Главная страница
Навигация по странице:

  • Галицко-Волынское княжество

  • Владимиро-Суздальское княжество

  • Архитектура и изобразительное искусство

  • Отражение угрозы с Запада.

  • Усиление новых политических центров.

  • Борьба за первенство между Москвой и Тверью

  • Причины возвышения Москвы. Иван Налита.

  • Начало борьбы с ордынским игом. Дмитрий Донской.

  • Куликовская битва и ее значение

  • Окончательное объединение русских земель. Войны с Казанью, Ливонским орденом, Литвой, Швецией.

  • Травление Василия III .

  • учебник истории артемов1. I основы исторического знания Для чего и как изучают историю


    Скачать 0.91 Mb.
    НазваниеI основы исторического знания Для чего и как изучают историю
    Анкоручебник истории артемов1.docx
    Дата01.03.2018
    Размер0.91 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучебник истории артемов1.docx
    ТипДокументы
    #16056
    страница18 из 46
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   46
    § 25. Раздробленность на Руси

    Причины и последствия раздробленности.

    Период раздробленности является закономерным этапом в развитии всех средневековых государств. По мере экономического развития отдельных земель Руси их жители постепенно переставали ощущать потребность в центральной власти. Всюду росло население, строились города, создавались материальные условия для содержания собственного войска. Поэтому казалась излишней отправка в Киев в виде дани значительной части произведенного на местах.

    Сами киевские князья раздавали земли своим сыновьям и другим родственникам. Но именно эти наместники возглавляли сепаратистские выступления. Однако главными носителями тенденций распада единой Руси выступали не столько князья, сколько местные бояре и города.

    Значение Киева в XII в. уменьшается. Нападения половцев вынуждают часть населения уходить из Приднепровья. Перемещение международных торговых путей из Европы на восток на Средиземное море лишает Киев статуса важного торгового центра.

    После 1132 г. Русь окончательно распалась на отдельные княжества. Однако видимость единства сохранялась. Главным среди князей по-прежнему считался великий князь киевский. Сохранялись общность языка и культуры, единая церковная организация.

    Последствия распада были противоречивы. В отдельных землях происходило освоение новых земель, возникали и росли новые города, развивались ремесла и торговля. Однако в военном плане силы Руси значительно ослабли. К тому же междоусобные войны разоряли Русь. Нередко для помощи привлекались отряды половцев и иных чужеземцев, которые беспощадно грабили русские земли. Отрицательные последствия раздробленности были обычны для любой средневековой страны и существенно не влияли на общие темпы развития общества. Но для Руси они оказались роковыми. В XIII а. Русь не смогла дать отпор монгола- татарскому нашествию и была отброшена далеко назад в своем развитии.

    Галицко-Волынское княжество.

    На юго-западе Руси, в очень для развития хозяйства районе располагалось Галицко-Волынское княжество. Здесь были плодородные, защищенные от нападений кочевников земли и мягкий климат, проходили важные торговые пути, имелись залежи многих полезных ископаемых (так. Галич стал общерусским центром добычи и производства соли). Однако эти районы подвергались нападениям венгров и поляков. Для отражения нападений требовалось сильное войско. Поэтому существенную роль в Галицко-Волынской земле играло боярство, составлявшие основу боевой силы. Бояре верховодили в городах, хотя в городских общинах немалую роль играла и верхушка торгово-ремесленного населения.

    В XII в. в Галицко-Волынской земле сложилось несколько княжеств. Князья их. по существу, являлись исполнителями воли местных бояр и городских общин. Их призывали и изгоняли, натравливали одних князей на других. Некоторые князья пытались укрепить свою власть п подавить своеволие бояр и городских общин. Таким был Ярослав Осмомысл в Галиче. Трижды по решению веча его лишали княжения, но. в конце концов, он укрепился в Галиче, однако должен был считаться с боярами и горожанами. В конце XII в. самым могущественным князем на юго-западе ста.! праправнук Владимира Мономаха Роман, княживший во Владимире-Волынском. Ему удалось стать также князем Галичан объединить пол своей властью всю Юго-Западную Русь. После гибели Романа е} 1205 г. его владения распались. Бояре к тому времени настолько усилились, что не только ставили, свергали и убивали князей, но иногда даже сами садились на княжение в Галиче. По призыву бояр во главе княжества не раз становились также правители из Венгрии и Польши.

    Упорную борьбу с боярами вел сын Романа Даниил, прозванный позже Галицким. Сначала он утвердился во Владимире, а затем и в Галиче. Даниил в своей политике начал опираться не только на преданных бояр, но и на мелких землевладельцев. Он раздавал небольшие наделы земли с крестьянами своим воинам при условии их службы у него. Данилу удалось значительно упрочить свою власть. Он не раз отражал нападения западных соседей. Однако при наследниках Даниила Галицкого земли княжества вошли в состав Венгрии. Полыни и Великого княжества Литовского.

    Новгородское княжество.

    Новгород был центром обширнейших земель на севере Руси. Сам город, где высокого уровня развития достигли ремесла и торговля, имел прочные связи со странами Западной Европы и Востока. Сельское хозяйство не могло обеспечить потребности населения, поэтому Новгород ввозил хлеб.

    Господствующую роль в Новгороде играли бояре. Они владели крупными вотчинами и участвовали в торговле и промыслах. Князь в Новгороде полностью зависел от бояр и городскою веча (на котором также верховодили бояре). Подчиненное положение князя а Новгороде было скреплено законами.

    Управление городом и подвластными ему землями осуществляли выбираемые на вече должностные лица — посадник, тысяцкий. а также владыка (архиепископ). Князь же был военачальником, а также высшей судебной инстанцией. Князья в Новгороде менялись гораздо чаше, чем в других землях, поэтому его называют боярской республикой. Подобные порядки установились и в Пскове. отделившемся в XIII в. от Новгорода.

    Владимиро-Суздальское княжество.

    В междуречье Оки и Волги на северо-востоке Руси находился центр Владимиро-Суздальского княжества. Земли здесь были менее плодородными, чем на юге, но все же имелись места с хорошей почвой (ополья), которые позволяли получать богатые урожаи. Постепенно славяне здесь ассимилировали местное финно-угорское и балтекое население. Северо-восток стал одним из наиболее развитых регионов Руси.

    Взаимоотношения князей, городов и боярства в княжестве к середине XII в. напоминали порядки в других землях Руси. Бояре и городские общины призывали и свергали князей но своей воле. Однако княжеская власть здесь была несравненно более сильной, чем в иных землях, вследствие того что освоение северо-востока происходило при участии князей. В свое время Владимир Мономах основал здесь город Владимир, В городах, основанных князьями, традиции самоуправления были первоначально не слишком сильными, они подчинялись князьям. Бояре получали вотчины от князей и также во многом зависели от них. Многие князья Владимиро-Суздальского княжества являлись выдающимися государственными деятелями.

    Владимир Мономах отправил в северо-восточные земли своего младшего сына Юрия (1125— I !57). С его деятельностью связано рождение многих городов, включая Москву. Князь получил прозвище Долгорукий за то, что протягивал своя «долгие руки» к другим землям. Так. он совершал походы против Новгорода, Волжской Болгарии и т.д. И всю жизнь Юрий боролся за власть над Киевом. Пол конец жизни ему удалось получить княжение в Киеве, где он и умер, отравленный боярами.

    Сыновья Юрия уже были князьями, основные интересы которых сосредоточились на северо-востоке Руси. Его старший сын Андреи Бого.1ю6ский (1157 — 1174) бежал сюда еще во время пребывания отца в Киеве. Позже, захватив Киев. Андрей не остался в Нем, а передал его своему брату. В деятельности Андрея Боголюбского можно увидеть явное стремление к укреплению своей власти внутри княжества. Столицей он сделал не старые города ростов или Суздаль с их традициями самоуправления, а молодой Владимир. Но жил он не в нем, а в основанном невдалеке городке Боголюбове. Принимая эти меры, Андрей стремился в меньшей степени зависеть от городских общин. От бояр он также требовал Повиновения. В летописи Андрей Боголюбский назван «самовластием». Он раздавал мелкие земельные владения своим слугам с целью обеспечить себе надежную опору. Однако бояре стремились выйти из-под власти князя. В конце концов, Андрей был убит

    боярами.

    К. тому времени город Владимир уже окреп и, как и иные крупные города, стал призывать и изгонять князей. В течение двух лет длилась усобица во Владимиро-Суздальской земле. Наконец, Владимиры призвали на престол младшего брата Андрея — Всеволода (1176—1212). Он проявил себя как заботливый правитель и много сделал для укрепления княжества, Всеволод продолжал политику . брата по усилению своей власти, но действовал более мягкими

    способами.

    Однако Северо-Восточная Русь распалась сразу после смерти Всеволода. Князь имел шесть сыновей, поэтому его прозвали Большое Гнездо. Между сыновьями Всеволода разгорелась междоусобная борьба. Она сопровождалась военными столкновениями, самым крупным из которых стало сражение на реке Липице в 1216 г. В результате усобиц Владимиро-Суздальское княжество фактически распалось на несколько уделов. В них сидели сыновья Всеволода и их потомки. Старшим среди них считался великий князь владимирский.

    § 26. Древнерусская культура

    Условия развития культуры.

    Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После принятия христианства на смену ему пришло другое, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась

    жизнь после смерти,

    В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица.

    Через христианство на Руси были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние культуры южных славян, прежде всего болгар. Большую роль сыграли некоторые черты культуры ассимилированных славянами финно-угорских и балтийских племен. Немилое значение имело влияние кочевых народов, как древних (скифов), так и современных Руси (хазар, половцев). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.

    Письменность и литература. Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Это было необычно для Европы того времени. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей ее королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность более доступной и распространенной.

    Древнейшая письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Свидетельство тому сообщение летописи о русском тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием.

    Об уровне образованности на Руси говорят берестяные грамоты — письма друг к другу людей самого различного социального статуса, найденные археологами. О грамотности горожан свидетельствуют также надписи на стенах церквей, на гончарных и других изделиях.

    Наряду с книгами, привезенными из других стран, появились и книги русских авторов. В настоящее время мы знаем лишь о разрозненных остатках этих книг: большинство их погибло в последующие годы. Первым из русских писателей считается митрополит Идарион. В своем философски публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, показывает смысл Крещения Руси.

    Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет». По традиции, ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся мнение не подтверждается научными данными. Нестор был автором « Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». Описание событий жизни и гибели первых русских святых в «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора кардинальным образом расходится с описанием этих сюжетов в «Повести временных лет». «Повесть» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагмент, разных летописей и литературные труды многих авторов. Они были собраны вместе в Киеве в начале XII в,

    Крупным писателем был Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучении» детям, которое читали и через несколько столетий после его создания. «Поучение» наполнено глубокими Философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики.

    Философско-религиозные искания отразились в таких известных произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника "Др.

    Все эти произведения написаны в русле христианской традиции. Но были и произведения, где языческие черты преобладали над христианскими. Это самый выдающийся памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе Новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом. Кроме письменной литературы существовала и устная. Это народные сказания — былины. Они записаны в основном в XIX в., а до того передавались из поколения в поколение сказителями. Д'Х

    Архитектура и изобразительное искусство.

    Первые каменные ^христианские храмы строили мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве. Однако его много раз перестраивали. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде. Он сохранился почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси.

    В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их во Владимиро-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриев-скип соборы во Владимире, многие церкви Суздаля, Переплавляли Залесского и т.д. Самостоятельные школы сложились в новгородской архитектуре, архитектуре других земель.

    Многие соборы украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.

    Художественное творчество Древней Руси представлено фресками, иконами, мозаиками. В живописи велико было влияние византийского искусства.

    § 27. Монгольское завоевание и его последствия

    Монгольское нашествие.

    В XIII в. в степях Центральной Азии у обитавших там монгольских племен начался переход от первобытности к ранней государственности: выделялась знать, возвышающаяся над соплеменниками. Как и все народы на этой стадии, монголы стали очень воинственными, стремились к обогащению за счет соседей.

    Вождь одного из племен, принявший имя Чингисхан — великий хан, в жестокой борьбе объединил все монгольские и родственные им племена. Это объединение стало возможным благодаря тому, что Чингисхан выдвинул заманчивую цель — создание всемирного государства, в котором монголы станут господами и будут жить за счет покоренных народов. Было создано мощное войско с суровой дисциплиной,

    В ходе объединения племен Чингисхан истребил родственное монголам племя татар. Однако соседние народы называли татарами всех монголов. В Европе их называли так в связи с тем, что они напоминали выходцев из ада (по-гречески ад — тартарос).

    С 1211 г. Чингисхан начал свои завоевания с нападения на Китай, затем на государство хорезмшахов в Средней Азии. Разведывательный отряд монголов нанес удар по половцам. Половцы, которые не только воевали с русскими княжествами, но и имели с ними тесные хозяйственные иные отношения, обратились за помощью к князьям. На съезде князей в Киеве было решено сразиться с неведомыми завоевателями. В 1223 г. русско-половецкое войско встретилось с монголами на реке Калке и потерпело жестокое поражение. Монголам помогло отсутствие единства среди князей, часть из которых даже не вступила в бой.

    В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед этим свою огромную державу между четырьмя сыновьями. Трое из них должны были подчиняться одному из братьев — великому хану. Старшему сыну достались владения на западе, однако он умер еще раньше Чингисхана. Власть над этими землями получил его сын Батый.

    В 1235 г. на съезде потомков Чингисхана было решено продолжить завоевания на западе вплоть до «последнего моря». В поход под предводительством Батыя двинулось огромное войско. В его состав помимо монголов входили уже многие из покоренных ими народов.

    Поход Батыя и начало монголо-татарского ига. После разгрома Волжской Булгарии Батый в конце 1237 г. обрушился на княжества Северо-Восточной Руси. При штурме русских городов завоеватели широко использовали военно-технические достижения покоренных народов, главным образом Китая, — стенобитные и метательные машины. Один за другим были захвачены и уничтожены почти все русские города — Рязань, Владимир, Суздаль. В марте 1238 г. в битве на реке Сити завоеватели разгромили дружину великого князя владимирского Юрия, сына Всеволода Большое Гнездо. Затем Батый двинулся на Новгород. Но не дойдя до него ЮО верст, орды завоевателей повернули обратно.

    Отступление Батыя было вызвано прежде всего громадными Потерями, понесенными его войском в походе. Ни один русский город не сдавался без осады и штурма. Все жители с оружием в руках вставали на защиту. При возвращении монголов на их пути оказался маленький городок Козельск. Оборона города от многократно превосходящих сил противника длилась семь недель.

    Причиной побед завоевателей было в первую очередь их громадное численное превосходство. По подсчетам историков, Батый привел в Северо-Восточную Русь 120—140 тыс. воинов. Все русские земли, включая Новгород, могли выставить не более 30— 40 тыс. ратников, причем большинство их были не профессиональные дружинники, а ополченцы-горожане. Но даже эти силы

    действовали разобщен но.

    Получив подкрепление с востока, Батый продолжил поход на запад. Были уничтожены Чернигов и Переславль, в 1240 г. пал после осады Киев. Бывшая столица Руси превратилась в развалины, почти все его жители погибли или попали в плен. Затем Батый огнем и мечом прошелся по Галицко-Волынской земле, разгромил Венгрию, Польшу, Хорватию. Было побеждено войско рыцарей, посланных навстречу монголам императором Германии. И все же в 1242 г. Батый повернул назад. В Западной Европе, ждавшей неминуемого разорения, это было воспринято как чудо. Главной причиной чуда стало упорное сопротивление русских земель и урон, понесенный Батыевым войском во время похода.

    В низовьях Волги хан Батый основал столицу своей державы — город Сарай. Он был построен руками захваченных на Руси и к других странах ремесленников. Государство Батыя и его преемников называлось Золотой Ордой. Сюда в 1243 г. были вызваны все уцелевшие русские князья, стоявшие во главе разоренных земель. Из рук Батыя они получили ярлыки — грамоты на право управления тем или иным княжеством. Так Русь попала под иго Золотой Орды. Русские княжества сохранили внутреннее самоуправление, но их правители во всем подчинялись ханам. Главным выражением ига являлась тяжелейшая дань, взимаемая с каждого жителя-мужчины. Для определения размеров дани завоеватели провели перепись всего населения. За действиями князей и за исправностью поступления дани наблюдали представители ханов — баскаки,

    Монгольское нашествие и установление ига принесло Руси невосполнимый урон во всех сферах — в численности населения, в хозяйстве, культуре. Особенно пострадали города. Было подорвано городское самоуправление и почти ликвидировано влияние городских общин на политическую жизнь Руси.

    Отражение угрозы с Запада.

    Западные соседи Руси намеревались воспользоваться ее разгромом. Еще вначале Х111 в. в Прибалтике появились немецкие рыцари-крестоносцы, члены различных духовно-рыцарских орденов. Под предлогом приобщения местных племен к христианству они начали их порабощение. Прибалтийские племена до прихода рыцарей платили дань русским князьям. Потому эти князья вели в начале XIII в. многочисленные воины с завоевателями.

    Монгольское нашествие позволило крестоносцам прочно укрепиться в Прибалтике. Здесь возникло государство рыцарей — Тевтонский орден, восточная часть которого называлась Ливонским орденом. По призыву папы римского Орден начал наступление на Русь. В союзе с Орденом действовали правители Швеции. В 1240 г. крупный отряд шведов на кораблях вошел в реку Лену, берега которой являлись владениями Новгорода. В городе тогда княжил 20-летний сын великого князя владимирского Ярослава (брата погибшего на Сити Юрия) Александр. С небольшой дружиной новгородцев он стремительно преодолел расстояние от Новгорода до устья притока Невы Ижоры, где шведы разбили свой лагерь. Ранним утром 15 июля 1240 г. русские атаковали противника и разгромили его. Эта победа в небольшой битве имела огромный резонанс на Руси. В условиях страшных поражений это был луч надежды. Князь Александр получил позже прозвище Невский.

    На следующий гол рыцари Тевтонского ордена начали наступление на русские земли: заняли Псков, построили крепость Копорье. Александр Невский с дружиной из Владимиро-Суздальского княжества и новгородцами взял Копорье и освободил Псков. Затем он вошел в пределы владений Ордена. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера русская рать нанесла сокрушительное поражение крестоносцам. Эта битва вошла в историю как Ледовое побоище и принесла Александру Невскому славу выдающегося полководца Средневековья. Крестоносцы отказались от притязаний на русские земли. В дальнейшем набеги рыцарей и ответные походы новгородцев и псковичей были постоянным явлением в жизни Северо-Западной Руси.

    Русь под ордынским игом.

    Большая часть Руси, включая и Новгородские земли, находилась под властью Орды почти два с половиной столетия, до 1480 г. Наиболее страшными были первые десятилетия ига. В эти годы ордынцы часто совершали походы на Русь. По своим последствиям они были нередко разрушительнее, чем само Батыево нашествие. Главной целью походов было получение добычи, включая пленных, и устрашение оставшихся в живых.

    Население Руси резко сократилось, немало городов исчезло навсегда, были забыты многие ремесла, прекратилось каменное строительство. Большие изменения произошли и в политической Жизни. В результате уничтожения городов и гибели многих бояр возросло значение княжеской власти. Население видело и князьях своих защитников. Завоеватели управляли подвластной им территорией через посредство князей, которых они, однако, стремились разобщить, стравливая друг с другом. Поэтому к постоянной Угрозе внешних нападений добавлялись еще и кровавые распри Русских князей. Особенно усилились усобицы при сыновьях Александра Невского, которые нередко приводили на Русь отряды ордынцев.

    § 28. Начало возвышения Москвы

    Возрождение и начало объединения Северо-Восточной Руси.

    Первые признаки подъема хозяйства на северо-востоке Руси наметились в конце XIII в. По мере разрушения равенства в ордынском обществе падает военная сила и воинственность Золотой Орды. На Руси создаются условия для восстановления городов и развития сельского хозяйства. Происходит освоение новых территорий. Расширяются торговые и прочие связи между отдельными русскими землями. Начинают складываться некоторые экономические предпосылки для объединения этих земель.

    Главное же, что заставляло различные слои населения поддерживать объединительные тенденции, заключалось в стремлении к освобождению от ордынского ига. Опыт столкновений с Ордой показывал: только подчинение всех сил единому центру может принести успех. Таким центром могла стать только сильная княжеская власть.

    В качестве важных предпосылок к объединению выступали память о былом едином государстве Русь, Общая культура и вера, церковная организация во главе с митрополитом всея Руси.

    Усиление новых политических центров.

    В XIV в. выявились два центра, вокруг которых началось объединение русских земель. Одним из них стало Великое княжество Литовское. При князьях Гедимине и Ольгерде в сферу его влияния не без помощи Орды. стремившейся создать противовес Великому княжению Владимирскому, попали огромные территории, включая Галицко-Волынскую землю, а также Смоленск. Но между преемниками Ольгерда начались усобицы. Поскольку необходимость отражения нападений со стороны Орды в этих землях была неслишком велика, то Великое княжество Литовское до конца своего существования оставалось государством со слабой центральной властью.

    Второй центр объединения находился в Северо-Восточной Руси. К началу XIV в, главой ее по-прежнему считался великий князь владимирский. Однако после получения от ханов ярлыка на этот титул князья уже не ехали во Владимир, а оставались в своих княжествах. Этот титул приносил существенные преимущества. Постепенно борьба за великое княжение владимирское переросла и борьбу за первенство в Северо-Восточной Руси.

    К началу XIV в. наиболее сильным княжеством стало Тверское. где правили потомки брата Александра Невского Ярослава. Именно в Твери был построен первый в после монгольской Руси каменный храм. Пользуясь поддержкой ханов Золотой Орды, тверские князья стали выступать как самые могущественные правители региона.

    Однако Твери бросило вызов Московское княжество, в котором князем стал младший сын Александра Невского Даниил. Даниилу и его сыновьям удалось значительно расширить границы своего княжества и укрепить его экономическое значение. В 1300 г. Даниил отвоевал у рязанских князей Коломну, в 1302 г. он получил по завещанию Переяславль-Залесский, в 1303 г., в год смерти князя, его сыновья захватили Можайск.

    Борьба за первенство между Москвой и Тверью.

    Сын Даниила Юрий. попреки обычаю ордынцев давать ярлык на великое княжение только детям тех. кто был великим князем владимирским, сумел добыть себе в Орде этот ярлык. Это произошло в 1318 г. Юрий начал открытую борьбу с тверскими князьями. Она закончилась гибелью в Орде московского князя (1325 г.) и двух его соперников из Твери. Опасаясь усиления Москвы, хан отдал ярлык тверскому князю Александру Михайловичу. В Москве власть перешла к брату Юрия Ивану Калите (свое прозвище он получил от названия кошелька с деньгами — колиты, который всегда носил с собой для раздачи милостыни нищим).

    В 1327 г. «Твери вспыхнуло восстание против отряда ордынцев, чинивших насилие над горожанами. Восставших поддержал князь Александр. Из Золотой Орды двинулось войско для наказания непокорных. К нему присоединился московский и другие русские князья. Тверь' была взята и разорена. Александр бежал за пределы Руси. С этих пор в борьбе за первенство Москва стала лидировать. Через пять лет Ивану Калите удалось добиться от хана ярлыка на все великое княжение владимирское.

    Причины возвышения Москвы. Иван Налита.

    С правления Ивана Калиты начинается новый этап истории Руси — этап собирания земель. Историки давно спорят, почему именно Москва оказалась столицей объединенной Руси. Указываются объективные факторы, в частности географическое положение города, благоприятствовавшее его успешному экономическому развитию. Но примерно такие же условия были и у столиц других княжеств (Тверь, Нижний Новгород, Переяславль-Залесский и др.). Скорее всего, дело в субъективных факторах, прежде всего в политике московских князей.

    Московские князья были уверены в том, что собирание Руси под их властью — богоугодное дело. Об этом свидетельствует, например, фраза из завещания сына Ивана Калиты Семена Гордого: «И свеча бы не угасла» (о сохранении династии московских князей). В этих словах выражено осознание огромной исторической и религиозной ответственности дела московских князей.

    Московским князьям удавалось долгое время не допускать усобиц в своей среде (чем отличались другие княжества), был установлен четкий порядок престолонаследия. Раньше, чем в других стольных городах, в Москве были ликвидированы остатки вечевого управления, вся власть сконцентрировалась в руках князя. Наконец, умелая политика по отношению к Орде позволила московским князьям длительное время уберегать владения от татарских набегов и тем самым укрепить свои силы.

    Многие бояре из других княжеств переходили на службу к московскому князю, получая от него земли. Следом за боярами шли и вольные люди. Иваном Калитой были приобретены города Углич. Галич и Белозерск. Кроме того, он покупал села около Костромы, Владимира и Ростова. Титул великого князя владимирского прочно закрепился за членами московского княжеского дома.

    С Иваном Калитой сблизился чтимый на Руси митрополит Петр. Он заложил вместе с князем первую в Москве каменную церковь — Успенский собор. Незадолго до своей кончины Петр, по преданию, предсказал, что Москва будет выше других городов. Здесь он и был похоронен в 1326 г. и позже канонизирован, считаясь одним из покровителей Москвы. Помимо Успенского собора в Кремле были возведены еще три каменные церкви. Это явилось зримым свидетельством мощи княжества: ни в одном другом городе Северо-Восточной Руси ничего подобного тогда не было,

    Начало борьбы с ордынским игом. Дмитрий Донской.

    Иван Калита умер в 1340 г. Его сыновья Семен Гордый (1340—1353) и Иван Красный (1353—1359) продолжали политику отца: лояльные отношения с Ордой, опора на нее, укрепление своего положения на Руси, противостояние Великому княжеству Литовскому. Митрополитом с 1354 г. стал Алексей, сын московского боярина. Алексей часто ездил в Орду, поддерживая дружественные отношения с ханом.

    В 50-е гг. XIV в. в Золотой Орле началась «великая замятия*. На престоле сменились десятки ханов, истреблявших друг друга. В это же время в Москве скончался Иван Красный, и суздальский князь Дмитрий Константинович сумел получить ярлык на великое княжение. Однако московские бояре повезли в Орду 10-летнего сына Ивана Красного Дмитрия. Там он получил ярлык на великое княжение. Вскоре московское правительство, которое фактически возглавил митрополит Алексей, сумело примириться с Дмитрием Константиновичем. В 1365 г. союз этот был скреплен браком Дмитрия с Евдокией, дочерью суздальского князя.

    Для Москвы по-прежнему наибольшую опасность представлял тверской князь. Княживший в Твери Михаил Александрович имел союзником великого князя литовского Ольгерда, выдающегося полководца. Михаил убедил Ольгерда двинуть войска на Москву. Московское войско было разбито. Москвичи укрылись за стенами недавно построенного белокаменного Кремля. Множество народа было угнано в Литву. Подобного нашествия Московская земля не знала со времен Батыя. В ответ Дмитрием были разорены тверские земли. В 1370 г. литовцы вновь подошли к Москве. Однако и в этот раз осада была безуспешной.

    1372 г. Ольгерд вновь пошел на Москву. Москвичи встретили войска Ольгерда около Калуги. Простояв некоторое время по обеим сторонам крутого оврага, ни та ни другая сторона не решилась начать битву, пришло заключено перемирие.

    В 1375 г. Михаилу Тверскому удалось получить в Орде ярлык на великое княжение, он объявил войну Дмитрию. Тверь была побеждена. По договору Михаил признал старшинство московского князя Дмитрия. Самой важной в договоре была статья, предусматривающая военный союз против Орды. Все это говорило о том, что Москва уже имела достаточно сил, чтобы помериться ими с Ордой.

    Куликовская битва и ее значение.

    В 70-е гг. XIV в. в Орде усилилась власть полководца Мамая, которому удалось частично восстановить единство и силу этого хищного государства. Москва в конце 70-х гг. XIV в. прекратила выплату дани Орде, не подчинялась приказам ханов, за которыми стоял Мамай. Мамай решил нанести Московскому княжеству решительный удар и восстановить власть Орды над Русью. В 1377 г. его войска на реке Пьяне разгромили русских и разорили Нижний Новгород. На следующий год Мамай послал па великого князя московского войско мурзы Бегича. 11 августа 1378 г. на берегу реки Вожжи войско (Бегича было разбито Дмитрием Ивановичем. Мамай собрал новое огромное войско, в котором кроме ордынцев были и отряды наемников, в том числе итальянцев из их колоний в Крыму. Общая численность войска Мамая составила около 200 тыс. человек. На помощь Мамаю шел и литовский князь Ягайло, сын умершего Ольгерда.

    Дмитрий обратился ко всем русским землям. Из многих княжеств стали собираться ополчения, чтобы противостоять полчищам Мамая Прибыли также полки из Литвы во главе с братьями Ягайло Дмитрием и Андреем.; Русское войско насчитывало около 150 тыс. человек. Основную часть его составляло ополчение из простых жителей Москвы. Московский князь выступил на юг. Огромное значение для укрепления духа русских воинов имело благословение, полученное Дмитрием от авторитетнейшего настоятеля Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского.

    В конце августа — начале сентября 1380 г. Мамай вышел навстречу русской рати. На рассвете 8 сентября 1380 г. русские отряды перешли Дон и двинулись к устью реки Непрядвы. Конный Засадный полк был спрятан за небольшой рощей. После ожесточенной схватки ордынцы преодолели сопротивление передового и сторожевого полков. Мамай бросил все свои силы на большой Полк. Но, несмотря на то что русская пехота понесла наибольшие потери, сломить ее не удалось. Ордынцы перенесли главный удар против полка левой руки. Потеснив его, войска Мамая повернулись спиной к зеленой дубраве, в которой скрывался Засадный полк под предводительством князя Владимира Андреевича серпуховского и князя Дмитрия Михайловича Боброка. Засадный полк стремительно бросился на ордынцев. Одновременно перешли в на-ступдсште и все другие русские полки. Русские преследовали их на протяжении 20 — 30 верст. Бежал с тюля и Мамай.

    Велико было значение победы в битве на Куликовом поле. Особое влияние она имела на становление русской государственности. Дружины различных княжеств сражались в этой битве как представители единой этнической общности против общего врага. Зародилось новое государство — Московская Русь.

    Однако иго сбросить не удалось, Мамай вскоре был убит, и в орде воцарился хан Тохталшш. В 1382 г. с громадными силами он двинулся но Русь. Русским князьям не удалось сохранить недавнее единство. С помощью нижегородских князей Тохтамыш обманом взял Москву и сжег ее. Дмитрий. прозванный за победу на Кули-коном поле у реки Дон Донским, вынужден был возобновить выплату дани. Но Куликовская битва дала уверенность в неминуемом освобождении.

    29.Образовани единого Русского государства

    Дальнейшее усиление Московского княжества.

    После смерти в 1389 г. Дмитрия Донского московский стол занял его старший сын Василий /.|0н присоединил к княжеству Нижний Новгород. Городе и. Мещеру, Тарусу и Муром.

    В 1408 г. ордынский правитель Едигей предпринял набег па Русь. Ордынцы разграбили Нижний Новгород, Ростов и Переяславль и подошли к Москве, но взяуъ ее так и не смогли.

    После смерти и 1425 г. Василия I его брат Юрий отказался признать наследником его сына Василия Васильевича. Началась долгая борьба за московский престол. Юрию дважды удавалось занимать его, изгнав Василия II. После смерти Юрия его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка продолжили войну с Василием Васильевичем. Эта борьба продолжалась до 1453 г. и сопровождалась большой жестокостью: были ослеплены Василий Косой и Василии II (за что последний получил прозвище Темный), отравлен Дмитрий Шемяка. Хозяйство страны было разорено, Русь продолжала зависеть от татарских ханств, на которые постепенно распадалась Орда.

    Однако в последний период усобицы и после ее окончания Василий Темный значительно укрепил свою власть как в своем княжестве, так и в других русских землях.

    Церковные дела.

    В 1437 г. константинопольский патриарх назначил митрополитом всея Руси грека Исидора. Византия тогда искала союзников против турок- османов и решилась заключить унию (объединение) православной и католической церкви под главенством папы римского. На флорентийском соборе 1439 г., решавшем вопрос об унии, Исидор проявил себя как твердый ее сторонник. Но по приезде в Москву он был арестован но приказу Василия П. В 1448 г. собором русских епископов рязанский епископ Иона был избран митрополитом. Это сильно повысило авторитет Русской православной церкви.

    Начало правления Ивана III. После смерти в 1462 г. Василия II престол перешел к его старшему сыну Ивану III.

    Обстановка в первые годы правления Ивана III была сложной. — хан Большой Орды, наследницы Золотой Орды, — вынашивал планы походов на Русь. На востоке набирало силы Казанское ханство. Великий Новгород по-прежнему не считайся с требованиями Москвы. Тем не менее Московское княжество успешно развивалось. Были присоединены Ярославское и Ростовское княжества. В 1467 г. начались войны Москвы с Казанью. Казанский хан был вынужден заключить мир на условиях великого 1князн. среди которых было и условие выдачи всех захваченных в плен за 40 лет русских людей. Во время этой войны складывалось центральное военное ведомство — будущий Разрядный приказ. Изменялось управление войсками. Великий князь уже не идет во главе своих войск на врага, но руководит воеводами, находящимися подчас за многие сотни километров.

    Присоединение Новгорода.

    Тем временем Новгород взял курс на сближение с Литвой. Иван III и 1471 г. решил нанести мощный удар по боярской республике. В июне московский воевода князь Даниил Холмский в битве на реке Шелони наголову разгромил многократно превосходившие по численности войска Новгорода. Новгородцы признали свой город «отчиной» великого князя, а его самого своим господином. Они принесли клятву не переходить ни под каким предлогом к Литве. Победа Москвы над Новгородом в 1471 г. знаменовала собой победу идеи о соединении русских земель под покровительством Москвы. В 1478 г. Новгород окончательно был присоединен к Москве. Было ликвидировано вече, управлять делами Новгорода стал наместник московского кляня.

    Падение ордынского ига.

    Летом 1472 г. в поход на Русь двинулся хан Большой Орды Ахмат. Он был отброшен назад в степь благодаря героической обороне маленького городка Алексина и умелым действиям московских воевод. Большую роль сыграло централизованное управление русскими войсками.

    В том же году Иван III женился на племяннице последнего I византийского императора Зое (Софье) Палеолог, что повысило его престиж на Руси и за рубежом.

    Москва нашла себе союзника в борьбе против Орды и польско-Литовского короля. Это было Крымское ханство. Напряжение все больше возрастало. В 1479 г. между Ордой и Литвой был заключен договор, направленный против Руси. В 1480 г. Ахмат двинулся на Русь. Он решил идти к реке Угре, где мог получить помощь от Литвы. Ордынцы, попытавшись форсировать реку, встретили упорное сопротивление русских войск, которые впервые применили на поле боя пищали (легкие полевые орудия). Бои продолжались четыре дня, а 11 октября к русским подошли подкрепления, приведенные из Москвы великим князем. Ахмат был вынужден перейти к обороне. Польско-литовский король Казимир так и не выступил на стороне Орды, поскольку на него напал крымский

    хан.

    В конце октября ударили морозы. Угра больше не сдерживала ордынцев, но Ахмат 11 ноября неожиданно приказал отступать. В погоню за ордынцами были брошены русские полки. Отступление татар превратилось в бегство. На берегах Угры в 1480 г. пало

    ордынское иго.

    Окончательное объединение русских земель. Войны с Казанью, Ливонским орденом, Литвой, Швецией.

    В 1485 г. было присоединено Тверское княжество. Летом 1486 г. в Казани произошли столкновения между сторонниками и ее противниками. В 1487 г. начался новый поход на Казань. Русскими войсками руководил князь Даниил Дмитриевич Холмский. Несмотря на упорное сопротивление Казанцев, русские войска вынудили их сдать город. Ханом в Казани стал сторонник Москвы.

    Летом 1490 г. Русское государство заявило о непризнании захвата Литвой земель западнорусских княжеств. Начался поход русских войск в Литву. Были заняты Мценск, Любутск, Мезецк и Серпейск, а также Вязьма. В феврале 1494 г. с Литвой был заключен мирный договор, который закреплял за Русским государством земли перешедших на его сторону князей.

    Весной 1492 г. напротив ливонской Нарвы был заложен Иван-город, который должен был стать первым морским портом Русского государства. Выход России на Балтику привел к ее войне со Швецией. Она шла с переменным успехом и закончилась решением о свободной торговле между Русским государством и

    Швецией.

    В 1500 г. началась новая война с Литвой. Население и князья многих областей переходили на сторону Русского государства. Русская рать во главе с князем Даниилом Щеней в битве на реке Ведроши разгромила литовские войска.

    В 1501 г. войну против Руси начал Ливонский орден. 24 ноября произошла битва под Гельмедом. Русские одержали победу и вышли к Ревелю. На следующий год немцы, не сумев взять Псков, вновь потерпели поражение от Даниила Щени. В 1503 г. с Литвой было заключено соглашение, по которому к России отходили все завоеванные территории. Было заключено перемирие и с Ливонией.
    Государь всея Руси великий князь Иван Васильевич умер 27 октября 1505 г. Главный итог многолетнего правления Ивана III заключался в возрождении обновленного Русского государства.

    В 1497 г. появился сборник законов — Судебник, вводивший единые правовые нормы на всей территории государства. Главной опорой новой системы управления и новой русской армии стал быстро складывавшийся в XIV—XV вв. новый слой населения,

    получивший название дворян, или помещиков. Великие князья предоставляли им небольшие земельные участки с крестьянами в качестве платы за военную или иную службу (помещали на землю).

    выполнение служебных обязанностей вело к лишению помещика его земли. Сын наследовал имение лишь при условии продолжения им отцовской службы. Дворяне были гораздо более верны правителю, чем бояре, получавшие свои вотчины по наследству.

    Иван III на конфискованные у новгородских бояр обширные земли поместил многочисленных дворян.

    поместье представляло собой земли, обрабатываемые крестьян нескольких, иногда всего 2 — 3 семей. Эти крестьяне должны г обеспечить помещика средствами на приобретение оружия, доспехов, коня, а также кормить и создавать условия для жизни дворянина и его семьи. Понятно, что положение помещичьих крестьян было гораздо более тяжелым, чем положение крестьян, живших в больших вотчинах бояр или на государственных землях. ' крестьяне на Руси издавна имели право свободно выбирать кг место жительства, переходить на новые земли, и, естественно, они часто уходили от помещиков, В результате помещики те- рабочие руки, а государство — военные силы. Поэтому государство начинает ограничивать право крестьян на переходы. Одна из статей Судебника 1497 г. вводила единый срок — Юрьев день .; октября) и определялся размер «пожилого» — платы крестьян На землевладельцу, от которого он уходил.

    Травление Василия III.

    Княжение Василия Ивановича стало продолжением правления его отца Ивана III. Окончательно были Соединены Псков и Рязань. Очень тяжелой была война с Верш княжеством Литовским. Русским войском в июле 1514 г. и взят Смоленск. Однако вскоре в битве под Оршей московское войско было наголову разбито. Активных боевых действий более велось. Набег крымского хана в 1521 г. и восстание в Казани побудили Василия III прекратить войну с Литвой. При Василии III произошли важные изменения в государственного управлении. Если Иван III иногда советовался с боярами и позволял высказывать им свое мнение, то Василий III допускал к себе лишь дьяков, которых мог по своему усмотрению то приблизить себе, то, наоборот, удалить от дел. Василий III не терпел, а ему противоречили, все должны были соглашаться с его мнением. Скончался Василий III в 1533 г.
    § 30. Культура Руси конца XIII начала XVI в.

    Условия развития культуры.

    После страшного разорения русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынских отрядов культура пришла в упадок. Положение усугублялось тем, что в Орду утонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые являлись главными центрами развития культуры. Последствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Лишь в конке XII! в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась только церковь Никол 1.1 на Липнс под Новгородом. Сравнение се с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

    Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

    Литература.

    Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать -Слово о погибели Русской земли». До пне дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопожертвованию, казалось бы, и безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Повесть о Меркурии Смоленском» и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть спои грехи, то неминуемо и освобождение от ига,

    Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма *3адонщина». написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиции древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задоншиньт» Ссфонии Рязанец воспевает их подвиг во

    имя Руси.

    В начале XV к. было создано "Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

    В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

    Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил путешествие в Индию в 1466— 1472 гг. В записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены его описания жизни простых индийце п. Различие веры не мешало А.Никитину объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова записаны в конце «Хождения за три моря».

    Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Многие публицисты конца XV — начала XVI в. были сторонниками ересей, распространившихся в этот период в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из еретиков, дьяк Ивана III, видный дипломат Федор Курицын в стихотворении «Лаодикийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа самовластна, ограда ей вера».

    Церковные публицисты выступали против учений еретиков. Один из таких публицистов, монах Ермолап Еразм, в своих трудах выступил как выразитель настроений русского крестьянства. «Больше всею полезны пахари, их трудами создаются главнейшие богатства», — писал Ермолай Еразм. Он призывал ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

    Архитектура и искусство.

    13 XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образцу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обосновывалось древними традициями,

    Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились большие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены вокруг Кремля. В конке XV в. Москва стала столицей всей Русской земли, и Иван 111 решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров была создана современная кремлевская с гена с башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.

    Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире.

    «Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили Феофан Грек и Андреи Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой Живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением но внутренний мир образов.

    Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи. Однако наиболее прославленным его творением стала икона «Троица*. В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога - Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве А.Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской битвой.

    В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Дионисий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   46


    написать администратору сайта