Главная страница
Навигация по странице:

  • Виктор Березин

  • сочинение на тему - Литература - школа жизни или только стремлен. Художественная л итература реальная школа жизни или только стремление её познать


    Скачать 23.05 Kb.
    НазваниеХудожественная л итература реальная школа жизни или только стремление её познать
    Дата17.05.2022
    Размер23.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласочинение на тему - Литература - школа жизни или только стремлен.docx
    ТипСочинение
    #535214

    Сочинение на тему:
    «Художественная литература реальная школа жизни или только стремление её познать?»
    Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя.

    Сама же литература рождается в результате реализации стремлений к познанию мира. Человек живет, что-то изучает, с чем-то сталкивается. О чем-то думает. И если у этого человека есть литературный талант, то в результате рождается новая книга как результат его личного опыта и как обобщение всего, что он узнал к этому моменту. И в результате читатель реализует свое желание жить и узнавать что-то новое.

    Книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую.

    Испокон веков книги были трибуной для идей и мировоззрений. Кроме того, из поколения в поколения именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками.

    Изменения, связанные с прогрессом науки и техники ведут к изменению у соответствующего поколения прежних идеалов и оценок действительности, и поиску новых критериев. Мы говорим и о материальном, и о духовном, однако отделить одно от другого не так уж просто.

    Эстетическая функция книг весьма важна. Они учат прекрасному, доброму, формируют нравственные принципы. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней подсознательно сокрыт ответ на любой интересующий вопрос, и каждому под силу увидеть свою собственную Истину. Книги формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения. Героини и герои художественных книг становятся образцами для подражания. Их образы и мысли берут за основу своего собственного поведения. Поэтому так важно, в период становления личности обращаться к правильным книгам, которые дадут верные ориентиры.

    Художественная литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым может согласиться и принять его тот или иной читатель. Однако это только потенциальная возможность. Нужно иметь необходимость или стремление читать и изучать жизнь и учиться на чужих ошибках. Для этого надо приложить некоторые усилия. Погрузиться в произведение полностью. Проанализировать излагаемые факты. Делать выводы и пробовать создавать модель ситуации из своего собственного опыта, где могло бы пригодиться всё то, что описывает автор произведения.

    Картины жизни, образы рисует и живописец. По-своему жизнь и характеры людей отражаются в музыке, скульптуре и литературе. Оружие и/или инструмент писателя — слово. Художественная литература — это искусство слова.

    Соприкосновение с миром Настоящего Искусства обычно доставляет нам радость и бесконечное наслаждение. Поэтому многие видят в произведениях писателей, композиторов, художников средство приятного времяпрепровождения. И в этом случае воспитательная и образовательная роль искусства отходит на второй план. Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору или компьютеру, чтобы отдохнуть, а то и поразвлечься. Да и сами художники, композиторы, программисты, писатели, зная законы искусства, так строят свои произведения, чтобы взбудоражить, поддержать и развить интерес и даже любопытство зрителей, слушателей. Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче. Ни одно искусство не может так наглядно, «объёмно» изобразить внешность человека, как живопись и скульптура. Но и живописец и скульптор «схватывают» лишь один момент жизни, и, рассматривая картину и скульптуру, мы только догадываемся о том, что предшествовало этому моменту, что последует за ним. Ни живописец, ни скульптор не имеют средств, чтобы показать своих героев в движении, в изменении, в развитии. Это может сделать искусство кино, в котором чудесно сплавлены особенности искусство слова, сценического искусства, живописи, музыки, художественной фотографии и компьютерной графики. Но не забудем, что художественные кинокартины создаются на основе литературных сценариев. Однако нельзя полностью адекватно «перевести» на «язык» кино лирическое произведение. При всём необъятном могуществе киноискусства, есть области общественной и внутренней жизни человека, доступные только Искусству Слова. Писатель может нарисовать одномоментно, и историю человеческой жизни, и одно событие, и цепь самых сложных событий.

    Настоящая Художественная Литература доставляет много радости, она просветляет ум, обогащает духовный мир читателя, вольно или невольно оказывает положительное влияние на его характер.

    Существует такое понятие, как культура народа, которая корнями уходит глубоко в национальную почву и Историю. Во все времена, творцы от словесного искусства в своих произведениях правдиво и полно отражают сложность и многообразие жизни человека и общества, ярко и доходчиво выражают свои раздумья о смысле жизни, свои сокровенные чувства. Морально-нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, который наслаждаясь словом, знакомясь с удивительными персонажами, познаёт мир и формирует в себе высокие гражданские чувства.

    Несомненно, что художественные творения Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. А. Шолохова, В. М. Шукшина и других — позволяют молодому поколению не только узнавать прошлое, но и переживать его вместе с их героями, формировать взгляды, чувства, характер. Пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и Правды.

    Художественная литература воспитывает чувство прекрасного, обогащает духовный мир человека.

    Предметом изображения художественной литературы чаще всего являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненные идеалы, — словом, внутренний духовный мир человека.

    Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. О чем бы писатели и поэты ни говорили в своих произведениях, они думают о читателе, о человеке. Поэтому М. Горький очень точно заметил, что художественная литература — это человековедение.

    Сила художественной литературы заключается также в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни. То есть сила художественной литературы заключается, прежде всего, в её эстетическом воздействии. Это — то искусство, которое активизирует духовные силы человека: ум, интуицию, чувства, эстетические понятия. То есть читатель ощущает на себе эстетическое воспитание со стороны художественной литературы. Это воспитание способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех ее проявлениях и вносить ее в свою жизнь, способности понимать возвышенное, трагическое, комическое.

    Эстетические эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных идей не только умом, но и сердцем. Пробуждают к активному отношению к жизненным картинам, нарисованным в данном произведении. Художественная литература обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи — образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Гамлет, Дон-Кихот, Князь Мышкин, Дубровский и Обломов — это уже не просто художественные образы — это символы культурно–значимых общечеловеческих ценностей.

    Вдумчиво читая, в соответствующем возрасте, такие классические художественные произведения как «Анна Каренина», «Война и Мир», «Гранатовый браслет», «Дубровский», «Преступление и наказание», «Яма» и т.д. подростки и молодежь меняются. У них меняется отношение к жизни, и они становятся лучше. Такие произведения затрагивают их до глубины души и воспитывают. Кроме того, значительное влияние они оказывают и на психологию взрослых, и даже людей «серебряного возраста». По-настоящему, всю глубину этих произведений можно оценить только во второй половине жизни, обладая определённым жизненным опытом.

    Что же говорят о художественной литературе классики?

    Замечательный русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что «литература — это… сокращенная вселенная».

    Н. Г. Чернышевский назвал литературу «учебником жизни», подчеркивая ее познавательную ценность, глубину проникновения в жизнь.

    По словам А. Н. Островского, художественная литература «оживляет голые... факты и делает их понятными; из исторических имен творит живых людей. Историк-ученый только объясняет историю, указывая причинную связь явлений, а историк-художник пишет, как очевидец, он переносит нас в прошлые века и ставит зрителем событий».

    М. Горький считал главной заслугой художественной литературы ее общественное значение: «Беспощадно ярко освещая пороки жизни, недостатки людей, она воспитывала жажду лучшего, она учила». По его мнению, «…цель [художественной] литературы – помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты.». «…в общем, задача [художественной] литературы – облагородить человека…». «Чем же сильна литература?» — спрашивает М. Горький и отвечает: «Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».

    По характеру своего воздействия, художественные произведения приближаются к воздействию фактов и явлений действительности, а иногда и превосходят их. Талантливый писатель дает мощный сгусток впечатлений о действительности при помощи меткого слова. Краски изображения бывают настолько ярки, что становятся ощутимы, зримы и вызывают такие сильные эмоции, что читатели или громко смеются, или рыдают над книгой, испытывают гнев или презрение, готовность действовать. Положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению пороков личности.

    Таким образом художественная литература может стать именно настоящей школой жизни, но только для тех, кто всерьез решил воспользоваться этим способом получения информации об окружающей его действительности.

    В заключение следует сказать, что чтение/прослушивание образцов классики мировой художественной литературы несомненно обязательно для каждого человека буквально с младенчества и до глубокой старости.


    3 -и высказывания о литературе, великих писателей


    Виктор Березин, 9 лет назад

    Мыслитель

    ...цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

    (М. Горький)

    Литература есть нечто такое, что, проходя через века и тысячелетия, заносит на скрижали свои и великие деяния и безобразия, и подвиги самоотверженности, и гнусные подстрекательства трусости и легкомыслия… И все, однажды занесенное ею, не пропадает, но передается от потомков к потомкам, вызывая благословения на головы одних и глумления на головы других.

    (М. Е. Салтыков-Щедрин)

    Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг не отступать от своей цели - возвысить общество до своего идеала, - идеала добра, света и истины!

    (Н. А. Некрасов)

    …литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни.

    (В. Г. Белинский)


    написать администратору сайта