Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава I Русская литература 15-16 вв.

  • Проблема царской власти в повестях 15-16вв

  • Список использованных источников

  • Русская литература 15-16 вв. Реферат. I 1 Русская литература 1516 вв. 2 Проблема царской власти в повестях 1516вв. Заключение


    Скачать 19.42 Kb.
    НазваниеI 1 Русская литература 1516 вв. 2 Проблема царской власти в повестях 1516вв. Заключение
    АнкорРусская литература 15-16 вв
    Дата21.10.2022
    Размер19.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипГлава
    #747402



    Содержание

    Введение
    Глава I
    1.1 Русская литература 15-16 вв.
    1.2 Проблема царской власти в повестях 15-16вв.
    Заключение

    Список использованных источников

    Введение
    На рубеже XV-XVI вв. в русской литературе наступает решительный перелом. Те гуманистические тенденции, которые позволяли говорить об эпохе русского Предвозрождения XIV-XV вв., не получили дальнейшего развития. Начавшийся процесс освобождения литературы от регламентирующего влияния церкви и религиозных догм был насильственно прерван.

    Этот перелом хорошо заметен при сопоставлении русской литературы XVI в. с литературами западных славян. Во многом сходные в предшествующем столетии, они теперь начинают существенно различаться. В Чехии и в Польше в XVI в. в переводах и латинских оригиналах распространяются сочинения античных авторов и западных гуманистов, появляется множество произведений чисто беллетристического характера: рыцарский роман, сатирическая и бытовая новелла; создается национальный театр.

    На Руси же, напротив, из рукописного репертуара в XVI в. исчезают как раз те литературные памятники, в которых наиболее отчетливо проявлялись черты предвозрожденческой жанровой свободы — памятники, не имеющие какого-либо делового назначения. В списках XVI в. нам не известна ни «Сербская Александрия», ни басенный цикл, получивший на Руси именование «Стефанит и Ихнилат»,ни «Повесть о Басарге», ни такие произведения более раннего периода, как «Повесть об Акире Премудром» или «Сказание об Индийском царстве».

    Глава I


      1. Русская литература 15-16 вв.


    Для литературы XVI в. характерно стремление к созданию монументальных «обобщающих предприятий». Это и обширный хронографический свод — «Русский хронограф», и самая крупная из русских летописей — Никоновская. Это многотомный, роскошно иллюстрированный Лицевой свод «Великие минеи-четьи», «Степенная книга» — собрание биографий всех выдающихся деятелей русской истории и, наконец, стоящий уже на грани литературы и деловой письменности «Домострой» — свод «поучений и наказаний всякому православному христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом, и рабыням».
    Почти все названные памятники (исключая разве «Домострой») удивительно близки по стилю: XVI век — время торжества экспрессивно-эмоционального стиля, однако утратившего прелесть новизны (особенно в агиографии), ставшего чрезмерно напыщенным и манерным. Это век «второго монументализма» (термин Д. С. Лихачева), как бы повторяющего в новой обстановке и на новом уровне монументальный историзм XI-XII вв. Это литература торжествующей и уверенной в своей непогрешимости царской власти, торжествующей в своей непреклонной ортодоксии церкви. ОртодОксия — тип религиозного мышления, придающий центральное значение вере, учению, следованию какой-либо идеологии или мировоззрению, поддержке принятых позиций; консервативный тип религиозного сознания, в противовес любому модернизму и реформаторству.) Царство Ивана IV, построенное на крови бесчисленных жертв опричнинного террора, на подавлении всякой «неканонической» идеи, уже в конце века рухнет. Русь будет ввергнута в водоворот политических катаклизм: народных восстаний, нашествий иноземных захватчиков, ожесточенной борьбы за власть различных боярских группировок. Но все это еще впереди. В XVI в. Русь вступала как могучая держава, стряхнувшая последние оковы иноземного ига, уничтожившая остатки былой феодальной раздробленности (в 1478 г. потеряла свою былую автономию Новгородская земля, в 1510 г. — Псковская земля, около 1521 г. было присоединено Рязанское княжество). Литература, согласно замыслам идеологов времени Василия III и Ивана IV, должна была неукоснительно служить только великим целям великого государства.


      1. Проблема царской власти в повестях 15-16вв


    В публицистике были широко распространены произведения, посвящённые злободневным темам общественной жизни. Области публицистических проблем: проблемы, связанные с формированием самодержавного государства (облик самодержца, взаимоотношения разных сословий, проблема взаимоотношения царской и церковной власти). Церковные проблемы (борьба с ересью, проблема внутрицерковного землевладения, проблемы нравственного облика).

    В публицистических сочинениях Ивана Грозного, Андрея Курбского, Ивана Пересветова поднимаются важнейшие проблемы государственного управления, взаимоотношений государя и подданных, церкви и великокняжеской или царской власти. Расцвет публицистики в 16 в. совершенно естествен — это было время сложных процессов государственного строительства, напряженной идеологической борьбы. К решению этих важнейших общественных задач и были привлечены основные литературные силы. В этом одна из причин, почему литература вновь становится по преимуществу деловой. Но другая и, пожалуй, основная причина происшедших изменений в развитии литературы состоит в том, что влиятельные церковники не только беспощадно расправились с еретиками, а заодно и со всякого рода проявлением свободомыслия, но и объявили решительную борьбу светскому началу в литературе — «неполезным повестям», «глумам и смехам», «писаниям внешним». Церковь решительно требует, чтобы христиане не избегали «душеполезных повестей», «божественного писания». Эту идею регламентировать круг душеполезного чтения в наилучшей степени реализовал гигантский кодекс, созданный по инициативе новгородского архиепископа Макария (впоследствии митрополита), — «Великие минеи-четьи» — свод всех «святых книг», которые «обретаются» на Руси.

    “Сказание о князьях Владимирских” начала XVI в. выводит родословную московских правителей от Августа, кесаря римского. Так возвеличивались самодержавие и суверенность власти российских монархов. Это использовали и в последующей публицистике, и в политической практике. “Царское место” Ивана Грозного, к примеру, на одном из затворов имеет резьбу с рассказом о присылке из Византии шапки Мономаха.

    Заключение

    Политическая идеология Московской Руси сыграла важную роль в формировании представлений подданных о власти государей. На разных этапах развития российской государственности идеология была призвана консолидировать различные социальные силы, укрепить положение русского монарха внутри страны и на международной арене, наконец, являлась одним из способов самоидентификации общества. В течение первого этапа (конец XV - XVI вв.) шел процесс оформления исканий русских книжников в области идейного обоснования власти московских правителей.

    В этот период идеология Русского государства, вобравшая в себя наследие политической мысли эпохи Киевской Руси и периода объединения земель вокруг Москвы, вышла на новый уровень развития и приобретала черты законченной, всеобъемлющей системы, особенно четко проявившейся в памятниках третьей четверти XVI в.

    Расцвет политических теорий был вызван национально-государственным подъемом первой половины XVI в., в свою очередь связанным с оформлением Русского централизованного государства и рядом крупных внешнеполитических успехов. Все эти события и факторы оставили свой отпечаток в произведениях древнерусской литературы 15 – 16 вв., которые впоследствии стали памятниками древнерусской литературы.

    Список использованных источников

    1. Пыпин А. Н., Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских, СПБ, 1857;

    2. Орлов А. С., Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII—XVII вв., [Л.], 1934; Старинная русская повесть.

    3. Статьи и исследования. Под ред. Н. К. Гудзия, М. — Л., 1941;

    4. Истоки русской беллетристики. [Отв. ред. Я. С. Лурье], Л., 1970;

    5. История русской литературы, т. 1, М. — Л., 1958.


    написать администратору сайта