Главная страница
Навигация по странице:

  • ГЛАВА I БИОГРАФИЯ

  • ГЛАВА II ЗАСЛУГИ ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ 2.1 Деятельность Флоренс Найтингейл после крымской войны

  • 2.2 Деятельность Флоренс Найтингейл после крымской войны. Основание школы медсестёр

  • 2.3 Записки об уходе

  • 2.4 Медаль Флоренс Найтингейл

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • флоренс найтенгейл. реферат. I биография


    Скачать 44.4 Kb.
    НазваниеI биография
    Анкорфлоренс найтенгейл
    Дата16.11.2021
    Размер44.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипБиография
    #273679

    ВВЕДЕНИЕ

    История возникновения профессии медицинской сестры берет начало в глубокой древности и связана с такими присущими человеку чувствами как сопереживание, забота, чувство любви к ближнему, которые во все времена заставляли людей помогать друг другу в горе и болезни. Однако честь создания самостоятельной сестринской профессии принадлежит мисс Флоренс Найтингейл.

    Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества. Есть множество определений сестринского дела, на каждое из которых оказывали влияние особенности исторической эпохи и национальной культуры, уровень социально-экономического развития общества, демографическая ситуация, потребности населения в медицинской помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность ее кадрами, а также представления и взгляды человека, формулирующего данное понятие.

    Впервые в истории она применила научные методы в решении проблем сестринского дела. Первые школы, созданные по ее модели в Европе, а затем и в Америке, были автономными и светскими. Преподавание в них вели сами сестры, особое внимание, уделяя формированию специальных сестринских знаний, умений и ценностей. Под профессиональными ценностями понимали уважение к личности пациента, его чести, достоинствам и свободе, проявление внимания, любви и заботы, сохранение конфиденциальности, а также соблюдение профессионального долга. Не случайно девизом первого почетного международного сестринского общества стали слова: Любовь, Мужество, Честь.

    ГЛАВА I БИОГРАФИЯ

    Флоренс Найтингейл родилась в 1820 г. в аристократической семье. Она получила всестороннее образование, какое тогда получали лишь мужчины. Современники отмечали, что Флоренс была очень талантливой женщиной, свои способности могла реализовать в самых различных сферах деятельности. Всю жизнь она посвятила служению людям.

    В 1853 г. началась Крымская война. Когда стали известны ужасающие факты о положении раненых в военных госпиталях, расположенных в Турции, правительство Англии приняло решение организовать службу сестер милосердия во главе с мисс Найтингейл. Тщательно отобрав 20 женщин для этой миссии, Найтингейл прибыла в расположение английских войск и начала работу в госпиталях городе Скутари. Руководил их деятельностью великий хирург Н.И. Пирогов. Таким образом, в обоих враждующих лагерях служили люди, спасавшие многие и многие жизни и осуществлявшие уход за ранеными.

    Поначалу деятельность Флоренс встретила недоверие со стороны хирургов, но занимаемый ею официальный пост предоставлял необходимую свободу, благодаря чему она смогла проявить свой замечательный организаторский талант. Главное преимущество Флоренс заключалось в том, что она в отличие от находящихся рядом врачей-мужчин понимала: раненые нуждаются в постоянном грамотном уходе после медицинских вмешательств.

    Мисс Найтингейл и ее сестры принялись за титанический труд: чистили бараки, организовывали горячее питание, перевязывали раненых, ухаживали за больными. Флоренс создала систему помощи: увеличила число палат, чтобы ликвидировать скученность раненых, организовала кухни, прачечные. Она считала, что дело сестер милосердия - спасать раненых не только физически, но и духовно: заботиться об их досуге, организовывать читальни, помогать наладить переписку с родными.

    24 июня 1860 г. в Лондоне при госпитале Святого Томаса была открыта первая в мире школа сестер милосердия под руководством Найтингейл. Воспитанницы этой школы получали основательную научную подготовку. Флоренс подчеркивала, что по своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных знаний, что дело управления в больницах должны взять на себя специально обученные сестры. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что Флоренс Найтингейл заложила основы менеджмента в сестринском деле.

    Она подняла престиж работы сестры милосердия. Книгу Флоренс Найтингейл «Заметки по уходу за больным» врачи того времени ценили очень высоко, считая ее выдающимся учебным пособием. До сих пор современно звучит ее идея: «Следить надо за здоровыми, чтобы они не стали больными». Флоренс впервые показала влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, заложив, таким образом, основы современной профилактики.

    Изучая историю жизни сестры милосердия Флоренс Найтингейл, невозможно не заразиться ее оптимизмом и верой в человека. Мисс Флоренс всю жизнь отстаивала равные права всех людей на уход и лечение во время болезни и на достойную смерть. Английское правительство по достоинству оценило вклад Флоренс Найтингейл в развитие медицинской помощи и наградило ее одним из высших британских орденов «За заслуги».

    За исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным, как в военное, так и в мирное время наиболее выдающихся медицинских сестер Международный комитет Красного Креста награждает медалью имени Флоренс Найтингейл.
    ГЛАВА II ЗАСЛУГИ ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

    2.1 Деятельность Флоренс Найтингейл после крымской войны

    В разгар Крымской войны, 15 октября 1854 года военный министр Великобритании Сидней Герберт отправил Флоренс письмо, в котором сообщал об огромной нехватке женского ухода за ранеными в одном из английских госпиталей. Министр предложил Найтингейл организовать отряд сестер для восполнения указанного недостатка, поскольку начался прилив раненых после боя на реке Альме. Сражение не было неожиданностью ни для англичан, ни для русских, но к нему ни те, ни другие не были готовы в санитарном отношении. Герберт требовал строгого отбора сестер. Времени на подготовку новых профессиональных сиделок не было, поэтому Флоренс обратилась не только к протестантским диакониссам, но и к католическим сестрам Винсента де Поля. Последний факт вызвал возмущение у ревнителей чистоты англиканской веры: они боялись обращения английских солдат в католичество. Флоренс возражала, говоря, что солдатам требуется не религиозная проповедь, а элементарный уход. В конечном счете, в отряд из 38 человек вошли женщины обеих конфессий по взаимной договоренности, что католические сестры будут ухаживать за католиками, а протестантские - за протестантами.

    Отряд тронулся в путь из Лондона 21 октября 1854 года и прибыл на южное побережье Черного моря, в местечко Скутари на территории Турции, 5 ноября, в день сражения под Инкерманом, откуда раненые стали поступать уже на следующий день. Флоренс занимала должность управляющего штатом по уходу за больными на Востоке. В ее ведении находилось восемь госпиталей, самый крупный из которых располагался в Скутари. Здесь, в бараках, содержалось более двух тысяч раненых и больных. Впоследствии их число доходило до пяти тысяч. Зараженные холерой, дизентерией, цингой, рожей, гангреной лежали вперемешку: ни о каких санитарных условиях не было и речи, так как канализация не действовала, всюду царили смрад и грязь из-за отсутствия чистящих средств и недостатка воды.

    В руках сестер и главных врачей сосредоточиваются все госпитальные дела. Флоренс первым объектом своей деятельности избрала кухню, где, собственно, для приготовления пищи не было никаких условий. Перед отправлением в Скутари Найтингейл закупила мясные экстракты и переносные печи, благодаря чему появилась возможность варить бульон. Со временем еду на кухне стали выдавать даже согласно предписанию врача. Борьбу с грязью Флоренс начала, вооружив сестер метлами и швабрами; она снабдила госпиталь большим количеством белья, посуды и т. п.

    К лету 1855 года смертность в госпитале уменьшилась с 300 до 20 человек на тысячу больных. Наряду с сестрами в госпитале трудились солдатские жены. Они последовали за своими мужьями и вместе с детьми ютились в подвалах лазарета. Этих женщин было более 200, и для них Флоренс устроила родильный дом. Найтингейл позднее писала, что ее сестры делали перевязки и лечили тяжелые переломы, однако она, скорее всего, имела в виду ассистирование при операциях или помощь в не очень сложных случаях, так как ни о какой профессиональной медицинской деятельности женщин в эту пору говорить не приходилось.

    Весной 1855 года Флоренс с санитарной инспекцией посетила английские войска в Крыму. На горе над Балаклавой в память о павших воинах она воздвигла белый мраморный крест. В августе 1857 года Флоренс стала инвалидом и очень редко покидала свою комнату в течение последующих 11 лет. Крымская война принесла Флоренс невероятную славу в Англии. К сестре стекались добровольные пожертвования со всех концов страны, в ее честь назвали не только многих девочек, но даже целый корабль, ее портреты выставляли в витринах, а Лонгфелло создал стихотворение «Святая Филомена» с посвящением Найтингейл, откуда пошло другое ее прозвище – «женщина со светильником».

    2.2 Деятельность Флоренс Найтингейл после крымской войны. Основание школы медсестёр

    После возвращения из Скутари Найтингейл активно участвовала в организации санитарной реформы английской армии. В 1859 году Флоренс пишет «Заметки о госпиталях», после чего ее начинают приглашать в качестве консультанта при проектировании и оборудовании новых лечебных заведений. Найтингейл, совместно с другими специалистами, вырабатывает номенклатуру болезней и схемы для больничной отчетности, которые принимаются крупными лондонскими больницами. В 1860 году вышли ее знаменитые «Записки об уходе: каков он есть и каким не должен быть».

    В этом же году она организовала собственную школу для обучения сестер по уходу в лондонской больнице святого Фомы. Здесь она использовала свой опыт работы в католических и протестантских общинах. Первоначально в школу поступило лишь пятнадцать испытуемых сестер: профессия сиделки, как было сказано, по-прежнему считалась не престижной, и мало находилось энтузиастов ей обучиться; кроме того, Флоренс проводила довольно строгий отбор. Сестрам обеспечивалось питание, жилье, карманные деньги, священник еженедельно проводил с ними беседы. По требованию Найтингейл на каждую ученицу заводился своего рода «протокол по нравственному поведению», куда вносились сведения о дисциплине, общем поведении и даже чистоплотности. Сестры были обязаны ежедневно составлять отчет о собственной деятельности, хотя вскоре Флоренс поняла всю бесполезность подобной системы: регистрационные записи вели далеко не все ученицы, а те, кто вел, оказывались недостаточно подготовленными в профессиональном плане. Общее руководство школой сосредоточивалось в руках главной смотрительницы; испытуемые прикреплялись к опытным сестрам и трудились в качестве их помощниц один год, затем сдавали экзамен и получали соответствующий документ об окончании школы. Ученицы обязывались в течение трех последующих лет находиться на службе у своего училища. Аналогичная школа по системе Флоренс была открыта спустя тринадцать лет в Нью-Йорке. основные принципы училища Флоренс Найтингейл:

    1. Профессиональная подготовка медсестер должна проводиться в больницах, специально созданных для этой цели;

    2. Медсестры должны жить в таких условиях, которые обеспечивали бы надлежащее моральное поведение и дисциплину.

    Для своего времени оба этих принципа были весьма радикальными. То, что сегодня они воспринимаются как само собой разумеющееся. Второй ее страстью была статистика, Поэтому еще одно свидетельство ее заслуг уместно привести из этой области: по переписи 1861 г. в Англии насчитывалось 27618 медицинских сестер, причем эта цифра приводилась в таблицах о роде занятий в графе «Домашняя прислуга»; к 1901 г. число медицинских сестер возросло до 62214 и в переписи оно указывалось в разделе «Медицина».

    Во второй половине шестидесятых годов Найтингейл участвует в санитарной реформе английских войск в Индии, куда с этой целью была отправлена специальная комиссия; все ее отчеты проходили через руки Флоренс, написавшей затем книгу «Как люди могут жить и не умирать в Индии».

    В последние годы своей долгой жизни Найтингейл примирилась с родственниками, но в силу данного ей долголетия осталась в полном одиночестве. В 1907 году она первой из женщин получила от английского короля орден «За заслуги», а через три года в возрасте 90 лет скончалась. В 1912 году Лига международного Красного Креста учредила медаль имени Найтингейл как высшую награду сестрам милосердия. К 1995 году ею было награждено около тысячи женщин, в том числе 46 русских сестер. И до сих пор на десятифунтовой денежной купюре Великобритании печатается изображение Флоренс, чего в других странах медики не удостаивались.

    2.3 Записки об уходе

    Ее книги, особенно знаменитые «Записки об уходе», долгие годы оставались основным учебником для медицинских сестер. Сейчас они остались автопортретом Флоренс Найтингейл - с ее внимательным и проницательным взглядом, истинно английским юмором и любовью к больному человеку.

    Основные принципы своей системы Флоренс изложила в уже названных «Заметках по уходу», которые переводились на разные языки. Популярность этой книги подтверждает и то, что русский перевод 1896 года был сделан с 28 английского издания. В «Заметках» она пишет о вещах, которые теперь кажутся элементарными и в чем-то даже устаревшими, но в XIX веке ее заявления произвели настоящий фурор, так как простейшие сведения о гигиене и психологии больного для многих оказались откровением. Позднее изложенные Найтингейл принципы станут общим местом в системе ухода за больными, например, аналогичная и столь же знаменитая книга хирурга Т. Бильрота во многом основывается на том, что говорила Флоренс.

    Из главы «Общие замечания»: «Каждая женщина от природы сиделка - таково убеждение огромного большинства людей. На самом же деле большая часть даже профессиональных сиделок не знает азбуки ухода за больными. Что же касается бабушек, тетушек и маменек, то сплошь и рядом даже в образованных семьях они при уходе за больными творят величайшие несообразности - совершенно противоположное тому, что следовало бы делать.

    Нужно строго исследовать то, что обычно называют принять меры против болезни, т.е. лечиться лекарствами. Если бы врач прописал больному чистый воздух, чистоплотность и прочее, то его осмеяли бы и сказали: «он ничего не прописывает». В действительности от приема лекарств и от искусственного лечения вообще никогда нельзя ожидать верного результата. Прием лекарств - дело второстепенное; главное же дело - правильная, гигиеническая обстановка и умелый, разумный уход за больными».

    Из главы «О шуме и беспокойстве»: «Шум, наиболее вредный для больного, - тот, который его по тем или иным причинам волнует; при этом сила звуков, которые он слышит, имеет сравнительно небольшое значение. Если, например, по соседству идет какая-нибудь стройка, всегда сопровождаемая громким шумом, то этот последний будет гораздо меньше тревожить больного, чем говор или шепот в соседней комнате, когда больной сознает, что там говорят люди ему близкие. Возмутительною жестокостью является разговор, ведомый шепотом в самой комнате больного, так как при этом последний неизбежно старается расслышать каждое слово, что стоит ему неимоверных усилий. По тем же причинам никоим образом не следует входить в комнату больного на цыпочках или производить тихо какую-нибудь работу; ходить нужно твердым шагом, но как можно быстрее, и точно так же не стараться уменьшать шум при производимой работе, но заботиться лишь о том, чтобы она была окончена как можно быстрее: сильно заблуждаются те, которые думают, что медлительность и бесшумность являются признаками рационального ухода за больными; напротив, признаками такового является быстрота, причем нужно стараться делать так, чтобы больной мог без малейших усилий по производимому шуму определить, что делать».

    Из главы «Заботы о разнообразии»: «По личному опыту каждый человек должен знать, как невыносимо лежать на одном месте и видеть перед собою все ту же стену, не имея возможности посмотреть через окно на улицу. В этом отношении в особенности удручающим образом действует больничная обстановка. Даже опытные сиделки совершенно не заботятся об этом. Сами они не скучают, но больных, им порученных, заставляют томиться в безысходной тоске, считать мух на потолке и изучать трещины штукатурки. Им и в голову не приходит переставить, например, кровать больного так, чтобы он хоть сразу видел входящих и выходящих из комнаты, занять его приятным непродолжительным разговором, обрадовать его какой-нибудь новинкой.

    Из главы «О сущности ухода за больными вообще»:«Главное искусство сиделки заключается в том, чтобы она умела сразу отгадывать желания больного. К сожалению, очень многие сиделки смешивают свои обязанности с обязанностями прислуги, а больного с мебелью, или вообще с вещью, которую нужно содержать в чистоте и больше ничего. Сиделка скорее должна быть нянею, любящей порученного ее попечению ребенка и понимающей все оттенки его голоса, предупреждающей все его, так сказать, законные требования, умеющей с ним говорить так, что и он ее понимает, хотя еще не умеет говорить.

    — Не желаете ли вы чего-нибудь? — спрашивает неразумная сиделка, на что в большинстве случаев серьезно больные отвечают:

    — Нет, ничего.

    Нужно заметить, что человек действительно больной охотнее перенесет всевозможные лишения, чем примет на себя труд думать о том, чего ему собственно не хватает или в каком отношении уход за ним неудовлетворителен.

    К чему каждодневно повторять одни и те же вопросы: «Вы, может быть, чаю хотите?» или: «Не желаете теперь скушать ваш бульон?» и т. п. Ведь ответы на эти вопросы заранее известны, а между тем они только раздражают больного.

    Вообще сиделка должна отличаться молчаливостью и сдержанностью; сиделки-болтуньи и сплетницы мало пригодны. Чем солиднее сиделка, тем лучше. Болезнь - дело очень серьезное, и потому легкомысленное отношение к нему непростительно. Но прежде всего - нужно любить дело ухаживания за больными, иначе лучше избрать другой род деятельности».

    О проветривании помещения и солнечном свете.Больной, по словам Найтингейл, в первую очередь нуждается в тепле и чистом воздухе: «Окна существуют для того, чтобы их открывать, а двери для того, чтобы их закрывать», - и сиделке не следует для проветривания комнаты распахивать дверь в прихожую, где коптят газовые рожки, а воздух пропитан запахом помоев и кухни. Нельзя ставить ночной горшок под кровать, - так как вредные испарения пропитывают матрас, - и конечно, недостаточно выливать его один раз в сутки.

    Комнату больного пусть заливает солнце, очищающее воздух: «Все больные оборачиваются лицом к свету, подобно растениям, поворачивающим всегда к свету листья и цветы». В помещении должна царить идеальная чистота, для чего полы следует протирать мокрой, а не сухой тряпкой, натирать их воском, кроме того, выбивать ковры - истинные рассадники грязи. Самого больного, разумеется, следует периодически мыть: дрожит он подчас не из-за лихорадки, а из-за не перемененного вовремя белья. Кормление нужно строго регламентировать: даже запаздывание на десять минут может вызвать задержку в переваривании пищи на несколько часов».

    О разнообразии и отсутствии шума: «Каждый больной нуждается в разнообразии, потребность в котором настолько же сильна, как потребность голодного в пище. Так, один рабочий повредил себе позвоночный столб: болезнь была тяжелой и продолжительной, - перед смертью он изъявил желание последний раз взглянуть в окно. Две сестры исполнили его просьбу, хотя одна из них, когда его держала, надорвалась и заболела почти неизлечимой болезнью.

    Больному вреден шум, но не тот, который громок, а тот, который причиняет ему наибольшее беспокойство, и возмутительная жестокость со стороны врача - вести полушепотом разговор о больном в его же комнате; несчастный будет напрягаться все услышать и нервничать, а нет ничего хуже неизвестности. Больной должен сам научиться бороться со своей болезнью, и многое зависит от него самого.

    О советах родственников и о мнимо больных: «Посетители и близкие не должны мучить больного различными советами и наставлениями о том, как лечиться. Период выздоровления, подобно болезни, — особое состояние организма, проходящего через особые периоды. И к выздоравливающим, и к еще больным следует относиться как к детям. Нужно уметь различать мнимо- и истинно больных, поскольку уход за теми и другими диаметрально противоположен. Например, мнимые решительно отказываются от еды, когда им ее предлагают, однако, если оставить что-либо съестное на столе, то они ночью поедают все найденное, тогда как по-настоящему больной будет стараться похвастать перед врачом, сколь много он съел.

    О качествах профессиональной сиделки: «При уходе за больными часто впадают в две крайности: или потакают всем их прихотям и не оставляют ни на минуту в покое, или напротив, ограничиваются чисто внешними вещами, игнорируя душевное состояние подопечных. Первым грешат матери и жены, а вторым - сиделки и сестры милосердия. Уход должен быть разумным, и, в сущности, он сводится к внешне малозаметным, но чрезвычайно важным мелочам. Заботливая сиделка умеет читать в глазах больного, понимая каждое выражение его лица. Это не значит, что на него надо постоянно глазеть: личное участие сестры должно быть со стороны мало заметным, но должно ощущаться даже в те моменты, когда она отсутствует, но все происходит само собой - в этом и состоит трудность ухода. Больного следует избавить от странных вопросов, типа «Не желаете ли чего-нибудь?» - ведь для больных самое тягостное - думать о том, чего же они, собственно, хотят, поэтому в большинстве случаев отвечают: «Нет, ничего». Дать точные сведения о больном по его же высказываниям гораздо труднее, чем обычно думают. В его устах слова «Я прекрасно спал» могут значить и десять часов, проведенных во сне и два часа дремоты в течение тяжелой ночи. Опытность - в приобретении наблюдательности, а не в количестве трудовых лет. Нельзя стать опытным на основании того, что «всегда так делалось», и это глупость, что «каждая женщина - от природы сиделка», поскольку даже считающие себя профессиональными сиделками, порой, не знают элементарной азбуки ухода.

    2.4 Медаль Флоренс Найтингейл

    В 1856 году на фоне постоянного переутомления у Флоренс Найтингейл случился инсульт, после которого остаток жизни она провела в инвалидной коляске. Верная подруга Мэй Смит покинула свою семью и детей, для того, чтобы отныне безотлучно находиться рядом с Флоренс. Но большинство биографов сходится во мнении, что инсульт Флоренс перенесла легко, и вся ее инвалидность была не более чем притворством. В результате она освободилась от семьи, а также от многочисленных светских раутов. Инвалидность избавила ее от необходимости тратить время на визиты.

    В 1859 году вышла первая книга Флоренс Найтингейл «Заметки о госпиталях». Год спустя — вторая: «Записки об уходе: каков он есть и каким не должен быть», ставшая супербестселлером. Именно в ней Флоренс Найтингейл высказала основной, главный принцип своей работы: «Болезнь — дело серьезное, и легкомысленное отношение к нему непростительно... Нужно любить дело ухаживания за больными, иначе лучше избрать другой род деятельности».

    В конце жизни Флоренс осталась совсем одинока, поскольку пережила всех своих родных и близких, включая верную Мэй Смит. Конечно, она была богата и знаменита, у нее было множество поклонниц, посвятивших жизнь заботе о больных и немощных, и эти поклонницы жили в ее доме, ухаживали за ней. Флоренс Найтингейл скончалась в Лондоне, тринадцатого августа 1910 года. По ее последнему желанию, похоронили на простом сельском кладбище, причем гроб несли шесть сержантов. На могильной плите была сделана краткая надпись: «Ф. Н., родилась в 1820 году. Умерла в 1910». Позднее ее тело было перенесено в Лондонский кафедральный собор святого Павла. На надгробии не было совершенно никаких слов о ее заслугах. Ее имя, еще при жизни ставшее символом, не нуждалось ни в чем подобном.

    Свое состояние Флоренс завещала на учреждение медали - за милосердие, проявленное на поле брани и в мирное время сестрами и санитарками, за особую храбрость, исключительную преданность тем, чье здоровье оказалось под угрозой.

    14 мая 1912 года на IХ Международной конференции Красного Креста, проходившей в Вашингтоне, была учреждена медаль Флоренс Найтингейл в память добрых дел английской сестры милосердия, добровольно посвятившей всю свою жизнь уходу за больными и ранеными и улучшению санитарных условий в больницах. Так имя Флоренс Найтингейл стало символом международного милосердия. Медаль Флоренс Найтингейл может вручаться посмертно, если награждаемая погибла при выполнении своего долга. Эта медаль учреждена не для награждения за карьеру, а для награждения за особую преданность, за высокие моральные качества и исключительный профессионализм.

    В статье 2 регламента на награждение медалью говорится: «медаль Флоренс Найтингейл предназначена для дипломированных медицинских сестер, добровольных санитарок, активных членов или регулярно сотрудничающих со своими национальными обществами Красного Креста или Красного Полумесяца. Медалью награждаются указанные лица, которые отличились в военное или мирное время своей храбростью и исключительной преданностью раненым, больным, калекам или лицам, чье здоровье было под угрозой».

    Решение о награждении принимает Международный Комитет Красного Креста по предложениям национальных обществ один раз в два года. Медаль присуждается каждые два года 12 мая, в день рождения Флоренс Найтингейл. Во всем мире более 1000 женщин разных национальностей удостоены этой высокой награды. Среди них - 48 женщин, граждан государств, возникших на постсоветском пространстве.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Флоренс Найтингейл оставила большой след в истории человечества. Появление новых взглядов на уход за больными было, по мнению одного из жизнеописателей Флоренс, обусловлено тремя факторами: религией, войной и наукой. Действительно, Крымская война породила вспышку женского патриотизма не только в Великобритании, но и в России, где, фактически, только с этого момента сестричества заявляют обществу о себе. С другой стороны, Найтингейл жила в период, изобиловавший научными открытиями в области медицины, - в эпоху становления современной гигиены. Гораздо меньшую роль в деятельности Флоренс сыграл религиозный фактор: необходимое религиозное воспитание сестер в школе Найтингейл явилось, скорее, данью предшествующей традиции, так как для этой женщины уход имел значимость сам по себе - он становится профессией.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним. // Международный Комитет Красного Креста, – М.: «Инфра-М».-2018.-162с.

    2. Исторический очерк деятельности русских женщин на войне// Вельяминов И.А. - СПб.: «Искра» - 1998.- 46-52с.

    3. Я. Фарбер. Мужество и милосердие // Городская газета, 5 мая 2020

    4. Агеевцева В.У. История социальной работы: Учеб. Пособие-2017.

    5. Орлова. Р.М. Краткий курс социальной работы: Учеб.пособие-2019.

    6. Переверзин И.И. Социальная работа. — М. 2020

    7. Военные преступления./ Под редакцией Р. Гутмэна и Д. Риффа. М.: «Текст», 2019.-293с.

    8. Действие норм международного права в период вооруженных конфликтов./ Кукушкина А. В.// «Государство и право», – М.: «Знания».-2021 г. №1, стр. 102 – 108.

    9. Лисицын Ю.П. История медицины. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 304 с.

    10. Бачило Е.В. История медицины. Конспект лекций. - М.: ЭКСМО, 2017. Сорокина Т.С. История медицины. - М: Академия, 2017. - 531с.

    11. Международный Комитет Красного Креста/ Майкл Игнатьефф. //Сборник Военные преступления»,М.: «Текст»,2018.-270с.

    12. Вооружённый конфликт:право, политика, дипломатия./ Арцибасов, Егоров. – М.: «Инфра-М».- 2019.-56с.

    13. Международное право// Бирюков П. Н. М.: «Юристъ», 2018.-87с.



    написать администратору сайта