Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие типа речевой культуры

  • Фамильярно-разговорный тип

  • Просторечно-жаргонный тип

  • Приложение Тесты на тип речевой культуры

  • Объективный признак Присутствует Баллы

  • Литературный тип Объективный признак Присутствует Баллы

  • Средне-литературный тип Объективный признак Присутствует Баллы

  • Фамильярно-разговорный тип Объективный признак Присутствует Баллы

  • Просторечно- жаргонный тип Объективный признак Присутствует Баллы

  • И. А. Стернинтипы речевыхкультурворонеж2013


    Скачать 250.83 Kb.
    НазваниеИ. А. Стернинтипы речевыхкультурворонеж2013
    Дата17.11.2022
    Размер250.83 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTipi_ rechevich_kultur.pdf
    ТипДокументы
    #793839

    И.А. Стернин
    ТИПЫ РЕЧЕВЫХ
    КУЛЬТУР
    Воронеж
    2013

    2
    Данное пособие предназначено для студентов и магистрантов,
    изучающих коммуникативные дисциплины. Его цель –
    сформировать у будущих специалистов навыки анализа речевой культуры окружающих их людей.
    Для студентов вузов и техникумов, а также широкого круга читателей, желающих развить свои коммуникативные навыки.
    Рекомендовано к печати кафедрой общего языкознания и стилистики ВГУ,
    прот. № 9 от 18.1.2013
    ©
    И.А.Стернин, 2013
    Стернин И.А. Типы речевых культур. Учебное пособие. – Воронеж:
    «Истоки», 2013. – 23 с. Тираж 200 экз.

    3
    Понятие типа речевой культуры
    Профессором
    Ольгой
    Борисовной
    Сиротининой (Саратовский университет) разработана получившая широкое распространение в российской лингвистике теория типов речевой культуры. Согласно этой теории, выделяются элитарный тип речевой культуры, средне- литературный тип, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный, а также жаргонный и просторечный типы речевой культуры; различаются также полно-представленные и неполно-представленные типы речевых культур (Сиротинина 1995; Попова, Стернин 2007; Хорошая речь 2003).
    Понятие типа речевой культуры представляется исключительно плодотворным и теоретически, и практически, особенно в современной языковой и социокультурной ситуации в стране.
    Наш опыт практического изучения речевой культуры жителей Воронежа позволяет предложить следующую типологию, базирующуюся на типологии
    О.Б.Сиротиной, но несколько уточняющую и
    конкретизирующую ее. Думается, что она может быть использована при описании типов речевой культуры носителей не только русского языка. Эта типология может лечь в основу тестирования носителей языка на тип речевой культуры.
    Предлагается выделять следующие типы речевой культуры: элитарный,
    литературный, среднелитературный, фамильярно-разговорный
    и
    просторечно-жаргонный типы.
    Типы речевых культур
    Формируемые в процессе обучения, воспитания и социализации личности типы речевой культуры:
    литературный,
    среднелитературный,
    фамильярно-разговорный просторечно-жаргонный
    Элитарный тип – это тип, к которому надо стремиться, но он как идеал реально недостижим. Элитарный тип – это идеальная модель речевой культуры, к которой надо стремиться, но в полном объеме воплотить данный тип практически невозможно.
    Литературный и среднелитературный типы речевых культур достаточны для цивилизованного общества, при этом среднелитературный тип будет рассматриваться как незавершенный в своем формировании литературный тип.
    Фамильярно-разговорный и просторечно-жаргонный - сниженные речевой культуры, выпадающие из норм культуры общения в обществе.

    4
    Элитарный тип речевой культуры характеризуют следующие параметры:
    высшее образование носителя языка, обычно гуманитарное;
    рефлексивный интеллект;
    логичность мышления;
    некатегоричность в оценках;
    выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие постоянной потребности в расширении своих знаний и их проверке;
    неукоснительное соблюдение этических норм общения, уважение к собеседнику и вообще к людям;
    владение речевым этикетом и соблюдение его норм во всех стандартных коммуникативных ситуациях;
    соблюдение норм литературной речи;
    отсутствие самоуверенности в характере и поведении;
    отсутствие языковой самоуверенности ( отсутствие уверенности о том,
    что он с его точки зрения в достаточной степени уже владеет языком, его языковые знания вполне достаточны и не требуют коррекции);
    владение всеми функциональными устной речи;
    незатрудненное использование функционального стиля и жанра речи,
    соответствующего ситуации и целям общения;
    «неперенос» того, что типично для устной речи, в письменную речь, а того, что свойственно письменной речи, в устную;
    способность контролировать свою речь в ее процессе (тематический и стилистический самоконтроль);
    умение выступать публично, в том числе без длительной подготовки,
    отсутствие боязни публичного выступления;
    привычка проверять свои языковые знания, пополнять их по авторитетным словарям и справочникам, спрашивать у специалистов;
    отсутствие автоматического подражания услышанному по радио или телевидению, прочитанному в газетах;
    отсутствие подражания своему непосредственному речевому окружению, самостоятельность в формировании собственной речевой культуры;
    богатство как активного, так и пассивного словаря;
    использование синонимов в речи;
    как минимум пассивное владение основными достижениями мировой и национальной культуры;
    знание прецедентных текстов, имеющих общекультурное значение,
    понимание их в тексте и использование их в общении;
    способность к логичной и последовательной устной и письменной речи;
    владение эпистолярным жанром, умение развертывать свою мысль как устно, так и письменно;

    5
    умение приводить несколько аргументов в дискуссии, обсуждении,
    споре;
    способность к языковой игре (игре со словом), умение и уместность ее использования, получение удовольствия от языковой игры окружающих и собственной языковой игры;
    умение использовать сниженную лексику и фразеологию в экспрессивных, художественно-изобразительных целях;
    понимание речевого юмора, получение удовольствия от речевого юмора;
    умение воспринять подтекст в шутке, анекдоте, пословице, поговорке;
    умение самостоятельно воспринять подтекст в художественном тексте большого объема;
    умение оценить как форму, так и содержание воспринятого текста;
    преимущественное использование формы вы-общения, тщательное соблюдение нормы употребления ТЫ и ВЫ,
    отсутствие в речи общеупотребительных штампов;
    получение удовольствия от восприятия сложных текстов и теоретических дискуссий;
    нелюбовь к примитивным диалогам в вербально и визуально воспринимаемых текстах;
    фиксация речевых ошибок в устной и письменной речи окружающих, в письменных и медийных текстах, в рекламе;
    обсуждение с коллегами и близкими состояния современного языка,
    комментирование изменений в языке.
    Литературный тип характеризуют следующие параметры:
    высшее или среднее, среднее специальное образование носителя языка;
    преимущественно рефлексивный тип интеллекта;
    некатегоричность в оценках;
    неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие потребности в расширении своих знаний и их проверке;
    выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий;
    соблюдение основных этических норм;
    соблюдение основных норм речевого этикета;
    соблюдение основных норм литературной речи, усвоенных в школе;
    владение основными стилями устной речи;
    примерно одинаковое владение культурой устной и письменной речи;
    способность достаточно легко менять стиль и жанр речи с изменением коммуникативной ситуации;
    способность контролировать и изменять свою речь в ее процессе
    (тематический и стилистический контроль);
    отсутствие общей самоуверенности;
    отсутствие языковой самоуверенности;

    6
    «неперенос» того, что типично для устной речи, в письменную речь и,
    напротив, того, что свойственно письменной речи, в устную;
    владение основами связной устной монологической речи, способность без подготовки или с минимальной подготовкой выступить с небольшим устным монологом на известную тему;
    привычка обращаться к словарям или специалистам-филологам для уточнения значений слов, привычка спрашивать других о том, «как правильно сказать»;
    фиксация языковых нововведений в речи на радио или телевидении, в
    СМИ, комментирование их в семье или профессиональной среде,
    богатство как активного, так и пассивного словаря;
    способность использовать синонимы в своей речи;
    знание основных изучавшихся в школе прецедентных текстов художественной литературы, способность использовать в качестве цитат в непосредственном общении некоторые (известные из школьной программы) строки;
    владение основными нормами устного речевого этикета;
    владение эпистолярным жанром (регулярно пишет письма);
    способность самостоятельно готовить необходимые письменные документы с опорой на собственные языковые знания;
    способность к «языковой игре», получение от нее удовольствия;
    умение использовать сниженную лексику и фразеологию в экспрессивных, художественно-изобразительных целях;
    понимание речевого юмора;
    понимание подтекста в шутке, анекдоте, пословице, а также в художественном тексте – вербальном, визуальном, креолизированном;
    получение удовольствия от восприятия сложных текстов и теоретических дискуссий;
    нелюбовь к примитивным диалогам в вербально и визуально воспринимаемых текстах;
    способность оценить как форму, так и содержание текста;
    интерес к новым словами и выражениям, иностранным словам;
    в речи присутствует тематический и стилистический самоконтроль;
    экспрессивность речи создается интонацией, образностью,
    синонимическими средствами языка, юмором, использованием прецедентных текстов, уместных цитат, а не сниженной лексикой,
    понимание того, что важно не только, ЧТО сказать, а и КАК сказать,
    неиспользование жаргонной и ненормативной лексики, редкие случаи использования имеют целью создание шутливого колорита и соответствующим образом оформлены;
    отсутствие в речи аргументов типа «все так говорят» или «по радио,
    телевидению так говорили, я слышал»;
    изменение тональности общения в зависимости от коммуникативной ситуации;
    использование преимущественной формы вы-общения, соблюдение

    7
    норм употребления ТЫ и ВЫ;
    речь не содержит общеупотребительных штампов;
    фиксирование ошибок в речи других – в устной речи, письменных и медийных текстах, в рекламе.
    Среднелитературный тип характеризуют следующие параметры:
    высшее и среднее образование носителя языка;
    рефлексивно-сенсомоторный тип интеллекта;
    невысокий интерес к расширению общих знаний;
    категоричность оценок;
    профессиональная деятельность требует отдельных и непостоянных,
    либо постоянных, но стандартных интеллектуальных усилий;
    удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и тем более в их проверке;
    отсутствие постоянной привычки проверять свои знания о языке;
    владение преимущественно двумя функциональными стилями: обычно стилем обиходно-бытового общения (разговорной речью) и своим профессиональным стилем;
    частое смешение стилей в речи, неспособность их дифференцировать в общении;
    частое нарушение языковых норм;
    неспособность к развернутому монологу, даже подготовленному;
    стремление избежать публичной речи;
    преимущественно диалогический характер общения;
    невысокий уровень самоконтроля в процессе речи, ущербность собственной речи не осознается;
    «простительное» отношение к собственным речевым ошибкам;
    отсутствие привычки ставить под сомнение правильность своей речи;
    агрессия в отстаивании собственного словоупотребления: в качестве эталона обычно приводятся аргументы типа «все так говорят» или «по радио, телевидению так говорили, я слышал»;
    отстаивание точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»;
    прецедентными текстами являются средства современной массовой коммуникации и массовая литература;
    отсутствие осознания необходимости соблюдения коммуникативных норм речи, свободное нарушение этикетных норм общения;
    неумение выбрать правильную тональность общения, соответствующую изменившейся коммуникативной ситуации;
    частое игнорирование норм разграничения ты- и вы-общения и др.;
    переоценка своих языковых знаний, стремление к большей
    «литературности» речи, что при отсутствии необходимых языковых знаний приводит к искаженным представлениям о правильности;
    частое и неуместное употребление терминов, злоупотребление книжными и иностранными словами;

    8
    допустимость жаргонных и ненормативных слов в различных коммуникативных ситуациях;
    небольшой словарный запас;
    неспособность к синонимическому варьированию речи, что приводит к штампованности и отсутствию индивидуальности в речи;
    экспрессия речи достигается в основном использованием категоричных оценок, сниженной лексики, громкости или интонационной напряженности артикуляции.
    Фамильярно-разговорный тип характеризуют следующие параметры:
    среднее, профессиональное среднее, средне-техническое, иногда высшее техническое образование;
    доминирует сенсомоторный интеллект,
    работа не требует систематических интеллектуальных усилий;
    низкое стремление к расширению общих знаний;
    доминирует сенсомоторный тип интеллекта;
    владение только разговорной системой общения, которая используется в любой обстановке, в том числе и официальной;
    неразличение норм устной и письменной форм речи;
    несоблюдение этических и коммуникативных норм в профессиональных ситуациях и межличностном общении;
    отсутствие стремления расширять языковые знания, удовлетворенность своими языковыми знаниями;
    отсутствие привычки узнавать значения слов или правила их употребления, языковая самоуверенность;
    доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»;
    ориентация на языковую среду как единственный критерий языковой нормы;
    небольшой словарный запас;
    сбивчивость, нелогичность речи, ориентированной только на диалогическую форму;
    неумение строить сколько-нибудь развернутый связный монологический текст, даже подготовленный;
    распространение законов непринужденного персонально адресованного неофициального общения на любые коммуникативные ситуации;
    коммуникативная беспомощность в официальных ситуациях;
    трудности в ситуации письменных форм коммуникации, потребность в образце для написания текста по аналогии;
    прецедентными текстами являются преимущественно рекламные тексты,
    в основном - теле- и стендовая реклама;
    неспособность к чтению более или менее длинных текстов любого жанра, плохо синтезируется смысл текста;
    любовь к кроссвордам и комиксам, газетам с анекдотами и короткими иллюстрированными заметками;

    9
    неумение и нежелание пользоваться словарями, уклонение от их использования;
    преобладание ты-общения;
    преимущественное использование в обращении единиц типа Сережка,
    Серега, Михалыч, Петрович и под.;
    повышенная громкость речи;
    преимущественное использование разговорного (неполного) стиля произношения – скороговорка с предельной редукцией;
    фамильярная фразовая интонация;
    отсутствие контроля за громкостью, интонацией речи;
    большая доля грубых слов и просторечных элементов в речи;
    большое количество используемых в речи жаргонизмов, иноязычной лексики, книжных, бюрократических слов, которые такие люди слышат вокруг и употребляют их, не понимая их стилистической окраски,
    уместности и под., использование таких слов просто потому что они модные или часто употребляемые другими; такие слова в их речи нередко становятся простыми заполнителями пауз;
    частотность заполнения пауз словами конкретно, короче, типа, в
    натуре, блин, бля и т. п.;
    преобладание «речевого» юмора, построенного на употреблении сниженной лексики, непонимание юмора, основанного на смысловом подтексте;
    погоня за языковой модой, тяга к модным экспрессивным словоупотреблениям;
    неспособность к синонимическому варьированию речи, что приводит к штампованности и отсутствию индивидуальности в речи;
    экспрессия речи достигается в основном использованием категоричных оценок, сниженной лексики, повышением громкости или интонационной напряженностью артикуляции;
    отсутствие привычки обсуждать проблемы языка в какой-либо форме.
    Просторечно-жаргонный тип характеризуют следующие параметры:
    низкий уровень общего образования;
    работа не требует систематических интеллектуальных усилий;
    сенсомоторный интеллект,
    ориентация в общении и культуре исключительно на свою группу общения;
    крайняя категоричность в оценках,
    в целом высокая оценочность речи, оценки выражаются грубо или нецензурно;
    самоуверенность, безапелляционность в общении;
    абсолютное доминирование точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не
    КАК сказать»;
    нежелание и неспособность следить за своей речью, контролировать ее

    10
    тематически и стилистически;
    владение только просторечным стилем устного общения;
    невладение письменными формами речи; необходимость письменной речи ставит их в тупик;
    тексты могут писать преимущественно под диктовку;
    официальные документы могут писать только по образцу, заполняя пустые графы, при этом, как правило, требуют уже заполненный другими образец;
    отсутствие представлений о языковых нормах и языковых табу,
    непонимание того, что есть запрещенная к употреблению лексика;
    привычное, «связочное» использование вульгаризмов, жаргона, сленга;
    привычное использование мата в экспрессивной и связочной функции;
    доминирует исключительно ты-общение;
    доминируют обращения типа Димон, Вован, Серый, клички и под.;
    неспособность к чтению более или менее длинных текстов любого жанра, неспособность синтезировать смысл текста, требование объяснить им смысл устно;
    неумение и нежелание пользоваться словарями; агрессивное уклонение от их использования;
    непонимание подтекста в художественном тексте, в пословицах и поговорках;
    предпочтение отдается ситуативному юмору или относящемуся к телесному низу, юмористический подтекст не воспринимается, если нет грубых или нецензурных слов в рифму;
    лексика и фразеология, новые слова усваиваются исключительно из непосредственного общения с ближайшим окружением;
    отсутствует рефлексия о языке, проблемы языка не вызывают никакого интереса;
    в речи (как и в сознании) отсутствуют прецедентные тексты;
    погоня за языковой модой, тяга к модным экспрессивным словоупотреблениям;
    неспособность к синонимическому варьированию речи, что приводит к штампованности и отсутствию индивидуальности в речи;
    экспрессия речи достигается исключительно использованием категоричных безапелляционных оценок, грубой и нецензурной лексики,
    повышением громкости или интонационной напряженности артикуляции;
    Учитывая приведенную классификацию типов речевых культур, важно проследить, как они формируются, разработать систему мониторинга типов речевых культур носителей языка и исследовать динамику изменения их соотношения в профессиональной, возрастной и гендерной группе, коллективе, в конкретном регионе.
    Формирование типа речевой культуры учащихся должно отслеживаться школьными учителями, преподавателями вузов и техникумов, чтобы вовремя принять меры по формированию у учащихся более высоких типов

    11
    речевых культур. При этом элитарный тип речевой культуры, как мы полагаем, целенаправленно сформировать невозможно – его формирование обусловливается личным интеллектом человека: практически он либо есть у человека, либо его нет. Этот тип в классификации речевых культур присутствует в качестве идеала или эталона, но вполне реальным представляется формирование литературного типа речевой культуры личности – промежуточного между элитарным и среднелитературным.
    Образование для формирования литературного типа речевой культуры играет решающую роль – без образования сформировать литературную речевую культуру невозможно. Среднее образование закладывает ее основу, высшее призвано завершить ее формирование. Однако важнейшую роль играет и профессиональная деятельность человека – высшее образование без профессиональной деятельности, ориентированной на общение, использование речи в качестве инструмента профессиональной деятельности или управления не дает достаточной базы для формирования литературной речевой культуры.
    Литературная речевая культура может сформироваться у человека, как показывают наблюдения, примерно к 25-30 годам, а то и позже.
    Подчеркнем, что сами по себе ни образование, ни коммуникативная профессия еще не гарантируют формирование у личности литературного типа речевой культуры, здесь участвуют и многие другие общественные и личностные факторы, которые еще требуют исследования.
    Таким образом, можно говорить об идеальной модели – элитарном типе речевой культуры, с одной стороны, и формируемых в ходе развития личности, процессе обучения, воспитания и социализации личности реальных типах речевой культуры.
    Это литературный, среднелитературный, фамильярно-разговорный и просторечно-жаргонный типы. Литературный и среднелитературный типы речевых культур достаточны для цивилизованного общества, при этом среднелитературный тип будет рассматриваться как незавершенный в своем формировании литературный тип. Остальные типы речевой культуры – сниженные, выпадающие из норм культуры общения в обществе.
    Нам кажется также необходимым связать теорию речевых культур с понятием языковой, речевой и шире – коммуникативной компетенции.
    Л.П. Крысин выделяет четыре уровня владения языком:
    1) собственно-лингвистический уровень, который «отражает свободное
    «манипулирование» языком безотносительно к характеру его использования в тех или иных сферах человеческой деятельности»,
    2) национально-культурный уровень, который отражает «владение национально обусловленной спецификой использования языковых средств»,
    3) энциклопедический уровень, который отражает «владение не только словом, но и «миром слова», то есть теми реалиями, которые стоят за словом, и связями между этими реалиями»,

    12 4) ситуативный уровень, который отражает «умение применять языковые знания и способности сообразно с ситуацией» [Крысин, 1994, с. 125].
    Нетрудно заметить, что собственно лингвистический уровень является отражением языковой компетенции, энциклопедический – отражением языкового сознания, ситуативный – отражением коммуникативной компетенции. Что касается национально-культурного уровня, то он,
    видимо, представляет собой составную часть как языковой и коммуникативной компетенций, так и частью языкового сознания.
    Ю.Д. Апресян выделил следующие составляющие языковой компетенции:
    1) способность к перефразированию,
    2) способность различать и находить синонимичные высказывания,
    3) способность отличать правильные высказывания от неправильных,
    4) способность выбирать средства выражения мысли в соответствии с социальными, территориальными и другими особенностями ситуации общения с учётом личностных характеристик её участников [Апресян,
    1974, c. 124].
    Наиболее важными для коммуникативной компетенции должны быть признаны три компонента: словесный репертуар, языковые шаблоны и навыки продуцирования различных по жанру текстов в рамках действующих в национальной культуре правил коммуникативного поведения.
    Вопрос о содержании и структуре коммуникативной компетенции требует дальнейшего исследования и конкретизации применительно к учебному процессу.
    Важной задачей представляется нам также разработка тестовой методики, позволяющей с достаточной уверенностью выявлять тип доминирующей речевой культуры носителя языка.
    Представляется, что подобный тест неэффективно предлагать самому носителю языка, который может попытаться при ответе повысить свой
    «языковой статус», определенным образом приукрашивая свой речевой портрет. Очевидно, эффективнее будет методика опосредованного наблюдения – опрос людей, входящих в окружение интересующих исследователя респондентов, относительно речевого поведения этих респондентов. Исследователь может сам дать характеристику известной ему языковой личности по разработанному опроснику.
    В связи с рассмотренными проблемами представляется возможным поставить вопрос об особом разделе лингвистики, который может быть назван теорией речевых культур, и который будет находиться на стыке таких разделов науки о языке как культура речи, практическая стилистика,
    риторика и психолингвистика.
    Такой раздел науки будет, вне всякого сомнения, востребован также методикой преподавания родного языка.

    13
    Литература
    Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка.- М.: Наука, 1974. - 250 с.
    Крысин Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспекты // Язык – Культура – Этнос / С.А. Арутюнов, А.Р. Багдасаров,
    В.Н. Белоусов и др. – М.: Наука, 1994. – С.66–78.
    Попова З.Д., Стернин И.А. Общее языкознание. М.: Восток-Запад,
    2007.
    Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. - 1995. - № 4.- С. 17-27.
    Стернин И.А. К теории речевых культур носителей языка // Вопросы психолингвистики. – 2009. - № 7. - С. 22-29.
    Хорошая речь // Под ред. О.Б.Сиротининой. - Саратов, 2003.- 360 с.

    14
    Приложение
    Тесты на тип речевой культуры
    Тестирование проводится внешним наблюдателем – человеком,
    имеющим опыт общения с тестируемым лицом. Тестируемое лицо не опрашивается, используются личные наблюдения тестора.
    В графе «присутствует» тестор ставит ДА или НЕТ.
    Если соответствующий признак выявляется ярко – в таком случае ставится ДА; если неярко, время от времени, в зависимости от обстоятельств – ставится НЕТ.
    Затем суммируются баллы по всем ответам ДА. Максимальное число баллов – 100. Полученная сумма показывает степень выраженности у тестируемого соответствующего типа речевой культуры.
    Элитарный тип речевой культуры
    Объективный признак
    Присутствует
    Баллы
    1.
    высшее гуманитарное образование
    4 2.
    рефлексивный интеллект
    4 3.
    логичность мышления
    4 4.
    некатегоричность в оценках
    4 5.
    выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий
    5 6.
    неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие постоянной потребности в расширении своих знаний и их проверке
    4 7.
    неукоснительное соблюдение этических норм общения, уважительное отношение к собеседнику и к людям вообще
    5 8.
    владение речевым этикетом и соблюдение его норм во всех стандартных коммуникативных ситуациях
    4 9.
    неукоснительное соблюдение норм литературной речи
    4 10.
    отсутствие самоуверенности в характере и поведении
    3 11.
    отсутствие языковой самоуверенности
    (отсутствие уверенности о том, что он с его точки зрения уже в достаточной степени владеет языком, его языковые знания вполне достаточны и не требуют коррекции)
    4 12.
    владение всеми функциональными стилями устной речи
    2 13.
    незатрудненное использование функционального стиля и жанра речи,
    соответствующего ситуации и целям общения
    2

    15 14.
    незатрудненное владение письменной речью в разных бытовых и официальных жанрах
    3 15.
    «неперенос» того, что типично для устной речи,
    в письменную речь, а того, что свойственно письменной речи, в устную
    3 16.
    способность контролировать свою речь в ее процессе (присутствует тематический и стилистический самоконтроль)
    3 17.
    умение выступать публично , в том числе без длительной подготовки, отсутствие боязни публичного выступления
    3 18.
    привычка проверять свои языковые знания,
    пополнять их по авторитетным словарям и справочникам, спрашивать у специалистов
    3 19.
    отсутствие автоматического подражания услышанному по радио или телевидению,
    прочитанному в газетах
    3 20.
    отсутствие подражания своему непосредственному речевому окружению,
    самостоятельность в формировании собственной речевой культуры
    2 21.
    богатство как активного, так и пассивного словаря
    3 22.
    использование синонимов в речи
    1 23.
    как минимум пассивное владение основными достижениями мировой и национальной культуры
    2 24.
    знание прецедентных текстов, имеющих общекультурное значение, понимание их в тексте и использование их в общении
    1 25.
    способность к логичной и последовательной устной и письменной речи, умение развертывать свою мысль как устно, так и письменно
    2 26.
    Умение приводить несколько аргументов в дискуссии, обсуждении, споре
    1 27.
    владение эпистолярным жанром, умение написать грамотное письмо на любую тему в соответствии с требованиями жанра
    1 28.
    способность к «языковой игре» (игре со словом), умение и уместность ее использования, получение удовольствия от языковой игры окружающих и собственной языковой игры
    1 29.
    умение использовать сниженную лексику и фразеологию в экспрессивных, художественно- изобразительных целях
    1 30.
    понимание речевого юмора, получение удовольствия от речевого юмора
    1 31.
    умение воспринять подтекст в шутке, анекдоте,
    пословице, поговорке
    2 32.
    умение самостоятельно воспринять подтекст в
    2

    16
    художественном тексте большого объема
    33.
    умение оценить как форму, так и содержание воспринятого текста
    2 34.
    преимущественное использование формы вы- общения, уважение и тщательное соблюдение норм употребления ТЫ и ВЫ
    1 35.
    отсутствие в речи общеупотребительных штампов
    1 36.
    получение удовольствия от восприятия сложных текстов и теоретических дискуссий
    2 37.
    нелюбовь к примитивным диалогам в вербально и визуально воспринимаемых текстах
    2 38.
    фиксация речевых ошибок в устной и письменной речи окружающих, в письменных и медийных текстах, в рекламе
    2 39.
    ненавязчивая коррекция грубых речевых ошибок окружающих
    1 40.
    обсуждение с коллегами и близкими состояния современного языка, комментирование изменений в языке
    2
    Литературный
    тип
    Объективный признак
    Присутствует
    Баллы
    1. высшее или среднее, среднее специальное образование носителя языка
    4 2. преимущественно рефлексивный тип интеллекта
    4 3. некатегоричность в оценках
    4 4. неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие потребности в расширении своих знаний и их проверке
    4 5. выполнение работы, постоянно требующей определенных интеллектуальных усилий
    5 6. соблюдение основных этических норм
    4 7. соблюдение основных норм речевого этикета
    4 8. соблюдение основных норм литературной речи,
    усвоенных в школе
    4 9. владение основными стилями устной речи
    3 10. примерно одинаковое владение культурой устной и письменной речи
    3 11. способность достаточно легко менять стиль и жанр речи с изменением коммуникативной ситуации
    2 12. способность контролировать и изменять свою речь в ее процессе (тематический и стилистический контроль)
    3 13. отсутствие общей самоуверенности
    2 14. отсутствие языковой самоуверенности
    3

    17 15. «
    неперенос» того, что типично для устной речи,
    в письменную речь и, напротив, того, что свойственно письменной речи, в устную
    2 16. владение основами связной устной монологической речи, способность без подготовки или с минимальной подготовкой выступить с небольшим устным монологом на известную тему
    2 17. привычка обращаться к словарям или специалистам-филологам для уточнения значений слов, привычка спрашивать других о том, «как правильно сказать»
    3 18. фиксация языковых нововведений в речи на радио или телевидении, в СМИ,
    комментирование их в семье или профессиональной среде
    2 19. богатство как активного, так и пассивного словаря
    3 20. способность использовать синонимы в своей речи
    1 21. знание основных изучавшихся в школе прецедентных текстов художественной литературы, способность использовать в качестве цитат в непосредственном общении некоторые (известные из школьной программы)
    строки
    1 22. владение основными нормами устного речевого этикета
    3 23. владение эпистолярным жанром (носитель этого типа регулярно пишет письма);
    1 24. способность самостоятельно готовить необходимые письменные документы с опорой на собственные языковые знания
    1 25. способность к «языковой игре», получение от нее удовольствия
    2 26. умение использовать сниженную лексику и фразеологию в экспрессивных, художественно- изобразительных целях
    2 27. понимание речевого юмора
    2 28. понимание подтекста в шутке, анекдоте,
    пословице, а также в художественном тексте –
    вербальном, визуальном, креолизированном
    2 29. получение удовольствия от восприятия сложных текстов и теоретических дискуссий
    2 30. нелюбовь к примитивным диалогам в вербально и визуально воспринимаемых текстах
    2 31. способность оценить как форму, так и содержание текста
    2 32. интерес к новым словами и выражениям,
    иностранным словам
    2 33. экспрессивность речи создается интонацией,
    2

    18
    образностью, синонимическими средствами языка, юмором, использованием прецедентных текстов, уместных цитат, а не сниженной лексикой
    34. понимание того, что важно не только, ЧТО
    сказать, а и КАК сказать
    3 35. неиспользование жаргонной и ненормативной лексики, редкие случаи использования имеют целью создание шутливого колорита и соответствующим образом оформлены
    2 36. отсутствие в речи аргументов типа «все так говорят» или «по радио, телевидению так говорили, я слышал»
    3 37. изменение тональности общения в зависимости от коммуникативной ситуации
    1 38. использование преимущественной формы вы- общения, соблюдение норм употребления ТЫ и
    ВЫ
    1 39. речь не содержит общеупотребительных штампов
    1 40. фиксирование ошибок в речи других – в устной речи, письменных и медийных текстах, в рекламе
    2
    Средне-литературный тип
    Объективный признак
    Присутствует
    Баллы
    1.
    высшее и среднее образование носителя языка
    5 2.
    рефлексивно-сенсомоторный тип интеллекта
    5 3.
    невысокий интерес к расширению общих знаний
    5 4.
    категоричность оценок
    5 5.
    профессиональная деятельность требует отдельных и непостоянных, либо постоянных,
    но стандартных интеллектуальных усилий
    4 6.
    удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и тем более в их проверке
    5 7.
    отсутствие постоянной привычки проверять свои знания языка
    4 8.
    владение преимущественно двумя функциональными стилями: обычно стилем обиходно-бытового общения (разговорной речью) и своим профессиональным стилем
    4 9.
    частое смешение стилей в речи,
    неспособность их дифференцировать в общении
    4 10.
    частое нарушение языковых норм
    4

    19 11.
    неспособность к развернутому монологу,
    даже подготовленному
    4 12.
    стремление избежать публичной речи
    4 13.
    преимущественно диалогический характер общения
    4 14.
    невысокий уровень самоконтроля в процессе речи, ущербность собственной речи не осознается
    4 15.
    «простительное» отношение к собственным речевым ошибкам
    4 16.
    отсутствие привычки ставить под сомнение правильность своей речи
    4 17.
    агрессия в отстаивании собственного словоупотребления: в качестве эталона обычно приводятся аргументы типа «все так говорят» или «по радио, телевидению так говорили, я слышал»
    4 18.
    отстаивание точки зрения «главное, ЧТО
    сказать, а не КАК сказать»
    4 19.
    прецедентными текстами являются средства современной массовой коммуникации и массовая литература
    3 20.
    отсутствие осознания необходимости соблюдения коммуникативных норм речи,
    свободное нарушение этикетных норм общения
    3 21.
    неумение выбрать правильную тональность общения, соответствующую изменившейся коммуникативной ситуации
    3 22.
    частое игнорирование норм разграничения ты- и вы-общения
    2 23.
    переоценка своих языковых знаний,
    стремление к большей «литературности»
    речи, что при отсутствии необходимых языковых знаний приводит к искаженным представлениям о правильности
    2 24.
    частое и неуместное употребление терминов,
    злоупотреблению книжными и иностранными словам
    2 25.
    допустимость жаргонных и ненормативных слов в различных коммуникативных ситуациях
    2 26.
    небольшой словарный запас
    2 27.
    неспособность к синонимическому варьированию речи, что приводит к штампованности и отсутствию индивидуальности в речи
    2 28.
    экспрессия речи достигается в основном использованием категоричных оценок,
    сниженной лексики, громкости или интонационной напряженности артикуляции
    3

    20
    Фамильярно-разговорный тип
    Объективный признак
    Присутствует
    Баллы
    1. среднее, профессиональное среднее, средне- техническое, иногда высшее техническое образование
    4 2. доминирует сенсомоторный интеллект
    4 3. работа не требует систематических интеллектуальных усилий
    4 4. низкое стремление к расширению общих знаний
    4 5. владение только разговорной системой общения, которая используется в любой обстановке, в том числе и официальной
    4 6. неразличение норм устной и письменной форм речи
    4 7. практическое невладение нормами письменной речи, нежелание писать вообще и заполнять письменные документы
    3 8. несоблюдение этических и коммуникативных норм в профессиональных ситуациях и межличностном общении
    3 9. отсутствие стремления расширять языковые знания, удовлетворенность своими языковыми знаниями
    5 10. отсутствие привычки и желания узнавать значения слов или правила их употребления,
    языковая самоуверенность
    4 11. доминирование точки зрения «главное, ЧТО
    сказать, а не КАК сказать»
    4 12. ориентация на языковую среду как единственный критерий языковой нормы ( 2все так говорят»)
    4 13. небольшой словарный запас
    4 14. сбивчивость, нелогичность речи,
    ориентированной только на диалогическую форму
    3 15. неумение строить сколько-нибудь развернутый связный монологический текст, даже подготовленный
    3 16. устойчивое нежелание выступать публично,
    страх перед публичным выступлением
    3 17. распространение законов непринужденного персонально адресованного неофициального общения на любые коммуникативные ситуации
    3 18. коммуникативная беспомощность в официальных ситуациях
    2 19. трудности в ситуации письменных форм коммуникации, потребность в образце для
    2

    21
    написания текста по аналогии
    20. прецедентными текстами являются преимущественно рекламные тексты, в основном - теле- и стендовая реклама
    2 21. неспособность к чтению более или менее длинных текстов любого жанра, плохо синтезируется смысл текста
    2 22. любовь к кроссвордам и комиксам, газетам с анекдотами и короткими иллюстрированными заметками
    3 23. неумение и нежелание пользоваться словарями; уклонение от их использования
    2 24. преобладание ты-общения
    2 25. преимущественное использование в обращении единиц типа Сережка, Серега,
    Михалыч, Петрович и под.
    2 26. повышенная громкость речи
    2 27. преимущественное использование разговорного (неполного) стиля произношения
    – скороговорка с предельной редукцией
    2 28. фамильярная фразовая интонация
    2 29. отсутствие контроля за громкостью,
    интонацией речи
    2 30. большая доля грубых слов и просторечных элементов в речи
    2 31. большое количество используемых в речи жаргонизмов, иноязычной лексики, книжных,
    бюрократических слов, которые такие люди слышат вокруг и употребляют их, не понимая их стилистической окраски, уместности и под.,
    использование таких слов просто потому что они модные или часто употребляемые другими
    1 32. частотность заполнения пауз словами
    конкретно, короче, типа, в натуре, блин, бля
    и т. п.
    2 33. преобладание «речевого» юмора, построенного на употреблении сниженной лексики,
    непонимание юмора, основанного на смысловом подтексте
    2 34. погоня за языковой модой, тяга к модным экспрессивным словоупотреблениям
    1 35. неспособность к синонимическому варьированию речи, что приводит к штампованности и отсутствию индивидуальности в речи
    1 36. экспрессия речи достигается в основном использованием категоричных оценок,
    сниженной лексики, повышением громкости или интонационной напряженностью артикуляции
    2

    22
    Просторечно- жаргонный тип
    Объективный признак
    Присутствует
    Баллы
    1.
    низкий уровень общего образования
    5 2.
    работа не требует систематических интеллектуальных усилий
    5 3.
    сенсомоторный интеллект
    5 4.
    ориентация в общении и культуре исключительно на свою группу общения
    4 5.
    крайняя категоричность в оценках,
    5 6.
    в целом высокая оценочность речи, оценки выражаются грубо или нецензурно
    4 7.
    самоуверенность, безапелляционность в общении
    4 8.
    абсолютное доминирование точки зрения
    «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать
    4 9.
    отношение к правилам культурной речи как к
    «условностям»
    3 10.
    неспособность и нежеланием следить за своей речью, контролировать ее тематически и стилистически
    4 11.
    владение только просторечным стилем устного общения
    4 12.
    невладение письменными формами речи,
    необходимость письменной речи ставит их в тупик;
    3 13.
    тексты могут писать преимущественно под диктовку
    3 14.
    официальные документы могут писать только по образцу, заполняя пустые графы, при этом,
    как правило, требуют уже заполненный другими образец
    3 15.
    отсутствие представлений о языковых нормах и языковых табу, непонимание того, что есть запрещенная к употреблению лексика
    3 16.
    привычное, «связочное» использование вульгаризмов, жаргона, сленга
    3 17.
    привычное использование мата в экспрессивной и связочной функции
    3 18.
    доминирует исключительно ты-общение
    2 19.
    доминируют обращения типа Димон, Вован,
    Серый, клички и под
    1 20.
    неспособность к чтению более или менее длинных текстов любого жанра,
    неспособность синтезировать смысл текста,
    требование объяснить им смысл устно
    3 21.
    неумение и нежелание пользоваться словарями; агрессивное уклонение от их использования
    4 22.
    непонимание подтекста в художественном
    3

    23
    тексте, в пословицах и поговорках
    23.
    предпочтение отдается ситуативному юмору или относящемуся к телесному низу,
    юмористический подтекст не воспринимается,
    если нет грубых или нецензурных слов в рифму
    3 24.
    лексика и фразеология, новые слова усваиваются исключительно из непосредственного общения с ближайшим окружением
    3 25.
    отсутствует рефлексия о языке, проблемы языка не вызывают никакого интереса
    3 26.
    в речи (как и в сознании) отсутствуют прецедентные тексты
    3 27.
    погоня за языковой модой, тяга к модным экспрессивным словоупотреблениям
    2 28.
    неспособность к синонимическому варьированию речи, что приводит к штампованности и отсутствию индивидуальности в речи
    2 29.
    экспрессия речи достигается исключительно использованием категоричных безапелляционных оценок, грубой и нецензурной лексики, повышением громкости или интонационной напряженности артикуляции
    4


    написать администратору сайта