Главная страница
Навигация по странице:

  • Минойская и микенская цивилизации.

  • Великая греческая колонизация.

  • Македонское завоевание Греции.

  • Походы Александра Македонского.

  • Эллинистические государства.

  • Управление в Римской республике.

  • Римское общество времен Республики.

  • Рождение Римской империи.

  • Падение Западной Римской империи. В

  • Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.

  • Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима.

  • Учебник истории. I основы исторического знания Для чего и как изучают историю


    Скачать 2.27 Mb.
    НазваниеI основы исторического знания Для чего и как изучают историю
    АнкорУчебник истории.doc
    Дата11.03.2017
    Размер2.27 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник истории.doc
    ТипДокументы
    #3662
    страница8 из 43
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   43

    § 10 Древняя Греция


    На юге Балканского полуострова расположена Греция — роди­на первой европейской цивилизации. Греция изрезана горными хребтами. Люди здесь жили в небольших областях, окруженных горами, но имеющих обычно выход к морю. К Греции относились и все прилегающие острова, а также западное побережье Малой Азии.

    Греция богата полезными ископаемыми, что способствовало развитию ремесла и торговли. Земля здесь не отличалась плодоро­дием. Правда, хорошо растут виноград и оливковые деревья. Оби­лие островов, гаваней и бухт способствовало развитию морепла­вания.

    Легендарным родоначальником греков был царь Эллин. Поэтому сами себя они именовали эллинами, а свою страну — Элладой. Эллины не были первыми жителями юга Балкан. В древности здесь жили пеявзги, которые первыми б Европе освоили земледелие. Гре­ческие племена тогда обитали на севере, у берегов Дуная. Пример­но с 2000 г. до н.э. часть из них стала переселяться на юг. С XII в. дон л. вся Греция была населена лишь греками.

    Минойская и микенская цивилизации.

    Первые следы произво­дящего хозяйства в Европе археологи обнаружили на острове Крит, который имел v, древности связи со странами Передней Азии. На Крите сложилась и древнейшая в Европе цивилизация. По имени мифического правителя Миноса ее называют минойской. Перво­начально на острове возникло четыре небольших государства, центром которых был дворец правителя.

    В городе Кноссе раскопан самый большой из дворцов, он счи­тается дворцом Миноса. Во дворце было около трехсот помеще­ний, его стены украшены фресками. Наиболее известно изобра­жение игры с быками: юноша проделывает на рогах быка и на его спине замысловатые движения. Очевидно, .это был обряд, связан­ный с поклонением быку — главному помощнику древних земле­дельцев.

    Во дворцах жили цари, их приближенные, слуги. Вокруг двор­цов располагались поселения земледельцев. Критские дворцы не были окружены стенами. От вторжений остров защищал сильный флот. Согласно мифам Минос создал огромный флот, который господствовал на востоке Средиземноморья.

    Мифы и археологические данные говорят, что цари Крита по­корили население соседних островов и материковой Греции (миф о Тесее и Минотавре). Начиная с 1500 г. до н.э. на юге Греции, освободившейся от власти Крита, складывается своя цивилиза­ция. По названию города Микены она называется микенской. Со­здатели микенской цивилизации — греки-ахейцы — позаимствовали на Крите многие его достижения.

    Центрами микенских государств, как и на Крите, были дворцы. Но они, в отличие от критских, были сильно укреплены. Ахейцы вели между собой долгие войны. Однако иногда они создавали крупные объединения. Именно такое объединение вело знамени­тую Троянскую войну, завершившуюся захватом богатого города Трои (Илиона) в Малой Азии примерно в 1180 г. до н.э., в самом конце микенского времени. Эти события нашли отражение в поэму Гомера «Илиада» и «Одиссея».

    Дорийское завоевание.

    В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили архейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после- этого I вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

    В большинстве греческих государств нарекая власть со временем исчезла, а там. где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-государства, сложившийся в Греции, называют полисам. К полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

    Древнегреческий полис.

    Самыми крупными городами-государствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей). Были и совсем маленькие полисы, в которых жили всего несколь­ко сотен человек. Самыми распространенными были полисы с населением в 5—10 тыс. человек, включая женщин, детей, рабов и иностранцев. Полноправных граждан (мужчин-воинов) могло быть от 1 до 2 тыс. В городе, являвшемся центром полиса, прожи­вала основная часть населения.

    В полисе жили его граждане — члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) — владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным вселением полиса являлся демос (парод) — мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

    Народное собрание полноправных граждан принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок.

    Великая греческая колонизация.

    К VIII в. до н. э. население Греции сильно увеличилось. Малоплодородная земля Эллады не могли прокормить всех жителей. Из-за этого разгоралась борьба внутри полисов за землю. С VIII в. до н.э. «лишнее» население стало переселяться в колонии.

    Греки либо договаривались с местными племенами, которых называли варварами, либо отвоевывали себе земли. Варвары, как Е правило, выгодно торговали с пришельцами. Массовые переселения и создание колоний продолжались до VI в. до н.э. Это время получило название периода великой греческой колонизации. Су­ществовало три направления колонизации: западное (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция), северное (северное побережье Эгейского, Мраморное и Черное моря), южное (Африка).

    Многие колонии быстро росли и богатели. В Элладу из них вез­ли зерно, металлы, рабов, В колонии вывозили вино, оливковое масло, изделия ремесленников. Обмен товарами способствовал расцвету ремесла и сельского хозяйства в Греции. Знакомство с иными народами обогащало греческую культуру. Главное же зна­чение колонизации состояло в снятии социального напряжения внутри полисов. Но избежать внутренней борьбы грекам не уда­лось.

    Тирания.

    Начиная с VII а. до н.э. во многих греческих полисах усиливается борьба демоса и аристократии. В ряде полисов власть оказалась в руках вождей демоса, которые становились во главе государства. Их называли тиранами (властителями). Тираны способствовали развитию ремесел и торговли. По их приказу строи­лись новые корабли и основывались колонии. Однако правление тиранов осталось в воспоминаниях как мрачное время. Многие тираны прославились своей жестокостью. Но тираны подорвали влияние аристократов.

    Афины.

    Афины были центром полуострова Аттика, объединен­ного в единое государство легендарным царем Тесеем. Царей и Афинах не с гало в глубокой древности. В VIII —VII вв. до н.э. власть в полисе принадлежала аристократам, владевшим обширными землями и обращавших за долги обедневших сограждан в рабство. По мере укрепления демоса разгоралась его борьба за землю и зу отмену долгоного рабства. Эта борьба ослабляла Афинское госу­дарство и его войско.

    В 594г. до н.э. ДЛЯ примирения сторон архонтом правителем был избран Солон, которою уважали как аристократы, так и демос. Он запретил долговое рабство, освободил афинян-рабов. Долж­никам вернули земельные наделы. Граждан Солон разделил На четыре разряда по размеру имущества. От разряда зависели место человека и войске и его политические права.

    Следую щи и этап борьбы демоса и аристократов связан с тира­нией Писистрата, который провел преобразования для развития хозяйствен в интересах демоса. В 510г. до н.э. был свергнут тиран Гипий — сын Писистрата, который, в отличие от отца, притеснил -народ. Вскоре правителем Афин стал вождь демоса Клисфен. Всю территорию Аттики он разделил на 10 областей, каждая и; которых состояла из трех районов, расположенных в разных час­тях полуострова Клисфен создал Совет пятисот. В него поровну входили представители всех 10 областей независимо от имуще­ственного положения. Совет ежегодно пополнялся по жребию граж­данами, достигшими 30 лет. Совет пятисот занимался текущим делами и готовил их для обсуждения на народном собрании. На народном собрании выбирали всех должностных лиц, в том числе

    стратегов которые были командующими войском и флотом, а

    также являлись фактическими правителями полиса.

    Расцвет демократии в Афинах, а вместе с ней подъем их экономики и могущества связаны с именем первого стратега Пиракла (444 — 429гг. до н.э.). При нем была введена оплата службы должностных лиц, что давало малоимущим гражданам возможность заниматься политикой. После Перикла была даже введена плата за посещение народного собрания.

    Спарта.

    Область на юго-востоке Пелопоннеса Лаконика (Лаке-демон) была завоевана дорийцами, которые построили здесь свой город Спарту. Часть местною населения была порабощена и стала сзываться илотами. Завоевателям-спартанцам запрещалось запи­раться любым дедом, кроме военного. Земельный надел спартанца обрабатывали несколько и готских семей. Они доставляли своему господину строго определенное количество продуктов. Спартан­цы превратили снос государство в военный лагерь. Позже они завоевали соседнюю область Мессению. Приблизительно в VIII —VII вв. до н.э. и Спарте были введены

    (к называемые -законы Ликурга. Согласно им, псе (включая парей ;старейшин) ж иди одинаково, носили одинаковую грубую одеж-, имели одинаковые жил. и та. Собираясь за общим столом, мужчины ели простую пищу. Золотые и серебряные монеты были запрещены.

    Высшим органом власти было народное собрание — апелла. Апеллой законы не обсуждались, а лишь принимал не и или отвер­тись. Главную роль и управлении играл совет геронтов (стариков) - герусия. 28 человек старше 60 лет на должности геронтов вбирались два царя получали власть по наследству. Цари оставляли войско. Спарта была мощнейшим в военном отпоше-1И полисом Эллады. Воспитание воинов являлось основной задачей государства. Спарта — пример олигархического полиса, в котором власть принадлежала аристократии.

    Со второй половины VI в. до н.э. Спарта стала центром Пелопоннесского союза. К середине V в. до н.э. в этот союз вошли почти все полисы Пелопоннеса и ряд полисов Средней Греции.

    Греко-персидские войны.

    В VI в. до н.э. персы покорили грече­ские полисы Малой Азии. В 50(1 г. до н.э. вспыхнуло восстание этих городов, но царь Дарий I подавил его. Афины присылали воору­женную помощь восставшим. За это в 490 г. до н.э. поиска Дарил высадились в Аттике около городка Марафона. В ходе ожесточен­ной битвы афинянам во главе с Мильтиадом удалось разгромить превосходящие силы противника.

    Спустя 10 лет Ксеркс, сын Дария I, двинул на Греции огромное войско и флот (финикийский). Большинство городов-государств во главе с Афинами и Спартой объединились против об­щей опасности. В Фермопильском ущелье на севере Греции неболь­шие силы эллинов под предводительством спартанского царя Лео­нида несколько дней сдерживали наступление Ксеркса. После ги­бели Леонида персы заняли Среднюю Грецию.

    Греческий флот, в котором половина кораблей были афин­скими, встал у острова Соломин. 28 сентября 480 г. до н.э. здесь произошло решающее морское сражение. В узком проливе боль­шинство кораблей Ксеркса погибли не в бою, а в столкновени­ях друг с другом. Остатки флота и большая часть войска во главе с Ксерксом ушли из Греции. Решающее сухопутное сражение произошло около небольшого городка Шатеи в 479 г. до н.э. Союзное греческое ополчение заманило персов в ловушку и уничтожило их. В этот же день греки разгромили персидский флот у мыса Микале. Греко-персидские войны продолжались до 449 г. до н.э. Персы признали независимость всех малоазиатских полисов.

    В результате победы в греко-персидских войнах особенно уси­лились Афины, которые встали во главе Афинского морского со­юза, объединившего в основном демократические полисы. Со вре­менем афиняне начали вмешиваться во внутреннюю жизнь союз­ников. Денежные взносы полисов в казну союза превращались в дань Афинам.

    После войны в Греции значительно возросла численность ра­бов. Рабский труд широко использовался в ремесле, добыче по­лезных ископаемых.

    Кризис полиса.

    Единство Эллады было недолгим. В 431 г. до н. э. вспыхнула Пелопоннесская война между Пелопоннесским и Афин­ским морским союзами. Ожесточенные военные действия завер­шились в 404 г. до н.э. победой Спарты. Афинский морской союз был распущен. В Греции установилось господство Спарты. Спар­танцы вмешивались в дела других полисов, уста найди вали всюду олигархическое правление. В ответ в Фивах произошел переворот против спартанцев и их местных приспешников-олигархов. Во главе восстания стоил Эпамннонд. В 371 г. до н.э. в битве при Левктрах он разгромил непобедимое до того войско Спарты. В ходе войн полисы взаимно ослабляли друг друга.

    Одновременно в IV в. до н.э. внутри самих городов-государств происходят имения, получившие название кризиса полиса. По мере развития экономики усиливается неравенство между гражданами. Многие теряли средства к существованию, разорялись. Обычным явлением стало наемничество: на смену ополчений граждан при­ходят воины, нанятые за деньги.

    Македонское завоевание Греции.

    К северу от Греции находи­лась Македония, где жило родственное грекам население. В сере­дине IV в. до н. э. на македонский престол вступил царь Филипп II,

    поклонник эллинской учености, выдающийся дипломат и полко­водец. Филипп создал знаменитую македонскую фалангу, превра­тив свою армию в грозную силу.

    Многие в Греции надеялись, что и Филипп наведет в их стране порядок, прекратит усобицы. Другие греки, ко главе с афинским Оратором Демосфеном, призывали к объединению сил для борьбы с Македонией. Решающая битва между греками и македонцами произошла в 338 г. до н.э. возле городка Херонеи. Греки были раз­биты, Эллада попала под власть Филиппа. Царь начал подготовку к войне с Персией, но был убит в 336 г. до н.э.

    Походы Александра Македонского.

    Царем Македонии стал сын Филиппа Александр — великий полководец древности. Он пода­вил вспыхнувшее в Греции антимакедонское восстание и продол­жил подготовку к войне с Персией. Его поход в Азию начался в конце марта 334 г. до н.э. Первое сражение произошло на реке Граник. Персидское войско сопротивлялось недолго. Александр прошел по Малой Азии, захватывая один город за другим. Пер­сидский царь Дарий III дал сражение на берегу Средиземного моря у городка Исс. В разгар битвы Александр, увидев, что пер­сидский царь остался почти без защиты, приказал атаковать его. Дарий едва спасся бегством.

    Александру покорились без сопротивления почти все фини­кийские города. Лишь Тир был взят после долгой осады. Вскоре войско двинулось в Египет. Здесь Александра приветствовали как освободителя от персидского ига, жрецы провозгласили его фа­раоном. Решающая битва македонско-персидской войны произош­ла 1 октября 331 г. до н.э. у деревни Гавгамелы в Месопотамии. У Дарий сил было в двадцать раз больше, чем у Александра. Пер­сы почти одержали победу, но Александр вновь нанес свой глав­ный удар туда, где находился Дарий, который опять бежал. Побе­да была за воинами Александра. В столице Персии они захватили несметные сокровища. Дарий вскоре погиб.

    Однако не все земли Персидской державы признали власть нового завоевателя. С большим трудом удалось покорить Среднюю Азию. В 327 г. до н.э. Александр повел свое войско на территорию Индии, не входившую в состав Персии. На восточном берегу реки Инд завоеватели разгромили войско царя Пора. Однако, когда македонцам стало ясно, что впереди их ждет война с государ­ством Магадхи, они взбунтовались. Александр был вынужден в 325 г. до н. э. повернуть назад.

    В 324 г. до н.э. Александр сделал своей столицей Вавилон. Он планировал новые походы, но в июне 323 г. до н.э. 32-летний завоеватель внезапно заболел и умер.

    Эллинистические государства.

    После смерти Александра началась борьба за его наследие между полководцами и родственниками царя. Распад державы был неизбежен. Слишком велики были завоеванные земли. Александр даже не восстановил порядок уп­равления, который существовал при персах.

    Не были прочными и государства, созданные полководцами Александра. Тем не менее некоторые из них просуществовали до­вольно долго. Их называют эллинистическими царствами. В этих царствах жили и греки с македонцами, и многочисленные мест­ные народы. 15 эллинистических государствах возникла очень инте­ресная культура, сочетающая греческие и восточные черты.

    Египет был одним из первых обособившихся владений Алек­сандра Македонского. Его сатрапом с 323 г. до н.э. стал македон­ский полководец Птолемей Лаг. В 305 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Все последующие египетские пари тоже носили имя Птолемей. Птолемей I захватил также Палестину и часть Сирии, его сын Птолемей II продолжил завоевания и присоединил об­ширные территории в Малой Азии. Птолемей I расширил и ук­расил основанный Александром Македонским город Александ­рию, ставшую столицей царства Птолемеев. Высшие государствен­ные должности занимали греки, но привлекались на службу и египтяне.

    Самое большое эллинистическое царство основал полководец Александра Македонского Селевк. Государство Селевкидов вклю­чало Иран. Месопотамию. Сирию, часть Малой Азии и Индии. Правда, индийские владения были быстро потеряны. Царство Селенкнлов было очень воинственным.

    § 11. Древний Рим


    Царский Рим. Легенды связывают основание Рима с беглецами из взятой греками-ахейцами Троп. Знатный троянец Эней после падения города долго странствовал, затем высадился в устье Тиб­ра и стал царем латинян — народа, в котором соединились троян­цы и местные жители. Потомок Энея Ромул основал в 754 — 753 гг. до н.э. город Рим и стал его первым царем. При нем население Рима состояло из его спутников — молодых мужчин. Хитростью они похитили девушек племени сабинян. Похищенные женщины примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабиняне объедини­лись в единую общину.

    После Ромула в Риме правило еще шесть царей. Сабинянин Нума Помпилий царствовал 43 года и прославился миролюбием. Зато его преемники Тулл Гостил ни и Анк Марций повели на­ступление на соседние земли. Следующий царь Тарквиний Древ­ний был этруском. При нем Рим значительно вырос.

    Для принятия важных решений цари собирали народное со­брание. Оно избирало царя, принимало закон о наделении его империей (властью), Решения народного собрания утверждал сенат (совет старейшин). Потомки первых членов римской общины

    именовались патрициями (от лат. раtсr — «отец»). Это была римская -аристократия. Плебеи поселились в Риме позже патрициев и первоначально не входили в состав общины, не участвовали в народном собрании и не обладали правом на землю. Шестой царь Рима этруск Сервий Туллий включил плебеев о состав римской общины. Они должны были служить в войске. Но права участво­вать в народном собрании и других нрав они так и не подучили. Седьмой царь Тарквиний, прославившийся своей жестокостью, был свергнут в 510 г. до н.э.

    Управление в Римской республике.

    Борьба патрициев и плебеев. После свержения царской власти Римское государство окончательно приобрело черты полисного управления. Время после свержения Тарквиния и до установления императорской власти называется периодом Римской республики.

    Высшим органом государства считалось народное собрание. Оно

    могло объявлять войну или заключать мир, принимать и отменять коны, избирать всех высших должностных лиц. Но ни один не мог быть принятым народным собранием без его обсуждения в сенате. Сенат состоял из 300 человек.

    Непосредственно управляли государством должностные лица, которые избирались народным собранием сроком на один год. Главными из этих должностных лиц я влились консулы. Два консула управляли государством, командовали войсками, судили граждан и составляли списки членов сената. В случае чрезвычайных обсто­ятельств на 6 месяцев назначался диктатор, который обладал неограниченными правами, ему подчинялись консулы.

    На все государственные должности избирались только патри­ции. Они захватили и большую часть бывших царских земель. Из этих земель патриции предоставляли участки плебеям за плату. Однако плебеи упорно боролись за свои права. Со временем они стали составлять большую часть римского войска. Патриции вы­нуждены были пойти на уступки. Была учреждена должность на­родного трибуна. Плебеи избирали двух народных трибунов, кото­рые могли приостанавливать решения сената, народного собра­ния (право «вето»).

    Плебеи также требовали записать законы с целью предупре­дить злоупотребления со стороны патрициев. После долгих обсуж­дений законы были выбиты на 12 медных досках (таблицах) и выставлены на всеобщее обозрение. Законы 12 таблиц подтверж­дали частную собственность на землю и все остальное имущество граждан.

    В середине IV в. до н.э. по предложению народных трибунов Секстия и Лициния были приняты законы о выделении плебеям

    участков из земель, присоединенных к тому времени к Римской республике в результате завоеваний. Другой закон определял, что отныне один из консулов должен быть обязательно плебеем. Рим­ских граждан теперь нельзя было превращать в рабов за долги. Борьбу плебеев с патрициями запершило принятие в начале III в. до н.э. закона, по которому плебесциты (решения плебейских со­браний) были обязательны для всех граждан, в том числе и для патрициев.

    Патриции и плебеи перестали враждовать друг с другом. Их верхушка объединялась в сословие сенаторов — членов сената. Средние земледельцы, торговцы и вообще зажиточные люди на­зывались всадниками. Вес остальные горожане-бедняки составля­ли плебс (в новом значении этого слова). Все граждане Рима неза­висимо от положения считались рапными перед законом.

    Римские завоевания.

    В VI —Vвв. до н.э. Рим начинает завоевывать соседние территории. Основой силы Рима стало войско — легионы, состоявшие из всех граждан — членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие галлов (кельтов), хлынувших в IV в. до н.э. в Италию. Они постепенно завоевывали Италию и к началу III в. до н.э. стали ее полными хозяевами.

    Самым тяжелым испытанием для ранней Римской республики стала 2-я Пуническая война с Карфагеном — финикийским государ­ством в Северной Африке. Потерпев поражение в холе долгой 1-й Пунической войны (пунами римляне называли карфагенян), поте­ряв флот и владения на Сицилии и в Сардинии, Карфаген не сми­рился с этим. Карфагеняне захватили часть Иберии (современная Испания). В 218 г, до н.э. карфагенский полководец Ганнибал совер­шил отгула беспримерный поход в Италию, перейдя через Аль­пийские горы. Он нанес поражение римлянам на севере Италии, а весной 217 г. до н.э. на берегу Тразименского озера вновь раз­бил их. Однако силы Ганнибала таяли, а римская армия крепла. В 216 г. до н.э. 87-тысячная римская армия встретилась с 54-тысяч­ной армией Ганнибала близ местечка Канны. Римляне ударили в слабый центр Ганнибала, но были втянуты в мешок между его сильными флангами. Оказавшиеся в западне римляне пытались сопротивляться, по вскоре битва перешла в их избиение.

    Казалось. Риму не избежать гибели. Но были приняты чрезвы­чайные меры, и война продолжалась. Римляне стали одерживать победы. Молодой талантливый полководец Рима Публий Кор­нелий Сшитом завоевал владения карфагенян в Иберии. В 204 г. до н.э. Сципион высадился в Африке. Ганнибал вынужден был покинуть Италию. В 202 г. до н.э. Сципион в битве при Заме разгро­мил Ганнибала. Карфаген заключил мир с Римом, приняв все условия победителей. В ходе 3-й Пунической войны во 11 в. до н.э. Карфаген был уничтожен, тогда же были захвачены Македония и Греция, ряд других земель.

    Римляне превращали завоеванные земли в провинции — «поме­стья римского народа». Во главе их становились наместники из числа должностных лиц Рима. Местное население было обложено налогами, у него отняли часть земли. Стремясь разобщить жителей провинций, римляне применяли метод «разделяй и властвуй». Лояльные им города и общины получали преимущества и льготы, остальные были их лишены.

    Последствием долгих войн, обогащавших часть римлян и разо­рявших других, стало ослабление войска: обедневшие граждане уже не могли вооружиться за свой счет, а многие богачи не жела­ли проливать кровь в битвах. Римский полководец консул Гай Марий в конце II в. до н.э. первым стал набирать на службу в легионы добровольцев — римских граждан и союзников Рима. Солдаты получали оружие, плату за службу, а после ее окончания им обе­щали земельные участки. Боеспособность римского войска вновь резко повысилась. Но потеряв непосредственную связь с римской общиной, воины превращались в исполнителей воли своих ко­мандиров-полководцев.

    Римское общество времен Республики.

    Основой силы Рима счи­талась крепкая семья. Се глава являлся полновластным хозяином своих домочадцев. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, старшие заботились о младших. Женщина-мать пользовалась боль­шими правами и уважением.

    После Пунических войн (период Поздней Римской республи­ки) стала заметна «порча» добродетельных нравов римлян. Жажда обогащения была главной целью части верхушки римского обще­ства. Новые захваты сулили им новые доходы. Напротив, бедняки были мало заинтересованы л завоеваниях. Ведь пока они служили в войске, их хозяйства разорялись, семьи беднели.

    Римляне Поздней республики были образованнее своих пред­ков. Многие из них знали греческий язык, детей воспитывали греческие -учителя. Римляне переняли от греков страсть к роскоши и

    пирам. «Порча» нравов наблюдалась даже у плебеев. Все большее

    значение приобретал труд рабов.

    Гражданские войны.

    В I в. до н.э. в Риме начались гражданские войны. Власть захватил диктатор Корнелий Сулла, устроивший мас­совое истребление своих противников в Риме. Затем он убыл на войну в Малую Азию. Сторонники демократического правления, которых возглавил Гай Марий, собрали войско и в 87 г. до н.э. взяли Рим, перебив там приверженцев Суллы. Марий восстановил прежние республиканские порядки. Но в вскоре он умер, а Улла возвратился в Италию. После двухлетней войны он в 82 г.

    н.э. взял Рим, уничтожив сотни своих противников.

    Важным событием в период Поздней Римской республики стало

    восстание рабов под предводительством Спартака, выходца из

    Фракии. Оно началось с выступления в 74 г. до н.э. гладиаторов и вскоре охватило всю Италию. Войско Спартака, к которому сбежались тысячи рабов, нанесло ряд поражений легионам. С большим трудом римлянам под руководством Лициния Красса удалось разбить в 71 г. до н.э. повстанцев.

    Гражданские войны и восстания первой половины I в. до н.э. привели к ослаблению республиканских институтов власти. В 60 г. до н.э. было заключено соглашение триумвират между самыми влиятельными политиками Рима — Гнеем Ломпеем, Лчцинисм Крас-сом и Юлием Цезарем. Сенат был оттеснен триумвирами от власти. Вскоре Гай Юлий Цезарь стал наместником провинций в Гал­лии, где прославился как полководец, завоевав в 58 — 51 гг. до н. э. заальпийскую Галлию до реки Рейн. В 53 г. до н. э. Красе погиб на войне, а Помпеи вступил в соглашение с сенатом и выступил против Цезаря. В 49 г. до н.э. началась новая гражданская война. Цезарь разбил Помпея и стал единовластным правителем Рима. Его власть приближалась к царской. Однако в 44 г. до н. э. он был заколот в сенате заговорщиками.

    Рождение Римской империи.

    После гибели Цезаря развернулась борьба как между сторонниками и противниками республики, так и между претендентами на верховную власть. Одним из таких пре­тендентов был внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан. Он за­ключил соглашение с Марким Антонием, помощником Юлия Це­заря. Вместе они разгромили в 42 г. до н. э. сторонников республи­ки. Октавиан получил под свою власть запал Римской державы, а Антоний — восток. Столкновение между ними было неизбежным. Октавиан укреплял свою власть в Риме, Антоний женился на ца­рице Египта Клеопатре. Война между Октавианом н Антонием закончилась в 30 г. до н.э. гибелью Антония и Клеопатры и захва­том римлянами Египта. В 29 г. до н. э. Октавиан получил от сената и народного собрания звание императора. Он до конца жизни (14г. н.э.) возглавлял Римское государство. Император, получивший титул Август (по-латыни священный, возвеличенный), стано­вился главой сената , как народный трибун обладал правом вето на все решения сената, народных собраний и других органов власти. Он же пожизненно командовал армией.

    Периоды принципата и домината. С воцарением Августа в исто­рии Рима начался период принципата (27 г. до н.э.— 193 г. н.э.). Формально сохранялись республиканские учреждения — сенат, народные собрания, другие выборные органы. Фактически власть принадлежат императору и его чиновникам. Преемники Октавиана Августа (Тиберий, Калигула, Нерон, Клавдий) прославились террором против всех недовольных новыми порядками. Сами они также погибли от рук заговорщиков. К концу 1 в. н.э. избрание императоров оказалось фактически в руках войск. Полководцы, опираясь на свои легионы, вели борьбу за власть. В результате рим­ляне начали терпеть поражения в войнах с соседями. Положение нормализовалось при императоре Траяне (98— 117 гг. н.э.), кото­рый правил, считаясь с мнением сената. Траян вел постоянные войны с целью восстановить пошатнувшийся престиж римского оружия. Долгой и тяжелой была война и Дакии. В 113 г. Траян начал войну с Парфянским царством, которое уже несколько столетий успешно противостояло Риму на Востоке. Римляне заняли Арме­нию, Месопотамию и вышли к Персидскому заливу. Но и армии императора начались восстания. В 117г. Траян был вынужден вы­вести свои легионы из Месопотамии. Вскоре он умер. Преемник Траяна император Адриан отказался от завоевания политики и стремился укрепить внутреннее положение империи. Состояние государства было длительное время довольно устойчивым, поэто­му называют «золотым веком» Римской империи.

    В III и. Римская империя вновь вступила в полосу кризиса. В ее провинциях часто правили самостоятельные властители. Герман­ские и иные варварские племена вторгались на территорию госу­дарства. Лишь к концу III в. положение стало меняться. Наступил последний этап истории Римского государства, известный как пе­риод домината (284 —476гг.). В этот период республиканские органы власти трансформировались в обычные государственные учреж­дения, их члены стали чиновниками, подчинявшимися импера­тору. Сами императоры превратились в правителей, подобных во­сточным деспотам.

    Был создан мощный бюрократический аппарат. Государство активно вмешивалось в экономику. К концу IV в. значительная часть пригодных для сельского хозяйства земель оказалась, сосре­доточена в руках крупных землевладельцев — магнатов. Спасаясь от налогов, к ним с государственных земель бежали крестьяне. На земле магнатов они становились колонами. Магнат давал им дом и участок. За это колон отдалил ему долю урожая. В колонов стали обращать и рабов. Колон в отличие от раба был заинтересован в результатах своего труда и работал гораздо лучше.

    В начале периода домината Римское государство несколько ук­репилось. Были отбиты нападения германцев, возвращены отпав­шие провинции. При императоре Диоклетиане (284—305) прове­ли реформы, усилившие императорскую власть, экономику и порядок в стране. Преемник Диоклетиана Константин продолжил укрепление империи. Он перенес столицу на восток империи, меньше страдавший от набегов варваров и более развитый эконо­мически.

    Исключительно удобное положение занимал греческий город шиш. где развернулось грандиозное строительство. В 330г. провозгласили новую столицу империи — Константинополь. Здесь незадолго до смерти в 337 г. Константин Принял крещение. Хрис­тианство, распространявшееся в империи с I в.., по Миланскому эдикту (313 г.) получило равноправие с другими религиями им­перии. В 394 г. по эдикту императора Феодосия оно стало государственной религией.

    Падение Западной Римской империи.

    В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Особенно в тяжелом поло­жении оказалась Западная Римская империя. Ее сотрясали восста­ния, вторжения варварских племен. Сил для защиты границ не хватало. В 476 г. варвар Одоакр низложил последнего западно-рим­ского императора Ромула Августула, отослав царские регалии во­сточному императору.

    § 12. Культура и религия Древнего мира


    Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Вос­тока.

    Под культурой понимают лее достижения люден, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

    Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытные людей отличается от культуры цивилизованных на­родов. Одним из важнейших различит является наличие письмен­ности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумер­ская и египетская системы письма возникли примерно одновре­менно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие пись­менности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иерог­лифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других пародов Перед­ней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Корен.

    Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произ­ведений стало сказание о Гияьгамеше. Предания об этом царе шу­мерского города Урука много со ген лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкнду, тщетных поисках бессмертия относится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских пле­мен, переселившихся в Индию. легли в основу великих поэм «Махаихирата» и "Рамаяна». Со временем сорвались произведе­ния, героями которых являлись обычные люди.

    Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. Па первом месте здесь, несомненно, находится ' Египет. Великие пирамиды но сих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, хра­мы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота боги­ни Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурован­ным кирпичом и украшены изображениями животных.

    Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сиены загробной жизни.

    Египетские скульптуры и рельеф делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи -- в фас (спереди). Фигуры богов И фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнадона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкрет­ных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Все­мирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

    В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же не­возможно считать без наблюдения за небесными телами Солн­цем. Луной, планетами и звездами. Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клино­писных табличек с записями астрономических наблюдений. Жре­цы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы СЧС1П времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

    Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медици­на. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Слави­лись и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалывания. диеты, лечебной гимнастики.

    В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помо­щью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда опреде­лять жизнь наших современников.

    Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией.

    во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное при­родное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный бог. Были разработаны представле­ния о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших при­вела к зарождению приемов мумификации.

    Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистиче­ские религии, вызванные кардинальной перестройкой представле­нии человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверж­дения такой религии связана с деятельностью египетского фарао­на Эхнатона. Он приказал всем своим подданным помигать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм. подобно большинству древних верований, ос­тался национальной религией.

    Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Ин­дии в VI—V вв. до н.э. Мировые религии распространи кис я среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

    Огромную роль играли религиозные верования в истории Древ­ней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древ­них ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

    Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древ­нем Китае. Великий китайский мудрец Конфуции (551 — 479гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерар­хический порядок, составляющий основу жизни общества. Стар­ший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.

    Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Гре­ции и Древнего Рима.

    Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая пись­менность лежит в основе большинства современных алфавитов.

    Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Са­мым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гар­мония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекто­ры разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и тол­щина колонны с размером крыши. Эти правила называются орде­рам— «порядком». Главных ордеров было два — дорический и иони­ческий. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афи­нах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтеппн и Пар­фенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божествен­ной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом.

    Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидии. Осо­бенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса ; храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульп­торов Нриксителей. Одному из Пракситедей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в Которую юноши влюблялись как в сивую девушку.

    В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился . До сих пор на сиенах всего мира плуг трагедии Эсхила, Софокла. Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях )ни поднимали вечные темы, волнующие люден и тысячелетия спустя. Греческая литература представлена также великими по­эмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др. Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Ари­стотелем. Греки же стали родоначальниками многих других паук. Гак, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его сочинения впервые поставлен вопрос о закономерностях истори­ческого развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.

    Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в года 1з честь царя богов Зевса в городе Олимпия.

    Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру древпего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками Греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

    Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл , крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «о сельском хозяйстве». Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.

    Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Меценат опекал талантливых постов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором не­скольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в, до н.э. был Апулей. Славу ему принес роман «Метаморфозы, иди Золо­той осел».

    Величайшего мастерства достигли римляне все знания скульп­турных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренним мир.

    Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей смещал около 50 тыс. зрителей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон.

    Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибип, Тит Ливии, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх. Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам, олицетворявшим раз­личные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они могли поклоняться и богам других народов, если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.

    В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероуче­ние — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних пред­ставлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, ко­торый является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.

    Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Рим­ские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обо­значали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди вои­нов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Рим­ской империи.

    С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого
    Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

    Вопросы и задания

    1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

    2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей исто­рии человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?

    3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия 1номике, социальной структуре общества?

    4.Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в пе­риод их перехода к цивилизации? В чем причины зарождении государств?

    5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месо­потамии, на восточном побережье Средиземного моря?

    6. В чем причины появления великих военных держав древности? Ка­кую роль они сыграли в развитии человечества?

    7. Каковы особенности древних государств Индии и Китай?

    8. В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?

    9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?

    10. Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции

    11 Назовите главные достижения древних греков.

    12. Каковы основные этапы развития Римского государства?

    13. Что позволило римлянам создать огромную державу?

    14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было

    организовано управление в Римской республике и Римской империи?

    15. В чем причины гибели Западной Римской империи?

    16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные памятники культуры стран Древнего Востока.

    17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.

    18. В чем особенности религий Древнего мира?

    19. Дайте характеристику христианству как ми репой монотеистиче­ской религии.

    РАЗДЕЛ III ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   43


    написать администратору сайта