Плакаты ВОВ, рассматриваются плакаты созданные во время ВОВ. I. основная часть плакат как жанр изобразительного искусства
Скачать 37.62 Kb.
|
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Великая отечественная война закончилась 77 лет назад. Родилось и выросло не одно уже поколение, которое знает о войне только по книгам и кинофильмам. Но в памяти нашего народа навсегда останутся подвиг и весь тот путь, который прошли советские люди к ПОБЕДЕ. Принято считать с глубокой древности, что, когда говорят пушки, музы молчат. ВОВ опровергла это утверждение: грохот орудия по всей нашей земле; умирал, голодал и замерзал в осаде город на Неве; пылал в огне на Волге; истекала кровью Брестская крепость, а музы – не молчат! Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники создавали картины – и всё это было востребовано. Может, ещё и потому выстояли наши отца и деды в той страшной войне? Актуальность темы обусловлена стремлением сформировать у нашего поколения чувства патриотизма, ведь плакатное искусство тех лет служило эффективным средством выражения чувств нашего народа для призыва к Победе, о которой нельзя забывать! Цель проекта: создать плакат, посвященный ВОВ. Гипотеза проекта: предположим, что советское изобразительное искусство помогала в борьбе с фашизмом.
Объект исследования: плакат ВОВ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Плакат как жанр изобразительного искусства Плакат – это броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполненное в агитационных, информационных или учебных целях. НЕМНОГО ИСТОРИИ: человечеству плакат известен с давних времён. Ещё в Древнем Египте, Греции и Риме его широко использовали для сообщений о спектаклях и коммерческих сделках. Считается, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 г. для рекламы нового издания «Геометрии» Эвклида. Новая жизнь плаката началась в 19 веке. Тогда и появилось слово плакат. «Отцом» рекламного плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 г. небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката. Современному плакату предшествовали гравюры и рисунки большого размера, расходившиеся по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в витринах и окнах. В Германии XVI века они были известны как «летучие листки». В Англии, Франции и Голландии в период буржуазных революций XVII - XVIII веков широко распространялись агитационные изображения. В России подобную роль играли антинаполеоновские листы во время Отечественной войны 1812 года. С изобретением новых способов размножения и развитием полиграфии (отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции), тираж агитационных листов все увеличивался. В конце XIX века появились плакаты, близкие современным по назначению и виду. Задачи плаката: Привлечение внимания зрителя на большом расстоянии. Воздействует сравнительно в короткое время; отличается чётким и ясным языком. Отражает текущие события, обращен одновременно ко многим людям. Относительно большие размеры, упрощенное цветовое решение. Отказ от второстепенных деталей, символика обозначений. 1.2 Боевые плакаты. Кто их создавал? Около 900 художников были призваны в армию, на фронт. Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати, создавали листовки, плакаты, фронтовые зарисовки. Некоторые после войны по зарисовкам создавали картины. Художники, которые работали в тылу, тоже выезжали творческими бригадами на фронт и писали свои картины. В первые дни войны появляются фронтовые рисунки и плакаты. Всю войну боевые плакаты, созданные советскими художниками, «воевали» наряду с бойцами Красной Армии. Сложив до размера тетради, их носили в военных сумках. Наклеенные на «лбы» танков плакаты вели за собою в атаку. За годы войны было создано много плакатов. Главные их герои – солдат, отдающий жизнь в борьбе, партизан в тылу врага, рабочий – тыловик, мать с ребёнком – все они призывали к защите Родины. Даже названия и надписи к ним говорили сами за себя: «ОТСТОИМ МОСКВУ», «СВОБОДИМ ЕВРОПУ ОТ ЦЕПЕЙ ФАШИСТСКОГО РАБСТВА», «КАЖДЫЙ РУБЕХ РЕШАЮЩИЙ», «ВОСТАНОВИМ НАШИ СЁЛА, РАЗРУШЕННЫЕ НЕМЕЦКО – ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ!»… Один из первых и один из самых известных плакатов 1941 года – «РОДИНА - МАТЬ ЗАВЁТ », автор – Ираклий Тоидзе. На фоне грозной стены штыков художник создал образ простой женщины – матери того времени. В руке женщины – матери - текст с военной присягой, и она призывает своих сыновей выполнить долг защиты Отечества (Приложение 1, рис. 1, 2). Образ женщины – матери символизирует образ Родины, ведь недаром в русском языке есть такие пословицы: «Одна у человека мать, одна у него Родина», «Родина любимая – мать родимая», «Родина - мать, умей за неё постоять», Слова «Родина» и «мать» - оба женского рода. На второй день после начала войны появился плакат, написанный в жанре сатирический графике. Назывался он «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Авторы – творческий союз трёх художников – Кукрыниксов. Название этого творческого союза произошло от первых букв фамилий художников: М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов. Гитлер боялся их карикатур и обещал за головы художников немалые суммы (Приложение 1, рис. 3, 4). Разорвав пакт о ненападении на СССР и сбросив маску, Гитлер тянется костлявой лапой к СССР, но красноармеец накалывает его на штык, как паука на булавку. Это был первый плакат, появившийся в первые дни Вов на улицах Москвы. В течение нескольких дней этот плакат стал известным во всей нашей стране, а ещё через неделю – и всему миру. Его переиздавали в Англии, США, Китае, Иране, Мексике, печатали в журналах, газетах, клеили на улицах, и везде он вызывал веру в Победу. Сатирическая графика Кукрыниксов времён Вов имеет всемирно – историческое значение. Много сатирических плакатов этого объединения было создано в течение 1941 года. Особое место в плакатном искусстве эпохи Великой Отечественной войны занимает творческое объединение Ленинградских художников “Боевой карандаш”. Родилось оно во время советско-финской войны, и снова возродилось в Великую Отечественную. Работал в “Боевом карандаше” коллектив художников, среди которых были скульпторы, графики, живописцы. Тексты сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев (Приложение 2, рис. 1, 2). Плакаты “Боевой карандаш” были яркие, доходчивые, призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Они были злободневны, исполнены оптимизма, созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы сатирического характера, высмеивавшие врага. Советский плакат Фашизм - враг человечества! Смерть фашизму! Боевой карандаш №1 выпущен 23 июня 1941 году - является агитационно-пропагандистким материалом. Авторами плаката являются художники "Боевого карандаша" В.Гальба, И.Ец, В.Курдов,Н.Муратов и Г.Петров. На плакате в центре красноармеец убивает штыком змея со свастиками. В виде отдельных картинок плакат доступно и наглядно разъясняет, что такое фашизм и почему его нужно уничтожить. "Фашизм - это уничтожение культуры. Фашизм - это голод. Фашизм - это тюрьма. Фашизм - это война." (Приложение 2, рис. 3). Нельзя не сказать о творчестве объединения “Окна ТАСС”, созданного в 24 июня 1941 года. Плакаты “Окон ТАСС” вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия (Приложение 3). В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы – всего 125 художников - профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе П. Антокольский, Н. Асеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров, С. Михалков, К. Симонов, И. Эренбург и другие. В 1942 году труд девяти авторов “Окон ТАСС” – С. Маршака, Кукрыниксов, П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных – был отмечен Государственной премией СССР. 26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое "Окно" - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!.." И после этого ни на час в мастерской "Окон ТАСС" не прекращалась напряженная и целеустремленная работа. Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне" (Приложение 3, рис.2). Торжество духа и силы народа– главная идея, объединяющая плакаты «Кукрыниксы», «Боевой карандаш», «Окон ТАСС». Впервые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом. Многофигурность композиции этих плакатов подчеркивала мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Пример плаката – Владимир Серов «Защитим город Ленина!», 1941 (см. Приложение 4, рис.1). В плакатах 1941 года художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. Были выпущены листы, изображавшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса. Например плакат Виктора Иванова 1942 году «Наша правда. Бейся до смерти!» и плакат Кукрыниксов 1941 года «Бьёмся мы здорово. Колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева» (Приложение 4, рис.2,3). Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Плакаты с изображениями тружеников тыла напоминали, что каждый час, каждая минута труда рабочих и колхозников – это тоже удар по врагу. Пример плаката – Асламазян Мариам Аршаковна «Заменим ушедших на фронт» 1942 г., Владимир Александрович Серов «Заменим!» 1941 г. (Приложение 5, рису. 1,2). Оккупация немецкими войсками огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, поставили перед авторами новые задачи. Героями художников стали женщины и дети. Одни плакаты раскрывали идею протеста и борьбы, другие показывали беду и страдание так, призывая тем самым советских людей к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. Одним из самых известных плакатов военного времени был плакат «Воин Красной Армии, спаси!». Это очень мощный сюжет, который вызывает очень сильные эмоции. Плакат был создан художником Виктором Борисовичем Корецким в 1942 году. На плакате художник изобразил нашу русскую мать, которая встала на защиту своего ребёнка и Родины. Ей угрожает фашист, направляя оружие на дитя. Вид матери и дитя, противостоящий врагу, не мог не заставить воинов защищать свою страну. Художник создал плакат в двух тонах. Красный цвет рисунка указывал на то, что фашисты проливают кровь наших людей, они коварны и не щадят никого и ничего. В душе каждого солдата стоял образ матери и ребёнка, его семьи. Он просто не мог ни идти защищать свою отчизну (Приложение 5, рис. 3). Виктор Корецкий не обошел тему «Дети и война» - плакат «Смерть детоубийцам!», создан в 1942 году. Этот плакат вызывал у бойцов бурю ненависти и злобы фашистским к врагу (Приложение 5, рис. 4). В 1942 году на плакатах художников появилась еще одна тема «Партизаны» - Виктором Борисовичем Корецким и Верой Адамовной Гицевич «Патризаны бейте врага без пощады!» и плакат В. Б. Корецкого «Партизанская колыбельная» (Приложение 6, рис. 1,2). В 1943 году тема плаката напрашивалась сама собой. Отныне волна похода устремляется на запад, и, кажется, никакая сила не сможет остановить этого порыва. "На Запад!" - тема и название самых популярных плакатов этого периода. Пример плаката - Виктор Семёнович Иванов «На Запад!» (Приложение 6, рис. 3). В 1944 году война вошла в новую фазу - стремительные дороги наступления, радостные дороги возвращения и встреч. Так в 1944 году художнику Леониду Федоровичу Голованову в плакате “Дойдем до Берлина!” удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа. На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали. “Дойдем до Берлина!” – такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, и не возникает сомнения, что обещание будет выполнено (Приложение 7,рис.1). Плакатная живопись Великой Отечественной войны завершается серией ярких и праздничных плакатов, вышедших в 1945г. Одно из первых мест принадлежит плакату Леонида Фёдоровича Голованова «Красной Армии – слава!». В плакате “Красной Армии Слава!” изображается стоящий возле стены рейхстага солдат в парадной форме, на груди его ордена и медали, на плечах офицерские погоны. На стене видна надпись: “Берлин”, а над головой солдата изображен уже знакомый плакат “Дойдем до Берлина!”. Обещание, некогда данное, выполнено (Приложение 7,рис.2). Вывод из собранного материала – плакаты имели разную тематику. Основные темы плаката ВОВ: - карикатура, -Родина - мать, - творческое объединение художников, - многофигурность композиции, - обращение к прошлому, - труженики тыла, - дети и война, - партизаны, - на запад, - дороги, - Победа. II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Создание плаката Плакат должен приковывать к себе взгляды даже на значительных расстояниях.. Часто одного беглого взгляда достаточно, чтобы в предельно короткий срок стало ясно, к чему призывает плакат и какова его цель. Изображение на плакате должно составлять единое целое с текстом. На плакатах обычно отображается информация, реклама, инструктажи и политическая агитация. Плакат только тогда выполнит свою функцию, когда его зримый образ отразит его смысл. Учитывая все требования к созданию плаката – мной были выполнены два плакаты ВОВ (Приложение 8). Этапы работы над плакатами: Выбрал тему плакатов ВОВ – «Победа» и «Дороги». Выполнил эскиз будущим плакатам. Выбор формата плаката – так как плакат это броское изображении, поэтому я выбрал формат А3. Выбор материала – остановился на красках гуашь, потому, что ей легче исправить недочеты. Эта краска более укрывистая. Второй плакат выполнил акварельными красками. Потому что время на выполнения плаката оставалось мало, а акварельными красками можно выполнить быстро рисунок. Работа в материале и плакаты готовы. Мои плакаты: - «Никто не забыт! 9 мая» - на голубом фоне изобразил элементы, связанные с ВОВ. Это письмо- треугольник, георгиевская лента и цветы. Данный изображение относится в тематике - плакат «Победы». - «Дойдем до Берлина» - на столе изображена карта, на которой отмечена Москва и подходы, чтоб дойти до Берлина. Изображение относится в тематике - плакат «Дороги». ЗАКЛЮЧЕНИЕ В проекте были проанализированы самые разнообразные плакаты периода ВОВ: плакаты укрепляющие боевой дух солдат, плакаты агитирующие тружеников тыла не жалеть ничего для фронта, плакаты для партизан, плакаты для бойцов. Сюжеты плакатов были разные, но цель у них была одна — победа над врагом. Гипотеза проекта подтвердилась - плакаты сыграли большую роль в Великой Отечественной войне: они призывали, убеждали, показывали все ужасы войны и формировали в людях уверенность в скорой победе. Плакаты ВОВ несли агитационную роль. Завершающим этапом работы над проектом являлось создание авторского плаката в стиле плакатов Великой Отечественной - «Никто не забыт! 9 мая» и «Дойдем до Берлина». Считаю, с работой справился, но есть недочеты – работу следовала выполнить заранее, а не в последний момент. Проект помог погрузиться мне в эпоху Великой Отечественной Войны через плакатное искусство тех лет. В заключение проекта я пришел к выводу, что плакат служил в годы ВОВ эффективным средством выражения чувств нашего народа для призыва к действию - к защите Родины. Ведь все дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война. Но прошлое нельзя нам забывать, ведь история о победе в Великой Отечественной войне формирует у нашего поколение чувство патриотизма! СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ватолина Н. Мы – плакатисты. – М.: Советский художник, 1969. Поэзия Октября.-М.: Просвещение, 1987. Журнал. Юных художник№4, 2018. 4. http://mybiblioteka.su/tom2/2-15730.html - Образ солдата в военных плакатах[электронный ресурс] . – электрон. дан. – м., cop. 2015. |