы открытый для доступа экскурсий и индивидуальных посетителей;

    - храм, используемый совместно общиной верующих и музеем с созданием музейной экспозиции памятников церковной археологии в приделе, на хорах и т.п.;

    - храм, специально спроектированный и построенный как музей, для размещения церковно-археологических коллекций,

    - храмы, используемые для размещения церковно-археологического отдела музея

    - экспонирование полностью сохраненного убранства интерьера, но перенесенного из стен храма в другое помещение.

    - музей-монастырь, в котором намеренно сохранялись элементы монастырского быта.

    В настоящее время прослеживается тенденция оформления широкого понятия музея художественной культуры, в который могли бы войти не только художественные музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства, историко-театральные, историко-музыкальные, но и мемориальные музеи деятелей искусства. Традиционно художественный музей воспринимается как храм искусства с сосредоточенными в нем предметами изобразительного искусства, декоративного, декоративно-прикладного, всеми видами пластики. Художественный музей в силу своих средств и возможностей интерпретирует художественные ценности: экспонирует их, большую часть оставляя в фондах, использует залы, ведет экскурсионную деятельность, варьирует характер размещения экспонатов, выбирает кульминационные произведения.

    Храм как прообраз музея: Древняя Греция

    Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

    Храм как прообраз музея: Средневековье

    В средние века хранителями произведений искусства — ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов — были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

    Сами же музеи стали создаваться только в XVI— XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

    Итоги.

    История возникновения художественных музеев восходит к древности, их прообразы — собрания произведений искусства в термах Древнего Рима, в церквях и монастырях средневековой Европы.

    Первыми аналогами музеев были именно храмы, так как экспозиционная, просветительская и культурная деятельность также восходила к их основам.


    написать администратору сайта