Главная страница
Навигация по странице:

  • Игровые технологии

  • Технологии проблемного обучения

  • Технологии модульного обучения

  • Технологии уровневой дифференциации, групповые технологии

  • Формы и методы обучения ОБЖ. I. Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности


    Скачать 126.48 Kb.
    НазваниеI. Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности
    АнкорФормы и методы обучения ОБЖ
    Дата22.09.2022
    Размер126.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаformy_i_metody_obucheniya_obzh.docx
    ТипДокументы
    #691645
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Технологии проектирования

    Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

    • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

    • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

    • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

    • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения

    • развивают системное мышление.

    Исходные теоретические позиции проектного обучения:

    • в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей;

    • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

    • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

    • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

    • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

    Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, ученик в процессе работы над учебным проектом постигает peaльные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

    К настоящему моменту сложились следующие этапы разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, обобщение результатов, общественная презентация, рефлексия.

    1. Разработка проектного задания (выбор темы, выделение тем и подтем проекта, формирование творческих групп, подготовку материалов к исследовательской работе: формулировку вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы; определение форм выражения итогов проектной деятельности). При этом учитель предлагает уча­щимся совместно отобрать тему проекта, принимает участие в обсуждении с уча­щимися подтем проекта, проводит организационную работу по объединению школьников, помогает в разработке заданий, вопросов для поисковой деятельно­сти и подборе литературы.

    2. Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует поисковую деятельность учащихся, стимулирует их деятельность.

    3. Оформление результатов. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты проектной деятельности, а учитель консультирует, координирует их работу.

    4. Презентация проектной деятельности. Учащиеся докладывают о результатах своей работы, а учитель организует экспертизу (например, при­глашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).

    5. Рефлексия. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, учитель определяет эффективность образовательного процесса. 

    Игровые технологии

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

    • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

    Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

    В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

    • целеполагания;

    • планирования;

    • реализации цели;

    • анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

    Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

    В структуру игры как процесса входят:

    • роли, взятые на себя играющими;

    • игровые действия как средства реализации этих ролей;

    • игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    • реальные отношения между играющими;

    • сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Педагогические игры достаточно разнообразны по:

      • дидактическим целям;

      • организационной структуре;

      • возрастным возможностям их использования;

      • специфике содержания.

    В настоящее время широкое распространение получили деловые игры.

    Деловая игра — это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия, близкие к реальным. В ней предполагаются такие роли участников, которые позволяют им осмыслить, пережить и освоить новые функции. В игре содержится конкретное событие или явление, подлежащее моделированию, и допускается отнесение игрового времени к любому периоду (настоящему, прошедшему, будущему). Как правило, деловая игра - это модель отрезка будущей профессиональной деятельности обучающихся, имитация управленческой, исследовательской, педагогической реальной деятельности учителя, руководителя учебного заведения.

    Отличительными признаками деловой игры можно назвать: имитацию в игре реального процесса с помощью модели; распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом; различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; наличие общей игровой цели у всего коллектива, которая достигается в процессе взаимодействия игроков и объединяет всех ее участников; учет результатов деятельности; реализацию в игре цепочки решений, каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.

    В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: разминочные, ситуационно-ролевые, имитационные, операционные, деловой театр, психо- и социограмма.

    «Разминочные» игры типа «мозговой атаки», «клуба знатоков», тематические развлекательные игры. Их задача заключается в том, чтобы раскрепостить интересы и воображение участников, активизировать игровую и коллективистическую мотивацию, ориентировать на нестандартный подход к изучаемому материалу.

    Ситуативно-ролевые игры. Включают в себя анализ конкретных ситуаций и их ролевое проигрывание.

    Конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные игры.Целью их использования является формирование навыков принятия и эффективного исполнения деловых ролей, обучение взаимодействию и сплоченности, продуктивному сотрудничеству, участие в выработке коллективных решений.

    Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

    Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

    Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

    «Деловой театр» - разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

    Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

    Деловую игру можно проводить перед изложением нового учебного материала; в этом случае она будет опираться только на личный опыт учащихся и обнаружит пробелы в их знаниях.

    Если деловая игра проводится после изучения нового материала, то она будет опираться на полученные знания, которые в холе игры приобретут качественно новую форму существования. И, наконец, весь учебный процесс может быть построен на основе сквозной деловой игры.

    Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария, который включает в себя: учебную цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

    При введении в игру определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией, общаются между собой.

    В процессе игры участники не имеют права вмешиваться и изменять её ход (только ведущий может корректировать действия участников; если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников:

    • по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

    • организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор.

    • позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор

    • методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

    • социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

    Анализ и обобщение, обсуждение и оценка результатов по окончанию игры может осуществляться посредством выступления экспертов, обмена мнениями, защиты учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. 

    Технологии проблемного обучения

    Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает.

    Проблемное обучение включает этапы:

    • осознание общей проблемной ситуации;

    • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

    • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

    • проверку правильности решения.


    Правила создания проблемных ситуаций.

    1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

    2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

    3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

    4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

    Одна и та же проблемная ситуация может быть выражена различными типами заданий.

    Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

    1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

    2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение: он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

    3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

    4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

    В проблемном обучении главным является исследовательский метод - такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

    В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

    Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство. 

    Технологии модульного обучения

    Его сущность в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

    Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика.

    Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять учением.

    Модуль состоит из циклов уроков (двух- и четырех урочных). Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру. Рассмотрим организацию четырехурочного цикла.

    Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на максимально доступный комплекс средств обучения. Как правило, на этом уроке каждый учащийся получает конспект или развернуты и план материала (заранее размноженный либо появляющийся на экране, мониторе одновременно с объяснением учителя). На этом же уроке проводится первичное закрепление материала, конкретизация информации в специальной тетради.

    Цель второго урока - заменить собой домашнюю проработку материала, обеспечить его усвоение и проверку усвоения. Работа проходит в парах или малых группах. Перед уроком учитель воспроизводит на экране конспект, известный учащимся по первому уроку цикла, и проецирует вопросы, на которые необходимо им ответить. По организационной форме этот урок является разновидностью практикума.

    Третий урок полностью отводится под закрепление. Сначала это работа со специальной тетрадью (на печатной основе), а затем выполнение индивидуальных заданий.

    Четвертый урок цикла включает предварительный контроль, подготовку к самостоятельной работе и собственно самостоятельную работу. В модульно-блочной технологии применяются объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный методы обучения. 

    Технологии уровневой дифференциации, групповые технологии

    Технология разноуровневого обучения

    Теоретическое обоснование этой технологии основывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

    • малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

    • талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

    • учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

    Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

    Организационная модель такой школы включает три варианта дифференциации обучения.

    1. Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.

    2. Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном). При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдельных предметов.

    3. Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодиагностиики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников.
    Технология коллективного взаимообучения

    Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

    При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.

    Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, дна сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

    Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

    Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

    Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.

    Подготовка к занятию при такой технологии заключается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержании единиц усвоения, разработке целевых заданий.

    Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

    • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

    • в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

    • каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

    • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

    • отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

    • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

    • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. 
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта