Главная страница
Навигация по странице:

  • Любовь – это путь к совершенству.

  • Счастье – жизнь в согласии с самим собой.

  • Оптимистический взгляд

  • Пессимистический взгляд

  • Образование как неотъемлемая часть личности.

  • Философия ч.3. И главная загадка философии


    Скачать 43.75 Kb.
    НазваниеИ главная загадка философии
    Дата14.12.2021
    Размер43.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия ч.3.docx
    ТипДокументы
    #302770
    страница3 из 3
    1   2   3

    Творчество как процесс человеческой деятельности. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

    Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из материала действительности созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.

    Различные философы по-своему представляли процесс творчества. Так, Платон рассматривал творчество как божественную одержимость, Э. Гартман – как «животворное дыхание бессознательного», Бергсон – как мистическую интуицию, Фрейд – как проявление инстинктов.

    Процесс творчества неразрывно связан с такими понятиями, как талант и гениальность.

    Талант – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Талант обнаруживается в быстроте, глубине выполнения некоторой деятельности. В изучении проблемы таланта выделяют три основные направления: происхождение и природа таланта, типы и диагностика отдельных видов таланта, закономерности развития и формирования.

    В истории философии в течение длительного времени талант трактовался как свойство души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Несостоятельность понимания таланта как врожденных способностей была подвергнута критике качеств английским философом Дж. Локком, выдвинувшего тезис о полной зависимости таланта индивида от внешних условий его жизни. Механистичность такого представления была указана представителями марксизма, где проблема таланта становится на основе понимания человека как совокупности общественных отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего.

    Талант, проявляемый в осуществлении конкретной деятельности, имеет комплексную структуру, складывается из разнообразных компонентов. В качестве принципов построения таланта использовались различия в основных видах деятельности – инженерные, научные, художественные, различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности.

    Высшей ступенью таланта является гениальность. Термин «гениальность» употребляется как для обозначения склонностей человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Гениальность предполагает врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области при универсальном даровании. В психологии творчества гениальность изучается под углом зрения индивидуальных особенностей личности, а также разнообразных факторов, влияющих на творчество. С психологической точки зрения, гений не может рассматриваться как особый тип личности.

    Творчество, считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. Гениальной может быть любовь матери к ребенку, мучительные поиски смысла жизни и искание правды жизни. Гениальность – это, прежде всего, внутреннее творчество, само творчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду творчества и прежде всего к творчеству любви.

    Историческое воззрение на природу гениальности и ее оценка связаны с общим пониманием творческого процесса. Так, от античности идет взгляд на гениальность как род идущего свыше вдохновения, энтузиазма. Начиная с эпохи Возрождения, получает распространение культ гения как присущего личности творческого начала. В XIX-XX вв. получают развитие психологические, социально-психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

    Любовь – это путь к совершенству. Проблема любви будет существовать вечно, пока есть на земле человек. Любовь – философская тема, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

    О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение – «платоническая любовь», то есть духовная, а не физиологическая). В средние века любовь к Богу считалась главной добродетелью. В Новое время любовь по преимуществу приписывалась человеку, но достаточно часто символ любви – сердце – противопоставлялся символу разума – уму. В XX в. любовь то низводят до физиологических инстинктов (как у Фрейда), то приравнивают к ценностям эстетики или этики. «Любовь – это цветы нравственности…» (В.А. Сухомлинский).

    Любовь – это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природой данных инстинктов, это критерий духовной красоты.

    Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и отдельного человека. В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым – совершенствуй себя.

    Хорошая философия – это всегда любовь, а подлинная любовь – это всегда философия, сложный слалом на пути к желаемым призам.

    Счастье – жизнь в согласии с самим собой. Существует рассуждение Ницше о том, что мудрый человек не обязан быть счастливым, – если человек знает, зачем он живет, ему не важно, как он живет. Конечно, никто точно не знает, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространенная точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие – это имитация счастья. (Самый крайний вид – наркотическое опьянение).

    Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них все есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия, – что еще для счастья надо?

    Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, что один из первых философов, мудрец Солон, был спрошен Крезом, чудовищно богатым царем, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. «Но ведь я перед тобой, – возмутился Крез, – самый счастливый, потому что я самый богатый!» Но Солон ответил, что об этом еще рано судить, так как Крез жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого. То есть греки считали, что лишь смерть придает жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока он продолжает жить, сказать этого нельзя.

    Ни забвение, ни наслаждение, ни удовольствие, ни удовлетворение потребностей, ни власть не приносят, видимо, настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни, после которой быстро наступает пресыщение и разочарование.

    Единственно возможный вид счастья – это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье – это внутренняя умиротворенность, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, который отражается в душе человека. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем.

    В философии существует трактовка двух подходов к оценке событий: оптимистический (optimus – наилучший) и пессимистический (pessimus – наихудший).

    Оптимистический взгляд – это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над злом, справедливости над несправедливостью. В истории философии оптимистическое мировоззрение проповедовали Аристотель и Эпикур. Философ Лейбниц считал, что существующий мир является лучшим из всех возможных миров.

    Пессимистический взгляд проявляется в воззрениях, согласно которым события идут к худшему в отсутствии веры в торжество справедливости. Пессимизм обосновывали немецкие философы Шопенгауэр и Гартман.

    Крайности оптимизма и пессимизма пытались преодолеть представители мелиоризма (лат. melior – лучше) – воззрения, признающего зло неизбежным, но считающего, что мир можно улучшить при помощи человеческих усилий. Этот термин был введен в XIX в. писательницей Элиот и философом Селли. Сторонники мелиоризма считают, что улучшить мир можно лишь путем индивидуального совершенствования, путем просветительства.

    Таким образом, самым ценным и существенным должна быть для каждого его личность. Чем полнее это достигнуто, тем счастливее он будет. Ведь все внешние источники счастья и наслаждения по своей природе непостоянны, преходящи и могут иссякнуть. Во всяком случае, со временем они уходят: покидает любовь, смерть лишает нас друзей и близких. В этом случае важно, что мы имеем в себе, наши личные качества сохраняются дольше всего, в любом возрасте они являются истинным, надежным источником счастья.

    Образование как неотъемлемая часть личности. XX-XXI вв. часто называют веком образования. Образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как часто выражаются, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос в том, какой он сделает эту свою вторую натуру. Поднимется ли он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований? Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценности и науки, и культуры, и практики?

    В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого. Образование включает человека в деяния человечества, а потому цель образования – человечность.

    Но что такое человечность? Кажется, все согласны, что отличительными признаками истинно человеческого являются три главные ценности – истина, красота и добро, которые дополняют друг друга. Встаньте на почву истины, и путеводными звездами засияют красота и добро. Перемещаясь в сторону красоты, вы обнаружите, что она нацеливает на глубокую мысль и на нравственную чистоту.

    Наконец, в стремлении к добру вам весьма кстати окажутся истина и красота. Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но, тем не менее, каждое из трех ценностей в определенном смысле указывает на другую. Человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии, взаимоусиления, резонанса.

    Разумеется, истина, красота и добро – это идеалы, рядом с которыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение, безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек – это, естественно, дело его выбора, его свободы, его ответственности перед собой лично и перед другими.

    В 1997 г. в Сингапуре состоялась Всемирная конференция по проблемам мышления. Сингапур – страна маленькая, да к тому же почти напрочь лишенная природных ресурсов. Однако страна процветает, а объясняют это тем, что Сингапур по уровню общей образованности занимает первое место в мире. Тем не менее, власти Сингапура обеспокоены будущим, стремятся определить новые горизонты образования. Видят же они их во всемирном внедрении в образование творческих методов.

    Характерная черта современной мировой ситуации – это неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от безумной зубрежки и заучивания. А это означает, что студенту приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из учебников. Таким образом, образование – это творчество.

    Образование все в большей степени становится непрерывным, оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за человеком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз и навсегда закончить свое образование. «Век живи – век учись» – гласит старинная пословица. В наши дни она приобретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной учебе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего после окончания учебного заведения, человек становится учителем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием («я буду учить себя так-то и так»).

    Образованный человек из года в год наращивает свои усилия, расширяет свою библиотеку, приобретает новые интересы. Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразования, вспоминает свои институтские или техникумовские достижения с улыбкой.

    На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разнообразных наук, искусств, практик – дело абсолютно безнадежное. Но выход из ситуации есть, и состоит он в своеобразном отказе от много знания (как часто говорят, много знание не есть знание). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает знания, а «сворачивает» их, обобщает, выделяет принципы и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и физик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. «Свертку» знания можно провести в любой науке, с любыми сведениями. Максимально же емкую «свертку» дает человеку философия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему ценностное богатство в максимально концентрированном виде.

    В быстро изменяющемся насыщенном неопределенностями и риском мире ничто и никто не ориентирует человека более действенно, чем философия. Философия закрепляет знания человека в единое целое, без нее знания рассыпаются.

    Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состоянием образования. Везде ищут новые пути образования, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или менее точно определен. Речь идет о понимании образования как ответственности.

    В Новое время цель образования видели в приобретении хороших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был, затем переплавлен в идеал приобретения правильных практических навыков. В последние годы все чаще требуют соединения образования с этикой. «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой, – подчеркивал великий физик А. Эйнштейн, – и помочь ясно сознать ее значение – главная задача образования». Но в наши дни наиболее развитая этика – этика ответственности, поэтому образование выступает как ответственность.

    Перед кем ответственен преподаватель? Перед студентом и своей совестью. Перед кем ответственен студент? Перед преподавателем и своей совестью в первую очередь.

    Наша страна находится на переломе своей истории, ее будущее зависит от образованности каждого россиянина.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. Цель образования – максимально развить человеческие качества.

    2. Вершина человечности – единство истины, красоты и добра.

    3. Творчество – необходимая черта образования.

    4. Образование – это счастливый удел человека, на каком бы этапе своей сознательной жизни он не находился.

    5. Образование в его наиболее концентрированном виде есть философия.

    6. Образование – это реализация ответственности человека.
    1   2   3


    написать администратору сайта