Главная страница
Навигация по странице:

  • Гл. XXI. - О зажигании, грабительстве и воровстве

  • Гл. XXII. - О лживой присяге и подобных сему преступлениях

  • Гл. ХХШ. - О палаче и профосах

  • Гл. XXIV. - О утаении и увозе злодеев

  • О ШТАТЕ КОЛЛЕГИЙ И О ВРЕМЕНИ ОТКРЫТИЯ ОНЫХ (1717 г., декабря 11)Реэстр людям в Коллегия в каждой по сему

  • Хрестоматия_Титов. И по истории государства


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеИ по истории государства
    АнкорХрестоматия_Титов.doc
    Дата09.12.2017
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХрестоматия_Титов.doc
    ТипУчебное пособие
    #10819
    страница22 из 52
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   52

    Гл. XX. - О содомском грехе, о насилии и блуде

    Арт. 165. Ежели смешается человек со скотом и безумною тварию, и учи­нит скверность, онаго жестоко на теле наказать.

    Арт. 166. Ежели кто отрока осквернит, или муж с мужем мужеложству, оные яко в прежнем артикуле помянуто, имеют быть наказаны. Ежели же на-сильством то учинено, тогда смертию или вечно на галеру ссылкою наказать.

    Арт. 167. Ежели кто женский пол, старую или молодую, замужнюю или хо­лостую в неприятельской или дружеской земли изнасилствует, и освидетелству-ется, и оному голову отсечь, или вечно на галеру послать, по силе дела.

    Толк. Скверныя женщины обыкновенно, когда в своих скверностях иногда многая скверности учинят, предлагают, что насилством чести своей лишены и насилствованы. Тогда судье их такому предложению вскоре не надлежит ве­рить, но подлиннее о правде выведать, и чрез сие насилие мочно освидетельст­вовать, егда изнасильствованная свидетелей имеет, что оная с великим криком других на помочь призывала, а ежели сие дело в лесу или в ином каком едина-ком месте учинилось, то оной женщине, хотя б она и в доброй славе была, невозможно вскоре верить. Однако же судья может при том случившияся обстоятельства разсмотреть, и егда обрящет ее честну, то может онаго пы­тать или к присяге привесть. А такия обстоятельства меж другим могут сии

    7. Ю П Титов 193

    быть: (1) Ежели у женщины или у насилника или у них обоих, найдется, что платье от обороны разодрано. (2) Или у единаго, или другаго, или синевы или кровавые знаки найдутся. (3) Ежели изнасиленная по скором деле к судье при­дет, и о насилствии жалобу принесет. При котором случае ее притвор и по­ступки гораздо примечать потребно. А ежели несколько времени о том умол­чит, и того часу жалобы не принесет, но умолчит единый день или более по­том, то весьма по видимому видно будет, что и она к тому охоту имела.

    Хотя правда, некоторыя права насилие над явною блудницею не жестоко наказать повелевают, однакож сие все едино. Ибо насилие есть насилие, хотя над блудницею или честною женою, и надлежит судье не на особу, но на дело и самое обстоятелство смотреть, в чем саксонския права зело согласуются.

    Начатое изнасилствие женщины, а неоконченное наказуется по разсмотре-нию.

    Арт. 168. Кто честную жену, вдову или девицу тайно уведет, и изнасилни-чает, а оная вскоре или потом хотя в том позволила, онаго казнить смертию, отсечь голову.

    Толк. Сие обыкновенное наказание силы не имеет, ежели уведенная увод-чикова была невеста заруценная, а отеческой ниже душеприкащиковой воле подвержена не была.

    Арт. 169. Ежели муж женатый с женою замужнею телесно смешаетца, и прелюбодеяние учинят, оные оба наказаны да будут, по делу и вине смотря.

    Арт. 170. Одинаков прелюбодеяние, когда едина особа в супружеству обре­тается, а другая холостая есть, оная, по состоянию особ и обстоятельству, имеет жестоким заключением, шпицрутеном и отставлением от полку, или посылкою на каторгу на время наказана быть.

    Толк. Ежели невинной супруг за прелюбодеющую супругу просить будет, и с нею помиритца, или прелюбодеющая сторона может доказать, что в супруже­стве способу не может получить телесную охоту утолить, то мочно наказание умалить.

    Единакое прелюбодейство також чинится, естьли холостой с девкою, а за другаго сговоренною невестою смешаетца.

    Арт. 171. Кто при живой жене своей на другой браком сочетается, и тако две жены разом иметь будет, онаго судить церковным правилом.

    Арт. 172. А ежели супруг или хотя супруга к тому обмануты, в супружест­во вступит с тем, кто уже женат, оный от всякаго наказания уволен, и в преж­ней чести и достоинстве подержан будет.

    Арт. 173. Блуд, ежели двое из ближних свойственников (которым по правам в супружество вступить невозможно для свойства) телесно смешаютца, и правда в восходящей и нисходящей линии смертию казнен бывает.

    Арт. 174. Ежели же учинитца в побочной линии и между ближними своя­ками, то по разсуждению судейскому наказаны, и виновные явно церковное покаяние принести имеют.

    Арт. 175. Никакия блудницы при полках терпимы не будут, но ежели оные найдутца, имеют оныя без разсмотрения особ, чрез профоса раздеты и явно выгнаны быть.

    Арт. 176. Ежели холостый человек пребудет с девкою, и она от него родит, то оный для содержания матери и младенца, по состоянию его, и платы нечто имеет дать, и сверх того тюрьмою и церковным покаяниям имеет быть наказан, разве что он потом на ней женитца, и возмет ее за сущую жену, и в таком слу­чае их не штрафовать.

    194

    Толк. Ежели кто с девкою пребудет, или очреватит ее, под уговором, чтоб на ней женитца, то он сие содержать и на чреватой женитца весьма обязан.

    Ежели ж отговоритца, что будто ей не обещал о женитьбе, а признает при сем, что он ее обеременил, к тому же иные свидетелства явятца, из чего мочно будет видеть, что он всеконечно о супружестве обещал: то надлежит его с при­сягою спросить, что он с нею ни в какия супружеския дела не вступал, ниже оной обещал. А хотя она и чревата, а других доказаний нет, то не потребно его к присяге приводить.

    Ежели ж оный не захочет, и не возможет присяги учинить, то должен он на чреватой женитца: також, когда доказательства и признаки, что он обещал же­нитца, велики и сильны суть, а опасаясь нарушения присяги, то более надлежит оного к супружеству принуждать, нежели присягою поступать.

    Арт. 177. От позорных речей и блядских песней достойно и надобно всяко­му под наказанием удержатись.

    Гл. XXI. - О зажигании, грабительстве и воровстве

    Арт. 178. Кто из офицеров или рядовых самоволством или нарочно без ука­зу в маршу город, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мельницы зажжет, печи или некоторые дворы сломает, також крестьянскую рухледь и прочее что потратит оный купно с теми, которые помогали, яко зажигатель и преступитель уложения смертию имеет быть казнен и сожжен.

    Арт. 179. А ежели каким небрежением и неосторожностью, или виною офицеров или салдат, такие подобные пожары в квартирах или инде где учи-нятца, то оные, которые в том виновны, убыток по судейскому приговору на­градить. И сверх того, по изобретению вины и неосторожности, наказаны име­ют быть.

    Арт. 180. Також и с теми таким же образом поступать надлежит, когда у подданных дворы, бревна, заборы и протчее сломаны и сожжены, или хлеб на поле стравлен, или потрачен будет, разве по необходимой нужде востребуется и на то позволится.

    Арт. 181. Також в земле неприятельской никто б не дерзал без указу, на котором бы месте ни было, зажигать или огонь вбросить. Кто против того учи­нит, оный по приговору военнаго суда, как для убытку и ущербу чрез что вой­ско его величества понесет, так и для прибытку, чрез что неприятель получит, жестоким заключением, отставлением от службы, шпицрутеном наказан будет. А ежели сожжет квартиры началных своих или и других, умыслом для какого зла, той весьма смертию казнен имеет быть.

    Арт. 182. Никто бы, ниже офицер, рейтар или солдат не дерзал никакогоб человека, его величества подданного или нет, грабить и насилить, или что у него силою отнимать, хотя на улице, в походе чрез землю, или в обозе, городех, крепостях и деревнях, под наказанием на теле и смертию.

    Арт. 183. Також бы никто у тех, которые сквозь караул пойдут, денег, или иного чего насильно брать не дерзал, под смертною казнию.

    Толк. Вышеозначенные оба артикула разумеются, ежели с невооруженною рукою чинится.

    Арт. 184. Ежели кто подарков, прибыли или ползы себе ради, чрез караул кого пропустит, где не надлежит пропускать, оного надлежит повесить.

    7* 195

    Арт. 185. Кто людей на пути и улицах вооруженною рукой нападет и оных силою ограбит или побьет, поранит или умертвит, оного купно с теми, которые при нем были и помогали, колесовать и на колеса тела их потом положить.

    Толк. Ежели кто ворветца без оружия, или войдет в дом без насилства в конюшню или хоромы, или отопрет сундуки, хоромы воровскими ключами, от чего никакого насилия или убийства опасатись не надлежало, онаго шпицруте­нами, яко прочих воров, наказать.

    Також ежели вор, правда, ворветца в намерении украсть, но и в том пойман или отогнан, или помешает ему кто, что ничего, с собою не унес, оного також шпицрутеном полегче наказать надлежит.

    Впрочем в правах позволено вора, который в ночи в дом ворвется, без стра­ху наказания умертвить, ежели его без своего опасения преодолеть было невоз­можно. Ибо надлежит разсудить, что вор не для единой кражи, но чтоб и умертвить, в дом ночью врываетца.

    Арт. 186. Кто церкви или иныя святыя места покрадет, или у оных что на­сильно отьимет, також и тех, которые в обоз, крепости и городы всякой прови­ант привозят, оный имеет быть лишен живот, и тело его на колесо положено.

    Арт. 187. Ежели кто человека украдет и продаст, оному надлежит, ежели докажется, голову отсечь.

    Арт. 188. Кто украдет что из намету или палубов1, в поле или походе, и в том будет пойман, оному отрезать уши и нос.

    Арт. 189. Ежели кто в воровстве пойман будет, а число краденого более 20 рублев не превозыдет, то надлежит вора в первые шестью сквозь полк прогнать шпицрутен, вдругорядь двенадцатью, а втретие, отрезав нос и уши, сослать на каторгу, а украденное всегда от него отобрать.

    Толк. Оные, которые в воровстве конечно вспомогали, или о воровстве ве­дали, и от того часть получили, или краденое ведая, добровольно приняли, спрятали и утаили, оные, властно, яко самые воры, да накажутся. Ежели мно­гие в воровстве пойманы будут, те все, хотя их много ли мало, всяк так наказан будет, яко бы един все воровство учинил. Овощные воры, такожде которые дрова, кур, гусей и рыбы крадут, по разсмотрению воровства да накажутся.

    Арт. 190. Ежели кто купит или продаст, ведаючи краденыя вещи и скроет, и содержит при себе вора, оный яко вор сам наказан быть имеет.

    Арт. 191. Ежели кто украдет (1) ценою более 20 рублей, (2) в четвертые, (3) ежели во время нужды водяной или пожарной, или (4) из артиллерии, мага-зейну, амуниции или цейггауза его величества или (5) от своего собственнаго господина, или (6) от товарища своего, или (7) на месте, где он караул имел, оный хотя много или мало украл, имеет быть повешен.

    Арт. 192. Ежели кто, стоя на карауле, что украдет, много или мало, оный имеет быть повешен.

    Арт. 193. Ежели кому что в верные руки из сохранение дастся, а потом в принятии он запрется, или иным каким способом искать будет, чтоб утаить, тогда оного, яко вора, таким же образом, по состоянию дела и цене поверенна-го ему добра, наказать.

    Арт. 194. Кто его величества или государственныя деньги в руках имея, из оных несколько утаит, украдет, и к своей пользе употребит, и в расходе мень­ше записано и сочтено будет, нежели что он получил, оный живота лишится и имеет быть повешен. Тую же казнь чинить и тем, кои ведая про то, а не извес­тят.

    1 Намет - палатка; палуб - обозная повозка.

    196

    Арт. 195. Ежели кто что найдет в походе или инде где, на дороге и местах, хотя б что ни было, оный долженствует офицеру своему о сем донести, и най­денное без замедления принести, дабы у пароля или инако о сем было объявле­но, и найденное господину, кому надлежит, отдано было. Кто инако учинит, имеет наказан быть яко за кражу, и найденное паки возвратить.

    Толк. Ежели кто что найдет, и оное по должности объявит и отдаст, оному надлежит за труды дать тринктельд (или на пропой) дабы с третьего долею най-деннаго равно могло быть ценою.

    Наказание воровства обыкновенно умаляется, или весьма отставляется, еже­ли кто из крайней голодной нужды (которую он доказать имеет) съестное или питейное, или иное что невеликой цены украдет, или кто в лишении ума во­ровство учинит, или вор будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть.

    Гл. XXII. - О лживой присяге и подобных сему преступлениях

    Арт. 196. Кто лживую присягу учинит, и в том явственным свидетелством обличен будет, оному надлежит два пальца, которыми он присягал, отсечь, а его послать на каторгу.

    Толк. Сие надлежит, точию разумети о том, который лживую присягу под­линно учинил, но ненадобно так оное распространять, чтоб и того сим же нака­занием отягчать, который не осмыслясь, к присяге представит себя. Ибо сие безпамятству причитается. А ежели потом освидетелствуется, без наказания отпущен быть не имеет.

    Арт. 197. Ежели таковой клятвопреступник чрез свою лживую присягу кому чинит вред на теле или в имении, то оного надлежит по розыску дела и по су­дейскому приговору жестоко наказать, а иногда и весьма живота лишить.

    Арт. 198. Також с таковыми клятвопреступники и свидетелми поступать должно, которые по учиненной присяге ложно свидетелствовали, и невинному учинят вред.

    Толк. И все сии, которые найдены будут во лживой присяге, могут сверх других наказаний явным церковным покаянием наказаны быть.

    Арт. 199. Кто лживую монету будет бить или делать, оный имеет живота лишен, и по великости нарушения, сожжен быть.

    Толк. Монета трояким образом фильшиво делается, (1) когда кто воровски чужим чеканом напечатует, (2) когда не прямую руду (металл) примешает, (3) когда кто у монеты надлежащей вес отнимет, и сие последнее не животом на­казано, но чести и имения своего лишены бывают.

    Арт. 200. Ежели кто мерою и весом лживо поступит, оный не точию то добро (которым он обманул) имеет возвратить втрое, но и сверх того денежный штраф дать, и на теле имеет быть наказан.

    Арт. 201. Фальшивых печатей, писем и расхода сочинители имеют на теле наказаны, или чести и имения, пожитков и живота лишены быть по состоянию, ежели обман велик или мал, или вредителей есть.

    Арт. 202. Ежели кто с умыслу лживое имя или прозвище себе примет и не­который учинит вред, оный за безчестнаго объявлен и по обстоятельству пре­ступления, наказан быть имеет.

    Толк. А ежели кто без обмана и без всякого вредительнаго намерения, но от страху себе наказания на теле или живота лишения, имя свое переменит, оного

    197

    никако не надлежит наказывать, и такое ему пременение имяне в правах допу-щаетца, и не запрещается.

    Арт. 203. Ежели кто явно прибитые указы, повеления нарочно и нагло раз­дерет, отбросит или вычернит, оный посланием на каторгу с жестоким наказа­нием или смертию, а ежели небрежением каким, то денежным штрафом, тюр-мою, шпицрутеном и прочим, по великости преступления, наказан быть имеет.

    Гл. ХХШ. - О палаче и профосах

    Арт. 204. Никто да не дерзает генералу-гевальдигеру, профосам и протчим судейским служителям, во управлении чина их, и когда оныя захотят взять винного, возбранять и воспрепятствовать, ниже б им противитися, ниже на па­лача каким образом нападать, когда он какую казнь по указу отправлять будет, под потерянием живота.

    Толк. Ибо сии суть слуги началства; и ежели им что непристойное учинит­ся, почитается властно, якобы высокому началству самому сие приключилось, и в отправлении должности их помешано.

    Когда палач к смерти осужденному имеет голову отсечь, а единым разом головы не отсечет, или когда кого имеет повесить, а веревка порветца, и осуж­денный с виселицы оторветца, и еще жив будет, того ради осужденный несво­боден есть, но палач имеет чин свой до тех мест отправлять, пока осужденный живота лишится, и тако приговор исправлен быть может.

    Арт. 205. Ежели осужденный будет противитца против того, который ко­мандирован будет его взять, а оного взять будет невозможно, тогда хотя осуж-деннаго оный и убьет, то за оное наказать не надлежит. Однакож сие для обыкновенных воров, а не чрезвычайных яко бунтовщиков и изменников, кото­рых убийством могут многие товарищи покрыты быть.

    Гл. XXIV. - О утаении и увозе злодеев

    Арт. 206. Никто б ни вышняго, ниже нижняго чина, никаким образом не дерзал, никого из неприятелей, изменника какова, или злодея утаить, или под каким видом уводить, дабы от заслуженнаго наказания оного освободить, под необходимою смертною казнию.

    Толк. Каждый должен злодея задержать и возпрепятствовать, чтоб не ушел, пока оный надлежащему караулу отдан не будет.

    Сие наказание и над оными произведено бывает, которые к сему делу вспо-могали.

    Арт. 207. Когда злодей караулу или генералу-гевальдигеру или профосам уже отдан, и оным онаго стеречь приказано будет, а злодей чрез небрежение их уйдет, или от них без указу отпуститца, тогда оные, которые в сем виновны, вместо преступителя, имеют надлежащее наказание претерпеть.

    Арт. 208. Ежели офицеру о погрешении салдата его донесено будет, тогда имеет оного немедленно за арест взять и погрешение онаго объявить. Ежели ж сего не учинит, то впервые 6 месяцев рядовым солдатом служить принужден, а вдругорядь яко негодный офицер отставлен быть.

    Арт. 209. Кто когда ошельмован или в руках палачевых был, оный в войске его величества терпим да не имеет быть, но надлежит оного отослать.

    198

    Толк. Солдаты и офицеры в великих преступлениях, как и протчие злодеи могут быть пытаны, в сем нет сомнения ибо в то время не яко салдат или офи­цер, но яко злодей почитается. Ежелиж он на пытке явится невинен, или от его величества, или фельтмаршала весьма прощен будет, то для невинности своей высокоповеренный чин свой может конечно паки отправлять, хотя он и в пала-чевских руках и на пытке был. Однакож иногда в сем деле бывает не без труд­ности до тех мест, пока над ним публично знамя не возложится. И тако чрез сие паки за честнаго причтен, и всем всеконечно запрещено будет, дабы ему сим впредь не попрекать.

    Российское законодательство Х-ХХ веков. Том 4. Ы., 1986, с. 328—365.

    О ШТАТЕ КОЛЛЕГИЙ

    И О ВРЕМЕНИ ОТКРЫТИЯ ОНЫХ

    (1717 г., декабря 11)

    Реэстр людям в Коллегия в каждой по сему

    Русские: Президент, Вице-Президент (Русской или иноземец); 4 Коллегии Советники, 4 Коллегии Ассесоры, 1 Секретарь, 1 Натарий, 1 Актуарий, 1 Реги­стратор, 1 Переводчик; подъячие трех статей1. Иноземцы: 1 Советник или Ас-сесор, 1 Секретарь, Шкрейвер. Начать надлежит всем Президентам с новаго года сочинять свои Коллегии и ведомости отвсюду брать, а в дела не вступаться до 1719 году, а с будущаго году конечно зачать свои Коллегии управлять, а понеже новым образом еще не управились, того ради 1719-го управлять старым манером в тех Коллегиях, а 1720 новым Президентам, которые ныне не в Сена­те, сидеть в Сенате с будущаго 1718 году.

    ПСЗ, т. V, № 3129.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   52


    написать администратору сайта