Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы философской антропологии: Антропогенез

  • Философские концепции, связанные с пониманием человека

  • Космоцентризм (природоцентризм)

  • И. Кант о природе человека.

  • Л. Фейербах (1804-1872). Антропологический материализм.

  • Карл Маркс (1818-1883). Диалектический взгляд на сущность человека.

  • Человек, двойственная природа человека, человек как личность.

  • Личность и структура личности.

  • «структура личности»

  • Философия ч.3. И главная загадка философии


    Скачать 43.75 Kb.
    НазваниеИ главная загадка философии
    Дата14.12.2021
    Размер43.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ч.3.docx
    ТипДокументы
    #302770
    страница1 из 3
      1   2   3

    Человек – главная тема и главная загадка философии.

    С древнейших времен (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XXI в., когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция.

    Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

    Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» – совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

    Таким образом, человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации, в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

    Изучением человека и его проблематикой занимается антропология; этот термин в переводе с греческого означает учение о человеке.

    В антропологии традиционно выделяют несколько обособленных друг от друга и взаимосвязанных дисциплин. К ним относятся: физическая антропология, религиозная, социальная и культурная антропология, историческая антропология.

    Философская антропология – совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождением, развитием, существование в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

    Проблемы философской антропологии:

    1. Антропогенез  процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся на анализе гоминидной триады, под которой понимаются генетически закрепленные признаки, составляющие специфику человека как биологического вида: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.

    Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом приближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские и эволюционные.

    1. Сущность и природа человека.

    2. Скрытые духовные силы человека.

    3. Происхождение и сущность сознания (разума) человека.

    4. Психический мир человека.

    5. Духовное развитие человека.

    6. Проблема жизни после смерти.

    7. Проблема эволюции человека.

    8. Проблема существования человека.

    9. Проблема смысла жизни.

    10. Проблема свободы и ответственности.

    Философские концепции, связанные с пониманием человека:

    1. космоцентризм (природоцентризм);

    2. теоцентризм;

    3. социоцентризм;

    4. антропоцентризм и др.

    В разные эпохи развития человечества каждая из этих философских позиций проявлялась по-разному, но так или иначе всегда присутствовала в философских концепциях, рассматривавших проблемы человека.

    Космоцентризм (природоцентризм) – организованный мир; ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о гражданине мира.

    С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции.

    В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. Космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным.

    Характерные черты космизма:

    • чтобы быть естественным, быть самим собой, человек должен стремиться к природе, потому что она мудра;

    • идеально развитая личность – уравновешенная, гармоничная, природная;

    • душа и тело человека прекрасны, потому что их такими создала природа;

    • наслаждение красотой вызывает катарсис – очищение души, в результате чего человек стремится стать лучше, хочет жить.

    Самыми знаменитыми представителями космоцентризма являются выдающиеся философы античности: Гераклит, Сократ, Платон, Демокрит, Пифагор.

    Характерной чертой восточного мировосприятия также является природоцентризм.

    Человек в восточной культуре рассматривается не как центр, точка отсчета, а как элемент целостной системы природа, культура. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры. На Востоке представителями этого подхода являются Конфуций и Лао Цзы

    Теоцентризм (греч. theos – Бог, лат. centrum – центр круга) – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

    При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Наиболее распространен теоцентризм был в средние века.

    Социоцентризм – позиция индивида, согласно которой его социальная группа представляет идеальные или единственно приемлемые модели поведения, мышления, ценностей и установок. Другие социальные группы воспринимаются при этом как далекие от такой позитивной оценки и потому рассматриваются как неполноценные, чуждые, враждебные. Этноцентризм – один из вариантов социоцентризма, основанный на идентификации с определенным этносом.

    Антропоцентризм (от греч. άνθροπος – человек, лат. centrum – центр) – идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, причина и цель всех совершающихся событий. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) – ключевая фраза антропоцентризма греческой философии.

    В Средние века был очень распространен антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек – вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его – наибольшие. Наиболее распространенное значение в XX в. – экологическое: человек – хозяин природы и имеет право получать из окружающего мира нужные ему ресурсы, даже путем ущемления других биологических видов.

    Новое время и человек. В Новое время человек – в центре внимания философии, но интерес к нему в значительной мере увязывается с его включенностью в общественные отношения. Человек – познающий субъект.

    Р. Декарт, например, усматривал сущность человека в разуме, в способности мыслить. И этот интерес к познавательным способностям человека затмил самого человека, живая целостность которого, таким образом, оказалась нарушенной.

    Наиболее ярко это проявилось во взглядах французских философов-материалистов XVIII в. (Д. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри), которые под влиянием внушительных достижений в области естествознания и механики механистически истолковали человека, отождествив его душу с сознанием, а тело – с автоматом, машиной.

    И. Кант о природе человека. Немецкий философ И. Кант (1724-1804) считал, что человек является уникальным существом. Главный предмет в мире, к которому познания могут быть применены, – это человек, ибо он для себя своя последняя цель». Из всего многообразия мира И. Кант выделил три принципиально отличных, но неразрывно связанных между собой уровня природы: неживую, живую и природу человека.

    На каждом из этих уровней природа, по его мнению, подчинена собственным законам: неживая – законам механики, живая – целесообразности, природа же человека характеризуется свободой. Ее можно раскрыть только исходя из ее собственных законов, проистекающих из свободы.

    Л. Фейербах (1804-1872). Антропологический материализм. Человек – не результат исторического духовного развития, а прежде всего как биологическое, чувственно-телесное существо. Человек у него – не творение Бога, а часть природы и является не механизмом, как считали французские философы-материалисты, а организмом. Философия Фейербаха получила название «антропологический материализм», который был воспринят и на новой основе, с других мировоззренческих позиций переосмыслен К. Марксом.

    Карл Маркс (1818-1883). Диалектический взгляд на сущность человека. Природное и социальное в человеке получило объяснение с точки зрения диалектико-материалистического монизма.

    Это означает, что человек рассматривается одновременно и как биологическое существо, явившееся результатом эволюционного развития неживой и живой природы, и как существо социальное, сущность которого определяется общественными отношениями.

    Марксистское понимание человека, претендующее на всесторонность и всеохватность видения проблемы и пытающееся с «научных» позиций объяснить человеческую сущность, вступило в противоречие с другими философскими течениями, где человек изначально мыслится существом загадочным, окутанным тайной и не поддающимся научному познанию.

    Человек, двойственная природа человека, человек как личность. Понятие «человек» является самым широким. Это принятое классическое научно-обобщенное название особого вида живого существа – «человека разумного», или homo sapiens.

    Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

    В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское, психологическое и др. Понятие «человек» обобщает двойственную природу человека, социальное и биологическое начала.

    Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду.

    В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду – homo sapiens.

    Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. Поэтому и введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении – такие, как человек, индивид, индивидуальность, личность.

    Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) – категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек – это индивид; в случае социальной изоляции индивида он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать личностью.

    Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

    Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

    При всем разнообразии толкований понятия «личность» ученые согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся, и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

    А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?

    Однозначного ответа на эти вопросы не существует, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения.

    Большинство ученых признают за всеми людьми право называться личностью, хотя иногда – с определенными оговорками. Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.

    Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений по сравнению с нормой до значительных разрушений личности при заболеваниях разной тяжести. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая», или «аномальная», личность. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и во времени и т. п. В этом случае можно говорить о деградации личности.

    Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. А под иерархичностью понимается способность человека управлять своими биологическими потребностями. Иными словами, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.

    Еще одна характеристика зрелой личности состоит в том, что человек всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой он занимается. Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа приносит ей удовлетворение. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой преследования (например, со стороны властей) и потери многих жизненных благ. Проявляется личностная зрелость и в ее взаимоотношениях с другими людьми. Для зрелой личности характерно воздействие на рост и развитие других людей. Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют не только на своих современников, но и на потомков. Имена таких личностей составляют гордость всего человечества.

    Личность и структура личности. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.

    Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми – необходимые условия для становления и развития социального «Я».

    Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью. Социальная роль, которую выполняет личность, формируется и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи.

    Каждый человек неповторим – неповторимые особенности определяются набором генов, полученных от родителей, поэтому в этом смысле каждая личность уникальна.

    Понятие «структура личности» содержит единство важнейших компонентов:

    1. Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность.

    От темперамента человека зависят:

    • скорость возникновения психических процессов (скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

    • пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

    • темп и ритм деятельности;

    • интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли);

    • направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).

    1. Характер (от греч. – печать, чеканка) – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющееся в типичных способах поведения; структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности; совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни:

    • в отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта);

    • в отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность);

    • в отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость);

    • в отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие).

    Общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека и, прежде всего, от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы.

    Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т. д.
    1.   1   2   3


    написать администратору сайта