Теоретическая поэтика понятия и определения. Хрестоматия - Тамарченко Н.Д.. Теоретическая поэтика понятия и определения. Хрестоматия - Тамар. Хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов Москва 1999
Скачать 2 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации Российский государственный гуманитарный университет Теоретическая поэтика: понятия и определения Хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов Москва 1999 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Российский государственный гуманитарный университет Историко-филологический факультет Кафедра теоретической и исторической поэтики Теоретическая поэтика: понятия и определения Хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов по дисциплинам “Введение в литературоведение” и “Теория литературы” Москва 1999 Теоретическая поэтика: понятия и определения Хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов Автор-составитель д-р. филол. наук, проф. Н.Д.Тамарченко Хрестоматия одобрена на заседании кафедры теоретической и исторической поэтики 00.03.99 Н.Д.Тамарченко, 1999 Российский государственный гуманитарный университет, 1999 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 6 I. ПРЕДМЕТ ПОЭТИКИ 10 Тема 1. Поэтика 10 Тема 2. Словесно-художественное творчество как научная проблема: литература художественная, произведение, текст 15 II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 25 Эстетический объект: поэтика — эстетика — семиотика 25 Тема 3. Искусство как познание. Теория образа 25 Тема 4. Искусство как “язык”. Знак и знаковая система в художественном произведении 30 Тема 5. Искусство как творческая деятельность. Содержание, форма, материал 36 Тема 6. Своеобразие эстетического. Авторская “вненаходимость”, “внежизненно активная позиция” и художественное “завершение” 40 Тема 7. Художественная словесность и другие виды искусства 46 Материал: поэтика, риторика и стилистика 51 Тема 8. Слово (речь) как материал художественного произведения 51 Тема 9. Поэзия и проза. Принципы разграничения 56 Тема 10. Словесное искусство и риторика. Тропы и фигуры, топосы и эмблемы 64 Тема 11. Словесный образ как функция поэтического текста. Параллелизм, метафора и символ. “Простое” (“нестилевое”) слово 76 Тема 12. Слово автора и чужое слово в прозе. Прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь, внутренний монолог; “гибридные конструкции” и “внутренняя диалогичность” высказывания 89 III. СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ 95 Тема 13. Читатель и “внутренний мир” литературного произведения. Художественное время, пространство, событие 95 Тема 14. Основные понятия “сюжетологии”: сюжет и фабула, ситуация и коллизия (конфликт) 104 Тема 15. Сюжет и мотив: между “темой” и текстом. “Комплекс мотивов” и типы сюжетных схем 111 Тема 16. “Событие рассказывания”. Точка зрения и перспектива, “компонент” и композиция 121 Тема 17. Проблема повествования и композиционные формы речи. Повествование, описание, характеристика 127 Тема 18. Повествователь, рассказчик, образ автора 134 Тема 19. Проблема литературного героя. Персонаж, характер, тип 140 Тема 20. Система персонажей и авторская позиция 148 IV. ТИП ПРОИЗВЕДЕНИЯ 151 Тема 21. Тип произведения и категории рода, жанра и стиля 151 Эпика 161 Тема 22. Структура эпического произведения. Эпический мир и сюжет 161 Темы 23-24. Субъект изображения и слово в эпике. Проблема эпического героя 170 Драма 174 Тема 25. Структура драматического произведения: аспект “завершения”. Катастрофа и катарсис 174 Тема 26. Мир драмы: поступок героя и его судьба. Завязка, развязка и перипетия. Сценический эпизод и композиция 183 Тема 27. Слово (речь) в драме: монолог, диалог, реплика; ремарка, вставной текст 190 Тема 28. Герой в драме: драматический характер, тип, роль (амплуа) 197 Лирика 199 Тема 29. Структура лирического произведения: автор, лирический субъект, лирический герой, герой “ролевой” лирики. Слово 199 Тема 30. Структура лирического произведения: мир и событие 207 Жанры 210 Тема 31. Канонические и неканонические жанровые структуры. Эпопея и роман: “канон” и “внутренняя мера” 210 Тема 32. “Твердые” и “свободные” формы в эпике: новелла, повесть, рассказ 219 Тема 33. Классическая и “новая” драма. Трагедия, комедия, драма как жанр 225 Тема 34. Канонические и неканонические структуры в лирике. Ода, сатира, элегия, послание, идиллия, баллада 236 Проблема стиля 243 Тема 35. Стиль в литературном произведении 243 Тема 36. Чужой стиль в литературном произведении. Подражание, стилизация, пародия, вариация 249 Библиография 255 |