Главная страница
Навигация по странице:

  • Андижан 2022 Оглавление

  • Глава 2. Вирджиния Вулф - ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.

  • Заключение 9Список использованной литературы 10Введение

  • Глава 1. Модернизм как одно из направлений литературы 1.1. Модернизм в литературе

  • Глава 2. Вирджиния Вулф - ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века 2.1.Творчество В. Вулф.

  • Художественные особенности романа В.Вульф Миссис Дэллоуей (доклад). Художественные особенности романа В.Вульф Миссис Дэллоуей (докла. Художественные особенности романа В. Вульф "Миссис Дэллоуэй"


    Скачать 24.17 Kb.
    НазваниеХудожественные особенности романа В. Вульф "Миссис Дэллоуэй"
    АнкорХудожественные особенности романа В.Вульф Миссис Дэллоуей (доклад
    Дата01.12.2022
    Размер24.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХудожественные особенности романа В.Вульф Миссис Дэллоуей (докла.docx
    ТипДокументы
    #823071





    На тему: Художественные особенности романа В.Вульф “Миссис Дэллоуэй”

    Выполнила: Акбарова С.

    Проверила: __________________________


    Андижан 2022

    Оглавление


    Введение 1

    Глава 1. Модернизм как одно из направлений литературы
    1.1. Модернизм в литературе 2-3

    Глава 2. Вирджиния Вулф - ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.
    2.1.Творчество В. Вулф. 4-6

    2.2.Художественные особенности романа  «Миссис Дэллоуэй» 7-8

    Заключение 9

    Список использованной литературы 10

    Введение

    Вирджиния Вулф (Virginia Woolf (1882-1941)) - один из ярких феноменов английского модернизма, ее литературное наследие до сих пор вызывает живой интерес. Многие зарубежные и российские исследователи посвящали свои работы творчеству. 
    Творчеству Вулф уделяется много внимания, в том числе в
    кинематографе. По мотивам романа «Миссис Дэллоуэй» был снят фильм «Часы» (реж. Стивен Долдри), привлекший внимание к творчеству писательницы.
    Подобная проблема - взаимоотношения литературы и кино не теряет своей актуальности и по-прежнему находит отклик у многих исследователей.

    Глава 1. Модернизм как одно из направлений литературы
    1.1. Модернизм в литературе

    Одной из драматичесих вех истории модернизма стала Первая мировая война, ставшая основанием трагического мироощущения в данный период. Совокупность декадентских настроений и ярких экспериментов визуального искусства не могли не отразиться на литературе. Писатели-модернисты предвосхищали крах европейской цивилизации, который нашел отражение в литературных произведениях этого хронологического отрезка. Пытаясь найти новое, литература ступает на экспериментаторский путь, рассматривая форму произведений на разных уровнях. Главенствующее место в модернистской прозе занимает роман, наименее стесненный рамками канона, с формой которого модернисты проводили эксперименты. Качественно меняются традиционные структурообразующие элементы романа, вытесняемые потоком сознания, фрагментарностью, монтажом, параллельно сосуществующими несколькими планами повествования, отвлеченностью мысли.

    Одним из ключевых изменений, которые были внесены модернистами в роман, стал кардинальный пересмотр позиции автора в произведении: автор воздерживается от прямых суждений и предоставляет читателю право самому определить свою позицию.

    Модернистская проза отличается многогранностью, где, например, отголоски прошлого (мнение об исключительной миссии литературы, наследованное от 19 века) сочетаются с переосмыслением классического романа. Одним из новаторских приемом, используемых в модернистских романах, становится сюжетная и смысловая фрагментарность, закономерно отражающая восприятие модернистами современного мира. Частотность приема объясняется обращением к несвязанным между собой жизненным аспектам. Вследствие активного использования фрагментации, акцент смещается с внешней линии повествования на внутреннюю, отличающуюся особым психологизмом, где изображаются мельчайшие движения внутреннего состояния героев. С этой целью модернисты используют «поток сознания», подчеркивающий течение времени и фиксирующий влияние внешних воздействий на внутренний строй мысли. Основателями модернизма в литературе считаются Джеймс Джойс, Марсель Пруст и Франц Кафка, который каждый по-своему реформировал литературу своего времени.

    Особое место среди писателей – модернистов занимают Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоренс, Томас Стернз Элиот, отличающиеся новаторством и смелыми экспериментами в художественной прозе и поэзии. Многие произведения писателей современников также отличались незаурядностью форм, так например роман-джаз Олдингтона, фантастика Уэллса, эксперименты Пристли с категорией времени, однако по мнению В. Вулф, теоретика английского модернизма, в своих произведениях эти писатели затрагивают материальное, а не духовное, в следствие чего они не затрагивают психологической глубины подсознания, на изображение и исследование которой стремится модернизм.

    Глава 2. Вирджиния Вулф - ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века
    2.1.Творчество В. Вулф.

    В 1905 Вирджиния Вулф начала писать для "Литературного приложения к газете "Таймс"". Это сотрудничество продолжалось почти до самой ее смерти. В 1912 Вирджиния Вулф вышла замуж за Леонарда Вулфа. К этому времени она уже работала над своим первым романом - “Путешествие” (1915). В этот период жизни писательница перенесла острый приступ душевной болезни, которой страдала со времени смерти матери. В 1917 они с мужем основали “Хогарт-пресс”, выпустив совместную книгу "Два рассказа".

    Второй роман Вирджинии, "Ночь и день" (1919), рассказывает о дружбе Кэтрин Хилбери, выросшей в семье известного литератора (ее прототипом послужила Ванесса), и Мэри, примкнувшей к движению за предоставление избирательного права женщинам.

    Роман "Комната Якова" (Jacob's Room, 1922) описывает жизнь и смерть (на Первой мировой войне) Якова Флэндерса (события в нем, по-видимому, навеяны смертью брата писательницы Тоби в 1906); это произведение было признано важной вехой в развитии художественной литературы.

    Вскоре Вирджиния Вулф опубликовала программное заявление относительно современного положения литературы “Мистер Беннетт и миссис Браун” (1923), в котором подвергла резкой критике реализм произведений Арнолда Беннетта и провозгласила установку на более свободный подход к системе характеристики персонажей. С этого момента за ней закрепилась слава одного из основных выразителей идей модернизма.

    Романы “Миссис Дэллоуэй” (1925), “К маяку” (1927) и “Волны” (1931) окончательно упрочили ее репутацию. Другие романы: “Орландо” (Orlando, 1928) — фантастическая история прекрасного и аристократичного юноши Орландо на протяжении четырех столетий (на создание этого произведения писательницу вдохновил ее друг В. Сэквилл-Уэст); "Флаш" (Flush, 1933), легкомысленная "биография" спаниеля Элизабет Б. Браунинг; "Годы" (1937) и последний ее роман, "Между действиями" (1941), в высшей степени экспериментальное произведение. Вскоре после его завершения писательница утопилась недалеко от своего дома в Сассексе.

    Вирджиния Вулф ныне признана одним из классиков романа XX в.; большая часть ее экспериментальной техники (как, например, "поток сознания") получила широкое распространение в художественной прозе; пик популярности ее романов пришелся на 1970-е и продолжается по сей день. Она была также выдающимся литературным критиком и журналисткой. Книга “Отдельная комната” (1929) стала классикой феминистского движения, как и опубл. в 1938 “Три гинеи” (Three Guineas). Ее критические эссе составили несколько сборников. “Обычный читатель” (1925), "Смерть мотылька” (1942), “Смертное ложе капитана” (1950) и “Гранит и радуга” (1958). Томик рассказов “Дом с привидениями” (1943) содержит ранние рассказы и несколько прежде не публиковавшихся. Ее письма (в шести томах, изданные Найджелом Николсоном и Дж. Траутманном, 1975—1980) представляют собой блестящее, порой циничное и злое описание интриг в литературном мире, в котором упоминаются Стрэчи, Ситуэллы, Оттолайн, Моррелл, Р. Фрай и многие другие; дневники писательницы (пять томов, изданные А. О Белл и Э. МакНелли, 1977-1984) - уникальное письменное свидетельство радостей и мук творческого процесса.

    2.2. Художественные особенности романа 
    «Миссис Дэллоуэй»


    Вирджиния Вулф относится к одним из главных представителей модернизма XX века, чье литературное наследие до сих пор привлекает внимание читателей и критиков. Среди творческого наследия Вирджинии Вулф важную роль занимают «экспериментальные романы», изменившие канон классического романа и считающиеся вершиной творчества писательницы, такие как «Комната Джэйкоба» (Jacob`s room, 1922), «На маяк» (To the lighthouse, 1927), «Орландо» (Orlando, 1928), «Миссис Дэллоуэй» (Mrs. Dalloway,1925), «Волны» (The waves, 1931), «Между актами» (Between the acts, 1941), где Вулф не только совершает линию экспериментов над техникой письма, организацией романного текста, но и также изображает глубину внутреннего состояния героя.

    Особое место среди литературных экспериментов Вулф занимает именно роман «Миссис Дэллоуэй», наиболее ярко передающий силу эмоционального восприятия и который сама писательница оценивала очень высоко, несмотря на критическое отношение к своему творчеству, называя его «наиболее удовлетворительным» [5, с. 110] из всех ее романов. Размышляя над будущим романом, Вулф делает акцент на то, что ключевой замысел состоит в описании эмоционального состояния героев, что предопределило его художественный мир: за вялотекущими событий скрывается внутренний мир героев, скрытый от досужего взора, где тонко переплетаются психологическое и эмоциональное, раскрывающий то самое «подлинное», что, по мнению В. Вулф «таится в глубинах человеческого сознания и подсознания».

    Анализируя творчество писательницы, в том числе «Миссис Дэллоуэй», критик чаще обращается к ее собственной биографии, нашедшей бесспорное отражение в романе, а также к его психологической составляющей, чем к композиционным и стилистическим приемам.

    Время в «Миссис Дэллоуэй» это полноценный художественный образ, который писательница передает через событийную жизнь героев и их воспоминания, подчеркивая течение времени звоном Биг-Бена, указанием месяцев года.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В исследовании показано, что своей экспериментальной литературой Вирджиния Вулф не только нашла новые формы изображения реальности, но также смогла подчеркнуть глубину человеческого восприятия. В романе «Миссис Дэллоуэй» Вулф не только показала общие черты модернистской литературы, такие как фрагментарность, отвлеченность, несколько рядов пересекающихся или параллельных друг другу мыслей, но и также смогла сформировать особое видение времени в произведении, которое контрастирует с писателями-предшественниками и современниками.

    Одна из основополагающих тем в романе –тема времени, которая присутствует на всех структурообразующих уровнях –на внутреннем, отвечающем за фабульное формообразование, а также пространственно – временную организацию; на внешнем, реализованном с помощью средств художественной выразительности; на концептуальном, формирующем проблематику произведения.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Бельская, А. Образ времени в романе В. Вулф «Миссис Дэллоуэй»[Электронный ресурс] / А. Бельская // Актуальные проблемы исследования англоязычных литератур. Международный сборник научных статей. – Минск: Изд-во БГУ, 2008.

    2. Брежнева, Е. В. «Время внешнее» и «время внутренне» в поэтике романов Вирджинии Вулф / Е.В. Брежнева // Вестник Пермского университета. – 2011.

    3. Вулф, В. Миссис Дэллоуэй / Пер. с англ. Е. Суриц // Вирджиния Вулф. Избранное. – М. : Художественная литература, 1989. – С. 25-166.


    написать администратору сайта