Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Философская категория бытия

  • 2 Бытие и христианская философия

  • - Есть ли вещь - Что она такое - Какова она - Почему (для чего) она есть

  • 3 Основные формы бытия, их взаимосвязь и развитие

  • Список литературы

  • Реферат по философии. Федотов Д.А. гр.410. тема 1. Христианское понимание бытия


    Скачать 75.52 Kb.
    НазваниеХристианское понимание бытия
    Дата18.10.2022
    Размер75.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по философии. Федотов Д.А. гр.410. тема 1.docx
    ТипРеферат
    #739379



    Реферат на тему:

    «Христианское понимание бытия»

    Выполнил студент группы 410

    Федотов Данила Алексеевич

    Проверил преподаватель:

    Кокаревич Мария Николаевна

    Томск 2022

    Содержание

    Введение………………………………………………………………… 3

    1. Философская категория бытия……………………………………...4

    2. Бытие и христианская философия…………………………………. 8

    3. Основные формы бытия, их взаимосвязь и развитие……………10

    Заключение……………………………………………………………. 14

    Список литературы…………………………………………………... 15

    Введение

    Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

    Актуальность данной темы заключается в том, что, будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем, бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

    Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные. В трактовке бытия можно выделить несколько периодов. Первый период – мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

    В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

    Целью данной работы является рассмотрение христианского понимания бытия

    1 Философская категория бытия

    Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть — всё видимое и невидимое. Бытие есть то, что может нами мыслиться, что мы можем помыслить. Учение о бытии называется онтологией.

    Существует реальное и идеальное бытие. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное — сущностью. Реальное бытие — это то, что сообщает вещам, процессам действиям, личностям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо. Идеальное бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.[3, ст.34]

    От бытия во всеобщем смысле отличают определённое бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всём. В противоположность «видимости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. В теологическом мышлении Бог является вечным творцом бытия, в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом - материя, в энергетическом - энергия. Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всём многообразии сущего. В древнем понимании бытие (согласно формуле Аристотеля) и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи и предметы. Антитезой бытия является Ничто (небытие). Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», - благодаря этому раскрывается бытие. Бытие - «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, «смысл бытия». Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего.[3, c.45]

    По Гегелю небытие есть чистое бытие, т.е. абсолютная неопределённость и начало всего сущего. Чистое бытие отрицательно самому себе. Бытие мыслится как процесс становления, развития и перехода в иное. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Небытие есть понятие относительное, в абсолютном смысле небытия нет. Невозможно представить себе небытие, при любой попытке это сделать в сознании будет витать какая-то форма бытия.

    Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанци­ональности мира. В европейской культуре первые оп­ределения бытия возникли еще в Древней (Греции, что исторически совпало со становлением философского зна­ния, переходом от образно мифологического к теорети­ко-логическому мышлению.

    Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежу­точных понятий и концепций. Мыслители античности все­сторонне и обстоятельно рассматривали различные аль­тернативы философских построений, опираясь на бога­тый духовный опыт предшествующего развития (мифоло­гия, религия, искусство). В результате возникла радикаль­но новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний пери­од) рассматривали действительность как многообразие по­стоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них — Парменид) по­ставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих из­менений, которая и была названа бытием.

    «Бытие» — производное отелов «быть», «есть», весь­ма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объек­тов окружающего мира, а того, что гарантирует это су­ществование.[5, c.12]

    Понятие бытия отвлекается от бесконечного многооб­разия свойств и качеств конкретных предметов, кроме од­ного — быть существующими. Подобный подход зада­ет миру целостность, делает его объектом специфичес­кого рассмотрения. В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот факт неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия. Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, посто­янным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой де­ятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывает­ся определенная система понятий, образующих смысл, зак­люченный в той или иной философской концепции. Бытие формирует представление о том, что мир вок­руг нас развивается и живет по своим законам, не за­висящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понима­ние этого и умение следовать требованиям бытия обес­печивают существование человека. Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно ста­новится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими ка­тегориями, как материя, сознание, движение, простран­ство, время, системность, детерминизм и другие.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2 Бытие и христианская философия

    Важнейшей темой христианской онтологии (учение о бытии) была тема отношения бога и сотворённого им мира. Важнейшим источником заний об основах Бытия являлась Библия, где основой для символического истолкования бытия было учение о творении мира через Слово: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет…». Согласно средневековой философии, подлинным бытие обладал только бог (ему приписывали те черты, которыми античные философы наделяли бытие) – он вечен, неизменен, самотождественен, независим и является источником для всего сущего. В средневековой философии проводилось различение бытия или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). Познание вещи сводилось к 4 вопросам:


    - Есть ли вещь?


    - Что она такое?


    - Какова она?


    - Почему (для чего) она есть?

    Первый вопрос устанавливал существование вещи, остальные – ее сущность. Если у Аристотеля причина не порождала, а структурировала вещь, т.е. являлась не порождающим, а определяющим фактором. То в христианстве причина и следствие понималось как два уровня бытия. Низшей реальностью является земная действительность, сотворённая богом. Для христианских философов она не имела антологической ценности и поэтому не являлась подлинным объектом познания. Наряду с категорией причинности в средневековой антологии по новому трактовались категории "возможность и действительность", "материя и форма", "общее и особенное" (единичное).

    Проблема соотношения общего и единичного рассматривалась в средневековой философии с двух позиций. Первая – с точки зрения реализма (Августин Блаженный, 354-430 гг.; Ансельм Кентерберийский 1033-1109 гг.).
    Реалисты решали данную проблематику в духе Платона, настаивая на реальном существовании понятий (универсалий) общего, как мыслей творца перед актом творения, ибо творение не могло состояться без определённого плана и образца. Так, например, Августин разделял точку зрения, что бог – высшая субстанция, высшая нематериальная форма и высшее благо. «До творения твоего не было ничего не было, кроме тебя, и … все существующее зависит от твоего бытия». С другой стороны - христианская философия, в которой божественному бытию противопоставлялось сотворенное и вслед за Аристотелем различалось бытие действительное и возможное (актуальное и потенциальное состояние). Таково было понимание бытия у Фомы Аквинского (1225-1274). Он рассматривал бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, по мнению философа, столько бытия, сколько в ней актуальности. Он выделял четыре уровня бытийности: внешняя определенность вещи (минералы, стихии), «растительная душа» - вещи, которым присуща внутренняя целесообразность, а форма предстает как конечная причина (растения), вещи, у которых форма – действующая причина (животные) и, наконец, на четвертом уровне форма не зависит от материи (дух, разумная душа). Для Фомы Аквинского материя - чистая потенциальность. Это слабейший вид бытия, который пассивно воспринимает воздействие извне. Ничто материальное без формы не существует. Форма - принцип порядка и чёткости, зависит от высшей формы - Бога. Бог - существо чисто духовное, сообщающее активность материи.

     

     

     

     

     

    3 Основные формы бытия, их взаимосвязь и развитие

     Бытие - есть всё сущее, как оно мыслится. Не бытия нет. Сущее это предметный мир. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

    Основной вопрос философии - вопрос об отношении бытия и сознания. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Необходимо подчеркнуть, что в философии выделялись и анализировались различные системы форм бытия.

    Нет единого вопроса по этому мнению и сейчас. Философы, представители диалектического материализма, считают целесообразным выделение следующих различающихся, но взаимосвязанных форм бытия:

          Бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на:

          бытие вещей, процессов, состояний природы;

          бытие природы как целого;

          бытие вещей и процессов, произведённых человеком.

    Природа включает в себя об­ласть неорганического мира (микро-, макро- и мегамир) и об­ласть органического (живого) мира. С точки зрения науки при­рода (в ее широком смысле) существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде, в том числе и в самом че­ловеке в виде его биологического начала. По словам И. Гете, жизнь является лучшим «изобретением» природы, а человек - это венец ее эволюции.[3, c.89]

    В ходе активного преобразования природной среды человек своим трудом сумел создать весьма сложную и разветвленную «вторую природу» - мир искусственных вещей, процессов и отношений, или культуру. Она представляет собой совокуп­ность высоких достижений человека, новый (социальный) мир его существования. В XX веке на волне достижений научно-технического прогресса появились новые формы бытия. Это, например, виртуальная реальность, которая создается с по­мощью компьютерных систем и является важнейшим компо­нентом современных информационных технологий. Бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфически - человеческое бытие. Философия изучает бытие человека как уни­кального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного начал. Представляя со­бой, итог эволюции природы и будучи ее «мыслящей вещью» (Р. Декарт), человек обладает сложнейшим внутренним ми­ром. Подразумевая это, немецкий поэт Г. Гейне писал, что ког­да человек умирает, то вместе с ним в могилу уходит вся исто­рия общества, ведь человек - это «вместилище» опыта всех предшествующих поколений людей, всех эпох.[3, c.93]

    Бытие духовного (идеального) - которое делится на индивидуализированное духовное о объективизированное (внеиндивидуальное) духовное. Философия выделяет и бытие духовного, или мир Духа как особого рода реальность. Духовное начало незри­мо и невесомо, но оно присутствует во всех актах человеческой деятельности. Оно представляет собой чувства, идеи, эмоции, образы, понятия, которые создаются людьми в их духовно-практической жизни, - все то, что в философии обозначается понятием «сознание». Но бытие духовного включает в себя и бессознательное, названное З. Фрейдом «темными пластами» человеческой психики. Духовное - это также и общественное сознание в различных формах своего проявления (религиозное, нравственное, художественное и др.). Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие
    отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества. Общество является сферой действия Разума, Памяти и Воли человека, и это придает ему собственную специфику, неисчерпаемые источники функцио­нирования и развития. Разумеется, общество (включая и его культуру) живет, прежде всего, по своим собственным законам (в экономике, политике и других сферах). Вместе с тем оно органически связано с окружающей его природной средой. Вот почему никогда не следует забывать о том, что все мы, по выражению К. Маркса, «плотью и кровью» принадлежим природе и находимся внутри этого уникального организма. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией - материю. Типология форм бытия важна при выборе решения так называемого "основного вопроса философии". К примеру, материализм полагает основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм - субъективное бытие; объективный идеализм - объективный дух.

    Кратко говоря, бытие предполагает две реальности - «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). Вне их больше ничего нет (во всяком случае наукой пока не обнаружено), а есть лишь взаимодействие и перепле­тение этих реальностей. Дихотомия, раздвоенность бытия («че­ловек - мир», «сознание - материя» и т.п.), вечна и неустра­нима, а многообразие является способом существования мира.

    Во всех формах проявления бытия есть собственные законы и закономерности, которые являются объектом исследования для различных наук - физики, биологии, антропологии, социологии и т.д. Формы бытия активно взаимодействуют и проникают друг в друга. В этом смысле человек как некий «перекресток» мироз­дания является своеобразным символом единства мира и тесного взаимодействия различных его сфер, их взаимодополнения. Вот почему он не случайно назван в философии «малой Вселенной», поскольку, говоря словами П. А. Флоренского, в человеке «есть все». Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия существует очень противоречивый, но все же целостный и гар­моничный мир. Этот мир не только един, но и динамичен, по­стоянно незавершен в своем развитии. Таков и человек: целостен, динамичен и незавершен в своем вечном становлении и развитии.[3, c. 95]

    В своей действительности бытие - это мир, в котором существует человек. Окружающий мир открывается человеку средствами научного и ненаучного познания. Он представляет собой вечную загадку и тайну для людей, объект их практи­ческих действий и источник повседневного существования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    Основные характеристики бытия - целостность, истинность, благость и красоту - выделил Парменид и провозгласил единство мысли и бытия (и - не-мысли и небытия). У Платона мы видим разделение, точнее, удвоение мира, на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий). Это положило начало европейской метафизике и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Анализ бытия Аристотелем, выделение им возможного и действительного бытия до сих пор служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья бытие рассматривалось с религиозных позиций: истинное бытие - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из «ничто» и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривало бытие как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентировало внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия бытия – оно воспринималось как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре - просто как философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека).

     

     

    Список литературы

     1. Гуревич П.С.  Философский словарь. М.: АСТ: Олимп, 2004г.

    2. История философии /Под ред. проф. В.П. Кохановского, проф. В.П. Яковлева. М-2006

    3. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. Изд-во: «Лениздат», 2002г.

    4. Степин В.С.  Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2003г. 

    5. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3 изд.: М. – 2004

    6. Философия в вопросах и ответах /Под ред. проф. А.П. Алексеевой, доцента Л.Е. Яковлевой. М. – 2006

    7. Швырев В.С. Теоретическое и эмририческое в научном познании. М.: «Наука», 2004г.


    написать администратору сайта