Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы развития экономической теории

  • Первый этап – зарождение

  • Экономическая наука

  • Трактат "Гуань-цзы"

  • Экономические взгляды Ксенофонта

  • Экономические взгляды Платона

  • Аристотель - основоположник экономической теории

  • Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1275)

  • Реферат а тему Экономическая наука. Экономическая наука. I этап Зарождение экономической науки. Появление экономики


    Скачать 48.61 Kb.
    НазваниеI этап Зарождение экономической науки. Появление экономики
    АнкорРеферат а тему Экономическая наука
    Дата23.10.2022
    Размер48.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкономическая наука.docx
    ТипЗакон
    #750706

    Экономическая наука прошла длинный путь развития. Она зародилась очень давно, несколько тысяч лет назад. Первоначально экономические знания существовали в виде обычаев, традиций, устного творчества.

    С появлением письменности экономическая мысль проявляет себя в разнообразных письменных источниках: законах, документах хозяйственной деятельности, специальных сочинениях, например, древневосточных государств.

    С точки зрения процесса формирования предмета и метода экономической науки можно выделить следующие этапы ее развития.

    I этап: Зарождение экономической науки. Появление экономики.

    Данный этап связан с зарождением и развитием рабовладельческого общества. Охватывает период времени с IV тысячелетия до новой эры для стран Древнего Востока, где имело место патриархальное рабство,  I тысячелетие до н.э. по IV в н.э. - античное или классическое рабство.

    На данном этапе благодаря известным древнегреческим мыслителям Ксенофонту, Платону, Аристотелю экономическая наука получает свое название и предмет. Экономика производное от слова “экономия”. Это слово древнегреческого происхождения, “ойкономия” (“ойкос” - дом, хозяйство; “номос” - правило, закон).Отсюда “экономия” - наука о домашнем хозяйстве, о домоводстве.

    Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) характеризовал ее как науку о введении и обогащении хозяйства (рабовладельческого). Для Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) экономика - это производство (натуральное рабовладельческое хозяйство) для удовлетворения  естественных потребностей, в отличие от хрематистики, которая рассматривалась как искусство  делать деньги. Аристотель положил начало экономическому анализу исследуя пути укрепления натурального хозяйства, происхождение и функции денег, значение торговли и т.д.

    Исторически воззрения древнегреческих мыслителей образуют теоретические исходные пункты современной науки.

    II этап. Формирование экономической науки как самостоятельной области знаний. Появление первых экономических школ, политической экономии.

    Можно выделить следующие первые экономические школы:

    1) Меркантилизм  (от итальянского слова “мерканте”- торговец, купец), получивший распространение в XV-XVII вв. Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в сочинении 1615 г. “Трактат политической экономии” ввел в обращение термин политическая экономия, которое стало названием экономической науки, господствовавшем вплоть до второй половины XIX в. Меркантилизм выражал «в теоретической форме» экономическую политику государства. Монкретьен рассматривал политическую экономию как сосредоточие правил хозяйственной деятельности. Центральной проблемой у меркантилистов была проблема богатства. Источник национального богатства, которое  отождествлялось с деньгами - золотом и серебром, они видели в торговле. Поэтому, на данном этапе экономическая мысль исследует закономерности сферы обращения: товарного и денежного. Типичными представителями этого направления в Европе были англичанин Томас Мен, француз Жан Батист Кольбер, в России И. Посошков (купец).

    В лице меркантилистов была первая попытка теоретического обоснования экономической политики государства. Практическая прогрессивная роль этого направления состояла в том, что он способствовал переходу к рыночной капиталистической экономике.

    2) Физиократы (Франция, XVIII в.). Название направления образовано от греческих слов и дословно означает “власть природы”. Центральной проблемой остается - проблема богатства, но источник истинного богатства видится в производстве (сельском хозяйстве, т.к. только земля обладает удивительной способностью увеличивать реальное общество). Физиократы исследуют закономерности производства,  как непрерывного процесса (воспроизводства); ценообразования. Идея “естественного права и порядка” на которую опирались физиократы, способствовала признанию экономических законов, как естественных, т.е.

    вечных, не зависящих от воли и желаний людей, идущих от бога.

    3) Классическая политическая экономия (XVIII - н. XIX в., на данном этапе, экономическая наука выступает как стройная система знаний, которая нашла свое воплощение в трудах А. Смита (1723-1790 гг.), Д. Рикардо (1772-1823 гг.) - это вершина политической экономии. Исследуя “природу и причины богатства народов”, классики сосредоточили свое внимание на материальном производстве как источнике стоимости и доходов (сельскохозяйственном, промышленном) и связали его с обращением. Смит рассматривал общество и как большую мастерскую, и как великий меновый  союз. Понимание природы человека, сущности его взаимосвязи и взаимодействия с обществом легло в основу категории - “homo economicus”и естественного порядка, как порядка на основе стихийного действия объективных экономических законов. Классики  стали основоположниками политики экономического либерализма или естественной свободы (политика Laisser faire). Если А.Смит наибольшее внимание обращал условиям производства и накопления богатства народов, то распределение богатства было в центре исследований Д.Рикардо, причем исследователи не ограничивались только проблемами национальной экономики, но и рассматривали международную торговлю. Последним классиком был Дж.Ст.Милль.

    III этап. Раскол классической политической экономики. Формирование основных современных экономических направлений.

    Критическое отношение к классической политическойэкономики способствовало ряду фундаментальных переворотов в науке.

    1) Марксизм (сер. XIX в.) - теоретическая концепция связана с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Марксистская политическая экономия исследовала производственные отношения, как отношения людей в производстве распределении, обмене и потреблении материальных благ.

    Основу человеческого общества марксистская политическая экономия видела в материальном производстве. Отношения производства отражаются в экономических категориях. Исторический процесс, представляется как жестко-детерминированный, как процесс смены общественно-экономических формаций.

    В отличие от позднее появившихся направлений марксистская политическая экономия имела четко выраженный классовый характер (пролетарская наука)  и рассматривала капитализм (и феодализм, и рабовладение) как способ производства, в основе которых лежит эксплуатация человека человеком. Сущность отношений эксплуатации на базе всеобщих товарно-денежных отношений выразилась в категории «прибавочная стоимость».

    Исторический и критический подход к экономической действительности позволили выявить противоречивый характер рыночных отношений середины XIX века, предвидеть неизбежность социальных потрясений (революций) при своевременном неразрешении противоречий. Марксистская политическая экономия является отправной точкой лево-радикального направления в современной экономической науке.

    2) Маржинализм (вторая половина XIX в.) - первая методологическая революция в экономической науке. Название связано с введением в исследования предельного (от английского - marginal) анализа. В отличие от предшествующих школ и направлений исходная точка в исследованиях сместилась с поиска объективных, общих законов, естественного порядка на уровень отдельного человека, психологии его поведения, ожиданий, предпочтений.

    Маржинализм связан с австрийской школой (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк), кембриджской школой (А.Маршал), американской школой (Дж.Кларк), лозанской школой (Л.              Вальрас). Именно субъективно-психологический подход лежит в основе понимания таких экономических категорий как цена, спрос, издержки производства.

    Предельный анализ, позволил, наконец, широко использовать в экономике математические методы. Позднее приоритетность математических методов выразилась в формировании эконометрики, у истоков которой стояли Курно, Вальрас.

    Переключение внимания экономистов на поведение отдельных экономических субъектов, на исследования экономического выбора, на поиск оптимального использования ограниченных (редких) экономических ресурсов способствовали формированию нового неоклассического направления, первоначально как микроэкономики.

    У истоков этого направления стоит А. Маршалл. Он попытался по-новому подойти к проблеме ценообразования, взаимоотношения спроса и предложения, к исследованию экономики на основе фундаментальных взаимозависимостей. Данное направление получило название “economics’” или экономикс, или экономика. Под таким названием экономическая теория известна во всем мире, но преимущественно в англоязычных странах.

    Неоклассицизм лежит в основе современных направлений экономической теории: монетаризма, неолиберализма, экономики предложения и т.д.

    3) Кейнсианство (30-е гг. XX в.) - вторая методологическая революция в экономической науке. Недостаточность микроанализа, неспособность саморегулирующего рыночного механизма решить все  экономические проблемы, в частности безработицы и, как следствие, необходимость вмешательства государства в экономику, послужили основой разработки макроэкономического подхода, регулирования экономики на основе управления эффективным спросом, прежде всего потребительским и инвестиционным.

    Джон Мейнард Кейнс является родоначальником направления экономической теории - кейнсианства, неокейнсианства, посткейнсианства.

    4) Институционализм (первая треть XX) - критическое отношение к классической и неоклассической школе, к анализу экономических отношений с позиции "экономического человека", выдвижение в качестве ведущей силы экономики не рациональные действия отдельных субъектов, а деятельность организаций, социальных институтов - важнейшая идея институционалистов.

    Они расширили предмет экономики считая, что исследования чисто экономических отношений слишком узко и приводит к пустым абстракциям, что необходимо учитывать весь комплекс правовых, социальных, психологических, политических условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь.

    Институционализм выступает с критикой капиталистической экономики, обращая внимание на то, что рынок вовсе не нейтральный и универсальный механизм  распределения ресурсов. Более того, саморегулирующийся рынок становится гигантской машиной, служащей для поддержания и обогащения крупных, крупнейших корпораций, которым помогает и государство. Только совместные скоординированные действия могут противостоять диктату корпораций. Видными представителями этого направлений являются: Т. Веблен - родоначальник, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт, А. Танбергер.

    Таким образом, современная экономическая наука неоднородны и представлена разнообразными направлениями и школами. Безусловно было бы полезно познакомится со всеми из них, но это не реально. Мы будем изучать "экономику", на западе этот курс называют "экономикс", по содержанию он представляет собой комбинацию неоклассических теорий.

    Экономика отделилась от философии в самостоятельную науку в XVII веке, но ее становление началось задолго до этого. Еще мыслители Древнего Востока стояли у ее истоков. В дальнейшем багаж экономических знаний пополняли представители различных научных сфер: философы, математики, историки и др.

    Этапы развития экономической теории

    В истории становления этой науки можно выделить три основных периода:

    • зарождение экономической мысли;

    • появление экономики как науки, формирование экономических школ;

    • раскол классической модели экономики, формирование современного взгляда на экономику.

    Первый этап – зарождение

    На первом этапе исследователи, сами того не зная, дали старт развитию экономической теории. Целью их работы было решение основных проблем, с которыми ежедневно сталкивался любой состоятельный гражданин.

    Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н.э.) регулировали многие аспекты жизни людей, в том числе разделение труда, иерархию взаимоотношений между «начальником» и «подчиненным».

    В то же время экономическая мысль зарождалась и в странах Древней Греции и Рима. Трактаты Платона, Ксенофонта и Аристотеля — древнегреческих философов, современные ученые называют истоками экономики как науки в нашем понимании. В них были заложены основы экономического анализа.

    В своих исследованиях мыслители стремились рационализировать затраты на содержание домашнего хозяйства.

    Экономическая наука - это сфера умственной деятельности человека, функцией которой является познание и систематизация объективных знаний о законах и принципах развития реальной экономической действительности.

    Первые попытки изучения отдельных сторон экономических процессов известные еще из работ древних греческих и римских мыслителей Ксенофонта, Аристотеля, Платона, Катона, Варрона, Коллумеллы, а также мыслителей Древнего Египта, Китая и Индии. Эти мыслители исследовали проблемы ведения домашнего хозяйства, земледелия, торговли, богатства, налогов, денег и т.п. Экономическая наука, как система знаний о сущности экономических процессов и явлений начала складываться лишь в XVI - XVII ст., когда рыночное хозяйство начало приобретать общие черты.

    Если использовать цивилизационный подход к периодизации развития общества, о котором речь будет идти в теме 2, то основные этапы развития экономической науки можно показать таким образом (рис. 1.1.)

    Меркантилизм. Сторонники этой школы основным источником богатства считали сферу обращения, торговлю, а именно богатство отождествляли с накоплением денег (золотых и серебряных). Взгляды сторонников этой школы отражали интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала.

    Физиократы. В отличие от меркантилистов перенесли акцент исследования непосредственно на природу и производство. Тем не менее источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве. Считали, что промышленность, транспорт и торговля - бесплодные сферы, неприбыльные для общества, а труд людей в этих сферах лишь покрывает затраты на их существование.

    Представители: Франсуа Кене, Анн Роббер Жак Тюрго, Виктор Мирабо.


    Схема основных этапов развития экономической науки

    Трактат "Гуань-цзы"


    Одним из знаменательных памятников истории экономических идей вКитае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится кIV-III в. до н.э. В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

    Проявляя заботу окрестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов иростовщиков. Вцелях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться вэкономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий ит.д.

    Авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен.

    Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались "бесплодными", как полагали легисты).

    Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. "Гуань-цзы" предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. "Гуань-цзы" советует "взять в казну горы и моря". Трактат ставил перед государством одно важное условие -- регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь "возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.".

    "Гуань-цзы" выдвинул "принцип уравновешивания хозяйства". Для этого в руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он "управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки". Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

    Трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

    Столкновение двух тенденций всоциально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, содной стороны, рост иукрепление позиций рабовладения-- сдругой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального итоварного хозяйства.

    Экономические взгляды Ксенофонта

    Ксенофонт (444—355гг. до н.э.) - идеолог класса рабовладельцев. Рабство он рассматривал как естественное явление. Ксенофонт являлся защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. В своих работах он старался показать, что благополучие народа зависит только от земледелия. Посредством него «люди добывают себе все, что нужно для жизни».

    «Земледелие — мать и кормилица всех искусств»[1], т.е. всех отраслей хозяйства. Кроме того, он считал земледелие наиболее приятной и здоровой отраслью хозяйства, поскольку работы здесь производятся в поле, на чистом воздухе.

    По мнению Ксенофонта, надо различать труд руководителей и труд исполнителей. Труд руководителей Ксенофонт считал делом свободных людей, а труд исполнителей - делом рабов.

    Одновременно Ксенофонт подчеркивал целесообразность расчленения производственного процесса на отдельные операции и распределения их между большим количеством работников. Это ведет к улучшению качества производимых вещей. Тем самым разделение труда Ксенофонт рассматривал только под углом зрения его влияния на потребительную стоимость, а не на стоимость. Ксенофонт выступал противником крупной торговли и ростовщичества, считая, что они ведут к разрушению натурального хозяйства. Что касается мелкой торговли, то в ней он видел средство к удовлетворению потребностей населения и допускал ее для крупных городов, где общественное разделение труда получило значительное развитие и спрос достаточно велик, чтобы оправдать существование торговли. Ксенофонт обратил внимание на связь между разделением труда и размерами рынка.

    Ксенофонт различал двоякое назначение вещи. Вещь, с одной стороны, представляет собой полезность, а с другой стороны, обладает способностью обмениваться на другую вещь. Но меновая стоимость не вызывает интереса у Ксенофонта. В его глазах ценность вещи зависит от ее полезности.

    Рассматривая торговлю, Ксенофонт касался и роли денег. Он отмечал, что деньги служат орудием накопления сокровища и средством обращения. Наибольшее значение он придавал функции накопления. Накопленные деньги (серебро) всегда можно превратить в любые предметы потребления, в то время как при накоплении других вещей такой возможности нет. Ксенофонт отмечал также, что серебро как денежный материал никогда не может быть в избытке, а поэтому в стремлении людей к его приобретению нет границ.

     

    Экономические взгляды Платона

    Платон (427—347гг. до н.э.) - греческий философ, ученик Сократа. Жил в период, когда экономика Греции и афинская демократия переживали кризис, сопровождавшийся резким обострением классовой борьбы между рабами и рабовладельцами. Платон был идеологом крупных рабовладельцев.

    Свое сочинение «Государство» Платон начинает с характеристики причин возникновения государства, которое он отождествляет с обществом. Причину возникновения государства он видит в противоречии между многообразными потребностями человека и его способностью лишь к одному виду труда.

    Разделение труда в обществе Платон рассматривал как естественное явление и объяснял его тем, что каждый человек от рождения способен только к одному виду труда. Исходя из этого, люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности собственными силами, а нуждаются в помощи других людей, которая становится возможной только при наличии сообщества людей. Отсюда Платон и делал вывод, что государство — сообщество людей, возникновение которого обусловлено внутренним противоречием в самой природе человека и направлено к разрешению этого противоречия.

    Платоновское идеальное государство представляет собой сообщество 3-х сословий: философов, воинов и земледельцев и ремесленников. Рабы сословия не составляют, так как Платон не считал их гражданами, а рассматривал как орудие производства. Во главе этого государства должны стоять философы — они управляют государством. Воины охраняют государство и заботятся о расширении его границ. Низшее сословие — земледельцы и ремесленники вместе с рабами должны заниматься физическим трудом и результатами своего труда содержать высшие сословия. Принадлежность к сословию не является наследственной, дети их должны воспитываться государством. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будет определено то или иное сословие.

    Высшие сословия, по мнению Платона, не должны иметь частной собственности. Мотивируется это положение тем, что задачей высших сословий является управление государством, а потому они должны быть свободны от житейских забот и от собственнических инстинктов, которые порождают алчность, эгоизм, препятствующие идеальному управлению государством.

    Платон считал экономической основой государства натуральное хозяйство, основанное на труде рабов. Провозглашая необходимость классов, выдвигая рабовладельцев в качестве руководителей «идеального государства» и отказывая рабам в признании их гражданами, Платон тем самым оправдывал рабство и весь рабовладельческий строй в целом. Платон в идеальном государстве допускал торговлю, деньги и сохранял класс купцов. Торговлю он выводил из неправильно понятого им разделения труда. В его представлении она являлась средством, служащим удовлетворению потребностей людей. Но вместе с тем отрицательно относился к торговле, поскольку торговля использовалась как средство для извлечения прибыли. Он считал, что торговлей в идеальном государстве должны заниматься иностранцы (метеки).

    Платон не интересовался проблемами товарного производства — стоимостью, деньгами. В его сочинениях нет даже элементов научной теории стоимости. Это и определило непонимание Платоном денег. Он понимал и признавал только две функции денег: мера стоимости и средство обращения.

    Аристотель - основоположник экономической теории


    Весьма актуальными для современной экономической теории, в том числе для разработки солидарной информационной экономики, являются взгляды Аристотеля. Его размышления являются поразительно современными.

    В книгах по истории экономической мысли обычно пишут так: «Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 г. до н.э. - согласно традиционной хронологии - А.О.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки» [46].

    Выделим обоснованные Аристотелем положения, на которых базируется экономическая теория, в частности, солидарная информационная экономика.

    Аристотель дал определение понятию "экономическая теория" (краткая форма - "экономика"). По Аристотелю «экономика» - наука о разумном ведении хозяйства. В современных терминах речь идет об организации производства и экономике предприятий, объединений организаций и предприятий, государственном и муниципальном управлении, поскольку Аристотель обсуждает управление хозяйствующими субъектами разного уровня - предприятие (сельскохозяйственное, производство в городе), город (полис), регион (сатрапия), государство [47].

    Аристотель ввел специальный термин "хрематистика", под которой он понимал деятельность, направленную на приобретение выгоды, извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от "экономики" -деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей, т.е. на производство и приобретение благ для дома и государства. Хрематистику как форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной. Его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода.

    В настоящее время хрематистика - это, прежде всего, деятельность банков, фондовых бирж и других структур, действующих по схеме «деньги - деньги», без производства товаров и услуг.

    В последние столетия произведена подмена понятий - хрематистику с целью ее оправдания некоторые допущенные к преподаванию и законотворческой деятельности лица стали называть экономикой. Как в нормативно-правовых документах, так и в массовом сознании закрепилось положение о том, что цель коммерческого предприятия - извлечение прибыли, в то время как по Аристотелю его цель - удовлетворение потребностей людей.

    Вслед за Аристотелем мы полагаем, что деятельность, направленная на извлечение прибыли, является противоестественной, вредной для общества. Экономическая деятельность всегда направлена на удовлетворение потребностей людей, в отличие от хрематистики.

    Эффективному решению современных проблем государственной политики и управления предприятиями мешают широко распространенные неадекватные представления о рациональном ведении хозяйства. По оценке ведущего американского исследователя П. Друкера, 1873 г. - «конец эры либерализма - конец целого столетия, на протяжении которого политическим кредо была политика невмешательства в экономику» [48]. Но и сейчас, 150 лет спустя, архаичное представление о рациональности рыночных отношений, о «невидимой руке рынка» широко распространено в России и мешает инновационной модернизации систем управления. Это представление было внедрено в начале 90-х годов победителями в холодной войне с целью закрепить победу.

    Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными»… Вслед за Аристотелем мы полагаем, что ведение хозяйства вполне возможно без денег. Наш опыт работы в качестве руководителя (менеджера) в Группе авиакомпаний «Волга-Днепр» показал, что в управленческой деятельности решение финансовых вопросов составляет лишь небольшую часть.

    Однако на период перехода от современности к будущему хозяйству использование денег целесообразно. Согласно Аристотелю, если деньги относятся к «экономике» - то это символ стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» - то они выступают как реальный представитель неистинного богатства».

    Необходимо освободить экономическую теорию от извращений хрематистики, развивать и излагать ее в соответствии с Аристотелем как науку о деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей. Современные термины "экономика предприятия и организация производства", "экономика, организация и управление предприятиями и отраслями", "менеджмент (т.е. управление людьми)" лучше соответствуют взглядам Аристотеля, чем рассуждения о макроэкономическом равновесии и финансовых рынках. Экономику в современном понимании следует рассматривать как раздел менеджмента. Однако номенклатура научных специальностей поставлена с ног на голову - менеджмент в ней лишь часть одной из экономических специальностей. При обучении бакалавров, ситуация несколько лучше - есть направление "экономика" и есть направление "менеджмент", т.е. термины "экономика" и "менеджмент" являются равноправными.

    Укажем на отдельные черты дальнейшего (после Аристотеля) развития представлений об экономике и хрематистике.

    Френсис Бэкон предупреждал: «Противоестественно, чтобы деньги рождали деньги» [49, c.445]. Отметим: Ф. Бэкон против хрематистики, против процента.

    Робинзон Крузо (согласно роману Дефо), попав на необитаемый остров, успешно организовал свое хозяйство. Для этого он разрабатывал методы организации производства, вел управленческий учет, прогнозировал и планировал. Вполне естественно, что Робинзон управлял своим предприятием без использования денег.

    Жюль Верн в романе «Таинственный остров» рассказал о том, как успешно работали инженер С. Смит и его товарищи. Они вышли на современный им научно-технический уровень, не обращаясь к хрематистике, поскольку само понятие прибыли было их коммуне чуждо.

    Генри Форд в книге «Моя жизнь. Мои достижения» [50] писал: «… Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции… Работу на общую пользу ставь выше выгоды…». Выделим мысль Форда: цель производства - удовлетворение потребностей, а не получение прибыли.

    Неслучайно один из наиболее продуктивных и известных современных экономистов проф. В.Н. Лившиц присоединяется [51] к чеканным формулировкам Джона Мейнарда Кейнса: «Алчность - грех, давать деньги в рост преступно, а любовь к деньгам отвратительна» [52, с. 67] (см. также рецензию [53] на замечательную по своей глубине и охвату книгу В.Н. Лившица [51]).

    Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1275)


    Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает своё могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви .

    Фома Аквинский - философ и теолог, учитель церкви - считается наиболее заметной фигурой школы канонистов на позднем этапе ее развития. Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена», процент.

    Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно отличается от положений основателя канонизма. При этом на первый взгляд Аквинат опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена[1] [2].

    В своем сочинении «Сумма теологии» Фома Аквинский суммировал канонические взгляды католической церкви. Он почти полностью соглашается с ранними канонистами. Однако если они придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует принцип действенности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить сущность первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

    В его работе главной задачей являлось определение «справедливой цены», которая должна отвечать двум требованиям:

    • 1) обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством труда и издержек;

    • 2) обеспечить участникам обмена пропитание по их социальному статусу.

    Ф. Аквинский признает справедливым получение надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего благодаря участию в создании продукта сил природы. Получение владельцем с земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества. Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

    Ф. Аквинский проводит различие между займом денег и наймом земли. Плата процентов за денежную ссуду осуждается, она незаконна, плата за аренду земли приемлема и справедлива. Труд - богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни. Труд дает возможность раздавать милостыню, но феодал может не работать, получая ренту.

    Ф. Аквинский клеймил ростовщичество, но допускал случаи, когда взимание процентов возможно:

    • - когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

    • - когда кредитор испытывает трудности, порождаемые задержкой денег у должника;

    • - при неполучении кредитором возможного дохода от этих денег.

    Процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с

    предоставлением ссуды.

    Общественное разделение труда итальянский монах рассматривал как

    естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе деления

    93

    общества на сословия, утверждал, что люди, рождаются разными по природе. Одни должны возделывать земли, другие строить дома, а часть людей будет свободна от мирских забот и должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Он делает вывод: крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом.

    Много внимания Ф. Аквинский уделял частной собственности. Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. Однако Ф. Аквинский в частной собственности видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.

    Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой — вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по

    78

    своему усмотрению . [3]

    Хаммурапи (1792-1750 гг. до и. э.)

    Хаммурапи - один из величайших политиков древности, основавший большую империю, столицей которой стал Вавилон. За время своего правления Хаммурапи существенно расширил унаследованные владения (от Персидского залива до Ассирии), подчинив все Среднее и Южное Междуречье. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников, причем нередко - чужими руками.

    При правлении Хаммурапи происходит рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, усиление торговли, развитие сельского хозяйства. Произошло усиление централизации государства и укрепление царской власти. Большое внимание уделялось строительству надежных ирригационных и мелиоративных систем. По указу Хаммурапи были возведены огромные плотины для защиты от наводнений и прорыты новые каналы для орошения засушливых земель. Он заботился о возведении новых строений и поддержании в порядке храмов, о нуждах отдельных граждан.

    Хаммурапи наладил управление страной и в конце своего царствования составил свод законов Вавилонского царства, которые приказал выбить на большой стеле из черного базальта. В этот свод законов включены нормы, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс Хаммурапи регулировал сделки между людьми и контроль над соблюдением их условий, определял минимум заработной платы, устанавливал ответственность


    написать администратору сайта